Научная статья на тему 'ПОДКАСТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ПОДКАСТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДКАСТЫ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭТАПЫ / ПРОСЛУШИВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воеводская Елена Андреевна

В статье проанализированы универсальные компетенции, которые можно сформировать у будущих педагогов на занятиях по иностранному языку в педагогическом вузе. На основе анализа компонентов описанных универсальных компетенций сделан вывод о том, что одним из средств их формирования могут стать иноязычные подкасты. Опираясь на отечественные и зарубежные методические исследования, автор приводит определения понятия «подкаст», указывает сайты в сети Интернет, на которых преподавателю иностранного языка можно найти подкасты для занятий, описывает разные типы подкастов, которые можно использовать с целью формирования у студентов иноязычных языковых навыков и речевых умений, которые являются составляющими универсальных компетенций, закрепленных за дисциплинами «Иностранный язык» и «Практический курс иностранного языка». В статье охарактеризованы этапы работы с подкастами, которые были апробированы в ходе опытного обучения студентов трех факультетов педагогического вуза. На занятиях студенты сначала прослушивали аутентичные и учебные подкасты, предложенные преподавателем, затем создавали собственные подкасты, демонстрировали их и оценивали полученные друг у друга результаты по критериям, разработанным преподавателем. Автор приводит примеры подкастов, которые можно предлагать студентам по разным темам. В заключении приведены результаты анкетирования студентов, которые участвовали в прослушивании и создании подкастов, и сделан вывод о достоинствах подкастов как средства обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воеводская Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PODCASTS AS A MEANS OF PEDAGOGIC UNIVERSITY STUDENTS’ UNIVERSAL COMPETENCES DEVELOPMENT AT FOREIGN LANGUAGE CLASSES

The article analyses future pedagogues’ universal competences that can be developed at foreign language classes at pedagogic university. As a result of the abovementioned universal competences components analysis the conclusion that foreign language podcasts can be a means of their development, is made. Having studied Russian and foreign methodology researches, the author gives the definitions to the term “podcast”, she indicates the websites where a foreign language teacher can find podcasts for its classes; she describes various types of podcasts that can be employed to develop students’ language and speech skills which are the elements of universal competences expected to be developed at foreign language classes. The stages of working with podcasts that were tested in the process of experimental teaching the students of three pedagogic university faculties were characterised in the article. At English classes, students first listened to authentic and educational podcasts, offered by the teacher, with subsequent creation of their own podcasts, their demonstration and assessing each other’s results using the criteria devised by the teacher. The author provides examples of podcasts that can be offered to students while discussing various topics. At the end of the article the questionnaire results of students participating in listening and creating podcasts are given, the conclusion about the advantages of podcasts as a means of teaching a foreign language is made.

Текст научной работы на тему «ПОДКАСТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28,

№ 2. С. 153-157. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 2, pp. 153-157.

ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 378.811:11

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-153-157

подкасты как средство развития

универсальных компетенций у студентов педагогического вуза на занятиях по иностранному языку

Воеводская Елена Андреевна, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, belyakova-yelena@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7927-3946

Аннотация. В статье проанализированы универсальные компетенции, которые можно сформировать у будущих педагогов на занятиях по иностранному языку в педагогическом вузе. На основе анализа компонентов описанных универсальных компетенций сделан вывод о том, что одним из средств их формирования могут стать иноязычные подка-сты. Опираясь на отечественные и зарубежные методические исследования, автор приводит определения понятия «подкаст», указывает сайты в сети Интернет, на которых преподавателю иностранного языка можно найти подка-сты для занятий, описывает разные типы подкастов, которые можно использовать с целью формирования у студентов иноязычных языковых навыков и речевых умений, которые являются составляющими универсальных компетенций, закрепленных за дисциплинами «Иностранный язык» и «Практический курс иностранного языка». В статье охарактеризованы этапы работы с подкастами, которые были апробированы в ходе опытного обучения студентов трех факультетов педагогического вуза. На занятиях студенты сначала прослушивали аутентичные и учебные под-касты, предложенные преподавателем, затем создавали собственные подкасты, демонстрировали их и оценивали полученные друг у друга результаты по критериям, разработанным преподавателем. Автор приводит примеры под-кастов, которые можно предлагать студентам по разным темам. В заключении приведены результаты анкетирования студентов, которые участвовали в прослушивании и создании подкастов, и сделан вывод о достоинствах под-кастов как средства обучения иностранному языку.

