ПОРТРЕТ СЛУШАТЕЛЯ ОТКРЫТОГО ОНЛАЙН-КУРСА
ПОПОВА Людмила Владимировна - д-р пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Музея Землеведения. E-mail: [email protected]
МАРФЕНИН Николай Николаевич - д-р биол. наук, проф., биологический факультет. E-mail: [email protected]
ПЕККЕР Полина Леонидовна - аспирант, факультет педагогического образования, E-mail: [email protected]
МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия Адрес: 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
Аннотация. Приведены данные двухлетнего анализа особенностей выбора онлайн-обуче-ния слушателями на примере массового открытого онлайн-курса (МООК) «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие», реализуемого с сентября 2015 г. на Национальной платформе «Открытое образование» (www.openedu.ru). На основе анкетирования составлен обобщённый портрет российского слушателя открытого онлайн-курса. По нашим данным, в основном это женщины молодого возраста, проявляющие интерес к предмету и являющиеся или студентами, или молодыми специалистами, проживающие преимущественно в Московском регионе. Установлено, что в 2015-2016 гг. обучение на нашем курсе завершили 9-11% слушателей от общего числа записавшихся; эти показатели совпадают с данными, полученными зарубежными исследователями МООК по количественному отсеву слушателей. Одной из основных причин выбора онлайн-обучения слушатели назвали возможность расширения своего кругозора, что и определяет специфику онлайн-курсов, которые не только дают новые знания, но и помогают систематизировать уже имеющиеся. Немаловажным признаком, свидетельствующим в пользу развития онлайн-обучения, является возрастание к 2016 г. количества слушателей нашего курса, проживающих за рубежом.
Ключевые слова.: открытые образовательные ресурсы, онлайн-обучение, МООК,, выбор онлайн-курса, портрет слушателя онлайн-курса
Для цитирования: Попова A.B., Марфенин Н.Н, Пеккер П.Л. Портрет слушателя открытого онлайн-курса // Высшее образование в России. 2017. № 10 (215). С. 149-155.
Утверждённый на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 г. проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» направлен на развитие и использование онлайн-обуче-ния на всех уровнях образования и предполагает как разработку его нормативно-правового обеспечения, так и создание системы оценки качества онлайн-курсов, что требует специальных педагогических исследований. Ряд российских и зарубежных авторов изучают различные аспекты дидактических,
методических и психолого-педагогических основ применения информационных и коммуникационных технологий, используемых в обучении [1-9]. Однако быстрый рост он-лайн-ресурсов и распространение массовых открытых онлайн-курсов (МООК) заставляет внимательно изучать контингент учащихся, которые первыми заинтересовались возможностями свободного обучения, а также требует детального анализа методического обеспечения онлайн-курсов. МООК, рассматриваемые как форма дистанционного обучения [1] и как особая модель цифрового обучения [2], уже приобрели определённую
структуру [3], что позволяет авторам достаточно быстро разрабатывать новые курсы. Вместе с тем предпосылки внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс вузов всё еще остаются в стадии обсуждения [4].
На этом фоне вопросы особенностей выбора онлайн-курсов слушателями, мотивации прохождения курса [6], а также эффективности обучения в целом изучены ещё недостаточно. Для ответа на эти вопросы необходимо вначале определить: кто же они - слушатели МООК? Целью нашего исследования стало составление обобщённого портрета слушателя открытого онлайн-кур-са по нескольким позициям. Исследование проведено по материалам собственного курса «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие», размещённого на Национальной платформе «Открытое образование» (www.openedu.ru) с самого начала её создания и работы (сентябрь 2015 г.).
Национальная платформа «Открытое образование» за два года своего функционирования по праву стала в нашей стране одной из самых востребованных. Если в 2015 г. восемь крупнейших вузов страны разместили на данной платформе всего 46 курсов [3], то в настоящее время их количество достигло уже 154 (апрель 2017 г.), причём наблюдается как увеличение спектра научных направлений, по которым разрабатываются курсы, так и возрастание общего числа слушателей. При этом можно заметить, что благодаря методическому обеспечению достигается первоначальная цель Национальной платформы «Открытое образование», которая заключается в обеспечении передачи знаний того же качества и уровня, что и при аудиторной форме обучения. Итак, кто является слушателем онлайн-курсов в России и какова его цель?
