Научная статья на тему 'Возможности освоения нерационально используемых городских пространств'

Возможности освоения нерационально используемых городских пространств Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
186
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Забалуева Т.Р., Кочешкова Е.И.

Рассмотрены проблемы нерационально используемых территорий крупнейших городов на примере Москвы. Представлена их структура. Предложены варианты застройки для освоения этих территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Забалуева Т.Р., Кочешкова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности освоения нерационально используемых городских пространств»

Архитектура и градостроительство

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

УДК

Т.Р. ЗАБАЛУЕВА, канд. техн. наук, Е.И. КОЧЕШКОВА, инженер-архитектор (arch-kei@mail.ru), Московский государственный строительный университет

Возможности освоения нерационально используемых

городских пространств

Рассмотрены проблемы нерационально используемых территорий крупнейших городов на примере Москвы. Представлена их структура. Предложены варианты застройки для освоения этих территорий.

Ключевые слова: нерационально используемые территории, прирельсовые, примагистральные, промышленные территории.

Существует общемировая тенденция концентрации населения в крупных городах-мегаполисах. Интенсивная урбанизация, развитие систем коммуникаций, городского транспорта и подвижность населения, потребность в формировании новых типов зданий - вот ряд процессов, которые сопровождают в ХХ в. масштабный рост городов [1].

В условиях современной глобализации главным принципом становится использование внутренних резервов города, для которых архитектурно-пространственная и функционально-социальная организация не соответствуют их градостроительному значению и потенциалу. Актуальность проблемы эффективного использования городских территорий существует во всех городах-мегаполисах мира. «Островное» положение нерационально используемых земель и объектов в них создает определенные трудности функционирования городской среды, организации транспортных и инженерно-технологических связей между жилыми районами, формирования застройки и так далее.

Рассмотрим возможные пути решения этих проблем на примере города-мегаполиса Москвы. На первый взгляд в Москве не осталось резервных территорий в первоначальном значении этого слова. Если не считать таковыми территории природоохранного комплекса, которые необходимо оберегать и защищать. Перспективным резервом оказываются промзоны, транспортные узлы и территории, прилегающие к железнодорожным путям [2].

Согласно программе правительства Москвы «Проблемы застройки территорий и зон экстремального строительства (территорий придорожного и наддорожного пространства; сложного рельефа и природоохраняемого ландшафта) и введения их в хозяйственный оборот» и классификации нерационально используемых территорий по признаку их образования и существующего состояния в городе можно выявить несколько основных типов территорий [3]:

- территории в зоне энергетических коммуникаций, устройств и сооружений;

- неиспользуемые территории набережных;

- бросовые и резервные территории;

- заброшенные промышленные территории;

- прирельсовые территории и территории железных дорог;

- примагистральные территории;

- неиспользуемые территории на сложном рельефе.

Нахождение людей в зонах энергетических коммуникаций,

устройств и сооружений крайне нежелательно и опасно для здоровья. Будущее использование этих территорий возможно только с изменением технологий. Например, при переносе энергетических коммуникаций под землю функциональные возможности данных земельных участков качественно расширятся.

В Москве насчитывается 69 набережных, общая протяженность которых составляет более 100 км. В рамках программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных многие из них становятся зонами отдыха. Предлагают сделать некоторые набережные пешеходными зонами. Таким образом, набережные Москвы-реки и Яузы будут преимущественно зонами отдыха и свободными от гражданской застройки.

Бросовые и резервные территории - это пустыри, санитарно-защитные полосы промзон, нарушенные земли, подвергшиеся негативному антропогенному воздействию. Они непригодны для постоянного нахождения людей и соответственно для гражданского строительства.

Из всех нерационально неиспользуемых территорий Москвы наиболее перспективными в плане их возможного использования под гражданскую застройку представляются заброшенные промышленные территории, прирельсовые и примагистральные территории и территории на сложном рельефе (рис. 1).

