Научная статья на тему 'Туризм: мобилизовать внутренние резервы'

Туризм: мобилизовать внутренние резервы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
472
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / TOURIST INDUSTRY / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / DOMESTIC TOURISM / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENTAL SUPPORT / ТУРИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / TOURIST CLUSTERS / ВЕЛИКИЙ ЧАЙНЫЙ ПУТЬ / TEA ROAD

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Веселова Э.Ш.

Внутренний туризм одна из наиболее мультиплицирующих отраслей экономики России на рубеже 2014-2015 гг. получил мощный толчок к развитию. Девальвация рубля, неспокойная политическая обстановка в некоторых странах, где россияне традиционно проводили летний отдых, вынудили их обратить внимание на предложения отечественной туриндустрии. Сумеет ли последняя использовать представившуюся возможность для своего качественного развития улучшения сервиса, расширения спектра услуг? Во многом это зависит от грамотной и продуманной политики государства по регулированию и поддержке отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism: to Mobilize Internal Reserves

Domestic tourism, being one of the multiplier sectors of the Russian economy, received a powerful push to its development at the turn of 2014-2015. A devaluated Rouble and unstable political situation in some countries where Russians prefer to spend summer holidays, made them to pay attention to what the domestic tourism industry offered. Whether the former could take a chance for its growth more and better services depends in many respects on whether the government could carry out a competent and careful policy concerning regulation and support of this sector.

Текст научной работы на тему «Туризм: мобилизовать внутренние резервы»

Туризм: мобилизовать внутренние резервы

Внутренний туризм - одна из наиболее мультиплицирующих отраслей экономики России - на рубеже 2014-2015 гг. получил мощный толчок к развитию. Девальвация рубля, неспокойная политическая обстановка в некоторых странах, где россияне традиционно проводили летний отдых, вынудили их обратить внимание на предложения отечественной туриндустрии. Сумеет ли последняя использовать представившуюся возможность для своего качественного развития - улучшения сервиса, расширения спектра услуг? Во многом это зависит от грамотной и продуманной политики государства по регулированию и поддержке отрасли.

Ключевые слова: туристическая индустрия, внутренний туризм,

государственная поддержка, туристические кластеры, Великий чайный путь

Российская туриндустрия переживает переломный момент, считает руководитель Федерального агентства по туризму («Ростуризм») О. Сафонов. На пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс» он отметил, что сегодня, когда в стране происходят важные экономические процессы, меняется сама структура экономики, именно туристическая отрасль может стать локомотивом развития, обеспечить занятость населения, развитие малого и среднего бизнеса, создать импортозамещение. По его мнению, нужно учитывать то, что развитие туризма будет стимулировать развитие еще 53 смежных отраслей, таких как транспорт, пищевая промышленность, строительство, народные промыслы и др. Кроме того, внутренний и въездной туризм создают устойчивый спрос на рубль, то есть способствуют стабилизации валютного курса.

«Туризм - отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах. Продукция туризма - это комплексная услуга, содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги транспорта, гостиничного хозяйства, торговли (в том числе общественного питания), экскурсионных, культурно-зрелищных, спортивных, коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных и других учреждений и предприятий», - пишет В. В. Рутковский [1].

Для большинства стран мира (83%) туризм стал одним из пяти основных источников дохода, для 38% - главным

ЭКО. - 2015. - №9 ВЕСЕЛОВА Э.Ш.

источником пополнения казны. Сектор также является лидером среди всех отраслей экономики по количеству образуемых рабочих мест. Так, если в 1998 г в сфере туризма в мире было занято 115 млн человек, то к 2020 г. предполагается рост этого показателя до 550 млн.

Внимание - внутреннему туристическому рынку

Из трех основных сегментов туризма - внутреннего, въездного и выездного - в 2015 г. Россия, по словам О. Сафонова, будет концентрироваться на развитии первых двух. «Именно внутренний и въездной туризм являются стратегически важными для страны и могут существенно улучшить экономическую ситуацию». Девальвация рубля и нестабильность политической обстановки в некоторых странах популярного летнего отдыха создают для этого необходимые предпосылки.

