Научная статья на тему 'Симультанное создание и развитие почтово-сберегательных систем в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации'

Симультанное создание и развитие почтово-сберегательных систем в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
UNION STATE / SYNERGY / POST-SAVINGS SYSTEM / SIMULTANEOUS CREATION / POST / SAVINGS BANK / SOCIALIZATION / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / СИНЕРГИЯ / ПОЧТОВО-СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СИМУЛЬТАННОЕ СОЗДАНИЕ / ПОЧТА / СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маганов В.В.

Необходимость углубления интеграционных процессов в рамках Союзного государства, ставят перед его создателями новые задачи, для решения которых порой необходим отраслевой синергетический эффект. Почтово-сберегательная система (или почтово-сберегательный бизнес) это коммуникационные, банковские, а также ряд важных социальных и государственных услуг, предоставляемые посредством синергии банковского сектора и почтовой службы. Автором исследования предложена концепция симультанного создания и развития почтово-сберегательных систем в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simultaneous Creation and Development of Post and Savings Systems within the Union State of Republic of Belarus and the Russian Federation

Need of deepening of integration processes within the Union State, set new tasks for which solution the branch synergetic effect sometimes is necessary for his creators. Post and savings system (or post and savings business) are communication, bank, and also a number of essential social and state services provided by means of synergy of the banking sector and post service. The author of a research has offered the concept of simultaneous creation and development of post and savings systems within the Union State of Republic of Belarus and the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Симультанное создание и развитие почтово-сберегательных систем в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации»

УДК 069.64

В.В. МАГАНОВ, канд. экон. наук,

докторант, банковский аналитик РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация

СИМУЛЬТАННОЕ СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ

ПОЧТОВО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Необходимость углубления интеграционных процессов в рамках Союзного государства, ставят перед его создателями новые задачи, для решения которых порой необходим отраслевой синерге-тический эффект. Почтово-сберегательная система (или почтово-сберегательный бизнес) -это коммуникационные, банковские, а также ряд важных социальных и государственных услуг, предоставляемые посредством синергии банковского сектора и почтовой службы. Автором исследования предложена концепция симультанного создания и развития почтово-сберегательных систем в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации.

Ключевые слова: Союзное государство, синергия, почтово-сберегательная система, симультанное создание, почта, сберегательный банк, социализация.

После трагичного распада СССР и появления на международной арене нового образования - Содружества Независимых Государств с 1992 г. в рамках СНГ шел постоянный процесс развития тесных двухсторонних социо-культурных и экономических связей Республики Беларусь и Российской Федерации, что в 1996 г. подтолкнуло обе страны создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств. Итогом реализации стало подписание 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства, после чего была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Произошла ратификация Договора парламентами двух стран, и 26 января 2000 г. он вступил в свою законную силу[1].

В соответствии со второй статьей Договора, целями создания Союзного государства являются:

- обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

- создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объеди-

нения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;

- неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

- формирование единой правовой системы демократического государства;

- проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;

- укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.

В ряде статей совместного Договора, таких как 20, 21 и 23 указано, что государства -участники создают единое экономическое пространство. В Союзном государстве действует унифицированное, а затем и единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство; в целях создания единого экономического про-

странства государства-участники принимают согласованные меры по поэтапному сближению основных социальных и макроэкономических показателей развития и проводят единую структурную политику; в Союзном государстве осуществляется единая политика в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов.

По итогам семнадцати лет существования в бумажном варианте, давно назрела необходимость перейти к практической плоскости реализации глубоко интегрированных экономических процессов на благо экономик и общества двух стран-участниц Союза. Таким примером могла бы стать страновая кооперация в почтово-сберегательной сфере, а механизмом ее реализации симультанное (от фр. 8ти1 1апе - одновременный, от лат. 8ти1 -одновременно, действие протекающие одновременно (параллельно) в одном или в разных ситуативных местах) создание и развитие почтово-сберегательных систем двух стран, где почтово-сберегательная система (или почтово-сберегательный бизнес) - это коммуникационные, банковские, а также ряд важных социальных и государственных услуг, предоставляемых посредством синергии банковского сектора и почтовой службы. Синергетический эффект от такой кооперации позволил бы существенно облегчить жизнь как рядовых граждан стран участниц, так и бизнеса, в особенности малого.

