Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОФИЦЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОФИЦЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ ОФИЦЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ДО- ПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПЕРЕПОДГОТОВКИ К НОВОМУ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PEDAGOGIC ACCOMPANIMENT / NURTURING OF TEACHER OFFICERS / ADDITIONAL PROFESSIONAL RETRAINING PROGRAM FOR NEW TYPE OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прудников Лев Алексеевич, Волкова Виктория Викторовна

Раскрыты сущность и основное содержание педагогического сопровождения становления офицеров-преподавателей, а также обоснованы возможности педагогического сопровождения и основные пути его реализации в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прудников Лев Алексеевич, Волкова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHANCES OF PEDAGOGIC ACCOMPANIMENT IN NURTURING TEACHER OFFICERS AT THE MILITARY ACADEMY OF THE RF ARMED FORCES GENERAL STAFF

The paper highlights the essence and basic content of pedagogic accompaniment for nurturing teacher officers, and also justifies the chances of providing pedagogic accompaniment and the main ways of achieving the latter at the RF AF General Staff Military Academy.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОФИЦЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Возможности педагогического сопровождения становления офицеров-преподавателей в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Полковник Л.А. ПРУДНИКОВ, доктор политических наук

В.В. ВОЛКОВА, доктор педагогических наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Раскрыты сущность и основное содержание педагогического сопровождения становления офицеров-преподавателей, а также обоснованы возможности педагогического сопровождения и основные пути его реализации в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Педагогическое сопровождение, становление офицеров-преподавателей, дополнительная профессиональная программа переподготовки к новому виду деятельности.

The paper highlights the essence and basic content of pedagogic accompaniment for nurturing teacher officers, and also justifies the chances of providing pedagogic accompaniment and the main ways of achieving the latter at the RF AF General Staff Military Academy.

KEYWORDS

Pedagogic accompaniment, nurturing of teacher officers, additional professional retraining program for new type of activity.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

В СОВРЕМЕННЫХ условиях сложилась устойчивая ситуация, связанная с возрастающими потребностями образовательных организаций Минобороны РФ в воспроизводстве кадрового потенциала — профессионально компетентных преподавателей.

Ежегодно в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ВАГШ) происходит обновление педагогических коллективов кафедр. В их состав вливаются офицеры и генералы, назначенные на педагогические должности из центральных органов

военного управления, а также из соединений и объединений Вооруженных Сил РФ.

В этой связи в соответствии с руководящими документами Минобороны РФ в академии впервые назначенные на педагогические должности офицеры проходят профессиональ-

ную переподготовку к новому виду деятельности в сфере педагогики высшей школы.

Актуальность и значимость обучения упомянутой выше категории военнослужащих на факультете переподготовки и повышения квалификации (ФППК) в ВАГШ продиктована рядом обстоятельств.

Во-первых, актуализацией задач повышения качества профессионализации педагогических кадров ВАГШ ВС РФ. Начиная с 2016 года слушатели проходят двухмесячный курс профессиональной переподготовки к новому виду деятельности в сфере педагогики высшей школы, осваивая современную практику образовательной деятельности, приобщаясь к новым педагогическим технологиям обучения, воспитания, научного, методического и морально-психологического обеспечения учебного процесса. Имеющийся на кафедре государственного управления и национальной безопасности академии высокий научно-педагогический потенциал позволяет передавать начинающим педагогическим работникам ценный педагогический опыт, создавать устойчивую мотивацию к педагогической деятельности, формировать их профессиональную культуру.

Во-вторых, значимостью диалектического синтеза науки и профессионально-ориентированного обучения преподавателей высшей школы при реализации принципа упреждающей научно-исследовательской работы по отношению к образовательному процессу. С усложнением войсковой практики применения новейшего вооружения и военной техники, возрастанием требований к профессиональным качествам офицера — выпускника ВАГШ, естественно, изменяется и парадигма образовательной деятельности в ВАГШ ВС РФ.

Данная деятельность требует глубокой научной проработки, методологического, информационно-технологического сопровождения и обеспечения. Поэтому в процессе преподавания дисциплин, «наполняющих» содержание программы переподготовки, профессорско-преподавательский состав стремится в каждое проводимое занятие вносить поисковые элементы, максимально использовать результаты научных исследований в учебном процессе.

