Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДКАСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ И ГОВОРЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДКАСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ И ГОВОРЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подкаст / развитие навыков аудирования / развитие навыков говорения / обучение иностранному языку / коммуникативная компетентность / podcast / listening skills development / speaking skills development / foreign language teaching / communicative competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Надежда Васильевна, Осипов Лев Андреевич

В статье рассмотрены вопросы использования подкастов в обучении иностранному языку обучающихся старшей школы. Динамичность развития современного иноязычного образования привела к расширению спектра изучаемых иностранных языков в школе. Сегодня одним из самых популярных языков становится китайский. Он изучается в школах и вузах в большей степени как второй иностранный язык. В силу своей специфики он требует разработки комплексных подходов к его изучению, чему посвящены работы Ю.Е. Арекеевой, К.В. Волкова, Н.А. Деминой, И.В. Кочергина и др. Исследование методики преподавания китайского языка в таких сферах речевой деятельности как говорение и аудирование является актуальным в настоящее время. Проблема исследования заключается в выборе алгоритма работы с подкастами. Цель – рассмотрение потенциальных возможностей подкастов в развитии устных видов речевой деятельности при обучении китайскому языку в старших классах средней школы и определение алгоритма работы с ними. Исследование проводилось на основе аутентичных подкастов на китайском языке. Использованные методы исследования – теоретический анализ литературы, изучение нормативных документов, наблюдение за учебным процессом, сравнительный анализ – привели к следующим результатам: описаны теоретические основы использования подкастов; определено понятия «подкаст», его дидактические функции; предложены практические аспекты развития устных видов речевой деятельности при обучении китайскому языку; приведён алгоритм работы с подкастом на уроке китайского языка. Авторы пришли к выводу эффективности применения подкастов в обучении китайскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Надежда Васильевна, Осипов Лев Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF USING PODCASTS THE DEVELOPMENT OF LISTENING AND SPEAKING SKILLS IN TEACHING CHINESE

The article discusses the use of podcasts in teaching a foreign language to high school students. The dynamism of the development of modern foreign language education has led to the expansion of the range of foreign languages studied at school. Chinese is becoming one of the most popular languages today. It is studied in schools and universities mostly as a second foreign language. Due to its specificity, it requires the development of integrated approaches to its study, to which the works of Yu.E. Arekeeva, K.V. Volkov, N.A. Demina, I.V. Kochergin, etc. are devoted. The study of the methodology of teaching Chinese in such areas of speech activity as speaking and listening is relevant nowadays. The problem of the study is the choice of an algorithm for working with podcasts. The purpose is to consider the potential of podcasts in the development of oral speech activities when teaching Chinese in high school and to determine the algorithm for working with them. The study was conducted on the basis of authentic podcasts in Chinese. The used methods of research, such as theoretical analysis of literature, study of normative documents, observation of the educational process, comparative analysis, led to the following results: the theoretical foundations of the use of podcasts are described; the concepts of “podcast” and its didactic functions are defined; practical aspects of the development of oral speech activities in teaching Chinese are proposed; an algorithm for working with a podcast in a Chinese language lesson is given. The authors concluded the effectiveness of the use of podcasts in teaching Chinese.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДКАСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ И ГОВОРЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-2-32-48 |@®@©

УДК 372.881.1

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДКАСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ И ГОВОРЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Н.В. Осипова, Л.А. Осипов

В статье рассмотрены вопросы использования подкастов в обучении иностранному языку обучающихся старшей школы. Динамичность развития современного иноязычного образования привела к расширению спектра изучаемых иностранных языков в школе. Сегодня одним из самых популярных языков становится китайский. Он изучается в школах и вузах в большей степени как второй иностранный язык. В силу своей специфики он требует разработки комплексных подходов к его изучению, чему посвящены работы Ю.Е. Арекеевой, К.В. Волкова, Н.А. Деминой, И.В. Кочергина и др.

Исследование методики преподавания китайского языка в таких сферах речевой деятельности как говорение и аудирование является актуальным в настоящее время.

