Научная статья на тему 'Социологический анализ читательских предпочтений (по результатам социологического исследования)'

Социологический анализ читательских предпочтений (по результатам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
942
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / КУЛЬТУРА ОБСЛУЖИВАНИЯ / ЧИТАТЕЛЬ / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / LIBRARY / LIBRARY SERVICE / CULTURE OF SERVICE / READER / READING PREFERENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полищук Мария Александровна

Содержание статьи включает выдержки из отчета о социологическом исследовании, проведенном в 2005 г. на базе централизованной библиотечной системы г. Ижевска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological analysis of readers' preferences (by results of sociological research)

We presented some abstracts from a sociological research report which was carried out on the basis of Izhevsk centralized library system in 2005.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ читательских предпочтений (по результатам социологического исследования)»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

23

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2013. Вып. 1

УДК 316.7:028.5 (045)

М.А. Полищук

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ (по результатам социологического исследования)

Содержание статьи включает выдержки из отчета о социологическом исследовании, проведенном в 2005 г. на базе централизованной библиотечной системы г. Ижевска.

Ключевые слова: библиотека, библиотечное обслуживание, культура обслуживания, читатель, читательские предпочтения.

В сентябре 2005 г. был проведен экспресс-опрос посетителей ЦМБ им. Н. А. Некрасова по поводу их любимых книг и отношения к чтению вообще. Были получены следующие результаты.

Было опрошено 60 человек: 12 мужчин и 47 женщин (20,0% и 78,3% от общего количества опрошенных соответственно). Один респондент не указал свой пол.

По возрастам респонденты распределились следующим образом. На первом месте опрошенные в возрасте 17-19 лет (38,3%), на втором месте те, кому 20-21 год (20,0%), Третье место разделили те, кому 25-27, 28-30 лет и 31-33 года (по 6,7% в каждой группе). На четвертом месте оказались респонденты в возрасте 22-24 лет (5,0%). Пятое место у 14-16-летних (3,3%). Шестое место поделили респонденты в возрасте 48-50 и 54-56 лет (по 1,7%). 10,0% респондентов не указали свой возраст.

Относительно мест работы или учебы были получены следующие данные. Большинство опрошенных является студентами или работниками Удмуртского госуниверситета (48,3%). На втором месте - представители Ижевского государственного технического университета (8,3%). Третье место занимают учащиеся и работники школ г. Ижевска (5,0%).

Рассмотрим более подробно, как относятся к книгам наши посетители.

Большинство респондентов (81,7%) отметило, что в их жизни действительно встречались книги, поразившие их.

Какие же книги оставили наибольшее впечатление у прочитавших их. На первом месте из наиболее запомнившихся книг находится роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (7 упоминаний -11,1% от общего количества ответов). Второе место разделили «Книга воина света» П. Коэльо, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха, «Мумий Тролль» Т. Янсен и «Три мушкетера» А. Дюма (по 2 упоминания - по 3,2% опрошенных). Остальные перечисленные ниже произведения были указаны по одному разу: поэзия И. Бродского, «Код да Винчи» Д. Брауна, «Петр I» А. Толстого, Букварь, «134 вопроса и ответа об автостопе и обо всем», «Молодая гвардия» Фадеева, Библия, «Большой кусок мира» И. Хмелевской, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, «Праздник, который всегда с тобой» Э. Хемингуэя, «Унесенные ветром» М. Митчел, «Иллюзии» Р. Баха, «Любовница французского лейтенанта» Фаулза, «Скифы» Ю. Никитина, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Хроники Нарнии» К. Льюиса, «Пророк» Д. Х. Джебрана, «Раздумья» Д. С. Лихачева, «Муки и радости» И. Стоуна, биографии знаменитых людей, «Записки врача» М. Булгакова, «Олеся» Куприна, «Чапаев и пустота» В. Пелевина, «Янтарные хроники» Р. Желязны, «Степной волк» Иссе, рассказы Б. Полевого, «Кафка на пляже» Х. Мураками, «Два капитана» В. Каверина, «Хроники ХХ века», «Лабиринт Ехо» М. Фрайя, «Алхимик» П. Коэльо, «Учитель танцев» П. Коэльо, стихи С. Есенина, книги М. Норбекова, «Путь пробуждения» Р. Дасса, «Две жизни» К. Антаровой, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, «Невидимки» Ч. Поланика, «Обломов» Гончарова, «Как закалялась сталь» Островского, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Дюна» Ф. Герберта, «Яма» Куприна, «Малыш и Карлсон» А. Линдг-рен, «Черный принц» А. Мердока, «Женщина в белом» У. Коллинза, «Полет над гнездом кукушки» К. Кизи, журналы «Glamour».

