6 (99) - 2009
Туристско-рекреационные зоны
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ
А.А. АДАМЕСКУ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, советник председателя Совета по изучению производительных сил
В.Ю. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, кандидат экономических наук, доцент Московский гуманитарный университет
Одной из современных тенденций развития мировой экономики является ее сервисизация, что, в частности, выражается в динамичном развитии индустрии международного туризма. Так, число международных туристических прибытий увеличилось с 1990 по 2006 г. с 441 млн до 834 млн, т. е. почти в два раза. Как показывают исследования, индустрия туризма и гостеприимства превратилась в крупную отрасль мировой экономики, которая может оказывать существенное влияние на другие сферы социально-экономической жизни, в состоянии решать ключевые проблемы, и потенциал которой до конца еще не раскрыт.
Согласно проведенным нами исследованиям международный туризм может являться важным фактором социально-экономического развития общества. Велика роль туризма как фактора регионального развития. Туризм может выступать как фактор:
• развития отсталых и депрессивных районов;
• сельских районов (аграрный туризм);
• развития районов нового освоения;
• приграничных районов.
Велика может быть роль международного туризма в развитии морских и речных бассейнов. Здесь уместно упомянуть такое перспективное направление в международном туризме, как морские и речные круизы.
Международный туризм оказывает влияние на развитие отраслевой структуры мирового
хозяйства. В структурной перестройке мировой экономики международный туризм может выступать в качестве «отрасли-субститута», т. е. отрасли, замещающей устаревшие производства, которые начинают использоваться в виде своеобразного туристического ресурса. Так, многие соляные шахты в Польше, Австрии были закрыты и впоследствии стали демонстрироваться как своеобразная туристическая достопримечательность. В индустрию туризма и гостеприимства все шире стал проникать транснациональный капитал в форме гостиничных и ресторанных сетей. Все больше появляется новых хозяйственных объектов в туризме в виде малых гостиниц, холдинговых компаний, объединяющих смежные производства и виды услуг, например кооперация гостиничных сетей и крупных авиакомпаний.
Велика роль международного туризма в решении многих социально-экономических проблем: сохранение памятников историко-культурного наследия; борьба с бедностью; сохранение резерватов дикой, нетронутой природы в системе национальных парков и т. д.
Международный туризм становится все более разноплановым явлением. Появляются и развиваются новые виды и направления туризма (экологический, аграрный, экзотический, экстремальный, религиозный, деловой и т. д.). Все это приводит к тому, что многие страны пытаются развивать меж-
дународный туризм и видят в нем спасение от многих бед и проблем. Так, международный туризм для развивающихся стран часто выступает как фактор диверсификации отраслевой структуры экономики, сильно зависящей от поставок на внешний рынок минерального сырья и сельскохозяйственной продукции (Куба, ОАЭ, Ямайка).
По данным Ростуризма, удельный вес сферы туризма в экономике РФ составляет порядка 7 % [3]. Важным компонентом набирающей обороты индустрии туризма и гостеприимства является организация средств размещения туристов, представленная до недавнего времени преимущественно гостиницами. Социальная неоднородность состава туристов, различные требования к отдыху, неодинаковые финансовые возможности, а также другие факторы явились следствием появления тенденции диверсификации рынка средств размещения и появления новых их видов. Следует указать, что неразвитость рынка средств размещения туристов является одним из основных препятствий развития массового туризма в России.
Одним из современных видов средств размещения являются гостиничные сети, которые представляют собой своеобразную форму транснационального капитала, представленную сетью однотипных гостиниц, предлагающих одинаковые стандарты сервисного обслуживания независимо от местоположения (табл. 1). Первоначальной причиной появления гостиничных сетей были требования по предоставлению одинаковых стандартов сервиса в разных государствах. Граждане развитых стран, прежде всего США, желали жить с одинаковым уровнем комфорта, как у себя на родине, так и в любой другой стране, например, в Лаосе. К современным конкурентным преимуществам гостиничных сетей можно отнести высокие стандарты обслуживания, которые постоянно отслеживаются. Это выгодно отличает сетевые гостиницы от обыч-
ных. Завоевав репутацию на рынке, многие гостиничные сети перешли к торговле своим брендом, т. е. основным фактором их экспансии на рынке стали франчайзинговые операции. Установлено, что использование гостиницей марки известной гостиничной сети может существенно улучшить ее заполняемость. Однако у гостиничных сетей имеется ряд определенных недостатков, к одному из которых следует отнести циклопичность размеров, что делает неуютным пребывание здесь для многих клиентов.
