Научная статья на тему 'Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России'

Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
4410
563
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ONLINE EDUCATION / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ (МООК) / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES (MOOC) / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ / ONLINE PLATFORM / СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ / PROMOTION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Татьяна Вадимовна, Вилкова Ксения Александровна, Щеглова Ирина Александровна

Молниеносный захват рынка образовательных услуг массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК) в начале XXI в. задал новый тренд в системе образования в мире. В период глобализации и цифровизации образования МООК становятся эффективным инструментом продвижения вузов в международном образовательном пространстве, популяризации культуры страны, а также способом привлечения дополнительного дохода. Многие страны, в том числе Россия, вклю чились в гонку онлайн-образования. Публикаций, в которых исследуется рынок МООК и его перспективы в условиях российской системы образования, пока немного. Основная цель данной работы заключается в описании рынка МООК, стратегий поведения провайдеров на международном и национальном рынках онлайн-образования, а также в классификации участников МООК на основе открытых данных, собранных с онлайн-платформ. На основе анализа данных платформ выделяются свободные ниши на рынке МООК и оцениваются возможные направления деятельности российских провайдеров в международном образовательном пространстве. Помимо исследовательской литературы для подготовки статьи использовались отчеты и официальные документы по тематике МООК, информация с сайтов онлайн-платформ, база количественных данных, собранных с двух ведущих онлайн-платформ, а также база количественных данных с агрегатора Class Central, на котором представлена информация по МООК, размещенным на нескольких крупных онлайн-платформах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенова Татьяна Вадимовна, Вилкова Ксения Александровна, Щеглова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The MOOC Market: Prospects for Russia

As massive open online courses (MOOC) rapidly invaded the education services market at the beginning of the 21st century, a new trend emerged in global education. In the era of globalization and digitization, MOOC acts as an efficient tool to promote universities in the international educational arena, popularize national cultures, and raise additional funds. This is why a lot of countries, including Russia, have entered the race for online courses. Despite all the focus on MOOC in global education, the proportion of studies analyzing the MOOC market and the prospects for MOOCs in the Russian context is rather small. This article mainly seeks to describe the MOOC market and behavioral patterns of MOOC providers in the international and national online education markets, and to classify MOOC players based on open source data collected from online platforms. As a conclusion, platform data analysis findings are used to identify vacant niches in the MOOC market, and possible avenues of Russian providers' development in the international segment are assessed. Several data sources were used to solve the study objectives: articles, reports, official MOOC-related documents, information from online platform websites, a body of quantitative data collected from two leading online platforms, and a base of quantitative data from the Class Central aggregator, which contains information on MOOCs offered by several major online platforms.

Текст научной работы на тему «Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России»

Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России

Т. В. Семенова, К. А. Вилкова, И. А. Щеглова

Семенова Татьяна Вадимовна

младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: [email protected] Вилкова Ксения Александровна стажер-исследователь Центра социологии высшего образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: kavilkova@ edu.hse.ru

Щеглова Ирина Александровна

аналитик Центра социологии высшего образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: [email protected]

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.

Аннотация. Молниеносный захват рынка образовательных услуг массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК) в начале XXI в. задал новый тренд в системе образования в мире. В период глобализации и цифровизации образования МООК становятся эффективным инструментом продвижения вузов в международном образовательном пространстве, популяризации культуры страны, а также способом привлечения дополнительного дохода. Многие страны, в том числе Россия, вклю-

чились в гонку онлайн-образования. Публикаций, в которых исследуется рынок МООК и его перспективы в условиях российской системы образования, пока немного. Основная цель данной работы заключается в описании рынка МООК, стратегий поведения провайдеров на международном и национальном рынках онлайн-образования, а также в классификации участников МООК на основе открытых данных, собранных с онлайн-платформ. На основе анализа данных платформ выделяются свободные ниши на рынке МООК и оцениваются возможные направления деятельности российских провайдеров в международном образовательном пространстве. Помимо исследовательской литературы для подготовки статьи использовались отчеты и официальные документы по тематике МООК, информация с сайтов онлайн-платформ, база количественных данных, собранных с двух ведущих онлайн-платформ, а также база количественных данных с агрегатора Class Central, на котором представлена информация по МООК, размещенным на нескольких крупных онлайн-платформах. Ключевые слова: онлайн-образова-ние, массовые открытые онлайн-курсы (МООК), онлайн-платформы, стратегии продвижения.

DOI: 10.17323/1814-9545-2018-2-173-197

Статья поступила в редакцию в декабре 2017 г.

Начиная с 2012 г., провозглашенного влиятельным американским изданием New York Times годом массовых открытых он-лайн-курсов (МООК)1, неуклонно растут количество онлайн-курсов и численность пользователей, регистрирующихся на эти курсы, а также создаются новые онлайн-платформы. Общее число доступных интернет-пользователям МООК приближается к 10 тыс. курсов, относящихся к разным областям знаний. Более 700 университетов во всем мире включились в гонку по созданию собственных МООК. Численность слушателей онлайн-курсов в 2017 г. составила около 81 млн2. Общее число выдаваемых по итогам успешного прохождения МООК сертификатов также стабильно растет с 2012 г. [Chuang, Ho, 2016]. Самыми популярными провайдерами МООК являются американские платформы Coursera, edX и Udacity, а также британская FutureLearn. Во многих странах появились национальные онлайн-платформы: XuetangX в Китае, MiriadaX в странах Латинской Америки, France Université Numérique (FUN) во Франции, EduOpen в Италии, SWAYAM в Индии, Национальная платформа открытого образования (НПОО) в России. В 2017 г. китайский онлайн-провайдер XuetangX занял третье место по числу слушателей (9,3 млн), обогнав FutureLearn (7,1 млн).

Изначально онлайн-курсы размещались на платформах для достижения социальной цели — предоставления свободного доступа к качественному высшему образованию, а также для решения внутренних задач учебного заведения, т. е. для использования собственных МООК или онлайн-курсов других университетов в своем учебном процессе [Hollands, Tirthali, 2014; Kizilcec et al., 2017]. В начале 2014 г. возник запрос на создание целых онлайн-программ, основанных на МООК. Кроме того, размещение МООК на международных платформах становится способом популяризации культуры разных стран и инструментом повышения статуса национальных систем высшего образования в мире. Ряд стран, прежде всего азиатских — Китай, Южная Корея, Малайзия, выдвигает сегодня создание МООК, а также их размещение и продвижение на зарубежных онлайн-платформах в качестве одной из основных стратегических задач на государственном уровне, рассчитывая в перспективе создать систему высшего образования, высоко оцениваемую мировым сообществом и способную конкурировать с ведущими мировыми образовательными системами [Fadzil, Latif, Munira, 2015].

Быстрое распространение МООК обусловлено не только стремлением вузов завоевать признание на международном рынке онлайн-образования. Не последнюю роль здесь играет

1 http://www.nytimes.com/2012/11/04/education/edlife/massive-open-online-courses-are-multiplying-at-a-rapid-pace.html /

2 https://www.class-central.com/moocs-year-in-review-2017

возможность монетизации своих проектов. Онлайн-платформы, например Coursera, edX, совместно с университетами предлагают дополнительные платные услуги сертификации, а также помощь личного ассистента в прохождении онлайн-курса. Поставщики МООК стараются не только окупить затраты на их создание, которые могут достигать 150 тыс. долларов за курсз, но и получить прибыль. Постепенно создаются новые и совершенствуются имеющиеся модели монетизации МООК. В 2014 г. мировой рынок МООК был оценен в 1,13 млрд долл., а к 2019 г. он, как ожидается, вырастет до 7,69 млрд долл.4 Кроме того, в условиях высокой конкуренции между университетами в мире МООК стали новым инструментом по продвижению образовательного бренда вузов среди потенциальных абитуриентов (в том числе среди иностранных студентов), а также площадкой по продаже сертификатов не только для физических лиц, но и для корпоративных клиентов, которые могут заказать создание серии онлайн-кур-сов для развития необходимых компетенций у своих сотрудников.

