вычислительные сети. Информационная технология может иметь трехуровневую иерархическую структуру: центральный сервер - в центральном офисе, локальные серверы - в подразделениях и филиалах.
Важно то, что технологические нововведения сказываются на эффективности производства и реализации продуктов, на способах сбора и хранения информации, на том, какие новые товары и услуги потребители хотят получить. Такие нововведения как микроточечные устройства и память на цилиндрических магнитных доменах позволяют хранить на небольшом диске огромный объем информации.
Резюмируя вышесказанное, обозначим преимущества внедрения новых технологий организации управления на предприятии по сравнению с традиционными: рост эффективности принятия решений; рационализация информационных процессов; наличие возможности оперативной настройки системы автоматизации на изменения в работе предприятия; устранение дублирования функций; уменьшение расходов на информационное сопровождение деятельности предприятия.
Российским предприятиям можно порекомендовать одну из следующих стратегий внедрения информационных технологий:
- использовать развивающуюся российскую систему, получая скидки на обновленные версии,
- внедрить недорогую российскую учетную систему и затем интегрировать ее с системой управления предприятием типа ERP [2].
Список литературы
1. Воитлева З.А. Условия эффективности сельскохозяйственного производства в рыночной экономике // Проблемы современной науки и образования, 2013. № 2. С. 93-94.
2. Информационные системы и технологии в экономике и управлении / Под ред. В.В. Трофимова. М.: Высшее образование, 2007. 480 с.
3. Раздорожный А.А. Организация производства и управление предприятием. М.: Экзамен, 2009. 877 с.
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СЕТИ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Жураев Л.Н.
Жураев Лазиз Норович - старший преподаватель, кафедра технологии почтовой связи, факультет информационных коммуникационных технологий в сфере экономики и менеджмента, Ташкентский университет информационных технологий им. Мухаммада аль-Хорезми, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы почтовой связи в самых отдаленных и труднодоступных населенных пунктах республики, регулируемые государством. Ключевые слова: почтовая связь, услуги населению, подготовка специалистов.
Почтовая связь, являясь неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества, содействует укреплению социально-политического единства государства, позволяет создать необходимые условия для осуществления государственной политики в области формирования единого экономического пространства [1].
Производственная деятельность почтовой связи заключается в высококачественном предоставлении услуг населению и юридическим лицам по приему, обработке, перевозке и доставке всех видов почтовых отправлений.
Законом «О почтовой связи» Республики Узбекистан от 22 апреля 2009 года, функции по обязательному предоставлению универсальных услуг в пределах Республики возлагаются на национального оператора почтовой связи. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 июля 2004 года № 339 «О совершенствовании деятельности в сфере почтовой связи» АО «Узбекистан почтаси», определено национальным (назначенным) оператором почтовой связи Республики Узбекистан.
Универсальные услуги - это почтовые услуги, оказываемые пользователям в пределах Республики Узбекистан по доступным ценам и соответствующие установленным требованиям их качества.
АО «Узбекистон почтаси» - единственный в республике почтовый оператор, обладающий широко разветвлённой и территориально распределенной сетью объектов почтовой связи, оказывающий универсальные и другие услуги почтовой связи в самых отдаленных и труднодоступных населенных пунктах республики по доступным тарифам, регулируемым государством.
Кроме этого на АО «Узбекистон почтаси» возложено следующие основные задачи:
- организация и осуществление обмена почтовыми отправлениями, почтовыми переводами денежных средств;
- выполнение обязательств на территории Республики Узбекистан, вытекающих из актов ВПС;
- обязательное предоставление универсальных услуг почтовой связи на основе единых правил и требований ко всем пользователям на всей территории республики;
- применение информационных технологий для повышения качества и надежности почтовой связи;
- осуществление экономических реформ, перехода к рыночным условиям хозяйствования, расширение номенклатуры предоставляемых услуг;
- обеспечение высокого уровня подготовки специалистов в сфере почтовой связи.
На сегодняшний день в целях выполнения возложенных на АО «Узбекистон
почтаси» задач, создана разветвленная сеть почтовой связи, в которой функционирует 17 филиалов, 173 городских и районных узлов почтовой связи, 13 производственных участков, 2 985 отделений почтовой связи, в том числе 2 175 в сельской местности, 20 передвижных отделений связи, 34 авиа, 1 железнодорожный, 484 автомобильных маршрутов.
