78
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2012. Вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 316.346: 207.52 (470.51-25)(045)
М.А. Полищук
КРУГ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИЖЕВСКА
Современная российская муниципальная библиотека в последнее время переживает кризис: в бюджете практически нет финансов на пополнение литературных фондов, а информация быстро устаревает. Для того чтобы целенаправленно расходовать имеющиеся средства, библиотеки сегодня обращаются к социологическим исследованиям. Описываемое исследование было посвящено информационным потребностям муниципальных служащих Администрации города Ижевска.
Ключевые слова: библиотека, посетители библиотек, муниципальные служащие Администрации города Ижевска.
Программа «Создание системы правового информирования населения и органов местного самоуправления» предполагала организацию сотрудничества Муниципального центра правовой информации с Администрацией города, создание системы правового информирования населения и органов местного самоуправления на базе муниципальных библиотек г. Ижевска.
Целью исследования, проведенного в 2005 г. на базе центральной муниципальной библиотеки им. Н.А. Некрасова, было изучение информационных потребностей специалистов ижевской Администрации. В качестве объекта исследования выступили представители действующих структурных подразделений муниципалитета (руководители Управлений и главные специалисты Администрации г. Ижевска). Предметом исследования были их информационные потребности.
Основные задачи, поставленные в процессе исследования, заключались в определении рода и тематики информации, интересующей специалистов Администрации г. Ижевска, в установлении целей использования этой информации, в построении рейтинга источников получения информации, интересной для специалистов Администрации г. Ижевска, в определении степени интенсивности чтения и удовлетворения информационных потребностей, в изучении степени востребованности услуг Муниципального центра правовой информации и библиотеки Администрации г. Ижевска. В некоторых случаях возможно было осуществить сопоставление полученных результатов с данными исследования, проведенного в 1999 г.
Методами исследования были «мозговой штурм» специалистов ЦМБ им. Н.А. Некрасова и библиотеки г. Ижевска, анкетный опрос представителей Администрации г. Ижевска и анализ вторичных данных - результатов предыдущего этапа исследования. Количество опрошенных сотрудников Администрации г. Ижевска в 2005г. составило 137 человек.
Род информации. На первом месте была и остается общественно-политическая информация, хотя интерес к ней несколько возрастает. Второе место занимает периодика. На третьем месте оказывается художественная литература. Интересно отметить, что потребность в периодических изданиях и в художественной литературе немного уменьшился по сравнению с 1999 г. (табл. 1).
Опрос показал, что в наибольшей степени общественно-политическая информация нужна Комитету по физкультуре и спорту, секретариату, Комитету общественной безопасности, Комитету муниципального жилья и Правовому управлению.
Научно-техническая информация необходима для Комитета по информатизации, Комитета строительства и городского хозяйства, Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды и Отдела административно-технического контроля.
Научно-популярная информация представляет интерес для Управления образования, Комитета по информатизации и секретариата.
Оперативно-деловая информация является необходимой для отдела бухучета и отчетности, Управления экономики и развития города и Управления по культуре и туризму.
Потребность в оперативно-бытовой информации испытывают юридический отдел и Комитет по защите прав потребителя, Комитет по делам молодежи и Комитет общественной безопасности.
Учебная информация необходима в бухгалтерии, в Комитете по делам несовершеннолетних, в Контрольном комитете.
Художественная литература интересует представителей Управления муниципального заказа, юридического отдела, Управления по информации и связям с общественностью, Комитета муниципального жилья, Комитета по физкультуре и спорту, отдела бухучета и отчетности.
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 3
Таблица 1
Род информации, интересующей госслужащих, %
1999 г. 2005 г.
Общественно-политическая 18,2 21,3
Периодическая 16,4 14,4
Художественная литература 16,4 13,4
Справочная, фактографическая 8,5 11,5
Оперативно-деловая 6,7 9,7
Учебная 12,7 8,1
Научно-популярная 11,5 7,9
Оперативно-бытовая 5,5 6,6
Научно-техническая 1,8 5,0
На иностранных языках 0,6 1,3
Методическая 0,0 0,5
Юридическая 1,2 0,0
Архивная 0,6 0,0
Нет ответа 0,0 0,3
Литература на иностранных языках нужна для Управления по международным и региональным связям, Комитета по делам семьи, женщин и детей, Комитета по делам молодежи.
Периодическая литература необходима в Управлении финансов, в Комитете по делам несовершеннолетних, документационном управлении и Комитете по защите прав потребителя, в отделе по мобилизационной работе.
Потребность в справочной и фактографической информации испытывают представители бухгалтерии, документационного управления и Комитета по защите прав потребителя, Комитета строительства и городского хозяйства.
Методическая литература необходима Контрольному комитету.
