Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗРЕЛОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗРЕЛОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская зрелость / гражданское образование / военная образовательная среда / педагогическое сопровождение / civil maturity / civil education / military educational environment / pedagogical support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.С. Рязанов

В статье обоснована сущность и содержание понятия «гражданская зрелость», определены специфические характеристики гражданского образования и воспитания, условия её формирования военном вузе. Определены особенности организации гражданского образования и воспитания курсантов, способствующие формированию их личностного потенциала и развитию субъектности в учебной и профессиональной деятельности. Приведены результаты эмпирического исследования динамики гражданской зрелости курсантов. Обоснованы возможности применения технологии педагогического сопровождения, заключающегося в создании условий для развития гражданской идентичности курсантов, их гражданских качеств и приобретения опыта ответственного гражданского поведения в военно-образовательной среде, содействия в обретении личностью позиции субъекта в системе социальных отношений военной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF USING THE TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF CIVIL MATURITY OF CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY

The article substantiates the essence and contents of the concept of “civil maturity”, defines the specific characteristics of civil education and the conditions for its formation in a military university. The features of the organization of civil education and training of cadets that contribute to the formation of their personal potential and the development of subjectivity in educational and professional activities are determined. The results of an empirical study of the dynamics of civil maturity of cadets are presented. The possibilities of using the technology of pedagogical support, which lies in creating conditions for the development of the civil identity of cadets, their civil qualities and the acquisition of experience of responsible civil behavior in the military educational environment, assistance in the acquisition of the individual position of the subject in the system of social relations of the military educational organization, are justified.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗРЕЛОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Москва: Академия, 2004.

4. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. Составитель Е.О. Яременко. Москва: Просвещение, 2001: 3 - 29.

5. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2003.

6. Гришанович Н.Н. Современные художественно-дидактические подходы в музыкальном образовании. Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2013; № 2: 23 - 42.

7. Юсов Б.П., Кабкова Е.П., Мун Л.Н. и др. Виды искусства и их взаимодействие: пособие для учителя. Москва: ИХО РАО, 2001.

8. Каузова А.Г, Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Исполнительская деятельность учителя музыки. Теория музыкального образования. Москва: Академия, 2004: 261 - 269.

9. Ли Ч., Красовская Е.П. К Проблеме исполнительского освоения европейской программной музыки студентами Китайской Народной Республики на фортепианных занятиях. Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2017; № 1 (17): 115 - 125.

10. Хохлов Ю.Н. Программная музыка. Музыкальная энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия, 1978; Т. 4: 442 - 450.

11. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. Москва: Педагогика, 1976.

References

1. Avramkova I.S., Chzhan Ch. Fenomen kommunikacii v rossijskoj obschej i muzykal'noj pedagogike: istoricheskij aspekt. Nauchnoe mnenie. 2018; № 2: 63 - 73.

2. Van S. Podgotovka vokalistov-ispolnitelej. Sovremennoe obrazovanie. Chansha, 2008; № 8: 76 - 77.

3. Abdullin 'E.B., Nikolaeva E.V. Teoriyamuzykal'nogoobrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2004.

4. Kabalevskij D.B. Osnovnye principy i metody programmy po muzyke dlya obscheobrazovatel'noj shkoly. Programmno-metodicheskie materialy. Muzyka. Nachal'naya shkola. Sostavitel' E.O. Yaremenko. Moskva: Prosveschenie, 2001: 3 - 29.

5. Sergeeva G.P., Kritskaya E.D. Muzyka: uchebnik dlya uchaschihsya 5 klassa obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Prosveschenie, 2003.

6. Grishanovich N.N. Sovremennye hudozhestvenno-didakticheskie podhody v muzykal'nom obrazovanii. Vestnik kafedry YuNESKO «Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie». 2013; № 2: 23 - 42.

7. Yusov B.P., Kabkova E.P., Mun L.N. i dr. Vidy iskusstva iih vzaimodejstvie: posobie dlya uchitelya. Moskva: IHO RAO, 2001.