Так, по данным «Ростуризма», спрос в России на выездной туризм в 2014 г. уменьшился на 30-50%, до 42,9 млн поездок. При этом внутренние туристические потоки выросли до 41,5 млн человек (против 32 млн в 2013 г.). В 2015 г., по мнению экспертов, эта тенденция сохранится. В то же время, по данным международного онлайн-агентства Tripsta, количество авиабилетов, забронированных иностранными гражданами для поездок в Россию, в первом квартале 2015 г. на 60% превысило показатели аналогичного периода 2014 г. Причем, судя по продолжительности поездок, аналитики отмечают преобладание туристических поездок над деловыми.

Туристический бизнес уже ответил на изменение конъюнктуры. По словам О. Сафонова, количество туроператоров, которые занимаются внутрироссийскими направлениями, за минувший год выросло на 25% - с 2957 до 3710. «Все ведущие туроператоры России, которые до 2014 г. работали на вывоз, сейчас предлагают пакетные туры внутри страны» [2]. Активность туроператоров сконцентрирована вокруг здравниц Крыма, Анапы, Кавминвод, Сочи. Впервые по этим направлениям формируются так называемые «пакетные туры» (проезд плюс размещение) -то, что в туриндустрии называют «туристическим продуктом».

Государственная поддержка бизнес-активности в последнее время сфокусирована в первую очередь на крымском направлении. В 2014 г. государство даже субсидировало авиабилеты, чтобы обеспечить необходимый турпоток на полуостров. На эти

цели из федерального бюджета было выделено 680 млн руб. Правда, из-за несовершенства механизма субсидирования реально востребованными оказались лишь 123 млн, скидки получили всего 14 тыс. пассажиров вместо запланированных 220 тыс. [3]. Тем не менее в республике были в целом удовлетворены результатами минувшего сезона. Так, министр туризма Республики Крым Е. Юрченко отчиталась о 107 млрд руб. дохода, полученного в 2014 г предприятиями отрасли от 4,1 млн российских туристов1. Это меньше, чем годом ранее (порядка 200 млрд руб.), но нужно учитывать, что около 60% из 5,9 млн туристов в 2013 г. составляли граждане Украины, которые в 2014 г. отказались от поездок.

В сезон 2015 г. в связи с дальнейшим увеличением туристических потоков в Крым аэропорт Симферополя переводится на круглосуточный режим работы, увеличивается частота полетов в Крым, организованы прямые рейсы на Симферополь из 45 российских городов, на летний сезон утвержден тариф «Аэрофлота» в размере 7500 руб. за билет до Москвы и обратно. «Это не субсидирование, в отличие от 2014 г., - подчеркивает глава «Ростуризма». - Это тариф, определенный самой компанией и зафиксированный в соглашении. Мы надеемся, что это заставит снизить свои цены и других авиаперевозчиков».

Помимо черноморских курортов в числе наиболее популярных у россиян он назвал Москву, Санкт-Петербург и «Золотое кольцо», в меньшей степени - курорты Поволжья и Сибири. Все они испытали в 2014 г. заметный приток туристов.

Сибирь: рост числа посещений

Уже не первый сезон растет количество туристов в Алтайском крае. «Устойчивый рост интереса к российским курортам мы наблюдаем уже на протяжении пяти лет, - отмечает генеральный директор санатория «Родник Алтая» А. Петухов. - В 2014 г. заполняемость санатория была около 90%, в этом году мы бы и рады прирасти на 20%, но некуда».

«Количество отдыхающих у нас в 2015 г увеличилось на 20% в январе и на 21% - в феврале, - комментирует заместитель гендиректора ЗАО «Курорт Белокуриха» О. Акимов. - Возросла

1 Размер дохода определяется довольно условно, исходя из предполагаемых средних расходов порядка 25-26 тыс. руб. на человека.

