Научная статья на тему 'Проблемы профессиональной подготовки офицеров вооруженных сил РФ'

Проблемы профессиональной подготовки офицеров вооруженных сил РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучер В. А.

В статье рассматриваются проблемы профессиональной подготовки офицеров вооруженных сил, место и роль военного образования в обучении и воспитании будущих офицеров, а также способы педагогического решения вопросов, связанных с качеством преподавания, материально-технической базой и информационным оснащением военного вуза страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессиональной подготовки офицеров вооруженных сил РФ»

3. Лингвистический энциклопедический словарь / Глав. ред. В.И. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия. - 1990. - 685 с.

4. Сборник нормативных документов / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. -443 с.

5. Толковый словарь русского языка: в. 4 т. - Т. 2. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Астрель: АСТ, 2000. - 1040 с.

6. Филонов Г.Н. О методологии проектирования образовательных стандартов / Г.Н. Филонов // Педагогика. - 2009. - № 8. - С. 3-6.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (макет). - М.: Эврика. - 48 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. - М.: Педагогика. - 21 с. - (Стандарты второго поколения).

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ

© Кучер В.А.*

Владикавказский военный институт МВД РФ, г. Владикавказ

В статье рассматриваются проблемы профессиональной подготовки офицеров вооруженных сил, место и роль военного образования в обучении и воспитании будущих офицеров, а также способы педагогического решения вопросов, связанных с качеством преподавания, материально-технической базой и информационным оснащением военного вуза страны.

В современном российском обществе, как и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение педагогических проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием не только непосредственно детей и подростков, но и с последующими этапами профессионального становления личности. К числу подобных проблем относится целый спектр разноуровневых и разноплановых педагогических и психолого-педагогических проблем, связанных с профессиональной подготовкой и переподготовкой кадров. В этой связи объектом нашего исследования является процесс профессиональной подготовки офицеров вооруженных сил РФ.

Сложный и динамичный характер современной служебно-боевой деятельности, использование в ней новейших информационных технологий, образцов вооружения и военной техники, зависимость хода и исхода (результатов) военных действий от содержания и качества заблаговременно

* Старший преподаватель кафедры Уголовного и гражданского права, кандидат педагогических наук.

проведенной подготовки, обусловливают объективную потребность в дальнейшем совершенствовании системы военно-профессиональной подготовки будущих офицеров. В последние несколько лет взгляды на существующую систему военного образования кардинальным образом изменились, что требует ее реформирования, которое не может ограничиться изменением перечня учебных дисциплин, а должно быть направлено на совершенствование организации всей структуры военного образования. При этом содержание научных теорий во многом обусловливается задачами образования. Иными словами, не только образование зависит от «большой» науки, но не в меньшей степени «большая» наука зависит от потребностей и механизмов образования. В то же время общая педагогика, взаимодействуя с другими науками, должна создавать не только новые, приемлемые или доступные с дидактической точки зрения формы учебных знаний, но и новое содержание военного образования, новое видение объектов человеческой деятельности, новую систему отображения окружающей действительности [1, с. 21]. Рассматривая основные направления совершенствования подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях, исследователи и руководители государства отмечают следующее. Прежде всего, следует сформулировать цель реформирования системы военного образования на современном этапе. По нашему мнению, это должно быть приведение системы военного образования в соответствие требованиям, предъявляемым системой военных угроз России, характером современной вооруженной борьбы и изменениями в системе вооружения основных стран мира и России. Для достижения этой цели с очевидностью необходимо откорректировать все составляющие системы военного образования. Это собственно и составляет систему задач реформы военного образования:

- во-первых, нужно внести изменения в структуру обучения военных кадров в целом;

- во-вторых, необходимо сделать более четкой систему планирования подбора и подготовки кадров, нельзя просто готовить офицеров, исходя из загруженности имеющихся учебных заведений, необходимо отталкиваться от потребностей Вооруженных Сил России;

- в-третьих, следует пересмотреть направленность обучения, сменить приоритеты в обучении с увеличением доли наиболее важных на данном этапе предметов и сокращением тех, которые сегодня не являются приоритетными;

- в-четвертых, должна быть пересмотрена методика обучения с введением новых элементов, которые предоставляет в частности использование персональных компьютеров;

- в-пятых, необходимо качественно улучшить подготовку профессорско-преподавательского состава;

- и, наконец, в-шестых, наращивать материально-техническую базу обучения.

