Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданственность / воспитание гражданской ответственности / патриотизм / формирование личности / задачи воспитания в военном вузе / курсанты военного вуза / civic consciousness / education of civil liability / patriotism / personality formation / educational tasks in military institute / cadets of military institute

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.А. Гончаров

В данной статье рассматривается понятие гражданской ответственности и особенности ее воспитания в процессе подготовки курсантов военных вузов. Целью работы стало определить понятие гражданская ответственность как часть воспитательной политики любого военного вуза, а также продемонстрировать генезис формирования этого понятия. Задачи исследования: выделить цель воспитания курсантов военных вузов и факторы, способствующие ее достижению; обосновать необходимость выработки новых подходов к системе воспитания курсантов, развития их гражданской ответственности; кратко продемонстрировать генезис становления понятия «гражданская ответственность»; определить принципы и направления воспитания гражданской ответственности; акцентировать внимание на некоторых способах воспитания рассматриваемого качества у курсантов военных вузов. Проведенное исследование вопросов воспитания гражданской ответственности курсантов военных вузов и путей ее реализации показывает особое значение этой проблемы в процессе формирования и совершенствования личности будущего офицера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF CADETS’ CIVIL LIABILITY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article deals with a concept of civil liability and the specifics of its education in the process of cadets’ training. The task of the work is to define the concept of civil liability as part of the educational policy of any military institute, and to demonstrate the genesis of the formation of this concept. Research objectives are to highlight the goal of cadets’ education and the factors contributing to its achievement; to substantiate the necessity of development of the new approaches to the system of cadets’ education, and the development of their civil liability; to briefly demonstrate the genesis of the formation of the civil liability concept; to determine the principles and directions of civil liability education; to focus on some ways of education of cadets’ civil liability in military institutes. The study of the education of civil liability among cadets of military institutes and the ways of its implementation shows the special significance of this problem in the process of forming and improving the personality of a future officer

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

References

1. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya rossijskoj federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 goda № 204. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425

2. Lerner I.Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya. Moskva, 1981.

3. Samsonova E.V. Komponenty kul'tury uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov mladshih kursov vuza. Molodoj uchenyj. 2015; № 7: 859 - 861. Available at: https:// moluch.ru/archive/87/16416/

4. Dureeva T.V. Kriterii formirovaniya gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti specialista. Molodoj uchenyj. 2018; № 43: 62 - 66. Available at https://moluch.ru/archive/229/53406/

5. Isaeva M.A. Metod proektov kak sredstvo formirovaniya poiskovo-issledovatel'skih navykov studentov v processe obucheniya matematike. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 167 - 169.

Статья поступила в редакцию 02.11.20

УДК 378.6

Goncharov S.A., senior teacher, 4th aviation faculty (long-range and transport aviation), Krasnodar Air Force Institute for Pilots n.a. the Hero of the Soviet Union

A.K. Serov (Balashov, Saratov region, Russia), E-mail: tanialar2008@yandex.ru

EDUCATION OF CADETS' CIVIL LIABILITY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM. The article deals with a concept of civil liability and the specifics of its education in the process of cadets' training. The task of the work is to define the concept of civil liability as part of the educational policy of any military institute, and to demonstrate the genesis of the formation of this concept. Research objectives are to highlight the goal of cadets' education and the factors contributing to its achievement; to substantiate the necessity of development of the new approaches to the system of cadets' education, and the development of their civil liability; to briefly demonstrate the genesis of the formation of the civil liability concept; to determine the principles and directions of civil liability education; to focus on some ways of education of cadets' civil liability in military institutes. The study of the education of civil liability among cadets of military institutes and the ways of its implementation shows the special significance of this problem in the process of forming and improving the personality of a future officer.

Key words: civic consciousness, education of civil liability, patriotism, personality formation, educational tasks in military institute, cadets of military institute.

