Научная статья на тему 'Использование потенциального ресурса прирельсовых территорий при формировании индивидуального архитектурного облика крупного города (на примере города Новосибирска)'

Использование потенциального ресурса прирельсовых территорий при формировании индивидуального архитектурного облика крупного города (на примере города Новосибирска) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
475
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРЕЛЬСОВЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ГОРОДА / RAILROAD AREA / RAILWAY / ARCHITECTURAL PLANNING EVOLUTION / ARCHITECTURAL LOOK

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Смолякова Ирина Валерьевна

Освоение прирельсовых территорий в крупном городе способствует формированию его индивидуального архитектурного облика. В статье приведен анализ архитектурно-планировочной эволюции, потенциального ресурса и современного использования прирельсовых территорий. Описаны некоторые перспективные модели формирования архитектурно-планировочной структуры архитектурных ансамблей в прирельсовых территориях крупного города на примере г. Новосибирска, разработанные на кафедре дизайна архитектурной среды Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Смолякова Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAILROAD AREA POTENTIAL AT ARCHITECTURAL LOOK FORMATION OF A BIG CITY (NOVOSIBIRSK CASE STUDY)

The paper is devoted to the development of railroad areas that facilitates a formation of the architectural look of a city. The analysis of the architectural and planning evolution, potential resources and land management of railroad areas is presented in this paper. Some of promising models of formation of the architectural and planning structure within railroad areas are shown in the case study of Novosibirsk-city, designed by the Department of Architectural Space Design at Novosibirsk State Academy of Architecture and Fine Arts.

Текст научной работы на тему «Использование потенциального ресурса прирельсовых территорий при формировании индивидуального архитектурного облика крупного города (на примере города Новосибирска)»

УДК 711.01:625.3

СМОЛЯКОВА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, доцент, irasmol@yandex.ru

Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия, 630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 38

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО РЕСУРСА ПРИРЕЛЬСОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА КРУПНОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА)

Освоение прирельсовых территорий в крупном городе способствует формированию его индивидуального архитектурного облика. В статье приведен анализ архитектурно-планировочной эволюции, потенциального ресурса и современного использования прирельсовых территорий. Описаны некоторые перспективные модели формирования архитектурно-планировочной структуры архитектурных ансамблей в прирельсовых территориях крупного города на примере г. Новосибирска, разработанные на кафедре дизайна архитектурной среды Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии.

Ключевые слова: прирельсовые территории; железная дорога; архитектурно-планировочная эволюция; архитектурный облик города.

IRINA V. SMOLYAKOVA, А/Professor, irasmol@yandex.ru

Novosibirsk State Academy of Architecture and Fine Arts, 38, Krasnyi Ave., 630099, Novosibirsk, Russia

RAILROAD AREA POTENTIAL AT ARCHITECTURAL LOOK FORMATION OF A BIG CITY (NOVOSIBIRSK CASE STUDY)

The paper is devoted to the development of railroad areas that facilitates a formation of the architectural look of a city. The analysis of the architectural and planning evolution, potential resources and land management of railroad areas is presented in this paper. Some of promising models of formation of the architectural and planning structure within railroad areas are shown in the case study of Novosibirsk-city, designed by the Department of Architectural Space Design at Novosibirsk State Academy of Architecture and Fine Arts.

Keywords: railroad area; railway; architectural planning evolution; architectural look.

Железная дорога в России является самым универсальным видом транспорта, оказывающим минимальное негативное воздействие на окружающую среду. Обладает высокой пропускной и провозной способностью, большой надежностью, маневренностью, независимостью от погодных и климатических условий. Сеть железных дорог развивалась высокими темпами, обрастая в крупных городах и на сортировочных станциях огромным количеством зда-

© И.В. Смолякова, 2014

ний и сооружений железнодорожных хозяйств, включающих в себя пассажирские, служебно-технические и производственные здания [1].