8. Kauzova A.G., Abdullin 'E.B., Nikolaeva E.V. Ispolnitel'skaya deyatel'nost' uchitelya muzyki. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2004: 261 - 269.

9. Li Ch., Krasovskaya E.P. K Probleme ispolnitel'skogo osvoeniya evropejskoj programmnoj muzyki studentami Kitajskoj Narodnoj Respubliki na fortepiannyh zanyatiyah. Vestnik kafedry YuNESKO «Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie». 2017; № 1 (17): 115 - 125.

10. Hohlov Yu.N. Programmnaya muzyka. Muzykal'naya 'enciklopediya. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1978; T. 4: 442 - 450.

11. Ponomarev Ya.A. Psihologiya tvorchestva ipedagogika. Moskva: Pedagogika, 1976.

Статья поступила в редакцию 22.04.21

УДК 378.035.6

Ryazanov S.S., postgraduate, Kostroma State University (Kostroma, Russia), E-mail: yaroslavl88@rambler.ru

THE POSSIBILITIES OF USING THE TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF CIVIL MATURITY OF CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY. The article substantiates the essence and contents of the concept of "civil maturity", defines the specific characteristics of civil education and the conditions for its formation in a military university. The features of the organization of civil education and training of cadets that contribute to the formation of their personal potential and the development of subjectivity in educational and professional activities are determined. The results of an empirical study of the dynamics of civil maturity of cadets are presented. The possibilities of using the technology of pedagogical support, which lies in creating conditions for the development of the civil identity of cadets, their civil qualities and the acquisition of experience of responsible civil behavior in the military educational environment, assistance in the acquisition of the individual position of the subject in the system of social relations of the military educational organization, are justified.

Key words: civil maturity, civil education, military educational environment, pedagogical support.

С.С. Рязанов, аспирант, Костромской государственный университет, г. Кострома, E-mail: yaroslavl88@rambler.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗРЕЛОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье обоснована сущность и содержание понятия «гражданская зрелость», определены специфические характеристики гражданского образования и воспитания, условия её формирования военном вузе. Определены особенности организации гражданского образования и воспитания курсантов, способствующие формированию их личностного потенциала и развитию субъектности в учебной и профессиональной деятельности. Приведены результаты эмпирического исследования динамики гражданской зрелости курсантов. Обоснованы возможности применения технологии педагогического сопровождения, заключающегося в создании условий для развития гражданской идентичности курсантов, их гражданских качеств и приобретения опыта ответственного гражданского поведения в военно-образовательной среде, содействия в обретении личностью позиции субъекта в системе социальных отношений военной образовательной организации.

Ключевые слова: гражданская зрелость, гражданское образование, военная образовательная среда, педагогическое сопровождение.

В современных условиях развития общества на постинформационном этапе становится актуальной проблема создания «социальных якорей», позволяющих взрослеющей личности обрести социальную стабильность и моральную устойчивость в динамично меняющемся и нелинейно развивающемся мире. Одним из таких «якорей» является гражданская зрелость, являющаяся не просто социально значимым образовательным результатом, но и составляющая основу развития личностного потенциала гражданского участия людей в жизни общества и государства. Особую актуальность формирование данного качества имеет в деле образования и воспитания будущих офицеров, для которых гражданская зрелость является одновременно и универсальной, и общепрофессиональной компетенцией.

В Федеральных образовательных стандартах высшего (в том числе военного) образования прямые указания на формирование гражданской зрелости выпускника отсутствуют в описании образовательных результатов, по крайней мере, именно в такой формулировке. Вместе с тем университеты продолжают развитие, начатое в средней школе. Здесь образование - это целенаправленная подготовка, во время которой молодёжь учат с пониманием и достоинством

контактировать со своим окружением, а также адаптироваться к существующим условиям. Поэтому гражданственность продолжает развиваться при обучении в вузе, переходя на новый, качественный уровень гражданской зрелости.

Современное высшее образование представляет собой не только этап подготовки к профессиональной деятельности - это также важный этап личностного развиттия и социального становления человека, интеграции его в систему социальных отношений. Неслучайно в последнее время широко обсуждается вопрос развития универсальных компетенций, или soft skills, имеющих надпредметный и надпрофессиональный характер. Именно к данному виду компетенций относится, на наш взгляд, гражданская компетенция. В числе прочих надпрофессиональ-ных компетенций она определят социальную и цивилизационную значимость военного образования.

