Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
135
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хроменкова Е.В., Тихонова К.С.

В статье рассмотрены возможности анализа игровой деятельности юных футболистов с применением современных технологий. Данные получены в ходе апробации системы локального позиционирования Reactor 6 G производителя ReactorSport, предоставленной РНПЦ спорта в числе другого оборудования на безвозмездной основе ООО «РосСпортИмпорт». В исследовании принимали участие спортсмены и тренеры Академии футбола АБФФ, сотрудники лаборатории теории и методики спортивной подготовки, сотрудники ООО «РосСпортИмпорт».The article represents the possibilities of analyzing the young soccer players' game activity using modern technologies. The data obtained during testing of the system of local positioning Reactor 6G by ReactorSport provided by the Republican scientific and practical center of sports among other equipment on a fee-free basis of OOO "RosSportImport". The study involved athletes and coaches of the "Football Academy ABFF", employees of the laboratory of theory and methodology of sports training, employees of OOO "RosSportImport".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

15. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 2 июля 2014 г. № 16 «Об утверждении Положения о Государственном физкультурно-оздоровительном комплексе Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 17».

16. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 2 июля 2014 г. № 16 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выдачи нагрудного значка лицам, выполнившим нормативы, предусмотренные Государственным физкультурно-оздоровительным комплексом Республики Беларусь».

17. Разработать нормативные оценки физического статуса населения в возрасте от 6 до 60 лет и старше для Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь: отчет о НИР / НИИ фкис РБ; рук. Е.В. Хроменкова. - Минск, 2013. - 266 с. -№ ГР 20112608.

18. Хроменков, Л.Я. О проблемных вопросах внедрения Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь в практику работы со студентами/ Л.Я. Хроменков, Е.В. Хроменкова, Р.Л. Хроменков.

19. Хроменкова, Е.В. Возрастная динамика результатов тестирования силовых способностей граждан Республики Беларусь в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса / Е.В. Хроменкова, М.К. Борщ, Р.Л. Хроменков.

10.10.2018

УДК 796.322

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Е. В. Хроменкова, К. С. Тихонова,

государственное учреждение «Республиканский научно-практический

центр спорта», Республика Беларусь

Аннотация

В статье рассмотрены возможности анализа игровой деятельности юных футболистов с применением современных технологий. Данные получены в ходе апробации системы локального позиционирования Reactor 6 G производителя ReactorSport, предоставленной РНПЦ спорта в числе другого оборудования на безвозмездной основе ООО «РосСпортИмпорт». В исследовании принимали участие спортсмены и тренеры Академии футбола АБФФ, сотрудники лаборатории теории и методики спортивной подготовки, сотрудники ООО ««РосСпортИмпорт».

THE POSSIBILITIES OF USING HIGH TECHNOLOGIES IN YOUNG SOCCER

PLAYERS' TRAINING PROCESS

Abstract

The article represents the possibilities of analyzing the young soccer players' game activity using modern technologies. The data obtained during testing of the system of local positioning Reactor 6G by ReactorSport provided by the Republican scientific and practical center of sports among other equipment on a fee-free basis of OOO "RosSportlmport". The study involved athletes and coaches of the "Football Academy ABFF", employees of the laboratory of theory and methodology of sports training, employees of OOO "RosSportImport".

Введение

Подготовка спортсменов - многофакторный процесс, в котором на современном уровне соревновательных результатов имеет значение каждое звено, и даже малейшие сдвиги в факторах, обеспечивающих результат, могут принести победу или поражение. Должны быть просчитаны, учтены и синхронизированы все аспекты спортивной подготовки: планирование, организация тренировочного процесса и контроль результатов. В игровых видах спорта факторная структура спортивного результата сложна и многогранна.

