Научная статья на тему 'Развитие и обустройство прибрежных территорий в центральной части крупных городов посредством размещения объектов спорта на набережных'

Развитие и обустройство прибрежных территорий в центральной части крупных городов посредством размещения объектов спорта на набережных Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
878
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАБЕРЕЖНАЯ / QUAY / ПРИБРЕЖНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / COASTAL AREAS / ПРИБРЕЖНАЯ СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / COASTAL SPORTS INFRASTRUCTURE / ХАЙ-ДАЙВИНГ / ЭФФЕКТИВНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ НАБЕРЕЖНЫХ / EFFECTIVE EXPLOITATION OF QUAYS / HIGH-DIVING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Арсентьева Ю.П.

Статья рассматривает вопросы эффективной организации прибрежных территорий в центрах крупных городов для обеспечения высокого уровня жизненной активности горожан на набережных и раскрытия потенциала береговых зон в структуре города. В качестве фактора повышения эксплуатационной активности набережных, в статье анализируется метод размещения в береговой зоне объектов спорта на примере устройства спортивной инфраструктуры для высотных прыжков в воду на Кремлевской набережной р. Казанка в г. Казани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and improvement of coastal areas in the central part of large cities by placing objects of sports on quays

Historically, cities formed on the shores of seas and rivers and water bodies played an essential role in their life. Quays were areas for placing trade squares, industrial factories, docks and warehouses. Since the middle of the XX century grows the need of the cities for the aesthetic development of quays. Reconstruction of waterfronts, developing of their infrastructure for various activities and leisure of citizens becomes one of the priorities of today''s large cities. However, nowadays coastal areas in large cities are exploitated inefficiently for several reasons: lack of organized access to the water, lack of waterfront housing, whose residents could actively exploit the space of the quays, non-availability of attractive objects and services. One of the most effective ways to attract people to the quays is placing on them unique objects and infrastructure for recreation. The example of such object is performed by «Kazanka river» sports object for high-diving which was placed on the Kremlin quay in Kazan, 2014. Experience of placing water-sports infrastructure on the waterfront of Kazan demonstrates using of quay as a site for major sports projects, which ensures the involvement of many people and reveals the potential of the coastal territory.

Текст научной работы на тему «Развитие и обустройство прибрежных территорий в центральной части крупных городов посредством размещения объектов спорта на набережных»

Г Р V VKTPIIIIТЕ* IЫ ТВО. П.1ЛШ1ЕМ)ВКЛ IКДЬСКП\ НДСЕ.1ЕН1ЫХ [[МИЛ Hit

УДК 711.558

Арсентьева Ю.П. - аспирант

E-mail: arsenburg@yandex.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Развитие и обустройство прибрежных территорий в центральной части крупных городов посредством размещения объектов спорта на набережных

Аннотация

Статья рассматривает вопросы эффективной организации прибрежных территорий в центрах крупных городов для обеспечения высокого уровня жизненной активности горожан на набережных и раскрытия потенциала береговых зон в структуре города. В качестве фактора повышения эксплуатационной активности набережных, в статье анализируется метод размещения в береговой зоне объектов спорта на примере устройства спортивной инфраструктуры для высотных прыжков в воду на Кремлевской набережной р. Казанка в г. Казани.

Ключевые слова: набережная, прибрежные территории, прибрежная спортивная инфраструктура, хай-дайвинг, эффективная эксплуатация набережных.

Введение

Исторически формирование городов происходило на берегах водных объектов -морей и рек, служивших источниками воды для питьевых и хозяйственных нужд и транспортными сообщениями. Наряду с развитием утилитарных функций водного объекта и прилегающих к нему территорий в структуре города, в градостроительстве формируются репрезентативный и рекреационный аспекты использования прибрежных территорий: набережные выступают одним из самых привлекательных мест для досуга горожан, а их архитектурный облик становится важнейшим элементом образа города [1].