На предложение указать, чем именно поразила книга, были получены следующие ответы: «Легко читается, написано в виде сказки; очень умные мысли, над которыми можно думать, разводить дискуссии» («Алхимик» П. Коэльо), «Это не передать словами, это можно только чувствовать» (Библия), «Жизнеописание знаменитых людей, их жизненные становления, обстоятельства и люди, с

24

2013. Вып. 1

М.А. Полищук

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

которыми им приходилось встречаться», «Перелистывая страницы этой книги, я вновь переживаю моменты безоблачного детства и душевного тепла» (Букварь), «Эта книга очень богата в духовном плане» («Две жизни» К. Антарова) и т.д.

Лидером среди полюбившихся книг стало произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Чем же понравилась читателям эта книга.

«Люди, как люди - любят деньги... только квартирный вопрос их испортил» (возможно, не дословное цитирование). - Фертикова Настя, 28 лет.

«Сюжетом» - Садыкова Венера, 21 год.

«... она несла в руках отвратительные желтые цветы .». - Елена Шарафиева, 29 лет.

«Новизной» - Емшанова Наталья, 21 год.

«Волшебство творчества» - Елена Штенникова, 27 лет.

Таким образом, большинство читателей отмечает, что наибольшее впечатление на них произвели чувства, которые, с одной стороны, описываются в книге, а с другой - вызываются у них яркими, живыми образами из этих произведений.

Еще одним важным вопросом, обсуждаемым в данном экспресс-анализе, является следующий: «Чтение для меня - это.».

95,0% опрошенных дали ответ на то, чем для них является чтение. Ответило 97,9% опрошенных женщин и 91,7% респондентов-мужчин.

Были получены следующие уточнения, что же такое чтение. Итак, чтение - это.

1) познание. Здесь чтение выступает как узнавание чего-то нового (7 ответов), процесс обучения (4 ответа), «способ повысить уровень своего интеллекта» (1 ответ), способ глубже понять себя и окружающий мир (4), «одно из важнейших занятий, ведь мы становимся разумнее и мудрее» (1), «познавательный мир необъяснимого, сказочного действия» (1), получение информации, источник знаний, помогающих жить, преодолевать препятствия, чувствовать себя счастливой и здоровой (2), «развитие» (1), поиск ответов на мои вопросы (2), путь к знаниям (2);

2) повод помыслить и почувствовать. Сюда можно отнести следующие утверждения. Чтение - это «катализатор для того, чтобы мыслить» (1 ответ), возможность отыскать более достойное и точное оформление твоей мысли (2 ответа), «источник чувств и интересных мудрых мыслей» (1), мотив и средство общения (1), «пытка, потому что никогда не знаешь, что будет на следующей странице» (1), погружение в параллельный мир, мир фантазий (3);

3) работа. Здесь чтение выступает как «способ загрузить мозг работой» (1 ответ), необходимость и жизненная потребность (2 ответа) и стиль жизни и работа (2 ответа);

4) чтение может быть рассмотрено как часть жизни. Здесь чтение - это «утро, день, вечер, ночь.» (1 ответ), «неотъемлемая часть жизни» (1 ответ);

5) конечно же, чтение выступает и как отдых и удовольствие. В этом случае чтение становится времяпрепровождением с пользой (2 ответа), приятным времяпрепровождением, развлечением (5 ответов), отдыхом (9 ответов), отдыхом и уходом от реальности (3 ответа), удовольствием (5), «конфеткой» (1 ответ), «наркотиком, в котором нуждаешься, периодически «впрыскиваешь» в себя» (1 ответ), способом путешествовать (2 ответа), «заменителем просмотра кинофильма, в создании которого я принимаю участие» (1 ответ), «удовольствием, которое я получаю, размышляя над темой» (1 ответ), способом расслабиться (1 ответ), «хорошим душевным состоянием» (1 ответ);

6) и наконец, чтение - это то, что мешает жить. Так считает один молодой человек, заявляющий, что чтение - это «пустая трата времени и интересные рассказы».

Итак, чтение - это познание (34,2% ответов), повод помыслить и почувствовать (11,0% ответов), работа (6,9% ответов), часть жизни (2,7% ответов), отдых и удовольствие (43,8% ответов) и при этом то, что мешает жить (1,4% ответов).

Таким образом, чтение - это то, что необходимо большинству опрошенных во время досуга и работы.

Поступила в редакцию 10.03.13

Социологический анализ читательских предпочтений.

25

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2013. Вып. 1

M.A. Polishchuk

Sociological analysis of readers’ preferences (by results of sociological research)

We presented some abstracts from a sociological research report which was carried out on the basis of Izhevsk centralized library system in 2005.

Keywords: library, library service, culture of service, reader, reading preferences.

Полищук Мария Александровна, кандидат философских наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: [email protected]

Polishchuk M.A.,

candidate of philosophy, associate professor Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.