Научная статья на тему 'Возможности получения туристической ренты в Мордовии'

Возможности получения туристической ренты в Мордовии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности получения туристической ренты в Мордовии»

ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ РЕНТЫ В МОРДОВИИ

И. М. КАЛАБКИНА, кандидат экономических наук, В. М. КИЦИС, кандидат географических наук

В условиях острого экономического кризиса, переживаемого в настоящее время Россией и ее отдельными субъектами, со всей очевидностью встают вопросы о путях развития экономики, поиске необходимых финансовых ресурсов, перспективных направлениях их вложения и др. Естественно, что решение этих вопросов будет зависеть от того, какими возможностями (природными, трудовыми, материальными, финансовыми и пр.) обладает соответствующая территория.

Республика Мордовия не отличается разнообразными и богатыми природными ресурсами, которые могли бы стать основой формирования и развития многоотраслевого хозяйственного комплекса.

Возможности поступления средств в республику за счет современной промышленности ограничены, так как она не отличается многопрофильностью. Основная часть валовой продукции приходится на долю электротехнической промышленности. Такая недивер-сифицированность промышленности в условиях рынка отрицательно сказывается на перспективах развития экономики Мордовии, поскольку во многом зависит от конъюнктуры на рынке электротехнических изделий.

Определенные надежды Мордовия связывает с сельским хозяйством, для развития которого имеются достаточно благоприятные природные предпосылки. Аграрная отрасль является источником не только продуктов питания, но и сырья для развития перерабатывающей промышленности, продукция которой может стать важным объектом торговли как с соседними регионами, так и с зарубежными странами. Разумеется, речь в данном случае идет о производстве конкурентоспособной, в

зо

том числе и экологически чистои, продукции. Однако развитие агропромышленного комплекса сдерживает отсутствие соответствующей производственной инфраструктуры. Кроме того, он требует огромных субсидий (как это происходит во всем мире).

Итак, отсутствие в Мордовии разнообразных минерально-сырьевых ресурсов, а также недифференцированная структура хозяйства, достаточно низкий уровень его развития, дефицит финансовых средств являются лимитируй ющими факторами развития ее экономики. В этих условиях необходим поиск таких направлений развития, которые бы в кратчайшие сроки могли обеспечить нормальное существование республики в условиях рыночных отношений, а в перспективе стали основой формирования устойчивой и конкурентоспособной республиканской экономической структуры. Одним из таких направлений, по нашему мнению, является организация туристического бизнеса в Мордовии.

С переходом России к рыночным условиям хозяйствования, в которых господствует конкурентная среда, потре-; бовались научные разработки, которые служили бы руководством к действию! и помогали осуществлять грамотный менеджмент и маркетинг в такой сложной области, как туризм.

Следует отметить, что основы теории туризма, его принципы и методы формировались в нашей стране еще в дорыночный период, но они были достаточно слабо разработаны, в них не учитывались конкретные особенности того или иного региона России [1].

С точки зрения экономики туризм является очень динамичным элементом. Он обладает эффектом мультипликации в производстве предметов по-

© И. М. Калабкина, В. М. Кицис, 2000

треолсния и в других секторах экономики, связанных с транспортом, банками, страхованием. Таким образом, благодаря туризму увеличивается потребление продуктов большого числа отраслей. С учетом этого туризм играет важную роль в увеличении национального продукта, что особенно важно для России в настоящее время. В ряде ее регионов, в том числе в Мордовии, туризм дополняет структуру производства в момент экономического спада.

Существует несколько определений туризма. Мы приводим одно из них, тесно связанное с экономикой: „Туризм — это деятельность, которая предполагает перемещение лиц, связанное с тратой доходов, целью которого является использование предложения услуг по отдыху и развлечениям предприятий, в которые вложены определенные средства для получения прибыли" 14, с. 71 |.

Таким образом, туризм логично входит в экономические структуры как современная производственная и коммерческая деятельность по производству услуг и товаров. Напрямую туризм не является индустрией, так как не производит материальной продукции, а только предоставляет товары и услуги.

Экономика туризма базируется на общей экономической теории, основанной на двух разделах — микро-и макроэкономике. Микроэкономика туризма изучает экономическое поведение на уровне фирмы или отдельного индивида. На уровне фирмы изучаются производственный процесс, издержки, сбыт продукции, цены, на уровне индивида — оптимальное распределение бюджета на отдых, цены, воздействие экономических условий на туристическую деятельность и т. д.

В рамках туризма макроэкономика оценивает его значение в стране или в отдельном регионе. Это определяется следующими показателями.

