УДК 338.436.33 ББК 65.050.9 В - 65
Воитлева Зара Адалгериевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики и информационных систем факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, тел.: 89184209490.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФЕРМЕРСТВА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДСТВА
(рецензирована)
В статье говорится о необходимости государственной поддержки фермерства как условия эффективности сельхозпроизводства в этой категории хозяйств. Рассматриваются формы государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, используемые в настоящее время.
Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, государственная поддержка.
Voitleva Zara Adalgerievna, Cand. of Economics, associate professor, associate professor of the chair of the applied informatics and information systems, faculty of information systems in economics and law of Maykop State Technological University, tel.: 89184209490
STATE SUPPORT OF FARMING AS THE ESSENTIAL CONDITION OF EFFICIENCY OF
AGRICULTURAL PRODUCTION
The article informs about necessity of state support of farming as a condition of efficiency of agriculture and this category of the sector. Forms of state support of contemporary farming are considered.
Keywords: farm, state support.
До начала аграрной реформы основными производителями сельскохозяйственной продукции были крупные сельскохозяйственные предприятия. Они производили почти 80% продукции сельского хозяйства. За годы реформы произошли существенные изменения. Сокращение объема производства в коллективных предприятиях сопровождается относительным ростом объема сельскохозяйственной продукции, производимой в хозяйствах малых форм хозяйствования, представленных хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. В 2005 г. на долю сельхозпредприятий приходилась уже лишь 41,4% производства сельхозпродукции, на долю хозяйств населения - 52,6%, на долю крестьянских (фермерских) хозяйств - 6,0%.
Таким образом, можно говорить о том, что современный этап аграрных преобразований характеризуется усилением роли индивидуальных хозяйств в сравнении с коллективными хозяйствами, поскольку хозяйствам этих типов принадлежит важная роль в решении продовольственной проблемы страны.
Отметим, что фермерство, представляя одну из малых форм хозяйствования, является одним из новых для нашей страны социально-экономических типов хозяйствования. В фермерстве заложен определенный трудовой и предпринимательский потенциал.
Фермер является самостоятельным товаропроизводителем, и государство не должно вмешиваться в деятельность фермерского хозяйства, но оно может косвенно воздействовать на функционирование фермерских хозяйств, создавая благоприятную для них экономическую ситуацию с помощью льготного кредитования, налогообложения и других экономических методов.
Экономическая самостоятельность и независимость фермерских хозяйств должна сочетаться с поддержкой их государством. Одной из форм такой поддержки может служить организация на федеральном и региональном уровнях государственных структур по предоставлению фермерам информации о необходимых им ресурсах производства, технологиях, рынках сбыта сельскохозяйственной продукции.
Заметим, что в экономически развитых странах на долю государственных дотаций приходится значительная часть затрат фермеров.
В России вследствие экономического кризиса возможности государства в поддержке сельских производителей ограничены. Поэтому говорить о создании нормальных условий для их эффективной работы нельзя. Это, безусловно, негативно сказывается на экономических результатах деятельности сельхозпроизводителей.
В начале аграрной реформы (в 1991-1992гг.) проводилась политика активной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств. Фермерам выделялись бюджетные средства, льготные кредиты, материально-технические ресурсы, осуществлялись другие меры организационной и финансовой помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам. Крестьянские (фермерские) хозяйства, появившиеся в этот период, получили возможность создания за счет льготных банковских кредитов материально-технической базы. Эти хозяйства успели приобрести сельскохозяйственную технику, скот, построить производственные помещения. Поэтому они более жизнеспособны. После отмены льгот банковский кредит, как источник удовлетворения потребностей фермерских хозяйств в основных средствах производства и финансовых ресурсах, стал для большинства фермеров недоступным. Финансовая помощь фермерам за счет средств федерального бюджета практически была прекращена. Мотивировалось это необходимостью обеспечения равенства всех форм собственности и хозяйствования. Было отменено льготное кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств, фермеры лишались права на получение стартовой помощи на начальном этапе функционирования. Финансирование поддержки фермерского сектора экономики было перенесено на бюджеты субъектов Федерации. Тем самым фермеры были поставлены в зависимость от отношения к ним местных властей. В большинстве регионов страны помощь фермерам составляла в расчете на одно хозяйство 300 тыс. рублей (в ценах 1997г.) и меньше.
Затем ситуация изменилась. Была введена система кредитования на основе субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями и организациями, фермерскими хозяйствами в российских кредитных организациях, с погашением за счет средств федерального бюджета двух третей учетной ставки Центрального банка России.
В 2004 г. фермерские хозяйства заключили кредитных договоров на сумму 1,7 млрд руб., по которым выплачено 93,1 млн руб. субсидий.
В этом же году на поддержку отечественного овцеводства фермерским хозяйствам было выделено более 178 млн руб.
По данным 89 субъектов Российской Федерации, в 1999 - 2004 гг. государственная поддержка из федерального бюджета возросла с 224,2 млн руб. в 1999 г. до 1235 млн руб. в 2004 г., то есть в 5,5 раза, а из бюджетов субъектов РФ - с 215,7 млн руб. до 2247 млн руб., или в 10,4 раза.
В настоящее время существуют различные формы государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств.
Введена система страхования урожая сельскохозяйственных культур. Государственная поддержка осуществляется в виде субсидирования из федерального бюджета части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховых взносов по заключенным договорам страхования. В 2004 г. субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлялись в размере 50 % уплаченных страховых взносов по договорам страхования. Это позволило увеличить количество фермерских хозяйств, страхующих урожай сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой.
Кроме того, налоговым законодательством для фермерских хозяйств предусмотрены налоговые льготы.
Однако, следует признать, что потребности фермеров этими объемами финансовых средств не обеспечиваются. В частности, проблемным остается вопрос получения кредита, так как фермерские хозяйства не имеют соответствующего обеспечения исполнения обязательств по его возврату.
Оценивая роль фермерского сектора экономики в развитии АПК страны, следует отметить, что при условии проведения продуманной государственной политики поддержки фермерства хозяйства этого типа способны добиться высоких результатов в своей производственной деятельности.
По мнению автора, развитие фермерства в России будет возможно при условии создания на селе рыночной инфраструктуры, предоставления этим хозяйствам возможности приобретения необходимых материально-технических ресурсов.
Отметим, что выбор механизмов регулирования и мер государственной поддержки аграрного сектора отечественной экономики должен быть продиктован необходимостью стимулирования роста производства в отрасли.
Государственное воздействие на сельское хозяйство должно выражаться в регулировании цен на сельхозпродукцию и недопущении диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и других отраслей АПК, стимулировании экспорта продукции сельского хозяйства и сдерживании импорта, финансовой поддержке отечественных сельхозтоваропроизводителей, и, в частности, фермерских хозяйств, и осуществлении других мер.
Литература:
1. Борхунов Н. Государственная поддержка развития сельского хозяйства возрастает / Н. Борхунов // Экономика сельского хозяйства России.- 2007.- № 7.- С. 41.
2. Гордеев А. Малым формам хозяйствования - государственную поддержку / А. Гордеев // Экономика сельского хозяйства России. - 2005. - № 6. - С. 3-4.
3. Петрова О. Н. Перспективы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе региона / О. Н. Петрова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2007.- № 6.- С. 32-34.