Предполагаемые участники национальных почтово-сберегательных систем (ПСС) стран-участниц, безусловно, должны являться лидерами своих отраслей, обладать квалифицированными кадрами, технологиями и филиальными сетями, тем не менее, для подтверждения этого необходимо кратко проанализировать ряд ключевых показателей деятельности таких компаний на сегодняшний день. Участники национальных почтово-сберегательных систем представлены на схеме 1.

Следует отметить, что создание национальных почтово-сберегательных систем вполне вписывается в статьи 30 и 31 Договора о Союзном государстве, гласящие, что в пределах Союзного государства функционируют объединенные энергетическая, транспортная системы, взаимоувязанные системы связи и телекоммуникаций, в также в Союзном государстве действует унифицированное трудовое законодательство, законодательство в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения. Симультанное создание почтово-сберегательных систем и их синергетические усилия стали бы их органическим дополнением в рамках упомянутых статей.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЧТОВО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

РУП БЕЛПОЧТА А

ГШ V

ФГУП ПОЧТА РОССИИ А

ОАО АБС БЕЛАРУСБАНК

ГАРМОНИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ И ПРОЦЕССОВ

Схема 1 - Национальные почтово-сберегательные системы (ПСС)

Создание почтово-сберегательных систем и концентрация в них социально и системно важных коммуникационных и финансовых активов, способных кооперировать усилия на внутреннем рынке Союзного государства, осуществляя при этом политику рационального коммуникационного и финансового консерватизма в рамках единой социальной поведенческой парадигмы, позволит гарантированно получить равный доступ к их услугам всем слоям населения в любом уголке стран-участниц.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СТОРОН-УЧАСТНИЦ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОЧТОВО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Республика Беларусь. Республиканское унитарное предприятие «Белпочта» (РУП «Белпочта») выполняет свою главную миссию - предоставление услуг почтовой связи для населения, органов государственного управления, предприятий и организаций, руководствуясь девизом «Быстрота. Надежность. Доступность» [2]. За этими тремя словами - строгое соблюдение всех стандартов по приему, обработке, пересылке и доставке всех видов почтовых отправлений, бесперебойная работа техники и транспорта, внедрение и использование новых технологий[3]. РУП «Белпочта» представляет собой единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя 6 областных филиалов, филиал «Узел специальной связи», производство «Минская почта» и автотранспортное производство, 117 районных узлов почтовой связи, около 4000 отделений почтовой связи (из них почти 3000 - в сельской местности), 11800 доставочных участков и 11200 почтальонов. По данным на конец 2013 года, общая численность сотрудников составляет 27,8 тысяч человек.

Имея широкую сеть отделений почтовой связи, РУП «Белпочта» предлагает клиентам различные финансовые услуги на паритетных началах с рядом коммерческих банков. Оснащенность всех отделений почтовой связи специальными компьютерными системами позволила РУП «Белпочта» предоставлять клиентам различные финансовые услуги даже в самых отдаленных сельских населенных пунктах. В странах таможенного союза есть специальные законодательные акты о почтовой службе - 15 декабря 2003 года принят Закон Республики Беларусь «О почтовой связи».

По итогам работы за 2016 год РУП «Бел-почта» обеспечило стабильную и прибыльную работу с учетом повышения благосостояния работников предприятия. В течение года дважды производилось увеличение тарифной ставки первого разряда: с 01.03.2016 на 4%, с 01.05.2016 на 4,9%. Рост среднемесячной заработной платы за 2016 год к 2015 году составил 109,4%.

В 2016 году РУП «Белпочта» реализован ряд проектов, ориентированных на повышение качества услуг и их развитие, усовершенствована система логистики, проведена работа по сокращению неэффективных трудозатрат, модернизация объектов почтовой связи, развитие инфраструктуры и другое.