Наибольшее распространение деятельность гостиничных сетей получила в США, странах зарубежной Европы, а также государствах, фокусирующих крупные туристические потоки. В России деятельность ведущих гостиничных групп еще ограничена.
Решить проблему комфорта и уютного пребывания на современном рынке средств размещения призваны так называемые малые гостиницы. Еще нет точного определения понятия малой гостиницы. Европейская малая гостиница имеет, как правило, не более 50 номеров, в то время как ее американский аналог на 150 номеров также считается небольшим заведением. В России малой считается гостиница вместимостью 10—100 номеров, средство размещения, не имеющее 10 номеров, в России гостиницей не считается. К преимуществам малых гостиниц можно отнести персонифицированный стиль обслуживания клиентов, возможность удобного расположения в исторических центрах городов, а также в малых городах. К недостаткам следует отнести более высокие издержки обслуживания постояльцев, недостаточные в отдельных случаях стандарты сервиса и т. п. В отличие от европейских стран в России в общей массе функционирующих в настоящее время отелей малые гостиницы занимают лишь незначительный сегмент рынка. Так, в Москве на их долю приходится чуть более
Таблица 1
Ведущие гостиничные группы по всему миру
Гостиничная группа Число номеров Число гостиниц Главный офис
Cendant Corp. 528 896 5 978 Парсипани, США
Bass Hotels 461434 2 738 Атланта, США
Marriott 328 300 1 686 Вашингтон, США
Choice Hotels 305 171 3 670 Сильвер Спринг, США
Best Western Int. 301 899 3 814 Феникс, США
Accor 291 770 2 666 Иври, Франция
Starwood Hotels 192 043 694 Вайт Плейнс, США
Promus Hotel Corp. 225 014 1 337 Мемфис, США
Carlson Hospitality Worldwide 106 244 548 Миннеаполис, США
Patriot American Hospitality Inc. 100 989 472 Даллас, США
4 % от всей гостиничной базы. Вместе с тем опыт Санкт-Петербурга показывает, что «семейные» мини-отели могут стать весьма привлекательными субъектами малого бизнеса, на развитие которого сделан крен в современной экономической политике правительства. Загрузка малых гостиниц даже в низкий сезон не опускается ниже 40 %, тогда как у больших гостиниц она может составлять 25—30 %.
Динамичность перемещения в международном туризме, вовлечение в туристические потоки все больше молодежи вызвали к жизни развитие таких средств размещения, как кемпинги и хосте-ли, которые уже давно завоевали популярность за рубежом, но пока не стали массовым явлением для российского рынка. Согласно определению, кемпинг — это сезонный лагерь для авто-, мото- и велотуристов с палатками или домиками легкого типа и специальными местами для стоянки и хранения автомобилей. Кемпинг-туризм получил наибольшее распространение в развитых странах (Западная Европа и США), так как население здесь отличается высокой мобильностью. Прекрасные автомагистрали, создание единого экономического пространства еще больше способствуют развитию этого вида отдыха.
История возникновения кемпингов напрямую связана с появлением на европейских дорогах автодомов, которые сразу были признаны практичными путешественниками за комфорт, надежность и многофункциональность. В конце 1950-х гг. в Германии стали производить первые автокараваны, рассчитанные на длительные путешествия и на несколько пассажиров. Согласно опросам, каждый третий житель этой страны планирует свой отпуск в автодоме или жилом прицепе. Рост курса евро по отношению к другим мировым валютам делал поездки по Европе сравнительно дорогими. Поэтому кемпинги стали вариантами размещения, в которых можно найти дешевый ночлег не дороже, чем 15 евро за ночь. Кемпинг в Европе у малобюджетных путешественников является самым популярным местом проживания. Их можно найти, например, во Франции, на Лазурном Берегу, в долине Луары и даже в Булонском лесу, а также в центре Парижа. В России кемпинг-туризм пока не нашел широкого распространения. Одним из препятствий для развития этого вида отдыха у нас в стране является то, что отечественная автомобильная промышленность в настоящее время не производит соответствующих аналогов для любителей автотуризма, поэтому единственный способ путешествовать в «домах на колесах» заключается
в использовании импортных аналогов и прицепов. Это приводит к высокой стоимости импортных автодомов с учетом таможенных пошлин.
