Научная статья на тему 'Современные факторы, определяющие конкурентоспособность экономики'

Современные факторы, определяющие конкурентоспособность экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
703
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / МАКРОКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФАКТОРНЫЕ УСЛОВИЯ / БАЗИСНЫЕ ФАКТОРЫ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиева Нушаба Аслановна, Мамедов Худаяр Бакир Оглы

Национальная конкурентоспособность является главным показателем, отражающим состояние экономики страны и перспективы ее экономического развития. В современных условиях научно-технического развития и крупномасштабного трансграничного перемещения капитала, глобализации рынков и производства, конкурентоспособность товаров, предприятий и стран все в большей степени определяется способностью национальной экономики генерировать и внедрять инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные факторы, определяющие конкурентоспособность экономики»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ

1 2 Гаджиева Н.А. , Мамедов Х.Б.

1Гаджиева Нушаба Аслановна - кандидат экономических наук, доцент;

2Мамедов Худаяр Бакир оглы - старший преподаватель, кафедра маркетинга, Азербайджанский технологический университет, г. Гянджа, Азербайджанская Республика

Аннотация: национальная конкурентоспособность является главным показателем, отражающим состояние экономики страны и перспективы ее экономического развития. В современных условиях научно-технического развития и крупномасштабного трансграничного перемещения капитала, глобализации рынков и производства, конкурентоспособность товаров, предприятий и стран все в большей степени определяется способностью национальной экономики генерировать и внедрять инновации.

Ключевые слова: конкурентоспособность, национальная экономика, инвестиции, макроконкурентоспособность, факторные условия, базисные факторы, инновации.

В мире нет ни одной страны, которая могла бы конкурентоспособной во всем и при этом имела бы гарантированные на все времена преимущества. Большинство достигших успеха стран проходили ряд стадий накопления конкурентоспособности.

Конкурентоспособность любого государства проявляется в повышении роли и авторитета страны на международной арене, в способности государств решать насущные проблемы своих граждан, повышении качества предоставляемых услуг. Поэтому в условиях нарастающей глобализации, требующей все большей открытости национальных экономик, Республике Азербайджан необходимо на фоне усиливающейся международной конкуренции строго следовать целенаправленной государственной политике в области развития конкурентоспособности страны, обозначенной в Послании Президента народу Азербайджана.

Вопрос о сущности конкурентоспособности недавно вошел в центр внимания азербайджанской экономической теории и практики хозяйствования, в то время как на Западе данная проблема рассматривается в аспекте национальной государственной безопасности уже давно.

Как считает авторитетный американский ученый, член Комиссии по конкурентоспособности в промышленности при президенте США М. Портер, пока «не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Для фирм конкурентоспособность означает возможность конкурировать на мировом рынке при наличии глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означает положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность означает низкие производственные затраты на единицу продукции, приведенные к обменному курсу. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны - это продуктивность использования ресурсов» [1, с. 13]. Рост уровня жизни в стране напрямую зависит от способности ее компаний добиваться продуктивного использования ресурсов, причем постоянно его, увеличивая» [2].

Американские экономисты М. Эрлих и Дж. Хайн еще тридцать лет назад определяли международную конкурентоспособность как «способность страны или фирмы продавать свои товары» [8, с. 146]. Согласно определению Комиссии по индустриальной конкурентоспособности при Президенте США под

конкурентоспособностью страны понимается «степень возможности нации при условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги, которые отвечают требованиям мировых рынков, при одновременном сохранении или увеличении реальных доходов своих граждан».

В экономической науке советского периода понятие конкурентоспособности не рассматривалось. Объектом изучения в основном была конкурентоспособность отдельных товаров. Однако в период распада СССР и обретения независимости советскими республиками, произошла переоценка подходов к этой категории и осознание того, что полноправное включение Азербайджанской Республики в число основных участников современной глобальной экономики невозможно без кардинального повышения конкурентоспособности страны в целом, а не только отдельных ее товаров Конкурентоспособность товара - относительная и обобщённая характеристика товара, выражающая его отличия от товара - конкурента [9, с. 237].

Целями экономической реформы в Азербайджане являются перевод хозяйства страны на более интенсивный путь развития, повышение эффективности использования ресурсов, и углубление интеграции в современную систему международного разделения труда, дающее производству многие преимущества. Одним из главных инструментов для их достижения, как представляется, должна стать разработка и внедрение инновационной политики при параллельном решении таких вопросов, как облагораживание структуры и наращивание объемов экспорта продукции с более высокой долей добавленной стоимости, импортозамещение, и привлечение иностранных инвестиций для получения современных технологий.

