Научная статья на тему 'Музей и массовые открытые онлайн курсы'

Музей и массовые открытые онлайн курсы Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
877
57
Поделиться
Ключевые слова
MUSEUM / MOOCS / MUSEUM STUDIES / DIGITAL EDUCATION / МУЗЕЙ / MOOКИ / МУЗЕОЛОГИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Сизова Ирина Алексеевна

В статье дан аналитический обзор массовых открытых онлайн курсов (МООК), имеющих отношение к музею, музейному делу и другим аспектам музейной работы. Рассмотрены англоязычные и русскоязычные курсы, размещенные на различных платформах (Coursera, EdX, Udacity, MIT OpenCourseware, FutureLern, Iversity, Лекториум, Stepic, Универсариум). Показано, что музеи и музейное дело в формате МООКов представлено не столь массово, как по ИТ-дисциплинам. Обсуждается перспективность данного формата при обучении.

Museum and Massive Open Online Course

The paper presents an analytical review of massive open online course (MOOС) about museums and other aspects of museum work. The English and Russian courses hosted on different platforms (Coursera, EdX, Udacity, MIT OpenCourseware, FutureLern, Iversity, Lectorium, Stepic, Universarium) were considered. The prospects of this format in the training were discussed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Музей и массовые открытые онлайн курсы»

УДК 069:37 И. А. Сизова

МУЗЕЙ И МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ

Музеи, являющиеся хранителями историко-культурного наследия и социальной памяти, постоянно взаимодействуют с обществом. Данные институты подвержены постоянным изменениям под воздействием внутренних и внешних политических, экономических и культурных процессов. Но для многих музей до сих пор остается местом, где хранится история или где презентуется искусство. Однако роль и место музея в обществе постоянно меняются. Он становится инструментом в достижении социальной справедливости, или здоровья и благополучия общества, или борьбы за права человека.

Такое изменение роли музея способствует большему интересу общества к данному институту. И лучше разобраться в этом вопросе помогают массовые открытые онлайн курсы (МООК), ставшие результатом появившегося во второй половине ХХ в. движения за открытое образование, целями которого являются предоставление широкого доступа к учебным материалам и создание условий для обучения практически любого потребителя образовательных услуг. Особенность этих курсов в том, что их авторами являются видные ученые и преподаватели ведущих университетов мира по различным областям. Обучающиеся, не затрачивая больших финансовых и временных ресурсов, имеют возможность познакомиться как с ведущими учеными мира, так и с их видением различных проблем в своей области.

Нами были проанализированы списки массовых онлайн курсов на следующих платформах: Coursera1, EdX2, Udacity3, MIT Open Courseware4 — все США, FutureLern5 (Великобритания), Iversity6 (Германия), Crypt4you7 (Испания), OpenUpED8 (Евросоюз), Лекториум9, Stepic10, Универсариум11 — все Россия, XuetangX12 и Chinese MOOCs13 — Китай, EduKart14 (Индия), OpenLearning15 (Австралия) и P2PU16 (The Peer 2 Peer University).

1 Coursera—https://www.coursera.org/

2 EdX—https://www.edx.org/

3 Udacity—https://www.udacity.com/

4 MIT OpenCourseWare (OCW)—http://ocw.mit.edu/index.htm

5 FutureLern—https://www.futurelearn.com/about

6 Iversity — https://iversity.org/

7 Crypt4you—http://www.crypt4you.com/

8 OpenUpED—http://www.openuped.eu/

9 .HeKTopHyM—https://www.lektorium.tv/

10 Stepic—https://stepic.org/

11 yHHBepcapnyM—http ://universarium. org/project

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 XuetangX—https://www.xuetangx.com/

13 Chinese MOOCs—http://www.chinesemooc.org/

14 EduKart—http://www.edukart.com/

15 OpenLearning — https://www.openlearning.com/

16 The Peer 2 Peer University—https://www.p2pu.org/en/

В результате анализа было выявлено, что курсов, освещающих деятельность музея в современном мире, да и в целом связанных с музеями, на МООК-платформах не так уж и много, так как в тематике курсов, представленных на МООК-площадках, доминируют курсы по математике, информатике и программированию, а также физике и естественнонаучным дисциплинам (биология, медицина). Более того, подавляющее большинство таких курсов представлено на английском языке. Давайте рассмотрим их подробнее.

Самая крупная МООК-платформа в мире сегодня — Coursera. В результате мониторинга списка курсов было выявлено немногим более 10 МООКов, связанных с музейной тематикой. Среди них следует выделить курсы, разработанные сотрудниками различных музеев.

