Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития автотуризма в Республике Мордовия'

Состояние и перспективы развития автотуризма в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
522
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сураева-королева Светлана Георгиевна

В статье отражены результаты исследования научных подходов к определению сущности автотуризма, его развития в мире и в отдельных странах. Представлен анализ состояния и развития туризма в Республике Мордовия, включая автотуризм. На основе материалов анкетирования жителей Республики Мордовия о состоянии и перспективах развития автотуризма в регионе, даны рекомендации по совершенствованию регионального турпродукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сураева-королева Светлана Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития автотуризма в Республике Мордовия»

Состояние и перспективы развития автотуризма в Республике Мордовия State and prospects of the automobile tourism development in the Republic of

Mordovia

Сураева-Королева С. Г.1 S. Surayeva-Koroleva

В статье отражены результаты исследования научных подходов к определению сущности автотуризма, его развития в мире и в отдельных странах. Представлен анализ состояния и развития туризма в Республике Мордовия, включая автотуризм. На основе материалов анкетирования жителей Республики Мордовия о состоянии и перспективах развития автотуризма в регионе, даны рекомендации по совершенствованию регионального турпродукта.

The article shows the results of scientific approaches to defining the essence of automobile tourism, its development in the world and in different countries. There has been presented the analysis of the state and the development of tourism in the Republic of Mordovia, including automobile tourism. On the basis of materials of residents' questioning of the Republic of Mordovia on the state and prospects of automobile tourism development in the region, there have been given the recommendations for improvement of regional tourist products.

Ключевые слова: автомобильный туризм, Республика Мордовия, региональный туристский продукт

Keywords: automobile tourism, the Republic of Mordovia, regional tourist product

Туристская отрасль - одна из крупнейших и динамично развивающихся отраслей экономики в мире, занимающая третье место по доходности после нефтехимической и автомобильной отраслей. На сферу туризма приходится

1Научный руководитель В. В. Дугина, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

около 6% мирового валового продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16 рабочее место,11% мировых потребительских расходов, 7,9 % экспорта товаров и услуг [1, с.121]. По данным World Tourism Organization, Россия до конца 2020 года войдёт в число двадцати крупнейших стран въезда туристов. В настоящее время Россия, несмотря на то что это самая большая по территории страна на планете и лидер по количеству объектов природного и культурного наследия, занимает 59-е место по реализации туристского потенциала по оценке всемирной туристской организации UNWTO (рейтинг конкурентоспособности туристического сектора, который раз в два года составляет Всемирный экономический форум) [2, с.14].

Если обратиться к положению на рынке внутреннего туризма, то ежегодный прирост его составляет 8-10%. Наиболее активно растёт самый доступный вид внутреннего туризма - автомобильный [5, с. 221].

Для развития автотуризма в России существуют все условия. Это и уникальные природные ландшафты, и богатое историко-культурное наследие, и выгодное геополитическое положение. Несмотря на явные преимущества автотуризма, туристы, в основном предпочитают такие популярные виды туризма, как экскурсионный туризм, познавательный туризм, пляжный туризм и др., а всё потому, что большая часть туристов не знает, что в себя включает автомобильный туризм, куда можно поехать и сколько всё это будет стоить [6, с. 38]. Актуальность этого вопроса обусловила выбор темы данного исследования современного состояния и перспектив развития автотуризма в Республике Мордовия.

Понятие и сущность автотуризма.

Определение этому виду туризма можно дать следующим образом: автомобильный туризм является передвижением людей в страны и города, которые отличаются от их постоянного места жительства. Основным средством передвижения в этом случае является автомобиль [7, с. 35].

Люди стали чаще пользоваться транспортом для путешествия и отдыха, но в большинстве стран это хаотичное явление, не затрагиваемое государством или

243

частными предпринимателями. Лишь в некоторых странах существуют маршруты для путешествия на автомобиле, в связи с этим перед любым государством встаёт важная задача решения этой проблемы, т.к. это направление может принести колоссальную прибыль. Этот вид туризма стал наиболее привлекательным из-за возможности самому планировать свою поездку, без посторонней помощи и не подстраиваясь под расписание поездов и самолётов. На сегодняшний день эти услуги предоставляют специализированные агентства, которые занимаются разработкой маршрутов и подбором хостелов, отелей, мотелей, кемпингов [15, с. 125].

Своё начало автотуризм получил в США, где в середине XX века благосостояние граждан и налаженное автомобилестроение способствовали развитию данной отрасли. После полного восстановления промышленности от последствий Второй мировой войны во Франции, Германии, Швеции и Швейцарии также начинает развиваться автотуризм, который вскоре приобрёл наибольшую популярность [9, С. 145]. В этот период производились новые модели личного транспорта, а государства строили протяжённые автострады.