Ключевые слова: подкасты, иностранный язык, универсальные компетенции, этапы, прослушивание, преподаватель, студенты.

Для цитирования: Воеводская Е.А. Подкасты как средство развития универсальных компетенций у студентов педагогического вуза на занятиях по иностранному языку // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 153-157. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-153-157

Research Article

podcasts as a means of pedagogic university students' universal competences development at foreign language classes

Elena A. Voevodskaya, Candidate of Pedagogic Sciences, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University, Yaroslavl, Russia, belyakova-yelena@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7927-3946

Abstract. The article analyses future pedagogues' universal competences that can be developed at foreign language classes at pedagogic university. As a result of the abovementioned universal competences components analysis the conclusion that foreign language podcasts can be a means of their development, is made. Having studied Russian and foreign methodology researches, the author gives the definitions to the term "podcast", she indicates the websites where a foreign language teacher can find podcasts for its classes; she describes various types of podcasts that can be employed to develop students' language and speech skills which are the elements of universal competences expected to be developed at foreign language classes. The stages of working with podcasts that were tested in the process of experimental teaching the students of three pedagogic university faculties were characterised in the article. At English classes, students first listened to authentic and educational podcasts, offered by the teacher, with subsequent creation of their own podcasts, their demonstration and assessing each other's results using the criteria devised by the teacher. The author provides examples of podcasts that can be offered to students while discussing various topics. At the end of the article the questionnaire results of students participating in listening and creating podcasts are given, the conclusion about the advantages of podcasts as a means of teaching a foreign language is made.

© Воеводская Е.А., 2022

Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 2 153

Keywords: podcasts, foreign language, universal competences, stages, listening, teacher, students.

For citation: Voevodskaya E.A. Podcasts as a means of pedagogic university students' universal competences development at foreign language classes. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 2, pp. 153-157. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-153-157

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) предъявляет достаточно высокие требования к выпускникам, обучающимся по программам бакалавриата. К концу обучения они должны обладать определенным перечнем компетенций, часть из которых являются едиными и универсальными для всех студентов. Рассмотрим универсальные компетенции (далее УК), которые должны быть сформированы у студентов в ходе изучения дисциплин «Иностранный язык» и «Практический курс иностранного языка». Выпускник должен уметь осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3); осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) (УК-4); воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5)1.

Основными компонентами указанных выше универсальных компетенций являются коммуникация и взаимодействие с представителями разных культур. Современный мир в условиях поликультурности и миграции предполагает наличие у индивида способности, гибкости и готовности к общению и взаимодействию с целью решения поставленных задач. Условием осуществления любой деятельности на межкультурном уровне является наличие у человека достигнутого уровня коммуникативной компетенции. Следовательно, преподаватель в вузе должен готовить студентов к взаимодействию с носителями разных акцентов, диалектов и национальных вариантов изучаемого иностранного языка. Использование подкастов на занятиях по иностранному языку может помочь сформировать необходимые индикаторы достижения универсальных компетенций, поскольку, как справедливо отмечает профессор П.В. Сысоев, разнообразие подкастов обеспечивает преподавателя и студентов весьма большим спектром диалектов, акцентов и других особенностей речи их авторов [Сысоев: 193].

Подкасты - это цифровые аудио- или видеофайлы, периодически обновляемые и распространяемые в сети Интернет [Trujillo Torres: 230; Nurekeshova: 113; Мусина, Шкилев: 29]. В отличие от ТВ и радиотрансляций, подкасты можно слушать не только в прямом эфире, а в любое время, скачав файл на свое устройство [Lewis: 69], что делает их привлекатель-

ными для современных студентов, мотивирует на овладение иностранным языком [Дмитриев, Борисов: 221], способствует повышению поведенческой, когнитивной и эмоциональной вовлеченности студентов в учебный процесс [Nkomo, Daniel, Butson].