Организовано 5 829 доставочных участков, в том числе 3 557 в сельской местности, установлено 4 933 почтовых ящиков для сбора письменной корреспонденции, в том числе 3 206 в сельской местности.
Общество, оказывает широкий перечень услуг: доставляет ежегодно более 24,31 млн письменной корреспонденции, 98,2 тыс. посылок, 1,12 млн почтовых переводов денежных средств, 24 532 056 млн. единиц пенсий и пособий, 105,98 млн штук периодических печатных изданий [2].
По направлению применение информационных технологий для повышения качества и надежности почтовой связи на сегодняшний день 1 731 объектов почтовой связи компьютеризированы, и все они подключены к автоматизированным системам «Электронный денежный перевод», «Прием платежей» (АСПП) и «Учет выплаты пенсий и пособий» (АСУВП).
С августа 2010 года в АО «Узбекистон почтаси» функционирует программный комплекс «Автоматизированная система мониторинга прохождения регистрируемых почтовых отправлений (АСМПРО)» На сегодняшний день, к АСМПРО подключены 609 объектов почтовой связи (ОПС). Из них в 187 ОПС обеспечены сканерами штрих кода, 16 объектов почтовой связи снабжены принтерами штрих кода [2].
Несмотря на этих вышеуказанных достижений, на сегодняшний день по эффективному функционированию сети АО «Узбекистон почтаси» возникают следующие проблемы:
- уровень сети почтовой связи остается значительно ниже требуемого для обновления инфраструктуры и перехода на современные технологии производства, так как изношенность основных средств составляет в среднем 50%;
- нынешнее состояние программы «Автоматизированная система мониторинга прохождения регистрируемых почтовых отправлений (АСМПРО)» требует безотлагательной модернизации;
- 1 439 отделений почтовой связи остаются не компьютеризированными. Это приведет к тому что, информация о доставленных и врученных пенсиях и пособиях, а также принятых платежах, оформленных в не компьютеризированных отделениях, вносятся в течение 2-3 дней в АСПП или АСУВП через специально выделенные автоматизированные рабочие места узлов почтовой связи;
- отсутствие надежных каналов передачи данных;
- локальное использование программы бухгалтерского учета и аппарата управления и структурных филиалов АО «Узбекистон почтаси», которые негативно влияет на оперативный сбор информации с подразделений и по обществу в целом.
Исходя из этого, АО «Узбекистон почтаси», должен разрабатывать свою программу развития и модернизации сети на основе информационно-технологических инноваций, которое включает следующие цели и задачи:
- обеспечение широких слоев населения республики современными услугами почтовой связи, предоставляемых на базе ИКТ и развитие логистики;
- диверсификация и переориентация АО «Узбекистон почтаси» к новым видам услуг, востребованных и имеющих высокую ликвидность на рынке;
- модернизация и техническое перевооружение объектов почтовой связи с целью повышения конкурентоспособности и имиджа АО «Узбекистон почтаси».
Своевременная разработка и реализация проекта может дать предприятию в ближайший сроков ряд положительных результатов как:
- повышение эффективности и оперативности ведения бизнес процессов и управленческой деятельности;
- увеличение объёма оказываемых населению современных видов услуг на базе ИКТ;
- увеличение объема доставки почтовых отправлений и товаров, заказанных через интернет;
- внедрение ряд принципиально новых видов услуг;
- уменьшение зависимости АО «Узбекистон почтаси» от доставки выплат пенсий и пособий, так как на объеме дохода предприятия, доля этих услуг был значительным.
- усиление социальной защиты и доходов сотрудников предприятия;
- мотивирование и повышение финансовой и морально-правовой заинтересованности сотрудников в добросовестной и ответственной работе.
Список литературы
1. Шелихов В.В., Шнырева Н.Н., Гавердовская Г.П. Организация почтовой связи:
Учебник 2-е издание. М.: «Академия», 2011. 192 с.
2. Технико-экономические отчёты АО «Узбекистон почтаси» за 2016 г.