Сотрудники Американского музея естественной истории (AMNH) разработали четыре курса, связанных с естественнонаучными дисциплинами. Первый курс — The Dynamic Earth: A Course for Educators17 — предоставляет обучающимся обзор сведений о происхождении и эволюции Земли. В курсе объясняются резкие изменения Земли за последние 4 миллиарда лет, в том числе то, как эволюция жизни на Земле повлияла на ее атмосферу. Второй курс — Evolution: A Course for Educators18 — знакомит с теорией Дарвина, с историей жизни на Земле и эволюцией человека. Третий курс — Genetics and Society: A Course for Educators19 — дает представление о развитии науки о геноме, этических проблемах, связанных с его изучением, медицинских проблемах генома, а также о влиянии науки о геноме на развитие сельского хозяйства (продукты с ГМО) и общество (клонирование животных и человека). Четвертый курс — Our Earth's Future20 — о науке об изменении климата. Студенты будут учиться у ученых в области климатологии, океанографии и антропологии.

Сотрудниками Музея современного искусства (МоМА) разработаны три курса. Первый из них — Modern Arts and Ideas21 — позволит обучающимся развить навыки понимания искусства через тематические линзы, изучая картины из коллекции Музея современного искусства. Следующие курсы — Art and Inquiry: Museum Teaching Strategies For Your Classroom22 и Art & Activity: Interactive Strategies for Engaging with Art23 — были разработаны с целью создать глобальное сообщество для обмена идеями по поводу интерактивного обучения. Авторы-разработчики надеются, что обучающиеся будут обмениваться идеями и опытом не только в рамках курсов, но и за их пределами.

Отличие этих двух курсов заключается в том, что они осуществляются в режиме non-stop, то есть любой заинтересовавшийся сможет подключиться к курсу в любой момент, тогда как у других курсов есть конкретная дата начала и конкретный срок продолжительности (от 4 до 8 недель).

17 Mathez E., Kinzler R. The Dynamic Earth: A Course for Educators // URL: https://www.coursera. org/learn/earth-amnh (дата обращения: 06.06.2016).

18 Cracraft J., Randle D. Evolution: A Course for Educators // URL: https://www.coursera.org/learn/ teaching-evolution (дата обращения: 06.06.2016).

19 DeSalle R., Randle D. Genetics and Society: A Course for Educators // URL: https://www.cours-era.org/learn/genetics-society# (дата обращения: 06.06.2016).

20 Тllinger D. Our Earth's Future // URL: https://www.coursera.org/learn/earth-climate-change (дата обращения: 06.06.2016).

21 Mazzola L. Modern Arts and Ideas // URL: https://www.coursera.org/learn/modern-art-ideas (дата обращения: 06.06.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 Mazzola L. Art and Inquiry: Museum Teaching Strategies For Your Classroom // URL: https:// www.coursera.org/learn/artinquiry (дата обращения: 06.06.2016).

23 Baldenhofer J., MazzolaL., Pau S. Art & Activity: Interactive Strategies for Engaging with Art // URL: https://www.coursera.org/learn/art-activity (дата обращения: 06.06.2016).

Таким образом, музеи выступают в качестве образовательных институтов, предлагающих нестандартные методы обучения, в том числе изначально разработанные для музеев.

Курс профессора египтологии Пенсильванского университета, доктора Дэвида П. Силь-вермана (David P. Silverman) Ancient Egypt24 («Древний Египет») посвящен изучению истории конкретной страны в исторической ретроспективе — Египту. Автор курса является куратором египетского отдела музея Пенсильванского университета. В своем курсе он использует много оригинальных египетских артефактов, чтобы проиллюстрировать свои лекции. Этот курс позволяет не только изучить историю Египта, но и знакомит обучающихся с возможностями музея как источника для проведения научных исследований, тем самым подтверждая мнение о музее как научно-исследовательском институте.

В этом же ряду стоит курс The history of ancient Egypt, based on six key items25 («История Древнего Египта, базирующаяся на шести ключевых предметах»), разработанный сотрудниками Манчестерского университета: Dr Joyce Tyldesley, Dr Glenn Godenho, Dr Campbell Price. Этот курс представляет собой введение в историю Древнего Египта, используя шесть предметов из коллекции Манчестерского музея. Эти артефакты, по мнению авторов, позволят совершить путешествие по Древнему Египту от додинастических времен до эпохи греко-римского влияния, включая период правления Клеопатры.

