Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА ВУЗА»'

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА ВУЗА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская культура / студент / культура / исследование / компонент / research culture / student / culture / research / component

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Ш. Гамидов, М.Р. Магомедалиева, Р.А. Кучмезов

В статье изучена сущность и структура понятия «исследовательская культура студента вуза». Сделан вывод о том, что исследовательская культура – свойство личности, которое проявляется в процессе сбора и анализа информации для выработки новых знаний, характеризует исследователя с точки зрения его заинтересованности, активности, внутренней и внешней готовности к решению профессиональных задач с использованием методов научного исследования. Выделены следующие компоненты, определяющие степень развития исследовательской культуры студентов: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный, креативно-творческий, коммуникативный. Интегрированная структура их взаимосвязи определяет целостность развития всей исследовательской культуры и является единым процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASICS AND STRUCTURE OF THE CONCEPT “RESEARCH CULTURE OF A UNIVERSITY STUDENT”

The article studies the basics and structure of the concept of “research culture of a university student”. The formation and development of the research culture of students is necessary for the implementation of active and competent approaches in learning. It is concluded that research culture is a personality trait that manifests itself in the process of collecting and analyzing information to generate new knowledge, and characterizes the researcher in terms of his interest, activity, internal and external readiness to solve professional problems using the methods of scientific research. The following components are identified that determine the degree of development of the research culture of students: motivationalvalue, cognitive, communicative, creative-creative, communicative. The integrated structure of their relationship determines the integrity of the development of the entire research culture and is a single process.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА ВУЗА»»

4. Psihologiya odarennosti i tvorchestva: monografiya. Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2017.

5. Bogoyavlenskaya D.B., Shadrikov V.D., Babaeva Yu.D., Holodnaya M.A. i dr. Rabochaya koncepciya odarennosti. Moskva, 2003.

6. Bulueva Sh.I., Yusupova R.Ya., Balaeva H.M. Vzaimodejstvie sem'i i shkoly kak uslovie nravstvennogo vospitaniya shkol'nikov. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 43 - 45.

7. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. 2016; № 4 (36): 11 - 18.

8. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnye processy v obrazovanii. Stavropol', 2014.

9. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnostikar'era: monografiya. Yalta, 2017.

Статья поступила в редакцию 27.10.20

УДК 378

Gamidov L.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Programming and Info/communication Technologies, Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: Gls2209@yandex.ru

Magomedalieva M.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies, Economics and Design, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: muminatroma@list.ru

Kuchmezov R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Organization of Law Enforcement Activities of the North Caucasus Institute for

Advanced Studies, Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: 89286910015@mail.ru

BASICS AND STRUCTURE OF THE CONCEPT "RESEARCH CULTURE OF A UNIVERSITY STUDENT". The article studies the basics and structure of the concept of "research culture of a university student". The formation and development of the research culture of students is necessary for the implementation of active and competent approaches in learning. It is concluded that research culture is a personality trait that manifests itself in the process of collecting and analyzing information to generate new knowledge, and characterizes the researcher in terms of his interest, activity, internal and external readiness to solve professional problems using the methods of scientific research. The following components are identified that determine the degree of development of the research culture of students: motivational-value, cognitive, communicative, creative-creative, communicative. The integrated structure of their relationship determines the integrity of the development of the entire research culture and is a single process.

Key words: research culture, student, culture, research, component.

Л.Ш. Гамидое, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: Gls2209@yandex.ru

М.Р. Магомедалиееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: muminatroma@list.ru

Р.А. Кучмезое, канд. пед. наук, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета

МВД России, г. Нальчик, E-mail: 89286910015@mail.ru

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА ВУЗА»

В статье изучена сущность и структура понятия «исследовательская культура студента вуза». Сделан вывод о том, что исследовательская культура -свойство личности, которое проявляется в процессе сбора и анализа информации для выработки новых знаний, характеризует исследователя с точки зрения его заинтересованности, активности, внутренней и внешней готовности к решению профессиональных задач с использованием методов научного исследования. Выделены следующие компоненты, определяющие степень развития исследовательской культуры студентов: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный, креативно-творческий, коммуникативный. Интегрированная структура их взаимосвязи определяет целостность развития всей исследовательской культуры и является единым процессом.