В-третьих, особенностями специализации офицеров-преподавателей, осваивающих программу переподготовки. Перечень специальностей слушателей весьма широк, и, как правило, их военно-учетная специальность соответствует профилю конкретной кафедры ВАГШ. Знание и понимание исходного уровня образовательной подготовки начинающих педагогов определяет педагогические подходы профессорско-преподавательского состава при проектировании всех видов учебных занятий.

Начиная с 2016 года слушатели проходят двухмесячный курс профессиональной переподготовки к новому виду деятельности в сфере педагогики высшей школы,

осваивая современную практику образовательной деятельности, приобщаясь к новым педагогическим технологиям обучения.

Таким образом, освоение нового вида деятельности в сфере педагогики высшей школы является важным и в то же время сложным этапом в карьере данных офицеров. Поэтому профессиональное становление назначенных на должности педагогиче-

ского состава офицеров в нашей академии стартует с учебного процесса, в котором и происходит формирование профессиональных компетенций начинающих преподавателей.

Вместе с тем процесс освоения программы переподготовки к новому виду деятельности в сфере педагогики высшей школы требует от преподавателей, ведущих обучение, а также от педагогов-наставников целенаправленного педагогического сопровождения. При этом возможности педагогического сопровождения при работе с каждой новой группой офицеров всегда разные.

С одной стороны, начинающие педагоги должны освоить общепедагогические (дидактические и методические) основы, принципы, технологии обучения и воспитания, безотносительно к будущей специализации преподавателя.

С другой стороны, научиться применять общепедагогические знания, умения и навыки (компетенции) к областям своей предметной специализации, связанной с преподаванием дисциплин профильной кафедры, что для начинающих педагогов нередко сопряжено с определенными трудностями.

В целом педагогическое сопровождение становления педагогов в нашей академии позволяет активно использовать дифференцированный, личностно-ориентированный подход к обучаемым с учетом их профессионального предназначения на кафедрах в ВАГШ.

Авторы связывают сущностные характеристики педагогического сопровождения с этимологией самого слова. «Сопровождать» — это значит «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то»1. Выделяя семантическое значение глагола «сопровождать», представляется возможным придать ему определенный педагогический

смысл: идти за другим, создавать условия для самоопределения, самосовершенствования, самоидентификации и самореализации; сопутствовать продвижению и успехам другого; постоянно быть не только наставником, но и соратником другого; содействовать другому в осознании своих проблем, в решении поставленных целей и задач; следовать за другим, принимая его как равноправного партнера.

Опираясь на научную методологию педагогического сопровождения, разработанную в трудах отечественных ученых (Н.М. Борытко, А.Б. Строкова и др.2), авторы статьи считают уместным выделить характеристики педагогического сопровождения применительно к деятельности преподавательского состава ВАГШ: непрерывность, комплексный характер; целенаправленность в оказании помощи; приоритет интересов слушателей ФППК; доверительное взаимодействие участников педагогической деятельности; оптимизм его участников; позитивная оценка достижений начинающих педагогов, повышение их статуса, значимости их «вклада» в решение профессиональных задач.

Осуществляя педагогическое сопровождение, опытные преподаватели как субъекты сопровождения, как правило, ориентируются на создание у начинающих педагогов личностных и профессиональных компетенций. Динамика такого совместного взаимодействия заключается в следующем:

• субъекты сопровождения создают необходимые условия для профессионального и личностного становления начинающих педагогов, передавая им опыт и возможные рецепты в решении тех или иных проблем (как служебных, так и личных), при этом находясь рядом и наблюдая за процессами со стороны, будучи

готовыми оказать необходимую помощь;

• начинающие педагоги, встречаясь на своем пути с проблемами и используя полученные навыки разрешения проблемных ситуаций, поиска необходимых рецептов в тех или иных педагогических ситуациях, благополучно решают их, при этом зная, что есть специалисты, наставники на кафедрах, к которым они всегда могут обратиться за профессиональной помощью.

Процесс освоения программы переподготовки к новому виду деятельности в сфере педагогики высшей школы требует от преподавателей, ведущих обучение, а также от педагогов-наставников целенаправленного педагогического сопровождения.

При этом возможности педагогического сопровождения

при работе с каждой новой группой офицеров всегда разные.

Следуя вышеизложенным позициям, необходимо отметить, что такой подход в педагогическом сопровождении открывает перед начинающими офицерами-преподавателями возможность овладения рефлексивным процессом своего профессионального становления.