1. Численность населения, прямо или косвенно занятого в сфере туризма, и его заработная плата.

2. Вклад туризма в национальный доход.

3. Инвестиции в предприятия по обслуживанию туристов.

4. Оценка туристических фондов.

5. Цены в сфере туризма и тенденции в ценообразовании.

6. Туристический спрос (внутрен-

и

нии спрос и зависящии от иностранцев) .

7. Предложение туристической инфраструктуры.

На уровне макроэкономики характерно влияние туризма на внутренний национальный продукт, представляющий общую стоимость всех товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за год). Активная деятельность туристических предприятий — это важный вклад в валовой национальный продукт. Страны и регионы с большим туристическим потенциалом и развитой „индустрией" туризма получают значительную прибыль от туристического сектора, т. е. наблюдается эффект мультипликатора — изменение уровня равновесия национального дохода в большей степени, чем вызвавшее его изменение исходного уровня автономных затрат.

Туризм также влияет на сбалансированность платежного баланса. В настоящее время многие развивающиеся страны с большим внешним долгом используют его как средство для погашения долгов. Сбалансированность бюджета со стороны деятельности туристической отрасли основана на таких принципах.

1. Активы, куда входят: экспорт то-

варов для целей туристическои отрасли; валютные поступления от услуг, предоставляемых иностранным туристам; доходы от вложений капиталов, произведенных в туризм за границей, и т. д.

2. Пассивы, куда входят: импорт продуктов, предназначенных для туризма; различные валютные платежи, производимые за границей с целью рекламы и маркетинга; выплаты процентов по иностранному капиталу, вложенному в данной стране в сферу туризма, и т. д.

Туризм традиционно считается сектором, который интенсивно и на постоянной основе использует фактор труда. С его развитием в данном регионе возникают новые рабочие места. В настоящее время существуют три уровня обслуживающего персонала в туризме: 1) люди, непосредственно занятые в обслуживании туристов; 2) работники, обслуживающие технические системы, культурно-исторические комплексы; 3) работники, обслуживающие два предыдущих уровня. Однако главной проблемой занятости в секторе туризма

является ее сезонный характер.

Экономическая эффективность туризма зависит от конъюнктуры современного рынка, т. е. от спроса и предложения. Туристический спрос характеризуется потребностями туристов, которые периодически (или разово) находятся вне места своего постоянного проживания с какой-либо целью.

Туристическая деятельность направлена на использование туристами своего свободного времени. Выделяют следующие виды туристической деятельности, которые в той или иной мере можно развивать в Мордовии.

1. Культурно-познавательный туризм (посещение музеев, архитектурных и археологических памятников, культурных и артистических представлений и т. п.).

2. Сельский, или зеленый, туризм (проживание в сельской местности, сопряженное с сельскохозяйственными работами, пешими экскурсиями по природным объектам, изучением флоры и фауны, с организацией курсов национальной кухни и др.). К такой форме тяготеет детский и молодежный туризм, использующий организацию временных лагерей.

3. Городской туризм (экскурсии по городу, посещение выставок, культурных мероприятий, организация покупок и пр.).

4. Спортивный туризм (водный, зимний спорт, включая проведение в Саранске национальных и международных соревнований по мотогонкам на льду, охота и рыболовство).

5. Приключенческий туризм (путешествие на воздушном шаре, на лошадях, мотоциклах, прыжки с парашютом, туристические маршруты и т. д.).

6. Речной туризм (путешествие на лодках в сочетании с экскурсиями).

7. Бальнеологический туризм (связан с использованием лечебных минеральных вод, медико-санитарных процедур, спортивных, оздоровительных и

других занятий).

8. Деловой и научный туризм (командировки, участие в научных, спортивных, политических и иных конференциях, конгрессах, симпозиумах и т. п.).

Туристический спрос зависит от ряда факторов: а) от времени; б) от финансов (сокращение личных и семейных доходов в последние годы в России и ухудшение жизненного уровня населения снижают долю доходов от туризма в стране); в) от демографических факторов (например, жители городов имеют большую тенденцию к путешествиям; здесь также в значительной степени влияют такие характеристики, как пол, возраст, семейное положение) ; г) от социальных факторов (политическая и экономическая интеграция России в мировую экономику дает большие возможности туризму, стирая границы между социальными слоями) [1 — 3].

Туристическое предложение — это совокупность инфраструктуры, товаров и услуг (средств размещения, транспорта, ресторанов), которая соответствует туристическому спросу. В количественном отношении — это стоимость услуг и предметов, созданных в течение определенного периода (часто за год).

