Научная статья на тему 'Исследование невербальной креативности спортсменов в игровых видах спорта'

Исследование невербальной креативности спортсменов в игровых видах спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бянкина Лариса Владимировна, Шпак Екатерина Аркадьевна, Новиков Иван Олегович

Современное образование, в том числе и в области физической культуры и спорта, предъявляет к личности обучающегося обновленные требования, выражающиеся в перечне компетенций, подлежащих формированию в процессе его получения. Стремительное развитие науки и техники в двадцатом веке востребовало опережающую функцию образования, проявляющуюся в готовности человека действовать в нестандартных ситуациях, то есть в развитии его творческого потенциала. Развитие творческого мышления в федеральных стандартах по спортивной подготовке прописано для игровых видов спорта, поэтому тестирование креативности и последующее ее развитие представляет интерес как с практической, так и с методической точки зрения. В статье описывается применение теста «Диагностика невербальной креативности» Воронина А.Н. для определения творческого мышления спортсменов в игровых видах спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бянкина Лариса Владимировна, Шпак Екатерина Аркадьевна, Новиков Иван Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of athletes’ non-verbal creativity in team sports

Modern education, including the field of physical culture and sport makes to a student's individuality the updated requirements, as expressed in the list of competences, being formed in the process of getting it. The rapid development of science and technology in the twentieth century, claimed the priority function for the education, which is manifested in a person’s willingness to act in unusual situations, namely in the development of his creative potential. The development of creative thinking was prescribed for team sports in the Federal standards of sports training, therefore, the creativity testing and its subsequent development is of interest both from the practical and methodological point of view. The article describes the application of the test "Diagnostics of non-verbal creativity" by Voronin A.N. to determine athletes’ creative thinking in team sports.

Текст научной работы на тему «Исследование невербальной креативности спортсменов в игровых видах спорта»

Контактная информация: ale26323499@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.02.2018

УДК 796.01:159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ В

ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Аркадьевна Шпак, студентка, Иван Олегович Новиков, магистрант, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

Хабаровск

Аннотация

Современное образование, в том числе и в области физической культуры и спорта, предъявляет к личности обучающегося обновленные требования, выражающиеся в перечне компетенций, подлежащих формированию в процессе его получения. Стремительное развитие науки и техники в двадцатом веке востребовало опережающую функцию образования, проявляющуюся в готовности человека действовать в нестандартных ситуациях, то есть в развитии его творческого потенциала. Развитие творческого мышления в федеральных стандартах по спортивной подготовке прописано для игровых видов спорта, поэтому тестирование креативности и последующее ее развитие представляет интерес как с практической, так и с методической точки зрения. В статье описывается применение теста «Диагностика невербальной креативности» Воронина А.Н. для определения творческого мышления спортсменов в игровых видах спорта.

Ключевые слова: творческое мышление, креативность, игровые виды спорта.

STUDY OF ATHLETES' NON-VERBAL CREATIVITY IN TEAM SPORTS

Larisa Vladimirovna Byankina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterina Arkadievna Shpak, the student, Ivan Olegovich Novikov, the master student, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk

Annotation

Modern education, including the field of physical culture and sport makes to a student's individuality the updated requirements, as expressed in the list of competences, being formed in the process of getting it. The rapid development of science and technology in the twentieth century, claimed the priority function for the education, which is manifested in a person's willingness to act in unusual situations, namely in the development of his creative potential. The development of creative thinking was prescribed for team sports in the Federal standards of sports training, therefore, the creativity testing and its subsequent development is of interest both from the practical and methodological point of view. The article describes the application of the test "Diagnostics of non-verbal creativity" by Voronin A.N. to determine athletes' creative thinking in team sports.

Keywords: creative thinking, creativity, team sports.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие творческого мышления, креативности, нестандартного мышления, готовности действовать в нестандартных ситуациях на сегодня является одним из требований, прописанными в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных требованиях к предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта и федеральных стандартах спортивной подготовки по игровым видам спорта.

