Научная статья на тему 'Повышение профессионально-педагогических компетенций преподавателей высшей школы'

Повышение профессионально-педагогических компетенций преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВОЕННЫХ ДИСЦИПЛИН / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE / TEACHING SKILLS / TEACHING STAFF / MILITARY UNIVERSITY OF TECHNOLOGY TRIZ-PEDAGOGY / FACULTY OF MILITARY DISCIPLINE / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калмыков Валерий Евгеньевич, Малоземов Александр Владимирович

В данной статье речь идет об особенностях повышения уровня профессионально-педагогических компетенций и методического мастерства преподавателей военных ВУЗов с использованием технологий ТРИЗ-педагогики. Автор дает определение профессионально-педагогических компетенций и методического мастерства, а также анализирует их основные составляющие. Также автор подробно анализирует возможности использования технологий ТРИЗ-педагогики в деятельности, направленной на повышение уровня сформированности профессионально-педагогических компетенций и методического мастерства профессорско-преподавательского состава военных ВУЗов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калмыков Валерий Евгеньевич, Малоземов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCES OF TEACHERS OF HIGHER SCHOOL

In this article we are talking about the features of improving the level of professional and pedagogical competencies and methodological skills of teachers of military Universities using the technology of TRIZ-pedagogy. The author gives the definition of professional and pedagogical competencies and methodological skills, as well as analyzes their main components. The author also analyzes in detail the possibility of using TRIZ-pedagogy technologies in activities aimed at improving the level of formation of professional and pedagogical competencies and methodological skills of the teaching staff of military Universities.

Текст научной работы на тему «Повышение профессионально-педагогических компетенций преподавателей высшей школы»

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент кафедры вооружения и стрельбы Калмыков Валерий Евгеньевич

ФГКВОУ ВО «Московское высшее общевойсковое командное училище» МО РФ (г. Москва); кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра (социологического, Вооруженных Сил Российской Федерации) Малоземов Александр Владимирович

ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ (г. Москва)

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В данной статье речь идет об особенностях повышения уровня профессионально-педагогических компетенций и методического мастерства преподавателей военных ВУЗов с использованием технологий ТРИЗ-педагогики. Автор дает определение профессионально-педагогических компетенций и методического мастерства, а также анализирует их основные составляющие. Также автор подробно анализирует возможности использования технологий ТРИЗ-педагогики в деятельности, направленной на повышение уровня сформированности профессионально-педагогических компетенций и методического мастерства профессорско-преподавательского состава военных ВУЗов.

Ключевые слова: профессионально-педагогические компетенции, методическое мастерство, профессорско-преподавательский состав, военный ВУЗ, технологии ТРИЗ-педагогики, преподаватели военных дисциплин, инновационная деятельность.

Annotation. In this article we are talking about the features of improving the level of professional and pedagogical competencies and methodological skills of teachers of military Universities using the technology of TRIZ-pedagogy. The author gives the definition of professional and pedagogical competencies and methodological skills, as well as analyzes their main components. The author also analyzes in detail the possibility of using TRIZ-pedagogy technologies in activities aimed at improving the level of formation of professional and pedagogical competencies and methodological skills of the teaching staff of military Universities.

Keywords: professional-pedagogical competence, teaching skills, teaching staff, military university of technology TRIZ-pedagogy, faculty of military discipline, innovation.

Введение. Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем фактом, что перемены, которые имеют место в рамках процесса подготовки специалистов по военному делу в Российской Федерации и которые обусловлены динамичным развитием таких составляющих, как средства вооруженной борьбы, эволюция тактики применения различных войск, необходимость принятия компетентных решений в области военно-профессиональных задач специалистами, предъявляют весьма высокие требования к процессу образования современных военных ВУЗов.

Одной из основных стратегических тенденций совершенствования образования в военной сфере выступает укомплектование военных ВУЗов такими педагогическими кадрами, которые обладают высоким уровнем фундаментальных профессиональных знаний, а также практических умений, и навыков, обусловливающих способность к непрерывному профессиональному творческому росту. В большинстве случаев преподавателями военных дисциплин в профильных ВУЗах выступают те люди, которые недавно замещали руководящие посты в воинских формированиях, и которые, соответственно, владеют практическими знаниями в области военной службы, хорошо разбираются в тактике военных действий и иных прикладных аспектах данной отрасли. Тем не менее, возникающие методические затруднения опосредуют необходимость их совершенствования в плане дидактико-методологической направленности.