Российские университеты тоже активно разрабатывают и используют онлайн-курсы. Однако работ, в которых исследовался бы рынок МООК и его перспективы в России, пока немного. Одна из них — исследование российского рынка онлайн-образо-вания и образовательных технологий, проведенное компанией «Нетология Групп» в 2017 г.5, но в ней рассматривается развитие онлайн-образования в целом и не описан подробно международный рынок МООК. Другие работы российских авторов касаются истории создания и развития МООК, но не исследуют роль и перспективы России на международном рынке МООК [Айнут-динова, Айнутдинова, 2017; Крохмаль, 2017].

В данном исследовании мы поставили перед собой следующие цели: 1) описать основные стратегии поведения стран на рынке МООК; 2) проанализировать позиционирование стран на международном рынке МООК; 3) оценить тематическую наполненность международного рынка МООК для определения незанятых ниш; 4) представить возможные направления деятельности на международном рынке МООК для российских провайдеров. В исследовании использованы следующие источники данных: 1) статьи, отчеты, официальные документы по тематике МООК, информация с сайтов онлайн-платформ; 2) база количественных данных, собранных с двух ведущих онлайн-платформ; 3) база количественных данных с агрегатора Class Central, на котором представлена информация по МООК, размещенным на нескольких крупных онлайн-платформах.

3 https://raccoongang.com/blog/how-much-does-it-cost-create-online-course/

4 https://www.technavio.com/blog/how-do-moocs-make-money

5 http://edumarket.digital

Начиная с 2015 г. на рынке МООК формируются международная и национальная площадки. На международном рынке МООК представлены университеты и другие организации разных стран мира, которые производят онлайн-курсы на разных языках. Субъектами такого рынка выступают производители онлайн-курсов из разных стран и потребители онлайн-курсов во всем мире. В отличие от международного рынка на национальном представлены провайдеры одной или нескольких стран, которые производят МООК на государственном языке, например, на MirfadaX5 размещаются курсы на испанском языке, на FUN — на французском, на XuetangX8 — на китайском, на НПОО — на русском. Субъектами национального рынка выступают производители онлайн-курсов одной или нескольких стран с одним и тем же государственным языком и потребители онлайн-курсов, которые являются носителями этого языка. Создание и развитие национальных платформ, как правило, подчинено локальным целям. Например, одной из задач платформы FUN является распространение образовательных продуктов французских провайдеров.

В зависимости от того, на каком рынке МООК — международном или национальном — действуют провайдеры разных стран, можно выделить две поведенческие стратегии по созданию и продвижению онлайн-курсов. При определении стратегии поведения на рынке использовались следующие источники:

• официальные сайты ведущих платформ (для оценки стратегии поведения страны на рынке МООК через ее провайдеров, которые размещают МООК на онлайн-платформах);

• официальные сайты национальных платформ, на которых размещаются МООК;

• статьи и отчеты, посвященные описанию действий провайдеров страны на рынке МООК (при поиске статей и отчетов использовались такие ключевые слова, как «МООК», «он-лайн-курс», «платформа», «развивающаяся страна», «развитая страна», а также названия стран);

• официальные документы, в которых закреплена стратегия поведения страны (ее провайдеров) на рынке МООК.

Первая стратегия предполагает позиционирование и продвижение страны на международном рынке МООК посредством создания и размещения онлайн-курсов на платформах, пользователями которых являются граждане разных стран мира.

6 https://miriadax.net/cursos

7 https://www.fun-mooc.fr/about

8 http://www.xuetangx.com/global

1. Международный и национальный рынок МООК

К ведущим международным провайдерам можно отнести крупные американские платформы edXM Coursera, которые сотрудничают с организациями/вузами из других стран9 и на долю которых приходится наибольшая численность слушателей из разных стран10. Вторая стратегия — это продвижение онлайн-образования на внутреннем рынке для решения локальных задач. Для ее реализации могут использоваться национальные платформы и/или ресурсы ведущих провайдеров. Например, на европейском пространстве МООК используются для обеспечения социальной инклюзии, для развития языковых и предпринимательских навыков11, особое внимание здесь уделяется формированию у мигрантов навыков, которые позволят им получить доступ к рынку труда12.

Первую стратегию применяют в основном страны азиатского региона (Малайзия, Южная Корея, Япония), ряд европейских стран (Дания, Швеция, Нидерланды и Италия), а также арабские страны (Египет и Саудовская Аравия). В рамках данной стратегии создаются онлайн-курсы на международном языке (английском) по разным предметным областям, включая курсы по дисциплинам из образовательных программ, и МООК, посвященные истории страны, ее культурным особенностям и изучению языка. Например, университеты Южной Кореи размещают на международных платформах англоязычные курсы по изучению корейского языка для начинающих («Учим говорить по-ко-рейски-1» — Learn to Speak Korean-1), МООК по корейской истории и политике («Современная история Кореи: освобождение, война и ядерные амбиции» — Modern Korean History: Liberation, War and Nuclear Ambitionsy3. Университеты Японии разработали МООК о японской культуре («Введение в японские субкультуры» — An Introduction to Japanese Subcultures, «Визуализируя послевоенный Токио» — Visualizing Postwar Tokyo), а также курс об особенностях поступления в японские университеты и обучения в них («Обучение в японских университетах» — Studying in Japanese Universities)м.

Стратегия развития национальной системы образования через создание и распространение МООК своих университетов на ведущих платформах может закрепляться на государ-

9 Например, платформа Coursera заключила партнерские отношения со 164 учебными заведениями из 29 стран: https://www.coursera.org/ about/partners

10 На конец 2017 г. совокупная аудитория Coursera и edX достигла 44 млн пользователей: https://www.class-central.com/report/moocs-stats-and-trends-2017/

11 https://eadtu.eu/about-eadtu/about-eadtu

12 https://moonliteproject.eu/

13 https://www.mooc-list.com/tags/korea

14 https://www.mooc-list.com/tags/japan

ственном уровне. Например, в Малайзии Министерство высшего образования в 2015 г. разработало стратегию создания и поддержки онлайн-курсов, целью которой является повышение узнаваемости бренда страны в глобальном пространстве [Al-Atabi, 2013; Fadzil, Latif, Munira, 2015]. Она рассчитана на десятилетний период (с 2015 по 2025 г.), в течение которого должна быть создана инфраструктура, подготовлены кадры и разработаны модели действий, необходимые для успешного выхода на международный рынок онлайн-образования. Согласно данной стратегии на первом этапе определяются ключевые сферы, в которых предполагается создание МООК высокого качества, устанавливаются партнерства с ведущими платформами, определяются свободные ниши и организуется национальный центр по электронному обучению, отвечающий за координацию создания МООК и их продвижение на платформах [Ministry of Education Malaysia, 2015]. Кроме того, на данном этапе разрабатываются учебные программы для подготовки кадров, которые будут создавать и поддерживать МООК, и формируются процедуры перезачета результатов МООК для их интеграции в учебные планы. На втором этапе создаются МООК в выбранных ключевых областях. Правительство Малайзии ждет от каждого университета не менее 15 онлайн-курсов для размещения на ведущих платформах [Ibid.]. Сегодня на платформе OpenLearningi5 пользователям уже доступны такие узкоспециализированные курсы на английском языке от малайзийских вузов, как «Налогообложение в Малайзии» (Malaysian Taxation), «Морская архитектура и кораблестроение» (Naval Architecture and Ship BuildingY6. На третьем этапе происходит оценка прогресса в реализации стратегии и внесение в нее при необходимости корректив. Министерство высшего образования Малайзии рассчитывает на то, что создание специализированных МООК и заполнение свободных ниш на ведущих платформах позволит, во-первых, увеличить к 2022 г. долю иностранных студентов среди слушателей малазийских МООК до 30%, во-вторых, получить признание малайзийской системы высшего образования и добиться ее вхождения в топ-200 рейтинга Webometricsi7, в-третьих, сократить денежные затраты на создание курсов и получить поддержку от самих провайдеров [Ibid.].