Для ответа на поставленные вопросы нами было дважды проведено анкетирование слушателей курса «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие» - в осенних семестрах 2015 и 2016 гг. Анкетирование добровольное и ограничено 20-ю вопросами;
лишь часть из них позволяет охарактеризовать контингент учащихся, остальные - их отношение к выбранному курсу и критические замечания с целью его совершенствования. Результаты по «портретной» части оказались любопытными, чему и посвящено данное сообщение.
Всего на наш курс в осеннем семестре
2015 г. записались 3003 слушателя. Около 9% слушателей прошли курс полностью (265 человек). В осеннем семестре 2016 г. слушателей было 2603 человека, причем полностью курс завершили 11% (295 человек). В целом, процент слушателей, завершивших обучение, соответствует аналогичным показателям в зарубежных вузах, где 10% слушателей, завершивших обучение, считается нормой, а 15% завершивших - это уже большой успех [7]. Так, по опубликованным данным, наивысший показатель завершивших обучение - 19,2% - был на онлайн-курсе «Функциональные принципы программирования на языке Scala» (Functional Programming Principles in Scala) на Coursera 2012 г. [8; 9]. В проведённом нами опросе приняли участие большинство завершивших обучение слушателей: в 2015 г. - 156 человек, в 2016 г. - 214 человек. Полученные результаты сопоставимы и позволяют представить характеристику контингента той части российских слушателей МООК, которые стремились пройти курс целиком.
По возрасту и полу российские слушатели нашего онлайн-курса отличаются от слушателей аналогичных зарубежных курсов. Так, по нашим данным, преобладающий возраст российских слушателей составляет от 18 до 24 лет (45,0% в 2015 г. и 45,8% в
2016 г.). Для сравнения: согласно исследованиям Открытого университета Каталонии и Открытого университета Англии [6], на онлайн-курсах обучаются преимущественно люди 29-30 лет, которые уже имеют высшее образование. В России изучают онлайн-кур-сы пока в основном более молодые люди. По гендерному соотношению зарубежные слушатели МООК распределяются примерно
Рис. 1. Характер занятости слушателей онлайн-курса «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие (2015 и 2016 гг.) Figure 1. The employment ofonline course "Modern environmental problems and sustainable development" participants in 2015 and 2016.
поровну, о чем свидетельствуют результаты ряда исследований [7; 10; 11]. На нашем курсе преимущественно обучались женщины (75% в 2015 г. и 76,9% в 2016 г.). Полученные нами данные подтверждают исследование, проведенное в НИУ ВШЭ среди слушателей платформ «Открытое образование» (11 курсов) и Coursera (22 курса) в 2015-2016 гг. для онлайн-курсов, представленных Высшей школой экономики (количество опрошенных было значительным - более 5 тыс. чел.) [11]. По данным НИУ ВШЭ, на Национальной платформе «Открытое образование» обучаются преимущественно женщины (71% всех слушателей), в то время как на международной платформе Coursera на курсах НИУ ВШЭ женщины составили 46% слушателей, соответственно мужчины - 54% [11]. Получается, что в России на Национальной платформе «Открытое образование» обучаются в основном молодые люди преимущественно женского пола.
По характеру занятости большинство слушателей МООК в 2015 г. были студентами российских вузов (59%) (рис. 1), в 2016 г. - только 28%, то есть одна треть всех слушателей. Одновременно в 2016 г. несколько возросло число слушателей, уже работающих и имеющих высшее образование,
что свидетельствует о возрастании интереса к онлайн-обучению у активной части населения. Меньшую долю студентов, изучавших онлайн-курс в 2016 г. по сравнению с 2015 г., можно объяснить тем, что не все студенты, записавшиеся на онлайн-курс в 2015 г., смогли спланировать своё обучение и, соответственно, завершить курс с получением сертификата (что затруднило вузам перезачёт дисциплины, так как в студенческих группах остались должники). Поэтому в следующем году на наш курс студенты записывались уже по собственной инициативе, а не по рекомендации администрации вуза (нам это стало известно после заседания Учебно-методического совета по экологии и природопользованию ФУМО «Науки о Земле» в январе 2017 г.). Но это лишь подтверждает факт, что студенты в нашей стране остаются одной из самых интересующихся и активных групп населения вне зависимости от учебного процесса в вузе. Интересно, что за два года количество обучающихся на онлайн-курсе по таким категориям, как домохозяйки, преподаватели вузов, безработные и учащиеся школ, практически не изменилось и осталось на низком уровне (рис. 1). Таким образом, можно заключить, что мотивация к обучению (или осведомлённость о возмож-
Рис. 2. Причины изучения онлайн-курса «Современные экологические проблемы и
устойчивое развитие (2016 г.). Figure 2. The reasons of studying the online course "Modern environmental problems and sustainable development" (according to the survey in 2016).
