Научная статья на тему 'Комплексная методика развития и обучения юных футболистов'

Комплексная методика развития и обучения юных футболистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3469
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ / METHODS / GAME MEANS / TECHNIQUE-AND-TACTICS TRAINING / CURRICULUM / YOUNG FOOTBALL PLAYERS / OPTIMISATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корзун Д. Л., Коледа В. А., Андружейчик М. Я., Рымашевский Г. А., Переверзев В. А.

Долгое время одним из приоритетных направлений научных исследований в футболе являлась оптимизация игровой соревновательной деятельности квалифицированных футболистов, при этом соревновательная деятельность юных футболистов рассматривалась, как правило, в единичных работах и лишь на примерах игр старших юношей 16-18 лет. В данном исследовании предпринята попытка анализа показателей соревновательной деятельности футболистов 8-10 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корзун Д. Л., Коледа В. А., Андружейчик М. Я., Рымашевский Г. А., Переверзев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX TECHNIQUE OF DEVELOPMENT AND TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

Long time one of priority directions of scientific researches in football was optimisation of game competitive activity of the qualified football players, thus competitive activity of young football players was considered, as a rule, in individual works and only on examples of games of the senior young men of 16-18 years. In the given research attempt of the analysis of indicators of competitive activity of football players of 9-11 years is undertaken.

Текст научной работы на тему «Комплексная методика развития и обучения юных футболистов»

9. Парфенов Э. А., Володин А. И., Стратиенко Е. Н. и соавт. Изучение антигипоксических свойств новых анти-оксидантов // Гипоксия: механизм, коррекция, адаптация: Материалы. Всеросс. конф. - М., 1999. - 56 с.

10. Правдивцев В. А., Евсеев А. В., Евсеева М. А., Сосин Д. В., Осипов Н. М. Физиологически совместимые антиоксиданты как перспективные протекторы острых гипоксических состояний // Актуальные проблемы современной медицины: Сб. науч. тр. - Смоленск: СГМА, 2007. - С. 330-341.

11. Dyachkova G. I., Glazachev O. S., Dudnik E. N. Changes in the heart rate pattern under graduated hypoxic load depending on the initial level of resistance to hypoxia // Hyp. Med. J. - 2000. - Vol. 8, № 1-2. - P. 12-16.

12. Miyamoto O., Auer R. N. Hypoxia, hyperoxia, ischemia and brain necrosis // Neurology. - 2000. - Vol. 54, № 2. - P. 362.

УДК 796.345.37+612.766

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА РАзВИТИЯ И ОБуЧЕНИЯ

юных футболистов

Д. Л. Корзун1, В. А. Коледа1, М. Я. Андружейчик2, Г. А. Рымашевский2, В. А. Переверзев3

1 - Белорусский государственный университет, г. Минск 2 - Белорусский государственный университет физической культуры, г. Минск 3 - Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск

Долгое время одним из приоритетных направлений научных исследований в футболе являлась оптимизация игровой соревновательной деятельности квалифицированных футболистов, при этом соревновательная деятельность юных футболистов рассматривалась, как правило, в единичных работах и лишь на примерах игр старших юношей 16-18 лет. В данном исследовании предпринята попытка анализа показателей соревновательной деятельности футболистов 8-10 лет.

Ключевые слова: методика, игровые средства, технико-тактическая подготовка, учебная программа, методика, юные футболисты, оптимизация.

COMPLEX TECHNIQUE OF DEVELOPMENT AND TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS D. L. Korzun1, V. A. Koleda \ M. Ya. Anruzheychik2, G. A. Rymashevsky2, V. A. Pereverzev3

1- Belarusian State University 2- Belarusian State University of Physical Culture 3- Belarusian State Medical University

Long time one of priority directions of scientific researches in football was optimisation of game competitive activity of the qualifiedfootball players, thus competitive activity of young football players was considered, as a rule, in individual works and only on examples of games of the senior young men of 16-18 years. In the given research attempt of the analysis of indicators of competitive activity offootball players of 9-11 years is undertaken.