Ключевые слова: исследовательская культура, студент, культура, исследование, компонент.

В настоящее время большое количество работ посвящено изучению механизмов развития исследовательской культуры студентов, так как на это есть запросы современного общества. Почему в настоящее время формирование и развитие исследовательской культуры студентов стало одной из важнейших задач профессорско-преподавательского состава? Указ Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018 гласит, что в период до 2024 года российское образование должно стать конкурентоспособным на мировом уровне, а по качеству общего образования Россия должна войти в первую десятку ведущих стран мира [1].

Система образования в Российской Федерации на всех уровнях в настоящее время находится в состоянии реформирования, длящегося уже не один десяток лет. Неоднократное изменение стандартов, призванное улучшить качество образования, привело на данный момент к следующим результатам:

1. Роль большей части российских вузов в инновационном развитии регионов и отраслей очень незначительна.

2. По уровню читательской, математической и естественнонаучной грамотности показатели в России и других странах составляют 1,7% и 6,5% соответственно.

3. Менее 50% выпускников российских вузов имеют опыт проектной деятельности.

Решение проблем системы российского образования возложено на национальный проект «Образование», в процессе реализации которого должны внедряться практико-ориентированные гибкие образовательные программы в совокупности с повышением уровня профессионализма педагогических работников.

Осуществление профессиональной деятельности в реалиях настоящего времени сопряжено с концепцией непрерывного обучения. Повышение квалификации и переподготовка не «для галочки», а приводящая к реальным ощутимым результатам, возможны только при определенном уровне культуры личности, сформированном и развитом у молодого специалиста во время обучения в вузе. Исследовательская культура, являясь частью культуры личности, во многом определяет способность человека к овладению новыми знаниями при высоком

уровне мотивации. Причем эти знания должны быть «добыты» самостоятельно, в процессе глубокого, всестороннего изучения какой-либо темы.

Формирование и повышение уровня исследовательской культуры студентов в процессе обучения в техническом вузе является актуальной проблемой, тем более в условиях перехода на ФГОС 3++, реализация которого подразумевает применение компетентностного и деятельностного подходов в системе высшего образования.

Профессорско-преподавательский состав, в обязанности которого входит не только обучение, но и воспитание студента как высококультурной гармоничной личности, способной как к осуществлению профессиональной деятельности, так и к коммуникации на всех уровнях, к работе в коллективе, в настоящее время постоянно сталкивается с необходимостью поиска новых подходов, методов и техник при организации образовательного процесса. Высокий уровень развития исследовательской культуры позволяет личности, ей обладающей, вырабатывать самостоятельно новые знания в результате поиска, сбора и анализа информации. Для осуществления такого вида деятельности необходимо иметь высокий уровень заинтересованности, активности, быть готовым применять методы научного исследования для решения учебных и профессиональных задач.

Формирование и развитие исследовательской культуры студентов необходимо для реализации деятельностного подхода в обучении, концепцию которого разработал Д. Дьюи. Он считал, что у человека есть четыре базовых инстинкта для обучения: социальный, инстинкт конструирования, художественного выражения и исследовательский. Каждый человек удовлетворяет инстинктивные потребности, сообразуясь со своей индивидуальностью, для чего в процессе обучения ему нужно предоставить определенные возможности. Человек, как ребенок, так и взрослый, для удовлетворения этих потребностей вынужден будет овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. По сути своей этот метод обучения можно отнести к проектным. Полученный результат не всегда соответствует ожиданиям, но всегда имеет особую ценность для самого исследователя, так как получен самостоятельно. Формирование исследовательских компетенций рассматривается в работах М.А. Байдан, В.Д. Дудышева, Б.В. Гнеденко, С.И. Зи-

новьева. Вопросы саморазвития студентов разрабатывали В.И. Андреев, И.А. Зимняя.