Решение каждой из этих задач предполагает достаточно большой спектр действий и мероприятий.

Одна из ведущих проблем, определяющая необходимость изменения структуры системы обучения военных специалистов является массовый отток молодых военных специалистов - большая часть выпускников военных институтов уходит из Вооруженных Сил РФ уже в течение первых 1,5 лет. Получив бесплатно высшее образование, причем на достаточно высоком уровне, порой более высоком, чем на «гражданке», они прекрасно устраиваются вне системы Вооруженных Сил. Поэтому, на наш взгляд, надо подумать об изменении распределения процесса обучения по уровням системы подготовки военных кадров - учебные заведения, готовящие младших офицеров, вполне могут стать средними со сроками обучения 2-3 года. Здесь должна даваться только специальная подготовка по будущему предназначению и достаточно ограниченные знания в фундаментальной сфере. В дальнейшем, если офицер своей службой доказал стремление реально служить в ВС РФ, его направляют на обучение в видовую военную академию, где он уже получает полномасштабную подготовку и вместе с тем высшее военное образование. В этом случае из видовых академий будут выпускаться специалисты с высшими военным и гражданским образованием. Дальнейшее обучение должно идти уже в ВАГШ. Для повышения квалификации в период службы офицеров в войсках, вероятно, следует существенно расширить систему краткосрочной курсовой подготовки. Это позволит оперативно переучивать младших офицеров, не имеющих полномасштабной фундаментальной подготовки, на новые образцы ВВТ. Естественно, для этого потребуется более четко планировать потребности в направленности, качестве и количестве военных кадров. Совершенствование этой системы - вторая важнейшая задача совершенствования системы обучения военных кадров. Как представляется здесь следует переходить на программно-целевой метод планирования, который сегодня внедряется в систему планирования строительства ВС РФ. При этом планирование подготовки кадров, естественно, должно быть тесно увязано с перспективами строительства ВС РФ. В этой иерархической структуре системы обучения видовые академии обязаны осуществлять и координировать образовательную и научно-методическую деятельность в родах войск, что потребует в свою очередь, создание механизма, регламентирующего совместную работу учебных заведений, НИУ по развитию и совершенствованию данной деятельности. Такие реорганизации вполне соответствуют требованиям первого этапа Федеральной программы «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2020 года» (Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 года № 352), в рамках которой проводится реформа и в области военного образования.

К числу других приоритетных направлений в этой сфере целесообразно отнести следующие:

1. завершение перехода к подготовке офицеров на основе государственного заказа, формируемого в составе государственного оборонного заказа;

2. продолжение оптимизации сети вузов на основе крупных многоуровневых учебно-научных комплексов, объединяющих подготовку военных кадров различных профилей и уровней образования (количество обучаемых в вузе рекомендуется не менее 1,5 тыс.);

3. продолжение реорганизации военных кафедр и факультетов гражданских вузов;

4. завершение государственной аттестации и аккредитации военно-учебных заведений;

5. разработка и представление в Правительство РФ предложений по совершенствованию федерального законодательства в области подготовки военных кадров.

Конечная цель указанных преобразований - обеспечить устойчивое комплектование войск квалифицированными офицерами с высокими профессиональными качествами. Естественно, что главной фигурой решения этих задач является военный педагог. Специфика военно-педагогической деятельности заключается в том, что она нуждается в непрерывном совершенствовании. Труд военного педагога не терпит застоя. Даже опытные преподаватели не должны останавливаться в своем развитии. Они обязаны быть в курсе последних достижений науки и техники, проблем общественной жизни. Это положение является архиважным особенно для начинающих преподавателей. Что же касается обучения студентов, то проблема не менее важная: как отмечают командиры войсковых частей, выпускники военных ВУЗов имеют слабую подготовку по своему прямому предназначению. Вот основные причины такого положения: а) из учебных планов ушли стажировки, практические занятия на полигонах и т.д., что объясняется отсутствием финансирования по этим статьям; б) отрыв курсантов и слушателей непосредственно от учебных занятий (гарнизонные и внутренние наряды, уборки урожая и т.д.); в) низкая мотивация к получению необходимых теоретических и практических знаний и умений. Еще одна проблема - увольнение курсантов, особенно с последних курсов, - существенно уменьшает приток свежих сил в ВС, а государство несет при этом неоправданные затраты (средняя стоимость подготовки офицеров в военных вузах составляет 1,5 млн. рублей). На сегодняшний день законодательная норма отчисления курсантов не должна превышать 10 % от штатной численности первого курса, а у нас этот показатель в 2 раза превышает эту норму. По этой причине ежегодно ВС недополучают более 4000 выпускников вузов с первичной подготовкой. Эти вопросы можно решить, повысив качество профессионального отбора курсантов не только вузами в процессе вступительных экзаменов, но и предварительного отбора кандидатов военными комиссариа-