Вторая стратегия поведения на рынке МООК нацелена на решение внутренних задач государства, при этом могут использоваться национальные платформы или ресурсы ведущих

15 Платформа OpenLeammg — австралийский провайдер открытых онлайн-курсов, на ней размещаются преимущественно курсы от австралийских и малайзийских университетов.

16 https://www.openlearning.com/malaysiamoocs

17 http://www.webometrics.info/

провайдеров — при отсутствии финансовых и технических возможностей для обеспечения функционирования собственных платформ. Появление национальной платформы вовсе не приводит автоматически к исчезновению онлайн-курсов университетов данной страны с ведущих платформ, вузы продолжают позиционировать себя в международном пространстве и готовить курсы на иностранном языке для зарубежной аудитории. Размещают свои онлайн-курсы и на международных, и на национальных платформах, в частности, Великобритания, Франция, Китай, Индия и Россия. На национальных платформах прежде всего выкладываются МООК, записанные на государственном языке и соответствующие определенным требованиям, предъявляемым к тематике и формату. Как правило, тематика онлайн-кур-сов диктуется запросами национального рынка труда и спросом со стороны абитуриентов и студентов. Например, большинство онлайн-курсов, выкладываемых на китайской платформе XuetangX18 на китайском языке, посвящены инженерным наукам [Shen et al., 2016]: инженерные специальности наиболее востребованы учащимися в университетах Китая [Hong, 2015].

В некоторых странах разрабатываются государственные стратегии формирования и развития национальных платформ. Пример — единая стратегия по созданию и размещению он-лайн-курсов на индийской платформе SWAYAM19, подготовленная департаментом высшего образования Министерства развития человеческих ресурсов Индии в 2017 г. Отличительной чертой стратегии является создание академического совета, который рассматривает заявки на создание онлайн-курсов. Министерство назначает национальных координаторов, ответственных за создание МООК для разных уровней образования. Например, Консорциум по образовательным взаимодействиям занимается созданием онлайн-курсов для уровня бакалавриата, а к функциям Национального совета по исследованиям в области образования относится создание онлайн-курсов для школьного уровня. На платформе SWAYAM представлены МООК, являющиеся частью образовательных программ и обязательные для студентов, а также МООК, направленные на развитие дополнительных профессиональных навыков, которые предлагаются всем заинтересованным пользователям и не являются обязательными к изучению.

Страны, не располагающие ресурсами для создания и поддержания национальных платформ, используют возможности ведущих платформ, на которых вузы выкладывают МООК на национальном языке. К ведущим провайдерам для размещения

18 https://www.xuetangx.com/

19 https://swayam.gov.in/

онлайн-курсов на национальном языке обращаются страны Латинской Америки (Бразилия, Чили, Колумбия, Аргентина, Мексика), Норвегия и Турция. Например, норвежские университеты для продвижения собственных МООК используют в основном ресурсы английского провайдера FutureLearn20. В Норвегии государство финансирует лишь выполнение локальных запросов в области МООК со стороны вузов и их студентов, поэтому все МООК от университетов Норвегии создаются на норвежском языке и предоставляются учащимся бесплатно с возможностью их зачета в учебном плане при условии положительной оценки по итогам прохождения курса [Kjeldstad et al., 2014]. Таким образом страна использует МООК в учебном процессе своих вузов, не вкладывая финансовые ресурсы в создание национальной платформы.

Российские вузы и организации размещают собственные онлайн-курсы как на ведущих платформах, так и на национальных. На Национальной платформе открытого образования на начало 2018 г. размещено 259 курсов. На ведущих платформах — Coursera и edXот учреждений России представлено 256 МООК, из которых только 25% записано на иностранном языке. При этом количество онлайн-курсов от российских провайдеров, выкладываемых на ведущих платформах, стабильно растет. Если в 2017 г. пользователям Coursera и edX предлагались 48 МООК на английском языке, то в начале 2018 г.—уже 63.

Далее мы анализируем международный рынок МООК с двух позиций: 1) позиционирование стран на международном рынке; 2) объем предложения, т. е. тематическая наполненность, на данном рынке. Для анализа будут использоваться две базы данных, собранные авторами на основе открытых источников на ведущих платформах и на Class Central.

2. Позиционирование страны на международном рынке МООК

Для оценки позиционирования страны на международном рынке МООК мы сформировали базу данных по нескольким ключевым объективным характеристикам онлайн-курсов, используя открытые данные двух ведущих платформ — Coursera и edX— на начало 2018 г. В базу вошли следующие характеристики: организация или учебное заведение, выпустившие МООК; страна, к которой они относятся; количество МООК в расчете на организацию/вуз; количество МООК на негосударственном языке; количество курсов по литературе, культуре и истории, количество специализаций и MicroMasters. Позиционирование страны на международном рынке МООК в данном случае мы оцениваем через поведение ее организаций или учебных заведений,

20 https://www.mooc-list.com/countries/norway 180 Вопросы образования/ Educational Studies Moscow. 2018. № 2

которые размещают курсы на ведущих онлайн-платформах. В базу вошли 234 организации и учебных заведения из 33 стран и 4 международные организации: Amnesty International, Open Education Consortium, Всемирный банк, Международный валютный фонд. Общее число МООК составило 4209 курсов. В среднем на одну страну приходится 7 организаций или учебных заведений, размещающих свои МООК на ведущих он-лайн-платформах. Максимальное количество организаций/вузов, вовлеченных в создание онлайн-курсов на международных платформах, отмечается в США: 95, минимальное — 1 организация/вуз — в 7 странах (Турция, ЮАР, Исландия, Египет, Гватемала, Саудовская Аравия и Новая Зеландия). Во всех странах вузы в большей степени вовлечены в производство МООК, чем частные организации. Так, на платформах Coursera и edXв создании собственных онлайн-курсов участвуют 185 учебных заведений и 43 организации. В России наравне с вузами на платформе Coursera представлены такие организации, как Yandex и Корпоративный университет Сбербанка. Как правило, организации производят МООК по той тематике, в которой являются специалистами («Банковское дело и финансы» от Корпоративного университета Сбербанка), либо создают курсы совместно с учебными заведениями (специализация «Машинное обучение и анализ данных» от Yandex и Московского физико-технического института).

В среднем на страну приходится 127 МООК. Максимальный показатель у США — более 2 тыс. курсов, что составляет 52% всех МООК. На втором и третьем месте по числу МООК находятся Россия и Китай, при этом количество курсов от организаций и вузов этих стран практически в 10 раз меньше, чем от США. Минимальное количество МООК создала Исландия — только один курс.

Ближайшими конкурентами России на международном рынке МООК являются Китай, Австралия, Нидерланды и Испания. Россия опережает их по количеству курсов (256 МООК) и числу организаций/вузов, выпускающих МООК (13 организаций/вузов занимаются производством онлайн-курсов), однако уступает Китаю, Австралии и Нидерландам по количеству МООК, записанных на английском языке. Среди российских МООК на иностранных языках представлены 25%, среди китайских—42%.

