148
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2010. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 316.7:028.5 (045)
М.А. Полищук
ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА В БИБЛИОТЕКАХ г. ИЖЕВСКА (по результатам социологического исследования)
Статья является выдержками из отчета о социологическом исследовании, проведенном в 2009 г. на базе централизованной библиотечной системы г. Ижевска.
Ключевые слова: информационное неравенство, толерантность, национальность, библиотека.
Современное общество принято называть информационным. Таким образом, проблем с информационным неравенством в идеале быть не должно. Сегодня человек потенциально может получить практически любую информацию, но зачастую он сталкивается с тем, что не может ее найти. Как видно из табл. 1, всегда получают нужную им информацию около 70% респондентов. Это количество весьма утешительно, но, с другой стороны, получается, что каждый третий из наших горожан не может выяснить то, что для него является необходимым (табл. 1).
Таблица 1
Всегда ли удается найти нужную информацию
Да 68,0%
Нет 20,7%
Затрудняюсь ответить 11,3%
Среди всегда получающих информацию преобладают мужчины, молодежь, представители большинства национальностей, учащиеся, неижевчане.
В последнее время в российских СМИ высказывается мнение, что публичные библиотеки как источник информации теряют свое значение. Однако, как показало наше исследование, именно городские библиотеки респонденты называют одним из главных носителей различной информации. На втором месте оказываются глобальные информационные системы (Интернет и т.д.), но опрошенные отметили отсутствие всеобщей доступности этого источника информации в нашей стране. Третье место традиционно заняли собственные домашние библиотеки (табл. 2).
Таблица 2
Источники получения информации
Г ородские библиотеки 33,9%
Глобальные информационные системы (Интернет и т.д.) 18,0%
Домашняя библиотека 14,8%
Общение со знакомыми 13,7%
Еженедельная периодика 12,3%
Библиотеки знакомых, друзей 5,7%
СМИ 0,6%
Еврейский общинный центр; общение с родными по 0,3%
Книжные магазины; религиозные круги по 0,2%
Исследование показало, что в городские библиотеки и к глобальным информационным системам мужчины и женщины обращаются практически в равной степени. Домашние библиотеки важнее для женщин, чем для мужчин.
Из трех представленных возрастных групп в городские библиотеки чаще приходят люди старше 51 года. Глобальным информационным системам доверяет, в первую очередь, молодежь. Домашние библиотеки предпочитают люди средней и старшей возрастной группы.
Возможности преодоления информационного неравенства. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
__________149
2010. Вып. 2
Городские библиотеки оказываются важнее для людей нетитульных национальностей (литовцы, башкиры и т.д.). К глобальным информационным системам обращаются русские, татары, марийцы и др. Использование домашних библиотек оказалось несвязанным с национальными признаками.
В городские библиотеки привыкли ходить пенсионеры и безработные. Выход в глобальные информационные системы имеется у учащихся. Домашние библиотеки особенно распространены у домохозяек.
Городскими библиотеками пользуются жители всех районов г. Ижевска, но особенно активно проявили себя жители Индустриального района. Влияния проживание в каком-либо районе города на возможность выйти в Интернет или использовать домашние библиотеки замечено не было.
Таким образом, объективных причин для проявления информационного неравенства выявлено не было. Однако мы решили узнать, как оценивают степень доступности информации сами респонденты. Исследование показало, что ровно треть опрошенных считает, что в нашем городе есть информационное неравенство. Еще почти 30% затруднились с ответом на этот вопрос (табл. 3).
Таблица 3
Существует ли в нашем городе информационное неравенство
Да 33,0%
Нет 37,0%
Затрудняюсь ответить 29,7%
С тем, что информационное неравенство существует в г. Ижевске, согласны мужчины, молодежь, русские, удмурты и татары, учащиеся и жители Первомайского района.
В чем же проявляется информационное неравенство? Как показало исследование, наши сограждане видят его в отсутствии доступной и достоверной информации. Информации на родном языке не хватает каждому двадцатому. Почти такому же количеству кажется, что наличие компьютера и возможность выхода в Интернет решили бы эту проблему (табл. 4).