С целью улучшения качества предоставления почтовых услуг, оптимизации сроков обработки входящих международных почтовых отправлений на территории Национального аэропорта «Минск» открыт Логистический центр по обработке международной почты РУП «Белпочта», в котором сконцентрирован весь передовой отечественный и международный опыт, инновационные разработки и современные технические средства работы с почтовыми отправлениями. Логистический центр, оснащенный самым современным оборудованием, позволил ускорить доставку входящих международных почтовых отправлений получателям.

В 2016 году открыто 10 новых объектов почтовой связи (5 городских отделений почтовой связи, 1 сельское отделение почтовой связи, 4 городских пункта почтовой связи).

Продолжилась работа по развитию в г. Минске, областных и районных центрах выделенных структур по комплексному обслуживанию корпоративных клиентов «Бизнес-почта». В 2016 году предприятием было открыто два центра «Бизнес-почта», всего в республике создано 61 подразделение по обслуживанию юридических лиц.

В 2016 году РУП «Белпочта» проводило работу по развитию системы самообслуживания с использованием платежно-справочных терминалов. В рамках программы улучшения качества обслуживания населения, для повышения информированности клиентов о возможностях самостоятельной оплаты услуг на платежно-справочных терминалах в отделениях почтовой связи проводились ежемесячные обучающие акции «Ближе к клиенту». Всего на территории Республики Беларусь установлены и успешно функционируют 1013 платежно-справочных

терминалов (ПСТ), 201 из них - в г. Минске. Прием платежей на ПСТ осуществляется посредством АИС «Расчет» ЕРИП. Кроме оплаты платежей на ПСТ можно оформить подписку на печатные средства информации, проследить путь прохождения регистрируемого почтового отправления по трек-номеру. Оплата услуг производится банковской платежной картой или наличными деньгами. В ОПС г. Минска установлено 41 устройство самообслуживания SmartPOST для отправки физическими и юридическими лицами заказной письменной корреспонденции весом до 2-х кг по территории республики.

Финансовой стороной почтово-сберегательной системы Республики Беларусь, бесспорно, должен являться ее национальный сберегательный актив - ОАО «АСБ Беларусбанк».

ОАО «АСБ Беларусбанк» - крупнейшее универсальное системообразующее финансово-кредитное учреждение Республики Беларусь, является надежным, удобным и привлекательным для широкого круга клиентов. Обладает наиболее обширной филиальной сетью в стране, самым известным брэндом и 20-тысячной командой высококвалифицированных профессионалов.

По итогам работы за 2016 год Банк занимает лидирующие позиции в банковском секторе Республики Беларусь. Банк постоянно совершенствует свою работу с клиентами, максимально четко и оперативно выстраивая клиентоориентированную политику взаимоотношений.

Предлагает все виды банковских услуг и продуктов. Занимает лидирующие позиции в банковской системе Республики Беларусь по таким показателям, как уровень собственного капитала, активов, кредитов, депозитов.

Долевые позиции Банка на основных сегментах банковского рынка на 01.01.2017 г.: ресурсная база 44,3%, собственный капитал 43,6%, уставный фонд 56%, депозиты юридических лиц 32,9%, депозиты физических лиц 45%, требования банков к экономике 45,5%, кредиты юридическим лицам 38,5% кредиты физическим лицам 73,3% [4].

Деятельность банка неразрывно связана с экономической политикой страны и направлена на содействие динамичному развитию важнейших отраслей экономики и социальной сферы.

В числе клиентов - предприятия промышленности, строительства, агропромышленного комплекса, телекоммуникаций, нефтехи-

мии, деятельность которых ориентирована на модернизацию и расширение производства, реализацию программ импортозамещения, развитие экспортного потенциала. Банк также активно участвует в программах агропромышленного комплекса и строительства жилья.

Объем выданных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса в 2016 году составил 1173 млн рублей. Доля кредитов субъектов малого и среднего бизнеса - клиентов Банка - составила 17,1% в общем размере задолженности по банковской системе.