и выручка: на 25% и 38% соответственно по сравнению с прошлым годом. Это связано с тем, что все больше людей выбирают комфортный, а значит, и более дорогой отдых».

Наплыв туристов даже вынудил некоторые алтайские турбазы в 2015 г. раньше срока расконсервировать закрывающиеся на зиму «зеленые» домики, - пишет «КоммерсантЪ» [4]. «Спрос на сельский туризм растет, появился интерес к зимнему отдыху, поэтому мы в 2015 г. перешли на круглогодичную работу», - отмечает владелица туркомплекса «Постоялый двор» в Чарышском районе Алтайского края Л. Пастухова.

Соответственно повышенному спросу растут и инвестиции, и масштабы отрасли. «Несмотря на наводнение в начале лета, Алтайскому краю удалось привлечь за 2014 г. 1,62 млн туристов (в 2013 г. - 1,6 млн)», - отмечается в отчете управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов. - Общий объем инвестиций в 2014 г. составил 1,8 млрд руб., из них 1,3 млрд - внебюджетные». Только в 2014 г. в крае появилось 35 новых объектов размещения (от гостиниц до хостелов), и сегодня регион единовременно может принять 47,2 тыс. гостей.

По-прежнему более 70% отдыхающих здесь составляют жители близлежащих регионов, но в крае надеются, что заключение в 2014 г. соглашений с рядом федеральных туроператоров поможет привлечь больше туристов из европейской части страны.

Весьма динамично развивается туристический комплекс Куз -басса, в первую очередь - горнолыжный, который только в зимнем сезоне 2014-2015 гг. принял более 1 млн человек (13 лет назад - 22-23 тыс. человек за сезон). Налоговые поступления от отрасли превышают 1 млрд руб. в год. В мае 2015 г. объявлено о решении правительства региона увеличить зону экономического благоприятствования «Шерегеш» с 2 тыс. до 6,5 тыс. га. Объем заявленных частных инвестиций на новые проекты (гостиницы, автопарковки, горнолыжные трассы и т. д.) уже достиг 5 млрд руб. [5].

Активно развивает туристическую отрасль и Бурятия. Согласованные действия местных властей и бизнеса по продвижению туристических услуг привели к увеличению турпотока более чем вдвое - с 350 тыс. человек в 2009 г. до 820 тыс. по итогам 2014 г. Небольшая и небогатая республика стала одним из самых

быстрорастущих регионов России по внутреннему и въездному туризму (за 2014 г - более 190 млн руб. налогов в бюджет республики). Объем платных услуг, оказанных туристам, составил 760 млн руб. (рост к предыдущему году - 19%). Заметно расширилась и география въездного туризма - сейчас это 61 страна. В 2014 г. республика приняла более 26 тыс. иностранцев [6].

Государственно-частное партнерство: внимание к деталям

Все успешные примеры развития туризма объединяет тесное и эффективное взаимодействие государства и бизнеса и кластерный подход - компактное расположение взаимодополняющих туристических сервисов, обеспечивающее выравнивание сезонных рисков и возможность формирования комплексных туристических программ. Собственно, плачевное состояние транспортной, инженерной, энергетической инфраструктуры на большей части территории страны (в особенности в Сибири) не оставляет иного механизма развития туристической инфраструктуры, кроме государственно-частного партнерства.

Наиболее успешны те проекты, в которых инициатива принадлежит частному бизнесу и найдены механизмы четкого и эффективного его взаимодействия с местными органами власти.

Так, спустя семь лет после основания ОЭЗ туристско-рекреа-ционного типа сдан в эксплуатацию только один туристический объект; финансирование и частных, и государственных объектов идет с явным отставанием от плана (табл. 1).

Таблица 1. Реализация проектов ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Сибири (по состоянию на 21 мая 2015 г.)

Показатель «Бирюзовая Катунь», Алтайский край «Долина Алтая», Респ. Алтай «Байкальская гавань», Респ. Бурятия «Ворота Байкала», Иркутская обл.

