Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

СРЕДСТВА ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольный возраст / фразовая речь / визуальная поддержка / флипбук / preschool age / phrasal speech / visual support / flipbook

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О А. Самылова

В статье рассматривается проблема использования средств визуальной поддержки для развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее по тексту ОНР), так как наглядный материал усваивается детьми лучше, чем вербальный. Дано понятие визуальной поддержки, выделены средства и раскрыты их преимущества, которые позволяют развивать речь ребенка в обход нарушенных функций. Более подробно рассмотрено использование флипбука для развития фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста. Данное средство позволяет развивать не только речь ребенка, но и мыслительные операции, воздействует на всю познавательную сферу. Была разработана и внедрена логопедическая программа, которая состояла из тридцати подгрупповых занятий, продолжительностью 20 – 25 минут, направленных на составление сложных предложений с употреблением предлогов и владением падежными окончаниями во фразовой речи. Сравнительный анализ до и после логопедической работы позволил сделать вывод, что использование на занятиях индивидуального флипбука дало возможность улучшить показатели развития фразовой речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О А. Самылова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL SUPPORT TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF PHRASAL SPEECH OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article discusses the problem of using visual support for the development of speech in preschool children with general speech underdevelopment, since visual material is assimilated by children better than verbal. The concept of visual support is given, the means are highlighted and their advantages are revealed, which allow developing the child’s speech bypassing the impaired functions. The use of a flipbook for the development of phrasal speech in older preschool children is considered in more detail. This tool allows to develop not only the child’s speech, but also mental operations and affects the entire cognitive sphere. A speech therapy program is developed and implemented, which consisted of thirty subgroup lessons, lasting 20-25 minutes, aimed at compiling complex sentences, using prepositions and possession of case endings in phrasal speech. Comparative analysis before and after speech therapy work made it possible to conclude that the use of an individual flipbook in the classroom made it possible to improve the indicators of the development of phrasal speech in older preschool children with general speech underdevelopment.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Для нашего исследования принципиально важно понимание того, что сопровождение представляет собой особый вид взаимодействия всех субъектов педагогического процесса, а значит, и образовательный результат сопровождения будет способствовать развитию как обучающегося, так и педагога, и образовательной среды в целом. Также при выборе педагогического сопровождения как технологии формирования гражданской зрелости курсантов важно понимать, что сопровождение - это полифункциональная технология, обеспечивающая создание условий, при которых субъект сможет принять обоснованное и ответственное решение в различных ситуациях жизненного выбора [5, с. 34], такая трактовка полностью соответствует самой сути гражданской зрелости.

Социальная военная среда выдвигает ряд требований, норм и жёстких правил, которые курсант должен усвоить, принять и реализовать в своем поведении и общении в процессе учебно-профессиональной деятельности. И с этих позиций вопрос о реализации недиррективной технологии педагогического сопровождения в диррективной и авторитарной военно-образовательной среде долгое время оставался дискуссионным. В начале 2000-х ситуация изменилась: педагогическому сопровождению в военной образовательной среде в первое десятилетие 21 века был посвящен целый ряд диссертаций. Интерес к данной технологии не утихает среди военных педагогов и сегодня. В публикациях рассматриваются разные виды педагогического сопровождения в военной образовательной среде: сопровождение процесса адаптации курсантов к новым условиям, сопровождение поведенческих стратегий курсантов, сопровождение различных этапов и видов военного образования, сопровождение отдельных категорий курсантов (курсантов-иностранцев, девушек-курсанток и др.).

Отметим основные уровни и тренды применения технологии педагогического сопровождения в военном образовании.

Библиографический список

Стратегическим уровнем педагогического сопровождения выступает воспитательная деятельность высшего командного состава училища (начальник, заместители начальника по учебной, научной, воспитательной работе, начальник и специалисты учебного отдела). На данном уровне формируется концепция общевузовской системы педагогического сопровождения, определяются цели и задачи данного процесса, отрабатываются организационные связи и механизмы его реализации.