Keywords: methods, game means, technique-and-tactics training, curriculum, methods, young football players, optimisation

Введение. Системный подход к разработке и совершенствованию методики тренировки футболистов предполагает поиск и формирование новых педагогических технологий [11]. Так, в ряде работ [1, 7] отмечено, что традиционным методикам технической подготовки футболистов более 40 лет, и в этом плане существует значительный разрыв между устоявшейся практикой и экспериментальными исследованиями. Проблемой роста спортивного мастерства

юных футболистов является укоренившаяся система обучения через упражнение, в котором изначально отсутствует игровая задача. При этом уже сформировавшиеся умения закрепляются у них в простых, не игровых ситуациях [1, 4, 7, 8]. Поэтому решать данную проблему необходимо на основе разработки и внедрения в практику эффективных методик обучения, в содержании которых приоритетную роль целесообразно отводить игровым средствам [3, 10].

Поскольку футбол - это игра, следовательно, учебно-тренировочное занятие в детском футболе должно быть похожим на игру, даже если оно проводится без мяча. В игре одновременно и комплексно развиваются все компоненты футбола, а в упражнениях - лишь отдельные элементы. Игра создает необходимые условия для развития оперативного мышления и ориентировки - качеств, способствующих формированию специального умения: не теряя из-под контроля мяч, визуально воспринимать игру [4, 6].

Теоретико-методической предпосылкой настоящего исследования явилось то, что до сих пор не нашли научного и практического разрешения вопросы соотношения игровых и неигровых средств в программах подготовки футболистов 8-10 лет [3, 10]. Не разработана методика, способствующая интенсификации процесса обучения технико-тактическим действиям юных футболистов в группах начальной подготовки

[1, 3, 10].

Организация и методы исследования. Исследование проводилось на спортивной базе

Юные футболисты контрольной группы тренировались строго по рекомендациям учебной программы [12], а экспериментальной группы - с увеличенным объемом времени на игровые средства (табл. 1).

Обучение юных футболистов в группах начальной подготовки 1-го и 2-го годов проводилось на протяжении 36 недель по 6-9 учебных часов в неделю. Для групп начальной подготовки 3-го года обучения включалось оптимальное количество игр (учебных, товарищеских и календарных), всего — 20. В экспериментальной программе реализованы средства

«Республиканского центра олимпийской подготовки по футболу Белорусского государственного университета» г. Минска в период с марта 2006 по октябрь 2008 г.

В педагогическом исследовании принимали участие 30 юных футболистов 8-10 лет, которые были распределены на 2 группы методом случайных чисел. В первую группу (контрольную п = 15) вошли дети, занимающиеся по программе для специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва по футболу [12].

Вторую группу (экспериментальную п = 15) составили дети, занимающиеся по авторской комплексной методике обучения технико-тактическим действиям. Для осуществления педагогического эксперимента были скорректированы средства технико-тактической подготовки юных футболистов и изменены объемы отдельных разделов (технико-тактическая подготовка, спортивные и подвижные игры, физические качества) программы (табл. 1).

специализированные по своей направленности, способствующие освоению сложнокоординационных технико-тактических действий, закрепление которых осуществлялось в игровых условиях. Объем неспецифических средств тренировки (подвижные игры / многоцелевые/, спортивные игры /упрощенные/ и др.) в обеих группах был существенно меньше специфических и поэтапно равномерно снижался на 1% на этап по отношению к исходным величинам, что соответственно вызвало изменение объема специфических средств (табл. 2).

Таблица 1. Соотношение времени, выделяемого на использование средств тренировки юных футболистов

8-10 лет в годичном цикле подготовки

№ Разделы и средства тренировки Контрольная группа Экспериментальная группа Р

часы % часы %

1 Теория 16 5 16 5 р>0,05

2. Практика 296 95 296 95 р>0,05

2. 1 Технико -тактические 66 21 76 24 р<0,05

2. 1. 1 Тактические 22 7 22 7 р>0,05

2. 2 Игровые, соревновательные 140 45 162 52 р<0,05

2. 2. 1 Игра в футбол в малых составах 62 20 62 20 р>0,05

2. 2. 2 Подвижные игры 40 13 50 16 р<0,05

2. 2. 3 Спортивные игры 22 7 34 11 р<0,05

2. 2. 4 Учебные игры 16 5 16 5 р>0,05

2. 3 Физические качества 62 20 30 10 р<0,01

2. 4 Контрольные испытания 6 2 6 2 р>0,05

Всего 312 100 312 100

Таблица 2. Показатели объемов специфических и неспецифических средств тренировки (%) экспериментальной и контрольной групп футболистов 8-10 лет