С.А. Гончаров, преп., Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, г. Балашов, г. Краснодар, E-mail: tanialar2008@yandex.ru

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В данной статье рассматривается понятие гражданской ответственности и особенности ее воспитания в процессе подготовки курсантов военных вузов. Целью работы стало определить понятие гражданская ответственность как часть воспитательной политики любого военного вуза, а также продемонстрировать генезис формирования этого понятия. Задачи исследования: выделить цель воспитания курсантов военных вузов и факторы, способствующие ее достижению; обосновать необходимость выработки новых подходов к системе воспитания курсантов, развития их гражданской ответственности; кратко продемонстрировать генезис становления понятия «гражданская ответственность»; определить принципы и направления воспитания гражданской ответственности; акцентировать внимание на некоторых способах воспитания рассматриваемого качества у курсантов военных вузов. Проведенное исследование вопросов воспитания гражданской ответственности курсантов военных вузов и путей ее реализации показывает особое значение этой проблемы в процессе формирования и совершенствования личности будущего офицера.

Ключевые слова: гражданственность, воспитание гражданской ответственности, патриотизм, формирование личности, задачи воспитания в военном вузе, курсанты военного вуза.

Воспитание курсантов - приоритетное направление деятельности любого члена профессорско-преподавательского состава Вооруженных сил (ВС) Российской Федерации (РФ). В процессе воспитания преподаватели опираются на многолетний опыт воинских традиций, примеры подвигов героев-патриотов своей страны; формируют основы гражданской ответственности и уважения ко всем народам нашего многонационального государства. Структура воспитания обучающихся военных вузов представляет собой определенную систему, основные элементы которой гармонично дополняют друг друга. К этим элементам относятся цель и задачи воспитания, субъекты и объекты воспитания, принципы, методы, формы и средства воспитания и т.д. Базовым системообразующим элементом служит цель воспитания, под которой понимается запланированная личность будущего офицера с соответствующими качествами [1 - 16]. Следовательно, основная цель воспитания курсантов - гармоничное формирование разносторонней, высоконравственной личности, обладающей качествами, присущими гражданину-патриоту и военному профессионалу [4, с. 324].

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

1) воспитание в курсантах патриотизма, гражданской ответственности, чести и гордости за принадлежность к ВС;

2) формирование таких качеств характера, которые позволят им беспрекословно выполнять приказы вышестоящих офицеров, а также отдавать разумные приказы подчиненным и нести за них персональную ответственность;

3) развитие необходимых морально-нравственных качеств, трудолюбия и ответственности за выполнение своих должностных обязанностей;

4) повышение мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

По мнению ряда авторов [4], эффективности процесса воспитания курсантов способствуют:

1) существование конституционной основы патриотического воспитания курсантов, направленной на развитие у них патриотических качеств, гражданской ответственности, воинской чести, достоинства и т.д.;

2) популяризация в средствах массовой информации примеров проявления патриотизма, веры в непоколебимость нашей родины, величия Российского государства;

3) личная ответственность командиров за воспитание подчиненных.

Как известно, процесс воспитания вообще и в частности в ВС осуществляется по определенным законам, позволяющим правильно сочетать все основные элементы системы воспитания (цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы, средства и приемы). Во-первых, основополагающая закономерность процесса воспитания базируется на известных законах диалектики: закон отрицания отрицания, закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Во-вторых, законы общей психологии взаимодействия в социуме определяют и особенности отношений в воинских коллективах. Более того, система воспитания напрямую зависит от господствующей в стране идеологии и законодательной базы. В-третьих, существует ряд социально-педагогических закономерностей, выполняющих ведущую роль в процессе воспитания: единство обучения и воспитания, воспитание целостной психологически устойчивой личности и т.д. [4, с. 329 - 330].

Согласно Военной доктрины РФ, принятой в 2014 году, для развития ВС государством были поставлены следующие задачи: совершенствование структуры и состава ВС; «улучшение качества систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки; становление высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих; повышение престижа военной службы» [1]. На основе вышеперечисленных задач в приоритетное направление выделилась гуманитаризация военного образования за счет 1) увеличения в учебной программе количества часов, выделяемых на изучение гуманитарных дисциплин, таких как военная история, военная педагогика и психология, философия, социология, культурология, военное право; иностранный язык; 2) появления инновационных методик изучения учебных дисциплин; 3) необходимости совершенствования системы воспитания курсантов; 4) изменения процесса управления учебными заведениями. Таким образом, проблема выработки новых подходов к системе воспитания курсантов, развития их гражданской ответственности приобрела еще большую актуальность.