ности обучения) выше всего у студентов и работающих молодых людей, что находит подтверждение в ответах слушателей о цели обучения.
Целью обучения большинства слушателей (51% опрошенных) в 2015 г. было получение сертификата по курсу, чтобы курс был зачтён в вузе, где они обучаются. Результаты анкетирования 2016 г., когда слушатели могли указывать несколько причин выбора курса, оказались более информативными (рис. 2). Так, слушатели отметили, что они проходили онлайн-курс «из-за интереса к предмету» (72,4%), «для расширения кругозора» (68%) и «систематизации уже полученных знаний» (40%). Слушатели также указали такие причины, как «прохождение курса для профессиональной ориентации» (36%) и «просто попробовать онлайн-обучение» (34%). Из-за «учебной необходимости» онлайн-курс изучали 23% слушателей в 2016 г., что в два раза меньше, чем в 2015 г. Эти показатели по годам напрямую согласуются с количеством студентов на курсе. Означает ли это, что основная причина онлайн-обучения у студентов - только учебная необходимость? Вряд ли, так как студенты вольны выбирать любой
онлайн-курс, следовательно, интерес к предмету здесь определяет многое.
В 2016 г. в анкете нами был сформулирован вопрос об уровне подготовки слушателей в области экологии (в соответствии с тематикой онлайн-курса, который они выбрали). Результаты ответов заставляют задуматься, так как свои знания в данной области как начальные оценили только 35,3% слушателей, как средние - 33%, высокие -19,3% и продвинутые - 10% слушателей. Следовательно, для слушателей важно не только получить новые знания, но и систематизировать уже имеющиеся.
Ещё одна важная характеристика портрета слушателя МООК - это место его проживания. На нашем курсе обучались преимущественно жители Московского региона (54% в 2015 г.; 48% - в 2016 г.), хотя география проживания слушателей курса в целом намного шире (от Калининграда до Якутска). Обучались и слушатели из-за рубежа. В 2015 г. доля таких слушателей на курсе составила 3%, а в 2016 г. возросла до 10% (это преимущественно русскоязычные граждане из бывших республик СССР). Были слушатели и из других стран - Испании, Турции, Фин-
ляндии, Польши, США, Израиля. Для них онлайн-обучение - это не только интерес к предмету, но и возможность коммуникации на русском языке, а также поддержание причастности к современной жизни другой страны.
Итак, в ходе проведенного двухлетнего исследования были получены сведения о среднем возрасте слушателя онлайн-курса, о поле, характере занятости и причинах выбора курса. В обобщённом виде «схематический портрет» слушателя онлайн-курса можно описать следующими характеристиками: это молодые женщины, проявляющие интерес к предмету и являющиеся или студентами, или молодыми специалистами, проживающие преимущественно в Московском регионе. Эти данные указывают на проблемы в развитии онлайн-обучения в нашей стране, так как обучаются пока преимущественно студенты из столичного региона. Следовательно, необходима соответствующая информационная поддержка онлайн-обучения в регионах России.
Значительная часть преподавателей вузов считают онлайн-обучение ниже по уровню, чем очная форма обучения. Однако именно онлайн-обучение требует от обучающихся больших усилий и личной ответственности за планирование своего учебного времени, что подтверждает ряд педагогических исследований [8; 12] и собственный опыт любого человека, прошедшего хотя бы один курс. Именно в онлайн-обучении чётко выражены требования как к предметным, так и к мета-предметным (личностным, регулятивным, познавательным) результатам обучения.