В ходе редевелопмента береговых зон, получившего активное развитие с середины XX века, в прибрежных территориях городов Запада складывается новая градостроительная среда с различным соотношением функций новой застройки и разными планировочными решениями набережных в каждом городе. Баланс функций застройки береговой зоны оказывает прямое влияние на активность эксплуатации набережных жителями, а, следовательно, на эффективность использования и реализацию потенциала данных территорий в структуре города. Необходимо выявить градостроительные инструменты, применение которых позволило бы повысить эксплуатационную привлекательность прибрежных территорий и обеспечило бы реализацию их потенциала. В качестве эффективного метода для притяжения горожан в прибрежную зону и повышения активности ее эксплуатации, в данной статье рассматривается организация в зоне набережных водно-спортивной инфраструктуры.

Виды эксплуатации набережных в центрах крупных городов

В процессе формирования городов вблизи водных объектов, в некоторых из них прибрежные зоны изначально обустраивались как территории для торговли (рыночные площади) или зоны восприятия парадного водного фасада города. Однако с возрастанием значимости морей и рек как транспортных путей, во многих крупных городах протяженные участки прибрежных территорий получали хозяйственное назначение - на берегах рек размещались портовые доки и склады, которые впоследствии устаревали технологически и вовлекались в городскую среду в неряшливом и неприглядном виде.

Начиная с середины XX века, возникает тенденция редевелопмента промышленных и портовых прибрежных территорий по причине утраты их производственной и технологической эффективности, возрастает потребность городов в эстетическом и благоустроительном освоении набережных. К числу городов, прошедших успешный путь преображения депрессивной среды прибрежных индустриальных зон в обустроенные

районы с высококачественной градостроительной средой, относятся Лондон, Гамбург, Копенгаген, Бильбао, Амстердам, Роттердам и др.

В ходе редевелопмента прибрежных территорий и обустройства набережных применяются различные градостроительные и архитектурно-планировочные решения, формирующие среду различного характера: притягательную для пребывания людей или же способствующую их крайне редкому появлению в зоне набережной. В связи с вышеизложенным, следует выделить ряд типов набережных на основе принципа их организации и определить характер уклада жизни, возникающего на их территории:

а) Парадные набережные. В исторических центрах ряда крупных городов прибрежные зоны фрагментарно оборудовались парадными набережными, имевшими репрезентативный характер. Облаченные в мрамор и гранит, набережные олицетворяли мощь и триумф города. В образе парадных набережных основным акцентом является мощная перспектива реки, завершающаяся силуэтом группы знаковых зданий.

В частности, во второй половине XVIII в. в Санкт-Петербурге сформировались парадные Дворцовая и Английская набережные, а в первой половине XIX в. -Кремлевская и Софийская набережные Москвы.

Парадные набережные Санкт-Петербурга и Москвы всегда пустынны и в основном функционируют как транспортные магистрали, где люди появляются крайне редко - при их организации не предусматривалось инфраструктуры, привлекающей людей. Данный тип набережных предусматривается, главным образом, для эстетического восприятия городской прибрежной зоны зрителями, прибывающими по воде, или обозревающими набережную с другого берега [2].

б) Видовые набережные. Предусматриваются в городах в качестве пространства для восприятия панорамы противоположного берега. Характерны для городов Поволжья.

в) Набережные-променады. Служат традиционным местом прогулок для горожан. Для набережных данного типа характерно проведение на них значимых городских событий: карнавалов, спортивных соревнований, демонстраций, парадов, художественных выставок. Примерами в рамках вышеуказанного типа могут выступать набережные городов Ницца и Канны.

г) Набережные с преобладанием жилья. В ряде городов освоение набережных осуществляется путем активного развития на их территории жилой среды. Жилье размещается не только вблизи водного объекта, но и непосредственно на воде. Подобным образом набережные обустраиваются в Амстердаме: плавучие дома, оборудованные всеми необходимыми инженерными коммуникациями, пришвартовываются к причальным стенкам наряду с катерами и лодками. Формируется насыщенная среда набережной - у воды рядом с жильем организуются системы озеленения и велосипедных парковок, стоянки водного транспорта.