Основа понятий «гражданственности», «гражданской ответственности» была заложена еще в условиях первобытнообщинного строя. Уже в то время взаимоотношения в семье и коллективе строились на принципах взаимоуважения, честности, справедливости, трудолюбия, любви к Родине и окружающему миру. Родители уделяли большое внимание воспитанию вышеперечисленных качеств

в своих детях. Известно, что Древняя Греция считается местом зарождения основ системы правового государства. Впервые термин «гражданское общество» был употреблён Аристотелем в своих научных работах. Этот термин обозначал «общество свободных и имеющих одинаковые права граждан, объединенных сложившейся формой политического устройства» [3]. Способы и приемы воспитания гражданской ответственности представлены в трудах таких философов античности, как Демокрит, Аристотель, Платон, Протагор, Сократ и ряд других [13]. Согласно их исследованиям формирование граждански ответственных граждан осуществлялось в соответствии этическими традициями и нормами государства [14].

Основы системы школьного воспитания были заложены Аристотелем, получили свое развитие в трудах Платона и Сократа, которые рекомендовали в качестве средств воспитания использовать доступную литературу и игры [3]. Сократ помимо этого уделял большое внимание воспитанию в характере ребенка мужества, справедливости и доброты как неотъемлемой части развития его индивидуальности.

В эпоху Средневековья (V - XV вв.) основным идеологическим направлением стала религия. Воспитание гражданской ответственности рассматривалось некоторыми просветителями того времени как необходимая составляющая формирования личности, но практическая реализация их теорий так и не воплотилась в действительность. Павел Диакон (Варнефрид) ставил во главу угла воспитания гражданской ответственности изучение истории. В своей работе «Гражданская политика» А. аль-Фараби, философ и педагог восточных стран, демонстрировал необходимость воспитания и формирования гражданина на основе изучения традиций страны, развития в человеке патриотических качеств и преданности своей родине [9].

Христианская религия как основа воспитания преобладала и в Древнерусском государстве. Отец как глава семьи развивал в детях такие качества, как уважение к старшим, честность, милосердие, ответственность в соответствии с библейскими заповедями.

Философы эпохи Возрождения (Ренессанса) вывели процесс воспитания на новый виток. Их педагогические идеи демонстрировали единство и неделимость обучения и воспитания, необходимость физического воспитания, трудовой деятельности как части формирования личности, творческое развитие и стремление к достижению поставленных целей. Я.А. Коменский, известный педагог своего времени, разработал новые педагогические принципы: природосообраз-ность, свобода совести и вероисповедания, внимательное отношение к ребенку. В своем труде «Материнская школа» он подчеркивал, что основная цель воспитания - «становление гражданина как патриота своей страны» [9].

В России эпоха Возрождения пришлась на время правления Петра I (1672 -1725). Известный реформатор Петр I проводил преобразования и в сфере обучения и воспитания. В результате его педагогических реформ в нашей стране того времени произошел переход к европейской модели образования, ориентированной на получение функциональных знаний: изменились методы, формы и содержание учебной и воспитательной работы. В то время в методы, формы и содержание обучения и воспитания военнослужащих Российской армии стали постепенно вносится изменения. Основоположником военных образовательных реформ стал П.А. Румянцев, известный русский полководец и военный теоретик. С его подачи идеи защиты Отечества, патриотизма, приверженности воинскому долгу, чести и совести легли в основу воспитания солдат и офицеров. Во время военной присяги они при развернутом знамени торжественно клялись «во всем так поступать, как честному, верному, послушному, храброму солдату надлежит» [4, с. 80].

Последователь П.А. Румянцева А.В. Суворов стал основоположником единой военно-педагогической системы в России. Данная система характеризовалась прямой зависимостью результатов выполнения боевых задач от степени подготовки и морального духа войск, воспитания патриотизма, гражданской ответственности и чувства долга перед основными идеалами государства. Вся система военной подготовки А.В. Суворова была пронизана духом победы. Цитата «Сам погибай, а товарища выручай» до сих пор показывает ценность боевой дружбы и взаимопомощи.

Известные педагоги и философы эпохи Просвещения разрабатывали новые теории воспитания и формирования личности человека в духе своего времени. Опираясь на исторический опыт формирования и развития педагогических учений, Д. Локк, Вольтер, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и другие высказывались о необходимости развития умственных и моральных качеств, познания мира с разных сторон [14]. Т. Гоббс в своей работе «О гражданине» упоминал, что гражданское общество формируется как союз индивидуальностей [5]. Вопросы государственности и права, гражданского воспитания, развития национально-патриотических чувств и традиций через систему общественного воспитания поднимались в исследованиях А. Смита, Ш. Монтескье, К.А. Гельвеция, Д. Дидро.