Формулирование цели статьи. Соответственно, представляется целесообразным проанализировать особенности деятельности, направленной на повышение профессионально-педагогических компетенций у преподавателей высших учебных заведений военной направленности.

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ подходов к определению понятия «методическое мастерство» и «профессионально-педагогические компетенции» преподавателей военных дисциплин показывает, что в современной педагогике отсутствует их единая трактовка.

Одни ученые под данными терминами понимают педагогический опыт, а также разновидность инновационного педагогического опыта, в то время как другие рассматривают их в качестве своеобразных индикаторов эффективности и показателей уровня педагогической деятельности [2, с. 54].

Однако большая часть ученых понимают под профессионально-педагогическими компетенциями и методическим мастерством уровень профессиональной квалификации преподавателя высшего учебного заведения.

С точки зрения А. В. Барабанщикова, формирование профессионально-педагогических компетенций реализуется в контексте трех уровней:

- адаптационного, который включает начальный этап освоения компетенции, понимания ее содержания, критериев сформированности и т.п.;

- репродуктивного, отражающего сам ход непосредственного освоения компетенции;

- творческого, показывающего способность преподавателя демонстрировать уровень владения компетенцией в ситуация различной сложности [8, с. 133].

Поскольку профессионально-педагогические компетенции являются категорией, присущей конкретной личности и качественно характеризующей ее деятельность, в том числе и результат, который был достигнут в процессе деятельности, корректно давать определение сущности профессионально-педагогических компетенций преподавателя, основываясь на уровневый подход, при котором мастерство следует рассматривать как вершину педагогической деятельности, эффективность которой подтверждает высокий уровень индивидуальной подготовленности курсантов [1, с. 33; 7, с. 225].

Структура процесса повышения качества профессионально-педагогических компетенций педагогов военно-специальных дисциплин, помимо традиционных элементов педагогического процесса, также содержит специфику:

- определение особенностей субъект-объектных связей на базе создания креативной межпредметной методической среды военно-специальной кафедры и гуманитарной кафедры;

- реализацию новой функции данного процесса, которая состоит в выработке индивидуального направления профессионально-педагогического развития педагогов военно-специальных дисциплин;

- выявление и выбор содержания оптимальных методов и форм педагогического взаимодействия на основании решения инновационно-педагогических задач и преодоления методических трудностей средствами педагогических ТРИЗ-технологий.

Как показывают практические исследования, в военных ВУЗах, в особенности на военно-специальных кафедрах, на передний план ставятся технические и организационные вопросы изучения вооружения и военной техники, а деятельность, которая направляется на то, чтобы развить профессионально-педагогические компетенции педагогов военно-специальных дисциплин, уходит на второй план [3, с. 111].

Наряду с этим преподаватели и руководители военно-специальных кафедр имеют базовое образование, не связанное с педагогикой, что еще больше обусловливает потребность в оказании им научно-методической помощи, поскольку они сталкиваются с трудностями и противоречиями, возникающими в процессе военно-специальной подготовки: несоответствием объема излагаемого материала возможности восприятия и усвоения его курсантами, потребностью дифференцированного подхода к обучению, несоответствием наличия большого личного войскового опыта способностям передать его курсантам [6].

В связи с этим, преподавателю становится необходимым самостоятельный синтез знания, сопровождающийся высоком уровнем познавательной активности и последующим выполнением заданий, разрабатываемых на основе ТРИЗ-педагогики.

