Научная статья на тему 'Архитектурно-планировочное развитие многофункциональной застройки прибрежных городов'

Архитектурно-планировочное развитие многофункциональной застройки прибрежных городов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
530
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАБЕРЕЖНАЯ / ГОРОД / ПАНОРАМА / ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / ПРОМЕНАД / ЗАСТРОЙКА / АРХИТЕКТУРА / УРБАНИСТИКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Калинина Н.С., Фридрихсон А.Э.

В данной статье рассмотрены проблемы застройки прибрежных городов с использованием набережных и их рациональной организации. Основными препятствиями для развития прибрежной территории являются: отсутствие свободного и удобного выхода к воде, не оборудованные набережные, большие непродуманные парковки, промышленные зоны и высотные многоэтажные жилые здания, мешающие подходу к береговой линии. Проанализированы характерные особенности проектирования и зонирования этой территории, и различные примеры решения. На основе проведенного исследования предлагается выделить основные способы усовершенствования прибрежной части города, такие как: введение регламента предельной высоты застройки, выбор и зонирование функций на заданной для освоения территории, рациональное чередование застроенных и открытых пространств, реконструкция бывших промышленных зон в новые парки, озеленение прибрежных территорий, организация современных плавающих общественно-культурных зданий, формирование удобных мест для досуга и отдыха, применение натуральных материалов, повышение инвестиционной привлекательности и т.д. При этом необходимо учитывать негативные примеры, чтобы избежать подобных ошибок. Далее рассмотрены основные характеристики наиболее востребованных типов зданий находящихся у воды. Правильное расположение зданий и автомобильных дорог позволит иметь свободный доступ к воде и даст возможность обозрения местности с ее доминантами. Продуманность и создание всех необходимых условий для отдыха с социальной и физической активностью не только повысят индекс привлекательности района, но и увеличат инвестиции в бюджет города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-планировочное развитие многофункциональной застройки прибрежных городов»

Архитектурно-планировочное развитие многофункциональной застройки прибрежных городов

Калинина Наталья Сергеевна

кандидат архитектуры, доцент департамента архитектуры, Инженерная академия, Российский университет дружбы народов (РУДН), architrav@list.ru

Фридрихсон Анастасия Эдуардовна

магистрант департамента архитектуры, Инженерная академия, Российский университет дружбы народов (РУДН), afridrikhson@yandex.ru

В данной статье рассмотрены проблемы застройки прибрежных городов с использованием набережных и их рациональной организации. Основными препятствиями для развития прибрежной территории являются: отсутствие свободного и удобного выхода к воде, не оборудованные набережные, большие непродуманные парковки, промышленные зоны и высотные многоэтажные жилые здания, мешающие подходу к береговой линии. Проанализированы характерные особенности проектирования и зонирования этой территории, и различные примеры решения. На основе проведенного исследования предлагается выделить основные способы усовершенствования прибрежной части города, такие как: введение регламента предельной высоты застройки, выбор и зонирование функций на заданной для освоения территории, рациональное чередование застроенных и открытых пространств, реконструкция бывших промышленных зон в новые парки, озеленение прибрежных территорий, организация современных плавающих общественно-культурных зданий, формирование удобных мест для досуга и отдыха, применение натуральных материалов, повышение инвестиционной привлекательности и т.д. При этом необходимо учитывать негативные примеры, чтобы избежать подобных ошибок. Далее рассмотрены основные характеристики наиболее востребованных типов зданий находящихся у воды. Правильное расположение зданий и автомобильных дорог позволит иметь свободный доступ к воде и даст возможность обозрения местности с ее доминантами. Продуманность и создание всех необходимых условий для отдыха с социальной и физической активностью не только повысят индекс привлекательности района, но и увеличат инвестиции в бюджет города. Ключевые слова: набережная, город, панорама, зонирование территории, озеленение, променад, застройка, архитектура, урбанистика.

