5. Byalovskiy, YuYu. and Abrosimov, V.N. (2007), Capnography in General Practice, Business, Ryazan.
6. Krutsevich T.Y. (1999), Methods for control of the individual health of children and adolescents in physical education, Olympic Literature, Kiev.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.02.2016
УДК 796.011
ПОВЫШЕНИЕ АЭРОБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
Владимир Васильевич Бянкин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС),
Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),
Хабаровск
Аннотация
В статье рассматривается методика развития аэробных возможностей студентов на занятиях по физической культуре в вузе с применением упражнений на силовую выносливость. Комплекс упражнений составлен на основе модернизации теста Юхаша, прост в исполнении, легко регламентируется, по времени сопоставим с основной частью практических занятий в вузе. Дозировка и интенсивность выполнения упражнений подбираются на основе соблюдения принципов спортивной тренировки, что обеспечивает достижение заранее запланированного эффекта — повышения показателя максимального потребления кислорода, что отражает функциональные возможности организма.
Ключевые слова: силовая выносливость, максимальное потребление кислорода, студенты. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p54-57
IMPROVING THE STUDENTS' AEROBIC CAPACITY THROUGH THE DEVELOPMENT OF STRENGTH ENDURANCE Vladimir Vasilyevich Byankin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far East State University of Means of Communication, Khabarovsk,
Larisa Vladimirovna Byankina, the candidate of pedagogical sciences, professor, Far East State Academy of Physical Culture, Khabarovsk
Annotation
The article discusses the methods for the developing of the students' aerobic capacity at physical education classes in higher school with the application of strength endurance exercises. The set of exercises is based on the modernized Juhasz test, it is easy to perform and regulate, and the set is comparable in time to the basic part of the practical classes in higher school. The dosage and intensity of the exercises are picked on the basis of the athletic training principles that ensure the achievement of pre-planned effect -increase in maximal oxygen consumption, which reflects the functional capacity of the organism.
Keywords: strength endurance, maximal oxygen consumption, students.
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание в вузе одна из самых актуальных тем научных изысканий в отечественной теории и методики физического воспитания. В зависимости от образовательных стандартов, социально-экономических условий, уровня здоровья студенческой молодежи и многих других факторов, исследователи находят все новые и новые аспекты в организации, построении и проведении занятий по физической культуре в вузе. Кроме
традиционного развития физических качеств и двигательных навыков, в настоящее время стоят задачи формирования физической культуры личности студента, включающей, в том числе и ценностно-смысловое отношение к своим физическим кондициям и здоровью в целом. Во время обучения в вузе студент должен научиться управлять своим здоровьем, применяя различные упражнения. Другим посылом наших исследований явился потенциал упражнений, направленных на развитие силовой выносливости, как физического качества, тренировка которого, на наш взгляд, имеет определенные преимущества в целях развития функциональных (аэробных) возможностей студенческой молодежи.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Для обоснования применения комплекса упражнений, направленных на развитие силовой выносливости нами был проведен педагогический эксперимент со студентами основного учебного отделения, посещающими занятия по физической культуре. Для студентов был составлен комплекс упражнений на основе модернизации теста Юхаша [1], составившего тест для измерения выносливости больших мышечных групп. В данном тесте применяются 6 упражнений, которые выполняются за 5 минут: сгибание-разгибание рук в упоре лежа за 60 секунд; подъем туловища из положения лежа за 60 секунд; поднимание ноги в сторону за 60 секунд; приседания за 60 секунд; подъем туловища из положения лежа на спине за 30 секунд; подъем ноги в положении лежа лицом вниз за 30 секунд. В тесте количество повторов всех упражнений суммируются, и по сумме определяется показатель силовой выносливости. Три упражнения данного теста были использованы нами для развития определенных физических качеств как наиболее энергоемкие.
