Научная статья на тему 'Технология интегрального контроля уровня подготовленности спортсменов в игровых видах спорта (на примере футзала)'

Технология интегрального контроля уровня подготовленности спортсменов в игровых видах спорта (на примере футзала) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ / COMPLEX CONTROL / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / ASSESSMENT TECHNIQUE / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СПОРТСМЕНОВ / READINESS OF ATHLETES / ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА / GAME SPORTS / МИНИ-ФУТБОЛ / ФУТЗАЛ / FUTSAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губа Владимир Петрович, Пресняков Виталий Валерьевич

В статье рассматриваются проблемы разработки нормативов и методики оценки общей, специальной физической и технической, а также технология интегрального контроля уровня подготовленности спортсменов занимающихся мини-футболом (футзалом).I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губа Владимир Петрович, Пресняков Виталий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article problems of development of standards and a technique of an assessment of the general, special physical and technical, and also technology of integrated control of level of readiness of the athletes who are engaged in five-a-side (futsal) are considered.

Текст научной работы на тему «Технология интегрального контроля уровня подготовленности спортсменов в игровых видах спорта (на примере футзала)»

технология интегрального контроля уровня подготовленности спортсменов в игровых видах спорта (на примере футзала)

Губа Владимир Петрович

д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики и психологии Смоленского государственного университета, г. Смоленск

Пресняков Виталий Валерьевич

канд. пед. наук, доцент кафедры физической подготовки Военной академии войсковой противовоздушной обороны

Вооруженных сил Российской Федерации им. А.М. Василевского, г. Смоленск

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются проблемы разработки нормативов и методики оценки общей, специальной физической и технической, а также технология интегрального контроля уровня подготовленности спортсменов занимающихся мини-футболом (футзалом).

ABSTRACT

In article problems of development of Sandards and a technique of an assessment of the general, special physical and technical, and also technology of integrated control of level of readiness of the athletes who are engaged in five-a-side (futsal) are considered.

Ключевые слова: комплексный контроль, тестирование, методика оценки, подготовленность спортсменов, игровые виды спорта, мини-футбол, футзал.

Keywords: complex control, teeing, assessment technique, readiness of athletes, game sports, futsal.

Характеристика уровня подготовленности юных спортсменов на различных этапах многолетней подготовки, является важной составной частью нормативной основы как детско-юношеского спорта, так и спорта высших достижений. Модельные же характеристики подготовленности спортсменов, относительно возраста и квалификации, определяют основные направления развития вида спорта, а также средства и методы подготовки.

Постоянный рост достижений в спорте требует поиска новых, более эффективных форм управления тренировкой спортсменов. Именно поэтому совершенствование системы контроля и управления тренировочным процессом, на основе знаний об уровне подготовленности спортсмена, является одним из перспективных направлений развития современной спортивной науки.

Наиболее информативными и несложными в реализации, методами оценки уровня физической подготовленности спортсменов, являются педагогические контрольные испытания (тесты). Информация, получаемая при тестировании, помогает тренеру целенаправленно воздействовать на тренировочный процесс, успешно решать как тактические, так и стратегические задачи. Стоит отметить, что в таком виде спорта как футбол, к тренировочной нагрузке, наряду с такими показателями (присущими большинству видов спорта), как интенсивность и продолжительность упражнения, длительность интервалов отдыха, число повторений и т.д., добавляются такие факторы как размеры площадки, количество игроков (или соперников), степень координационной сложности упражнений и т.д.

Поэтому, контроль за уровнем общей и специальной физической и технической подготовленностью футболистов, осуществляемый в процессе педагогического тестирования, выбирается специалистами исходя из большинства выше обозначенных критериев.

На сегодняшний день для определения общей и специальной физической и технической подготовленности в

практике подготовки футболистов применяется группа специальных тестов, оценивающих в той или иной степени, основные физические качества спортсменов, способность к освоению отдельных технических приемов и их сочетаний.

На практике используются упражнения для оценки, как общего, так и специального развития двигательного качества, а также упражнения, позволяющие смоделировать стандартные игровые ситуации.