Современный профессиональный футбол с каждым годом становится всё более динамичным, возрастает скорость игры. Игроки на поле совершают огромное количество перемещений и технико-тактических действий в процессе интер-миттирующей (перемежающейся) работы различной интенсивности, в которой задействованы в различной степени все три основных способа энергообеспечения -аэробный, анаэробный алактатный и анаэробный лактатный механизмы. Возрастают требования к уровню физической и технико-тактической подготовленности игроков и совершенствуются системы подготовки футболистов [1].

Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнем развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Многофакторность структуры подготовленности диктует чрезвычайную сложность управления учебно-тренировочным процессом футболистов [2].

Научные исследования на современном этапе развития спорта вообще и футбола в частности, как никогда, имеют особое значение. Они позволяют выявить, обосновать и внедрить в практику много интересных приемов, программ и методов современной подготовки футболиста. Ученые и тренеры продолжают поиски новых путей совершенствования моторики, технико-тактического мастерства и улучшения эффективности игры как юных, так и продвинутых футболистов. Сегодня тренеру недостаточно опираться на свой опыт или «тренерское чутье». Эффективное планирование и управление очень сложным и многофакторным тренировочным процессом невозможно без объективной оценки изменений состояния функциональных систем организма, уровня ментального, технико-тактического мастерства и целого ряда других параметров, необходимых для игры [3].

Контроль по объективным критериям особенно важен в подготовке юных спортсменов-футболистов. Возраст 13-15 лет - подростковый и характеризуется интенсивным ростом длины тела (до 10 см в год), ускорением обменных процессов, активизацией деятельности желез внутренней секреции, перестройкой всех систем организма. Возобновляется перестройка опорно-двигательного аппарата, ухудшается координация, могут нарушаться процессы формирования некоторых физических качеств. Кроме того, неравномерно развивается сердечно -сосудистая система, повышается кровяное давление, нарушается ритм работы сердца, повышается утомляемость. Возбуждение еще превышает торможение. В этой связи необходим осторожный подход к повышению тренировочных нагрузок. При этом следует формировать сложные действия, увеличивать объем специальной физической подготовки, развивать гибкость, скоростно-силовые качества. Нагрузки следует давать осторожно, учитывая индивидуальные особенности каждого подростка, следить за полноценностью отдыха, восстановления и питания. Регулярно осуществлять медицинский контроль [1].

Совершенствование подготовленности футболиста обеспечивается как в ходе тренировочного процесса посредством игровой (интегральной), технической и технико-тактической, тактической психологической, теоретической и физической подготовки, так и непосредственно во время игры. Спортивная тренировка должна гармонично сочетаться с игровой соревновательной деятельностью, являясь ее логическим продолжением [1, 2].

Контроль в процессе подготовки - необходимое условие, с одной стороны, обеспечения адекватности тренировочных воздействий возможностям спортсменов и поставленным задачам, а с другой - оценки их физической и технико-тактической подготовленности. С этой целью в практике педагогического контроля давно применяются такие методы, как педагогические наблюдения и измерения, хронометраж и пульсометрия. Однако в игровых условиях, связанных с постоянными взаимодействиями игроков, изменяющимися условиями двигательной деятельности и повышенной эмоциональностью, педагогу сложно оперативно проконтролировать все качественные и количественные параметры.

Возможно выполнение аудио и видеозаписи, однако продолжается поиск более совершенных и оптимальных технических решений.

Цель исследования - изучение возможностей применения современных технических средств для анализа параметров тренировочной нагрузки юных футболистов.

Методы и организация исследования

Исследования проводились в рамках апробации оборудования, предоставленного РНПЦ спорта на безвозмездной основе ООО «РосСпортИмпорт». В исследовании приняли участие тренеры и 10 спортсменов-футболистов Академии футбола АБФФ 1993 года рождения, сотрудники лаборатории теории и методики спортивной подготовки, сотрудники ООО «РосСпортИмпорт». В ходе исследования применялись такие методы, как, хронометраж, пульсометрия с применением мониторов сердечного ритма PolarRS800CX c программным обеспечением PolarProTrainer 5™ (Version 5.35.160), педагогическое наблюдение и измерения с применением системы локального позиционирования Reactor 6G производителя ReactorSport.