Литература
1. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 150-155.
2. McAuley A., Stewart B., Siemens G., Cornier D. The MOOC Model for digital practice.CC Attribution, 2010. URL: http:// www.elearnspace. org/Articles/MOOC_Final.pdf
3. Титова С.В. МООК в российском образовании // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 145-151.
4. Третьяков В.С., Ларионова В.А. Открытые онлайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 7 (203). С. 55-66.
5. Downes S. The Role of Open Educational Resources in Personal Learning // McGreal, R., Kinuthia, W., Marshal, S. (Eds). Open Educational Resources: Innovation, Research and Practice. Commonwealth of Learning and Athabasca University, Vancouver, 2013. P. 207-221. URL: http://oasis.col.org/bits-tream/handle/11599/486/pub_PS_OER-IRP_ web.pdf?sequence=1&isAllowed=y
6. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Эффективное сопровождение электронного обучения: технологии вовлечения и удержания учащихся // Образовательные технологии. 2015. № 3. С. 104-115.
7. Открытая дискуссия. Я.И. Кузьминов -М. Карной. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8-43.
8. Koutropoulos A., Gallagher M.S., Abajian S.C, deWaard I., Hogue R. J., Keskin N.O, Rodriguez C.O. Emotive vocabulary in MOOCs: Context & participant retention // European Journal of Open, Distance and E-Learning. 2012. 05.10. URL: http://www.eurodl.org/materials/ contrib/2012/Koutropoulos_et_al.pdf
9. Liynagunawardema T.R., Adams A.A., Williams S.A. MOOCs: a systematic study of the published literature 2008-2012 // International Review of Research in Open and Distance Learning. Vol. 14. No. 3. P. 202-227. URL: http://www.irrodl.org/index.php/ir-rodl/ article/ view/1455 DOI: http://dx.doi. org/10.19173/irrodl.v14i3.1455
10. Ho A.D, Reich J, Nesterko S, Seaton D.T, Mullaney T., Waldo J., Chuang I. Harvardx and MITx: The first year of open online courses (Harvardx and MITx Working Paper No. 1). 2014. Jan 21. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=2381263
11. Интернет-образование: участники курсов и опыт обучения // Типичная Вышка. Бюллетень Центра внутреннего мониторинга. 2016. № 3 (25). С. 2-3.
12. Kop R., Fournier H., Mak J.S.F. A pedagogy of abundance or a pedagogy to support human beings? Participant support on massive open online courses // International Review of Research in Open and Distance Learning, Special Issue - Emergent Learning, Connections, Design for Learning. 2011. No. 12 (7). P. 74-93. URL:
http://nparc.cisti-icist.nrc-cnrc.gc.ca/eng/ view/accepted/?id=561c1d40-92f3-4316-af6e-4f2cb42d5848
Статья поступила в редакцию 23.05.17.
С доработки 15.06.17. Принята к публикации 30.06.17.
A PROFILE OF ONLINE COURSE STUDENT
Lyudmila V. POPOVA - Dr. Sci. (Education), Assoc. Prof., Leading Researcher of the Earth Science Museum, e-mail: [email protected]
Nikolai N. MARFENIN - Dr. Sci. (Biology), Prof., the Biological Faculty, e-mail: [email protected]
Polina L. PEKKER - Postgraduate student, Faculty of Educational Studies, e-mail: [email protected]
Lomonosov Moscow State University, Russia
Address: 1, Lenin Hills, 119991, Moscow, Russian Federation
Abstract. This article presents the results of a two-year study of massive open online courses (MOOC) «Modern Environmental Problems and Sustainable Development», which is effective since September 2015 on National Russian Platform «Open Education» in terms of learners' audience. A learner's profile is made on the basis of the conducted survey. According to the data collected, these are young women, who are interested in this subject and who are currently students or young specialists residing mainly in Moscow region. We found out that 9-11% of the learners, who were initially enrolled, have completed the course. These figures are similar to the ones collected by foreign researchers on the basis of analysis of MOOCs run in other countries. One of the reasons for subscribing to an online course given was the opportunity to enlarge knowledge. This fact would be meaningful for improving existing courses so that they not only provide new information but revise existing knowledge as well. The important factor that describes a rise in popularity of online course «Modern Environmental Problems and Sustainable Development» is the increase in the number of subscribers who live abroad in 2016.