Преподавателю необходимо самостоятельно извлекать знания, которые требуют активной познавательной деятельности, выполнять учебные задания, которые разрабатываются на основе ТРИЗ-педагогики. Это предопределяет моделирование процесса повышения уровня профессионально-педагогических компетенций педагогов военно-специальных дисциплин, которые можно классифицировать следующим образом:

- по форме представления информации различают: лекцию, рассказ, рассказ с показом, беседу, инструктаж, самостоятельную работу с литературой, работу с электронными ресурсами;

- по реализуемому логико-ориентированному подходу, включающему анализ, синтез, дедукцию, индукцию;

- по уровню проявления активности в познавательной деятельности обучающихся: репродуктивный и поисково-творческий;

- по типу источника знаний, среди которых вербальный, практический, визуализация;

- по уровню инновационности (в рамках ТРИЗ-педагогики) может быть: проблемно-деятельностным обучением, интерактивными компьютерными программами, блочно-модульным построением материала, обучением посредством многократного повторения, взаимообучением, методом кейсов (реальных ситуаций) и т.п.;

- по типу контрольных мероприятий могут быть: текущие (опросы и тесты) или рубежные, то есть зачеты;

- по типу контроля компетенций различают: комплексную квалификационную задачу (практические стрельбы), командно-штабные военные игры, наблюдение в процессе осуществления практической деятельности [4].

Далее представляется целесообразным перейти к особенностям ТРИЗ-технологии и ее роли в повышении уровня профессионально-педагогических компетенций преподавателей высшей школы в области военного дела.

Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) является наукой, которая развивает систему эффективного мышления в любой сфере творчества. Применение ТРИЗ в практико-ориентированной модели процесса повышения качества профессионально-педагогических компетенций педагогов военно-специальных дисциплин способствует:

1. Развитию естественной потребности в познании окружающего мира.

2. Формированию системного диалектического мышления, которое основано на законах развития.

3. Формированию навыков самостоятельного поиска и получения необходимой информации.

4. Формированию навыков работы с информацией, получаемой человеком из окружающей действительности либо стихийно, либо как результат целенаправленного обучения.

5. Воспитанию определенных качеств личности.

6. Развитию воображения, фантазии и творческих способностей [5, с. 146].

Принимая во внимание то, что педагоги военно-специальных дисциплин работают в двух системах: «человек-человек» и «человек-техника», имеют инженерное образование, касающееся эксплуатации ВВТ, поэтому обучение основам ТРИЗ-педагогики целесообразно производить через решение именно технических задач. Примерами решения подобных задач могут служить материалы из общедоступных источников. Так, в качестве одного из интересных кейсов можно назвать кейс, предложенный А. Б. Очневым. В нем рассматривается технология решения изобретательских задач И. Я. Стечкиным, конструктором автоматического пистолета АПС в ходе создания данного стрелкового оружия. Решение проблемных вопросов целесообразно предложить одновременно разным творческим коллективам на кафедре. Необходимо отметить, что для решения должно быть предоставлено ограниченное время. Выработанные варианты коллективы могут представлять на совместное обсуждение, анализировать, выявлять сильные и слабые стороны выработанных вариантов, решения коллективов могут также сопоставляться с решением самого конструктора.

Подобные мероприятия будут способствовать появлению и развитию интереса у педагогов к истории создания разных образцов оружия, к особенностям их конструкции и технологических решений. Затем можно совместно сформулировать исследовательские проблемы на примере разных конструкций изучаемых образцов ВВТ.

После того, как будет закреплен алгоритм решения технических исследовательских задач, педагогам может быть предложено решить проблемную ситуацию, но уже в образовательном процессе военного высшего учебного заведения.

Применение способов ТРИЗ-педагогики помогает повысить познавательную активность педагогов, раскрепостить их творческое мышление, найти нестандартные пути решения различных противоречий, в том числе педагогических. Работа коллектива единомышленников под руководством опытного преподавателя будет способствовать созданию успешной ситуации для каждого педагога.

Наряду с этим внимание педагогов необходимо акцентировать на том, что необходимо включать подобные задачи, которые основаны на применении методов и способов ТРИЗ, в учебно-методический материал занятий с курсантами для формирования у них нестандартного творческого мышления.

В процессе проведения занятий, в основу которых положена ТРИЗ-технология, внимание в значительной степени должно быть уделено организации самостоятельной работы преподавателей, и руководства ею, что должно включать следующие составляющие:

- анализ и учет личностных особенностей преподавателей;

- оказание помощи педагогам в овладении методами самостоятельной работы, а также в их планировании и совершенствовании;

- разработку и подготовку упражнений и методических указаний для самостоятельного выполнения педагогами;

- согласование траекторий самостоятельной работы педагогов с интересами творческого коллектива;

- проведение разнообразной консультативной работы, причем как индивидуальной, так и групповой;

- обеспечение преподавателям для самостоятельных занятий доступности тренажерных и технических средств обучения;

- создание и обеспечение функционирования базы данных, включая ее электронный вид;

- осуществление поддержки и контроля самостоятельной учебы преподавателей [2, с. 56].