Методологическую основу нашего исследования составили идеи экзистенциальной и социальной феноменологии о том, что личность - это сплав социально-общего и индивидуально-неповторимого, коллективное в личности индивидуализируется, превращается в смысложизненное, значит - становится индивидуально-духовным. В основу исследования положен личностно ориенти-

рованный подход, определяемый положением о том, что субъект в своём личностном развитии создаётся и определяется образовательной средой. Данный подход позволил определить основные векторы педагогического сопровождения гражданской зрелости курсантов средствами военной среды. Важным для изучения вопросов педагогического сопровождения формирования гражданской зрелости курсантов военного вуза является и деятельностный подход, который определяет ведущую роль специально организованной многоплановой педагогической деятельности в развитии гражданской зрелости молодого человека, он позволил выявить и обосновать технологии педагогического сопровождения гражданской зрелости курсантов средствами военной среды.

Понятие гражданской зрелости является основополагающим при характеристике результата социализации личности. Основываясь на идеях И.Ю. Тархановой [1], мы рассматриваем образование в качестве одного из ведущих средств социализации. Поэтому выдвигаем постулат о формировании гражданской зрелости как социально значимом образовательном результате.

К понятию зрелости в психологии и педагогике прибегают при описании процессов взросления и социального становления личности. Так, при описании юношеского возраста Д.И. Фельдштейн говорит о формировании идейной, гражданской зрелости [2, с. 130].

Гражданская зрелость человека заключается в осознании им своих отношений с людьми с позиций требований общества к гражданину, в оценке себя по тому, что отдается людям, государству. Гражданская зрелость, на наш взгляд, это, прежде всего, самоидентификация, основанная на осознании индивидом своих гражданских прав и обязанностей в их активной реализации в конкретных делах и поступках.

В своём исследовании мы придерживаемся понимания, что гражданская зрелость основана на научном мировоззрении, идейной убежденности в сложном креативном и психологическом состоянии, суть которого - в осознании и активной реализации гражданской позиции в конкретных делах и поступках. Именно поэтому важное место в формировании гражданской зрелости принадлежит системе образования.

Согласимся с Т.В. Бугайчук и И.Ю. Тархановой, что «важно способствовать решению проблемы развития гражданской зрелости молодежи, выявлять эффективные технологии развития гражданской зрелости в образовательном пространстве, повышать профессиональную компетенцию преподавателей в области развития гражданской зрелости» [3, с. 235.]. Для этого необходимо понимать её структуру и уровни сформированности.

Описание структуры гражданской зрелости мы наделяем характеристиками юношеского возраста.

Так, когнитивный компонент гражданской зрелости, на наш взгляд, предполагает сформированность правового сознания; наличие знаний о сущности и механизмах правовых отношений гражданина и государства, знание основных документов о правах человека и гражданина: о политических, социальных, гражданских, экономических, культурных правах; способность к оценке на основе правовых знаний социальных явлений и процессов поступков и действий, поступков и действий как своих, так и партнеров по взаимодействию.

Эмоционально-оценочный компонент основан в первую очередь на способности к рефлексии полученных знаний, а также осознании собственной гражданской позиции по отношению к процессам, происходящим в стране и мире, способности объяснять и защищать свою точку зрения; уважении традиций и обычаев военной среды, эмоциональной оценке событий, происходящих в стране, и готовности действовать на благо России и её граждан.

Ценностно-ориентировочный (аксиологический) компонент гражданской зрелости основан, прежде всего, на уважении прав других людей, толерантности, самоуважении, принятии и уважении правовых основ государства и общества; готовности выполнять общественные поручения; участии в решении общественно значимых задач; способности к сочетанию общественных и личных интересов.