Площадь ОЭЗ, га 3326,3 857 3613 2346,9

Государственные инвестиции (план/факт на 21.05.2015 г.), млрд руб. 8,2/ 1,7 8,9/ 2,3 Н.д./ 2,7 11,8 / -

Количество резидентов 17 5 12 2

Кол-во сданных в эксплуатацию резидентами объектов 1 (ИП «Разуваев» в 2012 г. открыло фуд-корт)

Источник: 1Ж1_: http://www.russez.ru/

Общий недостаток всех ОЭЗ - неправильный выбор ниши, а также то, что при бизнес-планировании упускаются из виду критичные для отрасли риски сезонности, транспортной доступности и т. д. Это признают и независимые эксперты (см. интервью в этом же номере), и руководство ОАО «ОЭЗ». Так, по мнению заместителя генерального директора по развитию и работе с инвесторами ОАО «ОЭЗ» В. Дубовика, для улучшения динамики государственных и частных инвестиций существующая модель развития туристических зон требует серьезного анализа и доработки: «Сейчас в планах наших резидентов мы видим преобладание локальных туристских проектов в сегменте premium. Наша задача - сделать отдых в ОЭЗ массовым, обеспечить минимальные гарантированные потоки посетителей, что в свою очередь сделает возможным запуск чартерных рейсов... Кроме того, мы считаем, что проведение федеральных и региональных фестивалей на площадках ОЭЗ позитивно повлияет на интенсивность потока туристов и имидж ОЭЗ» [7].

Другой источник повышения инвестиционной привлекательности - создание внешней инфраструктуры (реконструкция аэропортов, ремонт и расширение дорог, ведущих в зоны) - осуществляется в основном за счет федеральных целевых программ. Так, в 2011 г в Горно-Алтайске - в 8 км от ОЭЗ «Алтайская долина» и в 40 км от «Бирюзовой Катуни» - открыт реконструированный аэропорт. По итогам 2014 г. его пассажиропоток составил 41,8 тыс. человек (рост к 2013 г. - 32%) [8]. Но в целом федеральные программы далеко не всегда синхронизированы друг с другом и с развитием туристических зон, - признают представители ОАО «ОЭЗ».

Попытки преодолеть недостатки общегосударственного планирования прослеживаются в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы», заказчиком-координатором которой выступает «Ростуризм». В основе программы тоже лежит принцип государственно-частного партнерства, но с большей опорой на частную инициативу: частные инвесторы при поддержке администраций регионов создают проекты и на конкурсной основе получают бюджетное софинансирование по трем основным направлениям: 1) строительство обеспечивающей инфраструктуры, 2) расходы по продвижению туристических предложений на зарубежных рынках, 3) подготовка кадров.

Объем финансирования программы заявлен в сумме 139,5млрд руб., в том числе за счет средств федерального

бюджета - 32,8 млрд, региональных бюджетов - 9,0 млрд, внебюджетных источников - 97,7 млрд руб.

Из 36 инвестиционных проектов, перечисленных в тексте ФЦП, 14 реализуются на территории Сибири и Дальнего Востока (табл. 2).

Таблица 2. Инвестиционные проекты ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы», реализуемые на территории СФО и ДФО

Проект, регион Годы реализации Объем финансирования, млн руб. Ожидаемый эффект от реализации

всего бюджет частные инвестиции

федеральный региональный

Создание туристско-рекреа-ционного кластера «Белоку-риха», Алтайский кр. 20112016 8024,8 1830,3 358,5 5836 Создание 3500 рабочих мест, увеличение турпотока на 120 тыс. чел. в год

Создание автотур. кластера «Золотые ворота», Алтайский кр. 20112016 1355,1 346 61,1 94,8 +500 рабочих мест, +31,1 тыс. туристов

Создание туристско-рекре-ационного кластера «Под-леморье», Респ. Бурятия 20122017 3768,9 765,8 251,3 2751,8 +2500 раб. мест, +450 тыс. туристов

Создание автотур. кластера «Кяхта», Респ. Бурятия 20122017 1781,1 476,6 130,6 1173 +1000 раб. мест, +350 тыс. туристов