В современных условиях на передний план выходят такие факторы повышения конкурентоспособности, как развитая инфраструктура, высококвалифицированный и образованный персонал, научный потенциал, внедрение новых технологий, развитие которых требует больших усилий со стороны государства, макроэкономической стабильности и инвестиций.

Для достижения успеха компании должны переходить от использования базисных факторных условий (дешевая рабочая сила или природные ресурсы) к конкурентным преимуществам, связанным с уникальной продукцией или технологией, т.е. к развитым факторам. То, что являлось важным при традиционных методах конкуренции, становится второстепенным в условиях современной конкуренции, основанной на использовании последних достижений научно-технического прогресса.

Известно, что, базисом «верхнего пути к конкурентоспособности» является инновационная экономика, сориентированная на разработку новой продукции повышенной потребительской и рыночной ценности. Доля экономических и инновационных показателей в рейтингах конкурентоспособности очень высока. Например, в Индексе глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума доля макроэкономических показателей составляет около 25%, плюс 50% - доля факторов технологического развития и инновационности, и остается лишь 25% - на все остальные показатели. Эксперты тесно увязывают инновации и экономический рост, конкурентоспособное развитие экономик в условиях глобализации.

С учетом критерия инновационности, в современных взглядах сложилась классификация государств, различающая страны первого, второго и третьего поколений. В странах первого поколения упор делается на таких отраслях, как добывающая промышленность, высокопроизводительное сельское хозяйство, производство электроэнергии, машиностроение. В государствах второго поколения акцент делается на наукоемкие технологии, являющиеся основой экономики. Ключевая роль в этих странах отводится интеллектуальному капиталу, образовательному уровню населения, научным исследованиям и технологической культуре. Наконец, в государствах третьего поколения основным продуктам становятся новые технологии и новые идеи. Ключевое значение в экономиках этих

54

стран приобретает творческий человеческий потенциал как важнейший ресурс общества, поскольку именно он определяет возможность создания инновационной основы экономики.

В Азербайджане на высшем уровне была поставлена задача проведения работ по инновационной системе:

> сделан серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций;

> Азербайджан в полной мере реализовал и реализует себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации;

> Азербайджан стал экспортером интеллектуальных услуг, использована инновационная среда, которая поставила производство новых знаний «на поток»;

> создана необходимая инновационно-интеллектуальная инфраструктура: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд;

> сформированы благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности;

> государство оказывало содействие в приобретении современных технологий, в первую очередь для модернизации приоритетных секторов промышленности. В этой связи проанализирована возможность направления ресурсов в капитал соответствующих финансовых институтов, занимающихся лизингом, кредитованием и страхованием такого рода контрактов;

> надежная защита интеллектуальной собственности как необходимое условие развития новых технологий, обеспечение охраны авторских прав внутри страны и защита интересов азербайджанских правообладателей за рубежом.

Не только высокотехнологичные товары с высокой долей добавленной стоимости, но и услуги являются движущей силой экономического роста и играют все большую роль при внедрении инноваций. Конкурентоспособность экономики сегодня определяется не просто конкурентоспособностью выпускаемой продукции, а совокупностью, как продукции, так и пакета услуг, необходимых для ее использования (программное обеспечение, техническое обслуживание, обучение, логистика и т. д.)

Так, низкая оплата труда как фактор конкурентоспособности не является долгосрочным преимуществом, его использование возможно только в относительно короткий период времени, когда расширение высокоэффективных производств на прогрессивной технологической базе осуществляется за счет интенсивного перелива труда из традиционных секторов экономики, или за счет введения в оборот простаивающих резервов. Обычно низкая оплата труда в секторах, из которых идет перелив трудовых ресурсов, оказывает понижательное воздействие на оплату труда в секторах с прогрессивной технологией и высокой производительностью. В результате рост заработной платы отстает от роста производительности труда, что и обусловливает сохранение удельной оплаты труда на относительно низком уровне. По мере исчерпания резерва дешевого труда механизм "экономического чуда" перестает действовать.

Заслугой М.Портера является выделение различных, стадий развития конкурентоспособности в зависимости от источников конкурентных преимуществ. Каждая стадия характеризуется своим набором отраслей, стратегией компании, степенью государственного вмешательства в экономику и направлениями экономической политики [7, с. 19].