Хронометраж проводился по общепризнанной методике: секундомер включался с началом тренировки, выключался по ее окончании, фиксировалось время начала каждого вида деятельности. По итогам рассчитывалась и оценивалась общая и моторная плотность занятия, анализировались педагогически оправданные и неоправданные затраты времени.

Мониторы сердечного ритма одевались на спортсменов до занятия, фиксация показателей ЧСС начиналась с момента начала занятия, заканчивалась по его завершении. Анализировалась интенсивность нагрузок и ее динамика при выполнении различных видов деятельности.

Тренировка проводилась на размеченной части игрового поля. Размеры поля и площади ворот были определены и занесены в программу системы локального позиционирования (68х42 м). Базовые станции (6 реперных точек) располагались в метре от углов поля и мест пересечении боковых линий с предполагаемой средней. Использовались активные метки двух видов: 10 мобильных устройств размещались при помошд специального крепления на плече игроков, 3 - в мячах (в игре). Система локации мобильных устройств позволяла с точностью до 1 м определять местоположение, траектории и скорости перемещений игроков и мяча.

Результаты исследования и их обсуждение

Общая продолжительность тренировки составила 106 минут. Преимущественно спортсмены были организованы фронтальным методом, выполняя задания по парам, по группам или все одновременно. Продолжительность игровых заданий (4) составила 31 минуту (29,3 %), игры (2) - 12 минут (11,3 %), заданий на развитие скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей (2) -16 минут (15,1 %). Групповым методом спортсмены были организованы на последнем задании (24 минуты, 22,6 %), при этом одна группа выполняла игровое задание, другая - отрабатывала удары по воротам. Моторная плотность занятия составила 83 минуты (78,3 %), общая плотность - 98 минут (92,5 %). Организационные мероприятия и объяснение заданий составили 15 минут (14,2 %). Общую и моторную плотность снизил пассивный отдых, сопряженный с соблюдением питьевого режима, который составил 8 минут (7,6 %). Обращает на себя внимание отсутствие как таковой подготовительной и заключительной частей занятия.

Для анализа параметров внешней стороны нагрузки спортсмены были разделены на подгруппы в соответствии с делением для выполнения последнего задания, т.к. прочая нагрузка у всех спортсменов была идентична: в первую группу вошли спортсмены, выполнявшие игровое задание, во вторую - удары по воротам. Параметры внешней стороны нагрузки спортсменов 1-5 первой и второй подгрупп представлены на рисунке 1.

А - объем и интенсивность тренировочной нагрузки спортсменов 1-5, Б - динамика максимальной скорости в процессе тренировки спортсменов 1-5

Рисунок 1 - Параметры внешней стороны нагрузки на тренировочном занятии юных футболистов (данные системы локального позиционирования)

Система локального позиционирования в режиме on-line и в записи позволяет отследить такие параметры как: максимальная скорость передвижения с мячом и без него величина преодоленной дистанции за всю тренировку и в отдельные ее периоды (десятиминутные интервалы). Без учета прочих показателей величина преодоленной за тренировку дистанции позволяет оценить объем выполненной нагрузки и уровень развития выносливости спортсмена; максимальная скорость, проявленная спортсменом в тренировке, может служить мерой интенсивности нагрузки и уровня развития скоростных способностей; максимальная скорость дриблинга с вычетом максимальной скорости бега без мяча ложится в основу оценки технического мастерства. Кроме прочего величина названных показателей может отражать мотивацию спортсмена на работу и «включенность» его в игру и игровые задания. Чем большую дистанцию преодолел спортсмен на тренировке и чем выше его скорость, тем большую по величине нагрузку он выполнил, что может отражать его высокий уровень физической подготовленности и мотивацию. Кроме названных причин, соотношение различного по величине объема и интенсивности выполненной нагрузки может отражать структуру физической и технико-тактической подготовленности: большее или меньшее развитие аэробных или анаэробных возможностей, подходы к решению тактических задач и прочее.