Тактический уровень педагогического сопровождения предполагает совместную деятельность начальников учебных курсов, кафедр, командиров подразделений. На этом уровне общие цели и задачи педагогического сопровождения курсантов получают конкретизацию в зависимости от вида и направления сопровождения, идет разработка и реализация конкретных педагогических технологий и программ сопровождения.

Учебно-субъектный уровень представлен деятельностью профессорско-преподавательского состава, сотрудников учебных подразделений и кафедр, младшим командным составом курсантских подразделений. На этом уровне осуществляется изучение проблем и трудностей курсантов, связанных с их профессионально-личностным развитием и гражданской зрелостью, реализация конкретных программ и технологий педагогического сопровождения, проведение мероприятий, оценка их эффективности.

Таким образом, педагогическое сопровождение формирования гражданской зрелости курсантов военного вуза предполагает создание условий для развития гражданской идентичности курсантов, их гражданских качеств и приобретения опыта ответственного гражданского поведения в военно-образовательной среде, содействие в обретении личностью позиции субъекта в системе социальных отношений военной образовательной организации.

1. Тарханова И.Ю. Стратегическая концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования. Ярославский педагогический вестник. 2015; № 4: 8 - 12.

2. Фельдштейн Д.И. Периодизация психического развития и становления личности. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. Москва, 2005; Т.1: 116 - 154.

3. Бугайчук Т.В., Тарханова И.Ю. Роль образования в формировании гражданина. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 3: 232 - 236.

4. Гончаров С.А. Воспитание гражданской ответственности курсантов как психолого-педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 68 - 70.

5. Марищук Л.В., Бантюкова Е.М. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении курсантов в процессе обучения на военных факультетах. Психологическое сопровождение образовательного процесса. 2020; Т. 2, № 10-2: 33 - 40.

References

1. Tarhanova I.Yu. Strategicheskaya koncepciya socializacii vzroslyh sredstvami dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2015; № 4: 8 - 12.

2. Fel'dshtejn D.I. Periodizaciya psihicheskogo razvitiya i stanovleniya lichnosti. Psihologiya razvitiya cheloveka kaklichnosti: Izbrannye trudy: v 2 t. Moskva, 2005; T.1: 116 - 154.

3. Bugajchuk T.V., Tarhanova I.Yu. Rol' obrazovaniya v formirovanii grazhdanina. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 3: 232 - 236.

4. Goncharov S.A. Vospitanie grazhdanskoj otvetstvennosti kursantov kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 68 - 70.

5. Marischuk L.V., Bantyukova E.M. K voprosu o psihologo-pedagogicheskom soprovozhdenii kursantov v processe obucheniya na voennyh fakul'tetah. Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa. 2020; T. 2, № 10-2: 33 - 40.

Статья поступила в редакцию 22.04.21

УДК 376.1-058.264

Samylova O.A., Cand. of. Sciences (Рsychology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: olgas2770@ yandex.ru

VISUAL SUPPORT TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF PHRASAL SPEECH OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT. The article discusses the problem of using visual support for the development of speech in preschool children with general speech underdevelopment, since visual material is assimilated by children better than verbal. The concept of visual support is given, the means are highlighted and their advantages are revealed, which allow developing the child's speech bypassing the impaired functions. The use of a flipbook for the development of phrasal speech in older preschool children is considered in more detail. This tool allows to develop not only the child's speech, but also mental operations and affects the entire cognitive sphere. A speech therapy program is developed and implemented, which consisted of thirty subgroup lessons, lasting 20-25 minutes, aimed at compiling complex sentences, using prepositions and possession of case endings in phrasal speech. Comparative analysis before and after speech therapy work made it possible to conclude that the use of an individual flipbook in the classroom made it possible to improve the indicators of the development of phrasal speech in older preschool children with general speech underdevelopment.

Key words: preschool age, phrasal speech, visual support, flipbook.