Города, находящиеся у воды, всегда имели «визитную карточку» в виде набережных, благодаря им, местность становилась узнаваемой не только с помощью исторических зданий в центре, но и по панорамным видам на город с воды. К сожалению, до ХХ века набережным уделялось мало внимания, что привело к нерациональной организации территории и недостатку комфортной среды для людей. Для того чтобы эти места улучшали жизнь городским жителям и привлекали новых туристов, необходимо обустраивать их для общественной жизни и свободного досуга, учитывая природный ландшафт и новейшие достижения науки и техники.

Рекреационный потенциал набережных не используется в полной мере. Отсутствие удобных спусков к воде, не оборудованные береговые линии и пешеходные дорожки вынуждают «обходить» эти территории стороной [1]. Продуманность и создание всех необходимых условий для отдыха не только повышают индекс привлекательности района, но и увеличивают инвестиции в бюджет. Архитектурная застройка, влияющая на образ и панораму города, может быть технически обустроена и подкреплена ландшафтной организацией береговой территории. Правильное расположение зданий и автомобильных дорог позволит иметь свободный доступ к воде и даст возможность обозрения местности с ее доминантами [2].

Рассматривая набережные, можно выделить ряд основных преград, мешающих усовершенствованию и развитию прибрежной зоны: повышенная плотность застройки и отсутствие свободного выхода к воде, что делает невозможным прогулки вдоль воды; парковки и стоянки автомобилей вдоль набережной становятся помехой прогуливающимся жителям; строительство новых многоэтажных жилых зданий, загораживающих вид и не учитывающих существующую застройку; промышленные зоны, сооружения и дорожная инфраструктура, ухудшающая вид на набережную и мешающая проходу к воде [3]; портовые сооружения и верфи.

В зарубежном и отечественном опыте есть города, которые уже справились с подобными вопросами. Среди примеров можно предложить ряд решений для устранения основных проблем: вводить регламент предельной высоты застройки и использовать принцип объемов на склоне вдоль берега, т.к. это поможет сохранить привлекательный вид на воду из тех зданий, которые расположены немного дальше от воды [4]; создавать интегральные пространства, определять функции на заданной для освоения территории, отдать приоритет спорту (площадки активного отдыха, детские игровые пространства), общественному питанию (кафе, рестораны, пиццерии, кофейни, столовые), услугам (прокат спортинвентаря, сезонные центры обслуживания), пляжным зонам и зонам тихого отдыха; рационально чередовать застроенные и открытые пространства [4]; обновлять и реконструировать бывшие промышленные зоны в современные парки; озеленять прибрежные территории, последовательно заменяя старую растительность на новую, выстраивать природный многоярусный каркас из деревьев, кустарников и других растений, устанавливая зеленую разделительную полосу между городом и прибрежной зоной [5]; организовывать современные плавающие общественно-культурные здания используя старый корпус судна (подводную и наводную часть корабля); формировать удобные и обустроенные места для самосовершенствования и отдыха человека, создавать активные береговые территории [6]; применять натуральные материалы (камень, дерево) для отделки поверхностей, берегоукрепительных сооружений; объединять архитектуру и ландшафтное искусство для визуального единства; восстанавливать старые и неиспользуемые прибрежные промышленные территории; повышать энергоэффективность зданий и сооружений и использовать альтернативные источники энергии, повышать уровень естественного освещения зданий; достигать композиционного единства архитектурных объемов и малых форм, сохраняя исторический образ места; повышать инвестиционную привлекательность, обеспечивая окупаемость объектов; восстанавливать и улучшать водную панораму города за счет цветового разнообразия зданий у воды и визуального выделения значимых сооружений; обеспечивать свободное и разнообразное движение для пешеходов; уменьшать потенциальные источники экологического загрязнения (транспорт, промышленные предприятия).

О £

ю

5

2

Рис. 1. Виды профилей морских и городских набережных: (а) вертикальный профиль обделки берега, (б) откосно-вертикальный, (в) криволинейный, (г) криволинейный с обратным уклоном, (д) откосный, (е) откосный с бермой.

