Научная статья на тему 'Возможности применения интернет-ресурсов и информационных технологий для развития субъектности физической культуры личности студентов'

Возможности применения интернет-ресурсов и информационных технологий для развития субъектности физической культуры личности студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / INFORMATION TECHNOLOGIES / INTERNET RESOURCES / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бянкина Лариса Владимировна, Чумичев Александр Викторович

Статья посвящена анализу возможностей применения Интернет-ресурсов и информационных технологий в процессе преподавания физической культуры в высшем профессиональном образовании, конечным результатом которого в данном исследовании выступает субъектность физической культуры личности. Данный термин вводится нами для обозначения меры актуализации, присвоенности и транслируемости ценностей физической культуры каждым человеком. Он образован из трех составляющих: субъектность личности, субъектность культуры и физическая культура личности. В статье приведены результаты анкетирования студентов по вопросам применения информационных технологий и Интернет-ресурсов в преподавании физической культуры в целях привлечения студентов к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни. Проблему актуализируют данные опросов ВЦИОМ, национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации. Обосновывается, что учет имеющихся тенденций в пользовании интернетом позволит повысить физическую активность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бянкина Лариса Владимировна, Чумичев Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibility of using internet resources and information technologies for development of subjectness of physical culture of students’ personality

The article is devoted to the analysis of the possibilities of using Internet resources and information technologies in the process of teaching to physical culture in higher professional education, the target result of which in this study is the subjectness of the physical culture of the personality. This term is introduced by us to refer to the measures of actualization, appropriation and translatable values of physical culture by each person. It is formed from three components: the subjectness of personality, subjectness of culture and physical culture of personality. The article presents the results of the survey of students on the use of information technologies and Internet resources in the teaching to physical culture in order to attract the students to physical education and healthy lifestyles. The problem is actualized with the data of VTSIOM surveys, national goals and strategic objectives of the Russian Federation. It is proved that taking into account the existing trends in the use of the Internet will increase students’ physical activity.

Текст научной работы на тему «Возможности применения интернет-ресурсов и информационных технологий для развития субъектности физической культуры личности студентов»

законодательство о предпринимательстве, документы для создания и регистрации предприятия, организация спортивно-образовательных услуг. Определение направлений и специфики работы вузовского учебно-консультационного центра позволяет утверждать, что предлагаемый нами учебно-консультационный центр является дополнительной формой подготовки студентов к предпринимательской деятельности в сфере спортивно-образовательных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брызгалов, И.В. Экономическое образование студентов физкультурных специальностей : монография / И.В. Брызгалов. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2003. - 247 с.

2. Брызгалов, И.В. Экономическая культура личности : учебное пособие / И.В. Брызгалов.

- Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 215 с.

3. Брызгалов, И.В. Концепция воспитания экономической культуры студентов физкультурных специальностей / И.В. Брызгалов // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Экономика и управление физической культуры и спорта». Современные проблемы профессиональной и экономической культуры : сб. науч. статей. - Екатеринбург, 2002. - Вып. 1. - С. 23-30.

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М. : Академия, 2006.

- 240 с.

5. Загвязинский, В.И. Теория обучения : современная интерпретация / В.И. Загвязинский.

- М. : Академия, 2001. - 192 с.

REFERENCES

1. Bryzgalov, I.V. (2003), Economic education of physical education students, USTU-UPI, Ekaterinburg.

2. Bryzgalov, I.V. (2002), Economic culture of personality: textbook, USTU-UPI, Ekaterinburg.

3. Bryzgalov, I.V. (2002), "Concept of education of economic culture of students of physical specialties", Bulletin of UGTU-UPI. Series "Economics and management of physical culture and sports". Modern problems of professional and economic culture: collection work, USTU-UPI, Ekaterinburg, Issue 1, pp. 23-30.

4. Zeer, E.F. (2006), Psychology of professional development, Academy, Moscow.

5. Zagvyazinsky, V.I. (2001), Learning theory: modern interpretation, Academy, Moscow. Контактная информация: tfk-ural@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.01.2019

УДК 796.011.3

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК), Хабаровск; Александр Викторович Чумичев, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), Хабаровск

Аннотация

Статья посвящена анализу возможностей применения Интернет-ресурсов и информационных технологий в процессе преподавания физической культуры в высшем профессиональном образовании, конечным результатом которого в данном исследовании выступает субъектность физической культуры личности. Данный термин вводится нами для обозначения меры актуализации, присвоенности и транслируемости ценностей физической культуры каждым человеком. Он образован из трех составляющих: субъектность личности, субъектность культуры и физическая культура личности. В статье приведены результаты анкетирования студентов по вопросам применения информационных технологий и Интернет-ресурсов в преподавании физической культуры в целях привлечения студентов к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни. Проблему актуализируют данные опросов ВЦИОМ, национальные цели и

стратегические задачи развития Российской Федерации. Обосновывается, что учет имеющихся тенденций в пользовании интернетом позволит повысить физическую активность студентов.