Проблема исследования заключается в выборе алгоритма работы с подкастами. Цель - рассмотрение потенциальных возможностей подкастов в развитии устных видов речевой деятельности при обучении китайскому языку в старших классах средней школы и определение алгоритма работы с ними. Исследование проводилось на основе аутентичных подкастов на китайском языке. Использованные методы исследования - теоретический анализ литературы, изучение нормативных документов, наблюдение за учебным процессом, сравнительный анализ - привели к следующим результатам: описаны теоретические основы использования подкастов; определено понятия «подкаст», его дидактические функции; предложены практические аспекты развития устных видов

речевой деятельности при обучении китайскому языку; приведён алгоритм работы с подкастом на уроке китайского языка. Авторы пришли к выводу эффективности применения подкастов в обучении китайскому языку.

Ключевые слова: подкаст; развитие навыков аудирования; развитие навыков говорения; обучение иностранному языку; коммуникативная компетентность

Для цитирования. Осипова Н.В., Осипов Л.А. Возможности применения подкастов для развития навыков аудирования и говорения при обучении китайскому языку // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, № 2. С. 32-48. DOI: 10.12731/2658-40342023-14-2-32-48

THE POSSIBILITIES OF USING PODCASTS THE DEVELOPMENT OF LISTENING AND SPEAKING SKILLS IN TEACHING CHINESE

N.V. Osipova, L.A. Osipov

The article discusses the use of podcasts in teaching a foreign language to high school students. The dynamism of the development of modern foreign language education has led to the expansion of the range of foreign languages studied at school. Chinese is becoming one of the most popular languages today. It is studied in schools and universities mostly as a secondforeign language. Due to its specificity, it requires the development of integrated approaches to its study, to which the works of Yu.E. Arekeeva, K.V. Volkov, N.A. Demina, I.V. Kochergin, etc. are devoted.

The study of the methodology of teaching Chinese in such areas of speech activity as speaking and listening is relevant nowadays.

The problem of the study is the choice of an algorithm for working with podcasts. The purpose is to consider the potential of podcasts in the development of oral speech activities when teaching Chinese in high school and to determine the algorithm for working with them. The study was conducted on the basis of authentic podcasts in Chinese. The used

methods of research, such as theoretical analysis of literature, study of normative documents, observation of the educational process, comparative analysis, led to the following results: the theoreticalfoundations ofthe use of podcasts are described; the concepts of "podcast" and its didactic functions are defined; practical aspects of the development oforal speech activities in teaching Chinese are proposed; an algorithm for working with a podcast in a Chinese language lesson is given. The authors concluded the effectiveness of the use of podcasts in teaching Chinese.

Keywords: podcast; listening skills development; speaking skills development; foreign language teaching; communicative competence

For citation. Osipova N.V., Osipov L.A. The Possibilities of Using Podcasts the Development of Listening And Speaking Skills in Teaching Chinese. Russian Journal of Education and Psychology, 2023, vol. 14, no. 2, pp. 32-48. DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-2-32-48

Введение

В условиях коммуникативной направленности одной из основных задач обучения иностранным языкам становится формирование коммуникативной компетенции, под которой понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение. Причём особо отмечается тенденция к овладению устной речью на иностранном языке. В современном мире всё большую популярность приобретает китайский язык [10]. Вопросам обучения китайскому языку посвящены работы Ю.Е. Аре-кеевой [1], К.В. Волкова [2], Т.Л. Гурулевой [3], Н.А. Деминой [4], И.В. Кочергина [6] и др.

Актуальность научно-исследовательской работы объясняется широкими возможностями применения интернет-технологий на занятиях по китайскому языку в 10-11 классах, а также использованием подкастов, как средства развития навыков аудирования и говорения при обучении китайскому языку в средней школе.

Целью является рассмотрение потенциальных возможностей подкастов в развитии устных видов речевой деятельности при обучении китайскому языку в старших классах средней школы и опи-

сание алгоритма работы с ними. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: обосновать важность развития устных видов речевой деятельности при обучении китайскому языку в школе; рассмотреть потенциальные возможности инновационных педагогических технологий для развития навыков говорения и аудирования старшеклассников; раскрыть сущностные характеристики подкастов; оценить эффективность обучения китайскому языку в старших классах с использованием подкастов. Новизна определяется языковым аутентичным материалом, на основе которого проводилось исследование.

Материалы и методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме; изучение нормативных документов; наблюдение за учебным процессом; эксперимент; анкетирование; беседы; метод качественной и количественной обработки данных; сравнительный анализ полученных результатов.