сч со £

Б

а

2 ©

Как наиболее яркие положительные примеры можно рассмотреть следующие решения:

плавучие объекты с автономной инфраструктурой (например, плавающий бассейн на Сене перед национальной библиотекой в Париже; плавающая купальня Harbor Bath в Копенгагене; в Дании плавающая купальня Harbor Bath в Фоборге);

постоянные интересные события, привлекающие людей (например, концерты в парке Чивикона на озере Лугано в Швейцарии; соревнования по волейболу перед Петропавловской крепостью в Петербурге; музей современного искусства Аструп-Фернли в Осло) [7];

променад над водой (например, в Дании набережная Kalvebod Brygge и мост Сиркельброэн в Копенгагене);

камышовое пространство как природа, естественное развитие растительности, очищение воды, возобновление биоразнообразия (например, в Стокгольме камышовый парк в районе Хаммарбю Шёстад; в Швеции Анхор Парк в Мальме; оранжереи в парке Марина-Бэй-Саут в Сингапуре) [8];

портовые строения, новые центры, сохранение и улучшение исторической гавани (Хафен-Сити в Гамбурге; во Франции район Конфлюанс в Лионе; в Великобритании музей Виктории и Альберта в Данди; во Франции международный центр Villa Mйditerranйe, павильон Старого порта и MUCEM в Марселе) [5];

увеличение территории для пешеходов, детей, спортсменов и велосипедистов и уменьшение автомобильных полос (улица Квинс Ки около озера Онтарио в Торонто; в Мексике проспект Пасео-Та-баско в городе Вильяэрмос; в Испании

прогулочная набережная Западного пляжа в Бенидорме) [9];

создание пешеходных пространств, обустройство набережной кафе и магазинами, предусмотренные офисы и жилье в соотношении один к двум на первых этажах зданий, устройство городского пляжа и возведение музея современного искусства (например, в Норвегии набережная Акер-Брюгге в Осло) [9];

соединение частей города, создание променада, разработка концепции торговой сети и новых офисных площадей, размещение новой уличной мебели (например, в Германии неподалеку от Рейхстага в Шпрее) [2];

создание пешеходных и велосипедных дорожек на месте проезжей части, устройство новых павильонов и лавочек, соединение транспортного узла с оранжереей и магазинами (например, Крымская набережная в Москве; в Великобритании станция Crossrail «Кэнери-Уорф» в Лондоне);

обустройство беговой и велосипедной дороги с прогулочной зоной, преобразование промышленной неиспользуемой застройки под жилищное строительство (в США парк Domino в Нью-Йорке; в Великобритании электростанция Баттер-си в Лондоне) [1];

создание музея, культурных мест (например, в Испании музей Гугенхейма в Бильбао; Marina Bay Sands в Сингапуре; в Испании город искусств в Валенсии; в Норвегии национальный оперный театр в Осло; в Ирландии Площадь Гранд Канал в Дублине; Королевская библиотека в Копенгагене; в Китае Guangxi Culture & Art Center в Наньнин) [1].

При работе с проектами прибрежных территорий, чтобы не допустить подобных ошибок, необходимо учитывать негативные примеры:

новая и слишком монументальная застройка амфитеатров и малых архитектурных форм, что привело к обесцениванию береговой территории (улица 300-летия и Южно-Приморская в Санкт-Петербурге);

очень кардинальное преобразование и модернизация бывшей промышленной зоны в жилую застройку, что привело к повышению цен на жилье и отсутствию людей на набережной (набережная в районе Хафен-Сити в Гамбурге).

Набережная является городским пространством у воды, а также конструктивным сооружением для причала судов и берегоукрепления. Их расположение находится в месте негативно влияющем на материал конструкций, поэтому необходимо учитывать подробно их устройство и основные характеристики. Перед проектированием набережной необходимо геологическое обследование путем бурения и анализ статистики паводков за последние несколько десятилетий. Данные процедуры помогают определить высоту берегоукрепляющей стенки, которая обеспечивает защиту набережной от затопления. Благодаря этим данным узнается расчетный уровень высоких вод (горизонт максимального паводка повторяемостью в 30-40 лет) и относительно него поднимается на 0,5 м отметка карниза стенки. Затем производится детальное проектирование и монтаж набережной. Основными опорными элементами для берегоукрепления служат железобе-

Таблица 1

Группы вокзалов по вместимости и их характеристики:

Малые Средние Большие Крупны е

Min величина привокзальной площади, га 0,25 0,5 0,75 1.25

Ширина тротуаров вдоль здания со стороны привокзальной площади, м 2,25 3,75 5 и более

Участки озеленения Не менее 1,5-2 м /чел

Рис. 2. Схемы расположения здания: a - находится на берегу и не влияет на контур (MAAT, Португалия); b - «парящий» над водой (Centro БоШ, Испания); c - находящийся на воде (Louvre Abu Dhabi, ОАЭ); d - плавающий (Archipelago Cinema, Таиланд).

