Список литературы
1. Портер М. Международная конкуренция // Пер. с англ. / под ред. И с послесловием Щетинина В.Д. Москва, Международные отношения, 1993. С. 13.
2. Фокин С. Влияние транснациональных компаний на конкурентоспособность стран // М. МГУ им. Ломоносова, 2002.
3. Официальный сайт Мирового банка (World Bank Organization). [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.worldbank.org/ (дата обращения: 05.06.2017).
4. WEF. The Global Competitiveness Report 2008-2009. World Economic Forum, 2008.
5. Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.prezident.az/ (дата обращения: 05.06.2017).
6. Официальный сайт Министерства экономического развития Азербайджанской республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.еconomу.gov.az/ (дата обращения: 05.06.2017).
7. Юсифов Д.Р. Вопросы роста конкурентоспособности экономики Азербайджанской Республики // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Баку, 2010. С. 18.
8. Нурлихина Г.Б. Конкурентоспособность национальной экономики в контексте устойчивого развития // Материалы Международной научно-практической конференции. г. Алматы, 2005. С. 147.
9. Гаджиева Н.А. Маркетинг. Учебник. Издательство Кооперация. Баку, 2014.
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ Воитлева З.А.1, Бердиева Ш.Н.2
1Воитлева Зара Адалгериевна - кандидат экономических наук, доцент;
2Бердиева Шекер Нурмухамметовна - студент, направление: прикладная информатика, кафедра информационной безопасности и прикладной информатики, факультет информационных систем в экономике и юриспруденции, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп
Экономические реформы привели к обострению кризиса в России, что вызвало необходимость в антикризисном управлении, т. е. комплексе методов, форм и процедур по социально-экономическому оздоровлению организаций, предпринимателей, отраслей экономики, а также созданию условий, необходимых для выхода из кризисного состояния.
Важным показателем антикризисного управления является его эффективность, которая отражает соотношение степени достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса, т. е. эффекта и затраченных для этого ресурсов [1]. Повышению эффективности антикризисного управления способствует использование новых информационных технологий.
Существуют специализированные пакеты прикладных программ, предназначенных для автоматизации внешнего антикризисного управления, в частности, СППР «Инвестор» [3]. Они позволяют осуществлять сравнительный анализ, а также отбор на ее основе перспективных инновационных проектов и, кроме того, оптимизацию распределения ресурсов по времени финансирования проектов.
Можно отметить также пакет «Combi-PC», предназначенный для проведения анализа по видам продукции, вариантам планов, мероприятиям, исполнителям, фирмам и т. д.
В основе специализированных программ для антикризисного управления, как правило, лежит один из принципов:
- диагностика возможного банкротства организации, в основе которой лежит оценка ее кредитоспособности и учет того, что ее снижение говорит об ухудшении финансового состояния и приближении кризиса;
- диагностика на основе оценки предпринимательского риска.
Большой интерес представляют так называемые программы адаптивного управления фирмой, к которым можно отнести систему поддержки принятия решений EIS-MANAGER [2]. Адаптация направлена на поддержание устойчивости организации. Она определяется путем оценки внешних и внутренних изменений и характеризуется гибкостью и способностью системы управления изменять свои состояния.
«EIS--MANAGER» - это нечетко-нейронная интеллектуальная система поддержки принятия решений, которая содержит язык представления знаний «EIS-FUZZY Script», позволяющий на языке, близком к естественному, формировать базу менеджерских знаний.
В настоящее время существуют такие системы как Инвестор, EXCO, COMBI-PC, программы финансового анализа и прогнозирования деятельности организации, применяемые для управления кризисами: на этапе прогнозирования кризисов, их диагностики, разработки и реализации антикризисных стратегий.
По мнению экспертов, любой организации можно порекомендовать создание внутрифирменной информационной системы, в основе которой - внутренняя база данных этой организации, позволяющая осуществлять мониторинг и накопление информации о ее состоянии, анализ данных и многовариантное прогнозирование, оптимизацию, расчет показателей эффективности организации. Для этого можно использовать, например, готовый пакет программ «Project Expert».