Туристическое предложение дополняет термин „туристическое потребление", которое измеряется стоимостью затрат, связанных с туристическим предложением (например, показателем оценки этой денежной массы являются расходы, произведенные одним туристом в течение его туристической деятельности). Объем туристического потребления соответствует объему произведенных продуктов и услуг, т. е. су-

шествует корреляция с количеством спальных мест, количеством мест в ресторанах, маршрутов путешествий и цр. Объем туристического потребления зависит также от цен.

Существуют два типа туристического потребления: 1) национальное туристическое потребление, связанное с расходами представителей данной страны в своей же стране; 2) международное, или внешнее, туристическое потребление.

Структура туристического потребления традиционно включает затраты на: а) средства размещения; б) рестораны и закусочные; в) транспорт; г) развлечения и др.

Рекреационный туризм имеет ярко выраженную ресурсную ориентацию. Рекреационными ресурсами являются объекты и явления природного и антропогенного происхождения, которые можно использовать в целях отдыха, лечения, путешествия, отправления религиозных нужд и др.

При всей важности объектов истории и культуры в рекреационно-ресур-сной составляющей природные блага занимают преобладающее место. В качестве природных предпосылок туризма выступают прежде всего территориальные и аквальные комплексы, их свойства, в том числе такие, как живописность ландшафта, экзотичность, уникальность, литология донного грунта и др. Все эти особенности являются материальной предпосылкой развития туризма [3].

Туризм, являясь крупным потребителем территории, требует значительных площадей подчас с нетронутой природой. Поэтому его возможности резко ограничены в освоенных зонах, а также в районах с интенсивной разработкой полезных ископаемых и вблизи промышленных предприятий повышенной вредности. Он может удачно сочетаться с сельскохозяйственным землепользованием и лесным хозяйством. Республика Мордовия отвечает этим требованиям, так как на ее территории нет особо вредных производств и крупных горных разработок.

Рекреационные ресурсы Мордовии

достаточно благоприятны для удовлетворения запросов и потребностей различных слоев населения в разные периоды отдыха. Умеренно-континен-тальный климат республики с жарким летом, морозной зимой, с устойчивым снежным покровом благоприятствует организации стационарного и кратковременного массового отдыха населения в течение почти всего года [2].

Большое количество равнинных рек и озер различного происхождения можно рассматривать как прекрасные рекреационные базы. Реки и озера неглубокие, хорошо прогреваются летом, поэтому могут быть использованы как места повседневного, кратковременного и длительного отдыха, водного туризма. Кроме того, зимой их можно использовать как естественные катки.

Важное рекреационное значение имеют леса республики. Светлые смешанные (в бассейнах Мокши, Суры, Алатыря и Вада) и широколиственные (центральная и восточная часть Мордовии) леса можно в теплый период года использовать для отдыха здоровых людей и страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сухие и солнечные хвойные леса пригодны для летнего отдыха здоровых людей и страдающих легочными заболеваниями. Для массового отдыха пригодны широколиственные и хвойные леса, причем последние можно рационально использовать и зимой.

Животный мир Мордовии является объектом спортивного туризма — любительской охоты и рыбной ловли. Однако его возможности используются еще недостаточно, хотя на территории республики водятся такие промысловые виды, как бурый медведь, кабан, лось, заяц-беляк и заяц-русак, лисица, ондатра, выхухоль, белка и др. Однако проблема заключается в том, что популяции большинства этих животных немногочисленны и необходимо принять ряд мер по их охране и воспроизводству.

С точки зрения туризма природный ресурс должен обладать высокими ка-ч ествами (комфортностью, целебными

свойствами и т. д.), достаточными для организации отдыха и санаторного лечения некоторого массового контингента населения, запасами и площадями, продолжительным с экономической точки зрения периодом эксплуатации. Вместе с тем надо иметь в виду, что наиболее высокий притягательный эффект имеют краевые зоны, т. е. пограничные полосы между двумя разнородными средами. Самый сильный эффект имеет пограничная полоса между водой и сушей, в особенности между лесом и водоемом. Ландшафтов с такими высокими эстетическими свойствами в Мордовии немало. Важно умело и рационально ими распорядиться.

В Мордовии многочисленны культурно-исторические и архитектурные памятники, которые являются туристическими ресурсами антропогенного происхождения. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов туризма и определяют в значительной мере потоки и направления экскурсионных маршрутов. Особую роль здесь играют действующие культовые сооружения, которые используются для отправления религиозных нужд. Такими центрами являются Санаксарский и Дивеевский монастырь (Нижегородская область) и

др.