С активным преобладанием жилья обустроены набережные в Бангкоке. Дома на бангкокских набережных представлены двумя типами: первые размещаются на железобетонных конструкциях вместо зоны публичной набережной и нависают над водой, вторые устраиваются на сваях перед причальной стенкой реки. В обоих случаях частная жизнь обитателей домов вынесена «на воду» и открыта для обозрения [2]. Наличие в городе крупной реки, а также заболоченная, сильно обводненная местность, в которой расположен город, обусловили широкое использование водного транспорта как для внешнего сообщения, так и для внутригородских перевозок и близкое размещение к жилью на воде лодочных станций и стоянок водного транспорта.

Набережные, организованные вышеуказанным образом, всегда наполнены городской жизнью и активно эксплуатируются жильцами прибрежных домов.

е) Парковые набережные. В ряде городов организуются природные набережные без подпорных стен и парапетов. Создание парковых набережных сопряжено с масштабными берегоукрепительными мероприятиями и формированием откосов, высаженных травой, или рукотворных песчаных отмелей. Системы озеленения парковых набережных являются буфером для сопряжения городской застройки с акваторией и обеспечивают их единое восприятие. Широкие зеленые массивы между водоемом и застройкой выполняют

функцию защиты прибрежных построек от ветра, а также обращают зрителя к природной среде внутри города.

В частности, набережные паркового типа организованы в Зальцбурге (Австрия), где пространство набережной также активно используется для проведения воскресных ярмарок, а также в Утрехте (Нидерланды) [2].

Аспект эффективной эксплуатации набережных в крупных городах

В структуре города набережные выступают элементом, сопрягающим берег с акваторией и обеспечивающим защиту территорий городской застройки от подтопления.

Однако помимо инженерной защиты, набережные призваны обеспечивать функцию рекреационного пространства для жителей домов, расположенных вблизи водных объектов, формировать комфортную среду для досуга горожан, являясь неотъемлемой частью образа города [3].

В случае отказа города от обустройства прибрежной зоны или редевелопмента пришедшей в упадок береговой производственной зоны, функционирование данных территорий происходит стихийно. Городская среда в данном случае остается депрессивной: в зоне набережных наблюдаются неукрепленные берега, подмываемые водами, отсутствие необходимой транспортной и спортивно-рекреационной инфраструктуры, замирание развития жилой среды. Все эти факторы служат основанием для неэффективной эксплуатации береговых зон горожанами [4].

На сегодняшний день для города выгодно формирование качественной береговой инфраструктуры. Создание качественной среды набережных путем организации мест современного досуга - спортивных площадок, точек проката спортивного инвентаря, инфраструктуры для яхтенного плавания, выставочных комплексов под открытым небом существенно повышает индекс инвестиционной привлекательности прибрежных территорий вместе со стоимостью береговой недвижимости, а также эффективность эксплуатации прибрежной инфраструктуры городскими жителями [5].

Одной из самых значимых характеристик территорий набережных является их доступность для горожан. Потенциально являясь важными зонами городской рекреации, территории набережных должны быть обеспечены организованными выходами к воде.

При отсутствии удобной системы благоустроенных выходов к воде, а также необходимой спортивной, рекреационной, транспортной инфраструктур, территории набережных становятся «выключенными» из городской жизни и эксплуатируются неэффективно. Отсутствие эффективной эксплуатации набережных является причиной упущенных финансовых вливаний в городской бюджет, поскольку стоимость прибрежной недвижимости становится существенно ниже в сравнении с ценами на аналогичную недвижимость в благоустроенных прибрежных зонах [6].

Однако благоустройство прибрежных территорий не всегда обеспечивает прогнозируемую эксплуатационную привлекательность набережных. В результате реконструкции прибрежного района Hafencity в Гамбурге (Германия), стоимость прибрежного жилья существенно превысила ожидаемый порог, в связи с чем на сегодняшний день многие квартиры остаются непроданными, и большую часть времени общественное пространство набережной остается безлюдным. Администрация города привлекает горожан на набережные путем организации крупных фестивалей и ярмарок.