В настоящее время преподаватель иностранного языка без особого труда может найти во всемирной сети подкасты для студентов с разным уровнем владения иноязычной коммуникативной компетенцией. Для поиска подходящего подкаста можно пользоваться директориями, расположенными по адресу www.englishteacherjohn.com/podcast, www.podomatic. com, www.breakingnewsenglish.com/,www.bbc.co.uk, https://list-english.ru/podcast.html, https://lingualeo. com/ru/blog/2016/08/23/.

Г. Стэнли выделяет четыре типа подкастов в зависимости от автора и цели транслирования, которые можно использовать в процессе преподавания иностранного языка в педагогическом вузе [Stanley]:

1. Аутентичные подкасты, изначально созданные не для студентов, изучающих иностранный язык, можно использовать с целью развития у студентов умений аудирования (с пониманием общего содержания, с полным пониманием, с извлечением необходимой информации) и репродуктивной и продуктивной устной монологической и диалогической речи. Если подкасты созданы носителями языка, то большинство из них можно использовать на продвинутых этапах обучения языку. Однако во всемирной сети есть и непродолжительные подкасты длительностью 3-5 минут, записанные неносителями языка, которые доступны для понимания на предпороговом и пороговом уровнях владения языком.

2. Учебные подкасты, записанные преподавателями для своих групп, чтобы обеспечить студентов аудиоматериалами, содержание которых недоступно для скачивания в других источниках. Данные подкасты направлены на формирование у студентов фонетических, лексических, грамматических навыков, а также могут служить опорой для порождения собственных высказываний. Записывая учебный под-каст, преподавателю следует выбирать оптимальный темп речи для конкретной учебной группы и употреблять заранее отработанные лексико-граммати-ческие средства.

3. Учебные подкасты, записанные другими студентами под руководством преподавателя, которые можно включать студентам для ознакомления с чужим культурным или поведенческим опытом и обсуждения разнообразных тем.

4. Образовательные подкасты, записанные с целью демонстрации разнообразных образовательных технологий. Для студентов педагогического вуза такие подкасты являются профессионально ориентированными, их следует включать в учебный процесс на старших курсах в рамках изучения дисциплины «Практический курс иностранного языка», когда уже начато изучение дисциплин из педагогического и методического модулей учебного плана.

В методической литературе встречаются и другие попытки классифицировать подкасты по разным основаниям. Например, по функциональному типу аудио или видеотекста выделяют новостные ролики, лекции, объявления, инструкции, постановки произведений [Сысоев: 192]; по типу мультимедиа подкасты делятся на аудиоподкасты (содержат только аудиодорожку), скринкасты (содержат запись экрана компьютера) и водкасты (видеозаписи); по количеству участников подкасты бывают индивидуальными (мо-нологовыми) или коллективными (диалоговыми или полилоговыми); по дидактической задаче могут быть направлены на один языковой навык (фонетический, лексический, грамматический) или несколько речевых умений (аудирования, говорения) [Шеле-стова, Канаева: 196-197].

Исходя из описания разных видов подкастов можно сделать вывод, что все описанные выше виды подкастов способствуют формированию у студентов универсальных компетенций определенной степени.

Опишем свой опыт использования англоязычных подкастов при формировании универсальных компетенций у студентов ЯГПУ им. К.Д. Ушинско-го. Преподаватели иностранного языка используют технологию подкастинга в обучении иностранному языку в основном для развития двух составляющих

универсальных компетенций - рецептивных умений аудирования и продуктивных умений устной речи [Nurekeshova: 114].

В первом случае преподаватель организует прослушивание студентами уже записанных подкастов. Для этого он следует трехэтапной модели работы с ау-диотекстом, включающей в себя работу до прослушивания, подразумевающую мотивирование студентов на прослушивание конкретного подкаста и предвосхищение лексико-грамматических трудностей; выполнение упражнений во время прослушивания, направленных на извлечение необходимого объема информации из звучащего текста, и деятельность после прослушивания, подразумевающую обсуждение подкаста.