Автотуризм - путешествие с использованием различных транспортных средств. Маршруты для автотуризма прокладываются по шоссейным и просёлочным дорогам, иногда по бездорожью, оптимальные сроки - конец весны, лето, начало осени. Автотуризм призван знакомить туристов с чем-то новым и необычным, будь то горы или дикие джунгли, находясь при этом в комфортных условиях или, как минимум, преодолевая большие расстояния.

Автотуризм в России существенно отличается от аналогичного вида туризма за рубежом, скажем, в той же Швеции. Условия столь отличаются, что, наверное, можно охарактеризовать его как некий вид экстремального туризма с элементами выживания.

Так, например, в странах Европы, кроме обычных видов страхования туристов и транспортных средств, требуется автогражданское страхование исков третьих лиц, чего в России нет, а транспортные средства совсем недавно начали страховать (с 2009 г.), обязательное медицинское страхование не работает в

244

местности, отличной от места постоянного проживания.

В пределах США и Европы действуют мощные информационные системы спутникового сопровождения путешествующих автотуристов (например, №уегЬоБ1 - Никогда не потерянный). Автотурист обычно обращается в туристические компании для бронирования туристских услуг в пути или же пользуется услугами вездесущей американской ассоциации автомобилистов.

В таких странах, как США, Швейцария, Германия и др. автотуризм играет важную роль в экономике, но в России это явление оставлено без должного внимания, государство практически не занимается развитием автомобильного туризма, большинство маршрутов было разработано частными лицами, и государство от этих маршрутов не получает практически никакой прибыли.

Главное отличие человека, который просто едет в автомобиле, от автотуриста состоит в цели путешествия. По наибольшему количеству признаков автотуризм именно в России следует отнести к самостоятельному виду туризма, т.к. важную составляющую тура (перевозка, обеспечение транспортом) он берет на себя. Кроме этого весьма часто вопросы проживания и питания тоже входят в обязанности самого туриста [13, с. 121].

Состояние и перспективы развития туризма в республике Мордовия.

На современном этапе развитие туристической индустрии является одним из приоритетных направлений внутренней экономической политики в республике Мордовия. Это продиктовано, прежде всего, проведением в Саранске Чемпионата мира по футболу в 2018 г. 23 декабря 2013 г. вышло Постановление Правительства Мордовии о разработке государственной программы «Развитие культуры и туризма на 2014-2018 гг.», которая призвана решить проблему формирования на территории Мордовии целостной туристско-рекреационной инфраструктуры. Данное Постановление основано на Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2010-2012 гг. и Распоряжении Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2567-р «О

государственной программе «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг.»

Несмотря на заметное отставание на фоне развития туристической отрасли в России, Мордовия располагает значительным потенциалом для развития экологического, культурно-познавательного, спортивно-оздоровительного, автомобильного, экстремального, развлекательного, этнического и других видов туризма. В настоящий момент рынок турпродуктов Мордовии недостаточно востребован и не приносит заметных доходов в бюджет республики [3, с. 9].

Это объясняется, прежде всего, недостаточностью туристской инфраструктуры, отсутствием достаточного количества мест коллективного размещения (гостиниц, в т.ч. и экономического класса, отелей, хостелов, общежитий, мотелей, кемпингов, кемпинг - стоянок и пр.), отставанием уровня предлагаемого общественного питания и ограниченного спектра услуг, дороговизной путевок.

Правительством Республики Мордовия разработана собственная законодательная база, регулирующая туристскую деятельность с учётом законодательных актов РФ:

- Закон РМ от 2 октября 2000 г. № 41-З «О туризме в Республике Мордовия»;

- Закон РМ от 7 сентября 2011 г. № 54-З «О государственной охране, использовании, сохранении, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Республике Мордовия»;

- Приказ Министерства спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия от 29 октября 2010 г. № 220 «О паспортизации туристских маршрутов Республики Мордовия».

В республике Мордовия была разработана и принята целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 -2018 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РМ от 01.06.2013 г. № 253 «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)»». На её основе подготовлена государственная программа Республики Мордовия

246

«Развитие культуры и туризма на 2014-2018 годы», регулирующая развитие туристской отрасли в регионе в настоящее время. Она прорабатывалась в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 г. №2567-р «О государственной программе «Развитие культуры и туризма» на 2012-2020 годы». В ней определены цели, задачи и направления развития туризма, а также финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их эффективности. Также принята Программа повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия на 2011 - 2015 годы [11].

Республика Мордовия обладает рядом преимуществ, которые способны стимулировать инвестиционную активность, а именно: выгодное географическое положение в центре России, близость к большим промышленным центрам (Москва, Н-Новгород, Казань, Самара, Ульяновск, Чебоксары, Пенза), мягкий климат, отсутствие природных катаклизмов (цунами, наводнения, землетрясения и пр.), разнообразие природных зон (флора, фауна) [12, с. 46].

