Научная статья на тему 'Экономическая безопасность развития регионального туристского потенциала'

Экономическая безопасность развития регионального туристского потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
697
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Угрюмова А.А., Передереев В.В.

В статье отмечается, что туристская отрасль является существенным фактором для обеспечения экономической безопасности многих стран мира. В Российской Федерации имеется существенный потенциал для развития туризма и, тем самым, укрепления экономической безопасности страны. Рассмотрены различные аспекты развития туристской отрасли, проведен анализ сильных и слабых сторон отрасли в Московской области, предложены меры по ее развитию в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность развития регионального туристского потенциала»

18 (111) - 2011

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 338.48

экономическая безопасность развития регионального туристского потенциала

а. а. угрюмова,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента E-mail: feminaa@mail.ru

в. в. передереев,

аспирант кафедры

экономики и менеджмента

E-mail: vvp_87@inbox.ru

московский государственный областной

социально-гуманитарный институт

В статье отмечается, что туристская отрасль является существенным фактором для обеспечения экономической безопасности многих стран мира. В Российской Федерации имеется существенный потенциал для развития туризма и, тем самым, укрепления экономической безопасности страны. Рассмотрены различные аспекты развития туристской отрасли, проведен анализ сильных и слабых сторон отрасли в Московской области, предложены меры по ее развитию в регионе.

Ключевые слова: экономическая безопасность, туристская отрасль, развитие туризма, Московская область.

Туристская отрасль оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона в целом, способствует притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д.

Туризм может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие региона.

Туристская индустрия имеет уникальную структуру. Эта отрасль характеризуется наличием целого ряда отдельных элементов, включающих самые различные отрасли обслуживания: небольшие рестораны, гостиницы и отели, дома отдыха, мага-

зины, прачечные, сувенирные лавки т. п. Благодаря этому инвестиции правительства в инфраструктуру, а иногда и дорогую материально-техническую базу туризма стимулируют развитие многочисленных предприятий малого бизнеса. Исходные инвестиции в туризм привлекают еще большие инвестиции в будущем во вспомогательные и поддерживающие отрасли хозяйства. К ним относятся крупные инвестиции в основные отели, торговые центры, рестораны, вокзалы, аэропорты и т. д.

Усовершенствованная благодаря туризму инфраструктура региона используется также и местными жителями.

Индустрия туризма охватывает большое количество предприятий малого бизнеса, которые поддерживают отрасль, выручка от туризма быстро распределяется среди самых широких слоев населения принимающего региона, следовательно, все общество получает экономическую выгоду.

Следующий положительный аспект развития туризма заключается в том, что туристы являются плательщиками налогов, как и большинство населения. Так как путешественники в основном приезжают из других регионов, то их расходы для правительства принимающей страны представляют

- 55

собой расширенную налоговую базу. В дополнение к обычному налогу с продаж туристы иногда платят и косвенные налоги. Сборы аэропортов, въездные и таможенные пошлины, визовые сборы — это лишь несколько примеров обычно используемых методов налогообложения туристов.

Кроме этих особых случаев, обычные налоги, собираемые как с туристов, так и с местных жителей, повышаются вследствие осуществляемых туристских расходов. Таким образом, туризм повышает доходы региона, занятость, инвестиции и т. п.

Тем не менее есть пределы, до которых правительство принимающего региона может увеличивать прибыль от данных аспектов туризма. Эти ограничения бывают двух типов: социальные и экономические. Социальные ограничения возникают благодаря увеличению налогов, взимаемых с местных жителей при развитии туриндустрии в регионе. Экономические ограничения представляются в форме потенциальных издержек неиспользованных возможностей (альтернативных издержек), которые возникают вследствие развития туриндустрии. Они заслуживают внимательного исследования, для того чтобы достичь более глубокого понимания проблемы оптимизации, которая стоит перед правительством принимающей страны.

Наряду с позитивными последствиями развития туризма не следует забывать и о негативном воздействии отрасли, о так называемой монокультуре туризма. В конкурентной борьбе за землю, ресурсы, капитал туризм теснит сельское хозяйство и другие традиционные источники дохода местных жителей. Более высокая заработная плата в туриндустрии привлекает работников, что пагубно влияет на сельское хозяйство из-за оттока рабочей силы. В результате снижаются объемы сельскохозяйственной продукции, в то время как объемы потребления растут благодаря многочисленным туристским потокам. Одновременно нарушается или полностью разрушается традиционный уклад жизни и природный ландшафт в центрах массового туризма. Монокультура туризма сама подрывает основы своего существования.

Разнообразие — это основа экономической стабильности. Когда одна отрасль переживает резкий экономический спад, другая процветает, и таким образом снижается возможность кризиса или сглаживаются его последствия.