Итак, исследовательскую культуру студентов можно рассматривать как образ мышления (Н.В. Петрова), как качество личности (Е.А. Фирсова, Н.В. Петрова, Е.В. Бережнова, В.В. Краевский, А.Л. Шихова), как стиль поведения при осуществлении деятельности (Е.Д. Андреева).

Исследовательская культура как свойство личности проявляется в процессе сбора и анализа информации для выработки новых знаний и характеризует исследователя с точки зрения его заинтересованности, активности, внутренней и внешней готовности к решению профессиональных задач с использованием методов научного исследования. Но на наш взгляд, исследовательская культура представляет собой интегративное, многокомпонентное динамичное свойство личности, которое проявляется во всех сферах ее деятельности, как внутренней - образ мышления, мотивация к определенной деятельности, система ценностей и т.д., так и внешней - учебной, практической во время обучения и позже - профессиональной.

И.Я. Лернер рассматривает исследовательскую культуру студента как инте-гративное свойство личности, которое включает в себя несколько основных компонентов [2]. Рассмотрим основные компоненты исследовательской культуры, которые выделяют в своих работах многие авторы.

Мотивационно-ценностный компонент исследовательской культуры имеет в своей основе несколько образовательных ценностей. Основной из них является мировоззрение личности в целом, позволяющее выделять знания, актуальные на данный момент, из общего объема накопленных знаний [3].

Мотивационно-ценностный компонент исследовательской деятельности стимулирует личность к выходу на новый уровень знаний, умений и навыков на основании определенных личностно значимых жизненных ценностей. Он определяет направленность студента на деятельность, причем в определенной области, то есть вид деятельности будет избирательным.

В настоящее время стремление личности к осуществлению какой-либо деятельности на высочайшем уровне с целью достижения максимального результата называют личностными амбициями. Т.В. Дуреева, определяя критерии формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста, отмечает, что наличие амбиций в сфере профессиональной деятельности свидетельствует о готовности личности к ее осуществлению [4].

Когнитивный компонент, то есть познавательный, представляет собой всю совокупность знаний и умений, которые необходимы студенту для осуществления исследования как практической деятельности в сфере познания окружающей действительности. Совокупность знаний, которыми обладает человек, представляет собой структуру с очень сложными внутренними связями, классификациями, подсистемами соподчинения.

Владение эмпирическими и теоретическими методами научного познания представляет собой технологический компонент исследовательской деятельности. Творческие способности студентов в процессе овладения исследовательской культурой проявляются в составе креативно-творческого ее компонента. Творческий потенциал может проявляться на любом этапе исследования. Например, в процессе обсуждения возможностей и путей решения исследовательской задачи студенты могут генерировать большое количество самых разнообразных идей. Умение находить нестандартные решения исследовательских задач особенно ярко проявляется в процессе самостоятельной работы студентов. Развитие деятельностного компонента позволяет совершенствовать навыки научно-исследовательской работы в рамках деятельностного подхода в современной системе высшего образования.

Рефлексивный компонент исследовательской культуры необходим для проведения самоанализа результатов своей деятельности, оценки и возможности дальнейшего самосовершенствования. Рефлексивный компонент необходим, чтобы студенты осознавали себя экспериментаторами, которые способны поставить цель исследования, определить его задачи, спрогнозировать результаты, оценить готовность к исследованию, осознать свою ответственность за проделанную работу, ее содержание и качество. Во всех работах по исследовательской культуре авторы выделяют пять основных компонентов, которые описаны выше. Но мы считаем целесообразным выделить еще один компонент исследовательской культуры студентов - коммуникативный. При обучении специалиста в определенной области, который должен быть готов осуществлять профессиональную деятельность, важнейшим показателем этой готовности является владение понятийным аппаратом, присущим данной области знаний. Владение специальными терминами делает общение специалистов эффективным и продуктивным. Во

