ISSN 2311-8709 (Online) Банковская деятельность
ISSN 2071-4688 (Print)
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЧТОВО-БАНКОВСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИИ Светлана Сергеевна ЕВДОКИМОВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 03.08.2016 Принята в доработанном виде 17.08.2016
Одобрена 08.09.2016
УДК 336.719 JEL: G21, G23
Ключевые слова: почтово-банковская интеграция, почтовый банк, розничные финансовые услуги, модели почтово-банковской деятельности, лоукост-банк
Аннотация
Предмет. Изучение наиболее эффективных и перспективных моделей почтово-банковской интеграции, реализуемых сегодня на российском банковском рынке, направленных на повышение уровня доступности банковских услуг для населения и развития розничного банковского бизнеса в условиях значительного сокращения количества отечественных банков из-за отзыва лицензий и оптимизации региональной сети крупных кредитных организаций. Цели. Исследование моделей эффективной почтово-банковской интеграции. Выявление преимуществ и сложностей реализации проекта почтового банка на примере создания «Почта Банка» на базе ПАО «Лето Банк» и Почты России. Определение основных возможностей и перспектив почтово-банковской интеграции в РФ.
Методология. С помощью логического анализа и экономико-статистических методов выявлены возможности повышения доступности услуг отечественных кредитных организаций для российского населения в условиях финансовой нестабильности посредством реализации эффективной почтово-банковской интеграции.
Результаты. На примере создания «Почта Банка» на базе ПАО «Лето Банк» и Почты России рассмотрены пути и модели эффективной почтово-банковской интеграции, проанализированы проблемы и преимущества реализации проекта почтового банка, определены модели и стратегии развития почтово-банковского бизнеса в РФ.
Выводы. В сложных экономических условиях почтово-банковская интеграция может принести огромные выгоды как банкам, так и Почте России, нуждающейся в средствах для проведения реформирования и модернизации. Реализация проекта почтового банка будет способствовать обеспечению доступности банковских услуг для населения в регионах, а для банковского сектора - массовым продажам при минимальном уровне издержек, вызванных высокой стоимостью расширения сети банковского обслуживания.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Низкий уровень доступности банковских услуг для населения является одной из актуальнейших проблем российской банковской системы. Особенно остро этот вопрос встает в период финансовой нестабильности, когда происходит значительное сокращение количества отечественных банков из-за отзыва лицензий и оптимизации региональной сети крупных кредитных организаций, закрывающих
нерентабельные территориальные подразделения.
Огромное значение для повышения доступности финансовых услуг имеет розничный банковский бизнес, однако его развитию препятствуют высокие издержки открытия и обслуживания региональных отделений, обеспечивающих банку широкую сбытовую сеть. Одним из способов решения данной проблемы может стать взаимодействие банков с Почтой России, обладающей обширной региональной сетью.
Почтово-банковская интеграция может принести выгоды как банкам, так и самой почте, нуждающейся в средствах для проведения реформирования и модернизации. Рассмотрим
пути и модели эффективной интеграции, а также проанализируем проблемы и преимущества реализации проекта почтового банка на примере создания «Почта Банка» на базе ПАО «Лето Банк» и Почты России.
Одним из уровней банковской конкуренции является конкуренция с нефинансовыми структурами, к которым и относится почта. На данной ступени развития финансового рынка в России сложилась сложная ситуация, в которой данная конкуренция не приносит выгод ни одной из сторон, а наоборот требует их интеграции [1].
В банковском секторе РФ на протяжении нескольких лет наблюдается тенденция к уменьшению количества действующих кредитных организаций [2]. Так, за 2015 г. рынок лишился 101 банка, а общее сокращение в период с 2007 г. составило 35%1. Также крупные многофилиальные банки продолжают оптимизацию своей региональной сети, закрывая нерентабельные
1 Отчет о развитии банковского сектора и банковского
надзора в 2014 году. URL: http://www.cbr.ru/
publ/archive/root_get_blob.aspx?doc_id=9878
филиалы и сокращая внутренние структурные подразделения, которые требуют больших затрат (рис. 1)2. Все это приводит к снижению обеспеченности населения банковскими услугами.
Сегодня в нашей стране лишь немногим более 50% взрослого населения страны являются активными пользователями банковских услуг (в Китае этот показатель составляет 70%, в скандинавском регионе - более 97%)3. Значительная часть населения отдаленных регионов, малых городов и сельской местности в России лишена доступа к современному банковскому облуживанию и оперирует исключительно наличными денежными средствами. Потенциал ее вовлечения в банковскую систему остается нереализованным. При этом определяющим условием повышения доступности банковских услуг для населения России является расширение филиальной сети коммерческих банков в регионах. Однако значительные затраты на открытие и содержание периферийных банковских отделений сдерживают приход банков в регионы [3].
Сокращение регионального банковского сектора4 отрицательно сказывается на розничном бизнесе, который имеет большой потенциал в части обеспечения финансовой системы долгосрочным устойчивым ресурсом, создания возможностей ускорения оборачиваемости капитала, а также удовлетворения спроса населения на дорогостоящие товары посредством кредитования [4]. В сложившейся ситуации перед государством стоит задача по обеспечению доступности банковских услуг населению в регионах, а перед банковским сектором - по обеспечению массовых продаж при минимальном уровне издержек, вызванных высокой стоимостью расширения сети банковского обслуживания [5]. Общим решением этих двух взаимосвязанных задач может стать почтово-банковская интеграция. Почта России сегодня имеет самую большую в стране региональную сеть, насчитывающую 42 тыс. отделений, охватывает своими услугами 99% территории страны. Не являясь банковским институтом и предоставляя ограниченный перечень финансовых услуг, Почта России по объему финансовых операций входит в число
2 Стратегия развития ФГУП «Почта России» в 2012-2016 годах. М, 2012. С. 25-29.
3 Официальный сайт «Почта Банк». URL: http://www.pochtabank.ru/about
4 Евдокимова С.С. Проблемы сохранения и поддержания ликвидности региональных коммерческих банков (на примере Волгоградского региона) // Финансы и кредит. 2013. № 10.
C. 26-31.
крупнейших компаний, оказывающих розничные платежно-расчетные услуги5.