Большой опыт преподавания на ФППК в учебной группе «педагогика высшей школы», а также анализ научных трудов Е.И. Казаковой, И.А. Лип-ского, Т.М. Чурековой, Н.О. Яковлевой3 и др. позволил авторам сделать вывод о том, что понятие «педагогическое сопровождение становления офицеров-преподавателей» — это организованное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса по созданию и реализации условий, направленных на разрешение про-

блем, связанных с успешным становлением офицеров-преподавателей в качестве педагогов высшей военной школы, а также формированием у них необходимых компетенций для реализации всех видов педагогической деятельности (учебной, методической, научной, воспитательной).

Процесс становления офицеров-преподавателей в ВАГШ требует особой организации педагогического сопровождения ввиду особого контингента начинающих преподавателей, а также в связи со сложностью и длительностью решения стоящих задач.

В данном случае целями педагогического сопровождения являются:

• поддержка быстрого включения офицеров в целостную образовательную среду ВАГШ ВС РФ с последующим освоением ими требований к ведению образовательной деятельности в академии;

• оказание помощи в разработке индивидуальной траектории своего становления и дальнейшего профессионального педагогического развития;

• поддержка в оптимальном использовании личностных и профессиональных ресурсов;

• коррекция у офицеров ценностных ориентаций в контексте их будущей педагогической деятельности.

Практика организации педагогического сопровождения в ВАГШ показала, что наиболее эффективными приемами его реализации являются:

первое — организация продуктивной самостоятельной работы офицеров во время обучения новому виду деятельности в сфере педагогики высшей школы;

второе — спланированный переход к субъект-субъектным отношениям между всеми участниками данного процесса;

третье — проведение консультаций ведущими методистами кафе-

дры и наставниками начинающих педагогов;

четвертое — совместное решение сложных методических вопросов.

Двухмесячная программа обучения на ФППК является только частью системы становления офицеров-преподавателей. По своей продолжительности данный процесс охватывает два календарных года и включает: представление педагога коллективу кафедры; индивидуальную беседу начальника кафедры, председателя предметно-методической комиссии (ПМК) с вновь назначенным педагогом; постановку конкретных задач начинающему педагогу; закрепление за начинающим преподавателем наставника — наиболее опытного преподавателя ПМК; разработку плана профессионального становления и осуществление систематического контроля за качеством его реализации; обсуждение на заседаниях кафедры вопросов о деятельности педагога по повышению педагогического мастерства; заслушивание отчетов педагога на заседаниях ПМК о ходе его профессионального становления. Все изложенные выше мероприятия находят прямое отражение в плане профессионального становления начинающего педагога, который он составляет, согласовывая все мероприятия со своим наставником.

Практика педагогического сопровождения становления начинающих преподавателей академии показала, что для их эффективного профессионального роста целесообразно выполнение мероприятий по вооружению начинающих педагогов знаниями преподаваемой учебной дисциплины, по формированию и развитию методических навыков и умений, по повышению психолого-педагогической эрудиции. Продолжительный положительный опыт реализации на кафедрах академии специальных ме-

роприятий в полной мере раскрывает возможности педагогического сопровождения начинающих преподавателей. Итак, остановимся детально на данных мероприятиях, изложенных авторами в учебном пособии «Методические рекомендации по становлению начинающих педагогов»4.

Процесс становления офицеров-преподавателей в ВАГШ требует особой организации педагогического сопровождения

ввиду особого контингента начинающих преподавателей, а также в связи со сложностью и длительностью решения стоящих задач. По своей продолжительности данный процесс охватывает два календарных года.

Первое. Мероприятия по вооружению начинающих педагогов знаниями преподаваемой учебной дисциплины:

• изучение руководящих документов, регламентирующих деятельность военной образовательной организации, в частности, самостоятельно устанавливаемого образовательного стандарта (СУОС), квалификационных требований (КТ), учебного плана, основной образовательной программы, учебных программ, тематических планов, базовых учебных и учебно-методических пособий по дисциплинам своей кафедры;

• изучение списка обязательной учебной и научной литературы по предметной области профильной кафедры;

• обзор новинок литературы и материалов периодической печати;

• заслушивание на заседаниях кафедры научных сообщений по актуальным проблемам науки в рамках преподаваемого предмета;

• привлечение начинающих педагогов к проведению педагогических экспериментов, связанных с совершенствованием содержания и методики преподавания учебной дисциплины;

• поручение начинающим педагогам составлять рецензии (отзывы) на научные труды;

• поручение начинающим педагогам подготавливать выступления на научно-практических конференциях, методических совещаниях, семинарах и т. д.