Одним из современных средств размещения, предназначенных преимущественно для молодежи, являются хостели. В переводе с английского «хостел» означает общежитие. Первые молодежные общежития (хостели) появились в Германии еще в начале XX в.
В 1909 г. немецкий учитель Р. Ширман задумал по воскресеньям совершать со своими учениками загородные прогулки. Но ученики его были небогаты, и им было сложно найти подходящее место для ночевки. Компании приходилось ночевать в школах, которые были свободны в выходные дни и во время каникул. Так в голову учителя пришла мысль организации хостелей. В середине двадцатого столетия идею малобюджетного туризма помогли развить так называемые хиппи. Странствование хиппи по миру вошло в историю под названием «backpacking» (от английского слова «рюкзак»). Страсть к перемене мест при готовности довольствоваться минимальным количеством удобств привела к росту популярности хостелей.
В 1932 г. в Амстердаме была создана Международная Федерация хостелей, которая в настоящее время включает в себя 60 хостельных ассоциаций и порядка 40 ассоциированных членов.
Каковы же преимущества хостелов по сравнению с рядовыми гостиницами? Хостел-движение объединяет всех сторонников путешествовать налегке независимо от их возраста, национальности, цвета кожи, религии, пола, политических убеждений. Для тех кто мечтает посмотреть мир, но не может похвастаться огромным благосостоянием, лучшая возможность выбрать для проживания хостел. Хостели выгодно отличаются от гостиниц не только ценой, но и атмосферой. В отличие от гостиницы в хостеле люди не расходятся по номерам и не сидят взаперти, что создает атмосферу раскрепощенного общения и увлекательного проведения досуга. К сожалению, рынок хостелов в России практически не развит, что существенно ограничивает возможность развития социального и молодежного туризма.
Все более распространенным способом размещения отдыхающих становится приобретение объектов недвижимости в курортных районах, что получило название вторичных резиденций. Так, приобретение небольшой студии становится хорошей альтернативой размещению в гостиничных номерах. Это становится выгодным, так как
цены на размещение в гостинице увеличиваются, и каждый новый заезд обходится дороже. Одновременно приобретенные объекты недвижимости, как правило, растут в цене. И приобретение небольшой студии на зарубежном курорте становится выгодным вложением средств. Более того, приобретение недвижимых объектов за рубежом часто дает возможность получить вид на жительство в стране, что облегчает паспортно-визовые формальности. Вторичные резиденции приобретаются обычно на различных курортах: морских, горнолыжных, бальнеологических и т. п. Виды частной недвижимости обычно составляют частные дома и квартиры. В плане приобретения вторичных резиденций состоятельными россиянами на отечественном рынке наиболее активно работают представители многих зарубежных стран, в частности Болгарии, Венгрии, Испании, Кипра, Греции и др.
Одним из популярных видов отдыха сегодня становится аграрный туризм. Аграрный туризм можно определить как сектор туристической индустрии, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности для создания комплексного туристического продукта. Обязательным условием развития аграрного туризма является то, что средства размещения туристов должны находиться в сельской местности, а обслуживание туристов осуществляется принимающей семьей. Такой вид отдыха привел к появлению новых средств размещения, которые получили название агротуристи-ческие фермы.
Агротуристические фермы располагаются, как правило, в живописной местности, в горных долинах, вблизи альпийских озер, в приграничных районах, т. е. там, где нет плотной застройки, массовых людских потоков. Большое значение уделяется организации питания на агрофермах. Как правило, питание готовят сами хозяева по оригинальным рецептам из продуктов, не содержащих консервантов. Не случайно поэтому многие едут в сельскую местность, чтобы вкусно и добротно поесть, выпить домашнего вина и, может быть, часть продуктов местного производства увезти с собой в город. Существует и специфика в организации досуга отдыхающих. Гостеприимные хозяева могут пригласить вас на фестиваль местной фольклорной музыки, сопровождающийся народными танцами. Размещение на агроферме, как правило, недорого и оценивается в несколько десятков евро. В европейских странах аграрный туризм легализован, т. е. существуют специальные законо-
дательные акты, регламентирующие его развитие. Для поддержки аграрного туризма здесь созданы специализированные организации — ассоциации агротуристических хозяйств. Отсутствие интереса к инновациям, неразработанность законодательной базы в области туризма сдерживают развитие этого вида отдыха в России, организация которого могла бы быть полезна нередко теряющему потенциал российскому селу.