Однако технический прогресс в развитии железнодорожного транспорта и новые тенденции в проектировании и строительстве зданий железнодорожных хозяйств нередко приводили к тому, что часть этих сооружений оказались маловостребованными или вовсе не нужными в современном крупном мегаполисе. Кроме того, обширные городские территории, занятые железнодорожными сооружениями, в т. ч. сортировочными станциями и депо, промышленными вводами, техническими базами и зонами отчуждения, стали негативно влиять на градостроительные, экологические, визуальные и социальные характеристики города [6]. Не стал исключением и один из крупнейших городов России -Новосибирск. Несмотря на то что железные дороги занимают особое место в функционировании города, они в то же время являются и мощными искусственными границами в городской структуре застройки, в значительной мере обуславливают и затрудняют развитие городских систем [2].

В настоящее время крупные города с их масштабами и огромными возможностями постепенно теряют свою привлекательность для жителей, остро ощущающих агрессивность и жестокость среды мегаполисов [11]. Обострились социально-экономические, транспортные и экологические проблемы. Сместились акценты в развитии исторической среды городских центров, что привело к реконструкции, реновации и модернизации привокзальных и прирельсовых территорий, которые имеют огромные ресурсы неэффективно используемых площадей.

В процессе архитектурно-планировочной эволюции прирельсовые территории Новосибирска приобретали разное функциональное назначение. Следует отметить, что процесс развития и формирования прирельсовых территорий не был хаотичным - градостроители уделяли ему внимание [7]. Однако принимаемые решения на каждом этапе развития напрямую зависели от технических возможностей и социальных приоритетов. В современных условиях такой подход к использованию городских территорий может привести к резким ухудшениям функционирования внутренних структур города. Это обуславливает интерес к территориям, которые в процессе реновации способны стать альтернативными пространствами в сложившемся социуме и увеличить свое влияние и значимость, используя внутренний потенциальный резерв развития города [1].

Необходимость перехода к интенсивным методам освоения, повышения социального статуса и технической оснащенности прирельсовых территорий в наши дни очень актуальна [8]. Освоение прирельсовых территорий такого крупного города, как Новосибирск, окажет значительное воздействие на формирование индивидуального архитектурно-пространственного облика города и улучшит качество жизни населения. Обширные полосы отчуждения железных дорог благодаря новым техническим возможностям можно сократить до минимума, а освободившиеся территории эффективно использовать после функциональной и технологической модернизации. В работе над проектами реновации зон отчуждения железной дороги необходимо учитывать активно идущий процесс включения сети железных дорог и станций в структуру го-

родских и региональных высокоскоростных транспортных систем. Сегодня железнодорожные станции - это центры обмена между разными видами транспорта с интенсивным потоком пассажиров. Необходимо отметить, что вокзальные комплексы сильно перегружены потоками транспорта, на которые они никогда не были рассчитаны, что еще более усугубляет экологические проблемы. Следует вернуть железнодорожным вокзальным комплексам как акцентам общегородского значения их градоформирующую роль в соответствии с их социальной и культурной значимостью - роль «архитектурных ворот города», существенно влияющих на его имидж [3]. Исследования в этой области приобретают особую актуальность в свете федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» Правительства Российской Федерации1.

Важнейший резерв организации крупных фрагментов и планировочных структур г. Новосибирска - промышленные предприятия и зоны с обширной сетью внутренних железнодорожных связей с подъездными путями, потерявшими свое значение под воздействием научно-технического прогресса, изменений экономической конъюнктуры, ужесточения экологических требований и пр. В качестве примера можно привести территорию старого речного порта в Железнодорожном районе Новосибирска. Исходя из разработок нового генерального плана Новосибирска [4] учитываются площади с предполагаемым изменением функционального назначения или его частичным сокращением. Важными составляющими генплана являются развитие коммерческих зон и организация многофункциональной общественной зоны данной территории, включающей торгово-деловые пространства, жилые здания, места отдыха. Таким образом, возникает вопрос проведения нового зонирования с учетом современных тенденций в развитии городских пространств, частичного уплотнения застройки вдоль железнодорожного полотна, привлечения новых функций для прирельсовых территорий с целью формирования самодостаточной, динамически развивающейся структуры.

