Научная статья на тему 'Эффективность статодинамических упражнений в воспитании силовой выносливости юных лыжников'

Эффективность статодинамических упражнений в воспитании силовой выносливости юных лыжников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1651
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТОДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЛОКАЛЬНАЯ ГИПОКСИЯ / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / КРУГОВОЙ МЕТОД / МОЛОЧНАЯ КИСЛОТА / ДИНАМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галлямова Ольга Николаевна, Павлов Владимир Васильевич, Халилова Лилия Ирековна

Достижение высоких спортивных результатов в лыжных гонках в значительной степени зависят от уровня развития у спортсменов специальных силовых качеств. Однако работ, посвященных изучению данного вопроса немного, но и в них нет единого подхода к силовой подготовке, хотя отдельные методики представляют несомненный интерес. В статье мы исследовали эффективность статодинамических упражнений в преодолевающем и уступающим режимах с незначительным сгибанием и разгибанием в суставах в замедленном темпе, что способствует пережиму капилляров в работающих мышцах и как следствие создается локальная гипоксия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Галлямова Ольга Николаевна, Павлов Владимир Васильевич, Халилова Лилия Ирековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of static and dynamic exercises in training to the power endurance of young skiers

Achieving of high sports results in ski races are substantially dependent on the level of athletes’ special power qualities. However, there are few works devoted to the studying of the matter, but there is also no unified approach to the power preparation in such researches, though, the separate techniques represent undoubted interest. In our work we’ve investigated the efficiency of the stato-dynamic exercises in overcoming and conceding modes with the insignificant flexion and extension in joints in slow motions, which contributes to pinch the capillaries in the making muscles and as a result it creates a local hypoxia.

Текст научной работы на тему «Эффективность статодинамических упражнений в воспитании силовой выносливости юных лыжников»

ЛИТЕРАТУРА

1. Кадыров, Р.М. Критерии проверки и оценки физической подготовки / Р.М. Кадыров ; Воен. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1990. - 137 с.

2. Токарева, А. В. Мониторинг функционального состояния студентов как средство контроля в физической культуре [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. Сентябрь 2013. № 9. - URL: http://psychology. snauka.ru/2013/09/2416 (дата обращения: 13.11.2015).

REFERENCES

1. Kadyrov, R.M. (1990), The criteria for testing and evaluating physical fitness, VIFK, Leningrad.

2. Tokareva, A.V. (2013), "Monitoring the functional state of students as a means of controlling physical training", Psychology, Sociology and Pedagogy, September 2013, No. 9, available at: http://psychology.snauka.ru/2013/09/2416.

Контактная информация: igor0115@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.04.2016

УДК 796.922

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ

Ольга Николаевна Галлямова, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Васильевич Павлов, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт Казанского (Поволжского ) федерального университета (К(П)ФУ), Казань; Лилия Ирековна Халилова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург

Аннотация

Достижение высоких спортивных результатов в лыжных гонках в значительной степени зависят от уровня развития у спортсменов специальных силовых качеств. Однако работ, посвященных изучению данного вопроса немного, но и в них нет единого подхода к силовой подготовке, хотя отдельные методики представляют несомненный интерес. В статье мы исследовали эффективность статодинамических упражнений в преодолевающем и уступающим режимах с незначительным сгибанием и разгибанием в суставах в замедленном темпе, что способствует пережиму капилляров в работающих мышцах и как следствие создается локальная гипоксия.

Ключевые слова: статодинамические упражнения, локальная гипоксия, силовые способности, силовая выносливость, круговой метод, молочная кислота, динамический режим, круговая тренировка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p51-55

EFFICIENCY OF STATIC AND DYNAMIC EXERCISES IN TRAINING TO THE POWER ENDURANCE OF YOUNG SKIERS

Olga Nikolaevna Gallyamova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Vasilyevich Pavlov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Naberezhnye Chelny Institute (branch) of Kazan (Volga) Federal University, Naberezhnye Chelny, Lilia Irekovna Khalilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg

Annotation

Achieving of high sports results in ski races are substantially dependent on the level of athletes' special power qualities. However, there are few works devoted to the studying of the matter, but there is also no unified approach to the power preparation in such researches, though, the separate techniques represent undoubted interest. In our work we've investigated the efficiency of the stato-dynamic exercises in

overcoming and conceding modes with the insignificant flexion and extension in joints in slow motions, which contributes to pinch the capillaries in the making muscles and as a result it creates a local hypoxia.