Выделяются четыре стадии конкурентоспособности национальной экономики в соответствии с основными движущими силами, определяющими ее развитие в отдельные периоды: экономики стран делятся на движимые факторными условиями, инвестициями, инновациями или богатством. При отнесении к той или иной стадии за основу принимают уровень развития отраслей, способных конкурировать на международном рынке. Ни одна страна не проходит через рассматриваемые стадии в

55

точном соответствии с теорией. В то же время прохождение странами всех стадий не является обязательным.

Первой является т.н. факторная стадия. На этой стадии конкурентные преимущества успешных отраслей экономики основываются на базисных факторах производства - благоприятном климате, богатых природных ресурсах, дешевой рабочей силе и пр. Конкуренция ведется на базе цены в небольшом диапазоне отраслей, где не требуются дорогостоящие или сложные технологии (последние технологии не создаются в стране, а, как правило, импортируются или копируются). Современные технологии появляются благодаря закупке предприятий «под ключ». Ограниченное число национальных фирм поддерживает прямые связи с потребителями, а доступ на внешние рынки обеспечивается в основном иностранными фирмами.

Национальное хозяйство на факторной стадии чувствительно к мировым экономическим кризисам и изменению валютных курсов, которые приводят к колебаниям спроса и цен, а также к утрате используемых факторов и быстро меняющемуся лидерству отраслей. В некоторых случаях наличие богатых природных ресурсов может обеспечить высокий доход на душу населения в течение продолжительного времени (например, в арабских нефтедобывающих странах), но не является здоровой основой для устойчивого роста и эффективности экономики. Факторную стадию проходят многие страны. Она особенно характерна для развивающихся государств и стран с переходной экономикой.

Источниками конкурентоспособности становятся улучшение факторных условий (рабочая сила с высшим образованием, создание научно-исследовательских институтов, развитие инфраструктуры), которые позволяют эффективно использовать более сложные технологии, а также стратегия компаний и внутренняя конкуренция (требуют модернизации производства, снижения издержек, улучшения качества продукции). Важную роль играет установление целей предприятий, предусматривающих инвестирование в технологии и основной капитал. Компании еще не создают уникальную продукцию или технологию, а продолжают конкурировать в стандартных, чувствительных к колебаниям рынка отраслях; выпускаемая ими продукция как минимум на одно поколение отстает от лучших мировых образцов. Но круг конкурентоспособных отраслей постепенно расширяется.

Конкурентоспособность на этой стадии может расти только в капиталоемких и трудоемких отраслях, где возможна экономия на масштабах производства и выпускается стандартизированная продукция. Обычно это зрелые отрасли по производству конечной продукции или базисных компонентов, где национальные фирмы могут достичь преимуществ за счет капиталовложений в современные средства производства. Экономика становится менее зависима от мировых кризисов и колебаний валютных курсов, хотя остается еще неустойчивой.

Роль государства на первых двух стадиях является значительной, и грамотная экономическая политика может способствовать укреплению детерминант конкурентоспособности и росту инвестиций посредством поддержки рисковых проектов, временной защиты перспективных отраслей для создания условий внутренней конкуренции, покупки технологий и содействия экспорту.

Отличительной чертой данной стадии является то, что отечественные фирмы не только улучшают иностранные технологии, но и создают собственные новые. Инновационные процессы распространяются на многие отрасли, происходит вертикальное углубление связей между ними. Конкурентоспособные отрасли по производству конечной продукции способствуют повышению

конкурентоспособности отраслей-поставщиков. Расширяется и горизонтальная интеграция отраслей, что создает возможности для перелива капитала и перекрестного финансирования отраслей.

Постепенно компании выходят на мировой рынок и формируют свои сбытовые сети. Ряд фирм переносит производство в другие страны с целью снижения затрат и повышения его эффективности. Данная стадия характеризуется большим объемом прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Для этой стадии также характерна высокая доля услуг в экономике страны благодаря диверсифицированному спросу.

На стадии нововведений страны более устойчивы к макроэкономическим колебаниям и внешним кризисам, т.к. постоянно обновляют технологию и продукцию производства. Глобальные стратегии компаний предусматривают меры по снижению зависимости от колебаний.

На этой стадии роль государства меняется. Наиболее эффективными становятся косвенные меры регулирования со стороны государства, такие как стимулирование создания более прогрессивных факторов, поощрение создания новых технологий и конкуренции.

Для определения рейтинга конкурентоспособности Всемирным экономическим форумом применялись модели с учетом около 400 показателей, причем методология подсчета постоянно совершенствовалась [4].

