Научная статья на тему 'Сущностные характеристики педагогического сопровождения повышения субъектно-профессионального потенциала обучающихся в условиях высшей школы'

Сущностные характеристики педагогического сопровождения повышения субъектно-профессионального потенциала обучающихся в условиях высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЬЮТОР / ВЫСШАЯ ШКОЛЫ / СУЩНОСТЬ / МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / PEDAGOGICAL SUPPORT / TUTOR / HIGHER SCHOOL / ESSENCE / METHODS OF PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тебердиева Жамиля Исмаиловна

В статье рассматривается содержание педагогического сопровождения, направленного на повышения субъектно-профессионального потенциала обучающихся в условиях высшей школы, использование традиционных и инновационных методов и форм взаимодействия с опорой на системно-ориентационный подход; на основе ретроспективного анализа содержания понятия «педагогическое сопровождение» представлена авторская трактовка этого феномена, учитывающая особенности субъект-субъектного взаимодействия в высшей школе; педагогическое сопровождение рассматривается в контексте сравнения функций педагога-тьютора и педагога-наставника; определены сущностные характеристики педагогического сопровождения, в числе которых рассматриваются процессуальность, непрерывность, преемственность, добровольность и осмысленность, указано, что данные сущностные характеристики способствуют погружению обучающихся в практико-ориентированную деятельность, на основе которой возникают особые субъект-субъектные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICAL SUPPORT THE IMPROVEMENT OF SUBJECT AND PROFESSIONAL POTENTIAL OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF HIGHER SCHOOL

The article deals with the content of pedagogical support aimed at improving the subject-professional potential of students in higher education, the use of traditional and innovative methods and forms of interaction based on the system-orientation approach; on the basis of a retrospective analysis of the content of the concept of "pedagogical support" presented the author's interpretation of this phenomenon, taking into account the features of subject-subject interaction in higher education; pedagogical support is considered in the context of comparing the functions of a teacher-tutor and a teacher-mentor; the essential characteristics of pedagogical support are defined, among which are considered the processality, continuity, continuity, voluntariness and meaningfulness, it is indicated that these essential characteristics contribute to the immersion of students in practice-oriented activities, on the basis of which there are special subject-subject relations.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики педагогического сопровождения повышения субъектно-профессионального потенциала обучающихся в условиях высшей школы»

https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-tvorcheskaya-deyatelnost-kak-neobhodimoe-uslovie-formirovaniya-tvorcheskoy-lichnosti (дата обращения: 10.02.2019).

3. Богоявленская Д. Б. О диагностике художественного творчества // Художественное творчество. Л., 1983. С. 220-224.

4. Власов В.Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве. Изд. СПбГУ. - 2017. - 259 с.

5. Галамян, Л.И. Основные закономерности творческой деятельности студентов и способы ее активизации // Вестник ВолГУ. Серия 6: Университетское образование. 2014. №15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-zakonomernosti-tvorcheskoy-deyatelnosti-studentov-i-sposoby-ee-aktivizatsii (дата обращения: 10.02.2019).

6. Даськова Ю.В, Даськова, К.Э. Сущность понятия творческой самостоятельности студента-дизайнера // Современные научные исследования и инновации. [Электронный ресурс] - URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33595

7. Калюжная Е.Г. Роль художественно-творческой деятельности в профессиональной подготовке студентов вуза // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 9. - С. 82-86.

8. Комский Д.М. Основы теории творчества - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1993. - 77 с.

9. Логинов, И.А. Формирование творческого потенциала обучающихся на занятиях по профессиональным дисциплинам [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: http://agrosursk.ru/home/2012-12-17-05-21 -33/2015-03-30-10-46-26/312-2015-11-16-11-31-05

10. Монахов, В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 1995. - 132 с.

11. Полищук, В.И. Художественное и научное творчество. Л., - 1972.

Педагогика

УДК 278

адъюнкт Тебердиева Жамиля Исмаиловна

Краснодарский университет Министерства внутренних дел России (г. Краснодар)

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ

СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматривается содержание педагогического сопровождения, направленного на повышения субъектно-профессионального потенциала обучающихся в условиях высшей школы, использование традиционных и инновационных методов и форм взаимодействия с опорой на системно-ориентационный подход; на основе ретроспективного анализа содержания понятия «педагогическое сопровождение» представлена авторская трактовка этого феномена, учитывающая особенности субъект-субъектного взаимодействия в высшей школе; педагогическое сопровождение рассматривается в контексте сравнения функций педагога-тьютора и педагога-наставника; определены сущностные характеристики педагогического сопровождения, в числе которых рассматриваются процессуальность, непрерывность, преемственность, добровольность и осмысленность, указано, что данные сущностные характеристики способствуют погружению обучающихся в практико-ориентированную деятельность, на основе которой возникают особые субъект-субъектные отношения.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, тьютор, высшая школы, сущность, методы педагогического сопровождения.