Обращает на себя внимание строительство и развитие спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов, гостиничной инфраструктуры, позволяющих проводить масштабные мероприятия любого уровня и направленности. Большое внимание уделяется в Мордовии сохранению, пропаганде и популяризации народных промыслов, стимулирующих развитие этнического туризма. Для любителей религиозно-паломнического туризма представлена широкая сеть монастырей, соборов, церквей, святых мест для посещения.

Имена С. Эрьзи, Ф.Ф. Ушакова, Ф. Сычкова привлекают внимание туристов к Мордовии [14, с. 49]. Важное мировое событие - проведение Чемпионата мира 2018 г., где в качестве одного из принимающих городов выбран Саранск, - несомненная причина посетить Мордовию.

Развитие автотуризма в республике Мордовия.

Для развития автотуризма Мордовия располагает удовлетворительными

247

условиями. Это, в первую очередь, равнинный рельеф, отсутствие крупных рек и озёр, наличие собственных ресурсов для строительства транспортных путей. По дорогам развиваются транспортные связи с Центром и Югом России, с регионами Поволжья, Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией и Дальним Востоком.

По территории республики проходит 6,2 тыс. км автомобильных дорог, из них более 4,5 тыс. км (81,5%) с твёрдым покрытием. Протяженность федеральных автодорог на территории Мордовии составляет около 400 км и включает: М-5 «Урал» (Москва, Самара, Уфа, Челябинск), 1Р-158 (Н-Новгород, Арзамас, Пенза, Саратов), 1З-178 (Саранск, Сурское, Ульяновск) [10, с. 48].

Автомобильный транспорт в социально-экономической жизни республики занимает ведущее место, обеспечивая внутриреспубликанские и внешние экономические связи. Автобусным сообщением со столицей республики -городом Саранск - связаны все районные центры и большое число населённых пунктов соседних регионов.

В числе проблем автотранспорта в г. Саранск можно выделить следующие:

- несовершенство планировки городских дорог, выраженное в недостаточной ширине проезжей части, отсутствие пересечений по уровням и др.;

- превышение нормативных продольных уклонов на центральных улицах, ограниченное количество переправ через реки;

- неоднородность дорожной сети в городской среде, вызывающая напряжённость автомобильных потоков на выездах и въездах в районы;

- дефицит парковочных мест для личного автотранспорта населения и отсутствие территорий для размещения автостоянок и гаражей.

С целью решения некоторых проблем министерством транспорта РФ и Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) Минтранса России подготовлена и реализуется федеральная программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». В республике Мордовия - это строительство

248

в обход г. Краснослободска автомобильной дороги, подъезд к Саранску от автомобильной дороги М-5 «Урал» и др.

Относительно интереса автотуризма в республике Мордовия можно выделить следующие маршруты: в Темниковский район (Темниковский историко-краеведческий музей им. Ф.Ф. Ушакова - Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь - Темниковский заповедник им. Смидовича), в Макаровский Иоанно-Богословский мужской монастырь, санаторий «Алатырь» и Национальный парк «Смольный» в Ичалковском районе, Болдино (Нижегородская область) и др.

В целях более эффективного продвижения туристских продуктов в Мордовии был разработан проект концепции туристско-рекреационного кластера «Иненармунь». Кластерный подход в туристской деятельности - это метод зонирования дестинации, имеющий целью создание многопрофильного кластерного образования на территории региона. Это обеспечивает комплексное обслуживание туристов и экскурсантов на туристском (экскурсионном) маршруте [8, с. 58]. Ожидаемыми результатами должны стать повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона, увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, формирование современной туристской инфраструктуры, соответствующей европейским стандартам, увеличение туристско-экскурсионного потока в Республику Мордовия, создание новых рабочих мест, сохранение и популяризация объектов историко-культурного наследия Республики Мордовия и т.д.

Республика Мордовия - настоящий рай для автотуристов, для людей, желающих познакомиться как с природой благодатного края, так и при желании обогатить себя познаниями о древнем уникальном народе, его культуре, верованиях, обычаях, традициях, уникальном мордовском многоголосии, народных промыслах.

Результаты исследования перспектив развития автотуризма в республике Мордовия.