Стоит отметить и курсы, которые будут полезны музейным менеджерам для развития их организаций в современных условиях. Одним из таких является курс Leading Innovation in Arts & Culture26, разработанный Дэвидом Оуэном (David Owens) из университета Вандербильт. Изучившие данный курс смогут:

1. Анализировать ограничения на инновации в организации сферы культуры, предвидеть препятствия и возможности, а также выработать общее видение.

2. Выстраивать процесс управления потребностями различных заинтересованных сторон, изменения приоритетов и неопределенности, присущих новым инициативам.

3. Формировать культуру инноваций, которая генерирует новые перспективы и проблемы существующей практики.

4. Создавать клиентообразующую среду в рамках организации сферы культуры, которая предвосхищает потребности клиентов.

Формат представления всех курсов на платформе Coursera имеет схожую структуру. Так, все курсы включают короткие видеолекции/интервью, которые дополняются демонстрацией слайдов с инфографикой и разнообразными методическими материалами для закрепления пройденного, тестовые задания по каждому разделу и форум для обсуждения. Заканчиваются курсы итоговым тестом или проектной работой, по результатам которых может быть выдан сертификат.

Следующей изучаемой МООК-площадкой, на которой имеются курсы, связанные с музейной тематикой, является MIT Open Courseware (http://ocw.mit.edu). Выделим только один курс по данной тематике на этой платформе — The Art Museum: History, Theory, Controversy27 («Художественный музей: история, теория, противоречия»), разработанный

24 Silverman David P. Ancient Egypt // URL: https://www.coursera.org/learn/ancientegypt (дата обращения: 06.06.2016).

25 Tyldesley J., Godenho G., Price C. Ancient Egypt: A history in six objects // URL: https://www. coursera.org/course/ancientegypt (дата обращения: 06.06.2016).

26 Owens David A. Leading Innovation in Arts & Culture // URL: https://www.coursera.org/course/ innovation (дата обращения: 06.06.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Smentek K. The Art Museum: History, Theory, Controversy // URL: http://ocw.mit.edu/courses/ architecture/4-609-the-art-museum-history-theory-controversy-spring-2014/ (дата обращения: 06.06.2016).

профессором Кристел Сментек (Kristel Smentek). Судя по описанию данного курса, он рассчитан на обучающихся, специализирующихся в области теории и практики музейного дела.

Таким образом, это первый курс, предназначенный конкретно для будущих и действующих музейных сотрудников.

Теперь обратимся к европейским платформам. Одна из крупнейших — FutureLearn, которая объединила ведущие британские и международные университеты. Данная площадка стремится составить достойную конкуренцию тем проектам, которые уже несколько лет активно занимаются созданием массовых открытых онлайн курсов, прежде всего Coursera и edX.

На данной платформе нами были выявлены 3 курса, связанные с музеями. Первый из них — курс Shakespeare and His World28 («Шекспир и его мир»), подготовленный Дж. Бейтом. Данный МООК предоставляет доступ к уникальным историческим коллекциям музея, библиотеки и архивным материалам: записавшиеся на курс могут заглянуть в хранилище фонда «Дом Шекспира». Музей в данном курсе выступает как иллюстративный материал. Этот курс рассчитан на всех интересующихся жизнью и творчеством У Шекспира, учащихся средней школы или студентов, регулярных посетителей театров, всех, кто хочет больше узнать о Шекспире.

Второй связан с историей «холодной войны» — курс From World War to White Heat: the RAF in the Cold War29, созданный доктором Россом Махоуни (Ross Mahoney), историком авиации и сотрудником Музея ВВС Великобритании, и доктором Эмметом Салли-ван (Emmett Sullivan), доцентом истории, Royal Holloway. Курс широко использует материал из архива музея ВВС, чтобы проиллюстрировать историю «холодной войны». Данный курс рассчитан на тех, кто интересуется военной историей и историей авиации.

И, наконец, третий курс — Behind the Scenes at the 21st Century Museum30 («Закулисье музея XXI века»). Курс был создан ведущими академическими исследователями и музейными специалистами в области музейного дела из школы музейных исследований Университета Лестера и Национального музея Ливерпуля. Лестерская музеологическая школа является одной из крупнейших и старейших в Европе, разработанные ею теории музейного дела имеют широкое признание среди музейных сотрудников всего мира.