Подавляющее большинство стран записывают МООК в основном на государственном языке: 79% доступных онлайн-кур-сов созданы для его носителей. Страны Латинской Америки предлагают МООК на испанском (Аргентина, Чили, Мексика) и португальском (Бразилия). Англоговорящие страны (Англия, Канада, Индия, Австралия, ЮАР) не выпускают онлайн-курсы ни на каких языках, кроме английского. Помимо учебных он-лайн-курсов эти страны создают МООК для изучения культуры

и истории собственной страны («Коренная Канада» — Indigenous Canada от Альбертского университета, «Понимание австралийской системы здравоохранения» — Understanding the Australian Health Care System от Квинслендского университета) и других государств («Мао сейчас: о китайском марксизме» — Mao to Now: On Chinese Marxism от Университета Ньюкасл, Австралия).

Некоторые страны, в частности Китай, Россия, США, записывают МООК не только на государственном языке, но и на иностранных языках. Китай и Россия в качестве иностранного языка для МООК выбирают, как правило, английский. Большинство англоязычных курсов, созданных в Китае, посвящены китайской культуре и традициям, а также изучению китайского языка. Российские организации и вузы не представляют в англоязычном сегменте МООК такой тематики. Онлайн-курсы по истории России (например, «Санкт-Петербург — столица империи Петра I» от НИУ ВШЭ), литературе («Читаем русскую классику вместе. М. Булгаков „Мастер и Маргарита"» от НИУ ТГУ) и изучению русского языка («Зарисовки о Сибири. Город Томск: курс русского языка для иностранцев» от НИУ ТГУ) русскоязычные.

Несмотря на то что подавляющее число МООК от организаций/вузов США представлены на английском языке, эта страна лидирует по числу используемых при создании онлайн-курсов иностранных языков. Например, Музей современного искусства, Йельский университет и Университет штата Пенсильвания предлагают МООК на китайском, Калифорнийский университет в Ирвайне — на украинском, Северо-Западный университет — на арабском, Университет Доун — на испанском. Университеты США активно занимают свободные ниши, создавая англоязычные МООК о других странах: «Сосуществование в средневековой Испании: евреи, христиане и мусульмане» (Coexistence in Medieval Spain: Jews, Christians, and Muslims) от Системы университетов штата Колорадо, «Чудеса Древнего Египта» (Wonders of Ancient Egypt) от Пенсильванского университета, «История России: от Ленина до Путина» (Russian History: From Lenin to Putin) от Калифорнийского университета в Санта-Крузе.

Английский язык наиболее популярен у европейских и азиатских государств в качестве средства позиционирования на международных платформах. Англоязычные МООК производят Дания, Швеция, Нидерланды, Бельгия и Германия, а также Сингапур, Южная Корея и Япония. Эти государства создают достаточно много МООК, посвященных собственной истории, литературе и культуре. Например, «Скандинавское кино и телевидение» (Scandinavian Film and Television) от Копенгагенского университета (Дания), «Озеленение экономики: уроки из Скандинавии» (Greening the Economy: Lessons from Scandinavia) от Лундского университета (Швеция), «Понимание корейской политики» (Understanding Korean Politics) от Университета Ёнсе

(Южная Корея), «Обучение в японских университетах» (Studying at Japanese Universities) от Токийского университета (Япония).

Лидером по количеству МООК от одной организации/вуза являются США (табл. 1). Наибольшее число МООК принадлежит компании Microsoft — 176 онлайн-курсов. Самым активным провайдером МООК за пределами США является НИУ ВШЭ, который разместил 81 онлайн-курс на платформе Coursera, 43% из них записаны на английском языке.

Отличительной чертой университетов — лидеров по числу МООК является наличие онлайн-курсов, посвященных не только культуре собственной страны, но и зарубежной истории и культуре. Например, Массачусетский технологический институт предлагает курс по истории Японии — «Визуализация Японии (1850-1930-е годы): вестернизация, протест, современность» (Visualizing Japan (1850s-1930s): Westernization, Protest, Modernity). НИУ ВШЭ создал курс «Религии и общество в Китае» (Religions and Society in China). Гарвардский университет предлагает курс «Весна Стравинского: модернизм, балет и беспорядки» (Stravinsky's Rite of Spring: Modernism, Ballet, and Riots). Как правило, лидеры среди провайдеров МООК выбирают одну платформу для размещения собственных курсов: Microsoft, Массачусетский технологический институт, Гарвардский университет используют ресурсы edX, НИУ ВШЭ — Coursera, и только Пенсильванский университет присутствует на двух платформах.

Используя данные, собранные на ведущих онлайн-платфор-мах, мы классифицировали страны, выпускающие собственные онлайн-курсы на международный рынок МООК, в соответствии с их позиционированием. Для создания классификации был применен кластерный анализ методом k-средних с заданным числом кластеров. Для формирования кластеров использованы следующие переменные: 1) число организаций/вузов, создающих МООК; 2) число МООК; 3) число МООК на иностранном языке; 4) число специализаций и MicroMasters. Остальные переменные из базы данных не были включены в анализ, так как не вносили значимого вклада в формирование кластеров. В результате кластерного анализа выделены 4 группы стран (конечные центры кластеров см. в табл. 2). Первый кластер представлен одной страной — США, которые являются лидером данной отрасли. На США приходится наибольшее число провайдеров МООК, онлайн-курсов, специализаций и MicroMasters. На одну организацию/вуз из США, присутствующую на международных онлайн-платформах, в среднем приходится по 23 онлайн-курса, что сопоставимо с общим количеством МООК от таких стран, как Италия, Гватемала или Чили.

Во втором кластере находятся страны, которые активно вовлечены в создание собственных МООК, — Китай, Нидерлан-

Таблица 1. Лидеры среди провайдеров МООК

Провайдер Страна Количество МООК Платформа

Microsoft США 176 edX

Массачусетский технологический институт США 138 edX

Гарвардский университет США 112 edX

Пенсильванский университет США 82 Coursera, edX

НИУ «Высшая школа экономики» Россия 81 Coursera

ды и Россия. В странах данного кластера в среднем создателями онлайн-курсов являются 11 организаций/вузов. В среднем на каждую страну приходится 221 МООК. Отличительной чертой второго кластера является создание МООК как на государственном, так и на иностранном языке. Организации/вузы из Китая, Нидерландов и России ориентированы не только на потребителей в своей стране, но и на международную аудиторию. Курсы на иностранном языке составляют около половины всех МООК, выпускаемых провайдерами этих стран (по этому показателю данные страны превосходят даже лидера отрасли — США, где на МООК, созданные на негосударственном языке, приходится только 5%).

Третий кластер включает 6 стран: Австралия, Испания, Канада, Мексика, Франция и Швейцария. Они меньше, чем страны двух первых кластеров, представлены на международных платформах. В среднем на одну страну из третьего кластера приходится 7 провайдеров и 119 МООК. Позиционирование этих стран на международных платформах отличается ориентацией на национальный рынок: подавляющее большинство курсов от организаций/вузов этих 6 стран (83%) созданы на государственном языке.

В четвертый кластер вошли 23 государства: Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Гватемала, Германия, Дания, Египет, Израиль, Индия, Италия, Исландия, Колумбия, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, Сингапур, Тайвань, Турция, Чили, Швеция, ЮАР, Южная Корея и Япония. Общая для них характеристика позиционирования на международном рынке МООК — низкая вовлеченность в производство онлайн-кур-сов. В среднем на каждую страну из этого кластера приходится 27 онлайн-курсов и одна специализация/М/'сгоМаз£егз, которые выпускают 3 организации/вуза. Эти показатели существенно ниже, чем в странах первого, второго и третьего кластеров, что позволяет квалифицировать рассматриваемые страны как неактивных участников международного рынка МООК.