Проведя теоретически анализ по проблеме исследования, мы попытались определить наиболее перспективные пути развития автотуризма в Республике Мордовия. Для респондентов экспериментальной базы нами были привлечены 48 студентов очного отделения архитектурно-строительного факультету МГУ им. Н.П. Огарёва. Из них 26 имеют личные автомобили и 22 не имеют. Из них 30 студентов являются жителями столицы Республики Мордовия Саранска и 18 -жителями районов республики. Гендерный признак при этом не учитывался. Мы обратились в своем исследовании к молодёжному сегменту, т.к. именно он в дальнейшем будет активно заполнять нишу автотуристского сегмента. Для сравнения нами были исследованы и сравнительные показатели по пешему туризму, который также имеет большой потенциал для молодёжного туризма. Следует иметь в виду, что анализ статистических данных позволяет дать количественную и качественную оценку развития сферы туризма и отдыха в Республике Мордовия. В то же время целью данного исследования явилась оценка наиболее важных причин, препятствующих, по мнению жителей республики, полному и эффективному использованию ее туристско-рекреационных ресурсов.

В перечень основных задач анкетирования вошли:

- оценка условий проживания в республике, а также уровня развитости общественной инфраструктуры (дорог, торговых сетей и др.);

- анализ преимущественных сторон отдыха в регионе;

- выявление туристических предпочтений населения Мордовии;

- диагностика степени осведомленности жителей региона о местных туристских достопримечательностях;

- определение качества предоставляемых населению туристических услуг;

- исследование мнений респондентов по вопросам повышения туристической привлекательности Республики Мордовия, в том числе в связи с организацией и проведением серии игр Чемпионата мира по футболу FIFA 2018;

В целях оценки реализованных предпочтений в выборе мест отдыха в

исследовании был поставлен вопрос «Как Вы предпочитаете отдыхать?», ответы на который выглядят следующим образом: «Не выезжая из города», «На природе в окрестностях места постоянного проживания» и «Выезжая из региона» (таблица 1).

Таблица 1.

Распределение ответов респондентов на вопрос: вопрос «Как Вы предпочитаете отдыхать?»

Студенты до 23 лет

Вариант ответа автолюбител пешие туристы жители Саранска жители Районов РМ Итого

Не выезжая из города 2 10 8 4 12+12

24+24

На природе, в

окрестностях места

постоянного проживания 12 12 10 14

Выезжая из региона 12 - 12 - 12+12

Итого 26 22 30 18 48+48

Анализ совокупных данных табл. 1 позволил определить, что наибольшие предпочтения студенты, имеющие машины, отдают отдыху на природе и за пределами региона. Пешие туристы предпочитают отдыхать в черте города. Жители Саранска предпочитают отдыхать в городе, в то время как районные жители предпочитают уезжать в место постоянного проживания. При этом удельный вес отдыха в границах своей республики и Саранска существенно превышает отдых за пределами республики и составляет 75% против 25%, отдыхающих за пределами республики. При этом студенты, имеющие машины, отдыхают в пределах республики 53,8 %, за пределами 46,2%, т.е. практически в равных пропорциях. Пешие туристы практически не выезжают для отдыха за пределы республики. Жители Саранска отдыхают за пределами республики 40%, жители районов - практически не выезжают, предпочитая отдыхать в местах постоянного проживания. Важное место в развитии внутреннего и въездного туризма отводится обеспечению дорожной инфраструктурой и транспортными коммуникациями.

В связи с проведением в 2018 г. серии игр Чемпионата мира по футболу в г. Саранске по требованию Международной федерации футбола (FIFA) к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, в Республике Мордовия на основных автомагистралях и прилегающих к городу и стадиону дорогах возводятся мосты, современные развязки и паркинги.

Транспортная сеть, являясь сложной межотраслевой системой, преобразует условия жизнедеятельности и хозяйствования человека. Поэтому для определения жителями текущего состояния автомобильной дорожной сети в обследовании был сформулирован вопрос «Оцените состояние дорог, развязок, парковочных мест в месте Вашего проживания», предлагающий четыре варианта ответов (таблица 2). То есть кроме технико-эксплуатационного состояния дорог анкетируемые оценивали функционирование развязок, парковок и всех остальных составляющих удобства и безопасности автомобильных поездок в пунктах их проживания.

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Оцените состояние дорог, развязок, парковочных мест в месте Вашего проживания» в зависимости от

места проживания респондентов

Вариант ответа Городские жители, чел. Сельские жители, чел. Всего

Дороги, развязки и парковочные места находятся в отличном состоянии 24 0 24

Дороги, развязки и парковочные места находятся в удовлетворительном состоянии 4 14 18

Дороги, развязки и парковочные места находятся в неудовлетворительном состоянии 2 2 4

Дороги, развязки и парковочные места отсутствуют или разрушены 2 2

Итого 30 18 48

Как видно из данных таблицы 2, положительная оценка дорожной сети и инфраструктуры превалирует среди горожан Республики Мордовия, тогда как жители сельской местности больше склонны, и не без оснований, к

отрицательной. Комфортность условий проживания и направления туристских потоков формируют уровень личной безопасности места отдыха, который часто перевешивает другие элементы туристической привлекательности. Об этом ярко свидетельствует резкое снижение количества туров в такие некогда популярные зарубежные страны мирового туристического «паломничества»,как Египет и Турция, вследствие террористических актов. Поэтому в анкете была затронута тема, сформулированная в виде вопроса «Как Вы оцениваете уровень безопасности в регионе?», ответы на который характеризуют не только текущий уровень безопасности в регионе (таблицаЗ).