тами и органами внутренних дел. Для улучшения данной ситуации подготовлены и проходят согласования изменения в федеральном законодательстве, по которым курсанты заключают контракт при переводе на последний курс (а не на втором курсе, как было ранее).

Известно, что одним из основных принципов военного образования является принцип «учить тому, что необходимо на войне». Это положение невозможно выполнить без современной учебно-материальной базы вузов.

В целом, к числу основных направлений совершенствования учебно-материальной базы в вузах ВС РФ можно отнести:

- комплектование вузов новыми и перспективными образцами вооружения и военной техники, тренажерной базы, ТСО и т.д. в необходимом количестве;

- обеспечение вузов современной вычислительной техникой, использование новых информационных технологий в обучении и воспитании слушателей и курсантов, создание необходимых условий для формирования единого информационного пространства;

- совершенствование базы и средств информационного обеспечения;

- совершенствование учебно-лабораторной базы вузов.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать основные выводы по направлениям совершенствования военного образования в современных условиях:

1. продолжить научные исследования по вопросам повышения эффективности подготовки офицерских кадров и стабилизации научно-педагогического потенциала вузов;

2. разработать проекты федеральных законов и других нормативно-правовых актов РФ, направленных на повышение эффективности системы военного образования;

3. завершить оптимизацию сети вузов и сокращения малочисленных вузов на основе научно-математического аппарата;

4. осуществлять постоянный мониторинг за состоянием системы военного образования с целью оценки эффективности проводимых мероприятий;

5. привести состояние материально-технической базы вузов и войсковых частей в полное соответствие с требованиями профессионального образования в современных условиях.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.

3. Дубовская А.Н. Профессиональная культура и экстремально-психологическая устойчивость сотрудников органов внутренних дел / А.Н. Дубовская // Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности и культуры сотрудников правоохранительных органов. Материалы международной научно-практич. конф. - Брянск: БФ МосУ МВД России, 2006. - С. 301-303.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ»

© Милеев А.В.*

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

В статье поднимается проблема ценностной направленности студента - будущего учителя, демонстрируются возможности учебного предмета «Психология» в формировании ценностной направленности студентов педагогического вуза.

Современное общество востребует такого учителя, который не просто реализует освоенные им ценности таким образом, что они становятся ценностями для учащегося, но осознает, что благодаря взаимному переходу ценностей учащиеся, становясь частью суверенности учителя, представительствуют его среди людей. Однако существует противоречие между стремлением учителя организовывать переход ценностей «для себя» в ценности «для другого», обеспечивающий взаимопринятие учителем ученика и учеником учителя, и недостаточным осознанием им того, что источником взаимопринятия и признания учителем ученика как своего-другого, учеником учителя как своего-другого является конструктивность нравственности, обеспечивающая моральное взаимопонимание между учителем и учеником. Одним из возможных способов разрешения данного противоречия является формирование ценностной направленности будущего учителя, содержание которой образуют ценности добродетели (милосердие, справедливость, дру-годоминантность, встреча, терпимость, эмпатия, соучастие) и ценности жизнедеятельности (самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, содействие, самостоятельность).

В рамках данной статьи мы представим некоторые содержательные и процессуальные аспекты педагогической деятельности по формированию ценностной направленности студента - будущего учителя.

* Доцент кафедры Педагогики, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.