В середине XIX в., в эпоху грядущих перемен К. Марксом и Ф. Энгельсом были выдвинуты передовые пролетарские идеи, которые с течением времени должны были стать основой гражданственности. Гражданственность, согласно определению К. Маркса, - «это общественно-политический статус личности» [9].

Альтернативным направлением социально-педагогических идей второй половины XIX в. стали работы таких философов, как Г Бабеф, Э. Кабе, Ш. Фурье, К. Сен-Симон, в которых они подчеркивали единство гражданского, нравственно-

го воспитания, а также необходимость выполнения гражданами их обязанностей перед обществом.

В конце XIX - начале XX вв. в русле гражданского воспитания стал использоваться термин «гражданская ответственность». Этот термин был впервые употреблен известным немецким педагогом Г. Кершенштейнером. К нравственным качествам, которые необходимо воспитывать в человеке, Г. Кершенштейнер относил добросовестность, честность, пунктуальность, выдержку и самообладание. Основой воспитания гражданской ответственности он считал школу [9].

В это же время в России (конец XIX - начало XX вв.) ряд известных педагогов и философов выдвигали гуманистические теории воспитания будущих патриотов своего Отечества. А.Н. Радищев, А.И. Герцен, В.Г Белинский, Н.Г Чернышевский, Н.А. Добролюбов, И.И. Бецкой в своих исследованиях подчеркивали необходимость воспитания будущего поколения в любви к родине и ее природным богатствам. По их мнению, детей следовало воспитывать, развивая в них такие качества, как нравственность, благопристойность, учтивость, соболезнование, трудолюбие. Они также предлагали на занятиях в школе, опираясь на выдержки из биографий великих людей, формировать гражданскую ответственность подрастающего поколения [2; 12].

XX век символизирует начало эпохи перемен. В России с приходом советской власти такие понятия, как «гражданин», «гражданская ответственность» практически вышли из массового употребления. В социалистической стране людей разделяли в соответствии с их социальной принадлежностью на рабочих и крестьян. Советская педагогика послереволюционного времени стремилась воспитывать активного, ответственного и трудолюбивого человека. Массово печатались работы западных исследователей, в том числе и Г. Кершенштейне-ра - первого педагога, обосновавшего понятие «гражданское воспитание» в научной литературе. Социально-политическое государство во многом определяло направления воспитания гражданской ответственности. В.И. Ленин считал, что «воспитание гражданской ответственности населения - одно из главных условий формирования новой страны» [10].

В работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского акцентировалось внимание на воспитании патриотической личности, ориентированной на труд во благо общества, ответственной за общее дело [11, с. 137].

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «гражданская ответственность». Так, И.Ф. Яруллин под гражданской ответственностью понимает «способность личности осуществлять свою деятельность, основываясь на чувстве гражданского долга, а также в соответствии с принятыми в обществе нормами гражданского поведения» [15, с. 134]. По мнению С.В. Миллера и Е.В. Крутых, гражданская ответственность - ценность, «...которая характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию на ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой» [15, с. 158]. И.В. Зубов и В.С. Остапенко включают в понятие «гражданская ответственность» перечень основных составляющих: знания, мотивация, социальные ценности, действия, ... «позитивное отношение человека к своим правам и правам других людей, готовность соотносить их с требованиями общества. Гражданская ответственность включает и критику безнравственных проявлений, умение мобилизовать себя и других на противодействие асоциальным проявлениям» [6, с. 7]. К гражданской ответственности, на наш взгляд, следует отнести и бережное отношение к русскому языку как ценности, позволяющей передавать из поколения в поколение русские культурные константы [7], влияющие не просто на видение мира, на отношение к Отечеству, но и на модели поведения курсантов.