Результаты исследования

В современном информационном мире с самого раннего возраста у ребёнка начинает формироваться менталитет члена информационного общества. Дети активно используют и осваивают мобильные телефоны, компьютеры, бытовые электроприборы. Познание часто происходит путём наблюдения за предметом или явлением на экране монитора. Меняется манера восприятия мира. В этих условиях использование информационных технологий интерактивного обучения приобретает особое значение.

Привлечение информационных технологий в образовательный процесс является ещё одним стимулом для развития интерактивной формы обучения. Информационные технологии способствуют реализации принципа наглядности, что позволяет придать учебному процессу еще более высокий уровень активации умственной, познавательной, коммуникативной и воспитательной функций на уроке.

П.Н. Медведев отмечает, что с целью повышения качества образования, создания эффективной мотивации у обучающихся к образовательному процессу «педагог с помощью информационных технологий может ярко и наглядно представлять учебную информацию, создавать условия для самостоятельного поиска и получения информации обучающимися, осуществлять контроль знаний» и т.п. [9].

В рамках данной статьи под информационной технологией интерактивного обучения мы понимаем совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Такие средства условно представлены двумя группами: специальные и неспециальные источники. К специальным относятся электронные компьютерные учебники, базы данных, учебные компьютерные программы, компьютерные тренажёры и т.п. К неспециальным - теле- и радиопередачи, сайты, игры, подкасты и т.п. Кудинова О.А. и Кудинова М.И. отмечают, что применение информационных технологий на уроке иностранного языка способствует активизации учебной деятельности обучающихся, повышению их коммуникативной компетенции и мотивации [7].

Обратимся к описанию подкаста. Данное понятие произошло от английского термина podcasting, образованного путем объединения основ слов - «iPod» и «broadcasting» (англ. - радио-, телевещание; трансляция) и обозначает особый формат аудио- и видеопередач, размещаемых в сети Интернет [15]. Файл данного формата можно скачать из интернета или прослушивать/просматривать онлайн.

Е.Ю. Малушко определяет подкаст как «звуковой или видеофайл, который распространяется бесплатно через Интернет для массового прослушивания или просмотра» [8, с. 148].

П.В. Сысоев акцентирует внимание на возможности применения подкаста в обучении иностранному языку [13] и трактует его как «аудио- или видеозапись, сделанную любым человеком и доступную для прослушивания или просмотра во всемирной сети» [14, с. 10].

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что подкаст, изначально являясь неспециальным источником обучения, представляет собой аутентичный текст, который может быть использован в

качестве дополнительного материала для развития устных видов речевой деятельности при обучении иностранному языку. Обращение к подобному сервису позволяет как прослушивать и просматривать аудио- и видеозаписи, так и создавать их, делиться ими. По длительности подкасты могут быть разными: от нескольких минут до 2-3 часов.

Говорить о потенциальных возможностях применения подка-стов в образовательном процессе позволяют такие его характерные черты, как:

- аутентичность. В большинстве своём подкасты и видеокасты представляют собой аутентичный материал, подготовленный носителем языка с развивающей, развлекательной, обучающей и иными целями. Получив на сегодняшний день своё развитие, многие сервисы дополнительно содержат подготовленный дидактический материал с транскрипцией и заданиями. Уровень сложности размещённых подкастов колеблется от начального к продвинутому уровню владения языком.

- актуальность. Данная характеристика обеспечивается возможностью постоянного пополнения пользователем своего архива новыми аудио- и видеоматериалами из Интернета в зависимости от возраста, пола, изучаемой темы, содержательного наполнения и т.п.

- доступность. Варианты просмотра подкастов просты и разнообразны: их можно смотреть онлайн по ссылке, скачать на свой гаджет, оформить подписку и т.п. Каждый может выбрать наиболее удобный для него вариант.

- автономность. Выбор конкретных подкастов объясняется потребностями и темпами обучения. Они могут быть использованы как в урочное, так и в неурочное время, для самостоятельной работы обучающихся. Обращаться к материалам мобильного подкаста можно в любое время и в любом месте, поскольку точка доступа не привязана к определённому образовательному учреждению. Это говорит о возможности расширения среды и времени обучения и возможности работать в соответствии с личными темпами, сформированными рецептивными и продуктивными навыками.