Рассмотрим ряд законодательных актов зарубежных стран, касающихся развития аграрного туризма. Так, в 2005 г. в Республике Словения было принято «Постановление о виде, объеме и условиях осуществления сопутствующей деятельности в фермерском хозяйстве». Согласно этому постановлению, на фермах стало возможным осуществление следующих видов сопутствующей деятельности: переработка сельскохозяйственных продуктов, меда и продукции пчеловодства, целебных трав, лесных ягод, грибов и мелкотоварной древесины; продажа сельскохозяйственной продукции; туризм в фермерском хозяйстве; деятельность, связанная с традиционными крестьянскими промыслами, услугами, например пережог угля, традиционное изготовление кровли из соломы, дранки и сланца, выпечка в крестьянской печи, изготовление мелкой галантереи из дерева, собирательство, изготовление подков, подковывание лошадей, традиционные изделия из лечебных и ароматных трав; выработка и продажа энергии из возобновляемых источников; услуги по сельскохозяйственной механизации, лесной механизации; обучение в фермерском хозяйстве; сбор и изготовление компоста из органических веществ; разведение и переработка пресноводной рыбы. По отдельным видам сопутствующей деятельности в фермерских хозяйствах установлены максимально разрешенные физические объемы. Так, относительно гос-тинично-ресторанной деятельности установлено максимально допустимое число возможных мест размещения туристов на ферме, которое не должно превышать 60 посадочных мест. Согласно «Закону о гостинично-ресторанном деле» Республики Словения фермер может осуществлять в своем фермерском хозяйстве гостинично-ресторанную деятельность в качестве сопутствующего вида деятельности. Гостям можно предлагать блюда из выращенных на ферме продуктов и приготовленные и переработанные в домашних условиях напитки. Компетентный орган управления может после предварительного получения заключения от органа местной администрации, в чью сферу компетенции
входит гостинично-ресторанное хозяйство, разрешить фермеру предлагать также другие домашние блюда и купленные напитки (ст. 15 настоящего Закона). Таким образом, можно заключить, что за рубежом поощряется инициатива фермеров по развитию многосторонней предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, в частности аграрного туризма, а для придания агротуристи-ческой деятельности массового характера такой вид деятельности легализуется в законодательных актах.
Как показал зарубежный опыт, аграрный туризм является преимущественной специализацией крестьянских (фермерских) хозяйств. По данным на 2006 г., в России насчитывалось порядка 255 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств [2]. Уровень их распространения значительно различается в субъектах РФ. По уровню распространения крестьянских (фермерских) хозяйств субъекты РФ можно сгруппировать в три группы:
1-я группа: низкий уровень распространения крестьянских (фермерских) хозяйств (доля фермерских хозяйств от общей площади земельного фонда не превышает 6 %);
2-я группа: средний уровень распространения крестьянских (фермерских) хозяйств (доля фермерских хозяйств от общей площади земельного фонда находится в пределах 6,1—12,0 %);
3-я группа: высокий уровень распространения крестьянских (фермерских) хозяйств — доля фермерских хозяйств в общей площади земельного фонда превышает 12,1 % (табл. 2).
Таким образом, можно заключить, что фермерское движение по субъектам РФ пока развито слабо, а наиболее масштабный уровень развития агротуризма возможен в пределах субъектов РФ, относящихся ко 2-й и 3-й группам.
