Научная статья на тему 'Исследование степени самоактуализации и рефлексии студенток медицинского вуза в зависимости от состояния здоровья'

Исследование степени самоактуализации и рефлексии студенток медицинского вуза в зависимости от состояния здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бянкина Лариса Владимировна, Изотова Виктория Михайловна

Формирование сознательного отношения к собственному здоровью у студенческой молодежи является актуальной проблемой, которая привлекает к себе внимание ученых, специализирующихся в разных областях. Решение данной задачи предполагает не только формирование знаний и умений, связанных с укреплением здоровья, в том числе и из области физической культуры, но и общего уровня развития сознательности человека. Развитие сознательности в отечественной психологии традиционно связывают с уровнем рефлексии и самоактуализации. Для будущих врачей, чья профессия связана с восстановлением здоровья пациентов должны быть неоспоримыми не только важность собственного здоровья, но и регулярные занятия физической культурой и спортом. В статье проведен сравнительный анализ степени самоактуализации и рефлексии студенток медицинского вуза основной и специальной медицинских групп, а также девушек, готовящихся к Фестивалю студентов медицинских и фармацевтических вузов России «Физическая культура и спорт вторая профессия врача» в группе летнего многоборья. Одной из задач проводимого исследования явилось обнаружение значимых связей между показателями рефлексии и четырнадцати шкал самоактуализации личности. В процессе исследования получены выводы об особенностях самоактуализации и рефлексии студенток основной и специальной медицинских групп, а также девушек, занимающихся дополнительно в секции летнего многоборья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бянкина Лариса Владимировна, Изотова Виктория Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of self-actualization and reflection degree of medical university students depending on health status

Annotation The formation of the conscious attitude to their own health among the students is an urgent problem that attracts the attention of the scientists specializing in different fields. The solution of this problem involves not only the formation of the knowledge and skills related to the promotion of health, including in the field of physical culture, but also the overall level of human consciousness. The development of consciousness in Russian psychology is traditionally associated with the level of the reflection and self-actualization. For the future doctors, whose profession is related to the restoration of the patients' health, not only the importance of their own health should be undeniable, but also the regular exercise and sports. The article presents the comparative analysis of the self actualization and reflection degree of the medical university students of the main and special medical groups, as well as girls preparing for the Festival of students of medical and pharmaceutical universities of Russia "Physical culture and sport a doctor’s second profession " in the group of summer multiathlon. One of the objectives of the study was to find significant links between the indicators of reflection and fourteen scales of self-actualization of the personality. During the study, conclusions were drawn about the features of self-actualization and reflection of the students of the main and special medical groups, as well as girls engaged in additional sections of the summer multiathlon.

Текст научной работы на тему «Исследование степени самоактуализации и рефлексии студенток медицинского вуза в зависимости от состояния здоровья»

современном образовательном пространстве : материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - Йошкар-Ола, 2015. - С. 128-130.

3. Повышение уровня физической подготовленности студентов на основе использования функциональных уроков по аквааэробике / Е.В. Любина, Т.Е. Симина, О.Н. Логинов, К.Э. Столяр // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 172-176.

4. Симина, Т.Е. Обучение плаванию студентов с использованием инновационных технологий / Т.Е. Симина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 193-197.

5. Смирнов, А.Э. Военно-профессиональная мотивация / А.Э. Смирнов, А.Р. Пискунов, К.В. Яцук // Молодой ученый. - 2016. - № 30. - С. 366-372.

6. Шалупин, В.И. Роль физических упражнений в психологической подготовке студентов учебных заведений гражданской авиации / В.И. Шалупин, Д.В. Морщинина // Научный вестник МГТУ ГА. - 2010. - № 162. - С. 172-175.

7. Юшков, О.П. Система подготовки резерва спасателей МЧС РФ / О.П. Юшков. - М. : [б.и.], 2006. - 213 с.

REFERENCES

1. Ilyin, E.P. (2000), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.

2. Loginov, O.N. and Stolyar K.E. (2015), "Classes in physical culture as an instrument for ensuring of personal security", Physical activity of the studying youth in modern educational space. Materials All-Russian (with the International participation) scientific and practical conference, Yoshkar-Ola, pp 128130.

3. Lubina, E.V., Simin, I.E., Loginov, O.N., the Stolyar, K.E. (2018), "Increase in level of physical fitness of students on the basis of use of functional lessons of water aerobics", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 161, No. 7, pp. 172-176.

4. Simina, T.E. (2015), "Training in swimming of students with use of innovative technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 193-197.

5. Smirnov, A.E., Piskunov, R.A. and Yatsuk, V.C. (2016), "Military-professional motivation", The young scientist, No. 30, pp. 366-372.