Таблица 2. Конечные центры четырех кластеров

Среднее значение для кластера Кластер

1 2 3 4

Число организаций/вузов, создающих МООК 95 11 7 3

Число МООК 2179 221 119 27

Число МООК на иностранном языке 111 100 20 14

Число специализаций и MicroMasters 159 8 7 1

Тематическую наполненность международного рынка МООК 3. Тематическая мы оцениваем на основании аналитических данных, представ- наполненность ленных в отчетах по МООК от Class Central, а также списка он- международного лайн-курсов, размещенных на таких крупных платформах, как рынка МООК Coursera и edX. Согласно отчетам Class Central за 2012-2017 гг., международный рынок МООК стабильно растет. Так, наблюдается постепенное увеличение количества предлагаемых курсов формата МООК, количества вузов и организаций, выпускающих онлайн-курсы, и численности слушателей, которые регистрируются на эти курсы. Если по состоянию на 2012 г. на онлайн-плат-формах было размещено 250 курсов, то к концу 2017 г. их количество увеличилось почти в 38 раз и составило 9400 МООК (рис. 1). На 2016 и 2017 гг. приходится наибольший прирост числа МООК (по сравнению с 2015 г., в 2016 г. количество онлайн-курсов выросло на 2650, в 2017 г. прирост курсов по отношению к предыдущему году составил 2550).

Общая численность слушателей, зарегистрированных на МООК, увеличилась в 2017 г. по сравнению с 2012 г. в 40 раз (рис. 2). Наибольший прирост приходится также на 2016 и 2017 гг.: 48 млн человек.

Среди онлайн-курсов, представленных на ведущих платформах, значительную часть составляют посвященные IT-техноло-гиям, компьютерным наукам, анализу данных, а также правилам ведения бизнеса (рис. 3) — 38% в 2017 г. Эти предметные области являются неизменными лидерами по представленности на платформах с 2015 по 2017 г. (в 2014 г. курсов по гуманитарным наукам было больше, чем курсов по компьютерным наукам и бизнесу) и отличаются ускоренным ростом. Наибольший прирост курсов по ведению бизнеса приходится на 2016 г.: по сравнению с 2015 г. на 615 курсов. Для компьютерных наук таким годом стал 2017-й, когда количество курсов данной направленности выросло на 669 единиц по сравнению с предыдущим годом. Превалирование онлайн-курсов, относящихся именно к этим предметным областям, легко объяснимо: во-пер-

Рис. 1. Динамика количества Рис. 2. Динамика

МООК на международных численности слушателей,

платформах с 2012 по 2017 г. зарегистрированных на МООК,

с 2012 по 2017 г. (млн человек)

9400

81

6580

58

4200

35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2400

17

250

1200

234567

234567

000000 222222

000000 222222

вых, такие курсы могут относительно легко конвертироваться в онлайн-формат [Ра^и, Ва^, 2016], во-вторых, согласно данным департамента труда США21, 1Т-индустрия является динамично развивающейся сферой, и сегодня на мировом рынке труда наблюдается большой спрос на программистов и специалистов, работающих с большими объемами данных. Таким образом, потребности рынка труда определяют предложение на рынке МООК, а рынок труда диктует необходимость постоянного переучивания сотрудников, особенно в сфере компьютерных наук. Благодаря онлайн-обучению такое переучивание стало менее трудозатратным и более универсальным. Разные университеты часто предлагают схожие по содержанию МООК, так что пользователи онлайн-платформ сталкиваются с высокой насыщенностью рынка онлайн-курсов по рассматриваемым темам. Слушателю, интересующемуся компьютерными науками, на выбор предлагается, например, 40 курсов по кибербезопас-ности и 45 курсов по алгоритмам данных.

Наименее представлены на международном рынке МООК курсы по математике, искусству, педагогическим наукам, здравоохранению и медицине. В 2017 г. на долю всех этих предметных областей в сумме приходилось около 25% курсов. При этом количество курсов по математике к 2017 г. не догнало количество курсов по компьютерным наукам, которое было зафиксировано на 2014 г. Если число курсов по компьютерным наукам

21 https://www.dol.gov/

Рис. 3. Динамика количества МООК в разных предметных областях с 2014 по 2017 г.

2000

1600

1200

800

.■■Компьютерные науки, анализ данных ........ Бизнес

х-;......

:...............

400 □ -у*

Социальные науки Естественные науки

.........Гуманитарные науки

' ' Педагогические науки

......&.........Здравоохранение

' и медицина Инженерия Искусство Математика

2014

2015

2016

2017

0

в период с 2014 по 2017 г. выросло более чем на 1000, то число курсов по математике — на 180. В 2014 г. количество курсов по математике и по инженерному делу было одинаковым (по 130 курсов), а к 2017 г. прирост числа МООК по инженерному делу превысил прирост числа МООК по математике в 3 раза. Количество курсов в таких областях, как искусство, гуманитарные науки, здравоохранение и медицина, за период с 2014 по 2017 г. выросло не более чем на 500 курсов в каждой. В инженерном деле, педагогических науках, естественных науках, социальных науках, компьютерных науках и бизнесе рост превысил 500 курсов в течение четырех лет.

МООК, посвященные гуманитарным наукам, составляли в 2017 г. около 9,5% всех курсов, которые были размещены на международных платформах. При этом доля курсов по истории, культуре и литературе разных стран мира не превышает 7% общей численности курсов (из них 3% записаны на английском языке22). Большинство таких курсов (около 65%) посвящены культуре, литературе и истории страны — автора курса. Выбор курсов по изучению иностранных языков весьма ограничен. В основном на платформах выложены курсы по изучению английского языка — от базового до продвинутого уров-

22 Для анализа использовалась база данных по количеству курсов разных тематик в разрезе по странам и организациям, собранная авторами в начале 2018 г. с двух ведущих онлайн-платформ (Coursera, edX).

ня. Кроме того, можно найти курсы, направленные на развитие отдельных навыков владения английским языком: говорение, восприятие речи на слух, правила пунктуации. Курс по изучению английского для карьерного роста (English for Career Development) вошел в десятку наиболее популярных в 2017 г. Некоторые курсы сопровождаются субтитрами на китайском или испанском, что повышает спрос со стороны аудитории, слабо владеющей английским языком. Второй по популярности после английского — китайский язык. Курсов по изучению китайского языка в несколько раз меньше, чем по английскому, тем не менее слушатели могут подобрать курс, соответствующий их уровню подготовки и отвечающий целям и задачам, которые они ставят перед собой. Постепенно на платформах появляются и курсы по изучению других иностранных языков — испанского, португальского, французского, итальянского, однако их доля не может конкурировать с предложением по изучению английского языка. Курсы по изучению русского и голландского языков представлены в единичном формате.

Согласно аналитике на платформе Class Central, во всех предметных областях можно выделить курсы начального уровня, которые, как правило, носят ознакомительный характер, и курсы продвинутого уровня. Большинство курсов посвящены передовым отраслям науки и техники и наиболее актуальным проблемам современности. Курсы по естественным и техническим наукам прежде всего касаются таких отраслей, как робототехника, энергетика и нанотехнологии. Появляются курсы, в которых освещаются проблемы глобального изменения климата, экологии и общей ответственности за благополучие планеты. В медицине и биологии к изучению предлагаются курсы по генетике, биоинформатике и биотехнологиям. Отдельную группу составляют МООК, направленные на формирование навыков здорового образа жизни.