Создание автотур. кластера «Байкальский», Респ. Бурятия 20122017 2127,4 565,6 131,4 1430,4 +1200 раб. мест, + 400 тыс. туристов

Создание автотур. кластера «Тункинская долина», Респ. Бурятия 20122017 1966,9 501,8 118,2 1346,9 +1000 раб. мест, + 300 тыс. туристов

Поддержка проектов создания тур. кластеров в Респ. Тыва 20122016 398,1 114,6 19 264,5 Создание тур. комплекса «Алтын-Булек», тур. центра «Силбир», +280 раб. мест, +24,6 тыс. туристов

Поддержка проектов создания тур. кластера в Респ. Алтай 2013 442 133,4 9 300 Создание тур. комплекса «Манжерок», +2500 раб. мест +150 тыс. туристов

Продолжение табл. 2

Проект, регион Годы реализации Объем финансирования, млн руб. Ожидаемый эффект от реализации

всего бюджет частные инвестиции

федеральный региональный

Создание тур. кластера «Северная мозаика», Респ. Саха 20132015 279 80 24 175 +120 раб. мест, +196 тыс. туристов

Создание тур. кластера «Ше-регеш», Кемеровская обл. 20142016 5217,8 1078,9 486,5 3652,4 +610 раб. мест, +46,9 тыс. туристов

Создание тур. кластера «Барнаул горнозаводской», Алтайский край 20152016 2991,6 691,6 200 2100 +2200 раб. мест, +170 тыс. туристов

Создание тур. кластера «Амур», Амурская обл. 20142017 4265,8 1076,3 79,4 3110,1 +450 раб. мест, +180 тыс. туристов

Создание тур.кластера«О-в Большой - Уссурийский -Шантары» 20142016 873 177 6,5 689,5 +650 раб. мест, +84,5 тыс. туристов

Источник: ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ в 2011-2018» (с изменениями). URL: http://docs.cntd.ru/document/902295121

Первое, что бросается в глаза при изучении проектов ФЦП: почти все они опираются на уже существующий потенциал, в том числе инфраструктурный, очень многие нацелены на расширение и развитие действующих мощностей. Так, создание туристического кластера «Белокуриха» реализуется в нескольких километрах от одноименного курорта в Алтайском крае, который в последние годы подошел к пределу использования своих мощностей. По данным ЗАО «Курорт Белокуриха», за 2010-2014 гг. турпоток здесь вырос со 140 до 200 тыс. человек, это вдвое больше, чем в советское время. Не случайно ЗАО стало одним из крупнейших инвесторов нового субкластера, запланировав строительство гостиницы и ресторана, а также оборудование нескольких горнолыжных трасс.

Кроме алтайских бизнесменов, проект привлек внимание инвесторов из Новосибирской, Омской, Кемеровской областей, а также из Уральского федерального округа [9]. Они оборудуют горнолыжные трассы и туристические маршруты (в первую очередь - на горе Глухариная, в перспективе - на соседних вершинах), строят гостиницы, рестораны и турбазы, а государство финансирует строительство автодороги, ЛЭП и инженерных сетей. По мере освоения выделенных под субкластер 136 га представители инвесторов и региональных властей не исключают возможности реализации нового проекта «Белокуриха-3».

Не менее впечатляющими темпами развивается горнолыжный кластер «Шерегеш» в Кемеровской области. К настоящему моменту в его развитие вложено порядка 10 млрд руб. частных инвестиций, на склонах трех гор обустроены 15 горнолыжных трасс, установлены 19 подъемников; построены гостиницы на 2 тыс. мест. При поддержке региональных властей здесь создана региональная зона экономического благоприятствования, построены автодороги «Чугунаш - Шерегеш» и «Горно-Алтайск - Турочак -Таштагол», связавшие Горную Шорию с Республикой Хакасия и Алтайским краем, что значительно увеличило транспортную доступность и популярность курорта. Туристический поток по сравнению с 1990-ми годами здесь вырос более чем в 30 раз, так что дальнейшее развитие мощности является для курорта насущной необходимостью.