Таблица 4
В чем проявляется информационное неравенство
Нет доступной информации, различный доступ к источникам информации 21,6%
Нет достоверной информации 16,1%
Нет информации на родном языке 6,0%
В отсутствии компьютера и Интернета 5,0%
Нет материальных средств 0,9%
В уровне интеллектуального развития 0,5%
Затрудняюсь ответить 50,0%
Доступной информации не хватает мужчинам, младшей возрастной группе, украинцам и белорусам, безработным и домохозяйкам, жителям Первомайского и Октябрьского районов г. Ижевска.
Отсутствие достоверной информации как признак информационного неравенства проявляется с точки зрения мужчин, средней возрастной группы, русских, частных предпринимателей и жителей Устиновского района.
Информации на родном языке не хватает женщинам, молодежи, башкирам, учащимся и людям, живущим в Первомайском районе г. Ижевска.
Для преодоления проблемы информационного неравенства сами респонденты смогли предложить немногое (более 85% не смогли ничего сказать по этому поводу). Те, кто считает, что информационное неравенство преодолимо, предлагают обеспечить всем желающим доступ к Интернету и обновлять библиотечные фонды. Кроме того, важным оказываются современные финансовые возможности людей и независимость СМИ от излишней цензуры (табл. 5).
150
М.А. Полищук
2010. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Таблица 5
Предложения по преодолению информационного неравенства
Обеспечить всем доступ к Интернету 2,7%
Обновлять фонды библиотек 1,7%
Увеличить доходы людей; независимые СМИ по 1,3%
Учить другие языки 1,0%
Укрепить информационную базу библиотек; делиться информацией с близкими и знакомыми; открыть больше бесплатных библиотек; информационного неравенства нет по 0,7%
Больше передач на радио на удмуртском языке; периодику на удмуртском языке - в свободную продажу; делать сайты на разных языках; организация консультативных центров; не брать деньги за пользование литературой; сделать информацию качественнее и вовремя ее доставлять; закрыть игровые клубы и открыть интернет-кафе; соблюдать законы и права; сделать информацию более доступной для всех; читать газеты по 0,3%
Затрудняюсь ответить 81,3%
Ничего 5,1%
Около 70% респондентов всегда получают нужную им информацию. Главными носителями различной информации опрошенные назвали городские библиотеки, глобальные информационные системы (Интернет и т.д.), домашнюю библиотеку, общение со знакомыми и еженедельные периодические издания. Каждый третий в нашем городе считает, что существует информационное неравенство. И каждый же третий считает, что такого феномена нет. Основным признаком информационного неравенства названо отсутствие доступной и достоверной информации. Выходом из этой ситуации сами опрошенные считают необходимость обеспечить всем желающим доступ к Интернету и своевременно обновлять библиотечные фонды.
В качестве рекомендации работникам библиотек мы предложили следующее. Необходимо приучать население города к толерантному отношению к людям другой национальности. Особенно это важно в молодежной среде, так как именно в процессе первичной социализации человек обучается отличать «своих» и «чужих» и только в этом возрасте он может быть приучен к цивилизованным отношениям в обществе. Сами респонденты предложили обеспечивать массам доступ к Интернету. Кроме того, необходимо выводить библиотеки города на новый технологический уровень, где, помимо традиционных «бумажных» носителей, присутствовали бы доступные всем электронные носители информации.
Поступила в редакцию 12.09.10
M.A. Polishchuk
The Possibilities of Getting over the Informational Inequality in the Libraries of Izhevsk
Author presents the quotations from the report on the opinion poll of 2009 carried out on the basis of the centralized library system of Izhevsk.
Keywords: information inequality, tolerance, nationality, library.
Полищук Мария Александровна
ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, (корп. 6)
E-mail: [email protected], [email protected]
Polishchuk M.A.
Udmurt State University
462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/6 E-mail: [email protected], [email protected]