Площадь Москвы 100% из них:

Прирельсовые территории и территории железных дорог - 6%

Улично-дорожная сеть - 8,2%

Промышленные территории, которые можно высвободить - 20%

Рис. 1. Доля нерационально используемых территорий

ЖИЛИЩНОЕ

Научно-технический и производственный журнал

Л

Архитектура и градостроительство

Рис. 2. Реорганизация промышленных территорий Москвы: а — фабрика «Красная роза»; б — деловой квартал «Новоспасский двор», бывшая суконно-набивная фабрика Эмиля Цинделя; в — бизнес-парк на территории завода «Арма»

Заброшенные промышленные территории.

Проблема реконструкции промышленных зданий под офисы, жилье и развлекательные центры в Москве уже успешно решается. В результате спада и реорганизации производства высвободились огромные пустующие площади, зачастую расположенные в самом центре города. Около 80% территорий московских заводов и фабрик сгруппировано в 83 производственные зоны, остальные встроены в ткань жилой застройки. Исторические, представляющие ценность индустриальные объекты находятся в пределах Малого кольца московской железной дороги, закрепившего в начале ХХ в. фактическую границу города. Сложившаяся констелляция промзон логична - со времен Ивана Грозного мануфактурам необходимо было иметь много воды, которая использовалась как источник дешевой энергии и как важный компонент технологии производства. Поэтому фабрики и заво-

ды рассыпаны по всей длине Москвы-реки и Яузы вплоть до центральных территорий города.

Индустриальные зоны Москвы занимают 20,5 тыс. га, то есть пятую часть площади столицы. Важно, что речь идет не только о крупных территориях, но и об изменении одной из самых стабильных частей урбанистического каркаса.

Дореволюционные фабрики перестраиваются под высококлассные офисы. Примерами могут служить: Бизнесцентр «Луч» на Большой Пироговской улице, деловой квартал «Новоспасский двор» на Дербеневской набережной, реорганизация территории шелкоткацкой фабрики «Красная роза» на улице Тимура Фрунзе, бизнес-парк на территории завода «Арма», расположенного с тыльной стороны путей Курского вокзала, реконструкция фабрики «Красный Октябрь» на Болотном острове и многие другие (рис. 2).

Анализ возможностей дальнейшего использования этих территорий показал, что в настоящее время уже накоплен большой опыт реновации промышленных территорий, которые не используются по своему прямому назначению. Промышленные здания и корпуса реконструируются под офисные или общественные помещения либо разбираются, и на их месте осуществляется новое строительство. Таким образом, первоначальная функция этих зданий и территорий полностью исчезает, и они начинают работать в новом, необходимом для города качестве.

Прирельсовые территории и территории железных дорог.

Зоны отчуждения железных дорог оказываются, пожалуй, следующим по значимости территориальным ресурсом. Актуальной задачей является переустройство подъездных путей железных дорог, включая сортировочные станции, вокзальное хозяйство, запасные пути, складские территории и пр. В отличие от заброшенных промышленных территорий этот потенциал площадей никак не освоен.

В настоящее время большую часть прирельсовых территорий занимают сортировочные и транспортные хозяйства железной дороги, складские хозяйства, гаражи, что нарушает восприятие города с въездных магистралей. Обширные полосы отчуждения 100 м в каждую сторону от крайнего пути в процессе реновации можно сократить до минимума.