Как видно из диаграмм (рисунок 1А), все спортсмены выполнили различный объем нагрузки за тренировку. Спортсмены первой подгруппы выполнили больший объем по сравнению со спортсменами второй подгруппы, что отразило разницу нагрузки последнего задания: 3772-4995 м и 3379-3886 м соответственно.

Максимальная скорость, проявленная спортсменами по подгруппам, не имела существенных отличий и находилась в пределах от 6,3 до 7,9 м/с, при этом ярко выражены были индивидуальные отличия как в показателях максимальной скорости, так и в соотношении величины дистанции и скорости.

На кривой максимальной скорости (рисунок 1Б) можно выделить несколько пиков, отражающих преобладание высокоинтенсивных нагрузок в определенной части занятия. Первый пик приходится на первые 20 минут, что идет в разрез с методологией занятия урочной формы - это время преимущественно должно отводиться на подготовительную часть, нагрузка которой должна быть невысокой и возрастать постепенно. Второй пик кривой находится на отрезке 40-50 минут тренировочного занятия (основная часть) и соответствует выполнению двух игровых заданий. Третий пик скорости у спортсменов первой подгруппы приходится на отрезок 60-70 минут занятия и соответствует времени игры. У второй подгруппы на этом отрезке прирост скорости тоже происходит, но в меньшей степени и не формирует пика на кривой графика - спортсмены были менее активны в игре, возможно, менее мотивированы, физически и технически подготовлены.

Основой однозначного индивидуального анализа параметров внешней стороны нагрузки являются данные спортсмена №1 второй подгруппы - он преодолел наибольшее расстояние за тренировочное занятие и проявил наибольшую скорость - следовательно, был наиболее активным и физически подготовленным по подгруппе. Во второй подгруппе явного лидера нет. Наибольшую дистанцию преодолел спортсмен №1, проявивший вторую по подгруппе максимальную скорость. Наибольшую скорость показал спортсмен №3, пробежавший третью по величине дистанцию за тренировку. С одной стороны, такое соотношение может быть следствием различной структуры физической подготовленности: спортсмен №1 был более выносливым, спортсмен №3 - более быстрым. Кроме того, такое соотношение показателей может свидетельствовать о различных подходах к решению технико-тактических задач: спортсмен №1 больше «суетится», спортсмен №3 действует более быстро и «точечно». Оба спортсмена были хорошо мотивированы и активны.

С целью оценки внутренних параметров нагрузки в практике педагогического контроля используется величина ЧСС при выполнении различных заданий. На рисунке 2 представлены графики динамики ЧСС спортсменов первой и второй подгруппы.

На рисунке 2А представлены образцы кривой ЧСС (посекундная фиксация) на примере одного спортсмена из каждой подгруппы. На рисунках Б и В представлена динамика показателей ЧСС в соответствии с видами деятельности на тренировочном занятии, выделенными в ходе хронометража. Известно, что зависимость интенсивности нагрузки и ЧСС прямо пропорциональна: до определенных пределов с ростом величины нагрузки растет ЧСС. С этой точки зрения, чем выше параметры внешней стороны нагрузки и ниже показатели ЧСС, тем выше уровень подготовленности спортсмена. В игровой деятельности величина нагрузки будет определяться не только внешними параметрами нагрузки, но и эмоциональностью спортсмена. Этот факт необходимо учитывать при анализе данных.