Подъем туловища из положения лежа заменили подъемом ног до вертикального положения, лежа на спине с целью упрощения выполнения задания. Комплекс физических упражнений приобрел следующую модификацию: сгибание-разгибание рук в упоре лежа, подъем ног до вертикального состояния в положении лежа, приседания. Этот комплекс упражнений выполнялся студентами экспериментальной группы непрерывно и серийно. В зависимости от уровня подготовленности, каждому был предложен индивидуальный план, базирующийся на максимальном результате упражнения сгибание - разгибание рук в упоре лежа. Данный комплекс выполнялся в течение семестра три раза в неделю: дважды во второй половине основной части занятий по физической культуре в вузе и один раз в качестве домашнего задания. Контрольная группа выполняла упражнения, предусмотренные рабочей программой.
В начале и конце семестра в обеих группах было проведено тестирование по определению максимального потребления кислорода (МПК) с помощью модернизированного нагрузочного теста Астранда-Римминга [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Построение учебно-тренировочного процесса в воспитании силовой выносливости опиралось, прежде всего, на принципы сознательности и активности, доступности, индивидуализации и постепенности, также применялся принцип спортивной тренировки вол-нообразности динамики нагрузок (таблица 1). Интенсивность физических нагрузок в спорте планируется, исходя от лучшего на данное время результата индивидуума в данном упражнении. Следовательно, каждый студент должен знать свой лучший результат, определяемый в количестве раз, в выполняемом упражнении. В нашем случае наиболее трудновыполнимым упражнением является сгибание-разгибание рук в упоре лежа. При помощи тестирования, проведенного в начале эксперимента, были определены личные достижения каждого занимающегося, которые послужили отправной точкой при планировании нагрузок. На основе максимального результата в выполнении упражнения, рассчитывалась интенсивность выполнения тренировочного задания (от 30 до 85%). Опыт-
ным путем было подобрано количество серий: как правило, с 30% интенсивностью нетренированный человек может выполнить до восьми серий упражнений. С возрастанием тренировочного эффекта данная нагрузка увеличивается до 12 серий. Принцип волнооб-разности динамики нагрузок проявлялся также в кумулятивном эффекте, где после высокоинтенсивных тренировок выполнялись малоинтенсивные, но объемные задания. Время работы каждый раз различно и колеблется от семи минут до двадцати. В остальное время студенты, участвующие в эксперименте выполняли те же задания, что и остальные обучающиеся.
Таблица 1
План тренировочных нагрузок, выраженных в процентах_
Тр. № 1 - 30% / 8; Тр. № 2 - 40%/ 5; Тр. № 3 - 50% / 3; Тр. № 4 - 70% / 2; Тр. № 5 - 35% / 6;
Тр. №6 - 45% / 4; Тр. № 7 - 55% / 3; Тр. № 8 - 30% / 9; Тр. № 9 - 40% / 6; Тр. № 10 - 50% / 4;
Тр. № 11 - 35% / 7; Тр. № 12 - 75% / 2; Тр. №13 - 45% / 5; Тр. № 14 - 30% / 10; Тр. № 15 - 40% / 7;
Тр. № 16 - 60% / 3; Тр. № 17 - 35% / 8; Тр. № 18 -50% / 4; Тр. № 19 - 45% / 6; Тр. № 20 - 30% / 11;
Тр. № 21 - 80% / 2; Тр. № 22 - 40% / 8; Тр. № 23 - 50% / 5; Тр. № 24 - 35% / 9; Тр. № 25 - 65% / 3;
Тр. № 26 - 45% / 7; Тр. № 27 - 55% / 4; Тр. № 28 - 30% / 12; Тр. № 29 - 85% / 2; Тр. № 30 - 50% / 6
Примечание: Тр. № 1 - тренировка № 1, 30%/8 - запланированная нагрузка, выраженная в процентном отношении к максимально выполняемому количеству повторов - число движений, 8 - количество серий. Студент выполняет в каждой серии по вычисленному в каждом конкретном случае количеству раз сгибание-разгибание рук в упоре лежа, поднимание ног лежа на спине и приседания. Процесс выполнения упражнений - непрерывный.
Достоверность различий (таблица 2) доказывает правильность выдвинутой гипотезы, согласно которой предполагалось, что силовая выносливость при умеренных нагруз-
ках влияет в большей мере на развитие функциональных возможностей организма.