Изначально более социальная, чем коммерческая направленность деятельности почты, не подкрепленная соответствующим уровнем инвестирования со стороны госбюджета, является основной причиной недостаточного уровня качества услуг, предоставляемых организацией. Как следствие - очереди, низкое качество обслуживания, небольшое количество клиентов (в основном низкодоходный клиентский сегмент), низкая рентабельность бизнеса и недостаточный объем инвестиций в развитие [6].
Сегодня по объективным причинам сегмент финансовых услуг для почты сильно сокращается. Платежи и переводы, которыми организация занималась исторически, переходят в банки, поскольку комиссия за эту услугу стремится к нулю (для банков важно формировать клиентскую базу и зарабатывать на ней с помощью более маржинальных продуктов). Теряет почта также и на пенсиях - одной из самых востребованных услуг «Почты России». Все большее число новых пенсионеров используют банковские счета и карты, в связи с этим потребность в доставке пенсии или получении ее в почтовом отделении теряется. Финансовый сегмент Почты России может исчезнуть, если не будет принято кардинальных решений, связанных с возможностью почты оказывать более широкий спектр услуг [7]. На сегодняшний день ни в одной стране мира нет прибыльной почты с развитой сетью почтовых отделений, не имеющей банковской лицензии и не предлагающей современные финансовые продукты6.
Существенное развитие электронных платежных систем за счет проникновения высокоскоростного Интернета и широкое использование онлайн обслуживания7 значительно сокращает прибыль почты от финансовых услуг. До последнего времени 50% российского населения, проживающего в малых городах и селах, не имеет достаточного доступа и качественного подключения к Всемирной сети, однако к 2018 г. планируется обеспечить недорогой доступ для
5 Стратегия развития ФГУП «Почта России» в 2012-2016 годах. М., 2012. С. 27.
6 Интервью генерального директора ФГУП «Почта России» Д.Е. Страшнова газете «Бизнес Новости в Кирове».
URL: http://www.russianpost.ru/rp/press/ru/home/interview /int28042014
7 Евдокимова С.С. Системы удаленного банковского
обслуживания как инструмент многоформатного взаимодействия с клиентом // Финансы и кредит. 2013. № 39. C. 37-44.
80% населения страны, а через 5 лет предоставить Интернет 95% жителей8.
Создание интегрированной почтово-банковской структуры в нашей стране, как представляется, решит одновременно комплекс задач:
— население получит новые офисы для доступа к различным финансовым услугам;
— государство, решая задачу распространения банковской инфраструктуры на всей территории РФ, вовлечет в оборот пассивно сохраняемые средства населения;
— Почта России получит дополнительные комиссионные доходы и увеличит рентабельность своих отделений;
— коммерческие банки с появлением новой площадки для продажи своих услуг смогут привлечь новых клиентов.
Таким образом, интеграция учреждений почты и банка на макро- и микроуровне является, на наш взгляд, одним из направлений решения проблемы предоставления всем слоям населения возможности пользоваться банковскими услугами [8]. Такой проект принесет ощутимые выгоды почте, банковской системе и экономике страны в целом.
С точки зрения организации процесса оказания почтово-банковских услуг банк является их производителем, а почта - продавцом. Функции front-office, то есть непосредственную работу с клиентом, выполняет почта (почтово-банковское отделение), функции back-office - ведение операций, учета и отчетности - осуществляет банк. Следовательно, можно дать следующее определение почтово-банковского бизнеса - это бизнес, представляющий такую форму функциональной интеграции банка и почты, при которой банк является организатором процесса и производителем стандартного продукта, а почта -продавцом, при этом функционирование системы управления сетью почтово-банковских отделений основывается на принципах бюджетирования [9].
Почта на компенсационной основе осуществляет реализацию финансовых услуг для достаточно однородного целевого сегмента клиентов, потребление которых стабильно и предсказуемо, что для банков весьма выгодно [10]. Кредитная организация может более эффективно тиражировать услуги и управлять их продажами,
8 Интернет - наше все. URL: http://pressa.ru/ru/top10/detail/rossiyan-podsazhivayut-na-internet#
более быстрыми темпами наращивая ликвидность. Таким образом, почтово-банковские средства являются наиболее устойчивыми, обладают высокой степенью седиментации (сохранения на счетах) остатков денежных средств и низкой оборачиваемостью.
Банк, реализуя свои услуги через почтовые отделения, приобретает некоторые риски, однако в значительной мере он покрывает их экономией, возникающей благодаря тому, что кредитной организации не требуется открывать филиал или другое структурное подразделение на новой территории и содержать штат сотрудников. По сути, почта имеет возможность оказывать аутсорсинговые услуги в сфере финансового обслуживания физических лиц, поскольку организация, обладающая самой разветвленной сетью отделений, позволяет дотянуться до каждого потенциального клиента [10].
Существуют три базовые модели почтово-банковской деятельности. Английская модель предполагает заключение между почтой и коммерческим банком договора, по которому последний осуществляет свою деятельность на территории отделения связи. По этому пути и развивались до недавнего времени отношения между почтой и банком в России. Французская модель исключает взаимодействие с коммерческими банками, почтовый банк возникает внутри почтовой группы как самостоятельная единица путем выделения из отдельной финансовой службы. Немецкая же модель объединяет две предыдущие. Почта на базе своей финансовой службы создает во взаимодействии с коммерческим банком новый финансовый институт - почтовый банк. Именно эта модель и послужила основой в России9.
При различных вариантах интеграции почтовых и банковских услуг возможно применение соответствующих методик и моделей их реализации посредством организации почтово-банковских отделений (ПБО), которые могут быть организованы в определенных форматах10.
Формат «ноль» - предоставление банковских услуг в почтовых отделениях, расположенных в отдаленных и сельских населенных пунктах. Работник почтового отделения выполняет все почтово-банковские операции, а банк отвечает за
9 Усанова Н. С почтой по жизни // РБК+. 2016. № 4. С. 95-97.
10 Возможности интеграции почты и банка.