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы оцениваете уровень безопасности в регионе и его динамику?» в зависимости от места проживания

респондентов

Городские Сельские Всего

Вариант ответа жители, чел. жители, чел.

Стабильно высокий уровень безопасности 0 0 0

Высокий, но в последнее время понижается 0 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стабильно средний уровень безопасности 28 18 46

Средний уровень безопасности, 2

но в последние годы повышается 2 0

Средний уровень безопасности, 0

но в последние годы понижается 0 0

Низкий уровень безопасности, 0

но в последние годы повышается 0 0

Низкий уровень безопасности, есть угроза 0

конфликтов на межнациональной почве 0 0

Есть угроза террористических актов 0 0 0

Итого 30 18 48

Из результатов анкетирования видно, что уровень безопасности в регионе стабильно высокий, что придает региону имидж надежного и безопасного и служит дополнительным стимулом для его посещения с туристской целью. Важным коммуникативным каналом об объектах туристской привлекательности выступает местное население, устная информация от которых воспринимается туристами как более достоверная.

В целях выявления информированности населения республики о ее достопримечательностях в анкете был поставлен вопрос «Знаете ли Вы основные туристские достопримечательности в Республике Мордовия?» (таблица 4).

Таблица 4

Распределение ответов респондентов на вопрос «Знаете ли Вы основные туристские достопримечательности в Республике Мордовия?»

Возрастная категория, чел.

городские сельские до 20 лет старше 20

Вариант ответа студенты студенты лет лет Всего

Да, знаю 20 15 18 24 35+42

Имею некоторое

представление 10 3 2 2 13+4

Нет, не знаю 0 0 0 0 0

Итого 30 18 20 26 -

Приведенные результаты указывают на то, что студенты МГУ им. Огарёва хорошо информированы о наличии достопримечательностей в Саранске и Мордовии.

Известное утверждение «Реклама - двигатель торговли» в полной мере относится и к туристским продуктам. Без эффективной рекламной деятельности невозможно масштабное продвижение на рынок качественной, потенциально востребованной продукции (услуг). В целях оценки населением степени известности туристской продукции в анкете был поставлен вопрос: «Достаточно ли, на Ваш взгляд, рекламируются туристические достопримечательности Республики Мордовия?» (таблица 5).

Данные анкеты указывают, что туристские достопримечательности Мордовии и Саранска достаточно хорошо освещаются.

В определении направлений внутреннего регионального туризма большое значение имеет при выборе посещения популярность тех или иных культурных событий у местных жителей.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос «Достаточно ли, на Ваш взгляд, рекламируются туристские достопримечательности Республики Мордовия?»

Вариант ответа Возрастная категория, чел. всего

городские студенты сельские студенты до 20 лет старше 20 лет

Да, достаточно 15 15 15 15 30+30

Нет, недостаточно 10 3 5 11 13+16

Реклама существует, но она не соответствует действительности 5 5

Затрудняюсь ответить - - - - -

Итого 30 18 20 26

В целях выявления данных предпочтений среди студентов и частоты посещения мероприятий в анкете были поставлены вопросы: «Какие из зрелищных культурно-массовых мероприятий Вы предпочитаете посещать?» (таблица 6) и «Как часто вы посещаете подобные мероприятия, проводимые в Вашем районе или городе?»

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос «Как часто вы посещаете подобные

мероприятия, проводимые в Вашем районе или городе?»

Вариант ответа Возрастная категория, чел. всего

городские студенты сельские студенты до 20 лет старше 20 ле

Раз в несколько лет — — — — —

Раз в несколько месяцев - - - — -

Постоянно 30 18 20 26 30+18

Итого 30 18 20 26 -

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что студенты являются постоянными участниками всех значимых мероприятий республики. С целью выявления наиболее популярных мест для посещения и формирования

туристических маршрутов респондентов попросили ответить на вопрос: «Какие достопримечательные места в Республике Мордовия они знают?» (таблица 7).

Таблица 7

Ранжирование ответов респондентов на вопрос: «Какие достопримечательные места Мордовии Вы можете посоветовать для обязательного посещения туристам и гостям республики?»