Также на платформах появляются курсы, которые посвящены «вызовам современности». Например, сразу после американских выборов 2016 г. Мичиганский университет разработал курс «Ложные новости, факты, альтернативные факты» (Fake News, Facts, and Alternative Facts)23, задача которого — научить отличать достоверные сведения от сфабрикованных новостей, а также применять критический анализ к оценке поступающей информации. Курс «Здравоохранение: уроки эболы» (Global Health — The Lessons of Ebola)24, создателем которого является

23 https://www.edx.org/course/fake-news-facts-alternative-facts-michiganx-teachout-2x

24 https://www.edx.org/course/global-health-lessons-ebola-usmx-umuc-gbh100x

Университет Мэриленда в Балтиморе, рассказывает о современных проблемах здравоохранения, вирусах Zika, Ebola, а также о роли международных организаций в охране здоровья населения.

В 2017 г. самыми популярными были названы онлайн-курсы по машинному обучению, криптовалютам и нейросетям25. Также в число лидеров по количеству зарегистрированных слушателей вошли курсы, направленные на развитие навыков самостоятельного обучения. Например, курс «Как научиться учиться» (Learning How to Learn: Powerful Mental Tools to Help You Master Tough Subjects)26, разработанный Калифорнийским университетом в Сан-Диего, собрал более одного миллиона слушателей. Также большой популярностью пользуются курсы, участники которых могут получить практические рекомендации по ведению бизнеса, и курсы, стимулирующие креативные идеи и направленные на создание инновационных проектов. Так, например, курс «Развитие инновационных идей для создания новых компаний: первые шаги предпринимателя» (Developing Innovative Ideas for New Companies: The First Step in EntrepreneurshipY1 от Университета Мэриленда в Колледж-парк стал вторым по популярности, на него зарегистрировались более 730 тыс. человек. Приведенные примеры показывают, что большую аудиторию собирают курсы, представленные в единичном формате и ориентированные на решение наиболее актуальных проблем современности.

На ведущих платформах, Coursera и edX, выложены в совокупности более 4 тыс. курсов, тем не менее есть темы, по которым курсов для иностранной аудитории создано явно недостаточно. В рамках данной работы мы не можем ответить на вопрос, почему курсов по одним направлениям значительно меньше, чем по другим. Возможно, эти различия обусловлены схемами монетизации и спросом на курсы определенной тематики. Например, из аналитики Class Central следует, что, осуществляя поиск МООК, слушатели чаще всего набирают в поисковике слова, которые относятся к сфере компьютерных наук, например «машинное обучение», «анализ данных», «глубинное обучение», «язык SQL», «Python». Эти ключевые слова популярны в течение всего срока существования данного аг-регатора. Достаточно частотны также запросы в сфере изучения иностранных языков (английского, испанского, французского), математики (статистика), искусства (фотография, дизайн). На этом основании мы считаем возможным выделить на международных платформах свободные ниши. Впол-

25 https://blog.coursera.org/year-review-10-popular-courses-2017/

26 https://www.coursera.org/learn/learning-how-to-learn 21 https://www.coursera.org/learn/innovative-ideas

не вероятно, что спрос на онлайн-курсы по данным темам будет не таким высоким, как на курсы по компьютерным на-укам28. К свободным нишам можно отнести следующие три: 1) курсы по математике, здравоохранению и медицине; 2) курсы по специфике конкретных стран (например, курсы по законодательству и налогообложению, курсы по культуре и общественному устройству); 3) курсы по изучению иностранных языков.

Потенциальный спрос на МООК в свободных нишах можно оценить как прямым, так и косвенным способом. Прямой способ представляет собой опрос потенциальных потребителей МООК, косвенный — получение информации о популярности курсов на схожую тему от других провайдеров и оценку численности потенциальных слушателей по косвенным признакам (например, по популярности изучения русского языка у иностранной ауди -тории). Потенциальными потребителями курсов от российских провайдеров являются: 1) международные акторы (студенты зарубежных университетов, граждане других государств, желающие расширить свой кругозор и/или подготовиться к поездке); 2) российское государство как агент, заинтересованный в популяризации своей истории и культуры.

Оценим косвенным способом возможную популярность курсов от российских вузов/организаций в трех выделенных свободных нишах на международном рынке МООК. Оценка произведена на основании анализа учебных программ вузов России, которые пользуются спросом у иностранных студентов, по полученным из доступных источников материалам об образовательных программах зарубежных вузов, а также с учетом спектра МООК, представленных на ведущих зарубежных платформах. В дальнейшем необходимо организовать опрос потенциальных потребителей этих курсов для более точного определения уровня спроса на МООК от российских вузов у международных акторов.

4.1. Курсы по мате- МООК по данным темам могут быть востребованы как иностран-матике и медицине ными студентами, обучающимися на естественнонаучных, математических и медицинских направлениях подготовки (именно они наиболее популярны у иностранных студентов, проходящих обучение в университетах России [НИУ ВШЭ, 2016]), так и университетами, которые могут купить эти курсы для обучения своих студентов. Экспорт этих МООК позволит российским вузам

28 Для того чтобы оценить спрос на такие МООК, нужно проанализировать портрет участников подобных курсов, уже выложенных на международных платформах. Однако доступа к таким данным нет.

4. Оценка потенциального спроса на курсы в свободных нишах

не только увеличить прибыль от продаж в международном сегменте онлайн-образования и повысить долю иностранных студентов, осваивающих учебные дисциплины онлайн, но и привлечь их на свои очные программы, продвигая посредством МООК качество образования и методику преподавания в вузах России. МООК в данных предметных областях могут быть организованы в виде связанной специализации (для Coursera) или в виде программы MicroMasters (для edX), которая позволит слушателям проходить часть программы в онлайн-формате, а часть—очно на площадках вузов.

Согласно прогнозам исследователей, с развитием науки и техники спрос на программы высшего образования будет расти, особенно в странах Азии. Ожидается, что только в Индии к 2025 г. число абитуриентов составит 40 млн и МООК могут стать одним из способов удовлетворения растущего спроса на высшее образование [Kjeldstad et al., 2014]. Вузы ряда европейских и азиатских стран — России, Финляндии, Германии, Малайзии, Индии — официально декларируют возможность включения онлайн-курсов зарубежных университетов в образовательный план с последующим зачетом кредитных единиц. Поэтому интеграция МООК в образовательный процесс может рассматриваться как способ решения проблемы недостаточного финансирования и нехватки качественных учебных курсов [Кли-ментьев, Климентьева, 2015].

На международных платформах доля курсов, посвященных 4.2. Курсы культуре, литературе и истории конкретных стран, не превыша- по специфике ет 7% (3% из них записаны на английском языке). Причем боль- конкретных стран шую их часть составляют курсы, разработанные в США и посвященные США и Китаю. Российские вузы могли бы предложить группы МООК на иностранном языке по истории России (Российской империи, СССР, постсоветского периода), по русской литературе (например, по произведениям русских писателей, получивших признание за рубежом), жизнеописания известных русских ученых и композиторов, а также онлайн-курсы, посвященные коренным народам России. Если эту нишу не займут российские организации и вузы, то университеты других стран могут предложить свои курсы по данной тематике. Так, курсы по изучению Индии были разработаны университетами США и Австралии. Например, на Coursera представлены онлайн-кур-сы «Важность Индии» (Importance of India) от Университета штата Огайо и «Современная Индия» (Contemporary India) от Университета Мельбурна.