О.А. Самылова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,

E-mail: [email protected]

СРЕДСТВА ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема использования средств визуальной поддержки для развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее по тексту ОНР), так как наглядный материал усваивается детьми лучше, чем вербальный. Дано понятие визуальной поддержки, выделены средства и раскрыты их преимущества, которые позволяют развивать речь ребенка в обход нарушенных функций. Более подробно рассмотрено использование флипбука для развития фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста. Данное средство позволяет развивать не только речь ребенка, но

и мыслительные операции, воздействует на всю познавательную сферу. Была разработана и внедрена логопедическая программа, которая состояла из тридцати подгрупповых занятий, продолжительностью 20 - 25 минут, направленных на составление сложных предложений с употреблением предлогов и владением падежными окончаниями во фразовой речи. Сравнительный анализ до и после логопедической работы позволил сделать вывод, что использование на занятиях индивидуального флипбука дало возможность улучшить показатели развития фразовой речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Ключевые слова: дошкольный возраст, фразовая речь, визуальная поддержка, флипбук.

В настоящее время в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отводится значительная роль развитию речи (коммуникации) детей дошкольного возраста, так как от этого зависит культура общения и развитие личности ребенка в целом.

Л.В. Ковригина в своем исследовании рассмотрела развитие фразовой речи в онтогенезе и определила фразовую речь как «форму коммуникативной деятельности, которая включает в себя смыслообразующее звено, многообразие в употреблении различных частей речи, последовательность и взаимосвязь слов в предложении, логико-смысловую организацию высказывания» [1, с. 33].

По мнению А.Н. Гвоздева [2], у старших дошкольников фразовая речь должна состоять из 5 - 6 слов с использованием предлогов и различных типов согласования, он выделил три этапа развития фразовой речи.

РС. Хамматова отмечала, что «овладевая развернутой фразой, ребенок имеет возможность успешно общаться с взрослыми и сверстниками, активно познавать мир посредством диалогического общения с окружающими его людьми» [3, с. 103].

РС. Хамматова предлагает пять этапов по развитию фразовой речи у детей дошкольного возраста с ОНР: 1) составление двухсоставного предложения; 2) составление предложения из нескольких слов; 3) составление сложноподчиненного и сложносочиненного предложений; 4) развитие повествовательной формы речи; 5) развитие творческой речи (составление сказок и историй).

Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко для развития фразовой речи предлагают использовать вопросы в различных видах деятельности, например «во время режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисовать, лепить, конструировать» [4, с. 24]. Данные авторы разделили задаваемые вопросы на пять групп: первая группа вопросов простая, вторая группа вопросов активизирует речемыслительный процесс, третья требует осмысления, четвертая группа диктует необходимость использования глагола и пятая - употребления местоимения.

Анализ литературы позволил нам сделать вывод, что важным для детей старшего дошкольного возраста является развитие фразовой речи, которая формируется на основе усвоения лексических единиц. В трудах отечественных ученых А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Т.В. Ахутиной, Т.Б. Филичевой фразовая речь рассматривается в процессе изучения механизмов речевого высказывания, включающая в себя одно или несколько предложений, имеющих синтаксическую структуру, смысловую законченность и интонационную оформленность.

Часто у детей дошкольного возраста мы наблюдаем нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженную «немотивированность», ситуативность и фрагментарность, низкий уровень использования фразовой речи.

Для обследования фразовой речи у детей дошкольного возраста мы использовали серии заданий из методик О.Б. Иншаковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.П. Глухова. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально, в ходе которого нам удалось выявить уровень сформированности фразовой речи (правильность оформления фразы, согласованность и её законченность).

По результатам серии заданий из четырех методик дети продемонстрировали средний уровень развития фразовой речи, который составил 87%. Ответы детей старшего дошкольного возраста были односложными, слова в предложении несогласованными, наблюдалось нарушение лексической структуры, незаконченность предложений.

Низкий уровень был выявлен у 13% испытуемых, которые не смогли выполнить задание. Высокого уровня не было выявлено у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Обследование позволило сделать вывод о необходимости проведения логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР по развитию фразовой речи.