Размещение спортивных объектов в прибрежных территориях как фактор, обеспечивающий их эксплуатационную привлекательность, на примере опыта г. Казани

Для обеспечения высокой эксплуатационной активности прибрежных территорий города, необходимо привлечь горожан на набережную. Береговые территории привлекают горожан в наибольшей степени в случае размещения на них уникальных объектов, а также зон с максимально возможным диапазоном рекреационных занятий [7].

К числу уникальных объектов в зоне набережных могут быть отнесены плавучие бассейны и центры культуры. В частности, плавающий бассейн на р. Сена, расположенный перед Национальной библиотекой в Париже (Франция) стал основным

объектом, привлекающим людей на набережную. Столь же привлекательным объектом является плавающая купальная Harbour Bath в Копенгагене (Дания) [2].

В качестве уникальных объектов, планируемых к размещению на набережных, могут быть рассмотрены комплексы сооружений для прыжков в воду с экстремальных высот (хай-дайвинг). Организация крупных спортивных мероприятий в зоне набережных способствует формированию бренда центральной прибрежной зоны города как платформы для реализации крупных проектов, места, несущего в себе уникальные характеристики, способные выделить его среди прочих городских прибрежных территорий [8].

Опыт размещения вышеуказанной спортивной инфраструктуры на центральной набережной сложился в г. Барселона (Испания) в период проведения XV чемпионата мира по водным видам спорта в 2013 г. в портовой зоне Port Veil, где хай-дайвинг впервые вошел в программу соревнований. Спортсмены совершали эффектные затяжные прыжки с конструкции сборно-разборной вышки на фоне живописной панорамы города, что привлекло на набережную многочисленных зрителей. Также в морской акватории была организована трасса плавания по открытой воде. Зрелищность соревнований, необычная форма элементов спортивной инфраструктуры и комфортные условия для зрителей сформировали образ набережной как наиболее подходящего места для водно-спортивных активностей.

Рис. 1. Инфраструктура для высотных прыжков в воду на набережной г. Барселона [9]

В рамках проведения Первого кубка мира по хай-дайвингу в 2014 г. в Казани на Кремлевской набережной также было выполнено устройство временной инфраструктуры соревновательного спортивного объекта «Река Казанка».

На сегодняшний день Кремлевская набережная находится в процессе реконструкции: выполнено благоустройство около 1,2 км береговой линии. После устройства на набережной спортивного покрытия, систем озеленения и освещения, размещения скамеек, набережная стала привлекать значительно большее число городских жителей, приезжающих к реке специально для занятий спортом. Помимо организации элементов благоустройства, на набережной было построено здание ресторанного комплекса с зонами, предусмотренными для размещения летних кафе. Однако, по причине отсутствия системы выходов к воде (пешеходный доступ к водному объекту блокируется планировочным образованием поселка нефтяников, закрытым для прохода горожан и проезда автомобильного транспорта), а также в связи с отдаленностью массивов жилья от воды, набережная эксплуатируется горожанами в недостаточном объеме.

Организация международных соревнований по хай-дайвингу на Кремлевской набережной послужила основанием для раскрытия потенциала и ресурсов ее территории. Сочетание архитектурной красоты панорамы исторического центра Казани и спортивной атмосферы привлекло в зону проведения спортивного мероприятия широкую аудиторию горожан.

Для устройства временного спортивного объекта «Река Казанка» было выполнено строительство площадки пирса в акватории р. Казанка, а также площадки под размещение вышки для ведения телевизионной съемки, проведены работы по дноуглублению реки в зоне приводнения спортсменов и монтаж элементов временной инфраструктуры - понтонов, трибун с навесом, павильонов, вышки для высотных прыжков, вышки для телевизионной съемки, сборно-разборной перегородки, мобильного

сантехнического оборудования (душевые, система «искусственная рябь»). Также были организованы швартовые пальцы для маломерных судов экстренных служб.