URL: http://bankir.ru/publikacii/20100218/vozmojnosti-integracii-pochti-i-banka-4338356
его обучение и стимулирование. Модель по эксплуатации первой методики предусматривает возможность ее реализации двумя способами:
1) агентская схема состоит из заключения с почтовым учреждением агентских соглашений по оказанию гражданам банковских услуг, оформлению необходимых документов, приему от них денег и перечислению в банк с одновременной пересылкой комплекта документов;
2) технология почтовых переводов предполагает, что почтовое учреждение предоставляет банку услуги по приему от клиентов в адрес банка и переводу из банка клиентам денежных средств посредством почтовых переводов.
Формат «один» предусматривает присутствие операциониста-консультанта и контролера из соответствующего филиала банка. В почтово-банковском отделении (ПБО) должен быть организован доступ (он-лайн или офф-лайн) к операционной системе кредитной организации. Между почтовым учреждением и банком заключается отдельный договор, который определяет, что прием и выдача наличных денег, необходимость которых вызвана банковскими услугами, производится кассой отделения почтовой связи.
Формат «два» предполагает создание банковского отделения «одного окна» на территории почтового отделения с присутствием операциониста-консультанта и контролера.
Формат «три» - ПБО оборудуется офисом самообслуживания, в котором устанавливаются банкомат, автомат для приема наличных денег и устройство для автоматического обмена валюты. От банка должен присутствовать только один операционист-консультант.
Формат «четыре» - организация дополнительного банковского офиса непосредственно в помещении почтового отделения с использованием самостоятельного кассового узла и с присутствием трех сотрудников: операциониста-консультанта, кассира, бухгалтера, который одновременно является контролером.
Итак, можно утверждать, что почтовый банк сегодня - это универсальный банк, осуществляющий прием сбережений населения, другие банковские операции через сеть почтовых отделений, организационно объединенных с почтовой системой страны и предоставляющих комплекс почтово-банковских услуг для
физических лиц и субъектов хозяйствования различных форм собственности [11].
Обозначим проблемы существующей модели взаимодействия Почты России и коммерческих банков в РФ.
Почта России согласно действующему законодательству не может получить банковскую лицензию и самостоятельно выполнять банковские операции, связанные с открытием и ведением счетов клиентов. Также существует ряд законодательных ограничений на предоставление почтой иных банковских услуг в своих отделениях:
— требуется идентифицировать личность вкладчика11;
— отсутствует понятие почтово-банковских услуг в
12
перечне прочих почтовых услуг ;
— установлено исключительное право банков на совершение банковских операций13.
Оптимальным решением в сложившейся ситуации, на наш взгляд, было бы заключение партнерских соглашений с коммерческими банками для совместного развития и продвижения почтово-банковских услуг на финансовом рынке.
Взаимодействие Почты России и коммерческих банков осуществляется уже более 10 лет. Еще в 1990-е гг., когда в России только начинала формироваться банковская система, появилась идея использования сети почтовых отделений для оказания банковских услуг, реализованная московским АБ «Элексбанк» и петербургским банком ОАО «Банк «Петровский». В 1995 г. Почта России решила самостоятельно развивать банковские услуги на базе принадлежащего почте ПАО АКБ «Связь-банк» и вытеснила с рынка АБ «Элексбанк» и ОАО «Банк «Петровский». Кризис 1998 г. помешал дальнейшему развитию данного проекта. К идее создания почтового банка вернулись только в 2007 г. Предполагалось, что при взаимодействии Почты России с ГК «Внешэкономбанк», у которого тогда находилось на санации ПАО АКБ «Связь-банк», удастся реализовать данный проект. К нему также пытались привлечь и коммерческие банки: АО
11 Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
12 Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».
13 Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
«Русский стандарт», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», АО «ЮниКредит Банк» и др. Однако из-за начавшегося в 2008 г. мирового экономического кризиса и нехватки финансирования со стороны государства реализация проекта была приостановлена.
Почта России сотрудничала с 25 коммерческими банками. Наряду с традиционными почтовыми услугами в отделениях можно было воспользоваться и финансовыми (предоставление и погашение потребительских кредитов, депозитные услуги, переводы денежных средств, работа с пластиковыми картами и дистанционное обслуживание). Однако непосредственно почтовые отделения не принимают вклады и не выдают кредиты, их роль в почтово-банковских услугах сводится к двум традиционным функциям почты -осуществлению переводов и идентификации клиента по переводу, а также доставке заполненных гражданином документов в адрес того или иного банка. В качестве канала продаж почта удобна, однако потенциальный заемщик и сам банк не уверены, что анкеты и прочие документы клиентов попадут строго по адресу в оговоренное время.
При открытии депозитов через почтовые отделения необходимо учитывать психологические аспекты, ведь прежде чем доверить свои деньги банку, клиенту необходимо точно представлять, что это за банк, ему важно лично прийти в банк, пообщаться с операционистами и консультантами, убедиться в правильности своего выбора, взглянуть на офис. Как правило, планируя разместить денежные средства во вклад, клиент дополнительно консультируется с сотрудником банка и только после этого делает окончательный выбор в пользу конкретного продукта14.
Придя в отделение Почты России, клиент не сможет получить исчерпывающую консультацию по особенностям открываемого банковского вклада, а также ответы на вопросы, которые могут возникнуть в процессе обслуживания вклада.
В ходе дистанционного предоставления банковских услуг велики репутационные риски для банка (насколько компетентны сотрудники почты в предоставлении банковских услуг). При оказании почтово-банковских услуг клиента идентифицирует не сотрудник банка, а сотрудник почты, в то время как риски мошенничества несет только банк, Почта России не принимает на себя
14 Соблюдай дистанцию. Банки отправились в регионы почтой. URL: http://bankir.ru/ publikacii/20060705/ sobludai-
distanciu-banki-otpravilis-v-regioni-pochtoi-1373642
совместные издержки в результате возможной некомпетентности своих сотрудников.
Таким образом, Почта России имеет огромный потенциал в части оказания финансовых услуг, реализации которого препятствуют такие факторы, как:
— недостаточный уровень подготовки персонала с точки зрения оказания наиболее доходных финансовых услуг;
— низкий уровень управляемости вследствие широкой сети отделений;
— отсутствие системы мотивации продавцов и системы менеджмента качества;
— недостаточно активное продвижение услуг и отсутствие системы маркетинга в целом;
— недостаточный объем инвестиций в развитие и модернизацию.