тонные конструкции, бетонные и шпунтовые сваи и реже - дерево. Основным материалом стенок являются железобетон и бетон монолитный или сборный, камень, редко - дерево. Конструктивные решения основных типов стенок берего-укрепления: гравитационные (за счет собственного веса стенки); свайные (за счет заделки свай в грунт).

Учитывая проектную планировку, устанавливаются границы береговой полосы, которую укрепляют сооружением подпорных стен, но и линии регулирования водоема. Принимая во внимание высоту берега, гидрологические, геологические и гидрогеологические характеристики, способ эксплуатирования делаются поперечные профили и тип конструктивного решения подпорных стен, обосновывается их высотное положение, планируются места размещения и основные размеры сходов-лестниц, причалов, пристаней и других элементов, обеспечивающих доступ к воде.

Существуют следующие виды профилей морских и городских набережных: вертикальный профиль обделки берега, откосно-вертикальный, криволинейный, криволинейный с обратным уклоном, откосный, откосный с бермой (рис. 1). [10]

К составляющим компонентам набережной относятся: гидротехнические сооружения с элементами прибрежной акватории (молы, пирсы, волноломы); террасы набережной (от линии регулирования до красной линии застройки или до берегового склона); архитектурные сооружения на набережной и на воде; береговой склон или фронт прилегающей застройки; средовой дизайн малых архитектурных форм и элементы оборудования.

Одним из важных элементов набережной является благоустройство (инженер-

ная подготовка территории, городское оборудование, покрытия и бордюры, площадки для отдыха), также невозможно обойти ландшафтное озеленение, МАФ и инженерную подготовку, которая поддерживает ухоженный вид. Связующим звеном набережной служит функциональные зоны и стиль.

На набережных, как и в обычном городе, могут встречаться площади. Чаще всего это бывают привокзальные площади. Градостроительная ситуация, интенсивность движения, количество и ширина улиц, а также здания находящиеся вблизи - все эти факторы влияют на размер площади (таб. 1).

Периметральная застройка или застройка со стороны противоположной «городскому» фасаду вокзала являются часто используемыми в архитектурно-планировочных решениях.

Основными зданиями на площади являются гостиницы, общественные комплексы, административно-служебные строения, транспортные и торговые объекты, а также объект связи. Благоустройством может служить озеленение, МАФ, декоративные бассейны и киоски. Необходимо учитывать, что привокзальные перроны обязаны быть доступными только для служебных лиц и пассажиров, но и для телескопических и подъемно-поворотных трампов и мостиков. Ограждения должны учитывать проезд для средств транспорта.

Виды привокзальных причалов и перронов: открытый причальный фронт; бассейновая система причалов; пирсовая система причалов; комбинированная [11].

Рассмотрев разнообразные примеры развития прибрежных территорий, можно выделить основные характеристики зданий, которые являются наиболее по-

пулярными и основные параметры и особенности типов зданий соответствующих совершенствованию решений набережной.

