Научная статья на тему 'Возможности применения информационно-коммуникационных технологий в качестве средства формирования смысложизненных ориентаций старшеклассников'

Возможности применения информационно-коммуникационных технологий в качестве средства формирования смысложизненных ориентаций старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности применения информационно-коммуникационных технологий в качестве средства формирования смысложизненных ориентаций старшеклассников»

Ожогина Е.М.

РГПУ им. А. И. Герцена, аспирант lizbeth@mail.ru

Возможности применения информационно-коммуникационных технологий в качестве средства формирования Смысложизненных ориентаций

старшеклассников

Активные процессы информатизации общества, начавшиеся в середине ХХ века, повлекли за собой изменения в общественной, экономической и политической жизни страны. Существенные преобразования произошли также на персональном уровне. С появлением персональных компьютеров, сотовой связи, глобальной сети Интернет трансформировались сферы общения, познания, развлечения. Учёные предлагают выделять новую ступень эволюции, когда человек из Homo Sapience превращается в Homo Informaticus (Г. И. Аркадьев) или Homo Cyberus (В. А. Плешаков).

Наибольшее влияние новые технологии оказывают на молодое поколение, поскольку именно в юношеском возрасте человек наиболее восприимчив к изменению условий жизни. Современные подростки родилось в мире, где активно развиваются информационные технологии. Они естественным образом восприняли бурное развитие Интернета и сотовой связи. Виртуальная реальность для них является неотъемлемой частью повседневной жизни.

Специфическая виртуальная культура, возникающая в информационном поле Интернета, наполнена своими нормами и ценностями. Её влияние на личность подрастающего поколения стало предметом изучения Г. И. Аркадьева, Т. А. Бондаренко, Е. П. Белинской, А. Е. Войскунского, А. Е. Жичкиной, И. С. Кона, В. Х. Манерова, В. А. Плешакова, B.C. Собкина и др. Учёные пришли к выводу, что информационное поле сети Интернет оказывает существенное влияние на ценностно-смысловую сферу личности. На наш взгляд, особенно значимым это воздействие оказывается в юношеском возрасте.

Ранний юношеский возраст, приходящийся на старшие классы школы, является сензитивным периодом для формирования личностных новообразований. Это время характеризуется активным развитием интеллектуальных и эмоциональных процессов. Формируются мировоззрение, система ценностных ориентаций и убеждения личности. У старшеклассников появляется интерес к своему внутреннему миру, происходит расширение временной перспективы, возникают вопросы о цели и смысле собственного существования.

Важным интегративным психическим новообразованием, отражающим внутреннюю работу личности по поиску цели и смысла своего существования, являются смысложизненные ориентации. Впервые в научный оборот этот термин был введён Д. А. Леонтьевым. Он рассматривал смысложизненные ориентации в качестве составной части смысла жизни, представляющей собой единство трёх компонентов жизнедеятельности и временных ориентаций жизни: цели (будущего), процесса (настоящего) и результата (прошлого). Цель определяется принятой личностью системой ценностей, процесс - эмоциональной насыщенностью жизни, а результатом является удовлетворённость самореализацией [5].

Смысложизненные ориентации связывают воедино личность и социальную среду. Они являются продуктом рефлексии событий внешнего мира. Необходимой основой формирования смысложизненных ориентаций являются знания. Только имея о вещах и явлениях предварительную информацию, человек может сформировать о них собственные суждения. В наши дни у подростков имеется неограниченный по объёму и скорости доступ к информации. Современные средства связи обеспечивают выход во всемирную сеть, позволяя быть всё время «он-лайн».

Как справедливо отмечает В. А. Плешаков, сегодня киберпространство становится новой средой жизнедеятельности человека. Сама интернетизация жизни становится насущной потребностью. Активное использование средств информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) влечёт за собой процесс качественных изменений в мотивационно-потребностной сфере и сознании личности. Этот процесс обозначается учёным как киберсоциализация. В. А. Плешаков также говорит о необходимости сопровождения и адекватной помощи молодёжи в формировании киберкультуры личности [7.].