Во втором случае преподаватель управляет деятельностью студентов по созданию собственных подкастов и выкладыванию их в Интернет. Для этого можно пользоваться такими сервисами, как Audacity (http:// audacity.sourseforge.net/), Freevlog (http://freevlog.org), Podomatic (https://podomatic.com/). Как справедливо отмечает N. Hockly, хотя на этих сайтах прописаны все этапы создания подкаста, преподавателю необходимо сначала самому попробовать записать аудио- или видеофайл, после чего научить студентов пользоваться выбранным программным обеспечением [Dudeney, Hockly: 93]. При этом работа по созданию подкаста традиционно состоит из трех этапов: установочного (предъявление и пояснение задания), процессуального (подготовка и демонстрация подкаста, его сетевое обсуждение), оценочного (самооценка и оценка преподавателем) [Сысоев: 196-198; Иванов, Дмитриева, Сахарова: 22].

В ходе опытного обучения были апробированы как описанные выше варианты использования технологии подкастинга по отдельности, так и их ком-

Таблица1

Примеры подкастов, которые можно создать на занятиях по английскому языку

Тема по учебной программе Задание для создания подкаста

About myself Imagine you are going to have a blind date. Introduce yourself.

My home Imagine that you have won ten million rubles and would like to buy a flat or a house. Describe the place that you would like to live in.

Shopping Imagine that you are a great shopping expert. Give advice to inexperienced shoppers how to pick some real bargains.

Weather Make a weather forecast for tomorrow.

Travelling Imagine you are a tourist agent and want to sell a tour to you clients. Advertise your tour.

My country. My native town Make a tour of your native town.

Traditions and customs Imagine you are giving an interview about Russian traditions and customs. Tell the listeners what traditions are followed by Russian people in general and by you personally.

National cuisine Present a recipe of your favorite dish.

British art Imagine you have opened your own museum. Make an excursion telling people about the exhibits you have chosen for your presentation.

The system of education in Russia and abroad Make a project of an ideal educational institution.

Great teachers Imagine you are one of the greatest teachers of the modern days. Give an interview how to achieve the best results in educating children.

бинация, при которой преподаватель сначала дает прослушать аутентичный или учебный подкаст по изучаемой теме в качестве образца, что становится подготовительным этапом создания собственных подкастов. Далее на этапе планирования студентам объясняют, какой подкаст им предстоит создать, как это технически осуществить и по каким критериям их будут оценивать. На этапе подготовки и записи подкастов преподаватель направляет студентов при составлении сценария подкаста, помогает исправить лексико-грамматические, фонетические и стилистические ошибки, при необходимости осуществляет техническую поддержку во время записи и размещения подкаста в Интернете. На этапе демонстрации и совместного обсуждения студенты слушают записи друг друга и комментируют их. На последнем этапе студенты педагогического вуза учатся оценивать себя и друг друга по критериям, данным на этапе планирования. Критерии могут отличаться в зависимости от типа оцениваемого подкаста, но неизменными остаются: содержание (соответствие коммуникативной задаче), структура высказывания, языковая грамотность. При этом студенты могут создавать подкасты как индивидуально, так и в микрогруппах, чтобы научиться осуществлять деловую коммуникацию и социальное взаимодействие. Подкасты можно использовать при изучении любой темы по учебной программе (табл. 1).

В конце учебного года было проведено анкетирование студентов исторического и педагогического факультетов и факультета иностранных языков с целью определения их мнения по поводу применения подкастов в учебном процессе. Анкетирование показало, что основная часть опрошенных студентов отзывается о создании подкастов как об интересном задании, повышающем интерес к предмету в целом и способствующем формированию межкультурных умений и умений общения на иностранном языке. Более 70 % респондентов предпочитают создавать подкасты в парах или группах, остальные - индивидуально. При прослушивании аутентичных подкастов 20 % студентов испытывали трудности в полном понимании содержания аудиотекстов при двукратном прослушивании, что говорит о необходимости усиления методической работы на этапе до прослушивания и подбора большего количества аудиозаписей для развития умений аудирования.