Данный курс заявлен для всех интересующихся музеями и их деятельностью. Однако, на наш взгляд, его в первую очередь следует рекомендовать именно действующим музейным сотрудникам с целью повышения их квалификации и студентам, обучающимся по программам бакалавриата и магистратуры, связанным с музейным делом.

На немецкой платформе Iversity были выявлены 2 курса, связанные с музеями. Первый — Myths and Facts About Rocks31 («Мифы и факты о камнях») — включает в себя следующие аспекты:

• понимание ключевых геологических концепций, в том числе кристаллов, минералов и пород;

28 Bate J. Shakespeare and His World // URL: https://www.futurelearn.com/courses/shakespeare-and-his-world (дата обращения: 10.06.2016).

29 Mahoney R., Sullivan E. From World War to White Heat: the RAF in the Cold War // URL: https:// www.futurelearn.com/courses/raf-cold-war (дата обращения: 06.06.2016).

30 MacLeod S., Dodd J., Sandell R., Watson S. Behind the Scenes at the 21st Century Museum // URL: https://www.futurelearn.com/courses/museum (дата обращения: 06.06.2016).

31 Krasnoshchekova L., Ananieva L., Martynova T. Myths and Facts About Rocks // URL: https:// iversity.org/en/courses/myths-and-realities-of-stone (дата обращения: 06.06.2016).

• применение основных методов определения свойств минералов, структуры и текстуры горных пород;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• определение состава, условия формирования, характерные черты естественного происхождения и городской среды, каменный материал и определение его практической значимости и пр.

В общем, этот курс дает обзор некоторых аспектов нашего мира с геологической точки зрения.

Одним из авторов этого курса является сотрудник геологического музея Томского политехнического университета (ТПУ). Таким образом, музей вновь выступает в качестве базы научного исследования. Во втором курсе — Contemporary Chinese Art Award32 — музей также выступает в качестве базы научного исследования.

Российские МООК-платформы также имеют ряд курсов, связанных с музейной тематикой. Так же, как и у зарубежных партнеров, имеются курсы, подготовленные музейными сотрудниками. Одним из таких является курс «Мир русской избы и русской игрушки»33 на платформе Универсариум, который рекомендован всем интересующимся историей России, ее традициями и корнями.

На платформе Лекториум имеется курс, видеолекции которого снимались в стенах Государственного музея Арктики и Антарктики34 — «Меняющаяся Арктика», автором которого является лауреат Нобелевской премии мира 2007 г. Терри Каллаган. К сожалению, кроме музейных интерьеров больше никаких музейных элементов в курсе не использовалось.

Что касается азиатских платформ, то на них курсов, связанных с музейной тематикой, нами выявлено не было.

Таким образом, нами были проанализированы курсы на 16 МООК-платформах. Курсов, связанных с музейной тематикой, было выявлено 18 на таких площадках, как Coursera (10), MIT Open Courseware (1), FutureLearn (3), Iversity (2), Универсариум (1), Лекториум (1). Однако из них курсов, предназначенных конкретно для обучающихся музейному делу или для действующих музейных сотрудников, выявлено только два:

1. Behind the Scenes at the 21st Century Museum (FutureLearn) и

2. The Art Museum: History, Theory, Controversy (MIT Open Courseware).

Данные курсы имеют хорошо продуманную структуру, способствующую пониманию места и роли современного музея в изменяющемся обществе, и могут рассматриваться в качестве курсов повышения квалификации для музейных сотрудников и/или дополнительных образовательных курсов для студентов, обучающихся музейному делу.

Еще один курс — Leading Innovation in Arts & Culture developed (Coursera) будет полезен современным музейным менеджерам с целью разработки такой концепции развития музейного института, которая бы отвечала современным требованиям.

Остальные 15 курсов также могут быть полезны действующим и будущим музейным сотрудникам с точки зрения понимания культурно-образовательных и научных возможностей музейных учреждений, но в первую очередь музеи в данных курсах выступают образовательной, научной или иллюстративной базой какой-либо темы. Авторами 12 из

32 Schindhelm M., Danuser E., Ruf B., Soldenhoff R. CCAA | Chinese Contemporary Art Award // URL: https://iversity.org/en/courses/ccaa-contemporary-chinese-art-award (дата обращения: 06.06.2016).

33 Алферов А.И., Греф А. Э., Скилова С.Ю., Слонимская Е. А., Афанасьев А. Г. Мир русской избы и русской игрушки // URL: http://universarium.org/course/348 (дата обращения: 10.06.2016).