В рамках второго этапа развития кластера планируется построить 31 объект туристской инфраструктуры (гостиницы, центры досуга и общепита, трассы и подъемники и др.), в том числе направленные на выравнивание сезонной загрузки комплекса; с помощью федерального и областного бюджетов будет продолжено строительство автомобильной дороги «Кузедеево - Мундыбаш -Таштагол» с обходом пос. Каз [10].

В Бурятии инициирован еще один проект, включенный в госпрограмму по статье «Продвижение туристского продукта РФ на мировом и внутреннем туристских рынках», - «Великий чайный путь». Его особенностью является пока редкий для России межрегиональный подход к развитию туристского продукта.

Новое слово - межрегиональные проекты

«Нам удалось добиться отнесения проекта "Великий чайный путь" к числу приоритетных в Стратегии развития туризма в РФ до 2020 г., - рассказывает руководитель Агентства по туризму Республики Бурятия Л.Б.-Ж. Максанова. - Уже сегодня, по нашей информации, Пекин переориентирует свой турбизнес на работу по этому маршруту, воспринимая его как официальный, продвигаемый на уровне правительства».

Китай в последние годы стал самым активным поставщиком иностранных туристов в Россию, обогнав по этому показателю Германию (в 2014 г. Россия приняла 409,8 тыс. туристов из КНР и 349,5 тыс. — из ФРГ). Всего же, по данным туристической ассоциации «Мир без границ», до 100 млн граждан Китая выезжают

за рубеж с туристическими целями, и Россия входит в первую десятку самых предпочтительных туристических направлений для жителей Поднебесной.

По словам Л.Б.-Ж. Максановой, в августе 2015 г. при финансовой поддержке из федерального бюджета будет организован пресс-тур для китайских журналистов по семи российским регионам, через которые проходит маршрут «Великий чайный путь». В течение 15 дней (максимальный срок пребывания организованных туристических групп по безвизовому соглашению между РФ и КНР) участники осмотрят достопримечательности Забайкальского края, Республики Бурятия, Иркутской области, Республики Хакасия, Красноярского края, Томской области и Алтайского края.

Из общего бюджета пресс-тура (около 8 млн руб.) около 50% берет на себя «Ростуризм», остальное - принимающие регионы. «В дальнейшем к проекту "Великий чайный путь" могут подключаться другие регионы со своими предложениями», - поясняет Л.Б.-Ж. Максанова.

В частности, в рамках проекта «Великий чайный путь» планируется запустить туристический экскурсионный поезд из Новосибирска в Маньчжурию - через Забайкалье, Бурятию, по Транссибирской магистрали, во многом повторяющей маршрут Чайного пути. Подобные туры уже проводились при содействии ОАО «РЖД» в Бурятии и Иркутской области. Теперь их хотят сделать регулярными.

В среднем протяженность маршрута составит более 3000 км, в каждом из городов Чайного пути поезд будет делать остановки продолжительностью до двух дней. Задачи принимающих регионов - предложить интересную экскурсионную и развлекательную программу и сопутствующее обслуживание.

Выбор маршрута «Великий чайный путь» в качестве основы для продвижения въездного туризма не случаен.

По этому пути чайные караваны шли из Китая в Европу -самый длинный в истории человечества сухопутный торговый маршрут (более 11 тыс. км, география охватывает полторы сотни городов и десятки регионов России, Китая и Монголии), а история насчитывает более 200 лет, в течение которых сформировался особый историко-культурный потенциал, включающий историю не только чаеторговли или купечества, но и меценатства, дипломатических и национально-культурных отношений народов, населяющих данные территории. Города, лежащие на маршруте, богаты историческими памятниками

и музеями, в них хранятся уникальные артефакты, свидетельствующие о диалоге и взаимообогащении европейской и азиатской культур.

Сегодня Великий чайный путь - один из самых узнаваемых международных туристских брендов, объединяющий множество международных, межрегиональных проектов Китая, Монголии и России.

