УДК 33.2.2.021.012.32
ПРОБЛЕМЫ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ В РОССИИ
Ю. А. Писарева Научный руководитель - Л. А. Иванченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Анализируются проблемы фермерских хозяйств. Рассматриваются направления государственной программы по поддержке фермерских хозяйств.
Ключевые слова: фермерское хозяйство, крестьянское хозяйство, малые формы хозяйствования.
FARM'S PROBLEMS IN RUSSIA
Y. A. Pisareva Scientific Supervisor - L. A. Ivanchenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In the work analyzes the problems of farming. Considered directions of state support of farms.
Keywords: farming, peasant farming, small forms of management.
На протяжении всей жизни фермерство является неотъемлемой частью существования людей на Земле. Однако, существуют много проблем в ведении данной деятельности, в том числе и социальных.
Одной из проблем является то, что фермеры не в состоянии использовать полностью выделенные им участки, так как отсутствуют денежные средства на приобретение оборудования, материально-технических ресурсов и оплату услуг. Это является причиной того, что фермерам приходится покупать поддержанную технику, на восстановление которой также требуется большое количество денежных средств.
Особенно сложно начинающим фермерам из-за недостатка первоначального капитала. Так как у них отсутствует залоговое имущество, им недоступны кредиты. Также дополнительных денежных средств требует и бытовое обустройство будущей фермы.
Следующей проблемой является отсутствие в крестьянских (фермерских) хозяйствах бизнес-плана. Это особенно важно в настоящее время, когда предприятия агропромышленного комплекса постоянно ощущают недостаточность собственного капитала и пытаются организовать различного рода подсобные цеха и промыслы с целью стабилизации своего экономического состояния. Для этого и нужно создание бизнес-плана, так как он способствует упорядочиванию экономических отношений, соизмерению производственных целей и возможностей, а также определению приемлемых перспектив и средств для их достижения.
Проблема ценообразования и обеспечения доходности фермерского производства. Основной причиной выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие действенной инфраструктуры сбыта. Поэтому фермер осенью вынужден продавать по себестоимости свою продукцию посредникам.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
Так же проблемой фермерства является отсутствие единого подхода к определению правового статуса фермерских хозяйств. Фактически они сегодня существуют в разных организационно-правовых формах: юридические лица, ИП, ООО, ПАО, НАО и другие. Следствием этого является отсутствие полной, качественной и достоверной информации по фермерству.
В современных условиях глава и члены фермерских хозяйств не включены в «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов». Данная ситуация существенно осложняет вопросы оформления инвалидности, социального, пенсионного страхования и другого.
Существует также проблема неразвитости структуры сельскохозяйственной потребительской кооперации, призванной сделать крестьянские хозяйства более конкурентоспособными, и работающими без посредников. Именно путем кооперирования фермерские хозяйства способны сформировать крупные партии продукции, обеспечить качественное хранение, переработку, транспортировку, реализацию продукции [1].
Можно выделить проблему сокращения фермерских хозяйств. Количество крестьянских и фермерских хозяйств в России за последние 10 лет снизилось. Однако общая площадь земель, которыми располагают эти предприятия, за период с 2006 по 2016 годы выросла более чем в два раза, по данным Росстата.
По итогам 2006 года в стране насчитывалось чуть более 253 тыс. крестьянских и фермерских хозяйств, на каждый из которых в среднем приходилось 103 гектара земли. Через десять лет ситуация зеркально изменилась: количество таких хозяйств сократилось более чем в два раза до 136,6 тысячи, зато на каждое приходится уже почти 270 гектаров. Снизилось и количество так называемых «некоммерческих объединений» простых граждан (в том числе садоводческие, огороднические и дачные хозяйства) с 79,8 тыс. в 2006 до 76,3 тыс. в 2016 году.
Общая площадь земли, которая приходится на долю фермеров, за последние 10 лет выросла почти в 2,5 раза [2].
Несмотря на сложное положение аграрного сектора, в целом фермерство нашло свою социально-экономическую нишу в многоукладном аграрном производстве в условиях проводимого курса на поддержку сельскохозяйственных предприятий.
За последние годы государство начало создавать программы по развитию фермерских хозяйств в России. Целями данных программ являются поддержание, дальнейшее развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшения качества жизни в сельской местности; увеличение доходов и снижение издержек малых форм сельскохозяйственных товаропроизводителей через их участие в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.
Одной из государственных программ является «Поддержка малых форм хозяйствования», она запланирована на 2013 - 2020 годы. Ее задачами являются: создание условий для увеличения количества субъектов малого предпринимательства; повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; повышение уровня доходов сельского населения.
Ожидаемые результаты реализации программы: создание к 2020 г. дополнительно 14 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, которые обеспечат рабочими местами 42,15 тыс. среднегодовых работников; полная реализация программы создания животноводческих ферм к 2020 г., позволяющая увеличить производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 675 тыс. т; прирост сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, составит 7,4 %.
Данная программа предусматривает четыре основных мероприятия:
1. Поддержка начинающих фермеров.
Задачей основного мероприятия по поддержке начинающих фермеров является осуществление предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Грант должен погашать не более 90% затрат фермера на приобретение материальных ресурсов для развития крестьянского (фермерского) хозяйства.
2. Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно соглашениям, заключаемым между субъектами РФ и фермерами о реализации мероприятий, связанных с созданием семейных животноводческих ферм, предусматриваются обязательства субъекта РФ выполнить подключение инженерных сетей и обеспечить рынок сбыта производимой фермером сельскохозяйственной продукции.
3. Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования.
Данное направление предполагает осуществление посредством предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам банков и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Субсидии предполагается предоставлять бюджетам субъектов РФ при условии софинансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ в размере одной трети ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, действующей на дату заключения кредита (займа).
4. Оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.
По данным органов управления АПК субъектов РФ, по состоянию на начало 2011 г. необходимо было оформить в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств 8,5 млн га земель сельскохозяйственного назначения. Средняя стоимость кадастровых работ по России составляет 1 тыс. руб./га. Из федерального бюджета предоставляется порядка 50% от общих затрат, необходимых для проведения кадастровых работ, остальные средства - из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований [3].
Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе позволяет расширить возможности доступа фермеров к субсидируемым кредитам в рамках реализации долгосрочной целевой программы. Но, для того, чтобы получить данные услуги, необходимо выполнить определенные условия - иметь бизнес-план по созданию и расширению фермерского хозяйства и создать рабочие месат.
Несмотря на все проблемы, фермерское хозяйство прошло первичный этап обустройства и закрепилось на продовольственном рынке в качестве постоянно действующего на нем участника.
Библиографические ссылки
1. Газета.ги [Электронный ресурс]. Крестьянские (фермерские) хозяйства. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/news/2016/09/15/n_9114299.shtml (дата обращения: 05.03.17).
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Данные о динамике развития фермерских хозяйств. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 06.03.17).
3. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России [Электронный ресурс]. Госпрограммы поддержки. Режим доступа: http://www.akkor.ru/gosprogrammy-podderzhki-16.html (дата обращения: 05.03.17).
© Писарева Ю. А., 2017