Группы Средства Этапы эксперимента

I II III IV

%

Экспериментальная Специфические 80 81 82 83

Неспецифические 20 19 18 17

Контрольная Специфические 70 71 72 73

Неспецифические 30 29 28 27

Следует отметить, что объемы специфических средств (игровые упражнения типа «квадрат», игры в футбол с различным количественным составом участников от 2^2 до 7^7, удары по мячу в ворота и др.) от этапа к этапу эксперимента увеличивались постепенно, достигнув запланированных величин в обеих группах (табл. 2, 3). Причем на всех этапах тренировки объем специфических средств у юных футболистов экспериментальной группы был на 10% большим по сравнению с таковым у юных спортсменов контрольной группы.

Применение указанных средств в соревновательном периоде осуществлялось в соответствии с из-

вестными принципами адекватности тренирующих воздействий и детерминированности содержания тренировки возрастным особенностям развития юных спортсменов (футболистов) и их соревновательной деятельности.

Построение учебно-тренировочного процесса на основе дифференцировки, специализированности и координационной сложности средств тренировки открывает новые возможности для дальнейшей оптимизации многолетней подготовки юных футболистов.

Таблица 3. Показатели объемов координационно-сложных специфических и неспецифических средств в программах тренировки юных футболистов разных групп

Объем координационно-сложных средств Группа Этапы эксперимента

I II III IV

% объемов координационно-сложных средств

Малый Экспериментальная 30 25 20 15

Контрольная 30 30 25 20

Средний Экспериментальная 50 45 40 35

Контрольная 50 50 45 40

Большой Экспериментальная 20 30 40 50

Контрольная 20 20 30 40

При планировании и реализации экспериментальной методики обучения юных футболистов учитывались: увеличенные объемы специализированных (координационно-сложных) средств; возрастные критерии координационно-сложных средств тренировки по шкале нормирования [2]; темпы прироста показателей физической и технической подготовленности по комплексу программных контрольных нормативов.

Разработаны недельные микроциклы и конспекты учебно-тренировочных занятий для решения экспериментальных задач подготовки юных футболистов. Для увеличения времени основной части занятия подготовительная часть была сокращена до 10 мин, и в ее содержании включены подвижные и спортивные игры (2-3), взаимосвязанные с содержанием основной части занятия.

В заключительную часть занятия включались упражнений для восстановления дыхания и расслабления мышц. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий осуществлялись на % части футбольного поля с воротами 2x3 м или 2x5 м. Продолжительность занятия составляла 90 мин. Содержание экспериментальной методики тренировки юных футболистов (ее основные задачи, направленность, методы и средства тренировки, контроль их подготовленности) представлен в таблице 4. В процессе обучения юных футболистов применялись в основном следующие четыре метода: игровой, сопряженный, повторный и соревновательный.

Игровой метод применялся практически в каждом занятии (на игровые средства в экспериментальной группе отводилось 83% объема времени). Через игру у юных футболистов происходило формирова-

ние технико-тактических действий в вариативных, конфликтных ситуациях.

Сопряженный метод предполагал наряду с комплексным развитие ведущих физических качеств, таких как: быстрота и ловкость, формирование техники юных футболистов в моделируемых игровых ситуациях.

Повторный метод применялся в процессе обучения футболистов техническим приемам путем многократных повторений. Примером может послужить упражнение с ударом в ворота, когда юные футболисты в колонне из нескольких человек выполняют

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он формирует свое поведение и взаимоотношения со взрослыми на примерах деятельности тренера. Тренер становится образцом для собственного поведения ребенка и приобретения основных умений общения и качеств, необходимых для установления контакта со сверстниками [4, 11].