Annotation. The article deals with the content of pedagogical support aimed at improving the subject-professional potential of students in higher education, the use of traditional and innovative methods and forms of interaction based on the system-orientation approach; on the basis of a retrospective analysis of the content of the concept of "pedagogical support" presented the author's interpretation of this phenomenon, taking into account the features of subject-subject interaction in higher education; pedagogical support is considered in the context of comparing the functions of a teacher-tutor and a teacher-mentor; the essential characteristics of pedagogical support are defined, among which are considered the processality, continuity, continuity, voluntariness and meaningfulness, it is indicated that these essential characteristics contribute to the immersion of students in practice-oriented activities, on the basis of which there are special subject-subject relations.

Keywords: pedagogical support, tutor, higher school, essence, methods of pedagogical support.

Введение. Учебно-профессиональная успешность адаптации обучающихся к условиям подготовки в высшей школе зависит от продуктивности результатов педагогической поддержки, которая в контексте повышения субъектно-профессионального потенциала обучающихся представляет деятельность, направленную на индивидуализацию личностного саморазвития в выбранной профессиональной сфере деятельности. В условиях высшей школы, педагогическая поддержка представляет интегративный субъект-субъектный процесс, направленный на поиск способов и средств в преодолении возникающих сложностей адаптации обучающихся, основанный на сотрудничестве и направленный на повышение их субъектно-профессионального потенциала. Термин «сопровождение» достаточно новый и нуждается в его осмыслении. В словаре С.И. Ожегова данное понятие трактуется, как сопровождать..., служить..., дополнять [13]. Педагогическое сопровождение в работах отечественных авторов, трактуется как взаимодействие субъектов образовательного процесса, способствующее решению жизненных проблем сопровождаемого [15].

Существует множество толкований данного понятия, в которых содержательный аспект ориентирован на виды субъект-субъектного взаимодействия, основанные на четырех «С»: содействие, сотворчество, сотрудничество, сопереживание, сумма которых отражают психолого-педагогическую составляющую педагогического сопровождения. Проблема педагогического сопровождения привлекает внимание исследователей, рассматривающих проблемы адаптации обучающихся к учебно-профессиональной деятельности [14], развитие субъектной позиции личности в образовательном процессе образовательной организации [7].

При трактовке понятия «педагогическое сопровождение» в контексте повышения субъектно-профессионального потенциала личности в условиях высшей школы мы понимаем специально организованный вид взаимодействия, который является обязательной и необходимой частью учебно-профессионального процесса и является его подсистемной составляющей.

Изложение основного материала статьи. В отечественной практике педагогическое сопровождение трактуется как: особый вид взаимодействия с субъектом подготовки, ориентированный на создания благоприятных условий развития; как метод, способствующий созданию оптимально комфортных условий для осуществления деятельности человека в ситуациях осуществления жизненного выбора. Существуют различные точки зрения по данному вопросу. Первоначально данное понятие было сформулировано в работах О.С. Газмана. В работах автора педагогическое сопровождение рассматривается как целенаправленная деятельность, способствующая начальной и оперативной помощи детям [2, с. 60]. С конца 90-годов ХХ века сопряженные понятие «поддержка» и «сопровождение» стали использоваться в теории и практике образования. Так, педагогическое сопровождение - это:

- деятельность, способствующая поддержки человека в различных жизненных ситуациях [5, с. 47];

- технология деятельности психолога [12, с. 173];

- процесс содействия, сочувствия, сопереживания, сотрудничества в решении проблем обучения и воспитания, идентификации личности и решение нравственных противоречий [8, с. 66-67];

- создание условий для успешной адаптации человека к условиям жизнедеятельности [1];

- комплексный метод непрерывности сопровождения, обеспечивающий ответственность субъекта за принятие решения [3, с. 86].

В системе высшего образования педагогическое сопровождение представляет собой целостный процесс, направленный на анализ характерных свойств личности, проектирование ее развития, при этом ответственность за результат саморазвития возлагается на саму личность [5].