Тематика информации. Первое место среди информационных тем, интересующих специалистов, занимало и занимает право. Второе место - экономика. На третьем месте оказываются наука, просвещение и образование, а в 1999 г. - культура. В табл. 2 представлены основные темы, интересующие специалистов Администрации г. Ижевска.
Таблица 2
Интересующие темы в профессиональной деятельности, %
1999 г. 2005 г.
Право 17,1 28,0
Экономика 9,7 18,4
Наука, просвещение, образование 4,6 8,8
Социальная политика 0,0 8,0
Делопроизводство, документоведение 0,0 7,2
Политика 13,1 6,4
Техника, компьютеры 1,1 5,6
Развитие сферы услуг; строительство, ремонт По 0,0 По 4,0
Демография, вопросы семьи 0,0 2,4
Среди жанров художественной литературы на первом месте была и остается историческая и мемуарная литература. Поменялись местами классическая литература и детективно-приключенческая литература, хотя интерес к русской и зарубежной классике упал почти на 10,0% (табл. 3).
Анализ предпочтений периодической литературы показал, что журналы читаются, в основном, российских издательств, а газеты - местных (табл. 4).
Одной из задач исследования было выявление целей применения информации. Как показал опрос, основными целями являются совершенствование профессиональной деятельности, расширение общего кругозора и повышение квалификации (табл. 5).
80
М.А. Полищук
2012. Вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Таблица 3
Какие жанры художественной литературы предпочитают, %
1999 г. 2005 г.
Историческая литература, мемуары 26,8 27,3
Русская и зарубежная классика 14,2 19,9
Детективно-приключенческая литература 23,7 19,2
Современная российская и зарубежная проза 11,8 13,1
Фантастика, фэнтези, мистика 5,5 7,4
Поэзия 8,7 7,1
Любовные и авантюрные романы 9,4 4,7
Нет ответа 0,0 1,3
Таблица 4
Какую прессу читают (100% по столбцам)
журналы газеты
Российские 52,0 44,1
Местные 33,5 46,4
Зарубежные 2,8 8,6
Нет ответа 11,7 0,9
Таблица 5
Цели использования информации, %
1999 г. 2005 г.
Для профессиональной деятельности 29,2 35,2
Расширение общего кругозора 27,1 27,8
Повышение квалификации 16,7 24,4
Для развлечения, отдыха 10,4 7,2
Учеба 11,8 3,7
Решение личных и социально-бытовых проблем 4,9 1,7
Среди источников получения информации в 2005 г. на первом месте оказываются документальные источники, которые в 1999 г. были на втором месте. Причем их популярность за прошедшее время возросла в 1,5 раза. На втором месте в 2005 г. оказывается Интернет и другие автоматизированные информационные системы, которые в 1999 г. были на 10-м месте. Третье место среди источников получения информации в 2005 г. занимают консультации компетентных специалистов. В 1999 г. на третьем месте также были консультации компетентных специалистов и СМИ (табл. 6).
Что касается частоты посещения библиотеки Администрации г. Ижевска, то большинство опрошенных (чуть менее одной четверти от общего количества) обращается в библиотеку 1-2 раза в месяц. Вдвое меньшее количество посещает библиотеку Администрации не реже 1 раза в неделю. На третьем месте те, кто посещает библиотеку 1-2 раза в полгода. При этом большинству респондентов удается найти всю нужную им информацию только изредка.
Основной причиной редкого обращения в библиотеку Администрации является отсутствие свободного времени. На втором месте - отсутствие нужной литературы. Третья по количеству голосов группа респондентов считает, что в более частом посещении библиотеки у них просто нет необходимости. Кроме того, часть респондентов отметила в качестве причины непосещения библиотеки Администрации ее удаленность от места их работы (табл. 7).
Главным поводом проведения данного исследования было желание выяснить, несколько необходим муниципальным служащим созданный при ЦМБ им. Н. А. Некрасова правовой центр. Как показало исследование, большинство опрошенных специалистов аппарата Администрации г. Ижевска ежедневно используют для своей работы правовую информацию. На втором месте те, кто применяет ее 1-2 раза в месяц. Третье место занимают те, кто использует правовую информацию не реже 1 раза в неделю.
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 3
Таблица 6
Источники для получения необходимой информации, %
1999 г. 2005 г.