Вариант ответа Количество упоминаний Вариант ответа Количество упоминаний

Памятники историко-культурного наследия

Республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрзи 48 Темниковский историко-краеведческий музей им. Ф. Ф. Ушакова 32

Мемориальный музей военног и трудового подвига 1941 -1945 годов 48 Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И. Д. Воронина 48

Краеведческие музеи в муниципальных образованиях республики 48 г. Темников 30

Объекты городской инфраструктуры

Парк им. А. С. Пушкина 48 Театр оперы и балета им. И. М. Яушева 44

Фонтан «Звезда Саранска» на пл. Тысячелетия в г. Саранске 48 Ботанический сад МГУ им. Н. П. Огарева 12

Спортивные объекты (Ледовый й и водный дворцы) 40 Дом Культуры в г. Саранске 40

Лесопарк Пролетарского района г. Саранска 16 Советская площадь г. Саранска 48

Объекты рекреационного и санаторно-курортного туризма

Санаторий «Мокша» 45 Санаторий «Алатырь» 40

Объекты экологического туризма

Темниковский заповедник им. П. Г. Смидовича 36 Национальный парк «Смольный» (Ичалковский район) 40

Озеро Инерка в Большеберезниковском район 15 Заповедники Мордовии 18

с. Паракино Большеберезниковского района 8 Лесные туристические базы 10

Объекты этнического туризма

Центр национальной культурь в с. Старая Теризморга Старошайговского района 36 с. Подлесная Тавла Кочкуровского района 13

с. Старое Акшино Старошайговского района 12 - -

Объектрелигиознопаломнического туризма

Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова 48 Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь 38

Монастыри республики 40 Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь 30

Макаровский Иоанно-Богословский мужской монастырь 18 Иоанно-Богословская церковь в г. Саранске 26

Храм святых равноапостольных Мефодия и Кирилла 30 - -

Объекты профессионально-делового туризма

МГУ им. Н. П. Огарева 48 Саранский телевизионный завод 15

Таким образом, из достопримечательных мест Мордовии опрошенные студенты предложили гостям и туристам посетить наиболее интересные, на их взгляд, памятники историко-культурного наследия (например, Республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрзи, Темниковский историко-краеведческий музей им. Ф. Ф. Ушакова и др.), объекты городской инфраструктуры (парк им. А. С. Пушкина, Театр оперы и балета им. И. М. Яушева и др.), рекреационного и санаторно-курортного (санатории «Мокша» и «Алатырь»), экологического (Темниковский заповедник им. П. Г. Смидовича, Национальный парк «Смольный» Ичалковского района и др.), этнического

(Центр национальной культуры в с. Старая Теризморга Старошайговского района, с. Подлесная Тавла Кочкуровского района и др.), религиозно-паломнического (Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова, Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь и др.) и профессионально-делового (МГУ им. Н. П. Огарева и Саранский телевизионный завод) туризма.

В анкете был предусмотрен также вопрос для выявления мнения жителей о перспективных направлениях развития туристического бизнеса в регионе.

Таблица 8

Распределение ответов респондентов на вопрос «В каком направлении, на Ваш взгляд, необходимо предпринять шаги для повышения туристской привлекательности Республики Мордовия?»

Вариант ответа Возрастная категория, чел. всего

городские студенты сельские студенты до 20 лет старше20 лет

Расширение ассортимента предлагаемых услуг в сфере туризма 30 18 20 26 48

Повышение качества сервиса предприятий туристской индустрии 30 18 20 26 48

Увеличение объектов туристской инфраструктуры (гостиниц, ресторанов, домов отдыха и т. д.) 30 18 20 26 48

Рекламирование туристских экскурсий, маршрутов Республики Мордовия на российском и зарубежном туристских рынках 24 10 18 24 48

Другое (укажите) - - - - -

Из ответов респондентов видно, насколько заинтересованы студенты в развитии отрасли туризма в Республике Мордовия.

Анкетируемым задавался также вопрос с просьбой указать возможные туристические маршруты в местах их проживания. Пешим видом экскурсии предложили воспользоваться 48 чел. - самое большое количество упоминаний от общего числа ответов. По мнению респондентов, гостям республики можно

посоветовать прогуляться по центру Саранска, Советской площади, парку им. А. С. Пушкина и лесопарковым зонам Ленинского и Пролетарского районов Саранска, набережной Саранки, а также по некоторым спортивным объектам столицы (Ледовый дворец, лыжно-биатлонный центр в Ленинском районе, спортивный комплекс «Мордовия» и др.).

Немногие респонденты предложили собственные варианты пеших туристических маршрутов:

1) в Пролетарском районе - «Храм Казанской Божьей Матери - Парк культуры и отдыха - Бульвар Декабристов - братьев Веденяпиных»;

2) в Ленинском районе - «Площадь Тысячелетия - Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова - Советская площадь - Фонтанный спуск - Парк отдыха им. А. С. Пушкина».