Keywords: stato-dynamic exercises, local hypoxia, power abilities, power endurance, circular method, lactic acid, in the dynamic mode, circular training.

ВВЕДЕНИЕ

Специфика лыжных гонок предъявляет высокие требования к организму спортсмена. Для преодоления дистанции в условиях сильно пересеченной местности лыжник должен обладать достаточной силой и мышечной выносливостью. Несомненно, что воспитанию силы необходимо уделять внимание с самого начала занятий детей лыжными гонками. Поскольку от ее уровня зависит развитие и проявление целого ряда способностей будущих лыжников. Очевидно, что результаты лыжников зависят не, сколько от развития абсолютной силы, сколько от длительности сохранения нужных усилий. Вопросы развития силовых качеств у юных лыжников освящены недостаточно полно в методической литературе. А та, что имеется по данной проблематике, касается в основном только высококвалифицированных спортсменов и разработано значительное время назад. В те годы возможность достижения выдающихся результатов связывалось в первую очередь с увеличением общего объема циклической работы, что в настоящее время недостаточно. Современный лыжный спорт предъявляет к спортсмену значительные требования по развитию силовых и скоростных способностей.

По данным ряда исследований уже к 15-17 годам мышечный аппарат считается функционально зрелым и достигает 50% от массы тела. Следовательно, к этому возрасту развитие силы и связанных с ней способностей должно достичь высокого уровня.

Характерной особенностью мышечных действий в лыжных гонках является циклическая работа в течение длительного времени многих мышечных групп. Она подходит преимущественно в условиях аэробного процесса выработки энергии и зависит в значительной степени от функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивающих организм кислородом. Поэтому при воспитании силы у юных лыжников особое внимание необходимо обращать на развитие силовой выносливости. Ряд авторов рекомендует для этой цели использовать круговой метод непрерывного упражнения с преимущественной направленностью на развитие выносливости или интервальные упражнения с направленностью на развитие силовой и скоростной выносливости. Достаточно перспективным, на наш взгляд, методом развития силовой выносливости юных лыжников является круговой метод с использованием статодинамических упражнений.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Суть метода заключается в выполнении упражнений в преодолевающем и уступающем режиме без расслабления мышц. Упражнения выполняются медленно с небольшой амплитудой в рабочих суставах, в результате чего напряженные мышцы сдавливают капилляры. Начинается локальная гипоксия с образованием в мышцах молочной кислоты. Упражнение выполняются до полного утомления. Время выполнения одного отдельного взятого упражнения обычно составляет 25-30 секунд, очень немногие юные спортсмены могут выдержать 35 секунд.

Признавая, что в системе силовой подготовки юных лыжников могут найти применения самые различные методы и средства, а также использоваться разнообразные упражнения, отягощения и тренажеры, широко варьироваться параметры нагрузок, суммарный объем силовой работы. Следует отметить, что в доступной литературе по лыжному спорту лишь в работе В.И. Шапошниковой рассматриваются изометрические упражнения в тренировке юных лыжников. В своей работе мы исследовали эффективность статодинамических упражнений в преодолевающем и уступающем режимах с незначительным сгибанием и разгибанием в суставах в замедленном темпе, что способ-

ствует пережиму капилляров в работающих мышцах и как следствие создается локальная гипоксия.

Задача исследования: выявить различия в эффективности круговой тренировки по методу интервального упражнения в динамическом и статодинамическом режимах у лыжников 13-15 летнего возраста.