Изучение и анализ прирельсовых территорий играют важную роль в динамике их концептуального развития и реновации. Основные аспекты развития:

- прирельсовые территории наиболее рациональны и перспективны для развития городской среды;

- модернизация транспортных узлов повлечет за собой создание новых центров города, включающих в себя самые разные функции;

- прирельсовые территории со временем должны совместить в себе множество функций, более интенсивно и эффективно используя территории города;

- в качестве модели упорядочения прирельсовых территорий может выступать исторически сложившийся композиционно-пространственный каркас города.

Необходимость разработки научно обоснованных направлений градостроительной реновации прирельсовых территорий Новосибирска в настоя-

1 Правительство Российской Федерации. Постановление от 5 декабря 2001 г. № 848 о федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

щее время определяется сосредоточением градостроительных проблем, связанных с промышленной застройкой этих территорий, искусственной преградой между прилегающими городскими территориями и пересмотром стратегий устойчивого развития от промышленной направленности города к полифункциональной, с поиском планировочных резервов и направлений перспективного развития [9].

Органичное вхождение прирельсовых территорий в городскую среду или доминирование в создании новых интегрированных городских структур позволят качественно улучшить архитектурно-планировочные, функциональные, экологические и другие характеристики этих территорий [10]. Создание условий для эстетически полноценной среды, гармонии жизнедеятельности и рациональное использование городских земель - цель концепции в области планирования и архитектурной застройки такого мегаполиса, как Новосибирск.

В процессе формирования городской среды при современном проектировании с повышением мирового влияния рыночной экономики происходит замещение функций: складские помещения, производственные здания и цеха предприятий, пустующие в последние годы, переоборудуются в торговые центры и комплексы. Увеличивается значимость общественных мест [8].

Территориальный рост города необходимо перенаправить на использование внутреннего резерва утративших актуальность железнодорожных площадей. К настоящему времени железные дороги образовали новую структуру по отношению к историческому плану города [5]. Прирельсовые территории из-за специфических технических требований представляют собой обширные коридоры сохранившихся складских, промышленных сооружений в плотной городской застройке центра. На сегодняшний день они парализуют эффективное функционирование транспортных артерий города, затрудняют связь между жилыми кварталами, перегораживают выходы к р. Оби, не окупая при этом потенциального ресурса занимаемых ими территорий. Со временем зона отчуждения железной дороги (100 м от путей в каждую сторону) была занята хаотичной застройкой транспортных, гаражных, ремонтных и других хозяйств, что нарушило восприятие города начиная с въездных магистралей до жилых кварталов центральной части Новосибирска, а также со стороны Оби.

Определяя необходимость создания на базе прирельсовых территорий Новосибирска новой активной городской структуры, можно выделить несколько предпосылок и факторов:

- необходимость корректировки транспортной инфраструктуры города;

- развитие общественных зон и рекреационных пространств для разрежения уплотненного жилого фронта застройки;

- уменьшение негативного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую городскую среду;

- развитие вблизи железных дорог процесса замещения функционального назначения сооружений промышленной застройки;

- смещение общественно-торговых функций в сторону железнодорожных станций и остановочных платформ.

Застройка прирельсовых территорий повысит архитектурно-композиционное и функциональное значение исторически сложившегося каркаса города. Повысить престиж прирельсовых территорий в центре города и придать им исключительное градостроительное значение позволят смещение архитектурных акцентов и размещение ответственных градостроительных объектов. Для формирования новых пространственных систем и прокладки коммуникаций использование не занятых застройкой прирельсовых территорий представляется стратегическим резервом развития города. Эти территории обладают высокой транспортной доступностью и способны обеспечивать развитие целого комплекса общественных зданий и сооружений, структуры многоуровневых транспортных и технических объектов, учреждений культурно-бытового обслуживания [10].

Вместе с тем можно использовать эти территории как места рекреации и зоны отдыха с активным включением элементов природной среды (устройством парков, скверов, и т. д.), позволяя дополнить зеленью прилегающие городские структуры.