В сложившейся системе взаимодействия Почты России и коммерческих банков существует ряд проблем, мешающих дальнейшему развитию почтово-банковской деятельности, которые целесообразно сгруппировать по функциональному признаку [12].
1. Административные:
— каждое региональное подразделение почты имеет свои локальные коммерческие интересы, что затрудняет взаимодействие с кредитной организацией;
— отсутствие долгосрочной стратегии развития, так как каждый отдельный банк имеет в среднесрочной перспективе свои цели.
2. Экономические:
— целевая группа клиентов почтово-банковского бизнеса имеет невысокую среднюю платежеспособность, что снижает показатели эффективности;
— компенсационные вознаграждения почте на местах имеют неоднородный характер, зачастую снижающий рентабельность бизнеса;
— неразвитость отечественного почтово-банковского бизнеса увеличивает риски капиталовложений.
3. Функциональные:
— почтово-банковский бизнес имеет большую социальную направленность, в связи с чем к
банкам, взаимодействующим с почтой, предъявляются повышенные требования по надежности и устойчивости, что естественным образом ограничивает их круг;
— пассивные операции в спектре почтово-банковских услуг в значительной степени преобладают над активными, что препятствует развитию бизнеса;
— предложение продуктового ряда услуг ограничено существующим законодательством;
— банки не имеют влияния на конечных продавцов (сотрудников почты), что снижает мотивацию и компетентность работников, а также эффективность активных продаж.
4. Технологические:
— технологии почтово-банковского обслуживания значительно различаются по качеству в различных регионах;
— почтовые сети имеют разный уровень информационной и материальной оснащенности, что ограничивает выбор технологий;
— достаточно низкая скорость почтово-банковских платежей и транзакций негативно сказывается на конкурентоспособности.
5. Нормативные:
— отсутствие четких принципов регулирования и надзора почтово-банковского бизнеса, вызванное несовершенством федеральной законодательно-правовой базы;
— отсутствие единых стандартов и нормативной документации, взаимосогласованных с почтовой отраслью и регламентирующих почтово-банковскую деятельность, включая унификацию договорных отношений и форм взаиморасчетов.
К сожалению, существующая модель взаимодействия Почты России и коммерческих банков, основанная на партнерских соглашениях, не может устранить множество накопившихся проблем. Решением может стать создание в нашей стране почтового банка - единого интегрированного института.
В 2015 г. Почта России предложила группе ВТБ реализовать проект по созданию почтового банка на базе дочернего банка ПАО «ВТБ 24» - ПАО «Лето Банк», получивший одобрение правительства15. Ускорению процесса
15 Федорцова Н. «Лето Банк» получает «Почту» // Контрольный пакет. 2015. № 4. С. 35.
способствовала оптимизация сетей и сокращение присутствия в отдаленных регионах на фоне «зачистки» банковской системы со стороны Банка России. Стал ощущаться дефицит предложения доступных банковских услуг малообеспеченной категории населения, эти ниши заполнялись микрофинансовыми организациями, предлагающими кредитные продукты по ставке от 400% годовых16.
ПАО «Лето Банк» являлся так называемым легким банком, специализирующимся на потребительском и POS-кредитовании17, а также выпуске и обслуживании банковских карт, ориентируясь на массовый розничный сегмент заемщиков. Посредством широкой сети банкоматов банк предоставлял услуги по платежам и переводам денежных средств. За четыре года своего существования ПАО «Лето Банк» доказал свою успешность и устойчивость, в кризисный 2014 г. сумел сохранить свои позиции на рынке, справиться с растущей просроченной задолженностью, конечно, не без финансовой поддержки ПАО «ВТБ 24», и сумел к I кварталу 2016 г. получить прибыль. Банк имеет хорошие показатели ликвидности и достаточности капитала, выполняет требования Банка России, за его спиной стоит мощный партнер в лице финансовой группы ВТБ, подконтрольной Правительству РФ - именно такой банк в полной мере может удовлетворить требования интеграции с Почтой России. Региональная сеть ПАО «Лето Банк» включает 1 допофис, 60 кредитно-кассовых офисов и 358 клиентских центров; помимо традиционной филиальной сети продажа кредитных продуктов осуществляется на 306 стойках продаж в торговых центрах и в более чем 13 000 POS-точек. Кроме того, ПАО «Лето Банк» -банк-лоукостер, жестко контролирующий свои издержки: небольшие отделения, цикл работы с наличными денежными средствами автоматизирован (банкоматы), отсутствие кассовых узлов, эффективное управление затратами, привлечение клиентов через POS-канал и их конверсия в универсальных клиентов отделений, где они открывают депозиты и оформляют карты18.
16 Усанова Н. С почтой по жизни // РБК+. 2016. № 4. С. 95-97.
17 POS-кредитование (POS - Point Of Sale) - направление розничного бизнеса банков, предусматривающее выдачу кредитов на определенные товары непосредственно
в торговых точках. Этот бизнес считается высокодоходным, но при этом и высокорискованным.
18 Горшков Г. Рынок потребительского кредитования никуда не исчез. URL: http://www.banki.ru/ news/bankpress/? id=8369203
Таким образом, можно сказать, что Почте России удалось привлечь к проекту создания почтового банка сильного партнера, имеющего опыт управления крупной розничной сетью отделений, продаж банковских услуг, управления кредитными рисками, способного выполнять требования к капиталу и фондированию и имеющего собственную ИТ-платформу. В январе 2016 г. ФАС России и Банк России разрешили дочерней компании «Почты России» (ООО «Почтовые финансы») купить 50% минус одна акция ПАО «Лето Банк» за 5,5 млрд руб. Совместные инвестиции группы ВТБ и Почты России в капитал ПАО «Почта Банк» составят 16 млрд руб.19. 28.01.2016 между Почтой России и ПАО «ВТБ 24» был подписан пакет документов о создании ПАО «Почта Банк» (рис. 2).