Отделом перспективных проблем НИиПИ генплана была предложена следующая модель города для освоения территорий железнодорожного хозяйства: Москва состоит по крайней мере из двух частей, каждая из которых имеет свою структуру. Первая («структура 1») - это радиально-кольцевая планировочная структура, являющаяся коммуникационным и композиционным каркасом города. «Структура 2» - это въезды в город по железной дороге. Она сформировалась в конце XIX - начале ХХ вв. и представляет со-

Возможности освоения наиболее перспективных нерационально используемых городских пространств

Функциональное назначение надземных большепролетных зданий Пространство над железными дорогами и прирельсовыми территориями Надавтомагистральное пространство Территории на сложном рельефе

Складские комплексы, логистические центры х х

Здания для транспорта: автостоянки, автопарки х х

Торгово-развлекательные комплексы х х

Предприятия торговли, общественного питания х х

Офисные центры, административные центры х х

Спортивные комплексы, фитнес-клубы х х

Клубные здания х

Бытовые услуги населению х х

Архитектура и градостроительство

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 3. Возможности освоения нерационально используемых городских пространств с помощью надземных большепролетных зданий

бой переплетение железнодорожных ветвей, направленных к расположенным в центральной части города вокзалам. В дальнейшем вокруг железных дорог активно формировались промышленные зоны. В настоящее время «структура 1» свой градостроительный потенциал исчерпала, и город начинает осваивать территории из «структуры 2», в том числе пространство над железнодорожными путями [2].

Примагистральные территории.

Тот же эффект экономии земли и использования эксплуатируемого пространства, как при освоении прирельсовых территорий, можно получить при строительстве зданий вдоль и над транспортными развязками. Площадь, занимаемая в Москве улично-дорожной сетью, составляет 8,2% от общей площади города. Помимо этого в подобных сооружениях можно размещать колоссальное количество парковочных мест, и они сами могут играть роль перехватывающих парковок при въезде в Москву. Близость крупных магистралей и современные транспортные развязки позволят быстро добираться до подобных комплексов, а это будет способствовать притоку посетителей в торгово-развлекательные объекты таких сооружений. Насыщение транспортными и общественными функциями близлежащих зон приведет к образованию новых полифункциональных общественных сооружений.

Неиспользуемые территории на сложном рельефе.

Сложный рельеф может существенно осложнить как проведение строительных работ, так и эксплуатацию здания в дальнейшем. Вместе с тем при нахождении новых современных решений он может гарантировать использование пространства над болотами, оврагами и т. д. Инвестиционно привлекательными могут быть городские ландшафты со сложным рельефом, которые градостроители обычно относили к неудобным землям. Например, используя большепролетные конструкции, можно перекрывать пространство на сложном рельефе, а опоры таких сооружений устраивать на пригодных для строительства участках, получая при этом полезные площади, а также давать возможность для создания садово-парковой архитектуры для отдыха горожан.

Выявив основные виды нерационально используемых территорий Москвы, нужно учитывать, что для разработки основных направлений застройки необходим комплексный анализ различных факторов (климатические условия, инсоляция, геология, технические коммуникации, транспортная ситуация и т. д.).

Высокая потребность в полезных площадях для городского развития диктует необходимость разработки новых приемов застройки, изменения функциональной и архитектурно-пространственной организации различных

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Архитектура и градостроительство

объектов. Для освоения нерационально используемых территорий целесообразно создать такой тип здания, как надземные большепролетные здания, которые позволят с максимальной пользой использовать городское пространство. Они могут стать одним из решений острых проблем крупнейшего города - транспортной проблемы и нехватки полезных площадей. Располагая их над автомагистралями, железнодорожными путями, на неблагоприятном рельефе, можно получить различные по функциональному назначению полезные площади и сохранить первоначальную функцию городской территории.

В результате анализа данных статистики и определения необходимых для города помещений по функциональному назначению можно определиться с функциональным наполнением таких зданий (таблица).

Следует отметить, что надземные большепролетные здания могут существенно модернизировать транспортные сети крупных городов и позволят получить дополнительные необходимые для функционирования города площади без привлечения новых территорий под застройку.

Список литературы

1. Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века. М.: Изд-во АСВ, 2001. 200 с.

2. Фесенко Д. Оси урбанизации как ресурс городского развития // Архитектурный вестник. 2005. № 2 (83). С. 89-97.

3. Проблемы освоения территорий современного города // Архитектура и строительство Москвы. 2003. № 2-3. С. 24-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.