В настоящее время проводится ряд мероприятий по упорядочению строительства и содержания сооружений и площадок, прилегающих к железной дороге, расположенных в полосе отвода и примыкающих к ней прирельсовых территориях. В частности, должны быть заменены или снесены все ветхие строения и ограждения, озеленены полосы отвода на остановочных пунктах и на подходах к ним у линейно-путевых зданий. Требования предусматривают окраску фасадов всех зданий в полосе отвода в различные фирменные цвета, единые в зависимости от железнодорожного направления. Такие же требования предъявлены к владельцам ведомственных и частных домов, расположенных в полосе отвода. В соответствии с предписаниями были выстроены новые вокзалы, павильоны, остановочные платформы, а также установлены однотипные ограждения сине-белого цвета на всем протяжении железнодорожных путей.

Обустройство прирельсовых территорий продолжается с учетом создания видовых панорам и респектабельного вида подъездных путей со стороны въездов в город.

В рамках курсового и дипломного проектирования на кафедре дизайна архитектурной среды Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии был выполнен ряд проектов по реновации прирельсовых территорий в районе остановочных платформ «Центр - Правая Обь» в Железнодорожном районе г. Новосибирска с различными концептуальными подходами. Рассмотрим некоторые из них.

Дипломный проект А. Поповой2 (рис. 1) является концептуальной попыткой решения исторически возникших проблем правобережья Новосибирска: сложившаяся вдоль железнодорожных путей часть производственной зоны не только отсекала центр города от акватории Оби, морально устарела,

2 Дипломный проект А. Поповой «Дизайн архитектурной среды прирельсовых территорий центральной части города Новосибирска», руководитель: доцент кафедры ДАС НГАХА И.В. Смо-

лякова.

утратила часть своих функций, но и пагубно влияла на экологию территории. В проекте рассматриваются вопросы:

- территориального развития центра города;

- существующей полосы отчуждения железной дороги;

- интеграции территории в структуру центра;

- создания предпосылок для развития городского ядра в сторону р. Оби;

- возникновения нового локального ядра в системе центра;

- изменения функционального назначения территории;

- организации крупного общественно-делового и культурно-рекреационного района на землях, имеющих в настоящее время промышленное и коммунально-складское назначение.

В основу проектного решения была положена историческая квартальная структура центра Новосибирска. С учетом сложившейся структуры по сооружаемой проектируемой платформе «Экопарка» над железнодорожными путями осуществляется переход в новый рекреационный экологический жилой комплекс с большой открытой набережной.

Таким образом, проектируемый район складывается не как абсолютно новое образование, игнорирующее историческое пространственное освоение территории, но как продолжение структуры старого центра г. Новосибирска. Новый проектируемый вокзал железнодорожных остановочных платформ «Центр» - «Правая Обь» расположен в двух уровнях и соединяет верхним уровнем платформу «Экопарка» с нижним уровнем непосредственно остановочных платформ железнодорожного транспорта.

Рис. 1. Фрагмент дипломного проекта А. Поповой

Цель концептуального проекта А. Гулевич3 (рис. 2) - создать творческую динамическую среду, в которой хотелось бы созерцать, восхищаться, удивляться и изучать ее. Перепрофилирование промышленных зданий в музейные - часто используемая смена функций, получившая за последние 30 лет широкое распространение во всем мире. Существующие здания и элементы

3 Курсовой архитектурно-дизайнерский проект А. Гулевич «Городской ансамбль с разработкой элементов предметно-пространственной среды и ландшафтного дизайна», руководитель: доцент кафедры ДАС НГАХА И.В. Смолякова.