Таблица 2
Распространение крестьянских (фермерских) хозяйств в
субъектах РФ
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
(1-ая группа) (2-ая группа) (3-я группа)
Области: Области: Области:
Белгородская Воронежская Волгоградская
Брянская Тамбовская Ка- Ростовская
Владимирская лининградская Саратовская
Ивановская Астраханская
Калужская Оренбургская
Костромская Самарская
Курская
Липецкая Республики:
Московская Адыгея
Орловская Ингушетия
Рязанская Калмыкия
Окончание табл. 2
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
(1-ая группа) (2-ая группа) (3-я группа)
Смоленская Края:
Тверская Краснодарский
Тульская Ставрополь-
Ярославская ский
Архангельская Алтайский
Вологодская
Ленинградская
Мурманская
Новгородская
Псковская
Кировская
Нижегородская
Пензенская
Ульяновская
Курганская
Свердловская
Тюменская
Челябинская
Кемеровская
Новосибирская
Омская
Томская
Амурская
Магаданская
Сахалинская
Еврейская
автономная область
Республики:
Карелия
Коми
Дагестан
Кабардино-Балкария
Карачаево-Черкесия
Северная Осетия —
(Алания)
Чеченская
Башкортостан
Марий Эл
Мордовия
Татарстан
Удмуртия
Чувашия
Алтай
Бурятия
Тыва
Хакасия
Саха (Якутия)
Края:
Красноярский
Приморский
Хабаровский
Забайкальский
Камчатский
Пермский
Автономные округа:
Чукотский
Важное значение в развитии туризма, в частности аграрного, играют природно-климатические условия, например среднемесячный режим температуры воздуха. Нами была проведена группировка субъектов РФ по среднемесячному режиму температуры воздуха. Если принять комфортный температурный режим в следующих интервалах: зима (январь) до — 10; лето (июль) в пределах +20 — +25, то такие климатические условия зарегистрированы в следующих субъектах Федерации:
• в Центральном федеральном округе — Брянская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Московская, Орловская, Рязанская, Тверская, Тульская области;
• в Северо-Западном федеральном округе — Новгородская, Псковская области;
• в Южном федеральном округе — республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Северная Осетия — Алания, Чеченская, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области;
• в Приволжском федеральном округе — республики Мордовия, Саратовская, Ульяновская области.
Таким образом, для развития аграрного туризма перспективны, прежде всего, субъекты Федерации, расположенные преимущественно в Европейской части России.
Мир быстро меняется, способы путешествия по миру меняются вместе с ним, расширяется и география путешествий. В быстроменяющемся мире проще будет конкурировать с теми средствами размещения, которые смогут предложить своим постояльцам нечто необычное, нетрадиционное, сообразное с современностью и национальными особенностями. Поэтому актуальной является проблема уловить тенденции и веяния будущего, учесть национальный колорит при проектировании отелей, предложить нестандартные, но в то же время адекватные ситуации подходы. Следствием этих обстоятельств явилось то, что в гостиничном бизнесе появился целый ряд проектов экзотических отелей. Так, развитие экологического туризма в Африке привело к появлению оригинального средства размещения под названием «Сафари-лодж». Характерная этноархитектура сафари-лоджей достаточно проста, но при этом весьма эффективна. Жилища для безопасности обязательно подняты хотя бы на метр над землей, а при необходимости соединены деревянными мостиками. Только здесь можно встретить парадоксальное, на первый взгляд, выражение «палаточный лагерь класса люкс»: с виду
это большие брезентовые палатки, а внутри них — паркет, антикварная мебель, душевая кабина с туалетом и все блага цивилизации. Другой вид лоджей — хижины, почти всегда построенные из материалов, добытых в местной природе: камня, древесины, красной глины, пальмовых ветвей и т. п. Помимо нескольких бунгало лагерь сафари обычно включает в себя рецепцию, чайную террасу, традиционную круглую площадку для барбекю. Как правило, в целях безопасности все это огорожено частоколом. В одной только Кении насчитывается порядка 55 национальных парков, и выбор лоджей достаточно велик. Популярны лоджии в Танзании и других африканских странах. В зависимости от природно-климатических условий и национальной специфики появились ледяные отели, отели «Башни Амазонки», отели «Оазисы в пустыне», отели-вигвамы, отели-пещеры и т. п.
Учитывая природно-климатические и национальные особенности России, здесь также могли бы быть организованы средства размещения с учетом национальной специфики. Так, высказываются предложения о создании своеобразной национальной гостиничной сети на базе древнерусских монастырей. В соседних странах СНГ получил распространение экзотический вид туризма — «Джайлоо-туризм», когда размещение туриста происходит в юрте чабана.
Имеет свои особенности процесс формирования рынков средств размещения. В отдельных регионах и странах имеет свои особенности процесс формирования рынков средств размещения. В этой связи можно выделить ряд характерных черт, тенденций и проблем развития рынка средств размещения в Российской Федерации. Здесь одной из проблем является острая нехватка гостиниц экономкласса. В крупных городах ощущается большой дефицит дешевых гостиниц при наличии большого числа дорогих мест. В Москве, например, зафиксирована самая высокая цена гостиничного номера в Европе. Так, в среднем ночь в столице России обойдется в 263 евро. За такие деньги можно найти приличные апартаменты на Лазурном берегу Франции.