Интересен вариант ответа «Автобусная обзорная экскурсия» (35 упоминаний). Респонденты предложили поездки по ночному Саранску; в Темниковский район (маршрут «Темниковский историко-краеведческий музей им. Ф. Ф. Ушакова - Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь - Темниковский заповедник им. П. Г. Смидовича»); из Саранска в Макаровский Иоанно-Богословский мужской монастырь; из Саранска до санатория «Алатырь» и Национального парка «Смольный» в Ичалковском районе; из Саранска до с. Болдина в Нижегородской области.

Есть предпочтения респондентов конным прогулкам (75 упоминаний; в окрестностях Старотеризморгского национального центра в Старошайговском районе, по лесу в районе лыжно-биатлонного центра в Ленинском районе Саранска; вблизи базы «Лесное озеро» у с. Пермиси в Большеберезниковском районе), сплавам по рекам Мордовии (63 упоминания; Сура, Мокша, Вад и Виндрей) и смешанным видам экскурсионного маршрута (46 упоминаний). Были также предложения посетить пивное производство (Саранский филиал ОАО «САН ИнБев») и Ичалковский сыркомбинат с дегустацией местной продукции.

Относительно сегодняшнего состояния автотуризма в Республике Мордовия можно сделать выводы на основании следующих опросов

респондентов (таблицы 9 - 16).

Таблица 9

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Имеет ли перспективы автотуризм в Республике Мордовия (индивидуальный, групповой, автобусный)?»_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возрастная категория, чел.

Вариант ответа городские студенты сельские студенты до 20 лет старше 20 ле всего

Индивидуальный 20 16 8 18 36+26-

Групповой 10 16 8 18 26+26

Автобусный 30 18 20 26 48+46

Итого 60 50 36 62 -

Таблица 10.

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какой вид автотуризма предпочтительнее: экскурсии или маршруты?»

Вариант ответа Возрастная категория, чел. всего

городские студенты сельские студенты до 20 лет старше 20 ле

экскурсии 20 18 20 26 -

маршруты 30 18 20 26 -

постоянно 30 18 20 26 30+18

Итого 30 18 20 26 -

Таблица 11.

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Где предпочтительнее останавливаться на маршруте?»

Вариант ответа Возрастная категория, чел. всего

городские студенты сельские студенты до 20 лет старше 20 ле

гостиница - - - - —

мотель 20 - - 6 —

кемпинг 30 18 20 20 30+18

Итого 30 18 20 26 -

Таблица 12.

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какой вид питания предпочтительнее на маршруте?»

Возрастная категория, чел.

Вариант ответа городские студенты сельские студенты до 20 лет старше 20 ле всего

столовая 20 10 20 20 -

кафе 8 5 - 6 -

собственные продукты 2 3 - 5 30+18

Итого 30 18 20 26 -

Таблица 13

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что предпочтительнее в дороге: навигаторы, путеводители, карты?»_

Вариант ответа Возрастная категория, чел. всего

городские студенты сельские студенты до 20 лет старше 20 ле'

навигаторы 30 18 20 26 -

путеводители 30 18 15 26 -

карты 10 18 10 26 30+18

Итого 30 18 20 26 -

Таблица 14

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как предпочитаете заправлять машину на маршруте?»_

Вариант ответа Возрастная категория, чел. всего

городские студенты сельские студенты до 20 лет старше 20 ле'

АЗС 30 18 20 26 -

НЗ 10 18 10 26 -

Взаимопомощь 30 18 20 26 30+18

Итого 30 18 20 26 -

Таблица 15

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как оцениваете наличие АЗС

на маршруте?»

Вариант ответа Возрастная категория, чел. всего

городские студенты сельские студенты до 20 лет старше 20 ле

хорошо 20 10 20 20 -

удовлетворительно 10 8 - 6 -

неудовлетворительно - - - - 30+18

Итого 30 18 20 26 -

Таблица 16

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как оцениваете наличие СТП на маршруте?»

Вариант ответа Возрастная категория, чел. всего

городские студенты сельские студенты до 20 лет старше 20 ле

хорошо 2 - - 2 -

удовлетворительно 8 2 - 10 -

неудовлетворительно 20 16 - 36 30+18

Итого 30 18 - 48 -

Проведенное социологическое исследование позволило оценить условия проживания в республике, обеспеченность зонами рекреации и отдыха, парками и скверами, а также уровень развития общественной инфраструктуры, качество предоставляемых населению туристических услуг, степень комфортности и безопасности и многое другое. В ходе опроса было также установлено, какие источники информации играют наиболее значительную роль в деле популяризации нашего региона, выявлены преимущества и недостатки организации отдыха в Мордовии, а также туристические предпочтения опрошенных и степень готовности населения к участию в реализации масштабных спортивных и культурных мероприятий в регионе.

Полученные результаты могут быть использованы в ходе реализации государственной политики в сфере туризма и отдыха.