Объекты, находящиеся рядом с берегом и видимые с пляжей, имеют не большую высоту, как правило, не выше 3 этажей (более высокие строительные объемы должны находиться ближе к центру города). Преобладающей формой подобных зданий становится сходная с окружающим рельефом конфигурация, а также им необходимо иметь визуальную связь с ландшафтом побережья. Архитектура таких объектов часто является яркой, оригинальной и уникальной, что способствует успешному развитию города, созданию знакового места в городской среде и появлению большему количеству туристов. Чтобы подобные здания становились новым местом «притяжения» для посетителей, необходимо включать водную поверхность в композицию этих объектов, чтобы они становились рекреационной составляющей, были связью между городом и водой за счет пространственно-планировочного подхода, взаимодействовали с водной поверхностью. Правильно найденная в плане конфигурация объекта обеспечит продуманный доступ людей к набережной без непосредственного пересечения автомагистрали, может соединить два противоположных берега и создать гармоничный переход от здания к природе. Променад вдоль реки, продуманная пешеходная и транспортная инфраструктура, парки и открытые зеленые дворики способствуют формированию рекреаци-онно-культурной зоны, комфортному пребыванию посетителей и удобному проходу к зданию. Каскад внутренних переходов между корпусами поможет грамотному распределению внутренних потоков, созданию новых проходов между парком и набережной, которые будут формировать единое общедоступное пространство. Новой пешеходной инфраструктурой может являться не только променад на набережной, но и мостики бассейнов, выставочные площадки, весящие мосты над водой и лестницы. Естественное террасирование обеспечивает лучшее разделение пешеходных и транспортных потоков, что создает доступность, безопасность и разнообразие видовых точек на воду. Немаловажным фактором является размещение здания - все здания у воды по местоположению можно поделить на несколько типов: те, которые находятся на берегу и не влияют на его контур (тогда берега укрепляют с помощью бетонных и гранитных плит,

О

ю

S

*

со 2

сч со £

Б

а

2 ©

естественных камней, монолитного бетона); частично «парящие» над водой; находящиеся на воде (основание - сваи); плавающие - объемы, которые взаимодействуют с водной поверхностью, чаще всего формируют новые общественно-пешеходные зоны или создают разноуровневые набережные (рис. 2).

Как особенность общественных зданий у воды можно выделить возможность эксплуатации их кровли, которая может быть доступна каждому гуляющему по улице. С кровли открываются новые виды на панораму, и такая поверхность может предусматривать дощатые настилы, где можно посидеть, разноуровневые площадки, где возможно устраивать пикники, кататься на велосипеде, иметь открытые выставочные пространства и зоны отдыха, места размещения временных точек обслуживания, зеленых и водных партеров [7].

В прибрежных зданиях обычно эффективно присутствуют такие интересные и ресурсные объекты как кафе и рестораны, магазины и выставочные залы, галереи и библиотеки, офисы и конференц-залы, концертные залы и театры, амфитеатры и музеи. Для изучения мирового опыта проектирования и строительства морских терминалов были выбраны наиболее яркие и современные объекты из субэкваториального, субтропического и умеренного пояса. Для выявления характерных особенностей и выявления тенденций, объемы анализировали по различным параметрам и сравнивали их проекции и конфигурацию, изучали план и разрез, расположение относительно воды и функции имеющиеся в здании. (рис. 3) [6].

В зданиях на береговой линии актуальны такие помещения как атриум, площадки с панорамным видом на водные пейзажи и городскую застройку. На набережных могут находиться такие здания как яхтклубы, морские терминалы и вокзалы, но, к сожалению, их рентабельность становится сезонной [12]. Чтобы эти здания были актуальны круглый год, необходимо добавить новые функции, которые станут развивать их территорию и притягивать людей. Примерами подобных зданий являются: Marina Douro в Португалии, где помимо основных функций в наличии тренажерный зал, образовательные пространства, помещения для аренды водного транспорта и кафе; Yokohama International Passenger Terminal Foreig в Японии, где имеются магазины, выставочные и галерейные залы, парки и смотровые площадки, кафе и автовокзалы; Fortaleza Maritime Passenger Terminal

Рис. 3. Анализ опыта проектирования морских круизных терминалов

в Бразилии, с концертным залом, галереями и, магазинами, кафе и ресторанами, офисами и отдельным пляжем; Terminal de Cruceros de Leixхes в Португалии - в составе амфитеатр, ресторан с кафе, обзорная площадка, научно-технический парк и учебные залы; круизный терминал в Лиссабоне в Португалии -концертный зал и амфитеатр, магазины и картинная галерея, кафе и рестораны, смотровая площадка и рядом находящийся парк. Добавляя новые функции в подобных зданиях, можно создать всесе-зонные места притяжения, организовать разнообразие в проводимых мероприя-

тиях, притянуть большее количество людей, тем самым привлечь здание и рядом находящееся пространство в культурный центр. Благодаря таким местам появляется городская активность.