Отобранные в группу начальной подготовки дети, как правило, уже имели опыт участия в подвижных играх еще в дошкольных учреждениях. Поэтому при планировании содержания экспериментальной программы учитывались реальные возможности детей, их игровой опыт и ставились соответствующие задачи по их развитию и обучению. Подвижные и упрощенные (по правилам) спортивные игры включались в различные части учебно-тренировочных занятий. В подготовительной части занятия игры служат для того, чтобы подготовить нервную, мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, «настраивая» их на решение поставленных задач. Подвижные игры, взаимосвязанные с технико-тактическими средствами основной части учебно-

упражнение, а интервалом отдыха является возвращение в колонну и то время, пока партнеры выполняют удары.

Соревновательный метод произведен от сути и формы спортивной собственно соревновательной деятельности. Он сходен отчасти с игровым методом, но все же имеет отличительные характеристики. Прежде всего, регламентация и унификация состава соревновательной деятельности. В данном исследовании регламентацией стало количество играющих 7x7 человек (6 полевых игроков и один вратарь). Два тайма по 25 минут с 10-минутным перерывом и т. д.

тренировочного занятия, целенаправленно формируют произвольное внимание, слежение, дифференцированные реакции и игровое мышление юных футболистов [5, 7]. Следовательно, выстраивается методически обоснованная последовательность от подвижных, упрощенных спортивных игр к игре в футбол на небольших площадках или укороченных полях с различными количественными составами.

Таким образом, суть комплексной (новой, экспериментальной) методики обучения и развития юных футболистов заключается в реструктуризации занятий, проводимых с ними (табл. 4) и перераспределении времени, выделяемого на различные виды деятельности, при тренировке (табл. 1). При тренировках юных футболистов экспериментальной группы было увеличено время на проведение упрощенных (на 4% или 12 часов за год) и многоцелевых (на 3% или 10 часов за год) игр в подготовительной части занятия и увеличено время технико-тактической подготовки (на 3% или 10 часов за год) в основной части занятия. Длительность же времени, выделяемого на выполнение упражнений для развития физических качеств, была снижена у игроков эксперименталь-

Таблица 4. Основные задачи, направленность, методы, средства тренировки и контроль

подготовленности юных футболистов экспериментальной группы

Задачи Направленность Методы Основные средства Контроль

Приобретать соревновательный опыт игры в малых составах Комплексное развитие игровых умений в экстремальных условиях Игровой,соревнова-тельный Футбол: игры в малых (2x2, 3x3, 4x4, 5x5, 6x6 и 7x7)составах Учебные игры. Обсуждение игровых эпизодов. Участие в чемпионате города Минска «и-10»

Формировать технико-тактические действия сопряженно с развитием физических качеств Совершенствование уровня эффективности технико-тактических действий Повторный, сопряженный, интервальный, игровой, круговой, моделирования Игровые упражнения с воротами, «квадраты» в равных и неравных составах; индивидуальная тренировка; игры (по специальным заданиям) Педагогические наблюдения в играх и упражнениях. Тестирование.

Освоить основные элементы индивидуальной и групповой тактики Совершенствовать тактическое мышление Моделирования, игровой, повторный, интервальный Игры и упражнения в атаке и обороне, их обсуждение и указания и др. Контроль решения тактических задач (теория). Наблюдения и экспертной оценки

ной группы на 10% (или 32 часа за год) по сравнению с длительностью выполнения этих упражнений у юных футболистов контрольной группы (табл. 1). В результате реструктуризации занятий повысилась интенсивность и величина физической нагрузки на юных футболистов экспериментальной группы и координационная сложность упражнений (табл. 3), выполняемых ими, за счет более длительного использования игровых средств и специальных технико-тактических упражнений.