- многоканальное восприятие. Подкасты, представленные на Интернет сайтах, зачастую строятся на комбинации звукового ряда, музыки, фото или видео, картинки, текста. Это позволяет говорить об их многоканальности, т.е. на одном занятии во время работы с подкастами происходит одновременно зрительное и слуховое восприятие, включаются эмоции, что, несомненно, расширяет рецептивные возможности обучающихся, способствует лучшему пониманию информации на иностранном языке и, как следствие, мотивирует к устному или письменному высказыванию по изучаемой теме.

- многофункциональность. Обращение к подкастам с целью развития навыков аудирования и говорения при обучении китайскому языку способствует также параллельному развитию всех видов речевой деятельности. Например, на уроке аудирования естественным образом идёт работа по совершенствованию навыков устной и письменной речи. Кроме того, богатое содержательное наполнение подкастов даёт представление о многообразии изучаемого языка, его культуре. Важным моментом является возможность обучающихся как прослушивать и просматривать размещенные в Интернете под-касты, так и записывать и размещать на одном из сайтов собственные подкасты на любые темы.

- интерактивность. Работа с подкастами предполагает активное взаимодействие между людьми в сети Интернет на форумах, в чатах, в форме комментариев, различных отметок. Например, на онлайн-сервисе Rutube каждый зарегистрированный пользователь может размещать самостоятельно подготовленный видео подкаст, просматривать другие, а также принимать участие в обсуждении подкастов в чатах.

Обращаясь к дидактическим функциям подкастов, раскрывающим их потенциал для развития устных и письменных видов речевой деятельности при обучении иностранному языку, К.В. Карпанчико-ва отмечает следующие:

- просмотр видео, прослушивание аудиозаписей на сайте;

- обсуждение содержания подкаста в чате, блоге в письменной форме;

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- развитие умений обучения в сотрудничестве;

- развитие умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся [5].

Мы считаем возможным дополнить вышеизложенные дидактические функции следующими:

- развитие рецептивных аудитивных навыков при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом и умений понимания иноязычной речи на слух;

- чтение субтитров;

- запись собственных аудио- и видеосюжетов с их последующим размещением в сети интернет;

- устное обсуждение содержания, проблем, затронутых в подка-сте в классе, группе;

- интерактивная коммуникация [11].

На сегодняшний день существует достаточно большое количество сайтов и приложений с подборкой подкастов на различных иностранных языках. Можно самостоятельно находить ролики по интересующим темам разной степени сложности или оформить подписку и получать регулярные оповещения. Каждый выбирает свой способ взаимодействия.

Нами был проведён анализ таких сайтов и приложений, что позволило оценить их достоинства и недостатки с позиции возможности их использования для развития устных видов речевой деятельности при обучении китайскому языку в старшей школе.

Например, сайты I love learning Chinese (https://ilovelearningchinese. com/start-here) и Learn Chinese&Culture (https://podcasts.apple.com/ ua/podcast/learn-chinese-culture-imandarinpod-com/id214936144?l=ru) содержат подкасты, в которых представляют китайскую культуру в реальных обстоятельствах; они учат, как говорить и как думать в повседневной жизни, как это делают коренные китайцы.

На наш взгляд высоким потенциалом для обучения и изучения китайского языка обладает сайт Learning Chinese through stories. (https://learningchinesethroughstories.libsyn.com/), он охватывает ши-

рокий спектр тем и уровней владения языком: от начинающего до продвинутого.

Тематика подкастов очень разнообразна, поэтому может быть полезна достаточно широкому кругу пользователей. Стоит также упомянуть, что в них не только обсуждают определенные темы, но и демонстрируют слушателям разные сценарии, с которыми люди часто сталкиваются в обычной жизни, и представлены они в основном в форме диалога. Общая продолжительность каждого подкаста от 5 до 60 минут. Это может быть много для использования на одном уроке. Но преимущество заключается в том, что их можно поставить на паузу, а на следующем уроке продолжить работу, возобновив просмотр или прослушивание с того места, где остановились или задать его просмотр в качестве домашнего задания. Интерфейс сайта представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Интерфейс сайта Learn Chinese through stories (https://learningchinesethroughstories.libsyn.com/)

Алгоритм работы с текстом, представленным в любой форме (печатный, аудио, видео), разработанный Е.Н. Солововой, включает в себя три этапа: дотекстовый - этап антиципации, текстовый - этап контроля, формирования или совершенствования соответствующего навыка и послетекстовый - репродуктивный этап [12]. Последовательность в действиях учителя и учеников при обра— 40 —

щении к подкастам в целом совпадает с технологией работы над любым текстом. Но при работе с подкастами, мы предлагаем выделить дополнительно предварительный и заключительный этапы. Новизна в данном случае обеспечивается актуальным источником и его содержанием.