Региональные центры России отличаются большим недостатком малых и средних гостиниц. Поэтому активным сегментом развития рынка средств размещения является строительство мини-отелей. Отдельные сегменты рынка средств размещения фактически не развиты. В частности, почти совершенно отсутствуют хостели, агротурис-тические фермы, имеет место дефицит мотелей. Например, ниша, которую за рубежом испокон
веков занимают хостели, в России оказалась вне поля зрения заинтересованных структур. В этих условиях удовлетворять спрос на хостели приходится владельцам квартир, которые сдают свои помещения в аренду иностранным постояльцам, размещая там несколько спальных мест.
Одна из важных проблем развития региональных рынков средств размещения в России — противодействие местных чиновников «пришлым» строительным компаниям, а также сложности, связанные с переводом земельных участков из одной категории в другую, связанные с принятием Земельного кодекса РФ. Это приводит к тому, что нередко объявленные к выводу на рынок гостиничные проекты в регионах замораживаются, а сроки их реализации растягиваются на неопределенное время. К тому же сроки окупаемости гостиниц достаточно велики и намного превышают сроки окупаемости строительства жилых зданий и офисных помещений. В этих условиях масштабные гостиничные проекты могут позволить себе либо властные структуры на основе бюджетного финансирования, либо очень крупные инвесторы, которые успели сформировать капитал на высокодоходных сферах деятельности, например на продаже нефти, газа, элитной недвижимости и т. п. В глазах иностранных предпринимателей Россия по-прежнему остается малопредсказуемой страной с весьма туманными перспективами для бизнеса.
Проблемой развития региональных рынков средств размещения является высокая степень износа объектов. Так, степень износа ведущих отелей Екатеринбурга «Екатеринбург-Центральный», «Большой Урал», «Свердловск» составляет порядка 70 %. А материально-техническое состояние гостиничного комплекса Екатеринбурга, за исключением 3—4 высококлассных гостиниц можно охарактеризовать как неудовлетворительное. В этих условиях в случае проникновения в регионы транснационального капитала серьезную конкуренцию объектам старого номерного фонда могут оказать иностранные гостиничные сети, предлагающие мировые стандарты обслуживания и изучающие маркетинговую ситуацию на рынке средств размещения в региональных центрах России.
Еще одной важной проблемой являются низкие стандарты обслуживания. Иностранные
туристы, например, ценят не дутый пафос, а душевную атмосферу — чтобы номер у них был теплый и уютный, чтобы горничная им улыбалась, чтобы интерьер был оформлен с «изюминкой».
Спрос на гостиничные услуги в крупных региональных центрах России остается достаточно высоким. Он находится в прямой зависимости от уровня деловой активности в стране. По прогнозам специалистов, потребность в новых объектах размещения возникнет в основном в период экономического роста в случае реализации крупных инвестиционных проектов, создания филиалов крупных компаний и т. п.
Следует также отметить, что целесообразно внести корректировку в работу экономических органов. Так, если раньше они занимались в основном развитием и размещением производительных сил, представленных мощностями промышленного и сельскохозяйственного производства, то теперь в условиях возрастания значения сферы услуг необходимо больше внимания уделять проблемам размещения непроизводственной инфраструктуры, одним из компонентов которой является индустрия туризма и гостеприимства.
Таким образом, развитие рынка средств размещения во многих странах характеризуется появлением большого разнообразия их видов, что во многом отражает наличие спроса на разные виды отдыха. Появлению большого числа видов средств размещения за рубежом способствует активная законотворческая деятельность, делающая легальными и общедоступными новые виды туризма и предпринимательской деятельности. Одним из важнейших факторов, который обеспечит развитие массового туризма в России, является полноценная организация средств размещения туристов, представленная во всем их многообразии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Медлик С., Инграм Х. Гостиничный бизнес. — М. ЮНИТИ. 2005.
2. Российский статистический ежегодник. 2007. — М.: Федеральная служба государственной статистики. — 2007, с. 454.
3. Туризм в цифрах 2007. — М.: «Статистика России». 2007.