6. Chalopin, V.I. and Marinina, D.V. (2010), "Role of exercise in the psychological preparation of students of educational institutions of civil aviation", Civil aviation high technologies, No. 162, pp. 172-175

7. Yushkov, O.P. (2006), System of reserve training of rescuers of EMERCOM of the Russian Federation, Moscow.

Контактная информация: e-timokhina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2018

УДК 378.17:159.99

ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ

ЗДОРОВЬЯ

Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

Хабаровск,

Виктория Михайловна Изотова, старший преподаватель, Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ), Хабаровск

Аннотация

Формирование сознательного отношения к собственному здоровью у студенческой молодежи является актуальной проблемой, которая привлекает к себе внимание ученых, специализирующихся в разных областях. Решение данной задачи предполагает не только формирование знаний и умений, связанных с укреплением здоровья, в том числе и из области физической культуры, но и общего уровня развития сознательности человека. Развитие сознательности в отечественной психологии традиционно связывают с уровнем рефлексии и самоактуализации. Для будущих врачей, чья профессия связана с восстановлением здоровья пациентов должны быть неоспоримыми не только

важность собственного здоровья, но и регулярные занятия физической культурой и спортом. В статье проведен сравнительный анализ степени самоактуализации и рефлексии студенток медицинского вуза основной и специальной медицинских групп, а также девушек, готовящихся к Фестивалю студентов медицинских и фармацевтических вузов России «Физическая культура и спорт - вторая профессия врача» в группе летнего многоборья. Одной из задач проводимого исследования явилось обнаружение значимых связей между показателями рефлексии и четырнадцати шкал самоактуализации личности. В процессе исследования получены выводы об особенностях самоактуализации и рефлексии студенток основной и специальной медицинских групп, а также девушек, занимающихся дополнительно в секции летнего многоборья.

Ключевые слова: студентки медицинского вуза, самоактуализация, рефлексия.

STUDY OF SELF-ACTUALIZATION AND REFLECTION DEGREE OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS DEPENDING ON HEALTH STATUS

Larisa Vladimirovna Byankina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far East State Academy of Physical Culture, Khabarovsk,

Victoria Mikhaylovna Izotova, the senior teacher, Far State Medical Eastern Federal University, Khabarovsk

Annotation

The formation of the conscious attitude to their own health among the students is an urgent problem that attracts the attention of the scientists specializing in different fields. The solution of this problem involves not only the formation of the knowledge and skills related to the promotion of health, including in the field of physical culture, but also the overall level of human consciousness. The development of consciousness in Russian psychology is traditionally associated with the level of the reflection and self-actualization. For the future doctors, whose profession is related to the restoration of the patients' health, not only the importance of their own health should be undeniable, but also the regular exercise and sports. The article presents the comparative analysis of the self - actualization and reflection degree of the medical university students of the main and special medical groups, as well as girls preparing for the Festival of students of medical and pharmaceutical universities of Russia "Physical culture and sport - a doctor's second profession " in the group of summer multiathlon. One of the objectives of the study was to find significant links between the indicators of reflection and fourteen scales of self-actualization of the personality. During the study, conclusions were drawn about the features of self-actualization and reflection of the students of the main and special medical groups, as well as girls engaged in additional sections of the summer multiathlon.

Keywords: students of medical university, self-actualization, reflection.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема самоактуализации личности может рассматриваться как с точек зрения психологии и педагогики, так и с точки зрения теории физической культуры, с позиций которой строится процесс физического воспитания в вузе. Но если психология объясняет законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает концепции целенаправленного руководства развитием человеческой личности, то в теории физической культуры сегодня на первый план выходят вопросы взаимосвязи личностного и телесного (физического) развития и саморазвития. Доказано, что личность развивается, не просто выполняя физические упражнения, соблюдая принципы физического воспитания, но действуя в рамках определенной специально выстроенной системы, суть которой понята и принята самим занимающимся. Поэтому становится интересным узнать, насколько развита самоактуализация и рефлексия студентов, занимающихся физической культурой дополнительно, занимающихся только в рамках академических занятий, а также студентов, имеющих ограничения в применении физической нагрузки, отнесенных к специальным медицинским группам.

Привлечение студентов-медиков к регулярным занятиям физической культурой и спортом, является одной из целей Фестиваля студентов медицинских и фармацевтических вузов России «Физическая культура и спорт - вторая профессия врача», который проводится с 2012 года. Идея проведения данного фестиваля, который является культурно-спортивным мероприятием, была поддержана Министерством здравоохранения и социального

развития России. В рамках подготовки к участию в Фестивале в медицинских и фармацевтических вузах действуют секции по подготовке к летнему многоборью, составляющему соревновательную программу и включающему такие дисциплины как: прыжок в длину с места, бег на 60 или 100 м, подтягивание на перекладине в течение 3 минут, либо выполнения упражнений на пресс в течение 1 минуты.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для решения поставленных задач нами были проведены исследования степени самоактуализации и рефлексии у студенток основной и специальной медицинской групп, а также у девушек, целенаправленно готовящихся к фестивалю «Физическая культура и спорт - вторая профессия врача» в секции летнего многоборья. Для оценки степени самоактуализации использовался опросник личностных ориентаций Э. Шострома, адаптированный сотрудниками кафедры социальной психологии МГУ «Самоактуализационный тест» (САТ) [2], а для исследования рефлексии опросник А.В. Карпова [1]. Материалом для данного исследование явилось анкетирование 55 девушек, при этом, 21 студентка занималась в основной группе, 23 девушки - в специальной медицинской группе, а 11 - в секции летнего многоборья.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Данные, полученные в ходе исследования представлены в таблице. Из пятнадцати исследованных параметров достоверные различия наблюдаются в следующих показателях: ориентация во времени и сензитивность (рассматриваемая в данном тесте как отчет в своих потребностях) у девушек занимающихся дополнительно и в основной группе, а также по шкале самоуважение между группами студенток из секции многоборья и девушками как основной, так и специальной медицинской групп. Данный факт однозначно указывает на то, что студентки, занимающиеся в секции, больше ценят свои достоинства и положительные свойства характера. В остальных показателях разница не достоверна.