Библиографический список

время работы на предприятии знание терминологии, названий процессов, аппаратов, узлов, деталей, оборудования, специальных действий является не только показателем грамотности специалиста, оно совершенно необходимо, особенно при опасности аварийной ситуации или ее возникновении. Языковой компонент является частью профессиональной культуры. Но исследовательская культура, которую некоторые педагоги относят к компонентам профессиональной культуры, на наш взгляд, тоже должна включать подобный компонент. Процесс приобретения знаний в области терминологии, соотнесение терминов с реальными производственными или научными объектами,- это и есть содержание коммуникативного компонента исследовательской культуры [5].

Будучи интегративным свойством, индивидуальной характеристикой личности исследовательская культура каждого студента может быть не только сформирована и развита в разной степени, но степень развития каждого из ее компонентов делает исследовательскую культуру еще более индивидуализированной. Индивидуальные способности, особенности каждой личности, восприятие ею окружающего мира вносят неповторимый вклад в процесс исследования. Мы считаем, что для успешного формирования и дальнейшего развития исследовательской культуры студентов вуза наибольшее значение имеют моти-вационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный и креативно-творческий компоненты. Их особая важность обусловлена направлением и особенностями профессиональной деятельности выпускников вузов. Будущая трудовая деятельность потребует от них высокого уровня, глубины и широты знаний, понимания важности своей профессии, высочайшей степени ответственности за безопасность персонала и оборудования, за качество проведения технологических процессов и выпускаемой продукции, способности и готовности к коммуникациям, владением терминологией. Отсутствие заинтересованности в будущей профессии, осознания ее значимости, знания и понимания процессов, происходящих на производстве, безусловно, не дают возможности становления вчерашнего выпускника как первоклассного, уважаемого специалиста-производственника. Следует также отметить взаимосвязь компонентов исследовательской культуры. Так, наличие высокого уровня мотивации определяет, будет ли студент иметь высокий или низкий уровень знаний, будет ли он подходить к работе творчески или просто выполнять ее как придется. С другой стороны, высокий уровень знаний студента и осознание того, что он обладает этими знаниями, повышает уровень мотивации и дает возможность проявляться творческому компоненту, так как студент проще ориентируется в информационном потоке, он готов с ним справляться. Высокий уровень развития креативно-творческого компонента также может сыграть решающую роль в повышении уровня мотивации к исследовательской деятельности. Если работа по теме исследования не является рутинной, то появляется желание познакомить с результатами своего исследования других студентов. Студенты, активно включаясь в поиск еще неизвестных им форм представления информации, развивают и когнитивный компонент, так как им приходится овладевать, например, пакетами программ, обработки данных, пакетами для обработки изображений и т.д. Коммуникативный компонент буквально пронизывает всю работу студентов в группе. При низкой эффективности общения, отсутствии понимания между студентами, а также между студентами и преподавателем результаты даже очень хорошей работы могут быть фактически не замечены. Для развития коммуникативного компонента в области применения терминологии преподаватель должен требовать обязательного использования этой терминологии при проведении занятий всех видов.

Таким образом, понятие исследовательская культура рассматривается нами как свойство личности, которое проявляется в процессе сбора и анализа информации для выработки новых знаний, и характеризует исследователя с точки зрения его заинтересованности, активности, внутренней и внешней готовности к решению профессиональных задач с использованием методов научного исследования. Выделенные нами компоненты, определяющие степень развития исследовательской культуры студентов, - это мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный, креативно-творческий. Опираясь на существующие педагогические работы, мы предлагаем добавить еще один компонент исследовательской культуры - коммуникативный, который отражает знание терминологии, степень владения понятийным аппаратом и готовность применять его при осуществлении профессиональной деятельности. Выделяя отдельные компоненты, мы хотим отметить системную целостность их взаимосвязи и невозможность развития только одного или нескольких отдельно взятых компонентов, отмечая параллельность протекания процессов. Интегрированная структура их взаимосвязи определяет целостность развития всей исследовательской культуры и является единым процессом.