МООК российских вузов по культуре, литературе и истории России могут быть востребованы зарубежными университетами и иностранными студентами, обучающимися по направлению «славистика». Например, в США существуют по меньшей мере

37 магистерских программ29 по данному направлению, а в Великобритании, Австрии, Германии, Венгрии и других странах есть научные центры, которые занимаются изучением истории, литературы, филологии славянских стран. Несмотря на потенциальный спрос на изучение славистики и русской культуры в мире, это направление представлено всего лишь несколькими МООК от НИУ ВШЭ и ТГУ, и большая часть из них записана на русском языке. Онлайн-курсы от российских университетов по данной тематике могут также привлечь внимание иностранных граждан, у которых есть русские корни, или тех, кому интересно познакомиться с культурой и историей России. Кроме того, для увеличения потока туристов и иностранных студентов вузы России могли бы предложить международной аудитории курсы по российским регионам и городам.

Иностранному студенту важно показать не только какие курсы читаются в российских вузах, но и как организован процесс поступления в российские университеты, какие требования предъявляются к абитуриенту. Не случайно на международных платформах зарубежные университеты размещают МООК, посвященные практическим вопросам и рекомендациям по поступлению в высшие учебные заведения. Например, на Coursera представлены несколько курсов, созданных в США и Японии, по процедуре поступления в их вузы, по выбору программ обучения и заполнению разных форм на поступление. Правительство Российской Федерации реализует программу привлечения иностранных граждан на обучение в российские образовательные организации в рамках квотного набора, однако возможности международных платформ в этих целях не используются.

4.3. Курсы по изучению иностранного языка

Университеты России могут предложить рынку онлайн-образо-вания курсы для изучения русского языка начального, среднего и продвинутого уровней, курсы для усвоения отдельных аспектов языка, например, МООК по грамматике, по стилистикез°. Спрос на такие курсы могут предъявлять зарубежные университеты и их студенты, преимущественно обучающиеся по направлению «Славистика». Интереса к курсам по изучению русского языка можно ожидать от студентов Китая, Польши, США и Германии, так как именно в этих странах в 2010/2011 учебном году была наибольшая в абсолютном выражении численность учащихся, осваивающих русский язык, и больше всего вузов, предлагающих программы по его изучению [Арефьев, 2015]. Кроме

29 Американская ассоциация преподавателей славистики и восточноевропейских языков: http://www.aatseel.org/graduate_programs

30 Сегодня только один из российских вузов — ТГУ предлагает на платформе Coursera два курса по изучению русского языка, и оба для продвинутого уровня.

того, спрос на такие курсы могут предъявлять сотрудники зарубежных организаций, имеющие связи с российскими компаниями и/или свой бизнес в России, а также все желающие изучать русский язык. Создание и поддержание функционирования онлайн-курсов по изучению русского языка как иностранного важно для популяризации русского языка, так как число владеющих им с каждым годом падает. Так, по данным на 2010 г численность владеющих русским языком в мире составила около 260 млн человек—это на 10% меньше по сравнению с 2004 г. и на 20% меньше по сравнению с 1990 г. [Там же].

Анализ рынка МООК свидетельствует об интенсивном росте 5. Заключение числа производителей и провайдеров МООК, а также численности слушателей онлайн-курсов. Миллионы людей по всему миру испытывают потребность в высококачественном доступном образовании и ищут возможности для профессионального и личностного роста, поэтому ведущие страны мира активно включились в гонку онлайн-образования. Размещение МООК российских вузов на иностранном языке на международном рынке МООК позволит России решить ряд культурно-политических и экономических задач. Международные платформы можно рассматривать как средство популяризации собственной культуры, как возможность привлечь внимание к своей истории, к современным научным и техническим разработкам. Онлайн-курсы могут использоваться и для извлечения экономических выгод. Прямой выгодой от создания и размещения онлайн-курсов на международных платформах являются доходы от продаж сертификатов и лицензий на использование контента МООК, а косвенной — увеличение туристического потока, привлечение большего числа иностранных студентов на обучение в вузах России. Сегодня большинство онлайн-курсов российских вузов представлено на русском языке, что снижает их рыночный потенциал и сокращает возможность привлечения внешних потребителей, не владеющих русским языком.

В ходе анализа международного рынка МООК были выделены свободные ниши и очерчены перспективы их заполнения российскими курсами. Университетам России целесообразно создавать следующие онлайн-курсы на английском языке:

• курсы по математике и медицине;

• курсы о русской культуре, истории, искусстве и литературе, о русских ученых и композиторах, о народах и регионах/городах России;

• курсы русского языка как иностранного;

• курсы по поступлению в российские университеты для иностранных абитуриентов;

• курсы, способствующие пониманию экономической и политической ситуации в современной России, для зарубежных организаций, ведущих/планирующих свой бизнес в России.

В данной работе для определения потенциального спроса на онлайн-курсы российских университетов со стороны международных агентов использовались косвенные данные. Для получения объективных показателей необходимо провести дополнительное исследование спроса на рынке МООК, в рамках которого анализировались бы данные с платформ о популярности курсов указанных тематик, портреты слушателей, которые их выбирают, информация о прибыли от продажи сертификатов, а также результаты опросов потенциальных потребителей онлайн-курсов.

Литература 1. Айнутдинова И. Н., Айнутдинова К. А. (2017) Массовые открытые он-лайн-курсы (МООК) как драйверы развития дистанционного образования в университетах России // Р. А. Валеева (ред.) Подготовка педагога основного общего образования: вызовы времени и стратегии реализации: сб. науч. трудов. Казань: Отечество. http://dspace.kpfu. ru/xmlui/handle/net/117091/

2. Арефьев А. Л. (2015) Русский язык в мире: прошлое, настоящее, будущее // Слово.ру: Балтийский акцент. № 4. С. 7-21.

3. НИУ ВШЭ (2016) Академическая мобильность иностранных студентов в России. Факты образования. № 7. М.: Изд. дом ВШЭ.

4. Климентьев Д. Д., Климентьева В. В. (2015) Оптимизация академических образовательных программ российских вузов за счет использования массовых открытых онлайн-курсов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. № 4 (14). С. 22-27.

5. Крохмаль Л. А. (2017) К вопросу о формировании национальных открытых онлайновых образовательных платформ // Globus'. Мультидис-циплинарный сборник научных публикаций. С. 26-31.

6. Al Atabi M. (2013) Entrepreneurship: The First MOOC in Malaysia // Proceedings of the Sixth Conference of MIT's Learning International Networks Consortium (LINC) (June 16th-19th, 2013, MIT, Cambridge, Massachusetts). P. 1-5.

7. Belanger Y., Thornton J. (2013) Bioelectricity: A Quantitative Approach. Duke University's First MOOC. https://dukespace.lib.duke.edu/dspace/ bitstream/handle/10161/6216/Duke_Bioelectricity_M00C_Fall2012.pdf

8. Chuang I., Ho A. (2016) HarvardX and MITx: Four Years of Open Online Courses — Fall 2012-Summer 2016. https://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=2889436

9. Fadzil M., Latif L., Munira T. (2015) MOOCs in Malaysia: A Preliminary Case Study // Proceedings of the E-ASEM Forum: Renewing the Lifelong Learning Agenda for the Future (10-11 March, 2015, Bali, Indonesia). P. 1-17.

10. Government of India, Ministry of Human Resource Development, Department of Higher Education (2017) Guidelines for Developing Online Courses for SWAYAM. http://www.sakshat.ac.in/officeDocumentUploa-ded/27-06-2017/Guidelines_SWAYAM.pdf

11. Hollands F. (2014) Why Do Institutions Offer MOOCs? // Journal of Asynchronous Learning Network. Vol. 18. No 3. P. 1-20.

12. Hollands F., Tirthali D. (2014) MOOCs: Expectations and Reality. https:// files.eric.ed.gov/fulltext/ED547237.pdf

13. Hong Y. (2015) Engineering Education in China // Proceedings of the 18th International Conference of Interactive Collaborative Learning (20-24 September, 2015, Florence, Italy). Florence: Curran Associates.