Таблица - Показатели анкетирования самоактуализации и рефлексии студенток медицинского вуза____

Показатели Специальная медицинская группа Основная группа Секция летнего многоборья

Шкалы теста «САТ»

Ориентация во времени 7,5±0,6 7,42±0,47 9,1±0,59

Поддержка 46,16±1,82 46,28±2,24 50,8±2,69

Гибкость поведения 13,3 +0,55 13,52±1 12,5±0,59

Ценностные ориентации 10,6±0,49 11,04±0,88 11,5±1,29

Сензитивность 6,78±0,44 5,47±0,35 7±0,39

Спонтанность 7,17±0,38 7,33±0,53 8,1±0,79

Самоуважение 7,56±0,6 8,1±0,59 10,7±0,69

Самопринятие 10,7±0,71 9,33±0,76 10,2±0,79

Представления о природе человека 5±0,38 4,9±0,29 5,1±0,49

Синергия 3,8±0,16 3,52±0,17 3,2±0,19

Принятие агрессии 7,2±0,44 6,76±0,41 7,8±0,49

Контактность 9,35±0,71 9,57±0,65 8,9±0,59

Познавательная потребность 5,39±0,55 4,8±0,29 5,8±0,89

Креативность 6,78±0,38 7±0,35 7,7±0,49

Рефлексия 123,43±3,92 123,42±2,95 128,4±3,69

Также в каждой группе изучались корреляционные матрицы выделенных параметров. В основной группе показатели шкалы поддержки, определяющей степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне на высоком уровне значимости связаны с показателями шкал ценностных ориентаций, определяющих насколько человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (г=0,79), с гибкостью поведения (г=0,82), сензитивностью (г=0,76) спонтанностью (г=0,75), самопринятием

(r=0,75); между гибкостью поведения и сензитивностью (r=0,80); между ценностными ори-ентациями и самоуважениями. В группе девушек, занимающихся летним многоборьем значимые связи обнаружены только между показателями ориентации во времени и поддержки (r=0,68), а также ориентации во времени и креативности (r=0,75). В группе девушек, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе значимые связи обнаружены между показателями шкалы поддержки и такими шакалами как ценностные ориентации (r=0,69) и гибкость поведения (r=0,78).

ВЫВОДЫ

Основная масса изученных показателей находится на среднем уровне, а также имеет значительный размах вариации, указывающий на то, что выбранный нами критерий для выделения групп не влияет на все шкалы самоактуализации и рефлексию. Также обращает на себя внимание факт наличия отрицательной зависимости разной степени значимости показателей рефлексии и шкалами самоактуализации во всех выделенных подгруппах, из чего можно предположить, что рефлексия, а именно тщательное планирование, обдумывание и анализ собственной деятельности могут несколько тормозить спонтанное и свободное самовыражение студенток.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.

2. Самоактуализационный тест (САТ) // URL : http://hr-portal.ru/tool/samoaktualizacionnyy-test-sat (дата обращения: 01.11.2018).

REFERENCES

1. Karpov, A.V. (2003), "Reflexivity of mental property and methods of its diagnostics", Psychological journal, Vol. 24, No. 5, pp. 45-57.

2. Self-actualization test (SAT), available at: http://hr-portal.EN/tool/samoaktualizacionnyy-test-

sat

Контактная информация: larisa.byankina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 30.11.2018

УДК 378

ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ АННОТАЦИИ К НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ТЕКСТУ СТУДЕНТОВ ХИМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В САМАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Ирина Владимировна Власова, преподаватель, Алла Александровна Нечаева, преподаватель,

Самарский государственный технический университет (СамГТУ), Самара

Аннотация

В статье рассматриваются особенности технических текстов и подготовки студентов к написанию аннотаций к ним. Основным средством обучения студентов химических специальностей являются разработанные авторские учебно-методические пособия. Они построены с учетом междисциплинарных связей с дисциплинами гуманитарного и социально-экономического циклов и направлены на подготовку написания аннотаций, необходимых для работы над техническими текстами по специальности различного уровня на различных ступенях образования. Для правильного написания аннотации к научной статье даются четкие установки и рекомендации, а также клише, для более точной передачи содержания статьи. Студентам предлагается план написания аннотации, приводятся лексические задания, которые успешно и целенаправленно выводят студента к написанию аннотации к статье.

Ключевые слова: аннотация; студенты вуза; иностранный язык; научно-технический текст; рекомендации; план аннотации; лаконичность языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.