Воспитание гражданской ответственности курсантов в военном вузе осуществляется в соответствии с руководящими документами по патриотическому воспитанию с учетом современных требований к личности будущего офицера. Оно определяется рядом направлений: повышение мотивации курсантов к учебной деятельности и развитие умений самообразования; формирование уважительного отношения к истории и традициям Российского государства, воспитание социально-ответственного отношения к Родине; качественная подготовка будущих военных специалистов к профессиональной деятельности; принятие нравственных общечеловеческих принципов; участие в социально значимых сферах жизни; преодоление разрыва в ценностной ориентации поколений [15, с. 158]. Таким образом, воспитание гражданской ответственности -это «целенаправленный педагогический процесс взаимодействия преподавателей и обучающихся, результатом которого является осознанное отношение курсантов к обществу и государству, людям и социально-политическим явлениям, проявляющееся в гражданском поведении и основанное на гражданских убеждениях» [6, с. 10].

Известно, что патриотизм является той основой, которая объединяет группу людей в общность, принадлежащую к одной нации и признающую единство происхождения и исторического развития и общее будущее страны [8, с. 71]. Воспитывая патриотические чувства, гражданскую ответственность, преподаватели во время занятий ставят курсантам в пример выдающихся военных деятелей, внесших большой вклад в развитие нашей страны. Курсанты изучают общевоинские уставы и приказы. Во время несения нарядов они применяют полученные знания на практике, что позволяет развить у них волевые качества, выдержку, ответственность за свои действия перед собой и своими боевыми товарищами.

Поскольку профили обучения в военных вузах практически не дублируются, на одном курсе проходят обучение курсанты разных национальностей из всех уголков России и стран СНГ, что способствует поликультурному взаимодействию и формированию уважения к традициям других народов.

В свободное от учебы время, по воскресеньям и в праздничные и дни с курсантами проводятся специальные беседы на патриотические темы, направленные на воспитание их гражданской ответственности, организуются выезды в музеи военной техники и кинотеатры для просмотра военно-патриотических фильмов, празднуются годовщины значимых для нашей страны событий: День Победы, День ВВС.

В заключение стоит подчеркнуть, что на современном этапе развития Вооруженных Сил РФ воспитание гражданской ответственности курсантов происходит путем решения следующих задач:

Библиографический список

- формирование у обучающихся уважительного отношения к патриотическим ценностям и традициям нашей страны, ее культурному и военно-историческому прошлому;

- развитие у курсантов чувства гордости и почтительного отношения к основным символам РФ: гимну, флагу, гербу, а также к символике ВС;

- воспитание военнослужащих в духе патриотизма и уважения к Конституции РФ, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров;

- развитие дружеских отношений между курсантами различных национальностей, воспитание расовой, национальной, религиозной толерантности.

Таким образом, воспитание гражданской ответственности играет значительную роль в процессе формирования и совершенствования личности будущего офицера, поскольку оно непосредственно связано с развитием Вооруженных Сил РФ и защитой нашего Отечества.

1. Военная доктрина Российской Федерации. Available at: https://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html

2. Антология педагогической мысли России XVIII в. Составитель И.А. Соловков. Москва, 1995.

3. Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. Москва: Мысль, 19B3; Т. 4.

4. Военная педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург, 2017.

5. Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. Составитель, редактор В.В. Соколов. Москва, 19B9; Т. 1.

6. Зубов И.В., Остапенко В.С. Гражданская ответственность спасателей и специфика ее формирования в вузах МЧС России. Педагогический журнал. 201б; Т. 7, № 2А: 5 - 15.

7. Казаченко О.В. Роль СМИ в экспансии английских заимствований в русском языке. Вектор науки ТГУ. 2015; № 2-1 (32-1): 9б - 100.

B. Казаченко О.В., Хамула Л.А. Патриотизм как имидж (психолингвистический аспект). Вестник Марийского государственного университета. 2019; Т. 13, № 1 (33): 6B - 75.

9. Куликова С.И. Генезис формирования гражданской ответственности личности в теории и практике педагогической науки. Педагогика и психология образования. 2016; № 3: 1B - 23.

10. Ленин В.И. Философские тетради. Полное собрание сочинений. Москва, 1969; Т. 29.

11. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в В т. Составители Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. Москва: Педагогика, 19В5; Т. 3.

12. Педагогическое наследие. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Под редакцией А.Ф. Смирнова. Москва, 19ВВ.

13. Таранов П.С. Философия сорока пяти поколений. Москва, 1999.

14. Философия культуры. Становление и развитие. Санкт-Петербург, 199В.

15. Яруллин И.Ф. Формирование гражданской ответственности студентов педагогических вузов: монография. Казань, 2011.