1. О национальных целях и стратегических задачах развития российской федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425

2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Москва, 1981.

3. Самсонова Е.В. Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов вуза. Молодой ученый. 2015; № 7: 859 - 861. Available at: https://moluch.ru/archive/87/16416/

4. Дуреева Т.В. Критерии формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста. Молодой ученый. 2018; № 43: 62 - 66. Available at https://moluch.ru/ archive/229/53406/

5. Исаева М.А. Метод проектов как средство формирования поисково-исследовательских навыков студентов в процессе обучения математике. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 167 - 169.

References

1. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya rossijskoj federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 goda № 204. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425

2. Lerner I.Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya. Moskva, 1981.

3. Samsonova E.V. Komponenty kul'tury uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov mladshih kursov vuza. Molodoj uchenyj. 2015; № 7: 859 - 861. Available at: https:// moluch.ru/archive/87/16416/

4. Dureeva T.V. Kriterii formirovaniya gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti specialista. Molodoj uchenyj. 2018; № 43: 62 - 66. Available at https://moluch.ru/archive/229/53406/

5. Isaeva M.A. Metod proektov kak sredstvo formirovaniya poiskovo-issledovatel'skih navykov studentov v processe obucheniya matematike. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 167 - 169.

Статья поступила в редакцию 02.11.20

УДК 378.6

Goncharov S.A., senior teacher, 4th aviation faculty (long-range and transport aviation), Krasnodar Air Force Institute for Pilots n.a. the Hero of the Soviet Union

A.K. Serov (Balashov, Saratov region, Russia), E-mail: tanialar2008@yandex.ru

EDUCATION OF CADETS' CIVIL LIABILITY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM. The article deals with a concept of civil liability and the specifics of its education in the process of cadets' training. The task of the work is to define the concept of civil liability as part of the educational policy of any military institute, and to demonstrate the genesis of the formation of this concept. Research objectives are to highlight the goal of cadets' education and the factors contributing to its achievement; to substantiate the necessity of development of the new approaches to the system of cadets' education, and the development of their civil liability; to briefly demonstrate the genesis of the formation of the civil liability concept; to determine the principles and directions of civil liability education; to focus on some ways of education of cadets' civil liability in military institutes. The study of the education of civil liability among cadets of military institutes and the ways of its implementation shows the special significance of this problem in the process of forming and improving the personality of a future officer.

Key words: civic consciousness, education of civil liability, patriotism, personality formation, educational tasks in military institute, cadets of military institute.

С.А. Гончаров, преп., Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, г. Балашов, г. Краснодар, E-mail: tanialar2008@yandex.ru

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ КАК ПСИХОЛГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В данной статье рассматривается понятие гражданской ответственности и особенности ее воспитания в процессе подготовки курсантов военных вузов. Целью работы стало определить понятие гражданская ответственность как часть воспитательной политики любого военного вуза, а также продемонстрировать генезис формирования этого понятия. Задачи исследования: выделить цель воспитания курсантов военных вузов и факторы, способствующие ее достижению; обосновать необходимость выработки новых подходов к системе воспитания курсантов, развития их гражданской ответственности; кратко продемонстрировать генезис становления понятия «гражданская ответственность»; определить принципы и направления воспитания гражданской ответственности; акцентировать внимание на некоторых способах воспитания рассматриваемого качества у курсантов военных вузов. Проведенное исследование вопросов воспитания гражданской ответственности курсантов военных вузов и путей ее реализации показывает особое значение этой проблемы в процессе формирования и совершенствования личности будущего офицера.