Для того, чтобы не уступить свои позиции в качестве важнейшего института социализации личности, школе необходимо учитывать современные социальные реалии. Отчасти эта проблема решается в рамках информатизации образования, одним из направлений которой является формирование информационной культуры обучающихся. Однако, практика образовательных учреждений показывает, что основной акцент делается на обучении умению работать с прикладным программным обеспечением. В то же время, такой важный компонент информационной культуры как информационная ценностно-смысловая сфера личности, в которой мировоззрение, потребности, мотивы, цели и стремления ориентированы на гуманистические ценности, выделенные С. Д. Каракозовым, упускается из вида [4]. В этой связи становится особенно актуальным изучение возможностей формирования смысложизненных ориентаций обучающихся средствами ИКТ.

Процесс становления смысложизненных ориентаций является двуединым - одновременно внутренним и внешним. Во внутреннем плане

человеком проводится самостоятельная сложная работа по осознанию самого себя и познанию окружающего мира. На основании соотнесения этих двух действий происходит рефлексивная оценка и изменение своего поведения, целей и задач, которые человек ставит перед собой. Во внешнем плане на процесс формирования смысложизненных ориентаций старшеклассников влияет специально организованная деятельность взрослого, в частности, педагога.

В исследовании Т. В. Шрейбер было выявлено, что для того, чтобы начался процесс осмысления личностью целей и смысла собственной жизни, необходимо повышение уровня притязаний и высокий уровень целей, стимулирование творческого и интеллектуального потенциала, рефлексивной деятельности, а также минимизация ухода от социальных контактов и расширение коммуникативных программ [9]. Кроме того, мы принимаем во внимание положение В. Франкла о том, что «Смысл должен быть найден, но не может быть создан» [8, с. 36]. Но найден в процессе вживания в ценности, прочувствования их на собственном опыте.

Современные информационно-коммуникационные технологии обладают амбивалентными свойствами. Нам важно использовать их сильные стороны и нейтрализовывать негативное воздействие. Основные направления работы по формированию смысложизненных ориентаций обучающихся средствами ИКТ состоят вы следующем.

Во-первых, необходимо противопоставить альтруистические ценности прагматическим. Культурная среда Интернета и весь объем ее информации является для молодежи значимой и социально одобряемой [1]. Однако, поскольку средства массовой коммуникации функционируют по экономическим законам, информация, транслируемая через них, призвана формировать установку на потребление и поддержание материального благополучия. Мощное воздействие на систему ценностей личности происходит при восприятии человеком ролевых моделей, значений, смыслов и образов, содержащихся в информации, транслируемой через Интернет. При этом, чем интенсивнее происходит взаимодействие человека с информационной средой, тем глубже трансформируются представления, смыслы и нормы. Однако, если это взаимодействие разнопланово, то ценностный репертуар становится более богатым и насыщенным [3].

В связи с этим, важной задачей является формирование альтруистических мотивов. Для её реализации необходимо организовывать в рамках сетевых проектов акции милосердия, помощи детям-сиротам, ветеранам Великой Отечественной Войны. Взаимодействие с учениками школ других городов позволит увидеть масштабы и значимость проводимой работы. Знакомство с духовным наследием русской культуры, с произведениями искусства, философской мысли возможно организовать через посещение виртуальных библиотек и музеев, наполнение силами учеников разнообразных сервисов Web 2.0.

Школьникам важно дать стимул для размышления над «главными

вопросами жизни» (Н. И. Пирогов) через просмотр и обсуждение видеофильмов, в которых конструктивно решаются моральные дилеммы. Создание социальных видеороликов будет способствовать выработке активной жизненной позиции обучающихся.