Опытно-экспериментальная работа включала в себя цикл уроков в период с сентября по декабрь 2022 года. Занятия были проведены по аналогичной схеме, с соблюдением выделенных этапов работы.

Предварительный этап представлял собой некоторый инструктаж с объяснением правил работы в компьютерном классе, с компьютером и в сети Интернет, подключения, устранения технических неполадок. Рассматривался определённый сайт, его структура, возможности.

На дотекстовом этапе проводилась работа по снятию лексических и грамматических трудностей. Т.е. проводилась работа со словарём текста, например, на слайд выводились слова, и ребята должны были соотнести слова с картинками, перевести их. Также актуализировалось грамматическое правило, например, использование частицы, указывающей на время, в котором происходят события в подкасте.

На втором этапе обучающиеся прослушивали / просматривали текст. Во время которого они выполняли упражнение, представленное в виде таблицы для заполнения, например, кому принадлежат те или иные слова, кто куда отправился в путешествие, кто что купил и т.п.

Послетекстовый этап характеризуется выполнением упражнений, контролирующих понимание услышанного или увиденного текста, осуществлялся анализ материала. Кроме того, обучающимся предлагались вопросы для обсуждения прослушанного подкаста и проведения дискуссий по данной теме.

Заключительный этап подразумевал подготовку и запись собственного подкаста по образцу. Ребята писали сценарий, делили роли и зоны ответственности каждого, лексически и грамматически верно оформляли материал и снимали видео подкаст. Так, обучающимися 10 класса были подготовлены подкасты по темам «Путешествие», «Моё хобби», «Покупки».

Обсуждение

Опытно-экспериментальная работа по оценке возможностей применения подкастов при обучении китайскому языку в старшей школе и проверке эффективности алгоритма работы с ними в процессе развития навыков аудирования и говорения, включала:

- констатирующий эксперимент, в ходе которого был проведено анкетирование обучающихся и учителя об условиях и содержании обучения и входное контрольное тестирование, показавшее низкий уровень развития навыков аудирования и говорения;

- формирующий эксперимент, в основе которого лежало опытное обучение как доказательство эффективности применения под-кастов на уроке иностранного языка;

- контролирующий эксперимент подразумевал снова анкетирование обучающихся и учителя на предмет их оценки эффективности опытного обучения и используемых приёмов и тестирования на проверку уровня сформированности навыков аудирования и говорения. После анализа результатов эксперимента было отмечено, что в экспериментальной группе количество учеников с высоким уровнем обученности увеличилось на 30%, а с низким уровнем -уменьшилось, что подтвердило выдвинутую гипотезу.

Проведенный эксперимент показал, что подкасты обеспечивают большую информативную емкость языкового материала, повышение познавательной активности обучающихся, усиление мотивации за счет эмоционального представления учебной информации.

Необходимость и эффективность использования аутентичных подкастов на уроке китайского языка обосновывается следующими моментами: подкасты являются эффективным средством развития навыков говорения и аудирования; способствуют закреплению пройденного фонетического, лексического и грамматического материала, а также определенному расширению лексического запаса обучающихся; способствуют интенсификации учебного процесса; создают благоприятные условия для развития коммуникативной компетенции.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что под-касты обладают потенциальными возможностями для развития устных видов речевой деятельности при обучении иностранному языку. Прослушивание их на китайском языке способствует развитию слуховых навыков, способности понимать быструю разговорную речь, даёт возможность увеличить словарный запас полезными и простыми фразами, повторить использование конструкций, а обсуждение материала в чате с другими участниками является моделью реального разговора. Подкасты придают стимул для изучения иностранного языка, вызывают эмоциональный отклик. Как следствие, процесс обучения китайскому языку становится интересным, а результат эффективным.

Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Информация о спонсорстве. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Список литературы

1. Арекеева Ю.Е. Методы обучения китайскому иероглифическому письму в раннем возрасте // Многоязычие в образовательном пространстве. Том 12 (2020). С. 52-60. DOI: https://doi.org/10.35634/2500-0748-2020-12-52-60. URL: https://joumals.udsu.ru/multilingualism/ article/view/5711 (дата обращения: 23.02.2023).

2. Волков К.В. Современные методики обучения китайскому языку: анализ практического опыта // Международный журнал экспериментального образования. 2017. N° 4-2. С. 96-99. URL: https://expeducation. ru/ru/article/view?id=11445 (дата обращения: 19.03.2023).

3. Гурулева Т. Л. Подходы к обучению китайскому языку в аспекте формирования межкультурной образовательной парадигмы // Язык и культура. 2021. №54. DOI: 10.17223/19996195/54/7.

4. Демина Н.А. Методика преподавания практического китайского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Вост. лит. 2006. 88 с.

5. Капранчикова К.В. Дидактические свойства и методические функции мобильных технологий в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. -№ 1(129). - С. 49-56. - EDN THLISV.

6. Кочергин И.В. Очерки методики обучения китайскому языку. Научное издание. М.: ИД Муравей. 2000. 160 с.

7. Кудинова О.А., Кудинова В.И. Преподавание иностранного языка с использованием цифровых средств телеколлаборации // Russian Journal of Education and Psychology. Том 13, № 6 (2022). С. 93-105. DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-6-93-105

8. Малушко Е.Ю. Критерии отбора подкастов для формирования иноязычной аудитивной компетенции у студентов вузов // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 6. С. 146-153.

9. Медведев П.Н., Малий Д.В., Папочкина Е.С. Современные информационные технологии в сфере образования: возможности и перспективы // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №6 (108). DOI: 10.23670/IRJ.2021.108.6.119. URL: https://research-journal. org/archive/6-108-2021-june/sovremennye-informacionnye-texnologii-v-sfere-obrazovaniya-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения: 30.03.2023).

10. Пузанов А.П. Китайский язык в современном мире // Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики. сборник по материалам всероссийской конференции. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. 2020. С. 90-93.

11. Рахимова Р.Э. Подкаст средство интерактивной коммуникации в обучении иностранному языку // ORIENSS. 2022. № Special Issue 20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkast-sredstvo-interaktivnoy-kommunikatsii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 19.03.2023).

12. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М: Просвещение, 2006.

13. Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkasty-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 18.03.2023).

14. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.

15. Corbeil J.C. The Macmillan Visual Dictionary. М., 1992. 862 с.

References

1. Arekeeva Ju.E. Metody obuchenij a kitaj skomu ieroglificheskomu pis'mu v rannem vozraste [Methods of teaching Chinese hieroglyphic writing at an early age] Mnogojazychie v obrazovatel'nom prostranstve [ Multilin-gualism in the educational space], Tom 12 (2020). S. 52-60. DOI: https:// doi.org/10.35634/2500-0748-2020-12-52-60. URL: https://journals.udsu. ru/multilingualism/article/view/5711 (accessed March 23, 2023).

2. Volkov K.V. Sovremennye metodiki obuchenija kitajskomu jazyku: anal-iz prakticheskogo opyta [Modern methods of teaching Chinese: analysis of practical experience] Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija [International Journal of Experimental Education], 2017. № 4-2. S. 96-99. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11445 (accessed March 19, 2023).

3. Guruleva T.L. Podhody k obucheniju kitajskomu jazyku v aspekte formirovanija mezhkul'turnoj obrazovatel'noj paradigmy [Approaches to teaching Chinese in the aspect of the formation of an intercultural educational paradigm] Jazyk i kul'tura [Language and culture], 2021. №54. DOI: 10.17223/19996195/54/7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Demina N.A. Metodika prepodavanija prakticheskogo kitajskogo jazyka [Methods of teaching practical Chinese]. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Vost. lit. 2006. 88 s.

5. Kapranchikova K.V. Didakticheskie svojstva i metodicheskie funkcii mobil'nyh tehnologij v obuchenii inostrannomu jazyku [Didactic properties and methodological functions of mobile technologies in foreign language teaching] Vestnik TGU [Bulletin of the Tver State University], 2014. № 1(129). P. 49-56. EDN THLISV.