В современной психологической науке разработан достаточно обширный инструментарий по диагностике креативных способностей, главным образом базирующийся на батарее тестов Торренса [5]. В данной батарее представлены 12 тестов, определяющие словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое

творческое мышление. Основываясь на идее С.Е. Ячина о четырех модусах творчества: созидание нового предмета из материала природы, созидание нового смысла из «материала» языка, созидание «лучшего» образа тела из материала телесности и «совершенствование души» [4, с. 58], считаем возможным рассмотрение изобразительного творческого мышления как проявления созидания «лучшего» образа тела из материала телесности. Безусловно сама эта возможность требует более глубокого теоретического и экспериментального обоснования, однако указание на развитие творческого мышления в федеральных стандартах спортивной подготовки требует аппарата, позволяющего с одной стороны отбирать детей, проявляющих большую склонность к творческим проявлениям, а, с другой стороны, оценить динамику развития творческого мышления в процессе подготовки. Как нами уже указывалось [1], выделение целого раздела в программе спортивной подготовки под названием "Развитие творческого мышления" по замыслу разработчиков, призвано обеспечить в первую очередь формирование тактического мышления, однако задачи подготовки этим не ограничиваются, и ставится цель развития творческих способностей ребенка, занимающегося игровыми видами спорта, в целом.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Сбор первичной информации проводился при помощи теста «Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса)» А.Н. Воронина [2]. Данная методика представляет собой шесть картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. Получившиеся картинки необходимо подписать для понимания сути рисунка. Экспериментатор сравнивает полученные результаты с атласом типичных рисунков, определяя индексы оригинальности и уникальности рисунков. Минимальные значения показателей оригинальности и уникальности ноль, максимальные - по индексу оригинальности - единица, по индексу уникальности - шесть.

По данной методике нами были обследованы дети, занимающиеся футболом в возрасте 9-11 лет (20 человек), а также студенты физкультурного вуза, занимающиеся игровыми видами спорта: футболом (9 человек), хоккеем (11 человек). Все испытуемые мужского пола. Кроме того, методом экспертной оценки для детей 9-11 лет были получены баллы, отражающие их технико-тактическую подготовленность.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализируя полученные результаты в первую очередь можно сказать, что как в выборке детей младшего школьного возраста, так и в выборке студентов размах вариации достаточно большой и составляет 0,44 и 0,36 соответственно. Наименьший результат в выборке футболистов младшего школьного возраста по индексу оригинальности - 0,40, самый большой - 0,84, у студентов самый маленький показатель индекса оригинальности 0, 32 и, самый большой - 0,68. Разница между показателями двух выборок достоверна (Р <0,05), у детей показатель индекса оригинальности выше, чем у студентов.

При интерпретации полученных данных можно сделать несколько предположений. Не вызывает сомнения факт лучшей технико-тактической подготовленности студентов, вследствие более длительной подготовки и более высокого уровня мастерства, и, если предположить, что применяемая методика исследования адекватно отражает развитие творческого мышления, а именно уровня невербальной креативности, то результативность технико-тактической деятельности спортсмена, занимающегося игровыми видами спорта, не зависит от оригинальности мышления. Для подтверждения данной гипотезы с привлечением экспертов, в роли которой выступили тренеры по футболу, имеющие стаж работы не менее пяти лет, нами была оценена технико-тактическая подготовленность футболистов младшего школьного возраста. Коэффициент корреляции между индексом оригинальности и оценками экспертов составил г=0,34, что является недостоверным и подтверждает

гипотезу о том, что использование результатов, полученных при помощи методики «Диагностика невербальной креативности» не может прогнозировать успешность технико-тактической деятельности спортсменов, выступающих в игровых видах спорта.

Для интерпретации полученных данных обратимся также к идее первичной и вторичной креативности А. Маслоу [3]. Иллюстрацией первичной креативности можно считать следующий его пример, описанный в книге. «От юного атлета я научился тому, что красивое и эффективное движение может быть настолько же продуктивным, как сонет, и может быть достигнуто благодаря тому же творческому процессу» [3, с. 117]. Ученый рассматривает творческие проявления буквально во всех видах деятельности, включая и физ-культурно-спортивную. Однако вводя понятия первичной и вторичной креативности, и объясняя первичную как порыв, спонтанность, свободное самовыражение, а вторичную как труд, усилие, мастерство, психолог очень четко обозначает место педагогического процесса в деле развития творческих способностей. По идее А. Маслоу, «процесс обучения, который мало помогает освобождению подавленных и вытесненных инстинктов, может многое сделать для принятия первичных процессов в сознании и предсознательном. Обучение искусству, поэзии, танцу может сделать многое в этом направлении.» [3, с. 121]. Как мы изначально предполагали, данный ряд вполне естественно продолжить занятиями физической культурой и, в частности игровыми видами спорта, поскольку именно в игре проявляется спонтанность, непосредственность и свобода человека. Однако полученные данные позволили предположить, что обучение конкретным техническим действиям, их комбинациям, тактике и стратегии игры не развивает спонтанности ребенка, его первичной креативности. Вполне возможно применение методики «Диагностика невербальной креативности» на начальном этапе отбора детей, однако это требует проведения дальнейших исследований.