Кредитный портфель юридических лиц на 01.01.2017 составил 11140 млн рублей и остался на уровне предыдущего отчетного периода. Кредиты юридическим лицам формируют 68% кредитного портфеля Банка.

Средства корпоративных клиентов на 01.01.2017 составили 8546 млн рублей и за 2016 год выросли на 972 млн рублей, или на 12,8%.

Залогом успешного развития розничного бизнеса в Банке является постоянное совершенствование банковских продуктов, услуг, сервисов с учетом потребностей клиентов в перспективе. Инструменты для обслуживания населения понятны, надежны и соответствуют ожиданиям потребителя. ОАО «АСБ Беларусбанк» и ЗАО «Платежная система БЕЛКАРТ» представили совместный проект kartochki.by, первый в Беларуси сервис, позволяющий самостоятельно создавать дизайн для своей платежной карточки в режиме реального времени.

За 2016 год объем средств на счетах населения увеличился на 4,2% и на 01.01.2017 г. составил 9874,7 млн рублей. Наибольший удельный вес в структуре средств населения занимают срочные депозиты, их доля на 01.01.2017 г. составила 78,9%.

Со второго полугодия 2016 года наблюдалась устойчивая тенденция к увеличению объемов вкладов в национальной валюте (темп роста за год 107,6%). В первую очередь, этому способствовало постоянное обновление линейки сберегательных продуктов и усовершенствование связанных с ними дистанционных сервисов.

Вместе с тем Банк по-прежнему занимает лидирующую позицию на рынке кредитования физических лиц (на 01.01.2017 - 73,3%).

Кредитный портфель физических лиц за 2016 год увеличился на 261,8 млн рублей, или на 105,3%, и на 01.01.2017 г. достиг 5245,3 млн рублей.

Проводимая Банком политика по повышению привлекательности кредитных продуктов позволила нарастить остатки задолженности как по потребительским кредитам за 2016 г. в 1,5 раза, так и по овердрафтным кредитам в 2,9 раза.

Банк принимает активное участие в решении жилищных вопросов граждан Республики Беларусь в рамках реализации Государственной программы жилищного строительства с 1996 года.

Так, с начала действия программы 489 тыс. семей улучшили свои жилищные условия с общей площадью построенного жилья 37,4 млн кв. метров. В том числе более 156 тыс. молодых семей и более 51 тыс. многодетных семей построили жилье общей площадью 12,2 млн кв. метров и 4,6 млн кв. метров соответственно.

Порядка 14 тыс. семей улучшили жилищные условия в 2016 году, общая площадь построенного жилья составила 1,3 млн кв. метров.

География деловой активности охватывает все регионы республики. Обладает самой обширной филиальной сетью и развитой финансовой инфраструктурой в Республике Беларусь.

На 01.01.2017 г. в системе банка - 6 областных (Минское) управлений, 24 филиала, 100 центров банковских услуг, 1557 отделений (из которых 718 или 46 % от общего количества отделений расположено в городах и 839 или 54% - в сельской местности), 154 обменных пункта.

В Российской Федерации акторами почто-во-сберегательной системы, очевидно, могли бы стать также лидеры своих отраслей ФГУП «Почта России» и ПАО «Сбербанк».

Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России» создано Распоряжением Правительства от 05 сентября 2002 года №1227-р. 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия, принят Устав[5].

На базе разрозненных управлений почтовой связи создана сеть филиалов ФГУП «Почта России», внедрена принципиально новая система управления региональными структурами почтовой связи на основе единых учетных принципов бухгалтерского, налогового и управленческого учетов. Сегодня Почта России включает в себя 86 филиалов, около 42000 объектов почтовой связи, оказывающих услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, включая

все города и сельские населенные пункты. Один из самых больших трудовых коллективов почтовых работников - около 390000 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,5 млрд писем, 48 млн посылок и 113 млн ед. денежных переводов[6]. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 года №176-ФЗ «О почтовой связи» почтовая связь в Российской Федерации является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества, содействует укреплению социально-политического единства Российской Федерации, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан, позволяет создать необходимые условия для осуществления государственной политики в области формирования единого экономического пространства, способствует свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности.

