Научная статья на тему 'Направления использования специализированных программ в антикризисном управлении организацией'

Направления использования специализированных программ в антикризисном управлении организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММЫ / ANTI-CRISIS MANAGEMENT / INFORMATION TECHNOLOGIES / PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окрушко В. Я.

В статье раскрываются возможности программных продуктов, которые могут быть использованы в антикризисном управлении организацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialized programs in the organization’s anti-crisis management: directions of use

The article discusses the possibilities of program products that can be used in the anti-crisis management of an organization.

Текст научной работы на тему «Направления использования специализированных программ в антикризисном управлении организацией»

Литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономисту 2006. — 670 с.

2. Коротков Э.М. Менеджмент: учебник. — М.: Изд-во Юрайт, 2010. — 640 с.

3. Резник С.Д., Коновалова Е.С. Система управления конкурентоориентированием студенческой молодежи вузов России // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 2.

4. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Менеджмент в торговле: Учебное пособие. — Красноярск: КГТЭИ, 2011. — 254 с.

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛьЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕй

В.Я. Окрушко,

соискатель кафедры экономической кибернетики и экономико-математических методов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,

кандидат экономических наук [email protected]

В статье раскрываются возможности программных продуктов, которые могут быть использованы в антикризисном управлении организацией

Ключевые слова: антикризисное управление, информационные технологии, программы

УДК 336.7 ББК 65.26

Менеджеру, занимающемуся антикризисным управлением организацией приходится работать с большими объемами информации, обрабатывать ее и принимать на ее основе управленческие решения. Очевидно, что без использования современных информационных технологий в области экономического прогнозирования, финансового анализа, планирования, статистической обработки ему не обойтись.

Проведенный анализ отечественного рынка пакетов прикладных программ показал фактическое отсутствие специа-

лизированных программных продуктов по комплексной автоматизации антикризисного управления организацией. Однако разработано огромное количество прикладных программных продуктов, способных помочь руководству организации в планировании и осуществлении отдельных этапов антикризисных программ.

Все существующие на настоящий момент информационные технологии антикризисного управления можно свести в группы и подгруппы (рис. 1).

Рис. 1. Информационные технологии в антикризисном управлении

Программы финансового анализа необходимы для диагностики финансового состояния организации, построения прогнозов его будущего развития, прогнозирования и распознавания кризисов. Среди самых распространенных и функциональных пакетов можно отметить такие как Audit Expert фирмы «Артек», Альт-Финанс фирмы «Альт», Бест-Ф фирмы «Интеллект-Сервис».

Audit Expert предназначена для проведения анализа финансового состояния организации. Результаты анализа автоматически импортируются в качестве исходных данных в систему финансового планирования Project Expert.

Программа Audit Expert позволяет:

• проводить всесторонний анализ финансового состояния организации и динамики ее развития;

• рассчитывать и сравнивать с нормативными значениями финансовых показателей, характеризующих состояние бизнеса;

• осуществлять преобразование стандартных российских бухгалтерских отчетов в формы, соответствующие Международным стандартам финансовой отчетности;

• разрабатывать методики анализа с использованием детальных данных бухгалтерского учета;

• проводить переоценку статей актива и пассива баланса;

• строить в автоматическом режиме прогноз всех финансовых отчетов на несколько периодов вперед;

• проводить вертикальный и горизонтальный анализ баланса, рассчитывать структуру активов и пассивов организации, а также динамику их изменения; автоматически получать заключение о финансовом состоянии организации.

Программный продукт «Альт-Финансы» — позволяет проводить комплексный анализ финансового состояния организации, тенденций ее дальнейшего развития, расчет базовых нормативов для планирования и прогнозирования, оценку кредитоспособности организации. Программа позволяет найти оптимальный путь развития, разработать программу финансового оздоровления организации, находящейся в кризисной ситуации, обосновать инвестиционное решение. Достоинством данной системы является ее открытость и адаптивность, которые предоставляют пользователю учитывать свои требования или конкретные условия [6].