Следовательно, вместо того чтобы способствовать диверсификации экономики, туризм порой замещает сектор сельского хозяйства.

Но туризм не должен становиться замещающей отраслью. Во-первых, по сути своей туризм — явле-

56 -

ние сезонное. Иногда сезонные колебания в спросе могут быть снижены, но никогда нельзя избежать их полностью. Поэтому, если туризм — основная отрасль в регионе, то «низкий» сезон приносит серьезные проблемы занятости. Во-вторых, спрос на туризм и путешествия в значительной степени зависит от доходов и вкусов туристов. И оба эти фактора находятся вне контроля принимающего региона. Другими словами, полная зависимость региона от одного-единственного сектора индустрии крайне нежелательна.

Кроме этого туризм порождает определенные социальные издержки и дополнительные расходы на поддержание окружающей среды, которые «ложатся на плечи» принимающего региона и его жителей. Слишком бурное развитие туризма и полная зависимость от него ставят следующую дилемму: если прекратить дальнейшее развитие, то это грозит экономическим спадом; если же не ограничивать туризма в дальнейшем развитии, то природные и культурные ресурсы страны из-за чрезмерного использования оскудеют, придут в негодность и обесценятся. В подобном случае решение, как правило, принять довольно сложно.

Не всегда правительства развивающихся стран смотрят на туризм слишком оптимистично. Они воплощают в жизнь активные инвестиционные программы, направленные на развитие туризма и носящие приоритетный характер. В определенных случаях такой подход может привести к отрицанию более значимых потребностей страны в инвестициях. Например, денежные средства, вкладываемые в туризм, могли бы быть использованы на образование, здравоохранение и другие социальные нужды.

Часто туризм порождает рост темпов инфляции в регионе, где он развивается. Туристы вкладывают свои деньги, заработанные в другом регионе или стране, в экономику данного туристского региона. Поскольку это повышает доходы региона (как отмечалось ранее), то может явиться и причиной инфляционного давления. Повышаются цены на товары первой необходимости: продукты, одежду, жилье, транспорт. Как правило, в туристских регионах особенно стремительно растут цены на землю. Цена, которую иностранцы готовы заплатить за свое проживание во время отпуска в туристском регионе, может резко понизить спрос на жилье самих местных жителей. Местные жители (имеющие сравнительно небольшие доходы) попросту вытесняются с рынка жилья в районах с развитой туриндустрией.

Исходя из этого, туризм, хоть и обладает значительным потенциалом как инструмент эконо-

мического развития, но он не является панацеей от всех экономических недугов. Правительство должно приложить все усилия к оптимизации (а не максимизации) прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развитие. Развитые страны, по определению, обладают здоровой экономикой, которая способна с легкостью покрыть все издержки туризма. Обычно экономики подобных стран диверсифицированы, а правительственные инвестиционные программы не полностью сосредоточены на развитии.

Положительные аспекты влияния туризма следующие:

— увеличение денежного потока в регион, в том числе приток иностранной валюты;

— создание новых рабочих мест;

— рост валового национального продукта;

— реформирование структуры отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением;

— привлечение капитала, в том числе и иностранного;

— увеличение налоговых сборов принимающего региона.

Отрицательные аспекты проявляются в том, что туризм:

— оказывает влияние на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость;

— способствует оттоку денег за границу при туристском импорте;

— может вызвать экологические и социальные проблемы;

— может наносить ущерб развитию других отраслей.

С точки зрения туризма Московская область является уникальным регионом. Наличие памятников культурного и духовного наследия, природные ландшафты, экологически чистые уголки великолепной природы, леса, множество рек и озер — все это создает прекрасные возможности для развития полноценной индустрии отдыха и туризма. Московская область, как никакой другой российский регион, богата историческим наследием. Прежде всего область — это православная жемчужина России, где находится большинство городов — оборонных рубежей Московского княжества, сотни усадеб, монастырей, музеев и других памятников истории.

Для наиболее полного представления о состоянии отрасли в настоящее время рассмотрим некоторые данные, приведенные Росстатом (табл. 1).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что практически по всем показателям ситуация за последние годы не только не улучшилась, а, наоборот, ухудшилась.

Международным фондом «Достояние» был проведен опрос респондентов с целью оценки туристической привлекательности региона.

Таблица 1

Средства размещения туристов по Московской области с 2004 по 2008 г.