Исследователи данного явления вводят понятие «психологическое сопровождение» (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова и др.), суть которого состоит в оказании психологической помощи в профессиональной деятельности; содействию к адаптации к новым условиям в профессиональной сфере и развитии позитивного отношения к реализации своих профессиональных потенций. Авторы указывают на значение первоначальной диагностики качеств личности, на наличие имеющихся проблем, первичной помощи в реализации направлений учебно-профессиональной деятельности. А.К. Маркова, определяет цикличность структуры психологического сопровождения, включающей: диагностику, сбор и анализ информации о субъекте, нуждающемся в сопровождении, мотивацию принятия решения, осуществление консультирования: результат педагогического сопровождения - предложение путей решения проблемы [11].

Опыт ряда авторов указывает на то, что психологическое сопровождение способствует адаптации к новой среде, формированию ценностно-смысловой направленности в формировании профессиональных качеств. Особенно значимо сопровождение в процессе воспитания, на что указывают работы О.Е. Кучеровой [9], Э.Г. Малиночки [10]. Авторы утверждают, что педагогическое сопровождение подразумевает процесс заинтересованного наблюдения, основанного на стремлении преподавателя быть рядом, корректировать индивидуальное продвижение студентов.

В последнее время в практике педагогического сопровождения используются технологии тьюторства (тьютор - tutor в переводе с английского - педагог-наставник), ориентированные на индивидуализацию процесса становления личности, поиска индивидуальной программы саморазвития и самоопределения обучаемого [6]. В данном случае, авторский коллектив, рассматривая функции новой профессии, структурирует основные задачи, которые необходимо решать преподавателю-тьютору: это педагог, который своими действиями способствует становлению личности в процессе освоения новой деятельности. Тьюторство, по сравнению с педагогическим сопровождением, используется в том случае, когда возникает переход к вариативности и индивидуализации образовательных или воспитательных программ. Следовательно, педагогическое сопровождение в процессе становления личности, определения ценностей и смыслов, играет первостепенную роль. Вместе с тем, в процессе педагогического сопровождения, преподаватель не должен подавлять стремление обучаемых самостоятельно решить проблемы, не лишать их возможности проявлять характер и волю в процессе самоопределения, самоутверждения.

Распространенным явлением в высшей школе стало наставничество, которое рассматривается как обеспечение благоприятных условий для формирования профессиональных умений и навыков, развитию нравственных качеств обучающихся. Педагог-наставник, как правило, ориентирует обучающихся в духовном и физическом самосовершенствовании, установления позитивного взаимодействия в коллективе; знакомит первокурсников с организацией учебно-воспитательного процесса вуза и документами, регламентирующими его жизнедеятельность. В функции педагога-наставника входит выстраивание субъект-субъектных отношений, формирование мировоззрения и ценностно-смысловой направленности развития личности, когда обучающиеся выступают не в позиции объекта, а субъекта образовательного процесса.

Педагогическое сопровождение повышения субъектно-профессионального потенциала обучающихся в условиях высшей школы предопределяется особенностями и спецификой учебно-профессионального процесса, которые обуславливают необходимость осуществления профилактики, предупреждения и пресечение явлений, нарушающих морально-этические нормы, освоение компетенций во взаимодействии с внешней средой. Успешное педагогическое сопровождение способствует становлению личности курсанта, уверенного в своих силах.

Сущностной характеристикой педагогического сопровождения являются процессуальность, непрерывность, преемственность, добровольность и осмысленность погружения в практико-ориентированную деятельность, в процессе которой возникают особые субъект-субъектные отношения. Опираясь на принципы системно-ориентационныго подхода, в основе которого находится понимание необходимости выбора направлений развития и саморазвития личности, преподаватель в процессе сопровождения ориентирует обучающихся на возможность выбора множества вариантов решения той или иной ситуации профессионального или личностного характера. В данном контексте педагогическое сопровождение представляет помощь субъекту в формировании индивидуальных векторов развития, указывая на то, что ответственность за действия несет сам субъект. Эффективность реализации системно-ориентационного подхода связана с соблюдением таких педагогических условий, как: признание неповторимости и уникальности индивидуальных качеств личности; обеспечение свободы в выборе

индивидуальных траекторий развития и саморазвития; ориентации на интеграцию профессиональной компетентности и личностных качеств человека; ориентированности на развитие креативных качеств обучающихся; обеспечения их субъект-субъектного взаимодействия в практико-ориентированной подготовке.