Объемные показатели: 348626 постоянных штатных сотрудников, более 80 видов услуг, 54 млн. посылок, 37% рынка CEP (courier, express and parcels - курьерская доставка, экспресс-доставка, посылки), 75,4 млн. денежных переводов, 17357 автотранспортных средств, около 42000 стационарных и передвижных отделений почтовой связи (41480 стационарных и 422 передвижных отделения), 1,5 млрд. экземпляров печатной продукции реализованной по подписке (газеты 1390505,4 тыс. экз., журналы 70796,2 тыс. экз., книги 147,9 тыс. экз.), 43,4% рынка доставки пенсий, 848 железнодорожных вагонов, 439,8 млн. единиц выплаченных пенсий и пособий, более 1,6 млрд. писем, 87 филиалов по стране, 80% рынка доставки письменной корреспонденции, 561,4 млн. платежей принятых в пользу третьих лиц [7].

Для повышения эффективности деятельности и рентабельности оказываемых услуг ФГУП «Почта России» запланирован комплекс мероприятий, предусматривающий масштабную модернизацию и развитие почтовой инфраструктуры, обновление транспортного парка предприятия и замену изношенного технологического оборудования в почтамтах и отделениях почтовой связи. Для осуществления качественного скачка в развитии ФГУП «Почта России» также планирует перестройку системы управления предприятием.

Приоритетом для ФГУП «Почта России» является развитие финансового направления. Почтовый оператор открыт для сотрудничества с финансовыми институтами, и уже сегодня на базе сети почтовых отделений можно воспользоваться страховыми услугами, получить или осуществить перевод денежных средств как по России, так и за рубеж, оформить или погасить кредит, оплатить услуги сотовой связи.

С учетом планов по развитию бизнеса и открывающихся в настоящее время возможностей, а также исходя из понимания необходимости комплексных структурных преобразований, ФГУП «Почта России» были разработаны ряд программ: «Программа модернизации инфраструктуры почтовой связи РФ 2011 года», «Программа инновационного развития ФГУП «Почта России» до 2015 года», а также «Стратегия развития ФГУП Почта России на 2012-2016 годы», ряд представленных в ней проектов запланирован на период до 2020 года включительно[8] [9]. Стратегия развития ориентирована на рост показателей на всех ключевых рынках за счет повышения качества оказания услуг и на воплощение крупных инициатив по повышению эффективности, в первую очередь, сети почтовой связи.

Результатом реализации стратегии развития ФГУП «Почта России» до 2020 года должно стать увеличение стоимости бизнеса ФГУП «Почты России» более чем в 10 раз с 35 млрд до 369 млрд рублей. Реализация стратегии предполагает достижение трех ключевых целей федерального почтового оператора, среди которых рост объема бизнеса, обеспечение фокуса финансовых и управленческих ресурсов предприятия на повышение качества, а также рост прибыльности. Стратегия должна обеспечить выход ФГУП «Почта России» в число лидеров на основных рынках уже в этом десятилетии.

ПАО «Сбербанк» является универсальным и предоставляет клиентам более 200 видов разнообразных услуг, является крупнейшим банком Российской Федерации и стран СНГ [10]. Учредителем и основным акционером ПАО «Сбербанк» России является Центральный банк Российской Федерации, владеющий более 50% уставного капитала.

У Банка 129,0 млн частных клиентов, из них 83,2 млн активных, 1,8 млн активных корпоративных клиентов, 35,4 млн клиентов, получающих зарплату в Сбербанке, 325 тыс. сотрудников, 107 млн действующих дебето-

вых карт. Банк также предоставляет депозиты, расчетные услуги, проектное, торговое и экспортное финансирование, услуги по управлению денежными средствами и прочие основные банковские продукты.

Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на банковском рынке Российской Федерации. По состоянию на 01 января 2017 года объемные показатели ПАО «Сбербанк» составляют кредиты корпоративным клиентам (13633 млрд руб.), кредиты частным клиентам (5032 млрд руб.), средства корпоративных клиентов (6235 млрд руб), средства частных клиентов (12450 млрд руб.), собственные средства (2822 млрд руб.) [11].