Так, проект «Великий чайный путь» пользуется поддержкой Федерального агентства по туризму России, Управления по делам туризма Китая, Министерства природы, окружающей среды, туризма и путешествий Правительства Монголии, Российского союза туриндустрии, Комитета по туризму г. Москвы, Шанхайской организации сотрудничества, Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ), Ассоциации агротуризма России, Новосибирской ассоциации туристских организаций, Регионального отраслевого союза туриндустрии Сибири, Сибирско-Байкальской ассоциации туризма, Байкальского туристского альянса, руководителей регионов и городов по маршруту «Великий чайный путь», которые видят в развитии этого маршрута один из мощных драйверов развития туризма как сектора экономики.

Другой транссибирский проект, который тоже претендует на федеральную поддержку, являет собой уникальный пример развития муниципальной инициативы до межрегионального масштаба. Речь идет о формировании маршрута «Сибирский тракт».

«Основная идея проекта "Сибирский тракт" - создание на основе существующих туристических и инфраструктурных ресурсов единой туристической зоны вдоль исторического Сибирского тракта, - рассказывает глава Тюкалинского муниципального района Омской области. - Каждое муниципальное образование формирует свой эксклюзивный туристический модуль на основе историко-культурного наследия народов Сибири, определенных этнографических и этнических особенностей, рекреационного потенциала, с обязательным развитием туристического и автомобильного сервиса. В конечном итоге вдоль исторического маршрута создается системная культурно-туристическая среда, насыщенная сервисами. Комбинация модулей даст возможность формировать конкретные туристические программы в рамках проекта».

А началось все с муниципальной программы развития туризма. Тюкалинцы подсчитали, что по федеральной трассе

«Тюмень - Омск», проходящей через их город, ежесуточно проезжает от 15 до 17 тыс. единиц транспорта. Если каким-то образом заинтересовать и заставить на пару часов задержаться в городе хотя бы 10-15% из них, это могло бы стать большим подспорьем местному бизнесу и бюджету.

Для привлечения посетителей город начал активно развивать событийный туризм. На данный момент в рамках проекта «Уездный город на Сибирском тракте», который стал призером национальной премии в области событийного туризма, здесь сформирован комплекс мероприятий исторического, познавательного, краеведческого, спортивного, этнографического направлений, рассчитанных на туристов разного возраста и охватывающих практически весь календарный год.

Так, в 2013-2014 гг. Тюкалинск был столицей межрегионального кинофестиваля «Сибирь - моя родина», межрайонного фольклорного фестиваля «Напевы Сибирского тракта», детского фестиваля «Венок дружбы». В 2013 г. здесь прошел межрайонный праздник «На тракте Тюкалинском» и историческая реконструкция «На Сибирском тракте», в 2014 г. - историко-этногра-фическая реконструкция «Ямщицкая свадьба в уездном городе». Стала регулярной серия спортивных мероприятий: открытый чемпионат по хоккею среди любительских команд, открытый турнир по фигурному катанию среди юниоров «Тюкалинские ласточки», забег «Узнай свою скорость», туристический слет «Форпост» и др. Город является активным участником всероссийской акции «Маршрутом А. П. Чехова по Сибири на Сахалин» (в ее рамках начиная с 2013 г. в городах и в даты по маршруту следования А. П. Чехова проводятся литературные и исторические акции, чтения, фестивали и т. д.).

«С нашим городом связаны имена А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, П. С. Палласа, Г. И. Успенского, Г. А. Мачтета, немецкого зоолога А. Б. Брема, энциклопедиста А. фон Гумбольдта, - перечисляет И. И. Куцевич. - У него интересная история, а 29 исторических зданий, которые являются памятниками регионального значения, служат естественными декорациями к событийным мероприятиям».

Впрочем, только транзитными пассажирами коммерческая активность тюкалинцев не ограничивается. С 2014 г. в городе начали работать «туры выходного дня», на которые экскурсантов из Омска привозит специальный автобус. Программы

малобюджетных краеведческих экскурсий заинтересовали ректоров омских вузов и директоров школ.

