ЛИТЕРАТУРА
1. Клешнев, И.В. Стенд технико-тактической подготовки паралимпийского пловца - мобильный / Всероссийская научно-практическая конференция «Паралимпийское движение в России на пути к Пекину : проблемы и решения». Материалы конференции // И.В. Клешнев, Д.Ф. Мосунов, И.Л. Тверяков, А.А. Строкин - СПб., СПбНИИФК, 2008. - С. 115 - 120.
2. Мосунов, Д.Ф. Резонансный метод тренировки пловца / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Паралимпийское плавание. Гидрореабилитация» // Д.Ф. Мосунов, И.Л. Тверяков, И.В. Клешнев. - СПб.: «НГУ им. П.Ф. Лес-гафта, Санкт-Петербург; ООИ «Плавин», 2009. - С. 13 - 17.
МОДЕЛИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СТАНДАРТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ
ФУТБОЛИСТОВ
Дмитрий Валентинович Никитин, кандидат педагогических наук, доцент, Волжский институт строительства и технологий (ВИСТех),
Павел Геннадьевич Дегтяренко, соискатель,
Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 4,
(СДЮСШОР № 4), г. Волжский
Аннотация
В статье рассматриваются варианты направленного планирования компонентов нагрузки специализированных стандартных упражнений. Разработаны конкретные модели упражнений, учитывающих взаимодействие целенаправленного развития двигательных качеств и совершенствования технико-тактического мастерства.
Ключевые слова: направленность нагрузки; контроль динамики частоты сердечных сокращений; количество технико-тактических действий.
SIMULATION OF SPECIALIZED STANDARD EXERCISES IN TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS
Dmitry Valentinovich Nikitin, candidate of pedagogical science, senior lecturer, Volzhsky institute of construction and technologies,
Pavel Gennadjevich Degtyarenko, competitor,
Specialized junior athletic school of Olympic reserve № 4,
Volzhsky
Abstract
The article describes the options for oriented planning of load components peculiar to specialized, standard exercises. Certain exercise models have been developed which are based on correlation between goal-directed physical skill development and enhancement of technical and tactical skills.
Key words: direction of the load; the control of the heartbeat rate dynamics; number of technical and tactical activities.
Объем тренировочных средств подготовки в современном спорте велик и вариативен, и информация о нагрузке каждого упражнения дает возможность оптимально строить на их основе тренировочные занятия.
На различных этапах многолетней подготовки футболистов до 90% от общего объема всех средств тренировки занимают специализированные упражнения [4, 5], одновременно воздействующие на все виды готовности футболистов: техническую, тактическую и физическую [1, 6].
При планировании этих упражнений необходимо учитывать взаимодействие применяемых методов тренировки, организации занимающихся, сочетание компонентов нагрузки для направленного развития двигательных качеств, процесса обучения
новым действиям и совершенствования технико-тактического мастерства в целом.
В практике футбола специализированные упражнения разделяют на три группы: двусторонние игры, игровые упражнения и стандартные упражнения [1, 3]. Так как величина и направленность нагрузки в двусторонних играх и игровых упражнениях в большей степени определяется ситуацией, то в нашем исследовании разрабатывались модели стандартных упражнений, позволяющих оптимизировать тренировочный процесс юных футболистов.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование было проведено с марта по август 2008 года на базе СДЮШОР № 4 города Волжского. В нем приняло участие 37 юных футболистов в возрасте 11-13 лет. Модели отдельных упражнений строились на основе учета механизмов срочной адаптации [1, 2, 4], а также оптимальности тренировочной нагрузки. В 62 тренировочных занятиях изменяли длину отрезков, пробегаемых футболистами в упражнении, скорость бега, число взаимодействующих футболистов, длительность одного повторения, число повторений, продолжительность пауз отдыха. Варьировали методы тренировки и координационную сложность.
Для оценки величины и направленности нагрузки регистрировали частоту сердечных сокращений (ЧСС) с помощью командной системы The Polar Team System 1, a затем с использованием программного обеспечения Polar Precision Performance SW4 определили: сумму ЧСС; динамику ЧСС; максимальную и среднюю ЧСС; сумму энергозатрат; время выполнения упражнений в целевых пульсовых зонах.