Банк предоставляет розничным клиентам широкий спектр банковских услуг, включая депозиты, различные виды кредитования (потребительские кредиты, автокредиты и ипотеку), а также банковские карты, денежные переводы, банковское страхование и брокерские услуги.

Доли присутствия ПАО «Сбербанк» на российском банковском рынке говорят сами за себя: активы 28,9%, капитал 33,5%, розничные депозиты 46,6%, розничные кредиты 40,1%, корпоративные кредиты 31,7%, корпоративные депозиты 22,1%.

По состоянию на 31 декабря 2016 года деятельность Группы на территории Российской Федерации осуществляется через ПАО Сбербанк, который имеет 14 территориальных банков, 79 отделений территориальных банков и 15016 точек обслуживания клиентов во всех 83 субъектах Российской Федерации, а также через основные дочерние компании, расположенные в Российской Федерации, -АО «Сбербанк Лизинг», ООО «Сбербанк Капитал», компании бывшей Группы компаний «Тройка Диалог», АО «НПФ Сбербанка», ООО Страховая компания «Сбербанк страхование жизни», ООО Страховая компания «Сбербанк страхование», ООО «Сбербанк Факторинг» и «Сетелем Банк» ООО (бывший «БНП Париба Восток» ООО).

Следует отметить, что, учитывая социальный вес и значимость, банковская политика почтово-сберегательной сферы должна отличаться особой осторожностью и рациональным консерватизмом, основанным на социальной ответственности и приоритете государственных целей и задач.

ПРОЦЕССНАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ

В рамках Союзного государства национальные почтово-сберегательные системы

могли бы гармонизировать свою деятельность по ряду следующих направлений (схема 2).

Почтово-сберегательные системы, сберегательные банки или сберегательные кассы в отличие от частных компаний и банков формально не ставят перед собой цель максимизации прибыли. Например, в современном банковском деле о таком явлении, как социализация услуг даже не идет и речь [12]. Современные банки становятся машинами для «эффективного перераспределения природ-

ной ренты», но не кредитными машинами «промышленного и социального созидания» на основе сберегательных технологий.

В свою очередь почтово-сберегательные системы должны обеспечить равный доступ широким слоям населения как до финансовых, так и до почтово-коммуникационных услуг, причем на всей территории Союзного государства (схема 3).

ГАРМОНИЗАЦИЯ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОЧТОВО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

г Л

УНИФИЦИРОВАННАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА *

г

УНИФИЦИРОВАННЫЕ ЦЕНОВАЯ И ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКИ Л

УНИФИЦИРОВАННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ И ПОЧТОВЫЕ СЕРВИСЫ И СТАНДАРТЫ

УНИФИЦИРОВАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ И ПЕРЕДАЧЕ ИНФОРМАЦИИ

ГШ

УНИФИЦИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ Л

ОБЩИЙ КООРДИНАЦИОННО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ

Схема 2 - Процессная гармонизация ПСС

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЧТОВО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Г В ■

С ФИНАНСЫ Л г ПОЧТА Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ 1Л ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ Шл

Г г

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ А ■ ШИРОКИЙ КРУГ ПОЧТОВЫХ УСЛУГ А

я

Г г

СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ А ■ СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ А

иЯ я

ЦЕНОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ Л ■ ЦЕНОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ А

л

V кт V

РАЗВИТАЯ СЕТЬ л ■ РАЗВИТАЯ СЕТЬ А

Схема 3 - Функциональные особенности ПСС

Цели, которые должны быть достигнуты при формировании консервативных поч-тово-сберегательных систем в рамках Союзного государства:

-формирование унифицированного рынка доступных почтово-коммуникационных и сберегательных услуг на территории двух стран;

-создание социально ответственной инфраструктурной системы, гарантирующей вкладчикам и участникам ответственность, стабильность и надежность;

-достижение финансовой независимости и устойчивости внутреннего денежного рынка от внешних «шоков» как на территории Республики Беларусь, так и на территории Российской Федерации;

-обеспечение прозрачности и подконтрольности основных финансовых и почто-во-коммуникационных потоков в рамках Союзного государства.