Документальные источники (книги, статьи) 14,6 22,1
Интернет и др. автоматизированные информационные системы 2,0 18,7
Консультации компетентных специалистов 13,8 14,7
Библиотека Администрации г. Ижевска 7,4 14,7
Книжные магазины 0,8 8,4
Домашние библиотеки 11,7 7,8
Муниципальные библиотеки 15,8 5,9
Специализированные информационные учреждения 7,7 3,6
Библиотеки родственников, знакомых 8,5 2,9
Неофициальные контакты, слухи 4,1 1,1
Центр правовой информации при библиотеке им. Н.А. Некрасов 0,0 0,2
СИФ Комитета по делам архивов, СИФ ЦГА УР 0,0 0,2
СМИ 13,8 0,0
Таблица 7
Что мешает посещать библиотеку чаще, %)
Отсутствие свободного времени 43,3
Отсутствие нужной литературы 13,3
Нет необходимости 4,7
Неудобное расположение библиотеки (вне здания Администрации) 3,3
Ничего не мешает 2,0
Нахожу информацию в Интернете 1,3
Неудобный режим работы библиотеки; отсутствие информации об ее услугах; некоммуникабельность библиотекаря По 0,7
Нет ответа 30,0
Какие же отрасли права необходимы специалистам Администрации? В гражданско-правовой информации особую потребность испытывают Комитет по информатизации, Управление документационного обеспечения и делопроизводства и Комитет по защите прав потребителя. Информация о трудовом праве необходима Управлению по культуре и туризму, Комитету по делам молодежи и Отделу по мобилизационной работе. Семейное право интересует Управление ЗАГС. Информация о жилищном праве необходима Комитету муниципального жилья. Данные о земельном праве нужны Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды, юридическому отделу и Управлению архитектуры и градостроительства. Административное право интересует Управление документационного обеспечения и делопроизводства, Комитет по защите прав потребителя и Комитет общественной безопасности. Информация о финансовом праве необходима бухгалтерии, Управлению по международным и региональным связям и отделу бухучета и отчетности. Информация о налоговом праве необходима бухгалтерии, Управлению по международным и региональным связям и юридическому отделу. Бюджетное право интересует Комитет по делам молодежи, Управление здравоохранения и отдел бухучета и отчетности. Данные об экологическом праве интересуют Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды. Данные о праве социального обеспечения нужны Управлению по социальной защите населения, Управлению образования, документационному управлению и Комитету по делам несовершеннолетних.
В качестве традиционных источников получения правовой информации респонденты назвали: официальные документы Администрации города и Гордумы (26,8%), официальные документы Президента и Правительства УР и РФ (21,2%), справочно-правовые системы (18,8%), правовую литературу (13,4%), СМИ (10,1%), Интернет (8,0%), информационные материалы Муниципального центра правовой информации (0,5%), строительные нормы и правила (0,2%). Не используют правовую информацию 0,9% респондентов.
82______________
2012. Вып. 3
М.А. Полищук
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Исследование показало, что каждый пятый из респондентов пользуется справочно-правовыми системами. Среди таких систем были названы
Консультант Плюс - 49,6%
Гарант - 35,2%
Кодекс - 13,1%
Строй Консультант - 0,8%
Система Решения Городской Думы; - 0,4%
База правовых документов на сайте www.gov.ru - 0,4%
Не менее важным оказывается способ получения опрашиваемыми искомой правовой информации. Как видно из табл. 8, большинство респондентов предпочитает получать информацию по электронной почте. Интересно отметить, что далеко не все, желающие получать информацию таким образом, оставили библиотекарям свои электронные адреса.
Таблица 8
Как удобнее было бы получать информацию, %
По электронной почте 51,6
Г отов(а) сам(а) прийти в библиотеку 17,0
По факсу 11,7
С курьером 6,4
По телефону 3,7
По электронной почте и по факсу 0,5
Нет ответа 9,0
Поскольку опрос респондентов - специалистов аппарата Администрации г. Ижевска - был не анонимным, рекомендации исследования были предоставлены в двух видах: в общем виде в отчете по исследованию и в конкретизированном виде с ФИО и телефонами опрошенных - в Центр правовой информации при библиотеке им. Н.А. Некрасова.
В качестве рекомендаций сотрудникам библиотек было предложено следующее. Во-первых, обеспечить доступ специалистов аппарата Администрации г. Ижевска к общественно-политической информации, к периодике и к художественной литературе. Во-вторых, особое внимание уделить таким темам, как право, экономика, наука, просвещение и образование. В-третьих, подписаться на наиболее популярные российские журналы и местные газеты. В-четвертых, предоставлять по электронной почте доступ к статьям, пресс-досье и книгам.
Более подробно с результатами исследования об информационных предпочтениях муниципальных служащих г. Ижевска можно ознакомиться в секторе научно-исследовательской работы ЦМБ им. Н.А. Некрасова.
Поступила в редакцию 20.08.12
M.A. Polishchuk
Reading preferences of municipal employees of the Izhevsk City Administration
Modern Russian municipal library has been experiencing crisis lately: the most critical challenge is the absence of adequate funding, which leads to the impossibility to replenish literary funds, and information quickly goes out of date. Today libraries apply to sociological researches to spend available funds purposefully. The present research is devoted to information needs of the municipal employees of the Izhevsk City Administration.
Keywords: library, library visitors, public employees of the Izhevsk City Administration.
Полищук Мария Александровна Polishchuk M.A.
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 6 426034, Russia, Universitetskaya st., 1/6
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]