ситуации, возможно, абсолютно не примечательные в архитектурном и дизайнерском отношении, но являющиеся важным элементом интенсификации этого места, а значит, ценные для коллективной памяти, должны вовлекать во вновь создаваемую среду. Прирельсовые территории в районе старого речного порта обладают собственной энергетикой, силой и выразительностью. Проектируемый парк тематически соотносится с парком «Начало» в Новосибирске. Существующие жилые кварталы исторического центра соединяются серией мостов над железнодорожными путями, тем самым продолжая связь с проектируемой территорией и рекой. На основе существующего рельефа создается новый современный парк с искусственным ландшафтом. Здания и технологическое оборудование - главные элементы новой эстетики парка. Сохраняются некоторые существующие промышленные здания и элементы порта, такие как железнодорожные пути, подъемные краны и пирс. Все сохраняемые объекты наделены новыми функциями и обновлены внешне. Здания предназначены для проведения биеннале современного искусства, презентаций и автомобильных шоу. Здесь же предусмотрено размещение художественных и архитектурных мастерских, галерей, книжных и дизайнерских магазинов, офисов, баров и ресторанов. Подъемные краны в проекте используются как огромные светильники - фонари и держатели для проекционных экранов. Архитектура в стиле лофт предоставляет большое поле деятельности для дизайна, одновременно минимизируя затраты. Данный концептуальный проект - попытка сделать бывший речной порт культурным центром и социально значимым местом.

Рис. 2. Фрагмент курсового проекта А. Гулевич

Рассмотрим проект О. Мартыновой4 (рис. 3). Обращаясь к таким старым, заброшенным уголкам города, как территория старого речного порта, следует помнить о ценности исторической застройки. Несмотря на непрекращающийся процесс городского развития, надо постараться не просто сохранить ее памятники, отрезав их от мира, но уловить дух данного места и оживить старую архитектуру новым функциональным сценарием. Это позволит развивать продуманную стратегию сохранения и ревитализации немногочисленных уцелевших объектов историко-культурного наследия в целях создания

4 Курсовой архитектурно-дизайнерский проект О. Мартыновой «Городской ансамбль», руководитель: канд. архит., доцент кафедры ДАС НГАХА А.Н. Клевакин.

гармоничной, эстетически полноценной среды и развития сферы туризма и отдыха. Железная дорога должна стать основным транспортом в проектируемом районе. Для этого ей необходимо придать более «мягкий» вид, сделать промышленную ветку пассажирской. Задача решается путём расстановки цветных акцентов в существующей хаотичной застройке. Выделение главных объектов позволит воспринимать среду по-новому, при этом остальные здания и конструкции не потребуют уничтожения или существенной реновации.

Рис. 3. Фрагмент курсового проекта О. Мартыновой

Работа на кафедре дизайна архитектурной среды в данном направлении продолжается.

В свое время железные дороги и железнодорожные вокзалы оказали существенное влияние на развитие планировочной структуры крупных городов России, создали предпосылки для появления и роста новых городских кварталов, заложили основу широкой экономической и социально-культурной деятельности. Сегодня необходимо вновь оценить потенциал и градообразующие функции, изначально заложенные в прирельсовых территориях, отказаться от отношения к ним как к второстепенным городским площадкам. Их использование должно рассматриваться как важнейшая составная часть городских программ по реорганизации жилых и промышленных районов, развитию природного комплекса, совершенствованию транспортной инфраструктуры и сохранению историко-культурного наследия.

Для создания единой объемно-планировочной структуры и нового облика города, способных отобразить все сферы возможного улучшения качества жизни в Новосибирске, мероприятия по застройке прирельсовых территорий должны осуществляться в комплексе. Только тогда освоение прирельсовых территорий даст ожидаемые дополнительные эффекты: социальный, транспортный, экологический, экономический, визуально-эстетический.

Библиографический список

1. Канунников, М.Н. Многофункциональные комплексы в прирельсовых территориях современного города: на примере Москвы : автореф. дис. ... канд. архит. 18.00.02: защищена 2002 / М.Н. Канунников. - М., 2002. - 23 с.

2. Гутнов, А.Э. Мир архитектуры: Лицо города / А.Э. Гутнов, В.Л. Глазычев. - М. : Мол. гвардия, 1990. - 350 с.

3. Арбатский, В.П. И увидел я город. / В.П. Арбатский. - Новосибирск : АО «Диалог-Сибирь», 1996. - 111 с.