ВЫВОДЫ

Применение теста невербальной креативности для определения творческого мышления детей, занимающихся игровыми видами спорта, требует дальнейшего теоретического и экспериментального обоснования, поскольку полученные данные не позволяют подтвердить первоначальную гипотезу о соотносимости данных, полученных при помощи данной методики и оценки технико-тактической подготовленности детей экспертами.

В целом, проведенное исследование позволяет заключить, что идея потенциала физ-культурно-спортивной деятельности для развития творческих способностей человека весьма актуальна, противоречива, вследствие чего требует своего дальнейшего, более детализированного изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бянкина, Л.В. Возможности рассмотрения творческого мышления в теннисе как механизма развития субъектности личности / Л.В. Бянкина, Е.А. Шпак // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - Вып. 3. - С. 90-95.

2. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 1999.

- 356 с.

3. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с.

4. Ячин, С.Е. Аналитика человеческого бытия: введение в опыт самопознания. Систематический очерк : монография / С.Е. Ячин. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 210 с.

5. Torrance, E.P. Guiding Creative Talent / E.P. Torrance. - New York : Prentice Hall, 1962. -

278 p.

REFERENCES

1. Byankina, L.V. and Shpak, E.A. (2017), "Possible consideration of creative thinking in tennis as a mechanism of development of subjectivity of the person", Messenger of the Tula state University. Physical culture. Sport, No. 3, pp. 90-95.

2. Druzhinin, V.N. (2002), Psychology of General abilities, Peter, St, Petersburg.

3. Maslow, A. (2002), Toward a psychology of being, EKSMO-Press, Moscow.

4. Yachin, S.E. (2014), Analytics of human existence: an introduction to the experience of the self. Systematic essay: monograph, INFRA-M, Moscow.

5. Torrance, E.P. (1962), Guiding Creative Talent, Prentice Hall, New York.

Контактная информация: larisa.byankina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 31.01.2018

УДК 378

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-ЖЕНЩИН В УСЛОВИЯХ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСКАХ

Дмитрий Анатольевич Волосков, старший преподаватель, Рязанское Высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии Маргелова В. Ф. (РВВДКУ), Рязань, Галина Владимировна Волоскова, кандидат педагогических наук, Рязанский городской Дворец детского творчества, Рязань

Аннотация

В данной статье рассматривается основные факторы, обуславливающие изменения и преобразования в военно-профессиональном образовании на современном этапе, возрастание роли физической подготовки в образовательном процессе военного вуза. Привлечение на обучение в военные вузы женщин актуализирует проблему физической подготовки данного контингента. Результаты проведенной исследовательской работы позволили нам предложить ряд практических рекомендаций для повышения эффективности физической подготовки женщин-военнослужащих, сохранения и укрепления их здоровья в процессе военной службы. В ходе научного исследования вопросов организации и построения физической подготовки курсантов-женщин в образовательном процессе военного вуза выявлены, апробированы и предложены методические рекомендации преподавателям, командирам с целью усиления их мотивации к учебно-спортивной деятельности, приобщения к физкультурно-спортивному самовоспитанию и самосовершенствованию, ориентации девушек на овладение военной деятельностью на высоком профессиональном уровне, а также сохранению здоровья на всем протяжении военной службы.

Ключевые слова: воздушно-десантные войска, курсанты-женщины, физическая подготовка, мотивация, преподаватель, военно-профессиональная деятельность, методические рекомендации, сохранение здоровья.

MODERN APPROACHES TO SOLUTION OF HEALTH MAINTAINING PROBLEM AMONG FEMALE MILITARY PERSONNEL IN THE CONDITIONS OF PASSING MILITARY SERVICE IN AIRBORNE TROOPS

Dmitry Anatolyevich Voloskov, the physical training senior instructor,

Ryazan Airborne Academy, Ryazan, Galina Vladimirovna Voloskova, the candidate of pedagogical sciences, Ryazan Children's Art Palace, Ryazan

Annotation

This article examines the main factors that cause changes and transformations in military-professional education at the present stage, the increasing role of physical training in the educational process of a military higher school. Attraction to training in military universities of women actualizes the problem of their physical training. The results of the research work allowed us to offer a number of practical recommendations for increasing the effectiveness of physical training for women soldiers, maintaining and strengthening their health in the military service process. In the course of the scientific research on the organization and construction of physical training for female cadets in the educational process of the military university, methodological recommendations were recommended to instructors and commanders with a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.