Продолжительный положительный опыт реализации на кафедрах академии специальных мероприятий в полной мере раскрывает возможности педагогического сопровождения начинающих преподавателей.

Второе. Мероприятия, направленные на формирование и развитие методических навыков и умений начинающих педагогов:

• изучение общепедагогической литературы по методике преподавания и частной методики по учебной дисциплине;

• посещение занятий ведущих методистов кафедры и академии;

• проведение пробных занятий перед преподавателями кафедры с последующим обсуждением достигнутых результатов на заседании кафедры или ПМК;

• участие в обмене и распространении педагогического опыта;

• контроль учебных занятий, проводимых начинающим педагогом, с последующим обсуждением их итогов на ПМК. При этом целесообразно

обращать внимание на положительные результаты, а также на существующие в текущий момент затруднения с указанием путей и целесообразных приемов решения возникающих педагогических проблем;

• посещение действующего семинара педагогического мастерства в академии.

Третье. Мероприятия по повышению психолого-педагогической эрудиции начинающих педагогов:

• проведение заседаний кафедры и ПМК по вопросам педагогики и психологии высшей военной школы, совершенствования методики преподавания;

• проведение взаимных и коллективных посещений учебных занятий;

• выступление на кафедре опытных педагогов, имеющих ученое звание, из других кафедр и вузов;

• систематическое проведение обзоров новинок психолого-педагогической литературы;

• участие в проводимых в масштабе академии теоретических семинарах по проблемам педагогики и психологии высшей военной школы;

• проведение мероприятий по обмену опытом преподавания, а также обобщение передового опыта;

• индивидуальные задания начинающим педагогам по исследованию психолого-педагогических проблем в рамках учебной дисциплины и по подготовке докладов, сообщений для преподавателей кафедры.

Изложенный опыт педагогического сопровождения становления офицеров-преподавателей в ВАГШ позволяет утверждать, что сложившийся подход к организации и осуществлению данной деятельности позволяет:

• формировать у офицеров-преподавателей потребность в расширении педагогической компетентности и, как следствие, формировать мотивацию к новому виду деятельности;

• содействовать личностному развитию офицеров-преподавателей в соответствии с профессиональными обязанностями;

• ориентировать офицеров-преподавателей на проявление субъектной позиции в процессе становления;

• опираться на индивидуальные особенности и профессиональные проявления;

• создавать условия для педагогического сопровождения, способствующие достижению конечного результата;

• формировать эффективные каналы обратной связи для оценки результативности педагогического сопровождения.

В завершение следует сделать ряд выводов, которые важны для понимания возможностей педагогического сопровождения становления офицеров — преподавателей ВАГШ:

во-первых, педагогическое сопровождение отличается своей продолжительностью и за счет этого обеспечивает целостность рассматриваемого профессионального становления офицеров-преподавателей;

во-вторых, в процессе педагогического сопровождения формируют-

ся «субъект-субъектные» отношения, которые способствуют профессиональному росту всех участников этого процесса;

в-третьих, педагогическое сопровождение задает вектор профессионального саморазвития начинающих педагогов, а также обеспечивает правильное планирование начинающими педагогами собственной траектории профессионального и служебного роста;

в-четвертых, педагогическое сопровождение создает реальные возможности повышения активности и самостоятельности начинающих педагогов в решении профессиональных задач на кафедрах в ВАГШ;

в-пятых, педагогическое сопровождение предполагает определенную логику в деятельности субъектов сопровождения, которая включает такие методы работы, как целенаправленное наблюдение, профессиональное консультирование, сотрудничество, инициирование, упреждение, которые при определенных условиях смогут способствовать успешному профессиональному становлению и развитию офицеров-преподавателей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ожегов В.С. Словарь русского языка. М., 1986.

2 Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград: Перемена, 2001; Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной педагогической практике // Педагогика. 2002. № 4. С. 20—27.

3 Казакова Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 1995. С. 11; Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-ме-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тодологические проблемы современного воспитания сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004. С. 280—287; Чурекова Т.М. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза: авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2006; Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник ЮУрГУ 2012. № 4. С. 368.

4 Волкова В.В., Прудников Л.В., Федотов В.В. Методические рекомендации по становлению начинающих педагогов: методическое пособие. М.: ВАГШ, 2015. С. 16—18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.