Процедура регистрации нового банка, в результате которой он получил полный пакет документов из Банка России, завершена в марте 2016 г. Все ранее заключенные договоры по кредитам и вкладам ПАО «Лето Банк» продолжают действовать без каких-либо изменений. У партнеров равные права при принятии решений по ключевым вопросам. Операционный контроль принадлежит группе ВТБ, выделившей необходимые управленческие ресурсы и имеющей опыт построения и развития розничного банковского бизнеса. Представители «Почты России» вошли в состав наблюдательного совета, правления и ряда структурных подразделений банка, что необходимо для обеспечения успешного развития проекта в почтовой инфраструктуре. Дивиденды почтового банка будут делиться пополам между группой ВТБ и Почтой России20. Первые офисы появились в I квартале 2016 г. в разных регионах страны. Всего в 2016 г. будет открыто около 6 000 точек оказания услуг в 3 500 отделениях Почты России.
В отделениях почты новый банк будет представлен в трех форматах21:
— банковский уголок с банкоматом внутри
большого отделения;
— окно и POS-терминал в небольшом отделении
с высоким охватом населения;
— в отделениях с невысокой проходимостью
банковские продукты будет предлагать
19 Усанова Н. С почтой по жизни // РБК+. 2016. № 4. С. 95-97.
20 Федорцова Н. «Лето Банк» получает «Почту» // Контрольный пакет. 2015. № 4. С. 35.
21 В России создан Почтовый Банк.
URL: http://www.pochtabank.ru/o_sozdanii_pochtabanka# pochtabank
сотрудник почты, прошедший дополнительное
обучение.
Предусматривается последующее переформатирование нерентабельных отделений в более простой формат и наоборот, наиболее прибыльных -в более сложный, что обеспечит снижение рисков окупаемости. Посетители отделений почтовой связи без точек оказания услуг Почта Банка могут заполнить заявку на открытие счета, получение кредита или кредитной карты и отправить ее в банк, который свяжется с клиентом и сообщит адрес ближайшего почтового отделения, где он получит необходимый продукт. У банка масштабные планы по развитию филиальной сети: в 2016-2018 гг. будет открыто порядка 15 тыс. клиентских центров в отделениях почтовой связи; ПАО «Почта Банк» будет представлено во всех клиентских центрах, стойках продаж и POS-точках ПАО «Лето Банк». Таким образом, ПАО «Почта Банк» становится универсальным розничным банком, оказывающим разнообразные финансовые услуги (сберегательные счета, срочные вклады, платежи и переводы, расчетные и кредитные карты, широкий спектр кредитных продуктов, дистанционный банкинг, доставка пенсий с использованием механизма пенсионных карт и счетов, депозитные и кредитные продукты на особых условиях для пенсионеров) [13]. Приведем перечень и условия предоставления основных продуктов ПАО «Почта Банк» (табл. 1- 3).
Клиенты смогут приобрести и коробочные продукты («Подари лес другу», юридические услуги, страхование, кредитные истории). До конца 2016 г. начнут работать 4 100 окон продаж банка более чем в 3 тыс. отделениях почтовой связи. Сегодня более 1 100 сотрудников Почты России проходят обучение для квалифицированного предоставления базовых банковских услуг и продуктов клиентов22.
В марте 2016 г. на втором заседании наблюдательного совета ПАО «Почта Банк» был утвержден бизнес-план, по которому предполагается, что к концу года: продажи кредитных продуктов составят около 77 млрд руб.; кредитный портфель достигнет 126 млрд руб. до вычета резервов; объем привлеченных средств населения составит 24 млрд руб.; откроются порядка 6 тыс. точек оказания услуг. Таким образом, по итогам 2016 г. планируется выйти на
22 С 1 августа финансовые услуги Почта Банка начнут предоставлять почтовые сотрудники. URL: http://arb.ru/b2b/news/s_1_avgusta_finansovye_uslugi_ pochta_banka_nachnut_predostavlyat_pochtovye_sotru-10032006/?source=mail
безубыточность, что является главным требованием акционеров банка23. Уже в апреле 2016 г. ПАО «Почта Банк» открылся более чем в 20 регионах страны, в том числе в Москве, Новгородской, Ленинградской, Новосибирской, Челябинской областях, в Краснодарском и Пермском краях и ряде других субъектов РФ24.
Обозначим основные риски и выгоды реализации проекта почтового банка.
Реализация проекта по развитию почтово-банковских услуг носит социально значимый характер, поскольку позволит охватить банковскими услугами самые отдаленные регионы страны, особенно в сельской местности. Именно в нашей стране почтово-банковскому бизнесу присуща ярко выраженная социальная нагрузка с учетом его целевой аудитории и специфики деятельности25.
Значительными аргументами в пользу развития почтово-банковских услуг непосредственно для банка являются следующие.
1. Динамика продаж в почтово-банковском бизнесе и удельные темпы роста бизнеса на единицу почтового отделения более зависимы от внешних по отношению к бизнесу факторов (социально-экономическая ситуация) и менее -от активных маркетинговых усилий.
2. Временные характеристики развития сбытовой сети для почтово-банковского бизнеса весьма специфичны. Отсутствует необходимость в процедурах физического укрепления офиса и регистрации почтового отделения в Банке России, не нужно подбирать персонал, осуществлять телекоммуникационные работы и др. Таким образом, удельная скорость запуска новых точек продаж намного выше, чем в традиционном банковском бизнесе. Благодаря этому конкурентному преимуществу возможно:
— в сжатые сроки сформировать достаточную сбытовую сеть;
— равномерно и быстро выходить на новые региональные рынки;
23 Почта Банк утвердил бизнес-план, рассчитывает
на прибыль в 2016 году. URL: http://www.banki.ru/news/lenta /?id=8789111
24 Вклады в Почта Банке - 2016: выгодные проценты и условия. URL: http://top-rf.ru/investitsii/338-pochta-bank-vklady-fizicheskikh-lits-protsenty-usloviya.html
25 Развитие почтово-банковских услуг в РФ. URL: http://elibrary.ru/start_session.asp?rpage=http% 3A%2F
%2Felibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D12143897
— ускорить срок выхода точки продаж на проектную мощность;
— минимизировать себестоимость содержания масштабной сбытовой сети.
3.Отличительные критерии оценки эффективности почтово-банковского бизнеса:
— степень охвата почтовой сети;
— доля почтово-банковского бизнеса в совокупном бизнесе банка;
— проектный потенциал типовой точки;
— доля компенсации почте в операционных затратах;
— внутренняя себестоимость почтово-банковских ресурсов.