Инфраструктура спортивного объекта обеспечивала обслуживание спортсменов, представителей прессы, членов организационного комитета спортивного мероприятия, почетных гостей соревнований, зрителей.

Рис. 2. Схема инфраструктуры объекта «Река Казанка» для проведения Первого кубка мира по хай-дайвингу на Кремлевской набережной в г. Казани

После завершения демонтажа временной инфраструктуры объекта, на Кремлевской набережной сохранена стационарная площадка пирса с элементами озеленения, пригодная для многоцелевого использования: возможна эксплуатация площадки как причала для маломерных судов, в качестве смотровой площадки, зоны тихого отдыха, а также места размещения летних кафе.

В летний сезон 2015 года в рамках XVI чемпионата мира по водным видам спорта в г. Казани на Кремлевской набережной планируется повторное проведение соревнований по хай-дайвингу, а также по плаванию на открытой воде с устройством временной водноспортивной инфраструктуры, что значительно активизирует жизнь на набережной. На сегодняшний день ведутся берегоукрепительные работы, а также дноуглубление р. Казанка для обеспечения требуемой глубины трассы плавания. Также до начала мероприятий чемпионата в июле 2015 г. в акватории вблизи Кремлевского спуска планируется создание двух искусственных озелененных островов с устройством проходов, соединяющих острова и территорию набережной. Предполагается, что искусственные острова станут дополнительными объектами притяжения горожан для проведения досуга, а также будут выполнять функцию природных смотровых площадок.

Организация в зоне Кремлевской набережной необычных элементов ландшафта и дополнительных элементов благоустройства, открытие ресторанного комплекса и летних кафе, проведение зрелищных спортивных соревнований по высотным прыжкам в воду и плаванию на открытой воде формируют образ набережной как одной из самых притягательных зон городской рекреации.

Рис. 3. Этапы трансформации Кремлевской набережной в г. Казани

Стоит отметить, что на территории г. Казани наиболее эффективным было бы развитие водно-спортивной инфраструктуры на набережной правого берега р. Казанка для обеспечения ее непрерывного функционирования в летний сезон. В зоне правого берега размещены крупные массивы жилья у воды, представленные жилыми комплексами «Панорама», «Берег», «Магеллан», которые обеспечивают большое число потенциальных пользователей вышеуказанной инфраструктуры.

Заключение

Создание и реконструкция городских набережных, обеспечение их инфраструктурой для различных видов деятельности и досуга горожан является одной из приоритетных задач современных крупных городов. Прибрежные пространства остро нуждаются в развитии многофункциональной инфраструктуры, ориентированной на удовлетворение интересов горожан, принадлежащих к различным возрастным и социальным группам, для притяжения максимального числа потребителей услуг и обеспечения эффективной эксплуатации прибрежных зон.

Опыт размещения на Кремлевской набережной г. Казани водно-спортивной инфраструктуры демонстрирует возможность использования прибрежных территорий городов в новом качестве площадки для реализации крупных спортивных проектов, что обеспечивает привлечение на набережные множества людей.

Организация спортивной инфраструктуры на набережных, размещение на их территории уникальных объектов притяжения людей способствует раскрытию потенциала береговых зон в связи с их обеспечением новыми элементами прибрежной инфраструктуры, которые в дальнейшем активно эксплуатируются горожанами. Размещение водно-спортивной инфраструктуры в зоне набережных крупных городов обеспечивает формирование современной функциональной среды прибрежных зон, насыщенной объектами, притягательными для городских жителей.

Список библиографических ссылок

1. Дуцев М.В. Архитектурно-художественное формирование открытых городских пространств (на примере европейских городов) // Сетевой научно-теоретический журнал «Архитектон: известия вузов», 2012, № 40.