Результаты и их обсуждение. Недостаточное количество объективных данных о количественных и качественных показателях соревновательной деятельности юных футболистов групп начальной подготовки (8-10 лет), соревнующихся на уменьшенных полях, вызывает необходимость их изучения [2, 9]. В этой связи в 30 матчах осуществлены педагогические наблюдения за тремя группами юных футболистов 10 лет (экспериментальной, контрольной и, через год после завершения эксперимента, независимой), соревнующихся на % поля в составах футбольных команд 7x7 человек в матчах чемпионата города Минска «и-10». Матч состоял из двух таймов по 25 минут с перерывом между ними на 10 минут, его общая длительность составляла 60 минут. В 2008 году в чемпионате участвовали юные футболисты 1998 года рождения, в том числе из контрольной и экспериментальной групп, а в чемпионате 2009 года принимали участие юные 10-летние игроки независимой группы 1999 года рождения. В каждой из трех групп в 10 матчах чемпионата города Минска «и-10» (2008 и 2009 годах) регистрировались следующие технико-тактические действия юных футболистов 10 лет: удары в ворота, обводка соперника, передачи мяча, отбор и перехват мяча, прием мяча (остановка), «игра головой» и вбрасывание мяча из-за боковой линии.

Установлено, что юные футболисты применяют, как правило, в игровых условиях прочно освоенные (базовые) приемы (табл. 5, 6), важнейшими из которых являются удары по мячу в сторону ворот. Однако

Хе = =

точность попадания мяча в створ ворот была различной. Поэтому наряду с регистрацией самих ударов по мячу в сторону ворот оценивались их эффективность и результативность.

Под эффективностью нами понимается отношение ударов по мячу, попавших в створ ворот, к общему количеству ударов по мячу, летевшему в сторону ворот, в процентах.

Под результативностью нами понимается отношение забитых в ворота мячей (голов) к числу ударов по мячу, попавших в створ ворот, в процентах. Расчеты показателей эффективности и результативности ударов в ворота осуществлялись по формулам 1 и 2.

Формула 1. . №-100 , Ts '

где Хе - показатель эффективности; № - количество ударов по мячу, попавших в створ ворот; Ts - общее количество ударов по мячу в сторону ворот.

Формула 2. Х = N^100 , №

где XI - показатель результативности; N - количество забитых мячей; № - количество ударов по мячу, попавших в створ ворот.

Установлено, что частота ударов (по мячу) в сторону ворот юными футболистами всех трех групп (независимой, контрольной и экспериментальной) примерно одинакова и составляет в среднем 9-12 раз за один матч (табл. 5). Вклад ударов (по мячу) в сторону ворот составляет в общем количестве зарегистрированных технико-тактических действий 10-летних футболистов независимой группы 8,2% (11 ударов из 135 технико-тактических действий /ТТД/ за матч), контрольной группы - 6,5% (9 из 139 ТТД) и экспериментальной группы - 6,7% (12 из 180 ТТД). Таким образом, установлено, что юные футболисты выполняют удары в сторону ворот достаточно редко (табл. 5), что согласуется с результатами других авторов [7, 8, 9].

Таблица 5. Показатели эффективности и результативности ударов по мячу футболистами 3 групп в играх с количественными составами 7^7 на % части стандартного футбольного поля

Показатели ТТД Группы Значимость различий между группами

независимая (п=15) контрольная (п=15) экспериментальная (п=15) 1-2 1-3 2-3

ТТД (за матч)

Количество ударов по мячу в сторону ворот тт-тах 5-18 3-12 7 - 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М±т 10,9±1,16 9,1±0,83 11,5±0,94 р>0,05 р>0,05 р>0,05

Количество ударов по мячу, попавших в створ ворот тт-тах 1 - 7 1 - 6 4 - 9

М±т 3,6±0,53 4,1±0,53 6,3±0,45 р>0,05 р <0,01 р <0,01

Голы тт-тах 0 - 3 0 - 3 3 - 7

М±т 1,4±0,31 1,6±0,27 4,3±0,50 р <0,05 р<0,001 р<0,001

Продолжение таблицы

Эффективность,% тш-тах 20,0 - 40,0 25,0 - 66,7 42,9 - 77,8

М±т 31,9±2,00 44,3±4,14 56,1±3,31 р <0,05 р<0,001 р <0,05

Результативность,% тт-тах 0 - 66,7 0 - 100 42,9 - 100

М±т 34,1±6,75 39,5±8,50 68,4±6,41 р>0,05 р <0,01 Р <0,02

Примечание: ТТД - технико-тактические действия.