Однако проблема исследования специальной подготовленности включает не только разработку тестов, отбор наиболее информативных методов и показателей, но и определение критериев оценки выбранных специальных тестов. Основными требованиями к тестирующей нагрузке является дозируемость, воспроизводимость и предельность работы, а кроме того - соответствие контрольного упражнения биомеханической структуре двигательной деятельности спортсмена.

Несмотря на то, что надежность и информативность описанных тестов доказана ранее проводимыми исследованиями различных специалистов, на сегодняшний день слабо разработан и научно обоснован педагогический контроль в такой разновидности футбола, как мини-футбол.

Нами разработана батарея тестов для определения физической и технической подготовленности для конкретного вида спорта, исходя из специфики и особенностей отличающих его от большого футбола, таких как: размеры игровой площадки и ворот, размеры и вес мяча, продолжительность игрового тайма, а также особенности двигательных способностей спортсменов.

Для оценки скоростных и скоростно-силовых возможностей следует учитывать результаты в беге на 30 м, с регистрацией первых 10 м и всего участка дистанции, а также «челночный бег 3х10 м» и результат прыжкового теста. При выборе тестов мы учитывали, что для футболистов, специализирующихся в мини-футболе, в качестве беговых нагрузок наиболее адекватными их игровой деятельности

являются упражнения по преодолению коротких отрезков и ускорений, соотносящихся с длиной игровой площадки, утвержденной правилами игры, а также частотой повторения в игровой ситуации.

Игровая деятельность современного футболиста на площадке немыслима без проявления им высоких аэробных и алактатно-анаэробных возможностей. Поэтому специаль-

ную выносливость футболиста в мини-футболе слудует определяеть по времени пробегания 5 - 30 метровых отрезков - тест «5х30», по расстоянию в 6-ти минутном тесте Купера, а также по результату в беге на 300м в закрытом манеже, для детей младше 13 лет. В представленной таблице (табл. 1) приведены ориентировочные контрольные нормативы, в соответствии с возрастом спортсменов.

Таблица 1

Нормативы общей и специальной физической и технической подготовленности в мини-футболе (футзале) (требуемый

минимум)

№ Наименование Возраст, лет Студен-ческ.. сборные

10 11 12 13 14 15 16 17 18

Общая

1. Бег 30м, регистрация первых 10 м (с) 2,3 2,2 2,1 2,0 2,0 1,9 1,8 1,8 1,8 1,7-1,8

2. Бег 30м (с) 6,0 5,8 5,6 5,4 5,2 4,9 4,7 4,6 4,5 4,3-4,4

3. Челночный бег 5х30м (с) - - 34,0 32,0 30,0 28,0 26,0 24,0 22,0 20,0-21,0

4. Бег 300м (с) 62 60 58 - - - - - - -

5. Тест Купера (6-ти минутный бег) (м) - - - 1200 1200 1300 1350 1400 1450 1500

Специальная

1. Бег 30м с ведением мяча (с) 6,5 6,3 6,2 6,0 5,8 5,5 5,1 4,8 4,6 4,4-4,5

2. Челночный бег 3х10м (с) 9,0 8,8 8,6 8,5 8,3 8,0 7,6 7,4 7,2 7,0-7,1

3. Прыжок в длину (см) 160 170 180 190 200 210 220 230 240 250-260

Техническая

1. Удары на точность 10/14м по 10 раз 10 11 12 13 14 14 15 16 17 18

2. Ведение мяча 20м, обводка 5 стоек через 4м (с) 10,5 9,8 8,6 7,5 7,2 6,9 6,6 6,3 6,1 5,9

3. Жонглирование мяча(поочередно левой и правой ногой), раз 10 13 16 18 22 24 26 30 34 40

Исходя из размеров игровой площадки, площади ворот и мов, а также уровня технического мастерства рекомендуем п

- удары по воротам на точность. Должны выполняются по неподвижному мячу любой ногой с расстояния сначала 10, а потом 14 м от ворот. Футболисты посылают мяч в заданную половину ворот (мяч должен пересечь линию ворот по воздуху и коснуться сетки). Выполняется по десять ударов с каждого расстояния. Учитывается сумма попаданий.

- ведение мяча и обводка стоек. Выполняется с линии старта, ведение мяча 20 м, далее обвести змейкой пять стоек и, не доходя до штрафной площади, забить мяч в ворота. Время фиксируется с момента старта до удара по воротам.