В условиях реконструкции и устройства набережных контакт горожан с природой и рядом находящимися объектами следует рассматривать как особую сферу проектирования и формирования архитектурной среды прибрежных городов. Архитектурные объекты могут становиться не только новыми акцентными точкам, способствуя градостроительным изменениям, преображающим окружающую сре-

ду, но и местом соединения, «мостом» между водой и сушей, морем и городом. Учитывая ошибки прошлого и используя накопленный зарубежный и отечественный опыт, можно улучшить и создать более благоприятные условия для времяпровождения у воды в прибрежных городах, преображать город новыми зданиями, создающими вокруг себя уникальную технически усовершенствованную современную атмосферу с учетом требований экологии и достижений науки и техники.

При проектировании и восстановлении набережных и зданий, находящихся в прибрежной полосе, необходимо учитывать климат, геологические обследования, анализ статистики паводков, зонирование территории и расположение зданий относительно воды. Учитывая ошибки прошлого и используя накопленный зарубежный и отечественный опыт, можно улучшить и создать более благоприятные условия для времяпровождения у воды в прибрежных городах, преображать город новыми зданиями, создающими вокруг себя уникальную атмосферу.

Литература

1. Набережные городов мира: от заброшенных территорий к комфортному общественному пространству Электронный ресурс. . - Режим доступа: Ира:// stroi.mos.ru/photo_lines/mirovye-naberezhnye?from=cl. Дата обращения: 12.10.2018;

2. Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки//по заказу Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы-М. - 2016. - С. 564;

3. Дружина И.Е. Город и вода: основные градостроительные приемы формирования городской среды и прибрежных территорий Баку // Вестник Иркутского Государственного Технического Университета. - 2014. - № 12. - С. 107-116;

4. Нефедов В.А. Береговая архитектура и дизайн среды у воды // Российский архитектурный портал Зеленый город Электронный ресурс. . - Режим доступа: http://green-city.su/beregovaya-arxitektura-i-dizajn-sredy-u-vody/. Дата обращения: 07.12.2018;

5. Красильникова Э.Э., Данилина О.С., Прохорова М.А., Яровая Н.П. Перспективы развития прибрежных общественно-рекреационных территорий // Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет 2010. С. 382-384;

6. Емельянова А. Магистерская диссертация Комплексное формирование инфраструктуры прибрежных территорий как фактор устойчивого развития городской среды Электронный ресурс. . - Режим доступа: https://dspace.spbu.ru/ bitstream/ 1 1 70 1 /7 2 06/ 1 / Dissertaciya__Neva__Emelyanova.pdf

7. Гайкова Л.В. Общественные здания и комплексы на набережных крупных городов // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №1(42). - С. 254268, Электронный ресурс. . - Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/ 2018/ 1kvart18/ 19_gaikova/index.php

8. Константинов А. С. Принципы формирования городских прибрежных территорий // Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет Электронный ресурс. . - Режим доступа: http://alairnn.ru/kg/7/?nid =252&a=entry.show.

9. 5 городов мира с лучшими современными набережными Электронный ресурс. . - Режим доступа: http:// archsovet.msk.ru/article/gorod/5-gorodov-mira-s-luchshimi-sovremennymi-naberezhnymi. Дата обращения: 17.11.2018;

10. Будин А.Я. Городские и портовые набережные // СПб.: Политехника -2014. - С. 424;

11. Пособие по проектированию вокзалов (к СНиП II-85-80) // ЦНИИП градостроительства. - М.: Стройиздат, -1987. Электронный ресурс. . - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/ 5806896/page:3/.

12. Печеник М. Е. Принципы формирования объектов водно-парусного спорта, отдыха и туризма в прибрежных зонах акваторий: автореф. дис. ... канд. архитектуры// Нижний Новгород. - 2016. - С. 28.