Поэтому в заключении, остановимся только на некоторых выявленных недостатках и проблемах. В частности, заслуживает внимание то обстоятельство, что большая часть респондентов оценивает условия проживания только как удовлетворительные, что не способствует повышению туристической привлекательности. О невысоком уровне развития рынка туристских услуг свидетельствует тот факт, что подавляющее большинство опрошенных предпочитает отдыхать за пределами домашнего региона.

К большому сожалению, подавляющее большинство участников опроса не знает об основных достопримечательностях Мордовии или имеет лишь некоторое представление, причем большая часть последних информирована об этом от друзей, родственников и знакомых. Это говорит о недостатках в организации рекламы и продвижения регионального турпродукта, с чем согласны и респонденты. Вероятно, по этой причине зрелищные культурно-массовые мероприятия жители республики посещают нечасто.

Вызывает беспокойство достаточно распространенное среди опрошенных мнение, что цена на продукты туриндустрии в Республике Мордовия не соответствует качеству предоставляемых услуг и сравнение с другими регионами не в пользу Мордовии. Полученные в ходе исследования результаты также дают представление об отношении местного населения к проводимым и планируемым в республике крупным мероприятиям российского и международного уровня, что может быть полезно при подготовке к проведению игр Чемпионата мира по футболу в 2018 г.

Итогом исследования, проведенного автором статьи, стало создание сервиса "Придорожный" (сервис и мотели от ИСС «Эколайн»). Здесь можно получить информацию о мотелях, автокемпингах, придорожных комплексах, о средствах размещения (гостиницах), расположенных в шаговой доступности от трассы. Также можно скачать схему дороги на ноутбук или мобильный телефон.

В заключении статьи можно отметить, что Мордовия располагает выгодными условиями для развития туристской отрасли. Благоприятная

263

экологическая обстановка, наличие уникальных памятников культуры, народного творчества, познавательный потенциал республики - всё способствует удовлетворению запросов туристов. Решение же насущных проблем требует комплексного подхода, что решит вопрос построения современной, эффективной и конкурентоспособной туристской отрасли.

Чрезвычайно перспективным представляется нам применение механизмов государственно-частного партнёрства в рамках инвестиционных проектов, что даст дополнительный стимул для формирования туристского потенциала и положительного имиджа республики во внешнеполитическом и экономическом пространстве.

Литература

1. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. М. - СПб. : Издательский Торговый дом Герда, НП Изд-во «Невский Фонд», 2014. - 544 с.

2. Боголюбов, В. С. Экономика туризма: учебник / В. С. Боголюбов. -М.: Академия, 2013. - 352 с.

3. Булавин, А. В. К вопросу о мерах по привлечению инвестиционных ресурсов в региональную туристскую инфраструктуру / А. В. Булавин, К. Г. Киселёва // Вестн. НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2016. - №3(39). - С. 9-10.

4. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование. Учебник 2-е издание, М.: Академия, 2016 - 272.

5. Волович, В.. Академия выживания / В.. Волович. - М. Техноплюс, 2012. - 366 с.

6. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. М. Издательский центр Академия, 2005. - 240 с.

7. Ильина, Б. Н. Менеджмент транспортных услуг: учеб. пособие / Б. Н. Ильина. - М.: РМАТ, 2012. - 173 с.

8. Кильдюшкина, И. Г. «Иненармунь». Визитная карточка Мордовии / И. Г. Кильдюшкина, К. Г. Киселёва, Л. Н. Липатова // Центр и периферия. -2015. - №2. - С. 58-69.

9. Лысакова, Л. А. Туризм: учеб. пособие / Л. А. Лысакова. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2015. - 366 с.

10. Мордовия: стат. ежегодник / Федеральная служба гос. статистики // Территор. орган Федеральной службы гос. статистики Республики Мордовия. - Саранск. - 2014. - 464 с.

11. Об утверждении Программы повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия на 2011 - 2015 годы. Постановление Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 213. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://ЬаБе. garant.ru

12. Республика Мордовия: справ.-путеводитель / под общ. ред. М. А. Жулиной; авт.-сост.: Е. Н. Гуркина, Н. А. Емельянова, М. А. Жулина, и др. -Саранск. : изд-во Мордов. гос. ун-та, 2014. - 116 с.

13. Садов, М. Отдых на природе / М. Садов, В. Никова. - СПб. : ООО Издательский дом «Литера», 2013. - 352 с.

14. Саранск. Справ.-путеводитель по городу / под общ. ред. М. А. Жулиной; авт.-сост.: Н. А. Емельянова, М. А. Жулина, А. Д. Иванова и др. -Саранск. : изд-во Мордов. гос. ун-та, 2014. - 106 с.

15. Чудновский А.Д. Менеджмент туризма / А.Д. Чудновский, Н.В. Королев, Е.А.Гаврилова, М.А. Жукова, Н.А. Зайцева. -М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.