УДК 72.02
ВОЗМОЖНОСТИ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЙ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ
ПРОСТРАНСТВ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
Л.В.Робежник, Ю .В.Беличенко
HARMONIZED ARCHITECTURAL DESIGN OF VELIKIY NOVGOROD COASTLINE
L.V.Robezhnik, Yu.V.Belichenko
Политехнический институт НовГУ, [email protected]
Анализируется состояние береговых пространств Великого Новгорода. Исследуются характерные особенности и проблемы участков прибрежной зоны города. Предлагается вариант решения конкретного фрагмента набережной. Ключевые слова: набережная, рекреационная зона, архитектура Великого Новгорода, деиндустриализация
The current paper analyzes the condition of Velikiy Novgorod coastline. The article investigates specifics and problems of the town riverside parts. The article offers a possible solution of the specific fragment of the embankment. Keywords: embankment, recreation area, architecture of Velikiy Novgorod, deindustrialization
Древнерусские города основывались на бере -гах рек, которые обеспечивали бытовые нужды, являлись транспортными артериями. С развитием произ -водства потребности в воде существенно возросли. Согласно проводимым в конце XX века исследовани -ям только 30% потребляемой городом воды идет на бытовые нужды, а около 70% — на производствен -ные. В результате береговая линия городов стала промышленной зоной. Сложная экологическая ситуация XX—XXI веков, развитие городского центра как зоны досуга и рекреации обосновывает процесс деиндустриализации, перенос производств с береговой линии за город или на периферию городских про -странств. «С феноменом деиндустриализации во многом связано и облагораживание городских набережных» [1, с. 96].
В настоящее время идет процесс преобразования в комфортные зоны отдыха набережных Москвы (реки Москва и Яуза). Интересен пример организации Крымской набережной, которая имеет продолжение в Парке им. М.Горького.
Такая же проблема загрязнения береговой линии в центральной части города существует и за рубежом. Столица Каталонии Барселона получила только в начале 2000-х выход к воде сквозь ранее преграждающую доступ к реке промышленную зону. Toronto Central Waterfront — это регенерация при -брежной зоны озера Онтарио на протяжении 3,5 км (60 га). Один из крупнейших реализованных проектов преобразования берега в зону отдыха — шестикилометровый линейный парк вдоль реки Мансарес — Madrid Rio (Испания, 120 га).
В отличие от вышеперечисленных примеров из отечественной и зарубежной практики, береговая линия Великого Новгорода имеет свои особенности. Во-первых, это небольшой масштаб города и его исторические ансамбли Кремля и Ярославова дворища, примыкающие к реке. Благодаря водной артерии существует визуальная взаимосвязь Кремля, Юрьева монастыря, Ярославова дворища, Антониева монастыря, Зверина монастыря.
Состояние участков береговой линии Великого Новгорода различно. В районе Ярославова дворища набережная организована, но далее от центра, напротив гостиницы «Россия», выход к реке нуждается в организации и благоустройстве. Существует проект решения набережной на данном участке, выполненный в 2013 г. ОАО «Новгородгражданпроект» [2].
Набережная А.Невского, идущая вдоль типовой застройки от моста А.Невского до парка 30-летия Октября, постепенно наполнилась многообразными по видовому составу посадками, организованы ритмы клумб. В летний период набережная выполняет роль пешеходного променада. Хотя возможно ее обогащение элементами дизайна, дополнительными пространствами для отдыха детей. Этот вопрос также обсуждается в Администрации города.
Участок береговой линии между пешеходным мостом и мостом А.Невского на Софийской стороне имеет естественные очертания. Но для отдыха горожан и снижения экологической нагрузки на газон рекомендуется организация спусков к воде и прокладка пешеходной дорожки ближе к берегу, чем существующее пешеходное сообщение выше по рельефу.
Для решения транспортных проблемы города проложена автомобильная набережная, соединяющая мосты А.Невского и Колмовский мост. Однако, как рекреационное пространство данный участок не решен, хотя потенциал освоения данной зоны, безусловно, высок.
В Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого в 2015 году выполнен проект организации участка набережной Волхова. Проектируемая набережная находится в пешеходной доступности от Кремля в центре Великого Новгорода. Организуемая территория непосредственно соприкасается с участками детского морского центра «КЮМ», бывшего пивоваренного завода «Богемия», Новгородского академического театра драмы имени Ф.М.Достоевского, гостиницы «Интурист» и лодочной станции.
Сооружения, формирующие архитектурный облик набережной, построены в разное время и даже в разные века. Так, «Богемия» возведена в XIX веке, театр драмы — постройка XX века, и новый корпус гостиницы «Интурист» будет закончен в XXI веке. Таким образом, создаётся некое визуальное временное повествование. Планировочные решения отражают некоторые современные тенденции, предметное наполнение выполнено из современных материалов и форм, но в то же время они — намёк на историю места, на своеобразный разговор между веками.
Вторая параллельная тема, которая раскрыта преимущественно рядом с Клубом юных моряков — связь с водой, кораблями и волнами. Цельность принятых решений обеспечивается плавностью смены дизайн-наполнения, обоснованностью сценария действий.
Главный вход на проектируемый участок осуществляется со стороны кремлевского парка, расположенного с юга. Рядом с территорией КЮМа в мо-
щении используется ритм, который напоминает морскую тематику. Из прямых линий он постепенно переходит в волны и превращается в площадку тихого отдыха, где по этим «волнам» плывут монолитные криволинейные скамьи. Здесь же, где открывается вид на маяк, в поддержку ему и, являясь прямой ассоциацией, расположен арт-объект: скопление огромных спасательных кругов, которые выступают ориентиром, местом для сидения, фотографирования туристов или детских забав. Для детей на территории КЮМа организована спортивная площадка с полосой препятствий, форма которой обусловлена особенностями рельефа. Слип — место схода кораблей на воду — сохраняется и выступает доминантой этой территории, выделяется широкой голубой полосой.