Исследование проведено во время двух лагерных сборов ДЮСШ «Титан» г. Набережные Челны. В начале эксперимента провели соревнование по ОФП по следующим тестам:

- поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине за 1 мин -определяет силовую выносливость мышц брюшного пресса;

- подтягивание на высокой перекладине - выявляет уровень развития силы и выносливости мышц сгибателей локтя, кисти, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса;

- отжимание на параллельных брусьях - определяет силу и выносливость мышц сгибателей локтя, кисти, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса;

- бег на лыжероллерах типа «Эльпекс» 1200 м по пересеченной местности классическими ходами - определяет интегральную подготовку лыжника (силовая выносливость мышц ног, рук и туловища).

По итогам первого испытания 14 лыжников занявшие по сумме мест-очков четные места 2, 4, 6 и т.д. были определены в экспериментальную группу (ЭГ), занявшие нечетные места 1, 3, 5 и т.д. в контрольную группу (КГ).

Обе группы занимались по единому плану, согласно своим возрастным особенностям и два раза в неделю (микроцикл) в первом мезоцикле и три раза во втором мезоцик-ле в занятия была включена круговая тренировка, состоящая из 4 упражнений:

1 - сгибание-разгибание рук в упоре лежа;

2 - из стойки ноги врозь, правая впереди, левая опускается до касания коленом опоры и возвращается в И.П., через 30 секунд положение ног меняем;

3 - сгибание-разгибание рук в висе на высокой перекладине;

4 - из седа углом с поднятыми ногами под углом к туловищу, близкому к прямому, опускание и поднимание ног.

Спортсмены КГ выполняли все упражнения в динамическом режиме с полной амплитудой, ЭГ в упражнениях 1 и 3 принимали И.П. в локтевых суставах близкое к 90° и очень медленно выполняли сгибание и разгибание в пределах 20^30°.

В упражнении 2 амплитуда сгибания-разгибания ног у спортсменов ЭГ приближалась к угловым характеристикам, характерным для фаз 3-4 попеременного двухшажного классического хода. В упражнении 4 экспериментальная группа выполняла опускание-поднимание прямых ног в пределах 20±30°.

Режим круговой тренировки следующий: каждое упражнение выполняется 30 с, отдых 60 с и комплекс повторяется 3 раза подряд. После выполнения серии всех 5 упражнений (упражнение 2 состоит из двух стоек с правой и левой ноги) на которую затратили 22-23 мин, приступили к восстановительному бегу на пульсе 120^130 ударов в минуту. Серия была выполнена в начале основной части тренировочного занятия.

На занятии № 2 выполнили два полных комплекса с интервалом активного отдыха до 10 мин.

На занятиях № 3 и № 4 также выполняли две серии, но отдых между упражнениями сократили до 50 с.

На занятиях № 5 и № 6 все повторили, но пауза отдыха составляла 45 с.

После недели активного отдыха во втором мезоцикле выполнили 9 круговых тренировок, сократив интервал между упражнениями до 40 с, а между сериями до 7 мин.

Полученные результаты тестов предоставлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты контрольных упражнений КГ и ЭГ до и после эксперимента

Упражнение

До эксперимента Перекладина (к-во) Лечь-сесть (к-во) Брусья (к-во) Роллеры (сек)

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

W 82 70 308 307 76 74 1672 1703

X 11.71 10.00 44.0 43.85 10.85 10.57 238.8 243.2

Q 2.59 2.22 5.55 4.07 2.22 2.59 12.5 16.6

т 1.06 0.91 2.26 1.66 0.90 1.05 5.10 6.77

г 1.22 0.05 1.49 0.47

р <0.05 <0.05 <0.05 <0.05

После эксперимента W 97 102 328 357 89 101 1617 1602

X 13.85 14.57 46.8 51.0 12.71 14.42 231.0 228.8

Q 1.85 2.22 4.81 4.44 2.22 2.22 12.5 17.0

т 0.76 0.91 1.93 1.81 0.90 0.90 5.10 6.93

г 0.63 1.60 1.23 0.19

р <0.05 <0.05 <0.05 <0.05

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Из данных представленных в таблице 1 следует, что результаты юных спортсменов возросли в обеих группах, но показатели ЭГ оказались существеннее. В упражнении № 1 (перекладина) прирост результатов ЭГ составил 31.5% против 15.5% в КГ. В упражнении № 2 (поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине) 14.0% и 6.0% соответственно; в упражнении № 3 (брусья) 26.7% против 14.6% в КГ. Наименьший прирост выявлен в передвижении на лыжероллерах в ЭК -6.3%, в КГ - 3.3%.