Но наряду с этим основная цель консультативной работы с педагогами должна заключаться не в обеспечении их готовым знанием по какому-либо проблемному вопросу, а в их вооружении методами самостоятельного решения инновационно-педагогических задач, в развитии их творческих способностей и креативного мышления. Использование ТРИЗ-технологий на методических семинарах по совершенствованию методического мастерства педагогов военно-специальных дисциплин целесообразно начать с введения конкретных правил, поскольку без них не предоставляется возможным создавать творческую атмосферу в педагогическом коллективе. Эти правила могут быть сформулированы следующим образом:

1. Равенство педагога-мастера и начинающего педагога на методическом мероприятии, которое проводится на кафедре.

2. Уважение педагога-мастера к личности начинающего педагога.

3. Предоставление начинающему педагогу права на ошибку.

4. Педагог-мастер ведет начинающего преподавателя к вершинам педагогического знания и творчества.

5. Образец педагога-мастера - это главный воспитатель для начинающего преподавателя [7, с. 227].

Выводы. Таким образом, можно говорить о том, что эффективный путь повышения качества

профессионально-педагогических компетенций педагогов по направлению военно-специальных дисциплин лежит в повышении их методологической и рефлексивной культур, что предполагает качественно новый уровень мышления преподавателя. Также многочисленные исследования показывают, что в ТРИЗ-педагогике новаторами являются как педагоги, так и обучаемые. Именно данное существенное отличие дает возможность говорить о том, что ТРИЗ-педагогика - это образовательная технология нового поколения.

Так как в ТРИЗ-педагогике результат инноваций преподавателей - это развитие собственной способности мыслить творчески, находить неординарные решения, формировать творческие компетентности, уметь изобретать, создавать инновационные идеи у обучаемых, то поэтому можно утверждать, что использование ТРИЗ-технологий - это важнейшее педагогическое средство и инструмент повышения методологической культуры, а, следовательно, и повышения профессионально-педагогических компетенций педагогов военно-специальных дисциплин.

Педагогические условия реализации данного пути заключаются в следующем:

во-первых, в постановке инновационных методических задач военно-специальной подготовки в форме проблем, разрешение которых подразумевает накопление и видоизменение различных методических новшеств в сфере образования, которые приводят в совокупности к трансформации содержания и качества военно-специальной подготовки;

во-вторых, в определении наиболее часто встречающихся методических затруднений и подборе эффективных средств их преодоления;

в-третьих, в разработке сценариев методических мероприятий с использованием средств ТРИЗ-педагогики, которые отражают специфику методических задач обеспечения повышения качества преподавания военно-специальных дисциплин в военных ВУЗах.

Таким образом, подводя итог исследованию в рамках заявленной темы, можно предложить ряд следующих практических рекомендаций:

1. Органам управления образования РФ и Министерству обороны можно предложить следующее:

- для повышения уровня подготовленности кадров - увеличить количество штатных офицерских должностей преподавательского состава на кафедрах военно-специальной подготовки;

- пересмотреть сроки пребывания преподавательского состава на военной службе не по срокам пребывания на службе, а по профессионально-педагогическим компетенциям;

- изыскать возможности для переподготовки профессорско-преподавательского состава с целью занятия новыми видами деятельности, а также возможности для повышения квалификации непосредственно на базе военного ВУЗа.

2. Руководству ВУЗов военной направленности целесообразно предложить следующие направления:

- организация мониторинга качества педагогической деятельности преподавателей для того, чтобы выявить как качество проводимых ими занятий по различным видам военно-специальной подготовки обучающихся, так и уровень их профессионально-педагогических компетенций;

- в зависимости от того, каков уровень сформированности профессионально-педагогических компетенций преподавателей, формировать группы профессионально-должностной подготовки преподавателей, а также разрабатывать комплексные программы переподготовки, в которых бы учитывались методические сборы, занятия и самостоятельная работа.