6. Kochergin I.V. Ocherki metodiki obuchenija kitajskomu jazyku [Essays on Chinese language teaching methods]. Nauchnoe izdanie. M.: ID Mu-ravej. 2000. 160 s.

7. Kudinova O.A., Kudinova V.I. Prepodavanie inostrannogo jazyka s ispol'zovaniem cifrovyh sredstv telekollaboracii [Teaching a foreign language using digital means of tele-collaboration] Russian Journal of Education and Psychology [Russian Journal of Education and Psychology], Tom 13 № 6 (2022). S. 93-105. DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-6-93-105

8. Malushko E.Ju. Kriterii otbora podkastov dlja formirovanija inojazych-noj auditivnoj kompetencii u studentov vuzov [Criteria for the selection of podcasts for the formation of foreign-language auditory competence among university students] Nauchnye problemy gumanitarnyh issledo-vanij [Scientific problems of humanitarian research], 2011. № 6. S. 146153.

9. Medvedev P.N., Malij D.V., Papochkina E.S. Sovremennye informa-cionnye tehnologii v sfere obrazovaniya: vozmozhnosti i perspektivy [Modern information technologies in the field of education: opportunities and prospects] Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatelskij zhur-nal [International Research Journal], 2021. №6 (108). DOI: 10.23670/ IRJ.2021.108.6.119. URL: https://research-journal.org/archive/6-108-2021-june/sovremennye-informacionnye-texnologii-v-sfere-obrazovani-ya-vozmozhnosti-i-perspektivy (accessed March 30, 2023).

10. Puzanov A.P. Kitajskij jazyk v sovremennom mire [Chinese in the modern world] Filologija, lingvistika i lingyodidaktika: voprosy teorii ipraktiki. Sbornikpo materialam vserossijskoj konferencii [Philology, linguistics and linguodidactics: issues of theory and practice. Collection of materials of the All-Russian conference]. Eleckij gosudarstvennyj universitet im. I.A. Bunina. 2020. S. 90-93.

11. Rahimova R.Je. Podkast sredstvo interaktivnoj kommunikacii v obuchenii inostrannomu jazyku [Podcast is a means of interactive communication in teaching a foreign language] ORIENSS [ORIENSS], 2022. № Special Issue 20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkast-sredstvo-inter-aktivnoy-kommunikatsii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (accessed March 19, 2023).

12. Solovova E.N. Metodika obuchenija inostrannym jazykam [Methods of teaching foreign languages]. M: Prosveshhenie, 2006.

13. Sysoev P.V. Podkasty v obuchenii inostrannomu jazyku [Podcasts in Foreign language teaching] Jazyk i kul'tura [Language and culture], 2014. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkasty-v-obu-chenii-inostrannomu-yazyku (accessed March 18, 2023).

14. Sysoev P. V., Evstigneev M.N. Tehnologii Veb 2.0: Social'nyj servis pod-kastov v obuchenii inostrannomu jazyku [Web 2.0 Technologies: Social Podcast Service in Foreign Language Teaching] Inostrannye jazyki v shkole [Foreign languages at school], 2009. № 6. S. 8-11.

15. Corbeil J.C. The Macmillan Visual Dictionary. M., 1992. 862 s.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Осипова Надежда Васильевна, заведующий кафедрой иностранных языков и методики их преподавания, кандидат педагогических наук, доцент

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина ул. Коммунаров, 28, г. Елец, Липецкая область, 399770, Российская Федерация ossipova05@mail.ru

Осипов Лев Андреевич, студент

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина ул. Коммунаров, 28, г. Елец, Липецкая область, 399770, Российская Федерация osipovlev@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Nadezhda V. Osipova, Head of the Department of Foreign Languages and Methods of Its Teaching, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Bunin Yelets State University

28, Kommunarov Str., Yelets, Lipetsk Region, 399770, Russian

Federation

ossipova05@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7894-3776

Lev A. Osipov, student

Bunin Yelets State University

28, Kommunarov Str., Yelets, Lipetsk Region, 399770, Russian

Federation

osipovlev@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8040-8871

Поступила 21.03.2023 Received 21.03.2023

После рецензирования 05.04.2023 Revised 05.04.2023

Принята 26.04.2023 Accepted 26.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.