Architectural planning improvement of a coastal cities multi-functional development Kalinina N.S., Fridrikhson А^.

Peoples' Friendship University of Russia This article deals with the problems of development of coastal cities with the use of embankments and their rational organization. The main obstacles of the coastal development area are: the lack of free and convenient access to the water, not equipped seafront, large ill-considered parking, industrial areas and high residential buildings that interfere with the approach to the coastline. The characteristic features of the design and zoning of this area and various examples of solutions are analyzed. On the basis of the study it is proposed to identify the main ways to improve the coastal part of the city such as: the introduction of the regulation of the maximum height of development, selection and zoning of functions on a given territory for the development, rational alternation of built and open spaces, the reconstruction of former

industrial zones to new parks, landscaping of coastal areas, the organization of modern floating social and cultural buildings, the formation of convenient places for leisure and recreation, the use of natural materials, increasing investment attractiveness, etc. It is necessary to take into account the negative examples to avoid such errors. The following are the main characteristics of the most popular types of buildings located near the water. The correct location of buildings and roads will allow to have free access to water and give the opportunity to review the area with its dominants. Reasonableness and creation of all necessary conditions for recreation with social and physical activity will not only increase the attractiveness index of the district, but also increase investment in the city budget.

Key words: seafront, town, panorama, zone, planting of greenery, promenade, building, architecture, urbanism.

References

1. Embankments of cities in the world: from abandoned

areas to a comfortable public space Electronic resource. . - Access mode: https://stroi.mos.ru/ photo_lines/mirovye-naberezhnye?from=cl. Appeal date: 10/12/2018;

2. Album of typical solutions for the integrated

improvement of embankments of the Moscow River // commissioned by the Committee for Architecture and Urban Planning of the city of Moscow-M. - 2016. - p. 564;

3. Druzhina I.E. City and water: basic urban planning

techniques for the formation of the urban environment and coastal areas of Baku // Bulletin of the Irkutsk State Technical University. - 2014. - № 12. - p. 107-116;

4. Nefedov V.A. Coastal architecture and design of

the environment near the water // Russian architectural portal Green City Electronic resource. . - Access mode: http://green-city.su/beregovaya-arxitektura-i-dizajn-sredy-u-vody/. Circulation date: 12/07/2018;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Krasilnikova E.E., Danilina OS, Prokhorova MA,

Yarovaya N.P. Prospects for the development of coastal socio-recreational areas // Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering - 2010. - P. 382-384;

6. Emelyanova A. Master thesis Integrated formation

of the infrastructure of coastal areas as a factor for the sustainable development of the urban environment Electronic resource. . - The access mode: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/ 7206/1/Dissertaciya__Neva__Emelyanova.pdf The address is 16.10.2018;

7. Gaikova L.V. Public buildings and complexes on the

embankments of large cities // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №1 (42). - p. 254-268, Electronic resource. . - Mode of access: http://marhi.ru/AMIT/2018/1kvart18/ 19_gaikova/index.php. Address: 20/09/2018;

8. Konstantinov A.S. Principles of urban coastal

areas formation // Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering Electronic Resource. . - Access mode: http:/ /alairnn.ru/kg/7/?nid=252&a=entry.show. Appeal date: 12.11.2018;

9. 5 cities of the world with the best modern quays

Electronic resource. . - Access mode: http:// archsovet.msk.ru/article/gorod/5-gorodov-mira-s-luchshimi-sovremennymi-naberezhnymi. Circulation date: 11/17/2018;

10. Budin A.Ya. City and port embankments // SPb .: Polytechnic - 2014. - P. 424;

11. Manual on the design of stations (to SNiP II-85-80) // TsNIIP urban planning. - M .: stroiizdat, -1987. Electronic resource. . - Access mode: https://studfiles.net/preview/5806896/page.06/ . Circulation date: 01/12/2019;

12. Pechenik, ME, Principles of Formation of Water-Sailing Sports, Recreation, and Tourism Objects in Coastal Water Areas: author. dis. ... Cand. architecture // Nizhny Novgorod. - 2016. - p. 28.

О

Ю

5

*

CO 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.