Важное значение развитие туризма имеет для местного населения, поскольку по рекомендациям врачей отдыхать следует в той природной зоне, где человек проживает. Дальние и длительные поездки вызывают необходимость акклиматизации в другом географическом, а порой и временном поясе, что ведет к ослаблению иммунной системы и росту заболеваний. Кроме того, при возвращении человек должен пройти период реакклиматизации, что также связано с риском заболеваний.

В то же время ориентироваться в развитии туризма только на местное население было бы неверно. Его, по нашему мнению, следует развивать с учетом потребностей жителей соседних регионов, а также выходцев из Мордовии, проживающих в настоящее время

за ее пределами практически во всех субъектах Российской Федерации.

Сдерживает развитие туризма в Республике Мордовия ряд факторов. К числу важнейших лимитирующих факторов надо отнести отсутствие инвестиций, необходимых для создания соответствующего туристического комплекса: туристическое размещение, включая гостиничное и внегостиничное хозяйство (гостиницы, дома отдыха, кемпинги, туристические лагеря, молодежные лагеря, лагеря труда и отдыха и пр.), система питания, транспорта, туристические объекты и т. д. Источником этих средств могли бы стать иностранные инвестиции. Их следует привлекать, учитывая высокий мультипликационный эффект туристической деятельности и быструю окупаемость капитальных вложений.

Другим сдерживающим фактором является отсутствие в республике туристического кадастра. С целью обоснованного прогнозирования и долгосрочного планирования развития туризма на территории Республики Мордовия следует, на наш взгляд, осуществить большую работу по выявлению, инвентаризации и бонитировке всех рекреационных ресурсов с учетом объема потребностей социальных и возрастных групп населения республики, соседних областей и других районов страны. Итогом такой работы должен стать туристический кадастр, представляющий собой свод данных о качественной и количественной оценке природных и антропогенных объектов и явлений рекреационного назначения. Он должен содержать географическую характеристику, данные о динамике, степени ис-следованности объекта или явления, рекомендации по использованию, необходимые меры по охране и воспроизводству.

Низкий уровень туристической деятельности обусловлен слабым развитием коммерческих предприятий (туристических агентств), профессиональная работа которых заключается в информации и организации туристических услуг. Сказывается также отсутствие четко продуманного туристического

маркетинга, под которым понимается процесс систематизированного и скоординированного выявления, максимизации и удовлетворения потребительского спроса, осуществляемый предприятиями, средствами массовой информации, общественными и частными учреждениями.

Существующие в настоящее время в республике турагентства в своей работе ориентированы в основном на оказание туристических услуг наиболее состоятельной части населения, при этом география туризма практически не включает территорию Мордовии. Поэтому главное внимание долж-но быть обращено на четыре фактора маркетинга: а) туристический продукт (жилье, транспорт, рестораны, престиж, презентабельность и т. д.); 6) спрос туристической клиентуры (по

конкретным сегментам: молодежный туризм, семейный туризм, туризм „третьего возраста4' и др. с учетом возраста, пола, социального положения, уровня образования, профессии и пр.); в) цены туристических услуг (с учетом их качества, затрат на производство, продажу, выплату налогов); г) реклама (в средствах массовой информации, рекламные щиты, почта, общественный транспорт и т. п.).

Данная статья не претендует на всесторонний и полноценный анализ возможностей и состояния развития туристического бизнеса в Республике Мордовия. Ее задача — показать, что вышеперечисленные и другие моменты организации и развития туризма, наряду с другими перспективными направлениями, будут способствовать подъему экономики нашего региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамов М. А. География сервиса. М.: Мысль, 1985. 255 с.

2. География Мордовской АССР: Учеб. пособие / Редкол. М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов и др. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1983. 304 с.

3. Миронеико Н. С., Твердохлебов И. Т.

Поступила 06.\)1.2000.

Рекреационная география. М.: Изд-во Моск. унта, 1981. 207 с.

4. Монтанер Монтехано X. Структура туристического рынка: Учеб. пособие: Пер. с исп. Смоленск: Изд-во Смолен, ун-та, 1997. 230 с.

Философия, социология, юриспруденция

УТОПИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

Н. И. УЧАЙКИНА, кандидат философских наук

Утопия как необходимый элемент духовной культуры отражает некото-рые стороны общественных отношений,

внутреннюю сущность человека, а также активно содействует формированию и развитию этих отношений и этой

© Н. И. Учайкина, 2000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.