34 Российский государственный музей Арктики и Антарктики // URL: http://www.polarmuseum. ru (дата обращения: 06.06.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 курсов являются сотрудники крупнейших музеев мира (МоМА, АМИН и др.), включая музеи ведущих университетов (Пенсильванский университет, ТПУ и др.). В остальных курсах различные музеи становились иллюстративной основой для изучаемой темы.

Формат представления всех курсов по музейной тематике схож: он включает короткие видеолекции (2-8 мин.), дополнительный материал с возможностью обсуждения на форумах, проверочные вопросы в виде теста. Образовательная модель таких онлайн-кур-сов строится по следующей схеме:

Обучающиеся прослушивают на сайте МООК лекции, которые дополняются демонстрацией слайдов с инфографикой и разнообразными методическими материалами для закрепления пройденного.

Самостоятельно выполняют в любое удобное время задания, полученные от преподавателя. Это может быть чтение дополнительных книг, работа с интернет-ресурсами, написание эссе, небольшое исследование или тестирование. Сдача промежуточных и финальных проверочных заданий происходит с соблюдением четких сроков.

Для консультирования обучающихся и обсуждения пройденного учебного материала используются интерактивные форумы.

По итогам освоения МООК происходит сдача итогового экзамена (это может быть тестирование или выполнение проектного задания) и получение сертификата от учебного заведения — организатора курса.

Курсы в формате МООК по музейной тематике, как и по другим темам, имеют свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести следующие:

1. Отсутствие оплаты за обучение при получении знаний от ведущих мировых ученых, включая лауреатов Нобелевской премии.

2. Качественный контент, обеспечиваемый сотрудничеством с ведущими университетами и музеями мира.

3. Отсутствие географических барьеров — достаточно иметь персональный компьютер и доступ в Интернет, чтобы получить доступ к информации на другом конце мира.

4. Отсутствие входных требований к уровню подготовки обучающегося, что открывает возможности учиться работающим, домохозяйкам, пенсионерам, людям с ограниченными физическими возможностями.

5. Возможности профессионального сотрудничества, возникающие в процессе обмена мнениями и идеями в форумах курсов.

Но имеются и недостатки. Некоторые авторы35 определяют следующие недостатки массовых курсов:

Отсутствие аккредитации. Проделав большую работу и приложив немало усилий для завершения курса, студенты не получают академического кредита (зачета), и не существует никакого официального признания прохождения того или иного курса. Предпринимаются усилия для того, чтобы придать MOOCs статус академических курсов и присваивать кредиты за их прохождение, но никаких конкретных решений по этому поводу не принято.

35 ClarkPatric. Academics are Down on MOOCs. Business Schools Aren't // URL: http://www.busi-nessweek.com/articles/2014-01-16/academics-are-down-on-moocs-dot-business-schools-arent/ (дата обращения: 01.05.2016); Helmer John. Пара ключевых трендов обучения этого года: MOOCs и OA // URL: http://www.smart-edu.com/moocs-and-oa.html (дата обращения: 01.05.2016); Гулая Т.М. Массовые открытые онлайн-курсы (MOOCS)—новое направление развития высшего образования: возможности, проблемы, перспективы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 19. С. 44-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Излишняя массовость. Во всех университетах соотношение количества преподавателей и студентов является важным параметром, оно учитывается при оценке уровня внимания, которое преподаватель может уделить учащимся. Когда в аудитории меньше студентов, преподаватель может работать над слабыми и сильными сторонами каждого отдельного студента и обеспечить его поддержкой и мотивацией. Структура MOOCs лишает преподавателя возможности индивидуально работать со студентами; в результате этого у обучаемых может возникнуть ощущение, что они предоставлены самим себе.

Высокий процент незавершенных курсов. Записаться на курс легко, но доучиться до конца, завершить курс — совсем другое дело. Согласно статистическим данным, только 10% зарегистрировавшихся проходят курс до конца. Также данные свидетельствуют о том, что интерес к MOOCs со временем ослабевает, и многие бросают, даже не завершив выполнение первого задания.

Отсутствие мотивации. MOOCs в основном бесплатны. Нет денежного штрафа за незавершение курса. Также, как отмечалось выше, большинство учебных заведений не предоставляют им статуса академических кредитов. Прохождение MOOCs может добавить некоторый навык в вашем резюме, но не приведет к значительному продвижению по службе или прорыву в карьере. Таким образом, не существует какой-либо реальной мотивации для завершения курса. Масса людей записываются на те или иные MOOCs, даже не думая, смогут ли они уделить время занятиям. Не так дело обстоит с традиционными учебными курсами, где перспектива будущего трудоустройства побуждает многих студентов завершить курс.