Для контроля процесса совершенствования технико-тактического мастерства определяли объем технико-тактических действий (ТТД).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате наших исследований были экспериментально разработаны и согласованы с существующими теоретико-методическими положениями [1, 2, 4, 6] модели специализированных стандартных упражнений, позволяющих сочетать величину нагрузки, ее избирательную направленность с процессом совершенствования техникотактического мастерства.
Модель 1. Общая выносливость с сопряженным совершенствованием техникотактических действий в простых условиях.
Игровые взаимодействия в парах, тройках без ударов по воротам. В основе упражнения лежит ведение мяча различными способами (упражнения по методу Couervera [3]) на расстояние 5-15 метров с передачами мяча, остановками мяча, финтами. Длительность одной серии - 4-5 минут. Скорость перемещения - 50-70%. Продолжительность пауз отдыха - 0,45-1,5 мин.
За одну серию каждый футболист выполнял 9-14 повторений упражнения; 45-84 ТТД; пробегал в ускоренном темпе 150-200 метров.
Продолжительность смоделированных тренировочных сеансов составляла 44-52 мин (по 7-9 таких серий). За это время выполняли по 375-588 ТТД, пробегали в ускоренном темпе 1125-1470 метров.
Суммарный расход энергии колебался от 391±55 ккал до 416±32 ккал. Сумма ЧСС: от 6971±568 ударов до 7760±326 ударов. Максимальная ЧСС: 182±12 уд/мин. Средняя ЧСС: 150±6 уд/мин. Динамика колебаний ЧСС в этой модели была 37±17 уд/мин (рис. 1). Доля выполнения упражнения в зоне ЧСС 130-150 уд/мин - 20-31%; в зоне ЧСС 150-160 уд/мин - 26-31%; в зоне ЧСС 160-180 уд/мин - 26-32%; более 180 уд/мин до 4%.
Модель 2. Скоростная выносливость с совершенствованием техникотактических действий на повышенной скорости.
Индивидуальные действия и групповые действия в парах, тройках без ударов по воротам и с ними, выполненные интервально-серийным методом на расстояние 15-30 метров. Длительность одной серии - 1,5-2,15 мин. Продолжительность пауз отдыха -1,5-3 мин. В серии 2-3 повторения. Одновременно в упражнении принимали участие 8-12 человек.
За одну серию каждый футболист выполнял 5-8 ТТД; пробегал в ускоренном темпе 50-120 метров. Продолжительность тренировочных сеансов составляла 16-23 мин (6-8 серий). За это время выполняли по 42-72 ТТД, пробегали в темпе 70-90% от 480 до 720 метров. Энергии затрачивали от 130±17 ккал до 215±35 ккал. Сумма ЧСС: от 2278±179 ударов до 4165±363 ударов. Максимальная ЧСС: 194±10 уд/мин. Средняя ЧСС колебалась от 143±12 до 162±13 уд/мин. Диапазон динамики ЧСС от 58±14 до 73±18 уд/мин (рис. 2). В зоне ЧСС 130-150 уд/мин выполняли упражнение до 20%; в зоне ЧСС 150-160 уд/мин - 9-13%; в зоне ЧСС 160-180 уд/мин - 26-28%; более 180 уд/мин - 20-32%.
чсс, уд/ти н
Рис. 2. ЧСС в упражнении, направленном на развитие скоростной выносливости
Модель 3. Скорость с выполнением технических приемов с максимальной быстротой.
Индивидуальные действия и взаимодействия в парах, заканчивающиеся ударами по воротам. В основе упражнений лежат скоростные перемещения и ведения мяча на 15-50 метров с 2-3 ТТД и ударами по воротам выполненные повторным методом. Скорость перемещения - максимальная. Длительность одного повторения - 6-20 секунд. Продолжительность пауз отдыха - 0,45-1 мин.
Одновременно в упражнении должны принимать участие 12-14 футболистов. В
тренировочных занятиях использовали по 3 таких серии, в каждой серии - 10-12 повторений; длительность пауз отдыха между сериями - 8 минут. Продолжительность тренировочного сеанса при этом составила 42-51 мин. За это время выполняли по 60-78 ТТД. пробегали в максимальном темпе 500-800 метров. Суммарный расход энергии колебался от 373±25 ккал до 454±50 ккал. Сумма ЧСС: от 6300±172 ударов до 7986±255 ударов. Максимальная ЧСС: 185±7 уд/мин. Средняя ЧСС: от 148±4 до 162±10 уд/мин. Динамика колебаний пульса в от 47±11 до 62±17 уд/мин (рис. 3).