Ещё один компонент - поведенческий - предполагает участие в общественной жизни вуза, города, страны; активность в учебе и внеучебной деятельности; участие и организацию общественно значимой деятельности; умение высказать и отстаивать свою точку зрения; самокритиченость, требовательность, настойчивость в работе над собой; применение знаний о гражданственности, социальной роли гражданина на практике.

Воспитание гражданской ответственности, формирование опыта гражданского участия, готовность к вовлечению в процессы государственного и муниципального управления, деятельность социально значимых институтов гражданского общества, уважение к правам и свободам личности, патриотизм, - всё это составляет базовые векторы воспитательной работы на этапе высшего образования.

Что касается специфики военного вуза, то здесь, как и в Вооруженных Силах РФ в целом, воспитание осуществляется по определенным законам, позволяющим правильно сочетать все основные элементы системы воспитания (цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы, средства и приемы). Во-первых, основополагающая закономерность процесса воспитания будущих офицеров базируется на законах диалектики: законе отрицания отрицания, законе единства и борьбы противоположностей и законе перехода количественных изменений в качественные. Во-вторых, законы общей психологии взаимодействия в социуме определяют и особенности отношений в воинских коллективах. Более

того, система воспитания напрямую зависит от господствующей в стране идеологии и законодательной базы. В-третьих, существует ряд социально-педагогических закономерностей, выполняющих ведущую роль в процессе воспитания: единство обучения и воспитания, воспитание целостной, психологически устойчивой личности и т.д. [4, с. 68].

Сущность гражданского воспитания курсантов военного вуза заключается в совокупности специально созданных и целенаправленно реализуемых условий и средств развития курсантов как субъектов гражданского общества. Целью гражданского воспитания курсантов военного вуза является формирование и развитие у них качеств военного профессионала, ответственного гражданина, убеждённого патриота и высоконравственной личности.

Интегрируя данные представления о гражданском воспитании курсантов и идеи гражданского образования, мы предлагаем алгоритм формирования гражданской зрелости курсантов военного вуза в процессе образовательной деятельности, предусматривающий ряд этапов:

- на первом этапе, который можно назвать подготовительным, выявляется исходный уровень гражданской зрелости курсантов, определяется степень их готовности к участию в общественной деятельности вуза и практиках курсантского самоуправления, диагностируется теоретическая осведомленность обучающихся в современных гражданских проблемах. Курсанты начинают освоение знаниевого (когнитивного) компонента гражданской зрелости в ходе освоения практик гражданского образования в рамках социально-гуманитраного модуля и включаются в мероприятия по гражданскому воспитанию. Также их гражданская зрелость формируется в ходе работы на должностях младшего командного состава;

- на основном этапе происходит формирование гражданской компетенции в ходе приобретения военно-профессиональных знаний, во всех дисциплинах и модулях учебного плана делается акцент на становление активной позиции защитника Отечества и формирование военно-профессионального стиля жизни курсанта. На этом этапе у обучающихся происходит развитие эмоционального и мотивационного компонентов гражданской зрелости, индивидуальных качеств и способностей, гражданских качеств и навыков реализации гражданской позиции;

- на заключительном этапе у курсантов фактически сформированы активная гражданская позиция и стремление к активному применению знаний, умений и навыков в повседневной жизнедеятельности. Данные результаты отрабатываются в практиках планирования профессиональной карьеры и проявления граж-данско-ориентированной жизненной стратегии.

Для изучения динамики развития гражданской зрелости курсантов Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны мы провели диагностику сформированности её компонентов: когнитивного, эмоционального, ценностно-смыслового и деятельностного. Выборку исследования составили курсанты второго и четвертого курсов в количестве 82 человек. В качестве средств диагностики были использованы анкетирование, тест «Кто я?»; тест двадцати высказываний (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой), методика «Типы этнической зрелости» (ГУ. Солдатова, С.В. Рыжова), методика М. Рокича «Ценностные ориентации», тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Значимость различий между курсантами младших и старших курсов проверялась с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни для несвязных выборок.