4. Почтово-банковский бизнес является достаточно капитализируемым. Величина критерия эффективности, а именно отношение произведенных затрат к полученному доходу, более чем в 2,5 раза ниже среднего уровня в традиционном розничном банковском бизнесе
[13].
5. Удельные показатели эффективности в расчете на одного сотрудника в почтово-банковском бизнесе существенно выше среднего уровня розничных банков. Это является следствием закрепления функций front-office за почтой и минимизацией операционно-кассового персонала банка.
В связи с этим Почта России в своей стратегии на
ближайшее будущее выделила три сценария
дальнейшего развития26.
1. Модель USPS - поддержание существующей модели бизнеса с умеренной реструктуризацией инфраструктуры и повышением эффективности.
2. Модель ПАО «Сбербанк» - агрессивное сокращение 2/3 сети отделений почтовой связи, ликвидация убыточных отделений, концентрация на ключевых услугах.
3. Модель Deutsche Post - рост объемов оказанных услуг, преимущественно в письмах, посылках и финансовых услугах за счет перестройки логистических и сетевых процессов для повышения качества сервиса, ожидаемого потребителями.
26 Стратегия развития федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» на период до 2018 года.
В соответствии со Стратегией развития ФГУП «Почта России» в 2012-2016 гг. первая модель не обеспечит организации больших перспектив, вызовет снижение операционных и финансовых показателей деятельности и потребует роста финансирования со стороны государства. Доход от доставки пенсий упадет в течение 2016-2020 гг. с 22 до 12 млрд руб. за счет замещения банковскими и социальными картами, выручка от платежей и переводов снизится с 15 до 5-7 млрд руб. к 2020 г. за счет конкуренции со стороны банков (прежде всего ПАО «Сбербанк»)27.
Реализация второй модели невозможна, поскольку главной задачей Почты России является выполнение социальной функции.
Третья модель, направленная на интеграцию с банковским сектором и создание почтового банка, хотя и потребует немалых финансовых вложений, позволит увеличить доходы, обеспечить долгосрочное развитие бизнеса и выполнение социальных задач. При этом Почта России от нового альянса получит множество преимуществ при минимальных затратах. Полученный от банка инфраструктурный платеж в 47 млрд руб. поможет компании реализовать масштабную модернизацию филиальной сети, насчитывающей около 42 тыс. отделений, и приблизит ее к предполагаемому размещению акций28.
Почтовый банк, оказывая свои услуги при взаимодействии с Почтой России, реализует одновременно две стратегии розничного банковского бизнеса - привлечения средств и минимизации издержек, которые предполагают:
— реализацию стандартных продуктов и услуг, что выгодно, с одной стороны, банку, так как не требует больших затрат на диверсификацию, а с другой стороны, почте, поскольку позволит снизить затраты на повышение квалификации сотрудников отделений;
— расширение филиальной сети, которое приносит банку выгоды, ведь он не несет затрат на поиск и приобретение объектов недвижимости, их содержание и построение логистики; это предоставляет почта, получающая взамен компенсационные и арендные выплаты;
27 Стратегия развития ФГУП «Почта России» в 2012-2016 годах.
28 Создание Почтового банка: кто выиграет от альянса «Почты» и ВТБ.
URL: http://www.aloqada.com/News/2015/09/07/sozdanie-pochtovogo-banka-kto-vyigraet-ot-alyansa-pochty-i-vtb
— увеличение количества клиентов, что в условиях низкой доступности банковских услуг в регионах позволяет осваивать никем не занятую нишу, и привлечение 40% пенсионеров, на данный момент пользующихся при получении пенсий услугами почты.
Данная модель взаимодействия Почты России и ПАО «Почта Банк» является монопольной, так как почта выступает агентом банка, эксклюзивно распространяя его финансовые продукты. Это обстоятельство - основной негативный фактор подобной модели почтово-банковской интеграции. Создается крупный финансовый институт, подконтрольный государству, а доля госсектора в банковской сфере и так избыточна. Это может привести к рискам ухудшения конкуренции29.
Мировой опыт свидетельствует о том, что рынок почтово-банковских услуг характеризуется высокой емкостью и активно развивается [14]. Причем степень универсализации почтовых банков неодинакова: одни близки к классическим кредитным организациям, другие делают акцент на своих специфических преимуществах. Почтовые банки играют важную, в ряде случаев системообразующую роль в национальных экономиках. В большинстве своем они существуют на протяжении ряда десятилетий, что лишний раз подтверждает устойчивость и жизнеспособность их миссии, даже в век интенсификации технологий и глобализации [5].
На наш взгляд, интеграция почты и банка принесет значительный положительный эффект для социально-экономического развития страны.
Системное развитие отечественного почтово-банковского бизнеса:
— приведет к повышению инвестиционной привлекательности и росту;
— вызовет капитализацию отечественной банковской сферы и почтовой отрасли;
— позитивно отразится на конкурентоспособности национальной кредитно-финансовой системы и выразится в ослаблении доминанты ПАО «Сбербанк» на розничном банковском рынке;
— обусловит реинвестирование в экономику сбережений населения, что станет возможным благодаря наличию соответствующей инфраструктуры и доверию населения;
29 «Почта-банк»: новый государственный монстр или качественный прорыв? URL: http://nsn.fm/economy/ pochta-bank-ocherednoy-gosudarstvennyy-monstr-iïi-kachestvennyy-proryv-.php
— обеспечит повсеместную доступность основных банковских услуг (включая удаленные территориальные образования) и общее повышение финансовой культуры населения;
— создаст импульс развитию села и цивилизованного малого предпринимательства [15], что в свою очередь позволит увеличить объем налоговых поступлений и ВВП [16].
Таким образом, создание банка на базе инфраструктуры Почты России наиболее эффективно решает проблему расширения банковской сети, что естественным образом обеспечивает большую доступность финансовых услуг для населения, снижает банковские риски и повышает уровень ликвидности банковской системы в целом [17-18].