Таким образом, подкасты являются одним из эффективных средств формирования универсальных компетенций у студентов педагогических вузов благодаря их доступности, поскольку они позволяют получать доступ к информации в удобное время; муль-тифункциональности, так как они способствуют формированию разных составляющих универсальных компетенций; интерактивности - ввиду необхо-

димости взаимодействовать друг с другом в процессе подготовки групповых подкастов и их обсуждения.

Примечание

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%20 3++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 26.01.2022).

Список литературы

Дмитриев Д.В., Борисов А.В. Использование подкастов для создания мотивации у студентов к изучению иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 220225. D0I 10.34216/2073-1426-2020-26-2-220-225.

Иванова С.Г., Дмитриева Е.В., Сахарова Н.С. Методика использования подкастов в процессе обучения иностранным языкам в университете // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. Т. 190, № 2. С. 20-25.

Мусина А.А., Шкилев Р.Е. Преимущества использования подкастов при обучении английскому языку учащихся старших классов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4, № 1. С. 29-32.

Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2. С. 189-201.

Шелестова О.В., Канаева Е.А. Потенциал под-каста как средства обучения иностранному языку // Минбар. Исламские исследования. 2014. Т. 7, № 4. С. 194-201.

Dudeney G., Hockly N. How to Teach English with Technology. Harlow, Pearson Education, 2008, 192 p.

Lewis G. Bringing Technology into the Classroom: A Practical, Non-technical Guide to Technology and How to Use it in the Classroom. Oxford, Oxford University Press, 2009, 96 p.

Nkomo L.M., Daniel B.K. & Butson R.J. Synthesis of student engagement with digital technologies: a systematic review of the literature. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 2021, № 18, URL: https://educationaltechnologyjournal.springeropen. com/articles/10.1186/s41239-021-00270-1#citeas (дата обращения: 30.12.2021).

Nurekeshova G.R. Podcasting as a technical way of interactive communication of XXI century. European Journal of Natural History, 2016, № 4, pp. 112-116.

Stanley G. Podcasting for ELT. URL: https://www. teachingenglish.org.uk/article/podcasting-elt (дата обращения: 10.01.2022).

Trujillo Torres J.M. The Use of Podcasts in Higher Education: Communication, Innovation, Education and

Knowledge Management. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 2011, № 8, pp. 225-240 URL: https:o//educationahechnologyjournal. springeropen.com/articles/10.7238/rusc.v8i2.1047 (дата обращения: 27.12.2021).

References

Dmitriev D.V., Borisov A.V. Ispol'zovanie podkas-tov dlia sozdaniia motivatsii u studentov k izucheniiu inostrannogo iazyka [Using podcasts to create students' motivation to study a foreign language]. Vestnik Kost-romskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Peda-gogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Kostroma State University Vestnik. Series: Pedagogy, Psychology, So-ciokinetics], 2020, vol. 26, № 2, pp. 220-225. (In Russ.)

Ivanova S.G., Dmitrieva E.V., Sakharova N.S. Me-todika ispol'zovaniia podkastov v protsesse obucheniia inostrannym iazykam v universitete [The methodology of using podcasts in teaching foreign languages at university]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Orenburg state university bulletin], 2016, vol. 190, № 2, pp. 20-25. (In Russ.)

Musina A.A., Shkilev R.E. Preimushchestva ispol'zovaniia podkastov pri obuchenii angliiskomu iazyku ucha-shchikhsia starshikh klassov [The advantages of using podcasts while teaching senior students English]. Peda-gogika. Voprosy teorii i praktiki [Pedagogics. The questions of theory and practice], 2019, vol. 4, № 1, pp. 2932. (In Russ.)

Sysoev P.V. Podkasty v obuchenii inostrannomu iazyku [Podcasts in teaching a foreign language]. Iazyk i kul'tura [Language and culture], 2014, № 2, pp. 189201. (In Russ.)

Shelestova O.V., Kanaeva E.A. Potentsial podkasta kak sredstva obucheniia inostrannomu iazyku [The potential of a podcast as a means of teaching foreign languages]. Minbar. Islamskie issledovaniia [Minbar. Islamic studies], 2014, vol. 7, № 4, pp. 194-201. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 06.04.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted 06.04.2022; approved after reviewing 20.06.2022; acceptedfor publication 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.