Полученные результаты показали, что большинство респондентов (82%) осознают принадлежность к своей стране, знают свои гражданские права и свободы, что является непосредственной характеристикой сформированности когнитивного компонента гражданской зрелости. Выявлено, что данный компонент не имеет значимых различий в выборках курсантов 2 и 4 курсов. Эмоциональный компонент гражданской зрелости также сформирован на достаточно высоком уровне у данной выборки испытуемых, при этом здесь была выявлена статистически значимая динамика (и = 686, р < 0,05): 71% курсантов 4 курса с уважением относятся к собственной и чужой этнической принадлежности, принимают себя как часть конкретного народа, государства, при этом проявляют толерантное отношение к другим этносам; в выборке 2 курса такой уровень зрелости продемонстрировали 54% испытуемых.

Формирование ценностно-смыслового компонента гражданской зрелости курсантов можно назвать лишь частично сформированным, что в целом свидетельствует о кризисе системы ценностей в условиях современного цифрового общества: 2 курс продемонстрировал сформированность этого компонента в 32% случаев, а 4 курс в 45% (и = 432, р < 0,05). Результаты диагностики деятельност-ного компонента показали достаточно активную гражданскую позицию курсантов и сформированность ориентации на «другого человека»: 47% на 2 курсе и 64% на 4 курсе (и = 576, р < 0,05), что свидетельствует о присвоении ими таких ценностей, как социальная солидарность, гражданственность и человечность. Также это говорит о нравственной позиции испытуемых, что является одним из важнейших требований к военному офицеру.

Основной идеей нашего исследования является применение технологии педагогического сопровождения к формированию гражданской зрелости курсантов военного вуза. Несмотря на все многообразие определений понятия «сопровождение», мы выделяем во всех них общий компонент - это наличие специальной, целенаправленной деятельности педагога-профессионала, в которой создаются условия для самостоятельного решения воспитанниками возникающих в их жизненных и учебных ситуациях задач и проблем.

Для нашего исследования принципиально важно понимание того, что сопровождение представляет собой особый вид взаимодействия всех субъектов педагогического процесса, а значит, и образовательный результат сопровождения будет способствовать развитию как обучающегося, так и педагога, и образовательной среды в целом. Также при выборе педагогического сопровождения как технологии формирования гражданской зрелости курсантов важно понимать, что сопровождение - это полифункциональная технология, обеспечивающая создание условий, при которых субъект сможет принять обоснованное и ответственное решение в различных ситуациях жизненного выбора [5, с. 34], такая трактовка полностью соответствует самой сути гражданской зрелости.

Социальная военная среда выдвигает ряд требований, норм и жёстких правил, которые курсант должен усвоить, принять и реализовать в своем поведении и общении в процессе учебно-профессиональной деятельности. И с этих позиций вопрос о реализации недиррективной технологии педагогического сопровождения в диррективной и авторитарной военно-образовательной среде долгое время оставался дискуссионным. В начале 2000-х ситуация изменилась: педагогическому сопровождению в военной образовательной среде в первое десятилетие 21 века был посвящен целый ряд диссертаций. Интерес к данной технологии не утихает среди военных педагогов и сегодня. В публикациях рассматриваются разные виды педагогического сопровождения в военной образовательной среде: сопровождение процесса адаптации курсантов к новым условиям, сопровождение поведенческих стратегий курсантов, сопровождение различных этапов и видов военного образования, сопровождение отдельных категорий курсантов (курсантов-иностранцев, девушек-курсанток и др.).

Отметим основные уровни и тренды применения технологии педагогического сопровождения в военном образовании.

Библиографический список

Стратегическим уровнем педагогического сопровождения выступает воспитательная деятельность высшего командного состава училища (начальник, заместители начальника по учебной, научной, воспитательной работе, начальник и специалисты учебного отдела). На данном уровне формируется концепция общевузовской системы педагогического сопровождения, определяются цели и задачи данного процесса, отрабатываются организационные связи и механизмы его реализации.

Тактический уровень педагогического сопровождения предполагает совместную деятельность начальников учебных курсов, кафедр, командиров подразделений. На этом уровне общие цели и задачи педагогического сопровождения курсантов получают конкретизацию в зависимости от вида и направления сопровождения, идет разработка и реализация конкретных педагогических технологий и программ сопровождения.