Таблица 1
Кредитные продукты ПАО «Почта Банк»
Table 1
Credit products of PAO Post Bank
Продукт Кредитный лимит, Плановый срок Процентная ставка
руб. погашения кредита, мес. по кредиту, % годовых
Потребительские кредиты
«Первый почтовый» От 50 000 до 500 000 От 12 до 60 От 19,9 до 29,6
«Почтовый» От 50 000 до 200 000 От 12 до 60 34,88
Кредитыг для пенсионеров
«Кредит льготный» От 20 000 до 150 000 От 12 до 36 От 19,9 до 29,6
«Льготный особый» От 20 000 до 150 000 От 6 до 36 От 16,9 до 24,9
Кредит на образование
«Знание-сила» От 50 000 до 2 000 000 До 150 27,9 - базовая, 14,9 - при подключении услуги страхования
Источник: данные ПАО «Почта Банк» о потребительских кредитах. URL: http://www.pochtabank.ru/ services/loans
Source: PAO Post Bank data on consumer loans. Available at: http://www.pochtabank.ru/services/loans. (In Russ.)
Таблица 2
Кредитные карты ПАО «Почта Банк» Table 2
Credit cards of PAO Post Bank
Продукт Тип карты Срок действия карты, мес. Кредитный лимит, руб. Обязательный ежемесячный платеж Комиссия за оформление карты, руб. Длительность бесплатного периода, мес.
«Элемент 120» Visa Platinum 60 до 300 000 5% от задолженности по основному долгу на расчетную дату + задолженность по комиссиям и процентам 900 до 4
«Почтовый Visa Classic 36 5 000 не менее 500 руб., 300 24
экспресс 5000» (но не более задолженности)
«Почтовый Visa Classic 36 10 000 не менее 1 000 руб., 500 24
экспресс 10000» (но не более задолженности)
«Почтовый Visa Classic 36 15 000 не менее 1 500 руб., 600 24
экспресс 15000» (но не более задолженности)
Источник: данные ПАО «Почта Банк» о кредитных картах. URL: http://www.pochtabank.ru/services/cards
Source: PAO Post Bank data on credit cards. Available at: http://www.pochtabank.ru/services/cards. (In Russ.) Таблица 3
Вклады, предлагаемые клиентам в ПАО «Почта Банк» Table 3
Deposits offered by PAO Post Bank
Ставки, % Ставки при досрочном
Продукт Сумма вклада, руб. расторжении вклада, %
181 день 367 дней 1-181 день 181-366 дней
Вклад «Капитальный» 5 000-500 000 000 8,7 8,85 0,1 5,3
Вклад «Почтенный» 5 000-500 000 000 9,2 9,35 0,1 5,6
Источник: данные ПАО «Почта Банк» о тарифах по предоставлению вкладов. URL: http://www.pochtabank.ru/services/deposits
Source: PAO Post Bank data on tariffs on deposits. Available at: http://www.pochtabank.ru/services/deposits. (In Russ.)
Рисунок 1
Динамика количества кредитных организаций, их филиалов и внутренних структурных подразделений в период с 2006 по 2015 г.
Figure 1
Change in the number of credit institutions, their branches and internal structural divisions from 2006 to 2015
Источник: количество внутренних структурных подразделений действующих кредитных организаций (филиалов) в территориальном разрезе по состоянию на 01.01.2015. URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx? file=bank_system/int_div_010115.htm&pid=lic&sid=itm_42701
Source: The Central Bank of Russia. The number of internal structural divisions of operating credit institutions (branches) by territories as of 01.01.2015. Available at: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/int_div_010115.htm&pid=lic&sid=itm_42701. (In Russ.)
Рисунок 2
Взаимосвязь банка и лиц, под влиянием которых он находится Figure 2
The interrelation of the bank and persons controlling it
Источник: составлено автором на основе Списка лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк. URL: http://www.pochtabank.ru/upload/contents/687/str_ac.pdf
Source: Authoring, based on the List of parties having control over or significant influence on the bank. Available at: http://www.pochtabank.ru/upload/contents/687/str_ac.pdf. (In Russ.)
Список литературы
1. Мещеряков Г.Ю. Интеграция банковских и почтовых услуг как фактор развития розничного банковского бизнеса // Финансы и бизнес. 2010. № 3. С. 73-86.
2. Чавтур А.В. Системный подход к организации почтово-банковской деятельности в России // Проблемы современной экономики. 2006. № 1/2. С. 242-246.
3. Чавтур А.В. Потенциал и проблемы развития почтово-банковского бизнеса в России // Проблемы современной экономики. 2005. № 3/4. С. 240-243.
4. Назаренко Г.В. Почтово-банковское сотрудничество - одно из инновационных направлений развития банковского сектора // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 7-2. С. 119-123.
5. Евдокимова С.С., Толстопятый С.А. Инновационные технологии как фактор банковской конкурентоспособности // Фундаментальные исследования. 2015. № 12(5). С. 1012-1016. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39669.
6. Чавтур А.В. Современные проблемы почтово-банковской деятельности // Вопросы экономики. 2006. № 10. С.124-131.
7. Реунова Л.В. Развитие почтово-банковских услуг // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2011. № 3. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2011/12/130.
8. Амичба А.Л. Почта как новый институт инфраструктуры рынка банковских услуг // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1. С. 211-213.
9. МещеряковГ.Ю. Будет ли в России почтовый банк? // Банковское дело. 2010. № 3. С. 89-93.
10. Чавтур А.В. Экономические принципы и условия функционирования почтово-банковского бизнеса в России // Российское предпринимательство. 2006. № 1. С. 46-52. URL: http://bgscience.ru/lib/1564.
11. Антонова Л.Е. Перспективы создания почтового банка в Республике Беларусь // Экономика, право и проблемы управления. Сб. науч. тр. Минск: ЧИУиП, 2013. № 3. С. 10-18.
12. Мещеряков Г.Ю. Концепция создания почтового банка // Экономические науки. 2010. № 68. С. 193-197.
13. Мещеряков Г.Ю. Почтовый банк как крупнейший оператор российской платежной системы // Банковское дело. 2010. № 9. С. 70-71.
14. Маганов В.В. Сравнительный анализ почтовых операторов и почтово-сберегательных систем стран -участниц АТЭС // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 4. С. 139-145.
15. Евдокимова С.С., Антонова Н.Г. Финансовые меры поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации // Материалы IX Международной НПК Научные достижения и перспективы нового столетия. Новосибирск: EDUCATIO, 2015. С. 42-47.