Эти данные включали как статистические показатели, так и экспертные оценки, базирующиеся, в основном, на результатах опросов директоров крупных корпораций и других категорий руководителей. Следует отметить, что авторы исследований после кризиса развивающихся рынков ряда НИС в 1998 г. стали уделять больше внимания анализу конкурентоспособности на микроэкономическом уровне. Ими признавалось, что для достижения устойчивой конкурентоспособности необходимо совершенствование микроэкономических основ развития, т.е. создание фирмам благоприятных конкурентных условий. В современной системе мирохозяйственных связей происходят глубокие структурные изменения, порождающие новые явления и проблемы в развитии мирового хозяйства, основными тенденциями которого выступают непрерывный инновационный процесс в производстве, торговле, финансах и расширяющаяся глобализация рынков. Сегодня наибольшее значение приобретают передача технологии, производственная специализация, кооперативные, транснациональные и другие формы международных экономических отношений. Неслучайно общей тенденцией последнего периода стал переход стран к стратегии открытости, к углублению ориентации на мировой рынок.

Транснационализация хозяйственных связей и глобализация рынков приводят к обострению конкурентной борьбы между странами и крупнейшими корпорациями за рынки и сферы влияния, способствуют возникновению новых форм и методов этой борьбы. В настоящее время международная конкуренция приняла в буквальном смысле глобальный характер. Конкуренция рассматривается в качестве инструмента в борьбе за место в мирохозяйственной системе, как механизм повышения эффективности национальной экономики.

Общей основной задачей государств и правительств является повышение уровня жизни граждан, зависящее, в конечном счете, от роста конкурентоспособности национальной экономики. Поскольку на современной стадии развития мирового хозяйства, базирующегося на знаниях, инновации являются главным фактором конкурентоспособности, правительства стремятся стимулировать последние многими способами. Эта их деятельность осуществляется в рамках общенациональной и региональной (Евросоюз-ЕС) инновационной политики.

Как показывает мировой опыт, инновационная деятельность выступает одним их основных инструментов роста конкурентоспособности экономики. Ее влияние, вполне возможно, изменит нынешние представления о факторах, влияющих не только на развитие экономики, но и на развитие стран в целом.

Список литературы

1. Портер М. Международная конкуренция // Пер. с англ. / под ред. И с послесловием Щетинина В.Д. Москва, Международные отношения, 1993. С. 13.

2. Фокин С. Влияние транснациональных компаний на конкурентоспособность стран // М. МГУ им. Ломоносова, 2002.

3. Официальный сайт Мирового банка (World Bank Organization). [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.worldbank.org/ (дата обращения: 05.06.2017).

4. WEF. The Global Competitiveness Report 2008-2009. World Economic Forum, 2008.

5. Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.prezident.az/ (дата обращения: 05.06.2017).

6. Официальный сайт Министерства экономического развития Азербайджанской республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.еconomу.gov.az/ (дата обращения: 05.06.2017).

7. Юсифов Д.Р. Вопросы роста конкурентоспособности экономики Азербайджанской Республики // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Баку, 2010. С. 18.

8. Нурлихина Г.Б. Конкурентоспособность национальной экономики в контексте устойчивого развития // Материалы Международной научно-практической конференции. г. Алматы, 2005. С. 147.

9. Гаджиева Н.А. Маркетинг. Учебник. Издательство Кооперация. Баку, 2014.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ Воитлева З.А.1, Бердиева Ш.Н.2

1Воитлева Зара Адалгериевна - кандидат экономических наук, доцент;

2Бердиева Шекер Нурмухамметовна - студент, направление: прикладная информатика, кафедра информационной безопасности и прикладной информатики, факультет информационных систем в экономике и юриспруденции, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп

Экономические реформы привели к обострению кризиса в России, что вызвало необходимость в антикризисном управлении, т. е. комплексе методов, форм и процедур по социально-экономическому оздоровлению организаций, предпринимателей, отраслей экономики, а также созданию условий, необходимых для выхода из кризисного состояния.

Важным показателем антикризисного управления является его эффективность, которая отражает соотношение степени достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса, т. е. эффекта и затраченных для этого ресурсов [1]. Повышению эффективности антикризисного управления способствует использование новых информационных технологий.

Существуют специализированные пакеты прикладных программ, предназначенных для автоматизации внешнего антикризисного управления, в частности, СППР «Инвестор» [3]. Они позволяют осуществлять сравнительный анализ, а также отбор на ее основе перспективных инновационных проектов и, кроме того, оптимизацию распределения ресурсов по времени финансирования проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.