Мы считаем, что фразовая речь будет наиболее продуктивно развиваться, если использовать средства визуальной поддержки. Использование данных средств позволит ребенку лучше и быстрее овладеть фразовой речью, запомнить и выделить важную информацию и быстрее понять правила взаимодействия.

Зарубежные специалисты Ф. Хоффман, П. Крантц, Ф. Герхардт, М. Дж. Коэн уже достаточно долгое время используют на практике средства визуальной поддержки, применение которых является весьма эффективным в работе с детьми, родителями, воспитателями, для зонирования пространства в ДОУ.

Визуальная поддержка - это использование изображений (картинок, надписей, указателей и др.) для улучшения восприятия и понимания информации. Визуальная поддержка может включать в себя разные подсказки, помогающие человеку применять и закреплять приобретенные навыки самостоятельно.

Такие ученые, как М. Коэнт, П. Герхардт [5], использовали методы визуальной поддержки для развития коммуникации и социальных навыков, когнитивных процессов (улучшения памяти, внимания, мотивации) и сенсорного развития.

В литературе выделены следующие средства визуальной поддержки: 1) карточки с героями; 2) социальные истории; 3) жестовый язык; 4) мнемотехники; 5) опорные схемы; 6) видеомоделинг; 7) визуальное расписание; 8) комиксы; 9) проверочные списки; 10) цветовая маркировка; 11) пиктограммы; 12) презентации.

Преимуществами применения визуальных средств является то, что:

1) данные средства можно сделать из подручного материала, на их изготовление не требуется значительных материальных средств;

2) их можно использовать и применять с раннего дошкольного возраста для обучения и развития как говорящих, так и неговорящих детей;

3) визуальные средства поддержки направлены на то, чтобы помочь ребенку стать более самостоятельным;

4) при визуальной поддержке можно использовать мобильный телефон и компьютерные программы, которые доступны в настоящий момент и будут интересны для ребенка.

Соответственно, для логопеда важно правильно выбрать подходящее средство визуальной поддержки, а для этого необходимо иметь базовое представление о множестве компонентов, играющих важную роль в процессе обучения (например, понимание и использование речи, кратковременная и долговременная память, понимание последовательности событий, навыки удержания внимания, мотивация, социальные навыки сформированы или не сформированы).

Одним из средств визуальной поддержки в развитии фразовой речи является применение флипбука в комплексе с цветовыми подсказками. Используя данное средство, дети дошкольного возраста, играя, могут воспринимать информацию не только на слух, зрительно, но и тактильно.

Флипбук представляет собой папку с кольцами, где представлены иллюстрации, которые размещены на отдельных страницах (листах) книги независимо друг от друга. Первая страница содержит подлежащее, вторая - сказуемое и третья - дополнение. Это дает ребенку возможность создавать множество различных комбинаций, а также контролировать сложность составленных предложений. Идея заключается в том, что не имеет значения, на какой странице ребенок откроет какой-либо элемент из трех на странице - у него в любом случае получиться правильное предложение.

Данное средство визуальной поддержки подходит в ситуации, когда требуется научить ребенка использовать существительные, прилагательные, местоимения, предлоги, различные времена глаголов во множественном числе. А также можно изменять сложность предложения, помещая пустую карточку поверх той или иной части полного предложения.

При изучении синтаксиса одновременно с флипбуком можно использовать цветовые подсказки, а именно - цветовые карточки, где оранжевая карточка обозначает подлежащие, фиолетовая - сказуемое, а желтая - дополнение. На начальных стадиях обучения ребенок может брать карточки и помещать их на отдельные картинки. Через какое-то время можно отказаться от использования карточек и вместо них печатать подлежащее оранжевым цветом, сказуемое - фиолетовым, а дополнение - желтым. Размер шрифта по мере освоения учеником навыков использования правильной структуры предложения можно постепенно уменьшать. Впоследствии можно постепенно, слово за словом, заменять цветной шрифт на черный, который используется при печати книг

В своей логопедической работе при формировании фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мы учитывали возрастные, психофизиологические особенности, ведущий вид деятельности в данном возрасте, структуру имеющегося дефекта у ребенка и старались комплексно воздействовать на все сферы деятельности детей.