Программа «БЭСТ-Ф» [5] отличается оригинальным конструктивным решением, объединяющим возможности электронной таблицы и базы данных. Работа с программой заключается в том, что пользователь выбирает настроенный шаблон расчета и «запускает расчет» по этому шаблону, однако предусмотрена возможность настройки на использование и других методик.

БЭСТ-Ф позволяет проводить все основные виды финансового анализа — горизонтальный, вертикальный, анализ относительных показателей (коэффициентов, сравнительный (пространственный), факторный анализ). Для большинства показателей приводятся экспертные оценки, характеризующие их оптимальное значение. Некоторые методики предлагают пользователю конкретные рекомендации по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности.

Существуют также специализированные пакеты прикладных программ для внешнего антикризисного управления, например СППР «Инвестор», позволяющие производить сравнительную оценку и отбор перспективных инновационных проектов, а также оптимизацию распределения ресурсов по времени финансирования проектов [1].

Другой программный продукт — «Combi-PC» представляет собой набор таблиц, позволяющих проводить анализ по видам продукции, вариантам планов, мероприятиям, исполнителям, фирмам.

Программа предоставляет возможность проводить сравнительную оценку многокритериальных объектов на основе модификаций методов порогов сравнимости, парных сравнений, итеративной спортивной модели, процедуры экспертной сертификации, одномерной классификации и др.

Достоинством системы поддержки принятия решений «DSS-UTES» является возможность подключения прикладных программ пользователя и поиска оптимального решения на бесконечном множестве вариантов.

Программные продукты для статистического анализа и прогнозирования деятельности организации. Наиболее важным разделом статистического анализа для целей антикризисного

управления является регрессионный анализ, с помощью которого возможна оценка регрессионных коэффициентов для целей: прогнозирования поведения экономических показателей работы организации во времени; моделирования факторной зависимости одних экономических показателей от других.

Для этих целей наиболее удобны такие пакеты программ, как MS Excel, STATISTICA, Альт-Прогноз, Forecast Expert, STAT-GRAPHICS.

MS Excel включает в себя весьма удобное и простое в обращении средство проведения регрессионного анализа. Недостатком этого пакета является невысокая точность моделей, однако в большинстве случаев она и не требуется.

Функцию тенденция возможно использовать для получения прогнозных значений интересующего экономического показателя в соответствии с линейной аппроксимацией по методу наименьших квадратов (т.е. для случая линейного роста показателя). Функция рост использует экспоненциальный тренд, то есть позволяет проводить нелинейное прогнозирование изменения значений показателя.

Следующий пакет прикладных программ, рассматриваемый в рамках данной работы — программа STATISTICA — универсальная интегрированная система, предназначенная для статистического анализа и визуализации данных, управления базами данных и разработки пользовательских приложений, содержащая широкий набор процедур анализа, а также специальные методы поиска данных. Работа со всеми модулями происходит в рамках единого программного пакета, для которого можно выбирать один из нескольких предложенных интерфейсов пользователя.

Программа STATISTICA содержит также нетрадиционные методы анализа данных, что помогает находить новые способы проверки рабочих гипотез и исследования данных.

Программный продукт «Альт-Прогноз» представляет собой модель действующей организации, отражающую все основные аспекты ее деятельности. Модель была создана в процессе разработки антикризисных программ на Сорском молибденовом комбинате и СП «Совиталпродмаш».

С помощью модели решается задача формирования и оптимизации финансовых бюджетов (финансовых планов) организации. Модель описывает и представляет информацию для оптимизации следующих направлений деятельности организации:

• производство продукции (работ, услуг);

• отгрузка продукции (работ, услуг), контроль склада;

• управление текущими затратами;

• инвестирование средств (инвестиционная программа);

• финансовая политика организации (программа кредитования, эмиссии, расчетов с бюджетом).

Формирование финансового бюджета с использованием модели «Альт-Прогноз» предполагает три этапа — отражение исходного состояния организации, описание разработанных планов, анализ и оптимизация будущего финансового положения организации.

Прогнозируемое финансовое состояние организации описывается с помощью показателей и коэффициентов, а также в виде графиков и диаграмм.