I 2 3-1 5 6 7 В 9 10 11 12 13 И 15 16 17 18 19 20

Б

В

А - образцы пульсовой кривой спортсменов подгрупп 1 и 2; Б - динамика ЧСС спортсменов подгруппы 1 при выполнении тренировочных заданий; В - динамика ЧСС спортсменов подгруппы 2 при выполнении тренировочных заданий

1 - начало тренировки, 2, 3 - передачи мяча по парам, 5, 6 - передачи мяча по квадрату,

8 - ускорения с заданиями по координационной лестнице (7), 10 - ускорения по 15 м с координационными заданиями (6), 12, 14 - игровое задание, 16, 18 - игра (2), 20 - игровое задание (подгруппа 1), удары по воротам (подгруппа 2), 4, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 - организация спортсменов, места и условий; объяснение задания, отдых, питье воды

Рисунок 2 - Пульсометрия нагрузки юных футболистов при выполнении тренировочных заданий

Как видно из графиков кривая ЧСС имеет явно выраженный ломаный характер, отражающий смену нагрузки и отдыха. Кроме того, значения ЧСС имеют значительную индивидуальную изменчивость, отражающую степень напряжения функций. Максимальная ЧСС, достигнутая при выполнении нагрузки, направленной преимущественно на развитие двигательных способностей и организованной строго регламентированным методом, находилась в пределах 178-200 (ускорения на координационной лестнице) и 163-202 уд/мин (ускорения с координационными заданиями) для первой подгруппы, 169-180 и 165-186 уд/мин - для второй. При выполнении игровых заданий (1 и 2) ЧСС спортсменов находилась в пределах 184-201 и 188-198 уд/мин соответственно для спортсменов первой подгруппы, 180-208 и 161-206 уд/мин - второй. В игре (2*6 мин) ЧСС спортсменов первой группы нахо-

дилась в зоне 183-197 уд/мин, второй - 181-220 уд/мин. Минимальная ЧСС была отмечена во время отдыха и равнялась 73 и 72 уд/мин соответственно в первой и второй подгруппах. Таким образом, в ходе решения разнообразных задач занятия спортсмены выполняли интервальные нагрузки различных зон мощности -от аэробной развивающей и смешанной аэробно-анаэробной до, моментами, анаэробно-гликолитической и анаэробно-алактатной (по показателям ЧСС), что определялось как содержанием заданий, так и индивидуальным уровнем подготовленности спортсменов.

Как видно из графиков, спортсмены №1 и №3 первой подгруппы, находившиеся в числе лидеров при анализе параметров внешней стороны нагрузки, обладали при этом, преимущественно, средними по подгруппе значениями ЧСС, что подтверждает более высокий уровень их физической подготовленности. Спортсмен №5, преодолевший за тренировочное занятие наименьшую дистанцию и проявивший третью по величине максимальную скорость, выполнил эту нагрузку с наибольшим напряжением по подгруппе, что может свидетельствовать о недостаточном уровне физической подготовленности. Спортсмен №1, выполнивший во второй подгруппе наибольшую по параметрам внешней стороны нагрузку, возможно, сделал это преимущественно за счет мотивации и большего напряжения функций, а не физической подготовленности - его ЧСС самая высокая по подгруппе. Таким образом, применение технических средств позволяет провести сочетанный анализ параметров внешней и внутренней стороны нагрузки и, таким образом, более эффективно оценить величину нагрузки отдельных заданий и тренировки в целом, а также уровень физической подготовленности спортсменов.

Как известно, одной физической подготовленности недостаточно, чтобы достичь успеха, особенно в игровых видах спорта. Большее значение по мере роста мастерства приобретает реализация двигательных способностей в игре посредством качественного выполнения технических действий и решения технико-тактических задач.