16. Евдокимова С.С., Антонова Н.Г. Оптимизация налогообложения банковской прибыли // Актуальные проблемы теории и практики налогообложения. Материалы IV международной научно-практической конференции. Волгоград: ВолГУ, 2015. С. 80-83.
17. Pickens M., Porteous D., Rotman S. Scenarios for Branchless Banking in 2020. CGAP, Focus Note, 2009, no. 57. Available at: http://urlid.ru/aoft.
18. Sharma S., Singh R. Factors Influencing Internet Banking: An Empirical Investigation. IUP Journal of Bank Management, 2011, no. 10, iss. 4, pp. 71-80.
ISSN 2311-8709 (Online) Banking
ISSN 2071-4688 (Print)
PROSPECTS FOR POSTAL AND BANKING SYSTEMS INTEGRATION IN RUSSIA Svetlana S. EVDOKIMOVA
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 3 August 2016 Received in revised form 17 August 2016 Accepted 8 September 2016
JEL classification: G21, G23
Keywords: integration, postal bank account, retail financial services, postal banking, low-cost banking
Abstract
Importance The article addresses the most efficient and advanced models of postal and banking systems integration in today's Russian banking market. The models focus on increasing the banking services availability and developing the retail banking business under considerable reduction of the number of domestic banks due to license revocation and regional network optimization by large credit institutions.
Objectives The study aims to review the said models, unveil benefits and difficulties in project implementation on the case of creating a postal bank based on PAO Leto Bank and Russian Post, identify opportunities and prospects for postal and banking systems integration in the Russian Federation.
Methods The paper employs a logical analysis and economic and statistical methods to reveal a possibility to increase the availability of services of domestic credit institutions to the public under financial instability through efficient postal and banking integration.
Results Using the case study of creating a postal bank based on PAO Leto Bank and Russian Post, I consider ways and models of efficient postal and banking integration, analyze problems and benefits of project implementation, identify models and development strategy of postal banking in the Russian Federation.
Conclusions and Relevance Postal and banking systems integration may be beneficial for both banks and the Russian Post, which needs funds for its reform and modernization. If realized, the project will ensure availability of banking services to the population in regions, and the banking sector will improve its sales at minimum cost.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Meshcheryakov G.Yu. [Integration of banking and post services as a factor of retail banking development].
Finansy i biznes = Finance and Business, 2010, no. 3, pp. 73-86. (In Russ.)
2. Chavtur A.V. [A systems approach to the organization of postal banking activity in Russia]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2006, no. 1-2, pp. 242-246. (In Russ.)
3. Chavtur A.V. [The potential and problems of postal banking business development in Russia]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2005, no. 3-4, pp. 240-243. (In Russ.)
4. Nazarenko G.V. [The postal-banking cooperation as one of innovative areas of banking sector development]. Ekonomika i upravlenie: analiz tendentsii i perspektiv razvitiya = Economy and Management: Analysis of Trends and Development Prospects, 2013, no. 7-2, pp. 119-123. (In Russ.)
5. Evdokimova S.S., Tolstopyatyi S.A. [Innovative technologies as a factor of bank competitiveness]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 12(5), pp. 1012-1016. Available at: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39669. (In Russ.)
6. Chavtur A.V. [Modern problems of postal banking services]. Voprosy Ekonomiki, 2006, no. 10, pp. 124-131. (In Russ.)
7. Reunova L.V. [Postal banking services development]. Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologii, 2011, no. 3. (In Russ.) Available at: http://ekonomika.snauka.ru/2011/12/130.
8. Amichba A.L. [The post as a new institute of infrastructure of the banking services market]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2012, no. 1, pp. 211-213. (In Russ.)
9. Meshcheryakov G.Yu. [Will there be a postal bank in Russia?]. Bankovskoe delo = Banking, 2010, no. 3, pp. 89-93. (In Russ.)
10. Chavtur A.V. [Economic principles and operating conditions of postal banking business in Russia].
Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2006, no. 1, pp. 46-52. Available at: http://bgscience.ru/lib/1564/. (In Russ.)
11. Antonova L.E. Perspektivy sozdaniyapochtovogo banka v Respublike Belarus'. Vkn.: Ekonomika, pravo i problemy upravleniya. Sb. nauch. trudov [Prospects for creating a postal bank in the Republic of Belarus. In: Economy, Law and Management Problems: a collection of scientific papers]. Minsk, Private Institute of Management and Entrepreneurship Publ., 2013, no. 3, pp. 10-18.
12. Meshcheryakov G.Yu. [The concept of postal bank creation]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2010, no. 68, pp. 193-197. (In Russ.)
13. Meshcheryakov G.Yu. [Post Bank as the largest operator of the Russian payment system]. Bankovskoe delo = Banking, 2010, no. 9, pp. 70-71. (In Russ.)
14. Maganov V.V. [A comparative analysis of postal operators and postal-savings systems of Asia-Pacific Economic Cooperation participant countries]. Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovanii = Journal of Legal and Economic Studies, 2014, no. 4, pp. 139-145. (In Russ.)
15. Evdokimova S.S., Antonova N.G. [Financial measures to support small business in the Russian Federation]. IXMezhdunarodnaya NPKNauchnye dostizheniya i perspektivy novogo stoletiya [Proc. 9th Int. Sci. Conf. Scientific Achievements and Prospects for the New Century]. Novosibirsk, EDUCATIO Publ., 2015, pp. 42-47.
16. Evdokimova S.S., Antonova N.G. [Optimization of bank profit taxation]. Aktual'nye problemy teorii i praktiki nalogooblozheniya. Materialy IV mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 4th Int. Sci. Conf. Actual Problems of Theory and Practice of Taxation]. Volgograd, VolSU Publ., 2015, pp.80-83.
17. Pickens M., Porteous D., Rotman S. Scenarios for Branchless Banking in 2020. CGAP, Focus Note, 2009, no. 57. Available at: http://urlid.ru/aoft.
18. Sharma S., Singh R. Factors Influencing Internet Banking: An Empirical Investigation. IUP Journal of Bank Management, 2011, no. 10, iss. 4, pp. 71-80.