Все занятия проводились в подгрупповой форме, и на каждом занятии использовали средство визуальной поддержки - флипбук, например при формировании навыка составления трехсоставного (сложного) предложения. Мы использовали в работе цветовые подсказки по трем картинкам.

Каждое занятие начинали с беседы, организационного момента для того, чтобы понять настроение ребенка и создать на занятии рабочую и дружелюбную атмосферу. На каждом занятии решались три типа задач: образовательная, развивающая и воспитательная.

Основная часть занятия была направлена на формирование фразовой речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР и включала задания: 1) на составление сложных предложений; 2) на отработку предлогов в предложении; 3) на согласование числительных с существительными; 4) развернутое речевое высказывание. В основной части для отдыха детей использовали физкульминутки.

В заключительной части мы закрепляли полученные знания детей, выясняли, что им понравилось на занятии, какие трудности у них возникали.

На первом занятии мы познакомили детей с флипбуком, где каждый ребенок получил свой персональный флипбук. Это своего рода игровая книжка на кольцах с картинками, сделанная своими руками, где можно было перелистывать, снимать, доставать и менять местами картинки.

Например, основная часть состояла из трех заданий, в первом задании мы продолжили знакомство с предлогами. И первый предлог - это «НА», он означает расположение на поверхности предмета (сверху). На рисунке предлог «НА» изображался следующим образом: кружок на прямоугольнике. Следующий предлог - «В», данный предлог означает расположение предмета внутри и изображался как кружок внутри прямоугольника. Необходимо было показать названные предлоги.

Во втором задании детям давали флипбук, где они находили правильное графическое изображение предлога и его написание. На первое колечко дети надевали картинку с изображением того, как пишется предлог, а на второе колечко - картинку, на которой предлог изображен схематично.

В третьем задании необходимо было составить фразы, используя флипбук, для этого мы использовали три картинки и размешали их на кольца филпбука. На первой картинке был изображен предмет, а точнее, игрушка, например, МЯЧИК. На второй картинке изображен предлог «НА», а на третьей картинке - предмет, на котором может лежать игрушка или какой-то предмет, мебель, например, СТОЛ. Итак, у нас получилось предложение - МЯЧИК НА СТОЛЕ, то есть мячик лежит на поверхности стола. Для закрепления дети самостоятельно составляли предложение по трем картинкам. У каждого ребенка был свой набор картинок, и затем мы все вместе проверяли составленные сложные предложения.

Приведем примеры заданий «Составление трехсоставного предложения с использованием трех картинок». Детям предлагается самостоятельно выбрать три любые картинки, которые им нравятся и составить предложение, но только так, чтобы говорилось обо всех выбранных предметах, а само предложение было сложное. Предложение должно быть построено связно и логично. Картинки можно было менять местами при необходимости.

Далее - задание «Дополни». Детям необходимо составить предложения из трех составных частей, но одна картинка скрыта, им нужно логически доду-

Библиографический список

мать, что же скрывается за этой картинкой и составить правильное предложение, чтобы немного облегчить задание мы использовали цветовые подсказки. После выполнения двух заданий с детьми проводили физкультминутку.

Предлагалось задание на развитие повествовательной формы речи, например, задание: «Чем я люблю заниматься?» Детям нужно рассказать о себе, чем любит заниматься каждый из них или, например, что любят кушать. Начало предложения предлагалось такое: «Мне нравится или я люблю...», первая картинка у них была девочка или мальчик, т.к. каждый же говорил о себе, а в дальнейшем у всех все картинки индивидуальные. И в конце занятия с детьми проводилась рефлексия, мы узнавали, что они сегодня узнали нового на занятии, что им понравилось больше всего.

После реализации программы провели повторное обследование по серии заданий из методик (О.Б. Иншаковой, Т.Б. Филичевой, Г В. Чиркиной, В.П. Глухо-ва), использовавшихся на этапе констатации, и сравнительный анализ до и после формирующего эксперимента.