В то же время количественные показатели эффективности и результативности ударов по мячу в ворота между футболистами разных групп имели существенные и высоко достоверные различия. Так, в 10 матчах юные футболисты независимой группы наносили в среднем за игру около 4 (3,6±0,53) ударов по мячу, попавших в створ ворот, игроки контрольной группы делали это чуть более четырех (4,1±0,52) за матч (табл. 5). 10-летние футболисты экспериментальной группы попадали при ударе по мячу в створ ворот примерно в 1,5 раза (р<0,01) чаще (6,3±0,45), чем игроки независимой и контрольной групп (табл. 5). Таким образом, эффективность попадания мяча в створ ворот составляла у юных футболистов независимой группы 31,9%, контрольной группы 44,3% и экспериментальной группы 56,1% (табл. 5).

Футболисты экспериментальной группы не только чаще попадали в створ ворот, но и забивали больше мячей. Среднее количество голов, забитых футболистами экспериментальной группы, было в 3 раза (р<0,001) больше по сравнению с игроками независимой группы и в 2,5 раза (р<0,001) больше аналогичного показателя у юных футболистов контрольной группы (табл. 5). Показатели результативности ударов в ворота составили (в среднем) у юных фут-

В 2009 году было осуществлено дополнительное наблюдение за 11-летними футболистами экспериментальной группы. Они уже играли в футбол в командах численностью 9х9 человек на 'Л футбольного поля.

При играх 11-летних игроков экспериментальной группы в составах 9^9 человек по сравнению с данными этих же футболистов 10-летнего возраста в матчах в составах 7x7 человек достоверно увеличилось только общее количество передач мяча на 27%

болистов независимой группы 34,1±2,00%, контрольной 39,5±8,50%, а экспериментальной - 68,4±6,41% (табл. 5).

По целому ряду других показателей технико-тактических действий юные футболисты экспериментальной группы также превзошли своих сверстников из обеих групп. Так, например, игроки экспериментальной группы показали существенно лучшие результаты по сравнению с юными футболистами контрольной группы в обводке на 74% (р<0,001), в количестве передач мяча на 15% (р<0,05), в отборе мяча на 32% (р<0,01), приеме (остановке) мяча на 19% (р<0,02) (табл. 6). Еще более выраженные различия были отмечены между этими же показателями у юных футболистов экспериментальной группы по сравнению с 10-летними футболистами независимой группы. Различия составили в обводке 33% (р<0,001), в количестве передач мяча 22% (р<0,05), в отборе и перехвате мяча 43% (р<0,01), приеме (остановке) мяча 48% (р<0,01) (табл. 6).

В технико-тактических действиях по вбрасыванию мяча и «игре головой» достоверных различий между группами не выявлено, так как их доля в структуре соревновательной деятельности на этапе начальной подготовки незначительна (табл. 6).

(р<0,01). Вероятно, что это связано с увеличением коллективных технико-тактических действий футболистов при увеличении их численности в командах, а также с увеличением размеров футбольного поля. Таким образом, видно значительное перераспределение отдельных приемов в общей структуре технико-тактических действий юных футболистов в матчах в составах 9x9 человек в сторону коллективной игры.

В 2008 году в рамках педагогического исследования юные футболисты экспериментальной и кон-

Таблица 6. Показатели технико-тактических действий (ТТД) футболистов в играх с количественными составами 7^7 на % части стандартного футбольного поля

Показатели ТТД Группы Значимость различий между группами

независимая (п=15) контрольная (п=15) экспериментальная (п=15) 1-2 1-3 2-3

ТТД (за матч)