- жонглирование мячом для игры в футзал. Выполняются удары правой и левой ногой, бедром и головой. Удары

мяча, для оценки способности отдельных технических прие-зименять следующие виды тестов: выполняются в любой последовательности, без повторения одного удара более двух раз подряд. Учитываются только удары, выполненные разными способами, из них не менее раза головой, правым и левым бедром.

Для оценки специальной и технической подготовленности футболистов мы предлагаем комплексный тест, рассчитываемый по формуле:

К = ^ + J/20 - 2R)х10, где

К - конечный результат комплексного теста, S - результат в тесте удары на точность, J - результат в тесте прыжок в длину (см), а R - результат в тесте челночный бег 3х10.

Испытуемому футболисту предлагается по команде с высокого старта выполнить челночный бег 3х10 м, по завершении дистанции выполнить прыжок в длину и сразу переходить к заключительному тесту.

Комплексный тест составлен из испытаний совокупно отражающих общую и специальную физическую, а также техническую подготовленность спортсменов и являющихся, на наш взгляд, наиболее информативными и в тоже время несложными в исполнении упражнениями. Показатель теста К выражается в баллах (табл. 2). Для увеличения достоверности исследования комплексный тест может выполняться троекратно с последующим вычислением среднего результата.

Также предлагаем ряд тестов для оценки общей и специальной физической, а также технической подготовленности футболистов, специализирующихся в мини-футболе:

То = (К/20 - ^ + R))х10, где

То - результат теста оценки общей подготовленности, К - результат теста Купера, выраженный в метрах (табл. 2), S - время пробегания 30м отрезка, R - результат испытания челночный бег 5х30;

Каждое упражнение данного теста выполняется после полного восстановления организма и уменьшения ЧСС до 140 уд./мин.

Ts = (1/10 - ^ + R))х10, где

Ts - результат теста оценки специальной подготовленности, J - результат в тесте прыжок в длину (см), S - время пробегания 30м отрезка с ведением мяча, R - результат испытания челночный бег 3х10;

Т = У + Y/4 - 1^)х10, где

Т: - результат теста оценки технической подготовленности, У - результат в тесте удары по воротам на точность, Y -результаты теста жонглирование мяча, R - время испытания ведение мяча с обводкой 5 стоек;

Для разработки математических моделей данных тестов использовались эмпирические данные спортсменов различного возраста и выполнялись стандартные математико-ста-тистические процедуры по определению параметров составляемого уравнения.

Любой из предложенных тестов не является трудоемким и легко может быть использован для тестирования разносторонней подготовленности футболистов. В целях избежания возможных травм во время выполнения испытаний, спортсменам рекомендуется провести предварительную разминку, как и перед началом тренировки. Ориентировочная оценка необходимого уровня подготовленности футболистов представлена в табл. 2

Таблица 2

Ориентировочная оценка уровня подготовленности спортсменов в мини-футболе, кол-во баллов (минимальный порог)

№ Наименование теста Возраст, лет

10 11 12 13 14 15 16 17 18 Студенческие сборные

1. Kt 10 20 40 60 70 80 100 120 140 160

2. To - - - 60 90 170 200 270 320 360

3. Ts 10 20 30 40 60 70 90 100 120 130

4. Tt 10 30 70 100 140 150 180 210 250 290

Данные тесты могут быть использованы на всех этапах годичного тренировочного цикла футболистов, специализирующихся в мини-футболе. Разработанные нормативы и методики оценки общей, специальной физической и технической подготовленности, а также комплексный тест, позволяют объективно определить индивидуальные возможности футболистов различного возраста и целенаправленно воздействовать на структуру подготовки спортсменов с целью её коррекции и совершенствования.

Список литературы:

1. Алиев Э.Г. Мини-футбол (футзал): учебник для вузов / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.П. Губа - М.: Советский спорт, 2012. - 554 с.

2. Андреев С.Н. Программа мини-футбол (футзал) / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, В.С. Левин, К.В. Еременко. - М.: Советский спорт, 2008. - 96 с.

3. Андреев С.Н. Мини-футбол (многолетняя подготовка юных футболистов в спортивных школах) / С.Н. Андреев, В.С. Левин, Э.Г. Алиев - М.: Советский спорт, 2008. - 304 с.