Математико-статистическая обработка полученных результатов педагогического эксперимента не подтвердила достоверности отличий (<0.05) между КГ и ЭГ во всех упражнениях, как до эксперимента, так и после. Такой результат мы можем объяснить недостаточным количеством испытуемых и большим разбросом индивидуальных показателей, что естественно даёт большую величину стандартного отклонения.

Однако отметим, что победитель соревнований по лыжным гонкам определяется не достоверностью различий, а секундами и их долями, что особенно важно в большом спорте.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного эксперимента было выявлено что:

• Статодинамический метод развития силовой выносливости для юных лыжников-гонщиков является перспективным.

• Выполнение круговой тренировки в статодинамическом режиме оказало положительное влияние и на результаты в лыжероллерной подготовке.

Анализ научно-методической литературы по развитию силовых способностей у юных лыжников позволяет сделать заключение, что имеющиеся исследования показывают лишь направление, в котором должен двигаться тренер, проявляя творчество и поиск.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецов, В.К. Силовая подготовка лыжников / В.К. Кузнецов. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 96 с.

2. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.

3. Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта : учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов. - М. : [б. и.], 1997. - 416 с.

4. Шапошникова, В.И. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков / В. И. Шапошникова. - М. : Физкультура и спорт, 1968. - 140 с.

5. Шолих, М. Круговая тренировка. Теоретические, методические и организационные основы использования физических упражнений в спортивной тренировке / М. Шолих. - М. : Физкультура и спорт, 1966. - 184 с.

REFERENCES

1. Kuznetsov, V.K. (1982), Power training of skiers, Physical culture and sport, Moscow.

2. Platonov, V. N. (2005), Training system of athletes in the Olympic sport. General theory and its practical applications, Soviet Sport, Moscow

3. Suslov, F.P. and Kholodov Hz.R. (1997), Theory and technique of sport: manual for schools of the Olympic reserve, Moscow, p. 416.

4. Shaposhnikova, V. I. (1968), Long-term training of young skiers-racers, Physical culture and sport, Moscow.

5. Sholih, M. (1966), Circular training. Theoretical, methodical and organizational bases of use of physical exercises in sports training, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: Olga.babina69@bk.ru

Статья поступила в редакцию 08.04.2016

УДК 378

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ФОРСАЙТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Галина Газимовна Горелова, доктор психологических наук, профессор,

Евгений Сергеевич Плешков, старший преподаватель, Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), Челябинск, Елена Климентьевна Шибанова, кандидат педагогических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, Челябинск

Аннотация

В статье представлено исследование, посвященное созданию новых технологий будущего высшего образования на основе компетентностного подхода в формировании самостоятельности студентов с использованием форсайт проектирования. Внедрение в образовательную практику технологии форсайт проектирования призвано способствовать формированию таких компетенций и качеств, которые востребованы на рынке труда и позволят будущему профессионалу успешно конкурировать и устойчиво функционировать в современных социально-экономических условиях.

Ключевые слова: компетентностный подход, самостоятельность, федеральный государственный образовательный стандарт, форсайт проектирование, форсайт траектория самостоятельности личности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p55-60

COMPETENCE APPROACH TO FORMING SELF-DEPENDENCY OF STUDENTS

BASED ON FORESIGHT DESIGN

Galina Gazimovna Gorelova, the doctor of psychological sciences, professor, Evgeniy Sergeevich Pleshkov, the senior lecturer, South Ural State University, Chelyabinsk, Elena Klimentevna Shibanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch, Chelyabinsk

Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is dedicated to investigating the new technologies of the future higher education on the basis of the competence approach to forming the self-dependency of students with using the foresight design. The implementation of the foresight design technology into the educational process is intended to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.