Обводка соперника 30±0,97 23±1,60 40±2,03 р<0,01 р<0,001 р<0,001

Передачи мяча 32±0,99 34±1,38 39±1,86 р>0,05 Р<0,001 р<0,05

Отбор и перехват мяча 23±1,17 25±0,92 33±1,66 р>0,05 р<0,01 р<0,01

Прием мяча 29±1,57 36±1,87 43±1,76 р<0,02 р<0,01 р<0,02

Игра головой 3±0,3 4±0,6 5±0,77 р>0,05 р<0,05 р>0,05

Вбрасывание мяча 7±0,8 8±1,05 8±1,09 р>0,05 р>0,05 р>0,05

трольной групп участвовали в чемпионате города Минска по футболу (турнир «и-10») для 10-летних игроков. Состязались команды семнадцати футбольных школ и клубов. В футбольных матчах длительностью 60 минут (два тайма по 25 минут и перерыв между таймами 10 минут) команды выступали в составах 7x7 человек (10-летних футболистов) на уменьшенных футбольных полях (% части стандартного футбольного поля). На первом этапе чемпионата команды играли по круговой системе, затем, по итогам соревнований, были сформированы две группы команд - участниц финальных игр. В первой группе (дивизионе) команды играли за 1-8-е места, во второй — за 9-17-е места.

По итогам первого круга команда, составленная из юных футболистов экспериментальной группы (ЗВЕЗДА-БГУ-1), вошла в первый дивизион. Команда, составленная из 10-летних футболистов контрольной группы (ЗВЕЗДА-БГУ-2), вошла только во второй дивизион.

В итоге футболисты команды «ЗВЕЗДА-БГУ-2» (из футболистов контрольной группы) заняла двенадцатое место, а команда «ЗВЕЗДА-БГУ-1» из футболистов экспериментальной группы заняла третье место (из 17 команд-участниц), тем самым подтвердив эффективность использования экспериментальной методики в воспитании юных футболистов и достижении ими высокого спортивного результата в соревнованиях.

Выводы

1. Особенности комплексной (новой, экспериментальной) методики обучения и развития юных футболистов заключаются в реструктуризации занятий, проводимых с ними, и перераспределении времени, выделяемого на различные виды деятельности, при тренировке. При тренировках юных футболистов экспериментальной группы было увеличено время на проведение упрощенных (на 4% или 12 часов за год) и многоцелевых (на 3% или 10 часов за год) игр в подготовительной части занятия и увеличено время технико-тактической подготовки (на 3% или 10 часов за год) в основной части занятия. Длительность же

времени, выделяемого на выполнение упражнений для развития физических качеств, была снижена у игроков экспериментальной группы на 10% (или 32 часа за год) по сравнению с длительностью выполнения этих упражнений у юных футболистов контрольной группы. В результате реструктуризации занятий повысилась интенсивность и величина физической нагрузки на юных футболистов экспериментальной группы и координационная сложность упражнений, выполняемых ими, за счет более длительного использования игровых средств и специальных технико-тактических упражнений.

2. Эффективность разработанной комплексной методики обучения технико-тактическим действиям юных футболистов подтверждена результатами выступления в соревнованиях футбольной команды, сформированной из спортсменов экспериментальной группы и занявшей 3-е место в чемпионате города Минска «и-10» в 2008 году. Результат выступления команды из футболистов контрольной группы был существенно ниже - только 12-е место из 17 команд-участниц. Аналогичные результаты отмечены и при оценке технико-тактических действий юных футболистов. Так, показатель результативности ударов по мячу в ворота (забитых мячей - голов) в 10 футбольных матчах составил у юных футболистов контрольной группы в среднем 39,5%, а экспериментальной - 68,4% (р<0,02). По другим показателям технико-тактических действий футболисты экспериментальной группы превзошли своих сверстников из контрольной группы в обводке на 74% (р<0,001), в увеличении количества передач мяча на 15% (р<0,05) в его отборе на 32% (р<0,01), приеме (остановке) мяча на 19% (р<0,02).

Таким образом, реализация разработанной комплексной методики обучения технико-тактическим действиям юных футболистов способствовала значительному росту результативности и эффективности выполнения ими базовых технико-тактических действий в соревновательной деятельности и, как результат этого, достижению более высокого спортивного результата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андружейчик М. Я. Современное учебно-спортивное учреждение и некоторые проблемы подготовки футбольного резерва // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 8-10 апреля 2009 г. - Минск: БГУФК, 2009. — С. 219 — 221.

2. Золотарев А. П. Структура основных компонентов соревновательной деятельности юных футболистов. — Волгоград: ВГИФК, 1993. — 33 с.