После формирующего эксперимента мы наблюдали положительные изменения в развитии фразовой речи, хотя большая часть детей имела средний уровень развития фразовой речи, который был преобладающим, и выявлен у 63% испытуемых. Следовательно, часть детей со среднего уровня развития фразовой речи перешли на высокий уровень, который выявлен у 24% испытуемых, низкий уровень был выявлен у 13% испытуемых, дети с низким уровнем испытывали затруднение при составлении сложных предложений или вообще не могли выполнить задание. После реализованной программы дети чаще стали использовать предлоги при составлении предложений, пытались согласовывать числительные с именем существительным по родам, падежам, составляли сложные фразы. Используемое нами средство визуальной поддержки позволило детям дошкольного возраста усвоить порядок построения слов в предложении.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует множество эффективных средств визуальной поддержки, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Мы использовали в своей работе флипбук как средство визуальной поддержки, которое, безусловно, направлено на формирование навыков коммуникации, взаимодействия, сотрудничества и способствовало развитию фразовой речи. Мы считаем, что воспитатели и логопеды могут использовать данное средство визуальной поддержки для развития фразовой речи и подготовки детей к школе.

1. Ковригина Л.В. Исследование состояния фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Концепт: научно-методический электронный журнал. 2018; № 7: 31 - 37. Available at: http://e-koncept.ru/2018/186059.htm

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Москва: Сфера, 2007.

3. Хамматова РС. Методы формирования фразовой речи у дошкольников с ОНР Педагогика и современность. 2015; № 2 (16): 101 - 103.

4. Давидович Л.Р, Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?: Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. Москва: ГНОМ, 2001.

5. Коэн М. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности. Москва: Рама Паблишинг, 2018. References

1. Kovrigina L.V. Issledovanie sostoyaniya frazovoj rechi u doshkol'nikov s obschim nedorazvitiem rechi. Koncept: nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2018; № 7: 31 - 37. Available at: http://e-koncept.ru/2018/186059.htm

2. Gvozdev A.N. Voprosy izucheniya detskojrechi. Moskva: Sfera, 2007.

3. Hammatova R.S. Metody formirovaniya frazovoj rechi u doshkol'nikov s ONR. Pedagogika isovremennost'. 2015; № 2 (16): 101 - 103.

4. Davidovich L.R., Reznichenko T.S. Rebenokploho govorit? Pochemu? Chto delat'?: Korrekcionno-pedagogicheskaya rabota s negovoryaschimi det'mi. Moskva: GNOM, 2001.

5. Ko'en M. Vizual'naya podderzhka. Sistema dejstvennyh metodov dlya razvitiya navykov samostoyatel'nosti. Moskva: Rama Pablishing, 2018.

Статья поступила в редакцию 27.04.21

УДК 371.385+004.9

Solovkina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Physical-Mathematical and Engineering-Technological Institute, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]

Temerbekova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Physical-Mathematical and Engineering-Technological Institute, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]

INFORMATION CULTURE OF A UNIVERSITY STUDENT AS A MEANS OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE FUTURE. Currently, much attention is paid to the development and formation of information culture at different stages of the learning process. This is due to the constant growth of information flow. Modern students should be well guided both in the selection of information that meets the requirements of scientific nature, reliability, relevance, and to own various innovations in the field of information and communication technologies, be able to competently apply them in practice, and improve existing skills in converting information. In connection with the current situation in universities, new, specific disciplines are being introduced that promote and help students in this direction. At the Gorno-Altaisk State University, one of such subjects is "Fundamentals of Information Culture" and "ICT as a Sphere of Socialization and a Means of Education". The disciplines introduced into the educational process are aimed at increasing the level of information culture of students, which in turn is one of the main means of their future professional career.

Key words: education, training, information, information culture, information culture of individual.

И.В. Соловкина, канд. пед. наук, доц., Физико-математический и инженерно-технологический институт Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]

А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф., Физико-математический и инженерно-технологический институт Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.