4. Новосибирск. Генеральный план развития города 2007-2030 гг. / В.Н. Шумилов, В.П. Арбатский, С.В. Боярский, А.Е. Ксензов, В.В. Илюхин, Н.К. Герасимова, В.А. Скворцов, Ю.М. Бурика. - Новосибирск : Сибирское книжное издательство, 2007. -320 с.

5. Ерохин, Г.П. Эволюция пространственной структуры г. Новосибирска 1893-2007 гг. / Г.П. Ерохин. - Новосибирск : НГАХА, 2008. - 104 с.

6. Сосновский, В.А. Прикладные методы градостроительных исследований / В.А. Соснов-ский, Н.С. Русакова. - М. : Архитектура-С, 2006. - 112 с.

7. Колпакова, М.Р. Стратегия градостроительного развития сибирского города : автореф. дис. ... докт. архит. 18.00.04: защищена 2001 / М.Р. Колпакова. - М., 2001. - 326 с.

8. Guild, A. Alle that land just going to waste / A. Guild // Surveyor, 1980. - V. 155. - № 4595. Использование пустующих территорий в городах (англ.)

9. Pelletier, J. Les zones NA des grandes aglomerations: un essai de programmation / J. Pelletier, М. Soulier // Urbanisme, 1981. - № 183. Проблемы неиспользуемых и нерационально используемых городских территорий (фр.)

10. Urban dereliction. What of the future // Surveyor, 1980. - V. 155. - № 4575. Тенденции использования городской заброшенной земли (англ.).

11. Форрестер, Дж. Динамика развития города / Дж. Форрестер ; пер. с англ. М.Г. Орловой ; под ред. Ю.П. Иванилова ; предисл. Ю.К. Козлова. - М. : Прогресс, 1974. - 287 с.

References

1. Kanunnikov M.N. Mnogofunktsional'nye kompleksy v prirel'sovykh territoriyakh sovremen-nogo goroda: na primere Moskvy [Multifunctional complexes in railroad territories of the modern city: Moscow case study. PhD thesis]. Moscow, 2002. 168 p. (rus)

2. Gutnov A.E., Glazychev V.L. Mir arkhitektury: litso goroda. [World architecture: urban matrix]. Moscow : Molodaya gvardiya, 1990. 350 p. (rus)

3. Arbatskii V.P. I uvidel ya gorod. [And I saw the city]. Novosibirsk : AO 'Dialog-Sibir'', 1996. 111 p. (rus)

4. Shumilov V.N., Arbatskii V.P., Boyarskii S. V., Ksenzov A.E., Ilyukhin V. V., Gerasimova N.K., Skvortsov V.A., Burika Yu.M. Novosibirsk. General'nyi plan razvitiya goroda 2007-2030 gg. [Novosibirsk. The General city development plan 2007]. Novosibirsk : Sibirskoe knizhnoe iz-datel'stvo, 2007. 320 p. (rus)

5. Erokhin G.P. Evolyutsiya prostranstvennoi struktury g. Novosibirska 1893-2007 gg. [Evolution of Novosibirsk spatial structure, 1893-2007]. Novosibirsk : Novosibirsk State Academy of Architecture and Fine Arts, 2008. 104 p. (rus)

6. Sosnovskii V.A., Rusakova N.S. Prikladnye metody gradostroitel'nykh issledovanii [Applied methods of urban planning studies]. Moscow : Arkhitektura-S, 2006. 112 p. (rus)

7. Kolpakova M.R. Strategiya gradostroitel'nogo razvitiya sibirskogo goroda [Urban development of Siberian city. DSc thesis]. Moscow, 2001. 326 p. (rus)

8. Guild A. All that land just going to waste. Surveyor, 1980. V. 155. No. 4595.

9. Pelletier J., Soulier M. Les zones NA des grandes aglomerations: un essai de programmation. Urbanisme, 1981. No. 183.

10. Urban dereliction. What of the future. Surveyor, 1980. V.155. No. 4575.

11. Forrester J. Dinamika razvitiya goroda [Urban dynamics]. Ed. Yu.P. Ivanilov. Moscow : Progress, 1974. 287 p. (transl. from Engl. by M.G. Orlova)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.