Программа «Альт-Прогноз» помогает сформировать и обосновать план выхода организации из кризиса; подготовить обоснованный график привлечения и возврата заемных средств по проекту, реализуемому в действующей организации; выработать финансовую стратегию головной организации в отношении своих структурных подразделений.

Программа «Forecast Expert» представляет собой еще один инструмент прогнозирования экономических показателей и анализа тенденций рынка. Она позволяет с высокой степенью надежности предсказать будущий объем продаж или доходов организации, спрос на услуги или изделия, курсы валют, акций или фьючерсов, остатки денежных средств на счетах или иные значимые показатели. Forecast Expert позволяет быстро получать достоверные прогнозы в области финансов, производства, маркетинга. Применение системы при финансовом планировании и управлении снижает риски принимаемых решений и подсказывает пути достижения максимальной прибыли.

Программы управления проектами. Системы управления проектами используются в антикризисном управлении при формировании антикризисных стратегий, их планировании,

реализации и контроле выполнения. Основные задачи систем управления проектами [3]:

• разработка расписания исполнения проекта;

• определение критического пути и резервов времени исполнения операций проекта;

• определение потребности проекта в финансировании, материалах и оборудовании;

• определение распределения во времени загрузки возобновляемых ресурсов;

• анализ рисков и планирование расписания с учетом рисков;

• учет исполнения проекта;

• анализ отклонений хода работ от запланированного и прогнозирование основных параметров проекта.

Наиболее известны и применяемы в нашей стране системы:

MS Project2000 фирмы Microsoft (одна из самых популярных систем управления проектами «офисного» класса. Предназначена для управления небольшими и средними проектами. Обладает обширными возможностями интеграции с другим программным обеспечением от Microsoft);

Primavera Project Planner (разработчик — Primavera inc.);

Open Plan фирмы Welcom Software Technology;

Spider Project (разработчик — «Технологии управления «Спайдер»«).

Маркетинговые программы. Маркетинг занимает важнейшее место в антикризисном управлении организацией. Разработка маркетинговой стратегии для антикризисного управления — сложная и многогранная работа, в значительной степени зависящая от конкретной ситуации. Выбор удобной и функциональной программы автоматизации маркетинга в организации играет большую роль в формировании программы антикризисного управления организацией.

Программа«Marketing Expert» — одна из систем планирования и управления маркетингом в организации. Из основных функций можно выделить следующие: создание модели деятельности организации на рынке, определение доходности и прибыльности, анализ внешней среды, SWOT-анализ, который является незаменимым инструментом на всех этапах антикризисного управления, экспертные оценки и т.д.

Программа помогает разрабатывать подробные стратегические и тактические планы маркетинга и контролировать их исполнение. С ее помощью можно быстро построить рыноч-

ную модель деятельности организации, состоящую из сегментов: инфраструктурных (организация, отдел, канал сбыта) и рыночных (территории, товары, целевые группы потребителей, конкуренты).

Проведенный анализ показал, что преимуществами программы являются:

— возможность реализовать собственные методики анализа рынка с помощью пользовательских таблиц, механизма формулы и экспертных опросов;

— в систему Marketing Expert возможна передача исторических данных по ценам, объемам продаж и затратам, что значительно сокращает время.

Программа БЭСТ-Маркетинг позволяет проводить маркетинговый анализ на основании имеющейся в распоряжении пользователя разрозненной информации. Система предлагает конкретные рекомендации для улучшения положения организации на рынке, помогает определить финансовые перспективы проекта, проконтролировать выполнение финансовых планов. Предназначена для малых и средних организаций.

Система БЭСТ-Маркетинг использует следующие методы маркетинга:

SWOT-анализ — анализ преимуществ и недостатков по сравнению с конкурентами (сила, слабость, возможность, угроза).

Технология SWOT-анализа занимает особое место в антикризисном управлении организацией. Она предоставляет широкие возможности по анализу внешней и внутренней среды и выявлению основных факторов, влияющих на возникновение кризисных ситуаций.

SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации путем сравнения их с возможностями, которые дает рынок, а также взвесить угрозы, способные подорвать позиции организации.

Стратегия 4Р (Product, Price, Place, Promotion) — определение для каждой группы потребителей соответствующего товара, цены, места продажи, способа продвижения товара.