Основные задачи, которые будут решать национальные почтово-сберегательные системы стран союзниц:

-повышение финансовой грамотности населения на территории двух стран;

-социализация почтово-сберегательной деятельности, активное вовлечение сбережений граждан в хозяйственный оборот;

- разработка линейки доступных почтово-сберегательных услуг;

- гармонизация почтовой и сберегательной деятельности (технологий и технических регламентов) в рамках единой целостной системы взаимодействия;

-создание дополнительных рабочих мест в особенности в регионах, а также воспитание социально ответственного слоя почтово-банковских служащих, в отличие от современной ростовщической парадигмы коммерческих банков.

Основные функции, которые должны осуществлять почтово-сберегательные системы двух стран:

-национальные почтово-

коммуникационные и сберегательные операторы с едиными стандартами и тарифной политикой на территории стран участниц;

-приоритетные операторы взаимно интегрированных национальных платежных систем (карточная система «Платежная система БЕЛКАРТ» и платёжная карта «Мир» Российская Федерация);

-опорные операторы рынка пенсионных накоплений двух стран (начисление, свободный перевод и выплата пенсионных накопле-

ний в территориальных рамках Союзного государства);

-приоритетные операторы на рынке социально значимых государственных и коммунальных платежей (свободная оплата коммунальных обязательств с территории любого из союзных государств);

-социально ответственные кредиторы с прозрачным механизмом кредитования, в том числе по госпрограммам стран-союзниц;

-функции военно-полевых, почтово-коммуникационных и финансовых учреждений в экстренных и чрезвычайных ситуациях.

В заключение следует отметить, что многочисленные риски, которые были накоплены в экономике и в финансовой сфере в частности в течение последних десяти-пятнадцати лет, должны рано или поздно натолкнуть власти стран-союзниц на постройку собственного «финансового буфера», финансовой гавани «стабильности» на национальных рынках услуг [13]. События последних пяти-семи лет это только подтверждают, перманентные финансовые всплески, различного рода санкции, отражаются крайне негативными последствиями на капитальных и информационных рынках двух стран.

Литература

1. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.

2. http://www.belpost.by.

3. Вестшк связi №5 (121) 2013 год, раздел модернизация «Модернизация - путь к совершенству».

4. Годовой отчет 2016 Беларусбанк.

5.«Российская газета» от 11 сентября 2002 г. №171, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 сентября 2002 г. №36 ст. 3511.

6. http://www.russianpost.ru.

7. Годовой отчёт ФГУП «Почта России» 2013 год.

8. http://www.innovation.gov.ru.

9. «Russian post Strategy 2012-2016» - совместно разработанная с The Boston Consulting Group (BCG).

10. http://www.sberbank.ru.

11. Годовой отчёт ПАО «Сбербанк России» 2016 год.

12. Маганов, В.В. Социализация банковской деятельности: сбережения населения - основа банковского бизнеса / В.В. Маганов // Новые тенденции в развитии кредита и

кредитного рынка: Вторая международная межвузовская конференция памяти известного учёного профессора Р.В. Корне-евой, ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 15 мая 2013 года.

13. Маганов, В.В. Новая парадигма развития финансового сектора экономик и /В.В. Маганов // Вестник РАЕН, Санкт-Петербург -№ 4 - 2013.

MAGANOV V.V.

SIMULTANEOUS CREATION AND DEVELOPMENT

OF POST AND SAVINGS SYSTEMS WITHIN THE UNION STATE

OF REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION

Need of deepening of integration processes within the Union State, set new tasks for which solution the branch synergetic effect sometimes is necessary for his creators. Post and savings system (or post and savings business) are communication, bank, and also a number of essential social and state services provided by means of synergy of the banking sector and post service. The author of a research has offered the concept of simultaneous creation and development of post and savings systems within the Union State of Republic of Belarus and the Russian Federation.

Key words: Union State, synergy, post-savings system, simultaneous creation, post, savings bank, socialization.

Статья поступила 22 марта 2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.