4. Антипов А.В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе / А.В. Антипов, В.П. Губа, С.Ю. Тюленьков - М.: Советский спорт, 2008. - 152 с.

5. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Нкитушкин -М.: Физкультура и спорт, 2009 - 276 с.

6. Губа В.П. Планирование и прогнозирование конечного результата (на примере футбола) / В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 3. - С. 7-8.

7. Губа В.П. Определение и анализ эффективности потенциальных возможностей высококвалифицированных игроков в мини-футбол (футзал) на основе комплексной диагностики функциональных показателей / В.П. Губа, С.Л. Скорович // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 1. - С. 66-68.

8. Губа В.П. Разработка модельных характеристик в футболе и мини-футболе (футзале) / В.П. Губа, В.В. Пресняков, Д.В. Губа // Современный футбол: состояние и перспективы. Актуальные вопросы координации подготовки к

Чемпионату мира по футболу: матер. Всеросс. науч.-прак-тич. конф. с межд. участием. —- Волгоград, 2014. - С. 20-25.

9. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда - М.: Советский спорт, 2008. - 244 с.

10. Селуянов В. Футбол. Проблемы технической подготовки / В. Селуянов, М. Шестаков, С. Диас, М. Ферейра - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 160 с.

современная модель профессионального стандарта педагогической деятельности как совокупность

компетенций. нравственные и этические аспекты поведения преподавателя в вузе

Дорошенко Виталий Витальевич

Кубанский государственный университет, г. Краснодар, аспирант

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена этике педагогической деятельности как совокупности норм и правил поведения педагога, обеспечивающей нравственный характер педагогической деятельности. Рассмотрена проблема развития этической регламентации педагогической деятельности. Проведен анализ норм, касающихся профессиональной этики педагога, определены основные направления внедрения значимых компетенций в практику высших образовательных учреждений.

ABSTRACT

The article is devoted to the ethics of pedagogical activity as a set of norms and rules of conduct of the pedagog providing the moral character of the pedagog-ical activities. insider the problem of ethical regulation of pedagogical activi-ties. An analysis of the rules relating to professional ethics of the pedagog, the main directions of the implementation of relevant competencies in the practice of higher education in^itutions.

Ключевые слова: Кодекс этики педагога, аттестация, этическая компетентность, стандартизация этических норм, эти-ко-педагогическая деятельность.

Keywords: Pedagog code of ethics, attention, ethical competence, Sandardization of ethics, ethical and pedagogical activity.

Профессиональный стандарт регулирует не столько трудовые отношения между конкретным работником и его работодателем, сколько отношения между профессиональным сообществом и гражданином, который хотел бы подтвердить свою квалификацию и стать частью этого профессионального сообщества.

Такой подход исключает сведение профессионального стандарта к об-новленной версии должностной инструкции. Логика его разработки иная - анализ профессиональной деятельности, описание требований к ней. При определении требований важно помнить, что они должны быть в соответствии с установленными в стране уровнями квалификаций, что их содержание подвижно, меняется на основе постоянного мониторинга объективных изменений в деятельности, что их задача - описать деятельность, а не личность.

В стремительно меняющемся современном мире главным профессио-нальным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится - умение учиться. Готовность к изменению, мобильность, способность к различным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в решениях - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Профессиональный стандарт призван прежде всего раскрепостить педагога, обозначить новый вектор его развития. Расширяя свободу, профессиональный стандарт од-

новременно повышает ответственность педагогического работника за результаты труда, определяет критерии оценки. Профессиональный стандарт педагога - документ, в котором заявлены основные требования к его квалификации. Общенациональный стандарт может быть дополнен региональными требованиями, учитывающими особенности данной территории. Также он может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (инклюзивная школа).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональный стандарт отражает структуру профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования он существенно наполняется психоло-го-педа-гогическими компетенциями, призванными помочь педагогу в решении стоящих перед ним проблем. Стандарт выполняет функции, призванные преодолеть технократический подход в оценке труда педагога, обеспечить рост свободы и ответственности за результаты своего труда, мотивировать на постоянное повышение квалификации.

Профессиональная этика преподавателя является самостоятельным раз-делом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Посредством педагогической этики изучается характер нравственной деятельности преподавателя и нравственных отношений в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.