Сущностная характеристика педагогического сопровождения с опорой на системно-ориентационный подход предопределяет деятельность преподавателя, направленную на развитие внутреннего потенциала развития субъекта. Вместе с тем, провозглашение данного тезиса не является гарантией осмысленного выбора в принятии решения. Чтобы разобраться в сути проблемной ситуации, обосновать возможности решения той или иной задачи, необходимо доверительное взаимодействие субъектов процесса.

Системно-ориентационный подход рассматривает педагогическое сопровождение как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого. В данном процессе обучаемые приобретают опыт учебно-профессиональной деятельности, что позволяет им соотносить сопровождение с внутренними преобразованиями.

Выводы. В процессе рассмотрения сущностных характеристик педагогического сопровождения обучающихся в условиях высшей школы, личность не только формирует субъектную позицию, но и сама способствует становления диалога, направленного на взаимодействие. Такое личностно-направленное взаимодействие должно быть ориентировано на формирование профессиональных компетенций и развитие профессионально-значимых качеств личности. Результатом педагогического сопровождения, направленным на повышение субъектно-профессионального потенциала личности, становится оптимизация на научной основе учебной и профессиональной деятельности, развитие познавательного интереса, переходящего в профессиональный, формирование психологической устойчивость в сложных и условиях деятельности. Иначе говоря, педагогическое сопровождение в целостном смысле слова - это обеспечение профессионализации и социализации в процессе воспитания человека, его самореализации в различных сферах деятельности; в жизни. С практической точки зрения - педагогическое сопровождение это возможности личности максимально безболезненно войти в новую сферу деятельности, обрести новые смыслы в жизни.

Итак, сущность педагогического сопровождения заключается не только в подготовке высококлассных специалистов, но и личности, способной на основе ценностей и индивидуальных смыслов, реализовать свои возможности, активизировать свой внутренний потенциал.

Литература:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.

2. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.3. - М., 1995. - С. 58-64.

3. Глуханюк Н.С. Психологическое сопровождение: принципы и техники // Известия Академии педагогических и социальных наук. - Часть II. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. - С. 86-89.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. Пособие / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей. - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 256 с.

5. Казакова Е. И. Диалог на лестнице успеха: кн. для учителей / Е.И. Казакова, А. П. Тряпицына. -СПб.: Пресс-Атташе, 1997. - 160 с.

6. Ковалева Т.М. и др. Профессия тьютор. - Московский педагогический государственный университет; Межрегиональня тьюторская ассоциация. Авторы: Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. - М-Тверь: СФК-офис, 2012. - 246 с.

7. Ковров В.В. Педагогическая поддержка и сопровождение развития субъектной позиции курсанта в образовательном процесс / В.В. Ковров // Вестник экономической безопасности. - 2018. - №2. - С. 294-301.

8. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. - М.: Народное образование, 2003. - 450 с.

9. Кучерова О.Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности // Известия Академии педагогических и социальных наук. - Часть II. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. - С. 174 -178.

10. Малиночка Э.Г. О педагогическом сопровождении формирования и развития личности // Известия Академии педагогических и социальных наук. - Часть II. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. - С. 162-168.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Междунар. гуман. фонд, 1996. - 63 с.

12. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

14. Отраднова А.С. Адаптация курсантов образовательной организации МВД России к учебно-профессиональной деятельности: педагогическое сопровождение / А.С. Отраднова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №5 (135). - С. 184-189.

15. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: Коллективная монография. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. - Вып. VII. - С. 7-17.

Педагогика

УДК:378

заместитель начальника специального факультета, подполковник Тенчурин Анатолий Юрьевич

Омский автобронетанковый инженерный институт (г. Омск)

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье авторобращается к историографии исследуемой проблемы и последовательно раскрывает этапы ее зарождения и развития, теорию и практику военного и военно-инженерного образования, отмечает особенности подготовки иностранных военнослужащих в довоенное время, а также основные особенности современного военного образования.Указывается ключевая причина увеличения количества иностранных военнослужащих в вузах Министерства обороны РФ.Обучение иностранных военнослужащих сегодня остается одним из определяющих факторов расширения военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Главной особенностью развития военного образования на современном этапе является интеграция с войсками и способность быстро перестраиваться в связи с меняющимися потребностями в подготовке военных кадров.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, тактические учения, военная техника, иностранные военнослужащие, материально-техническая оснащенность, самостоятельная работа курсантов, педагогические технологии, электронные средства обучения.