3. Руководству кафедр военных ВУЗов может быть предложено следующее:

- после того, как преподаватели начинают свою деятельность на кафедре, прикреплять к ним опытных преподавателей в качестве кураторов с тем, чтобы они могли оказать начинающим эффективную помощь в формировании их профессионально-педагогических компетенций и последующем повышении их уровня;

- руководящий состав кафедр должен регулярно подвергать оценке практическую педагогическую деятельность преподавательского состава кафедры и при необходимости корректировать процесс повышения уровня их профессионально-педагогического мастерства;

- необходимо постоянное изучение особенностей и проблемных вопросов разработки и последующей реализации современных педагогических технологий на основе ТРИЗ-педагогики, причем такая работа может проводиться в рамках заседаний предметно-методических комиссий и кафедр;

- создание и поддержание на кафедре креативной образовательной среды, равно как и обеспечение ситуаций успеха каждому преподавателю;

- привлечение к занятиям, направленным на совершенствование профессионально-должностной и методической подготовки профессорско-преподавательского состава из числа гражданского персонала.

4. В процессе самостоятельной работы профессорско-преподавательского состава, направленной на совершенствование профессионально-педагогических компетенций, необходимо:

- разрабатывать всевозможные дидактико-методологические пути и инструменты повышения квалификации;

- разрабатывать индивидуальный маршрут профессионального самосовершенствования и самореализации;

- повышать продуктивность процесса профессионального самосовершенствования путем использования тренажерных комплексов, а также инструментов ТРИЗ-технологии.

Литература:

1. Алехин И.А., Сливин Т.С. Перспективы военного образования в России // Мир образования -образование в мире. - 2013. - №2. - С. 32-36.

2. Алехин И.А., Герасимова Т.Н. Феномен педагогической культуры кафедрального коллектива // Мир образования - образование в мире. - 2015. - №1. - С. 52-57.

3. Быков А.К. Развитие педагогического мастерства преподавателя высшей военной школы: теория и практика. - М.: ВУ, 2000. - 200 с.

4. Владимиров А.Г. Высшего военного профессионального образования в России нет. - 31.08.2012. -Электронный ресурс. - Режим доступа: https://topwar.ru/18305. Дата обращения: 20.02.2019.

5. Герасимов В.Н., Евгеньев Д.Н. Вариант диагностико-прогностической модели педагогического мониторинга профессиональной деятельности преподавателей // Мир образования - образование в мире. -2015. - №1. - С. 142-151.

6. Гуляев В.Н., Климов Р.А. Научные и прикладные основы реализации проблемно-деятельностного подхода в переподготовке офицеров к педагогической деятельности: монография. - М.: Военный университет, 2013. - 144 с.

7. Еремина О.И., Пастухова И.П. Проблема классификации и выбора педагогических технологий // Мир образования - образование в мире. - 2016. - №2. - С. 220-228.

8. Киселев А.В. Сущность и содержание методического мастерства преподавателей // Вестник МГОУ. -2009. - №3. - С. 130-137.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Кислякова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации в г. Сызрани (г. Сызрань);

старший преподаватель кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Снежкина Лилия Павловна Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации в г. Сызрани (г. Сызрань)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Аннотация. В статье отмечается актуальность проблемы индивидуального подхода к обучающимся; показываются методические приемы изучения индивидуальных особенностей в различных видах деятельности. Подробно описывается содержание этапов изучения индивидуальных особенностей обучающихся. Приводятся конкретные примеры, как изучаются различные виды деятельности обучающихся в ходе изучения физики. Приводятся примерные вопросы, по которым проводилось анкетирование обучающихся в соответствии с видами деятельности в процессе обучения физике.

Ключевые слова: обучающийся, индивидуальные особенности, физика, анкета, индивидуальный подход к обучению.

Annotation. The article notes the relevance of the problem of individual approach to students; The methodical techniques of studying individual features in various types of activity are shown. The content of the stages of studying the individual characteristics of students is described in detail. Concrete examples are given of how the various activities of students are studied in the course of studying physics. Approximate questions are given on which students were surveyed in accordance with the types of activities in the process of teaching physics.

Keywords: student, individual characteristics, physics, questionnaire, individual approach to learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.