Наиболее сложным в педагогическом наблюдении за игровой деятельностью является качественная и количественная оценка технико-тактической подготовленности спортсменов. Именно с этой целью особенно важно применение современных технических средств. В таблицах 1 и 2 представлены показатели, полученные с помощью системы локального позиционирования и позволяющие оценить технико-тактическое мастерство юных спортсменов. Программное обеспечение дает возможность как индивидуальной оценки (таблица 1), так и оценки команды в целом (таблица 2). Для индивидуальной оценки уровня технико-тактической подготовленности спортсменов применяют такие показатели, как общее количество передач и успешных передач, результативность передач, количество перехватов мяча, ударов в зону ворот и по воротам, количество касаний мяча. Для группового анализа (командного) фиксируются и рассчитываются такие показатели, как пройденная дистанция, время владения мячом, количество передач и их результативность, количество ударов в зону ворот и по воротам, активность по зонам в процентах (центральной, боковым).

Таблица 1 - Характеристики техники юных футболистов в тренировочной игре

Спортсмен Передач Успешных Результативность Перехватов Ударов в Ударов по Касаний

мяча передач передач,% мяча зону ворот воротам мяча

№5 (группа 2) 7 3 42,9 2 0 0 10

№4 (группа 1) 3 2 66,7 1 2 0 10

А №5 (группа 1) 7 1 14,3 1 0 0 11

№1 (группа 1) 8 5 62,5 1 1 1 12

№3 (группа 1) 14 7 50,0 1 2 1 23

№2 (группа 2) 8 6 75,0 1 1 11

№3 (группа 2) 8 5 62,5 1 0 0 12

В №2 (группа 1) 5 1 20,0 1 0 0 11

№ 1 (группа 2) 11 5 45,5 1 2 1 15

№4 (группа 2) 10 6 60,0 1 1 0 13

Таблица 2 - Групповая статистика матча

Показатели Команда А Команда Б

Счет 1 1

Дистанция, м 3816 3789

Время владения мячом, сек 80 98

Результативность передач, % 46,2 57,8

Количество передач 39 42

Количество ударов в зону ворот 5 4

Количество ударов по воротам 2 2

Активность по зонам, % Правая боковая 52 18

Центральная 26 67

Левая боковая 22 15

Кроме представленных в таблицах 1 и 2 данных, о технико-тактической подготовленности можно судить по оценке качества выполнения элементарного технического действия - ведения мяча (рисунок 1А). Чем меньше разница в максимальной скорости бега с мячом и без него, тем выше качество выполнения этого действия. Наибольшей разницей этих показателей характеризуется спортсмен № 1 первой подгруппы (4,5 м/с), наименьшей - спортсмен №4 этой же подгруппы (0,5 м/с).

Таким образом, представленные данные, полученные с применением системы локального позиционирования, позволяют педагогу оценить в групповой и индивидуальной форме технико-тактическую подготовленность спортсменов. Кроме того, благодаря программному обеспечению при необходимости в ходе игры или сразу после нее тренер имеет возможность проанализировать самостоятельно и разобрать со спортсменами действия и позиции всех игроков или команды в целом, в том числе указав на ошибки и показав правильные варианты.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод: сочетанное использование технических средств в тренировочном процессе юных футболистов (локальное позиционирование и пульсометрия) позволяет наиболее эффективно и наглядно оценить параметры внешней и внутренней стороны нагрузки, а также проанализировать уровень физической и технико-тактической подготовленности спортсменов. Это позволяет индивидуализировать тренировочный процесс, уделяя повышенное внимание «слабым» сторонам физической и технико-тактической подготовленности, учитывая в дальнейшем функциональные возможности и уровень подготовленности спортсменов при планировании нагрузок и построении тактических схем игры.

Список используемых источников

1. Футбол. Программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / В.П. Губы [и др.]; под общ. ред. В.П. Губы. - М.: Спорт, 2007. -121 с.

2. Губа, В.П. Интегральная подготовка футболистов: учебное пособие/В. П. Губа,

A.В. Лексаков, А.В. Антипов. - Советский спорт,2010. - 208 с.

3. Губа, В.П. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы: монография /

B.П. Губа, А. Стула, К. Кромке. - М.: Спорт, 2017. - 272 с., ил.

10.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.