А 14 июля 2014 г. была зарегистрирована Ассоциация городов Сибирского тракта из восьми муниципальных образований Омской, Тюменской и Новосибирской областей (позднее к ним присоединились еще три участника), которые решили объединить усилия по развитию туризма. «Силами омских историков и этнографов проведено несколько экспедиций, зафиксировано состояние сохранившихся участков тракта. Опубликованы научные и популярные статьи, - рассказывает заместитель министра культуры Омской области Л. Чекалина. - В Большаковском районе создан музей Сибирского тракта, который предлагает, в числе прочего, интерактивные экскурсии - возможность пройти пешком по участку дороги (при желании - даже в кандалах) в сопровождении бородатых "каторжников" из числа местных сельчан».

При поддержке правительства Омской области «Сибирский тракт» был включен в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» в качестве межрегионального проекта (с участием Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов). Сейчас составляется реестр туристических ресурсов и инфраструктурных сервисов для включения их в общую информационную систему и формирования единой диспетчерской службы и единой системы центров обслуживания автотуристов, формируется сводный календарь событийных мероприятий муниципальных образований - членов ассоциации, ведется разработка интернет-сайта, а также муниципальных инвестпроектов.

«Мы хотим просить у "Ростуризма", Министерства культуры РФ поддержки в продвижении маршрута. Например, в создании информационного атласа, организации пресс-тура, подобного тому, который пройдет по Чайному пути», - рассказывает Л. Чекалина.

«Безусловно, межрегиональные проекты имеют гораздо больше шансов на получение федеральной поддержки, - комментирует заместитель председателя исполкома Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» С. Тихомиров. - Продвижение соседних территорий разумнее всего под единым брендом. Это и минимизация соответствующих расходов для каждого отдельного регионального бюджета, и гораздо большая узнаваемость на внешних рынках, а значит, больший маркетинговый эффект.

Не случайно профессионалы в турбизнесе продвигают именно Сибирь как макрорегион».

«Мы находимся только в самом начале пути решения нашей основной задачи, - резюмирует глава «Ростуризма»

0. Сафонов. - Сегодня доля российского туризма в мировом составляет менее 1%, эта цифра совершенно незначительна. Нам необходимо побороться на рынке мирового туризма и на 100% использовать благоприятный момент изменения курса рубля к доллару» [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Рутковский В. В. Туризм как отрасль экономики и перспективы его развития // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/ article/5801 (дата обращения: 12.05.2015).

2. URL: http://rbctv.rbc.ru/archive/main_news/562949994766568.shtml (дата обращения: 12.05.2015).

3. URL: http://letim-v-krym.ru/subsidirovannye_aviabilety_v_krym/ (дата обращения: 13.05.2015).

4. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2694773 (дата обращения: 17.05.2015).

5. URL: http://www.interfax-russia.ru/Siberia/main.asp?id=611822&p=6 (дата обращения: 21.05.2015).

6. Максанова Л. Б.-Ж. Опыт государственного регулирования туризма в Республике Бурятия //ЭКО. - 2012. - № 9. - С. 13-23.

7. URL: http://www.russez.ru/oez/tourism/altai_territory/news?rid=2476 1&oo=12&fnid=68&newWin=0&apage=1&nm=107914&fxsl=view.xsl (дата обращения: 25.05.2015).

8. URL: http://www.gorno-altaisk.info/news/34405 (дата обращения: 26.05.2015).

9. «Инвестор ушел в горы» // Эксперт-Сибирь. - 2015. - № 8.

10. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2562756 (дата обращения: 17.05.2015).

11. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/press-sluzhba/vystupleni-ya-doklady-i-intervyu/oleg-safonov-dal-intervyu-zhurnalu-investitsii-v-turizm-10-fevralya-2015-g/ (дата обращения: 13.05.2015).

Подготовила кор. «ЭКО» Э.Ш. ВЕСЕЛОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.