Ключевые слова: информационные технологии, интернет-ресурсы, физическая культура, студенты.

POSSIBILITY OF USING INTERNET RESOURCES AND INFORMATION TECHNOLOGIES FOR DEVELOPMENT OF SUBJECTNESS OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS' PERSONALITY

Larisa Vladimirovna Byankina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far East State Academy of Physical Culture, Khabarovsk, Alexander Vktorovich Chumichev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far Eastern Federal University of Means of Communication, Khabarovsk

Annotation

The article is devoted to the analysis of the possibilities of using Internet resources and information technologies in the process of teaching to physical culture in higher professional education, the target result of which in this study is the subjectness of the physical culture of the personality. This term is introduced by us to refer to the measures of actualization, appropriation and translatable values of physical culture by each person. It is formed from three components: the subjectness of personality, subjectness of culture and physical culture of personality. The article presents the results of the survey of students on the use of information technologies and Internet resources in the teaching to physical culture in order to attract the students to physical education and healthy lifestyles. The problem is actualized with the data of VTSIOM surveys, national goals and strategic objectives of the Russian Federation. It is proved that taking into account the existing trends in the use of the Internet will increase students' physical activity.

Keywords: information technologies, Internet resources, physical culture, students.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в образовании, как в общем, так и в профессиональном весьма остро стоит проблема обучения навыкам самостоятельного поиска информации, поскольку она постоянно обновляется, и самообучения, потенциал которого востребуется в течение всей жизни. Информационные технологии, применяемые в образовании, имеют большие резервы своего использования в изучении как предметов профессионального цикла, так и гуманитарного, к которым относится и физическая культура [2]. Субъектность физической культуры личности, термин, вводимый для обозначения меры актуализации, присвоенно-сти и транслируемое™ ценностей физической культуры каждым человеком. Данный термин образован из трех составляющих: субъектность личности - понятие, активно и плодотворно развиваемое в современной российской психологии, субъектность культуры и физическая культура личности - понятие, разрабатываемое в теории физической культуры [1]. Формирование физической культуры личности и развитие субъектности физической культуры личности понимаются нами как взаимосвязанные, но не совпадающие полностью процессы. Объем рассматриваемых понятий находится в отношении пересечения, что говорит о том, что у них есть общая область и одновременно области с собственным содержанием. К собственному содержанию понятия «физическая культура личности» относятся те, знания, умения и ценности из области физической культуры, в которые включен человек, но не осознает их полностью, это область, которая должна находиться под внешним контролем и требует особых организационно-педагогических условий, в то время как субъектность физической культуры личности - понятие, включающее те ценности физической культуры, которые интериоризированы личностью и находятся в зоне интернального контроля.

Согласно всероссийскому опросу, проведённому Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за последние десять лет, то есть, с 2008 г. по 2018 г. процент людей, занимающих спортом и физической культурой, увеличился на 34% и сейчас он равен 79% (http://www.wciom.ru). Число утвердительно ответивших на вопрос о

регулярном выполнении упражнений возросло за последние три года с 16 до 25 процентов опрошенных. Физически активных граждан больше среди возрастной группы 18-24 летних, доля составляет 92%, среди лиц пенсионного возраста, занимающихся физической культурой 66%. С другой стороны, в указе президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в рамках национального проекта предписано «увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом». То есть данные опроса значительно превосходят не только имеющиеся показатели, но и прогнозируемые до 2024 года. Имеющееся противоречие, на наш взгляд, можно объяснить тем, что в Указе имеется в виду процент людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а в опросе ВЦИОМ, в общем показатели суммированы три группы: регулярно занимающиеся, занимающиеся время от времени, а также занимающиеся очень редко. Таким образом, внимание специалистов по физической культуре и спорту в выполнении указа президента должно быть в первую очередь направлено на тех, кто занимается время от времени и, во вторую - на занимающихся очень редко. Если должным образом организовать целенаправленное влияние на данные группы, то вполне возможно достижение поставленных целей.

С другой же стороны, по данным ВЦИОМ, количество людей, пользующихся Интернетом с 2014 года по 2017 год, возросло на 8,7 миллиона человек, общее количество пользователей практически достигло показателя численности всего взрослого населения России. Естественно, среди студенческой молодежи очень редко можно встретить человека, который бы не пользовался сетью Интернет, поэтому весьма актуальной становится проблема изучения влияния интернет-ресурсов, связанных с физической культурой и спортом, на мнение и поведение пользователей сети.