3. Золотарев А. П. Футбол: методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва: Учебное пособие. - Краснодар: КГУФКСиТ, 2009. - 169 с.

4. Кашкаров В. А. Организационно обучающая игра как метод развития творческого мышления юных спортсменов: Автореф. ...дис. канд. пед. наук: 13.00.04. - М.: ВНИИФКиС, 1996. - 24 с.

5. Лисенчук Г. А. Управление подготовкой футболистов. - Киев: «Олимпийская литература», 2003. - С. 55-74.

6. Перепекин В. А., Кореневская Г. П. Подвижные игры в учебно-тренировочных занятиях футболистов: Метод. указания. - Смоленск: СГИФК, 1994. - 33 с.

7. Петухов А. В. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения: Монография. - М.: Советский спорт, 2006. - 232 с.

8. Решитько В. Л. Техническая подготовка юных футболистов. - Малаховка: МОГИФК, 1989. - 11 с.

9. Суворов В. В. Возрастные особенности соревновательной деятельности юных футболистов: Учебно-методическое пособие. - Краснодар: КГАФК, 2000. - 40 с.

10. Сучилин А. А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола. - Волгоград: ВГАФК, 1997. - 237 с.

11. Тюленков С. Ю. Теоретико-методические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации: Монография (Рек. к изд. науч. -метод. советом РФС). - М.: Физ. культура, 2007. - 349 с.

12. Футбол: программа для специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва / Сост. М. Я. Андружейчик. - Минск: Минспорта и туризма РБ, НИИ ФКиС РБ, БГУФК, 2006. - 110 с.

УДК 616.993.16-036.22-053.28

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СИТуАЦИЯ ПО ЛЯМБЛИОзу СРЕДИ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ

А. В. Степанов, А. А. Радишевич

Витебский государственный медицинский университет Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья

При изучении инвазированности, заболеваемости и плотности инвазии среди детского населения Витебской области было установлено, что на изучаемой территории имело место повышение большинства показателей на протяжении всего периода наблюдения, при этом наиболее уязвимой группой наблюдения были дети от 7 до 10 лет.

Паразитарные заболевания являются одной из проблем здравоохранения. Кишечные паразитарные инвазии остаются актуальными для общественного здравоохранения ввиду их высокой распространенности, глобального распределения, а также особенностей патологии, которую они вызывают [2]. Из кишечных паразитарных заболеваний в настоящее время чаще всего наблюдаются вспышки лямблиоза [1]. Лямблии - жгутиковые простейшие, трофозой-ты которых вызывают заболевания тонкой кишки и желчных путей [4].

Уровень пораженности населения по различным регионам мира варьирует в широких пределах, составляя в среднем около 11,3% [5].

В связи с тем, что климато-географические особенности на территории Республики Беларусь являются благоприятными для возникновения вспышек лямблиоза [3], целью данной работы было изучение показателей инвазированности, заболеваемости и плотности инвазии у детей на территории Витебской области.

Материалом для эпидемиологического анализа пораженности населения лямблиозом и его распространения на изучаемой территории явились дан-

ные Витебского областного и зонального центров гигиены и эпидемиологии. Первичные данные были собраны за период с 2002 по 2008 г. При изучении показателей эпидемического процесса этого заболевания за указанный период паразитологическим обследованием было охвачено более 10000 человек. Показатели инвазированности определялись отношением числа лиц, выявленных на наличие лямблий, к числу обследованных в процентном отношении. Другим стандартным показателем служил уровень заболеваемости на 100000 населения и определяемый как отношение числа выявленных лиц с лям-блиозом к количеству населения на данной территории. Показатели инвазированности и заболеваемости рассчитывались для разных возрастных групп. Для оценки паразитологической ситуации был введен показатель плотности инвазии, отражающий число ин-вазированных лямблиями лиц (детей) на квадратный километр территории.

Показатели инвазированности и заболеваемости лямблиозом, а также плотности инвазии по различным возрастным группам детей в 2002-2008 гг. на территории Витебской области указаны в таблицах 1-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.