С целью разработки методики выявления скрытой стадии кризиса возможно использование программы MS Excel. Возможны построение и реализация модели, которая на основе занесения данных бухгалтерской отчетности организации осуществляет расчеты по методике распознавания скрытой стадии кризиса, строит таблицы «слабых» сигналов об угрозе кризиса, а также производит расчеты количественных характеристик скрытого кризиса. После этого делается вывод о наличии или отсутствии скрытого кризиса и осуществляется краткосрочное прогнозирование.
В заключение следует отметить, что даже эффективно работающая организация, существующая сегодня в рыночных условиях, нуждается в антикризисном управлении. Это - не только управление организацией в период кризиса с привлечением процедур банкротства, но и предкризисное управление, которое предназначено для разработки мер по недопущению кризиса, а также послекризисное управление, которое направлено на ликвидацию отрицательных последствий кризиса и использование его позитивных результатов.
Список литературы
1. Воитлева З.А. Толкования сущности экономической эффективности
сельскохозяйственного производства // Московское научное обозрение, 2012. № 1.
С. 23-24.
2. Долятовский В.А. Методы эволюционной и синергетической экономики в
управлении: Монография / В.А. Долятовский, А.И. Касаков, И.К. Коханенко.
Отрадная: РГЭУ-ИУБиП-ОГИ, 2003. 587 с.
3. Корнаков А.Н. Информационные технологии в антикризисном управлении // Вестник государственного областного университета. Серия: Экономика, 2010. С. 102-104.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
12 Воитлева З.А. , Нурыева Г.Ф.
1Воитлева Зара Адалгериевна - кандидат экономических наук, доцент; 2Нурыева Гозель Фаритовна - студент, направление: прикладная информатика, кафедра информационной безопасности и прикладной информатики, факультет информационных систем в экономике и юриспруденции, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп
Управление деятельностью предприятия - это определенные действия его руководства по отношению к объекту управления, т. е. трудовому коллективу или производственной системе. Эти действия состоят в выработке управленческого решения, доведении его до исполнителей и контроле результатов выполнения.
Повышение эффективности управления - это одно из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом [1]. А поскольку в условиях рыночной экономики значительно усложняются задачи в области организации производственной деятельности, планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями и пр., их эффективное решение требует применения современной автоматизированной информационной системы. Таким образом, повышение эффективности управления требует его автоматизации.
Отметим, что информационная технология, являющаяся основной составляющей автоматизированной информационной системы, связана с особенностями предприятия.
На малых предприятиях информационные технологии обычно предназначены для решения задач в области бухгалтерского учета, накопления информации по отдельным видам бизнес-процессов, создания информационных баз данных по различным направленности деятельности и пр. Им можно порекомендовать использовать комбинированную информационную технологию, сочетающую распределенную обработку данных с централизацией информационных ресурсов в автоматизированном банке данных. Центральной вычислительной системой, выполняющей организацию автоматизированного банка данных, может быть и№Х-сервер, мэйнфрейм или суперкомпьютер.
На средних предприятиях особую значимость имеет функционирование электронного документооборота. Решается более широкий круг задач, связанных с организацией автоматизированных хранилищ и архивов информации. При этом существует возможность их структуризации, поиска, защиты информации и т. д. Для организации информационной технологии можно использовать несколько серверов в различных структурных подразделениях. Локальная вычислительная сеть может быть двухуровневой: на верхнем уровне - коммуникационная среда для обмена информацией между локальными серверами, на нижнем - подключение локальных вычислительных сетей каждого подразделения к локальному серверу.
На крупных предприятиях целесообразно использование информационных технологий, в основе которых - современные программно-аппаратные комплексы, включающие телекоммуникационные средства связи, многомашинные комплексы, развитую архитектуру «клиент-сервер», высокоскоростные корпоративные
60