2. Высоковский А.А. Городские набережные. URL: http://kak.ru/columns/ urbanenvironment/a3951/ (дата обращения: 10.03.2015).

3. Рыбаченко Г. Благоустройство набережных. Бережное отношение к набережным // Сибирский дом, 2012, № 4 (99).

4. Loci Urban Design Architecture and Planning for Waterford City Council. Waterford North Quays - Urban Design Framework Plan, 2008. - 35 p.

5. Dublin City Council. George's quay local area plan, 2012 - 50 p.

6. Pawlukiewicz, Michael; Prema Katari Gupta; Carl Koelbel. Ten principles for Coastal Development. Washington, D.C.: ULI - the Urban Land Institute, 2007. - 42 p.

7. Нефедов В.А. О радикальных переменах на городских набережных. URL: http://www.the-village.ru/village/city/direct-speech/172323-peterburg-i-voda (дата обращения: 10.03.2015).

8. Кириков А. Основы эффективности для брендинга мест // Маркетинг Менеджмент, 2012, № 11-12.

9. Barcelona 2013, High-diving // URL: http://www.fina.org/H2O/index.php?option= com_content&view=article&id=4038:high-diving-day-3-duque-the-king-in-barcelona& Itemid=1513 (дата обращения: 14.03.2015).

Arsenteva Y.P. - post-graduate student E-mail: arsenburg@yandex.ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Development and improvement of coastal areas in the central part of large cities by placing objects of sports on quays

Resume

Historically, cities formed on the shores of seas and rivers and water bodies played an essential role in their life. Quays were areas for placing trade squares, industrial factories, docks and warehouses. Since the middle of the XX century grows the need of the cities for the aesthetic development of quays. Reconstruction of waterfronts, developing of their infrastructure for various activities and leisure of citizens becomes one of the priorities of today's large cities. However, nowadays coastal areas in large cities are exploitated inefficiently for several reasons: lack of organized access to the water, lack of waterfront housing, whose residents could actively exploit the space of the quays, non-availability of attractive objects and services. One of the most effective ways to attract people to the quays is placing on them unique objects and infrastructure for recreation. The example of such object is performed by «Kazanka river» sports object for high-diving which was placed on the Kremlin quay in Kazan, 2014. Experience of placing water-sports infrastructure on the waterfront of Kazan demonstrates using of quay as a site for major sports projects, which ensures the involvement of many people and reveals the potential of the coastal territory.

Keywords: quay, coastal areas, coastal sports infrastructure, high-diving, effective exploitation of quays.

Reference list

1. Dutsev М.V. Architectural and artistic formation of urban open spaces (on the pattern of European cities) // Scientific and theoretical journal «Arhitekton: izvestiya vuzov», 2012, № 40.

2. Vysokovsky А.А. Urban waterfront. URL: http://kak.ru/columns/urbanenvironment/ a3951/ (reference date: 10.03.2015).

3. Rybachenko G. Improvement of quays. Caring attitude to the waterfront. // Sibirskiy dom, 2012, № 4 (99).

4. Loci Urban Design Architecture and Planning for Waterford City Council. Waterford North Quays - Urban Design Framework Plan, 2008. - 35 p.

5. Dublin City Council. George's quay local area plan, 2012 - 50 p.

6. Pawlukiewicz, Michael; Prema Katari Gupta; Carl Koelbel. Ten principles for Coastal Development. Washington, D.C.: ULI - the Urban Land Institute, 2007. - 42 p.

7. Nefedov VA. About the radical changes to the city's waterfront. URL: http://www.the-village.ru/village/city/direct-speech/172323-peterburg-i-voda (reference date: 10.03.2015).

8. Kirikov А. Fundamentals of efficiency for branding places // Marketing Management, 2012, № 11-12.

9. Barcelona 2013, High-diving // URL: http://www.fina.org/H2O/index.php?option= com_content&view=article&id=4038:high-diving-day-3-duque-the-king-in-barcelona& Itemid=1513 (reference date: 14.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.