Учебно-субъектный уровень представлен деятельностью профессорско-преподавательского состава, сотрудников учебных подразделений и кафедр, младшим командным составом курсантских подразделений. На этом уровне осуществляется изучение проблем и трудностей курсантов, связанных с их профессионально-личностным развитием и гражданской зрелостью, реализация конкретных программ и технологий педагогического сопровождения, проведение мероприятий, оценка их эффективности.

Таким образом, педагогическое сопровождение формирования гражданской зрелости курсантов военного вуза предполагает создание условий для развития гражданской идентичности курсантов, их гражданских качеств и приобретения опыта ответственного гражданского поведения в военно-образовательной среде, содействие в обретении личностью позиции субъекта в системе социальных отношений военной образовательной организации.

1. Тарханова И.Ю. Стратегическая концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования. Ярославский педагогический вестник. 2015; № 4: 8 - 12.

2. Фельдштейн Д.И. Периодизация психического развития и становления личности. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. Москва, 2005; Т.1: 116 - 154.

3. Бугайчук Т.В., Тарханова И.Ю. Роль образования в формировании гражданина. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 3: 232 - 236.

4. Гончаров С.А. Воспитание гражданской ответственности курсантов как психолого-педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 68 - 70.

5. Марищук Л.В., Бантюкова Е.М. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении курсантов в процессе обучения на военных факультетах. Психологическое сопровождение образовательного процесса. 2020; Т. 2, № 10-2: 33 - 40.

References

1. Tarhanova I.Yu. Strategicheskaya koncepciya socializacii vzroslyh sredstvami dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2015; № 4: 8 - 12.

2. Fel'dshtejn D.I. Periodizaciya psihicheskogo razvitiya i stanovleniya lichnosti. Psihologiya razvitiya cheloveka kaklichnosti: Izbrannye trudy: v 2 t. Moskva, 2005; T.1: 116 - 154.

3. Bugajchuk T.V., Tarhanova I.Yu. Rol' obrazovaniya v formirovanii grazhdanina. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 3: 232 - 236.

4. Goncharov S.A. Vospitanie grazhdanskoj otvetstvennosti kursantov kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 68 - 70.

5. Marischuk L.V., Bantyukova E.M. K voprosu o psihologo-pedagogicheskom soprovozhdenii kursantov v processe obucheniya na voennyh fakul'tetah. Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa. 2020; T. 2, № 10-2: 33 - 40.

Статья поступила в редакцию 22.04.21

УДК 376.1-058.264

Samylova O.A., Cand. of. Sciences (Рsychology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: olgas2770@ yandex.ru

VISUAL SUPPORT TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF PHRASAL SPEECH OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT. The article discusses the problem of using visual support for the development of speech in preschool children with general speech underdevelopment, since visual material is assimilated by children better than verbal. The concept of visual support is given, the means are highlighted and their advantages are revealed, which allow developing the child's speech bypassing the impaired functions. The use of a flipbook for the development of phrasal speech in older preschool children is considered in more detail. This tool allows to develop not only the child's speech, but also mental operations and affects the entire cognitive sphere. A speech therapy program is developed and implemented, which consisted of thirty subgroup lessons, lasting 20-25 minutes, aimed at compiling complex sentences, using prepositions and possession of case endings in phrasal speech. Comparative analysis before and after speech therapy work made it possible to conclude that the use of an individual flipbook in the classroom made it possible to improve the indicators of the development of phrasal speech in older preschool children with general speech underdevelopment.

Key words: preschool age, phrasal speech, visual support, flipbook.

О.А. Самылова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,

E-mail: olgas2770@yandex.ru

СРЕДСТВА ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема использования средств визуальной поддержки для развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее по тексту ОНР), так как наглядный материал усваивается детьми лучше, чем вербальный. Дано понятие визуальной поддержки, выделены средства и раскрыты их преимущества, которые позволяют развивать речь ребенка в обход нарушенных функций. Более подробно рассмотрено использование флипбука для развития фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста. Данное средство позволяет развивать не только речь ребенка, но

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.