Матрица Ансоффа — позиционирование товара на рынке.

Модель Розенберга — линейно-компенсационный метод, используемый для оценки какого-либо показателя.

Программа позволяет сформировать проект маркетинга по любому товару, услуге, по каждому направлению бизнеса. Количество проектов в программе неограниченно. Все проекты обрабатываются независимо и связаны через пополняемые справочники.

Рис. 2. Схема организации адаптивного управления

Мониторинг внутренней среды

Мониторинг внешней среды

БД внутренней среды

7Y

л2

БД внешней среды

П01

П02

noj

ПОт

Количественный и качественный анализ

ZY

aZ

Знания об объектах

База знаний 1 (Б31)

знания об отклонениях системы Метод: продукц. правила

Идентификация проблемы

7Y

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новые

База знаний 2 (Б32) знания о ситуациях

ZY

Sz

Принятие решения плюс действие

V

База знаний 3 (Б33) новые знания, отслеживающие реакцию

Выработка антикризисной программы

Реализация программы, анализ, контроль исполнения

Накопление опыта

ПOi на схеме - это предметные области внутренней среды: П01 - финансы П02 - производство ПОп - маркетинг

ПО) - предметные области внешней среды, такие как: П01 - рынок П02 - конкуренты ПОт - налоговая система

Рис. 3. Схема ИС антикризисного управления организацией

Несомненную ценность представляют собой так называемые программы адаптивного управления организацией. Например, система поддержки принятия решений «EIS-MANAGER», разработанная В.А. Долятовским и А.В. Ивахненко [4]. Адаптация направлена на поддержание устойчивости организации. При анализе внешних и внутренних изменений адаптация организации определяется гибкостью ее стратегий, способностью системы управления изменять свои состояния.

Адаптивную стратегию работы организации можно реализовать с помощью постоянного анализа состояний среды и выработки адекватных им изменений на стратегическом и оперативном уровне. Схема организации адаптивного управления организацией представлена на рис. 2 [4].

При адаптивном управлении организацией наиболее подходящим является применение аппарата нечетких множеств, т.к. большинство задач управления невозможно описать в рамках строгих формальных количественных моделей, который позволяет объединить в единую систему ряд хорошо разработанных количественных методов, а также такой мощный инструмент, как нечеткие лингвистические модели.

«EIS-MANAGER» -это нечетко-нейронная интеллектуальная система поддержки принятия решений, которая содержит язык представления знаний «EIS-FUZZY Script», позволяющий на языке, приближенном к естественному, формировать базу менеджерских знаний.

Особенность этой системы — двухуровневая структура. 1-й уровень ориентирован на мониторинг эффективности бизнес-процессов организации, а 2-й уровень — на поддержку решений в области существующих процессов и структур. Для мониторинга внешней и внутренней эффективности применяется ряд нечетких лингвистических критериев, позволяющих проводить диагностику и заблаговременно выявлять ситуации отклонения от нормы.

Так, процедура диагностики внешней эффективности сводится к диалогу с экспертной системой, которая содержит предварительно сформированную консультантами и экспертами базу лингвистических правил в форме нечетких продукций. Диагностика внутренней эффективности основана на использовании данных управленческого учета, структура которых проектируется в ходе инжиниринга бизнес-процессов.

В данном пункте описаны только некоторые из программ, применимых для автоматизации работ по антикризисному управлению организацией. Ввиду отсутствия специализированных информационных технологий (существующие системы типа «Инвестор», ЕХСО, СОМВ1-РС и др. рассчитаны на автоматизацию работы арбитражного управляющего в рамках внешнего управления, связанную с банкротством организаций, и малопригодны для целей внутрифирменного, в особенности антиципативного управления) для антикризисного управления организацией, менеджеру по антикризисному управлению необходимо подбирать программное обеспечение из информационных технологий, которые предлагаются на отечественном рынке программных продуктов и использовать их для целей антикризисного управления. При этом описанные программы финансового анализа и прогнозирования деятельности организации незаменимы на любой стадии управления кризисами.