14. Kizilcec R., Saltarelli A., Reich J., Cohen G. (2017) Closing Global Achievement Gaps in MOOCs // Science. Vol. 355. No 6322. P. 251-252.

15. Kjeldstad B. et al. (2014) MOOCs for Norway: New Digital Learning Methods in Higher Education. https://oerknowledgecloud.org/content/ moocs-norway-new-digital-learningmethods-higher-education

16. Ministry of Education Malaysia (2015) The Malaysia Education Blueprint 2015-2025 (Higher Education). http://www.kooperation-international.de/

uploads/media/3._Malaysia_Education_Blueprint_2015-2025__Higher_

Education__.pdf

17. Patru M., Balaji V. (eds) (2016) Making Sense of MOOCs: A Guide for Policy-Makers in Developing Countries. http://unesdoc.unesco.org/ images/0024/002451/245122E.pdf

18. Shen J., Ye M., Wang Y., Zhao Y. (2016) Massive Open Online Course (MOOC) in China: Status Quo, Opportunities, and Challenges // Proceedings of the 7th IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON) (11-13, 2016, Abu Dhabi the United Arab Emirates). P. 11061108.

The MOOC Market: Prospects for Russia

Authors Tatiana Semenova

Junior Research Fellow, Centre of Sociology of Higher Education, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics. E-mail: [email protected]

Ksenia Vilkova

Intern Researcher, Centre of Sociology of Higher Education, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics. E-mail: [email protected]

Irina Shcheglova

Analyst, Centre of Sociology of Higher Education, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics. E-mail: ishcheglova@ hse.ru

Address: 20 Myasnitskaya Str., 101000 Moscow, Russian Federation.

Abstract As massive open online courses (MOOC) rapidly invaded the education services market at the beginning of the 21st century, a new trend emerged in global education. In the era of globalization and digitization, MOOC acts as an efficient tool to promote universities in the international educational arena, popularize national cultures, and raise additional funds. This is why a lot of countries, including Russia, have entered the race for online courses. Despite all the focus on MOOC in global education, the proportion of studies analyzing the MOOC market and the prospects for MOOCs in the Russian context is rather small. This article mainly seeks to describe the MOOC market and behavioral patterns of MOOC providers in the international and national online education markets, and to classify MOOC players based on open source data collected from online platforms. As a conclusion, platform data analysis findings are used to identify vacant niches in the MOOC market, and possible avenues of Russian providers' development in the international segment are assessed. Several data sources were used to solve the study objectives: articles, reports, official MOOC-related documents, information from online platform websites, a body of quantitative data collected from two leading online platforms, and a base of quantitative data from the Class Central aggregator, which contains information on MOOCs offered by several major online platforms.

Keywords online education, massive open online courses (MOOC), online platform, promotion strategy.

References Al Atabi M. (2013) Entrepreneurship: The First MOOC in Malaysia. Proceedings of the Sixth Conference of MIT's Learning International Networks Consortium (LINC) (June 16th-19th, 2013, MIT, Cambridge, Massachusetts), pp. 1-5.

Arefyev A. (2015) Russkiy yazyk v mire: proshloe, nastoyashchee, budushchee [The Russian Language in the World: The Past, Present, and Future]. Slo-vo.ru: The Baltic Accent, no 4, pp. 7-21. Aynutdinova I., Aynutdinova K. (2017) Massovye otkrytye onlayn-kursy (MOOK) kak drayvery razvitiya distantsionnogo obrazovaniya v universitetakh Rossii [Massive Open Online Courses (MOOC) as a Driver for Distance Learning in Russian Universities]. Podgotovka pedagoga osnovnogo obshchego obrazovaniya: vyzovy vremeni i strategii realizatsii. Sb. nauch. trudov [Train-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ing a General Education Teacher: Challenges of Our Time and Implementation Strategies. Collection of Research Papers] (ed. R. Valeeva), Kazan: Otechestvo. Available at: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/117091/ (accessed 8 April 2018).

Belanger Y., Thornton J. (2013) Bioelectricity: A Quantitative Approach. Duke University's First MOOC. Available at: https://dukespace.lib.duke.edu/ dspace/bitstream/handle/10161/6216/Duke_Bioelectricity_MOOC_Fall2012. pdf (accessed 8 April 2018).

Chuang I., Ho A. (2016) HarvardX and MITx: Four Years of Open Online Courses—Fall 2012-Summer 2016. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/ papers.cfm?abstract_id=2889436 (accessed 8 April 2018).

Fadzil M., Latif L., Munira T. (2015) MOOCs in Malaysia: A Preliminary Case Study. Proceedings of the E-ASEM Forum: Renewing the Lifelong Learning Agenda for the Future (10-11 March, 2015, Bali, Indonesia), pp. 1-17.

Government of India, Ministry of Human Resource SDevelopment, Department of Higher Education (2017) Guidelines for Developing Online Courses for SWAYAM. Available at: http://www.sakshat.ac.in/officeDocumentUpload-ed/27-06-2017/Guidelines_SWAYAM.pdf (accessed 8 April 2018).

Hollands F. (2014) Why Do Institutions Offer MOOCs? Journal of Asynchronous Learning Network, vol. 18, no 3, pp. 1-20.

Hollands F., Tirthali D. (2014) MOOCs: Expectations and Reality. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED547237.pdf (accessed 8 April 2018).

Hong Y. (2015) Engineering Education in China. Paper presented at the 18th International Conference of Interactive Collaborative Learning (20-24 September, 2015, Florence, Italy). Florence: Curran Associates.

Kizilcec R., Saltarelli A., Reich J., Cohen G. (2017) Closing Global Achievement Gaps in MOOCs. Science, vol. 355, no 6322, pp. 251-252.

Kjeldstad B. et al. (2014) MOOCs for Norway: New Digital Learning Methods in Higher Education. Available at: https://oerknowledgecloud.org/content/ moocs-norway-new-digital-learningmethods-higher-education (accessed 8 April 2018).

Klimentyev D., Klimentyeva V. (2015) Optimizatsiya akademicheskikh obrazo-vatelnykh programm rossiyskikh vuzov za schet ispolzovaniya massovy-kh otkrytykh onlayn-kursov [Optimization of Russian Higher Education Academic Programs by Means of Massive Open Online Courses]. Vestnik Permskogo natsionalnogo issledovatelskogo politekhnicheskogo universi-teta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki, no 4 (14), pp. 22-27.

Krokhmal L. (2017) K voprosu o formirovanii natsionalnykh otkrytykh onlaynovy-kh obrazovatelnykh platform [Revisiting the Development of National Open Online Education Platforms]. Globus. Multidistsiplinarny sbornik nauchnykh publikatsiy, pp. 26-31.

Ministry of Education Malaysia (2015) The Malaysia Education Blueprint 20152025 (Higher Education). Available at: http://www.kooperation-internation-

al.de/uploads/media/3._Malaysia_Education_Blueprint_2015-2025__High-

er_Education__.pdf (accessed 8 April 2018).

National Research University Higher School of Economics (2016) Akademich-eskaya mobilnost inostrannykh studentov v Rossii [Academic Mobility of Foreign Students in Russia]. Fakty obrazovaniya, no 7.

Patru M., Balaji V. (eds) (2016) Making Sense of MOOCs: A Guide for Policy-Makers in Developing Countries. Available at: http://unesdoc.unesco. org/images/0024/002451/245122E.pdf (accessed 8 April 2018).

Shen J., Ye M., Wang Y., Zhao Y. (2016) Massive Open Online Course (MOOC) in China: Status Quo, Opportunities, and Challenges. Proceedings of the 7th IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON) (11-13, 2016, Abu Dhabi the United Arab Emirates), pp. 1106-1108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.