Следующая часть набережной — зона бывшего пивоваренного завода «Богемия», ландшафтно-прогулочная. Здесь организован целый сад из различных растений, в основном многолетних трав, кустарников. Существуют как прогулочные дорожки между травами, так и основная дорожка у воды, которая плавно спускается вниз, выходит на причал, достигая поверхности реки. С торца бывшего складского корпуса завода, между домами создается временный павильон-труба сложной формы, артефакт в этой среде. Это полукруглый каркас, внутри которого выстраивается сетчатая пирамидальная 13-метровая труба. Вся конструкция обтягивается специальным белым архитектурным материалом. Такая высота обусловлена вписыванием в панораму реки и наличием ритма высот на ней. «Труба» отсылает к тому факту, что здесь раньше был завод. Днём эта временная постройка выглядит как фрагмент театра драмы, затесавшийся между домами, и выполняет функцию летнего кафетерия. Вечером и ночью павильон наполняется светом, здесь устраиваются представления и перфоман-сы. Территория рядом с заводом «Богемия» имеет регулярную планировку. Очертания плана одной из утерянных построек комплекса отражены в мощении.
Роль защиты от ветра и создания более комфортного для человека пространства выполняют шесть конструкций к югу от театра драмы. На площади все архитектурно-планировочные решения подчинены образу театра. В мощении заложен узор, навеянный следами от автомобильных шин: по ночам на безжизненной площади собирались любители под-рифтовать. Центральная часть площади трансформируемая: в будние дни ее формируют группы скамеек, прозрачные экраны из многослойного монолитного поликарбоната, выполняющие роль защиты от ветра, и кадки с кустами. Скамьи выполнены по образу стеллы, которая стояла перед театром драмы. Выстраиваясь в ряды, они образуют части демонтированной башни, лежащие на земле. Автомобильная стоянка рядом с кафе «Casa del Mar» переносится, вместо неё предусмотрена временная стоянка для такси.
Следующая часть — «зона XXI-го века». Трансформируемые павильоны пластически напоминают арки театра драмы. В них можно проводить мастер-классы для детей, устраивать барахолки и пр.
Далее — инвентарный домик общественной лодочной станции. Этот домик — ассоциативный отсыл к истории: на этом месте стояла не сохранившаяся до наших времён Петровская белая каменная башня. Поэтому домик сделан из белого камня и фасад его напоминает башню. Особый акцент — стеклянная вставка в каменной стене. Через этот контраст смешиваются разные века.
На территории Клуба юных моряков главным световым акцентом является маяк, его верхушка подсвечивается не только изнутри, но и снаружи. Здания «Богемии» подсвечены преимущественно заливающим и акцентирующим освещением. Выделены отдельные части зданий с помощью прожекторов с мягким рассеянным светом. Здание театра драмы имеет холодную локальную подсветку, устроенную таким образом, чтобы визуально уменьшать его объём. Фасад гостиничного комплекса «Интурист» подсвечивается локально, как снаружи, так и изнутри, так как имеет большую площадь остекления. Холодным светом выделяется основной вход со стороны реки.
Художественное освещение территории в вечернее время вносит в пространство набережной дополнительные цветовые акценты. Холодный свет фонарей в тихой зоне отдыха контрастирует с оранжевой подсветкой арт-объекта спасательных кругов, подсвеченный краснолистный клён органично вписывается в пространство между гостиницей и театром драмы. Функциональное освещение производится в соответствии с нормами. Таким образом, проект призван поднять статус этой территории, сделать более комфортными туристические маршруты вдоль бере-
говых линий, создать удобную благоустроенную среду как для жителей, так и для гостей города.
Дальнейшее развитие города предусматривает организацию транспортного сообщения вдоль береговой линии от Колмовского моста до четвертого моста через Волхов на Софийской стороне. Мост соединяет объездную дорогу рядом с Северным жилым районом на Софийской стороне и Деревяницкий район на Торговой стороне. Проекты застройки и проекты реализованной новой застройки Северного жилого района предусматривают использование береговой линии как рекреации, но существующие решения не имеют комплексного подхода.
1. Муратов А., Коробов А. Всюду жизнь: листая портфолио участников конкурса на парк «Зарядье» // Проект Россия. 2013. № 3(69). С. 92-104.
2. Проект набережной А.Невского [Электр. ресурс]. URL: http://docs.adm.nov.ru/pressr.nsf/F61A25AD9D56D70A442 57975001 F7EC9/$FILE/2%20(2237%20x%201244).jpg (дата обращения: 20.01.2017).
References
1. Muratov A., Korobov A. Vsyudu zhizn': listaya portfolio uchastnikov konkursa na park «Zaryad'e» ["Life is everywhere": turning over the pages of portfolios by participants of Park "Zaryadje" competition]. Proekt Rossiya, 2013, no. 3(69), pp. 92-104.
2. Proekt naberezhnoy A.Nevskogo [The project of A.Nevskiy embankment]. Available at: http://docs.adm.nov.ru/pressr.nsf/F61A25AD9D56D70A442 57975001 F7EC9/$FILE/2%20(2237%20x%201244).jpg (accessed: 20.01.2017).