Во-вторых, индивидуализм целесообразно заменить

коллективизмом. Социальные сети, созданные для того, чтобы объединить людей во всём мире, получили обратный эффект. Пытаясь уйти от тревожащей социальной действительности и получить эмоциональную поддержку, люди стали всё больше замыкаться в пространстве своего внутреннего мира. Социальные контакты стали поддерживаться всё реже, в отличие от виртуальных. Эту негативную сторону интернет-коммуникации возможно нивелировать за счёт объединения старшеклассников в совместные сетевые проекты с учащимися других школ. Телеконференции, общение через Skype позволят также объединить пользователей со схожими интересами.

В-третьих, следует развить эмоциональную сферу. Виртуальная реальность расширяет границы творческой свободы, предоставляет человеку возможность создавать желаемые в эмоциональном отношении атмосферу и ситуации. При этом неосознанное стремление к душевному комфорту провоцирует индивида аккумулировать в этой реальности все то, что вызывает позитивные эмоции, и исключать негативные. Такая ориентация превращается в установку. Это делает личность эмоционально неотзывчивой и черствой за пределами виртуального мира [6]. Формирование эмоциональной сферы, на наш взгляд, необходимо проводить по трём направлениям: развивать понимание чувств другого, восприятие прекрасного, рефлексию собственных чувств. Первое может быть реализовано в расширении социальных контактов, второе - через знакомство с произведениями высокого искусства в противовес массовой культуре и эстетике безобразного. Третье направление эффективно решается за счёт ведения личных блогов и сетевых дневников.

В-четвёртых, формировать видение перспективы собственного будущего. Исследование И. Л. Васильевой интернет-зависимых студентов показало, что у них отсутствуют четкие цели на будущее, придающие жизни осмысленность, вектор развития и временную перспективу. Они не верят в то, что способны контролировать события своей жизни, и убеждены в иллюзорности свободы и поэтому не стремятся найти возможности для самореализации [2]. Следовательно, важной целью на старшей ступени школы является помощь школьникам в ценностном наполнении основ профессионального самоопределения, формирование ответственного отношения к своей судьбе и построение перспективы собственного будущего. В этом нам могут помочь различные он-лайн-тесты по профориентации, виртуальные экскурсии по вузам, беседы с успешными людьми через Skype, проведение вебинаров, видеоконференций и др.

Таким образом, жизнь в информационном обществе требует от

молодёжи умения уверенно обращаться с информационными потоками, творчески преобразовывать их и не быть объектом манипуляций. Этого невозможно достичь без твёрдой уверенности в собственных целях и ценностях. На наш взгляд, информационно-коммуникационные технологии, несмотря на их амбивалентность, обладают большим потенциалом в деле формирования смысложизненных ориентаций молодёжи. Это обусловлено социальным заказом, отвечает потребностям и интересам учащихся и соответствует основному каналу развития смысложизненных ориентаций -приращению знаний. Однако подобная работа осложняется отсутствием методической литературы. Разработка выделенных нами направлений может оказать существенную помощь в таком сложном и важном деле.

Литература

1. Аркадьев Г. И. Влияние поля современных информационных технологий на личность в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / М., 2003 -24 с.

2. Васильева И. Л. Особенности структурно-содержательных характеристик смысложизненных ориентаций интернет-зависимых студентов вуза // В мире научных открытий. - 2010. - Январь. - С. 121-125.

3. Ерохин Д. О. Информационная среда как фактор формирования ценностей молодежи : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / М., 2011 - 28 с.

4. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности //Педагогическая информатика. - 2000. - № 2. - С. 41-55.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2003. — 487 с. - ISBN 5-89357-082-0

6. Писчиков В.С., Холин М.М. Духовный мир личности и виртуальная реальность Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XV симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В.Кисельниковой. - М.: УРАО «Психологический институт», 2010. - С. 45-46.

7. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / В. А. Плешаков, М.: Homo Cyberus, 2011 - 397 с.

8. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла / Под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

9. Шрейбер Т. В. Особенности саморегуляции старшеклассников с различным уровнем осмысленности жизни // Вестник Удмуртского университета. - 2005. - № 9. - С. 63-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.