Цель исследования: изучить мнение студентов о возможности влияния интернет-ресурсов и информационных технологий на популяризацию занятий физической культурой и освоение ее ценностей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для решения цели, поставленной перед проводимым исследованием, нами была разработана анкета, включающая в себя вопросы о мотивах занятий физической культурой и спортом, а также о пользе интернет-ресурсов и информационных технологий для занятий физической культурой и освоение ее ценностей. В данном анкетировании информационные технологии для респондентов расшифровывались следующим образом: обучающие программы по физической культуре и здоровому образу жизни (https://onlme.edu.ru/ru/courses/item/?id=138) и тестирующие компьютерные программы. Дополнительно с респондентами были проведены беседы с целью уточнения некоторых ответов. Всего было опрошено 139 студентов обоего пола (72 девушки и 67 юношей) первого-третьего курсов Дальневосточного государственного университета путей сообщения, обучающихся на различных направлениях подготовки. Так, на вопрос о причинах занятиями физической культурой, большее число респондентов (72% всех опрошенных: 69,4% девушек и 74,6% юношей) выбрали вариант: повышение самооценки и доведение внешнего вида до совершенства (похудеть или накачать мышцы). При этом более половины отвечавших как среди юношей, так и среди девушек, отметили возможность заниматься в домашних условиях при помощи рекомендаций, найденных в Интернете, в том числе и при помощи рекомендованного ресурса (https://online.edu.ru/ru/courses/item/?id=138).

На вопрос, просматривают ли студенты в Интернете видео с занимающимися физическими упражнениями, 90% респондентов ответили утвердительно. Однако, на уточняющий вопрос о частоте таких просмотров меньше половины выбрали ответ «регулярно». На вопрос о том, выполняют ли они упражнения и рекомендации, предлагаемые в Интернете,

в том числе и специально разработанной цифровой образовательной среды (https://online.edu.ru/ru/courses/item/?id=138), только 6 юношей (8,95%) и три (4,2%) девушки ответили утвердительно. Естественно, для исследования представляет интерес проблема сокращения расстояния между количеством проявляющих интерес и реально занимающихся. Поэтому в анкету был включен вопрос о том, как студенты относятся к созданию отдельного интернет-ресурса на базе сайта вуза, где специалисты, преподаватели и студенты могут делиться информацией, мнениями, советами, видео, ссылками и т.д. касающимися здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Принимали бы они участие в этом процессе? На этот вопрос утвердительно ответили 63 (93%) девушки и 60 (89,5%) юношей. Анализ ответов респондентов позволяет сделать вывод о готовности студентов к участию в обсуждении тем, связанных с физической культурой, спортом и здоровым образом жизни, а также к отбору информации по этим темам и высказыванию собственного мнения, что может быть рассмотрено с точки зрения перехода от внешнего к внутреннему контролю в данных вопросах.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования можно сделать основные выводы о том, что в настоящее время в Интернете пропагандируется подтянутое, стройное тело; интернет-ресурсы, посвященные проблематике ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом, привлекают внимание студентов обоего пола; а также о том, что целенаправленное использование данных ресурсов может повысить мотивацию студентов как к занятиям физической культурой, так и к осмыслению ее ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бянкина, Л.В. Совместное развитие педагога и обучающегося как принцип становления субъектности физической культуры личности / Л.В. Бянкина // Современные тенденции психолого-педагогического обеспечения занимающихся физической культурой и спортом : материалы Всероссийской научной конференции / Московская государственная академия физической культуры. - Малаховка, 2018. - С. 73-77.

2. Волков, В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе / В.Ю. Волков // Теория и практика физической культуры. -2001.- № 5.- С. 56-61.

REFERENCES

1. Byankina, L.V. (2018), "Joint development of the teacher and the student as the principle of formation of subjectivity of physical culture of the person", Modern tendencies of psychological and pedagogical providing engaged in physical culture and sports: materials of the all-Russian scientific conference, Malakhovka, pp. 73-77.

2. Volkov, V.I. (2001), "Computer technologies in physical education, Wellness activities and educational process", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 56-61.

Контактная информация: larisa.byankina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 14.01.2019

УДК 796.88

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ

Геннадий Петрович Виноградов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Виктор Владимирович Томилов, президент, Федерация тяжелой атлетики, г. Самара

Аннотация

В результате биомеханического анализа экспериментальных данных установлено, что с ростом спортивного мастерства увеличивается сходство между ритмо-темповыми структурами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.