Ключевые слова: гражданственность, воспитание гражданской ответственности, патриотизм, формирование личности, задачи воспитания в военном вузе, курсанты военного вуза.

Воспитание курсантов - приоритетное направление деятельности любого члена профессорско-преподавательского состава Вооруженных сил (ВС) Российской Федерации (РФ). В процессе воспитания преподаватели опираются на многолетний опыт воинских традиций, примеры подвигов героев-патриотов своей страны; формируют основы гражданской ответственности и уважения ко всем народам нашего многонационального государства. Структура воспитания обучающихся военных вузов представляет собой определенную систему, основные элементы которой гармонично дополняют друг друга. К этим элементам относятся цель и задачи воспитания, субъекты и объекты воспитания, принципы, методы, формы и средства воспитания и т.д. Базовым системообразующим элементом служит цель воспитания, под которой понимается запланированная личность будущего офицера с соответствующими качествами [1 - 16]. Следовательно, основная цель воспитания курсантов - гармоничное формирование разносторонней, высоконравственной личности, обладающей качествами, присущими гражданину-патриоту и военному профессионалу [4, с. 324].

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

1) воспитание в курсантах патриотизма, гражданской ответственности, чести и гордости за принадлежность к ВС;

2) формирование таких качеств характера, которые позволят им беспрекословно выполнять приказы вышестоящих офицеров, а также отдавать разумные приказы подчиненным и нести за них персональную ответственность;

3) развитие необходимых морально-нравственных качеств, трудолюбия и ответственности за выполнение своих должностных обязанностей;

4) повышение мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

По мнению ряда авторов [4], эффективности процесса воспитания курсантов способствуют:

1) существование конституционной основы патриотического воспитания курсантов, направленной на развитие у них патриотических качеств, гражданской ответственности, воинской чести, достоинства и т.д.;

2) популяризация в средствах массовой информации примеров проявления патриотизма, веры в непоколебимость нашей родины, величия Российского государства;

3) личная ответственность командиров за воспитание подчиненных.

Как известно, процесс воспитания вообще и в частности в ВС осуществляется по определенным законам, позволяющим правильно сочетать все основные элементы системы воспитания (цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы, средства и приемы). Во-первых, основополагающая закономерность процесса воспитания базируется на известных законах диалектики: закон отрицания отрицания, закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Во-вторых, законы общей психологии взаимодействия в социуме определяют и особенности отношений в воинских коллективах. Более того, система воспитания напрямую зависит от господствующей в стране идеологии и законодательной базы. В-третьих, существует ряд социально-педагогических закономерностей, выполняющих ведущую роль в процессе воспитания: единство обучения и воспитания, воспитание целостной психологически устойчивой личности и т.д. [4, с. 329 - 330].

Согласно Военной доктрины РФ, принятой в 2014 году, для развития ВС государством были поставлены следующие задачи: совершенствование структуры и состава ВС; «улучшение качества систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки; становление высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих; повышение престижа военной службы» [1]. На основе вышеперечисленных задач в приоритетное направление выделилась гуманитаризация военного образования за счет 1) увеличения в учебной программе количества часов, выделяемых на изучение гуманитарных дисциплин, таких как военная история, военная педагогика и психология, философия, социология, культурология, военное право; иностранный язык; 2) появления инновационных методик изучения учебных дисциплин; 3) необходимости совершенствования системы воспитания курсантов; 4) изменения процесса управления учебными заведениями. Таким образом, проблема выработки новых подходов к системе воспитания курсантов, развития их гражданской ответственности приобрела еще большую актуальность.

Основа понятий «гражданственности», «гражданской ответственности» была заложена еще в условиях первобытнообщинного строя. Уже в то время взаимоотношения в семье и коллективе строились на принципах взаимоуважения, честности, справедливости, трудолюбия, любви к Родине и окружающему миру. Родители уделяли большое внимание воспитанию вышеперечисленных качеств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.