Программные средства, относящиеся ко второй группе представленных на рис. 3 информационных технологий, не обеспечивают комплексной автоматизации процессов антикризисного управления организацией, однако необходимы для создания собственных информационных систем, проведения несложных финансовых расчетов, создания баз данных и получения нормативной и справочной информации.

Существуют программы и экспертные системы для осуществления внешнего антикризисного управления, которые могут частично применяться и для внутреннего антикризисного управления. Например, ЭС «Оценка неплатежеспособности организации» позволяет проводить грубую оценку неплатежеспособности. Более тонкую диагностику приближения к деятельности организации можно осуществить, применяя ЭС «Расчет показателя Петракова» и ЭС «Оценка платежеспособности заемщика».

Литература

1. Александров Г. Антикризисное управление: теория и практика, инфраструктура: Учебно-практ. пособие. — М.: БЕК, 2002.

2. Вязов В. Системы управления проектами // Компьютерра. — 2000. — №40.

3. Долятовский В.А., Ивахненко А.В. Система поддержки принятия решений «EIS-MANAGER» при адаптивном управлении фирмой // Управление проектами и управление на основе знаний в технологиях менеджмента: Матер. межрегион. науч.-практ. конф. / Под ред. Долятовского В.А., Касакова А.И. — Отрадная: ИУ-БиП-ОГИ, 2000.

4. Ивахненко А.В. Проектный подход к разработке адаптивных систем управления фирмой // Управление проектами и управление на основе знаний в технологиях менеджмента: Матер. межрегион. науч.-практ. конф. / Под ред. Долятовского В.А., Касакова А.И. — Отрадная: ИУ-БиП-ОГИ, 2000.

5. Соболева Н. Программа для финансового анализа предприятия //Аудиторские ведомости. — 1998. — №1.

6. http://www.altrc.ru/software/ Официальный сайт исследовательско-консультационной фирмы АЛЬТ.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОй СТРУКТУРЫ

промышленного ПРЕДПРИЯТИЯ

А.В. Иванов,

доцент кафедры управления и бизнеса Ульяновского государственного университета,

кандидат экономических наук [email protected]

В статье предлагается комплекс мероприятий по преобразованию организационной структуры отечественного промышленного предприятия.

Ключевые слова: промышленное предприятие, организационная структура, трансформация

УДК 338 ББК 65.9

Современное промышленное предприятие представляет собой сложное многокомпонентное целое, которое объединяет работников, средства производства, здания, сооружения, технологические процессы, знания, необходимые материальные ресурсы и окружающую среду. Предприятие постоянно обменивается ресурсами с внешней средой, обеспечивая этим свое функционирование. Внешние ресурсы ограничены и в борьбе за них оно конкурирует с другими организациями.

Во внешней среде предприятия можно выделить три наиболее значимых компонента: покупатели продукции, поставщики материалов и услуг, конкуренты. Наличие конкурентов побуждает предприятие к действиям, направленным на недопущение других производителей на свой рынок. К таким действиям могут быть отнесены: специализация, повышение качества изделий и услуг, особая организация каналов получения сырья и сбыта готовых изделий, снижение издержек производства.

В целях эффективного функционирования предприятие должно создавать такие механизмы взаимодействия с внешней средой, которые позволяли бы отслеживать происходящие в нем

изменения, оценивать их и вырабатывать эффективную реакцию для дальнейшего поступательного движения. Для достижения успеха предприятие должно построить организационную структуру управления, определить цели и стратегию поведения, применять новые технологии в производстве и управлении, мотивировать персонал и правильно использовать финансовые средства предприятия.

При разработке структуры управления реформируемых предприятий необходимо учитывать ряд обстоятельств. Рассмотрим подход по комплексному решению данной проблемы.

Поскольку цели любого предприятия в значительной степени влияют на особенности его внутреннего устройства, определим цели предприятия в долгосрочной перспективе:

Первая — выпускать продукцию с высокими потребительскими свойствами, позволяющими данному предприятию удерживать и расширять свое присутствие на европейском и азиатском рынках выпускаемой продукции.

Вторая — увеличивать доходность предприятия за счет создания новых производств и расширения номенклатурного ряда существующих производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.