Несовершенная система оценки. Оценка заданий тысяч студентов — главная проблема MOOCs, и хотя компьютеры оказывают неоценимую помощь в оценке заданий тестового характера, оценка научных исследований, эссе и т. д. остается главной проблемой.

Языковой барьер. Зачастую МООКи разработаны на английском языке. И несмотря на то что английский является основным языком международного культурного и научного общения, не все им владеют в той степени, которая необходима для изучения курса. Здесь встает проблема профессиональной терминологии, изучение и понимание которой для учащихся, у которых английский язык не родной, занимает значительное количество времени и сил. Да, существуют сообщества, которые переводят наиболее популярные МООКи на различные языки, но таких курсов не так много, как хотелось бы.

Что касается массовых курсов по музейной тематике, то для них также характерны все эти недостатки, но имеется небольшое количество таких, какие характерны конкретно для музейных курсов:

• сложность поиска курсов, связанных с конкретной музейной деятельностью: приходится приложить немало усилий, чтобы найти и проанализировать полезность курса для своих профессиональных нужд;

• языковой барьер, не позволяющий всем желающим обучаться на том или ином курсе, при этом курсы по музейной тематике не попадают в список наиболее популярных, которые переводятся сообществами на отличные от английского языки;

• сертификация по такому курсу не всегда имеет прикладное значение, студенты и сотрудники музеев не могут отчитаться ими в своей учебе или работе.

Что касается перспектив использования МООКов по музейной тематике для сту-дентов-музеологов и действующих сотрудников музейных учреждений, то они в первую очередь связаны с преимуществами, которые могут получать обучающиеся на таких курсах.

Так, бакалавры и магистры музейного дела, обучающиеся на музейных МООКах, могут лучше понять функции музейных учреждений, оценить место и роль музея в современном обществе, понять возможности музеев в стабилизации и развитии местного сообщества. Участие в подобных курсах могло бы являться основанием для получения зачета/экзамена по различным предметам, включая и профессиональные, музейной направленности.

Для аспирантов в России, обучающихся по специальности «Музеология, консервация и реставрация историко-культурных объектов», обучение на таких курсах возможно в рамках дисциплины «Профориентационный иностранный (английский) язык», где они смогут получить языковую практику в профессиональной сфере.

Для действующих сотрудников музейных учреждений обучение на таких курсах позволит, с одной стороны, расширить профессиональную сеть своих контактов, в том числе для проведения совместных научных и прочих исследований, с другой — повысить свои профессиональные и языковые компетенции. Хотелось бы, чтобы сертификаты музейных МООКов не просто были приятным дополнением, но и засчитывались работодателем в качестве документа о прохождении стажировки или повышении квалификации.

Таким образом, МООК в музейной практике пока является малоизученным явлением, хотя, безусловно, базируется на теоретических основах дистанционного образования и электронного обучения. Использование предметно-языкового и профессионально-ориентированного подходов при создании музейных МООКов может открыть новые перспективы применения этого вида обучения, а также повысить престиж музейных учреждений и музейного образования в обществе.

Информация о статье Автор: Сизова Ирина Алексеевна — канд. ист. наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Российская Федерация, sizova_i@ mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заглавие: Музей и массовые открытые онлайн курсы.

Абстракт: В статье дан аналитический обзор массовых открытых онлайн курсов (МООК), имеющих отношение к музею, музейному делу и другим аспектам музейной работы. Рассмотрены англоязычные и русскоязычные курсы, размещенные на различных платформах (Coursera, EdX, Udacity, MIT OpenCourseware, FutureLern, Iversity, Лекториум, Stepic, Универсариум). Показано, что музеи и музейное дело в формате МООКов представлено не столь массово, как по IT-дисциплинам. Обсуждается перспективность данного формата при обучении.

Ключевые слова: музей; МООКи; музеология; электронное обучение.

Information on article Author: Sizova Irina Alexeevna — Ph. D. in History, Associate Professor, National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, sizova_i@mail.ru. Title: Museum and Massive Open Online Course.

Abstract: The paper presents an analytical review of massive open online courses (MOOQ about museums and other aspects of museum work. The English and Russian courses hosted on different platforms (Coursera, EdX, Udacity, MIT OpenCourseware, FutureLern, Iversity, Lectorium, Stepic, Universarium) were considered. The prospects of this format in the training were discussed.

Key words: museum; MOOCs; museum studies; digital education.