Доля выполнения упражнения в зоне пульса 130-150 уд/мин - от 17 до 31%; в зоне пульса 150-160 уд/мин - от 18 до 30%; в зоне пульса 160-180 уд/мин - от 24 до 48%; в зоне пульса более 180 уд/мин - до 11%.
Проведенные исследования подчеркнули необходимость разработки и обоснования конкретных моделей специализированных упражнений, учитывающих сочетание компонентов нагрузки для направленного развития двигательных качеств и процесса совершенствования технико-тактического мастерства.
Были разработаны три модели специализированных стандартных упражнений, оптимизирующие тренировочный процесс юных футболистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А.Годик.-М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006.-272 с.
2. Зеленцов, А.М. Моделирование тренировки в футболе / А.М.Зеленцов. В.В. Лобановский.-Киев : Здоров'я, 1985.-134 с.
3. Зеленцов, А.М. Уроки футбола / А.М.Зеленцов, В.В. Лобановский, В. Коу-эрвер, В.Г. Ткачук.-Киев : Изд-во УСХА, 1996.-174 с.
4. Лисенчук, Г.А. Управление подготовкой футболистов / Г.А. Лисончук — Киев : Олимпийская литература, 2003. -272 с.
5. Люкшинов, Н.М. Искусство подготовки высококвалифицированных футболистов / Н.М. Люкшинов-М. : Советский спорт, 2003. —416 с.
6. Футбол: учебник для институтов физической культуры / под ред. М.С. По-лишкиса, В.А. Выжгина.-М. : Физкультура, образование и наука, 1999. -254 с
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ
АКРОБАТИКЕ Нина Викторовна Седых, доктор педагогических наук, доцент, Александра Анатольевна Овечкина, аспирант ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
Аннотация
В работе изучается возможность развития координационных способностей юных акробатов средствами хореографической подготовки и обосновывается необходимость занятий данным видом двигательной деятельности с первого года тренировки.
Ключевые слова: тренировка, хореографическая подготовка, координационные способности.
POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES MEANS OF CHOREOGRAPHIC PREPARATION IN SPORTS ACROBATICS
Nina Viktorovna Sedyh, doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Anatolevna Ovechkina, post-graduate student,
Volgograd State Academy of Physical Education
Abstract
In work possibility of development of coordination abilities of young acrobats is studied by means of choreographic preparation and necessity of employment by the given kind of impellent activity from first year of training is proved.
Key words: training, choreographic preparation, coordination abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из условий успешного выступления акробатов на соревнованиях является оригинальность и артистичность при выполнении музыкально-акробатических композиций, что, в свою очередь, определяет целесообразность овладения акробатами разнообразными двигательными действиями и развития координационных способностей [1, 2].
Решается эта задача с помощью хореографической подготовки, которая, как замечено многими специалистами [3, 4, 5], способствует развитию двигательной памяти, координации и согласованности движений, прыгучести, гибкости, подвижности суставов, эластичности и силы мышц, выразительности и артистичности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе предварительного эксперимента выявлено, что у акробатов группы начальной подготовки первого года обучения физическая подготовленность находится на высоком уровне, однако, методика воспитания координационных способностей требует существенной доработки, так как не уделяется должного внимания развитию тех двигательных координаций, которые необходимы для составления и выполнения соревновательных композиций.
При разработке авторской методики учитывался возраст занимающихся, уровень их подготовленности, специфика данного вида спорта, а также типологические особенности ЦНС и уровень развития моторной асимметрии. Исходя из этого, для группы начальной подготовки в спортивной акробатике определены следующие средства хореографической подготовки: хореографические упражнения, танцевальные упражнения, элементы художественной гимнастики и игры под музыкальное сопровождение, способствующие в полной мере развитию двигательных координаций, необходимых для выполнения акробатических элементов.
В процессе тренировки осуществлялся дифференцированный подход к физической нагрузке занимающихся на основе учета их типологических особенностей. Так, у