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008

Всего коллективных средств размещения В том числе: 317 299 335 315 310

1. Общего пользования 93 107 132 128 131

Из них гостиницы (включая туристические) 68 68 84 80 82

2. Специального назначения В том числе: 224 192 203 187 179

2.1 Санаторно-курортные организации В том числе: 132 122 123 113 116

— санатории для взрослых, пансионаты с лечением 60 58 64 56 64

— детские санатории 28 29 30 29 26

— санатории для детей с родителями 7 6 2 3 3

— санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия 6 4 5 6 5

— санатории-профилактории 31 25 22 19 18

2.2. Организации отдыха В том числе: 90 64 71 70 57

— пансионаты отдыха, дома отдыха 56 20 29 27 21

— базы отдыха, кемпинги, другие организации отдыха 34 44 42 43 36

2.3. Туристические базы 2 6 8 3 3

2.4. Наземный и водный транспорт (для ночлега, включая дебаркадеры) - - 1 1 -

2.5. Общественные средства транспорта - - - - 3

Источник: Мособлстат. URL: http://www.mosreg.ru.

Участникам опроса было предложено оценить такую характеристику своего региона, как «привлекательность для туризма», по десятибалльной шкале, где 1 — это «полное отсутствие условий для туризма», а 10 — «максимально комфортное, привлекательное место для туризма». Средняя оценка по всему региону составила 6,6 балла, и это при том, что высокую оценку (от 8 до 10 баллов) региону поставили 34 % респондентов, а низкую (от 1 до 4 баллов) — только 17 %.

По мнению опрошенных, взаимодействие туристических фирм и органов государственной и местной власти складывается трудно. Без государственных инвестиций невозможно развитие базы въездного туризма: транспортной инфраструктуры, ремонта и реставрации памятников истории и культуры, создания зон рекреации, спортивных зрелищ и т. п. Частному туристическому бизнесу решение этих задач пока не по силам.

На основе данных о состояния туристской отрасли были определены возможности и ограничения, преимущества и недостатки при формировании стратегии развития туризма Московской области.

По данным Российского союза туриндустрии, показатели развития отрасли примерно в 3 раза меньше аналогичных показателей развитых стран, таких как Япония и Германия. По этим данным, лишь 29 % населения России путешествует, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 75—80 %. Эту тенденцию подтверждают данные, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Сравнение показателей развития туристской отрасли в России и Германии за 2006 г.

Показатель Российская Федерация Германия

Доля туристического бизнеса в ВВП страны, % 1 8

Процент населения, пользующийся туристическими услугами, % 29 75

Число занятых в туристской отрасли, млн чел. 1,6 3

Количество туристов, посетивших страну, млн чел. 22 19

Экспорт и импорт услуг по статье «туристские услуги (поездки)», млн евро 11 753 56 259

Коллективные средства размещения 787 369 1 488 662

Число ночевок, предоставленных коллективными средствами размещения, тыс. ед. 11 357 40 389

Все проанализированные показатели развития туристской отрасли (см. табл. 2) свидетельствуют о многократном отставании национальной экономики от аналогичных показателей Германии.

Такая же ситуация складывается и по отдельным субъектам. При этом даже самые привлекательные регионы страны имеют малозначительный удельный вес туристских услуг в общем объеме платных услуг. Примером сказанного может выступать Московская область (рис. 1).

В странах Европы, сравнимых по площади с Московским регионом, эти данные в среднем в 3 раза выше.

Исходя из показателей развития туристской отрасли был проведен анализ сильных и слабых сторон туристской отрасли и предложены возможные варианты для его дальнейшего развития (рис. 2).

Таким образом, к основным направлениям развития туризма в Московском регионе можно отнести следующие:

1) деловой туризм. Развитие делового туризма может способствовать открытию новых выставочных площадей, строительству современных и комфортабельных отелей (имеющих 3, 4 и 5 звезд), улучшению качества автодорог, развитию транспортного сообщения, связи и инфраструктуры;

2) рекреационный туризм. В первую очередь это санаторно-курортные комплексы, лечебные профилактории и спортивно-оздоровительный туризм всех возрастных групп населения. Он может иметь высокий спрос со стороны населения;

3) историко-культурный туризм, связанный с наличием значительного историко-культурного наследия. В сочетании с возрастающим интересом к истории и культурному просвещению это направление становится весьма перспективным. Государственная поддержка историко-культурных

1-,

Источник'. Росстат. URL: http://www.gks.ru/.

■ Туристские услуги

□ Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения

■ Санаторно-оздоровительные услуги

О Всего платных услуг по Московской области

Источник: Мособлстат. URL: http://www.mosreg.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Величина туристских услуг в общем объеме платных услуг по Московской области, %