Таблица 2
_Определение МПК по Астранду-Риммингу в течение эксперимента_
Группа МПК до начала эксперимента (мл/мин/кг) МПК в конце эксперимента (мл/мин/кг) Разница ^ Р
Экспериментальная (п=9) 43,46±0,92 47,50±1,32 4,04 2,52; <0,05
Контрольная (п=9) 44,33±0,82 44,78±0,89 0,45 0,38; >0,05
Сравнительный анализ аэробной работоспособности студентов экспериментальной и контрольной групп в начале и конце исследования показал следующее. В группах ОФП средняя относительная величина МПК имела существенную разницу, которая колебалась от 41,6 до 47,4 мл/мин/кг. Средняя величина МПК групп зависела от методики проведения занятий, физических нагрузок и изначального уровня физического состояния студентов.
В экспериментальной группе относительная величина МПК увеличилась на 4,04 мл/мин/кг (47,50 мл/мин/кг против 43,46 мл/мин/кг), тогда как в контрольной группе на 0,45 мл/мин/кг (44,78 мл/мин/кг против 44,33 мл/мин/кг). Средняя относительная величина МПК в экспериментальной группе стала выше на 1,33%, тогда как в контрольной группе МПК увеличилась на 0,20%.
При сравнении итоговых результатов проведенного эксперимента, с результатами исследований полученных ранее, можно сделать вывод. Относительная средняя величина МПК контрольной группы, хотя и не имела существенной прибавки относительно начала эксперимента, но была выше средней величины МПК предыдущих замеров (44,78 мл/мин/кг против 41,9 мл/мин/кг). Средняя относительная величина МПК в экспериментальной группе после эксперимента была, практически, на том же высоком уровне, как и в лучшей группе, зафиксированной в предыдущих исследованиях (46,50 мл/мин/кг против 47,40 мл/мин/кг).
Таким образом, использование упражнений на развитие силовой выносливости, даже в небольшом объеме по времени, влияет на развитие общей выносливости. Следовательно, увеличение нагрузки в упражнениях, связанных с силовой выносливостью
умеренной интенсивности, должно в большей мере влиять на улучшение аэробной работоспособности.
ВЫВОДЫ
1. Упражнения, направленные на развитие силовой выносливости при умеренных нагрузках влияют в большей мере на развитие функциональных возможностей организма.
2. Серия упражнений, выполняемая по круговому методу, направленная на развитие силовой выносливости осуществляемая непрерывно, без пауз отдыха между сериями, влияет на повышение аэробных возможностей организма.
3. В планировании нагрузок при воспитании силовой и общей выносливости должны использоваться таблицы интенсивности, выраженные в количестве раз, с целью развития аэробных возможностей организма.
4. При планировании тренировочных нагрузок должны использоваться принципы спортивной тренировки (систематичность, постепенность, вариантность).
5. Проведенный эксперимент показал, что взаимосвязь силовой и общей выносливости исследованы недостаточно. В работе была предпринята попытка показать, что не только общая выносливость положительно влияет на силовую, но и наоборот.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бубе Х.. Тесты в спортивной практике / Х. Бубе, Г Фек, Х. Штюблер. - М. : Изд-во «ФиС», 1968. - 247 с.
2. Бянкин, В.В. Определение максимального потребления кислорода студентов на занятиях по физической культуре / В.В. Бянкин, Л.В. Бянкина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8(114). - С. 42-48.
REFERENCES
1. Bube, H., Feck, G. and Shtubler, H. (1968), Tests in sports practice, publishing house "FIS", Moscow.
2. Byankin V.V. and Byankina, L.V. (2014), "Determination of the maximal oxygen consumption of the students during the physical culture lessons", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 42-48.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.02.2016
УДК 796.966
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И КОМАНДНЫХ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННОМ ХОККЕЕ
Виктор Ефимович Горский, кандидат технических наук, бывший начальник научно-образовательного центра КХЛ, Игорь Владимирович Захаркин, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер России, главный тренер ХК «Салават Юлаев» (г. Уфа), доцент, Леонид Владимирович Михно, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Иван Александрович Чичелов, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Для получения качественной, объективной и достоверной информации о технико-тактических действиях игроков своей команды и игроков команды соперника, а также технико-тактических командных действиях своей команды и команды соперника используются различные методики контроля и оценки. Эти методики являются неотъемлемой частью методической подго-