Keywords: professional training, tactical exercises, military vehicles, foreign military personnel, material and technical equipment, independent work of cadets, pedagogical technologies, electronic means of training.

Annotation. In the article the author refers to the historiography of the problem and consistently reveals the stages of its origin and development, the theory and practice of military and military-engineering education, marks the features of training of foreign military personnel in the pre-war period, as well as the main features of modern military education. He indicatesthe key reason for the increase in the number of foreign military men in the institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Nowadays, training of foreign military personnel remains one of the determining factors in the expansion of military-technical cooperation with foreign countries. The main feature of the development of military education at the present stage is the integration with the troops and the ability to adjust to the changing needs in the training of military personnel.

Введение. Образовательныйпроцессвоенного вуза есть сложная педагогическая система, объединяющая различные процессы профессиональной подготовки будущих офицеров. Характерные особенности деятельности военных специалистов обусловливают своеобразие целей, содержания, форм и методов военного образования, которое представляет собой специфический вид высшего военного образования.

Одним из направлений работы современного военного вуза является обучение иностранных военнослужащих. Достижение оптимального результата военно-специальной подготовки военнослужащих из других стран в военных вузах Министерства обороны Российской Федерации возможно при условии максимальной адаптации образовательного процесса к индивидуальным возможностям обучающихся, которая может быть обеспечена благодаря грамотной и эффективной организации процесса педагогического сопровождения.

Изложение основного материала статьи. Глубокое изучение проблемы педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации иностранных военнослужащих в военном вузе необходимо начинать с изучения ее генезиса. Отметим, что само понятие «генезис» трактуется как «описание происхождения, возникновения, становления, развития» [1, с. 1012]. В связи с этим обратимся к историографии исследуемой проблемы и последовательно раскроем этапы ее зарождения и развития. Содержательное наполнение этапов и их временные рамки мы определяли, исходя из анализа следующих аспектов: 1) возникновение и развитие военного образования в России; 2) становление теории и практики обучения иностранных военнослужащих; 3) генезис теории педагогического сопровождения.

Прежде всего можно отметить, что обучение иностранных военнослужащих в России с 1712 по 1917 годы не носило массового характера. Однако имеются сведения о том, что в 1860-1861 гг. и в 1896 г. русские офицеры-инструкторы готовили китайских военнослужащих, а с 1893 г. была организована профессиональная подготовка военных кадров из Франции. Активизировался процесс обучения военнослужащих зарубежных стран в России лишь в ХХ веке. Соответственно, теоретических исследований, посвященных вопросам подготовки иностранных военных специалистов, в этот период не было.

Подготовка иностранных военных специалистов в начале ХХ века осуществлялась как на территории СССР, так и за рубежом. Уже в 1919 году началось обучение афганских военных пилотов и наземно-технического персонала на базе авиационной школы в Кабуле, а немного позже, в 1922 году, - на специальных курсах в Ташкенте. В 1920 году в Советском Союзе функционировало восемь школ, готовивших иностранных специалистов военно-воздушных сил. Так, например, в 1927 году подготовку в этих школах завершили 35 китайских военнослужащих авиации. В мае 1924 года советскими специалистами была организована Центральная военно-политическая школа в Китае, в которой за два года было подготовлено около 6 тысяч военных специалистов. Данные факты свидетельствуют о динамичном развитии процесса обучения военнослужащих зарубежных стран.

В конце 1920-1930 годов в военных вузах СССР проходили обучение также офицеры из Германии, что было предусмотрено Концепцией двустороннего военного сотрудничества, подписанной в результате серии секретных двусторонних переговоров в Москве и Берлине. Сотрудничество осуществлялось в основном в области создания видов вооружения и боевой техники, зарекомендовавших себя в годы Первой мировой войны: самолетов, подводных лодок, танков, химического оружия. Подготовка немецких военных специалистов происходила в Липецкой летной школе, созданной в 1925 году, в танковых школах Казани и Ульяновска, а также на химическом полигоне под г. Саратовом и продолжалась до 1933 года. Использовались и наименее капиталоемкие формы сотрудничества - передача патентов, организация совместных конструкторских бюро, обмен некоторыми разведданными.

В 1943-1944 гг. в Ленинградском Краснознаменном ордена Ленина военно-инженерном училище им. А.А. Жданова обучались военнослужащие армии Монгольской Народной Республики, а позднее, в 1944-1945

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.