Преимущества (сильные стороны): - природно-экологический, историко-культурный и рекреационный потенциал региона; - наличие памятников федерального и мирового значения; - наличие общественных и коммерческих организаций, способных стимулировать развитие туризма в регионе; - организация мероприятий массового характера, делового и развлекательного плана, т. е. организации событийного туризма; - проведение целенаправленной политики региона в целях интеграции субъекта в туристический рынок; - близость к Москве; - высокая плотность населения Недостатки (слабые стороны): - малоразвитая туристская инфраструктура, отсутствие регулирующего законодательства в сфере туризма на уровне РФ, региона и местном уровне; - слабая система продвижения туристических продуктов Московской области на внутреннем и внешнем рынках; - недостаток профессионального персонала, подготовленного для индустрии туризма; - несоответствие цены и качества оказываемых услуг; - неготовность местного населения к работе с туристами; - слабо развитая транспортная схема доставки туристов как из-за рубежа, так и из регионов России; - отсутствие крупных туроператоров, специализирующихся на внутреннем туризме, имеющих собственную туристическую инфраструктуру и инвестиционный потенциал; - существующее объединение туроператоров не позволяет эффективно координировать совместные усилия по развитию туризма в области; - отсутствие зонирования, готовности объектов недвижимости к вовлечению в рыночный оборот; - отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения туристов на территории области

Возможности: - выгодное географическое положение, позволяющее привлекать туристов, наличие бюджетных возможностей, позволяющих осуществлять целевую финансовую поддержку туристской отрасли (экономически сильный регион) и социальную поддержку отдельным группам населения; - высокий платежеспособный спрос и стабильная социально-экономическая ситуация в области, способствующие формированию регионального спроса на туристические услуги; - возможность роста рынка туристических услуг при эффективном использовании имеющихся ресурсов и инфраструктуры; - привлечение иностранных и российских инвесторов для финансирования развития туристической инфраструктуры Московской области; - устойчивое восприятие образа области как территории, привлекательной для внутреннего туризма группами потребителей (внутри области, страны, за рубежом); - возросший интерес граждан к историко-культурному наследию Угрозы: - растущая конкуренция среди туристических регионов РФ; - риск снижения туристского потока при ухудшении криминогенной обстановки в местах нахождения туристских объектов; - усиление тенденций выездного туризма заграницу

Рис. 2. Анализ сильных и слабых сторон туристической отрасли Московского региона (SWOT-анализ)

объектов (в части их реставрации) и привлечение частного капитала в создание соответствующей инфраструктуры, а также проведение фестивалей, ярмарок, конференций фольклорных мероприятий, использующих природный и культурный потенциал региона, позволят повысить привлекательность историко-культурного туризма;

4) спортивный туризм. Он имеет огромный потенциал развития, связанный с созданием специальных спортивных сооружений. Немалую роль в этом играет то, что Россия получила право проводить Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу.

Для реализации имеющихся возможностей в Московской области правительству области нужно создать необходимые условия для развития туризма, а именно:

1) осуществить правовое упорядочение государственного регулирования рынка туристических услуг;

2) создать основу для эффективных коммуникаций хозяйствующих субъектов, общества и органов власти в сфере внутреннего туризма;

3) разработать и внедрить образ Московской области как территории, привлекательной для внутреннего и въездного туризма;

- 59

4) обеспечить целевое финансирование и господдержку наиболее приоритетных направлений развития внутрирегионального и въездного туризма;

5) организовать поддержку и охрану памятников истории, природы и культуры в рамках областных программ;

6) расширить виды предложения на рынке услуг размещения (в частности обеспечить развитие семейных отелей, гостиниц и т. д.);

7) развивать инфраструктурные схемы (транспортные, коммуникативные и т. д.);

8) обеспечить наращивание объемов внутрирегионального туризма;

9) оказать поддержку развитию малого бизнеса для формирования сопутствующих туризму сервисных услуг;

10) стимулировать развитие эффективной конкурентной среды в туристской отрасли;

11) проводить обучение и подготовку кадров для туризма и в сопутствующих отраслях;

12) способствовать созданию новых внутрирегиональных туристских продуктов;

13) проводить дифференцированную политику на внутреннем туристском рынке по отношению к разным социальным группам;

14) проводить дифференцированную политику на внутреннем туристском рынке по отношению к разным социальным группам;

15) стимулировать инвестиции в развитие внутрирегионального туризма.

Анализ существующих проблем и угроз привел к выводу, что текущие резервы туристской отрасли используются недостаточно. Для коренного изменения ситуации необходима комплексная программа по эффективному использованию всех возможностей региона в данной сфере, которая даст не только отраслевой результат, но и обеспечит мультипликативный эффект в региональной и национальной экономике.

Список литературы

1. Комитет по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области. URL: http://kfs.mosreg.ru/.

2. Международный фонд «Достояние». URL: http://analytical-report.ru.

3. Правительство Московской области. URL: http://www. mosreg. ru/.

4. Российская федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/.

5. Туризм в Московской области. URL: http:// mosoblturizm.ru/.

6. Федеральное агентство по туризму. URL: http: // www.russiatourism.ru.

7. Экономическая безопасность России: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело. 2005. 896 с.

издательские услуги

Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.