16. Ларина Т.В., Неровная Н.А., Калгина Е.А. Повышение качества обучения курсантов военных вузов с учетом тендерного подхода. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 252 - 254.

References

1. Voennaya doktrina Rossijskoj Federacii. Available at: https://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html

2. Antologiya pedagogicheskoj mysli RossiiXVIII v. Sostavitel' I.A. Solovkov. Moskva, 1995.

3. Aristotel'. Sobranie sochinenij: v 4 t. Moskva: Mysl', 1983; T. 4.

4. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg, 2017.

5. Gobbs T. Sochineniya: v 2 t. Sostavitel', redaktor V.V. Sokolov. Moskva, 1989; T. 1.

6. Zubov I.V., Ostapenko V.S. Grazhdanskaya otvetstvennost' spasatelej i specifika ee formirovaniya v vuzah MChS Rossii. Pedagogicheskijzhurnal. 2016; T. 7, № 2A: 5 - 15.

7. Kazachenko O.V. Rol' SMI v 'ekspansii anglijskih zaimstvovanij v russkom yazyke. Vektor nauki TGU. 2015; № 2-1 (32-1): 96 - 100.

8. Kazachenko O.V., Hamula L.A. Patriotizm kak imidzh (psiholingvisticheskij aspekt). Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; T. 13, № 1 (33): 68 - 75.

9. Kulikova S.I. Genezis formirovaniya grazhdanskoj otvetstvennosti lichnosti v teorii i praktike pedagogicheskoj nauki. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2016; № 3: 18 - 23.

10. Lenin V.I. Filosofskie tetradi. Polnoe sobranie sochinenij. Moskva, 1969; T. 29.

11. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya: v В t. Sostaviteli L.Yu. Gordin, A.A. Frolov. Moskva: Pedagogika, 1985; T. 3.

12. Pedagogicheskoe nasledie. V.G. Belinskij, A.I. Gercen, N.G. Chernyshevskij, N.A. Dobrolyubov. Pod redakciej A.F. Smirnova. Moskva, 1988.

13. Taranov P.S. Filosofiya soroka pyatipokolenij. Moskva, 1999.

14. Filosofiya kultury. Stanovlenie irazvitie. Sankt-Peterburg, 1998.

15. Yarullin I.F. Formirovanie grazhdanskoj otvetstvennosti studentov pedagogicheskih vuzov: monografiya. Kazan', 2011.

16. Larina T.V., Nerovnaya N.A., Kalgina E.A. Povyshenie kachestva obucheniya kursantov voennyh vuzov s uchetom gendernogo podhoda. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 3 (B2): 252 - 254.

Статья поступила в редакцию 02.11.20

УДК 14.35.09

Abdraimov R.T., doctoral postgraduate, Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University (Turkistan, Republic of Kazakhstan),

E-mail: Rusbek_1492@mail.ru

Abdiev B, Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Narhoz University (Almaty, Republic of Kazakhstan),

E-mail: Abdiev_nx@mail.ru

TECHNIQUE FOR CONDUCTING LABORATORY WORKS FOR STUDYING THE PHENOMENA OF ELECTROMAGNETIC INDUCTION. The article deals with the problem of professional orientation of teaching physics to students of the profile class of natural and mathematical direction. As one of the approaches to solving this problem, the authors propose the use of laboratory works of practical orientation, used in the study of physics by students of technical universities, which are processed under the program of the school course of physics. The scheme of installation and stages of performance of this work and processing of experimental data in the conditions of school is considered. The proposed installation for laboratory work allows to simulate the work of many sensors, sources of magnetic field, including Helmholtz coils. Students, using the phenomenon of electromagnetic induction, in the course of work measure the thickness of the part with the accuracy provided by micrometers, get acquainted with the principles of remote measurement of the amplitude and frequency of electric alternating currents; and measure the distribution of the magnetic field created by one or two coaxial coils. It is noted that the implementation of this work is of interest to students and increases the general interest in the subject of physics. The introduction of such works in the school physics course is highly desirable.

Key words: practical orientation, laboratory practical work, electromagnetic induction, Helmholtz coils, alternating current.

Р.Т. Абдраимое, докторант, Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави, г. Туркестан,

E-mail: Rusbek_1492@mail.ru

Б. Абдиее, канд. экон. наук, доц., АО «Университет Нархоз», г. Алматы, E-mail: Abdiev_nx@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.