Keywords: open educational resources, online learning, MOOC, choice of online course, learner's profile
Cite as: Popova, L.V., Marfenin, N.N., Pekker, P.L. (2017). [A Profile of Online Course Student]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 10 (215), pp. 149-155. (In Russ., abstract in Eng.)
1. Andreev, A.A. (2014). [Russian Open Educational Resources and Mass Open Distance Courses]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 150-155. (In Russ., abstract in Eng.)
2. McAuley, A., Stewart, B., Siemens, G., Cornier, D. (2010). The MOOC Model for Digital Practice. CC Attribution. Available at: http://www.elearnspace.org/Articles/MOOC_Final.pdf
3. Titova, S.V. (2015). [MOOC in Russian Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12, pp. 145-151. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Tret'yakov, V.S., Larionova, V.A. (2016). [Open Online Courses as a Tool for Modernization ofEducational Process in Universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7 (203), pp. 55-66. (In Russ., abstract in Eng.)
References
5. Downes, S. (2013). The Role of Open Educational Resources in Personal Learning. In: McGreal, R., Kinut-hia, W., Marshal, S. (Eds). Open Educational Resources: Innovation, Research and Practice. Commonwealth of Learning and Athabasca University, Vancouver. Available at: http://oasis.col.org/bitstream/ handle/11599/486/pub_PS_OER-IRP_web.pdf?sequence=1&isAllowed=y
6. Veledinskaya, S.B., Dorofeeva, M.Yu. (2015). [Effective Maintenance of E-Learning: Technologies for Student Involvement and Retention]. Obrasovatelnye tekhnologii [Educational Technologies]. No. 3, pp. 104-115. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Yaroslav Kuzminov - Martin Carnoy. Panel Discussion. (2015). [Online Learning: How it Affects the University Structure and Economics]. Voprosy obrasovaniya [Education Issues]. No. 3, pp. 8-43. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Koutropoulos, A., Gallagher, M. S., Abajian, S. C., deWaard, I., Hogue, R. J., Keskin, N.O., Rodriguez, C. O. (2012). [Emotive Vocabulary in MOOCs: Context & Participant Retention]. European Journal of Open, Distance and E-Learning. Available at: http://www.eurodl.org/?p=Special&sp=init2&article=507
9. Liynagunawardema, T.R., Adams, A.A., Williams, S.A. (2013). [MOOCs: A Systematic Study of the Published Literature 2008-2012]. International Review of Research in Open and Distance Learning. Vol. 14, no. 3, pp. 202-227. DOI: http://dx.doi.org/10.19173/irrodl.v14i3.1455. Available at: http://www.irrodl. org/index.php/irrodl/article/view/1455
10. Ho, A.D., Reich, J., Nesterko, S., Seaton, D.T., Mullaney, T., Waldo, J., Chuang, I. (2014). [Harvardx and MITx: The First Year of Open Online Courses (Harvardx and MITx Working Paper No. 1)]. Jan. 21. Available at: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2381263
11. Internet Education: Participants of Courses and Experience of Training (2016). Tipichnaya Vyshka. Byulleten Centra vnutrennego monitoringa. [The Bulletin of the HSE Centre for Institutional Research]. No. 3 (25). pp. 2-3. (In Russ.)
12. Kop, R., Fournier, H., Mak, J.S.F. (2011). A Pedagogy of Abundance or a Pedagogy to Support Human Beings? Participant Support on Massive Open Online Courses. International Review of Research in Open and Distance Learning, Special Issue - Emergnt Learning, Connections, Design for Learning. No. 12 (7), pp. 74-93. Available at: http://nparc.cisti-icist.nrc-cnrc.gc.ca/eng/view/accepted/?id=561c1d40-92f3-4316-af6e-4f2cb42d5848
The paper was submitted 23.05.17.
Received after reworking 15.06.17.
Accepted for publication 30.06.17.