ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ТИПОВ ЗДАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ПРОСТРАНСТВО НАД ЗАНЯТЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ В ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ
Е.И. Кочешкова, Т.Р. Забалуева
МГСУ
Если мы обратимся к современным крупным и крупнейшим мегаполисам то обнаружим, что в плане развития градостроительной структуры современное общество сталкивается с одним и тем же набором проблем: дефицит площадей под новую застройку, дороговизна земли, сложности расширения городских границ, тяжелая транспортная ситуация и т.д. Выявление территориальных резервов в городских структурах, включение их в сферу использования - одна из самых актуальных задач развития и дальнейшего формирования архитектурно-планировочной структуры города.
В новых, постиндустриальных, условиях главным принципом становится использование внутренних нерационально используемых территорий. Внедрение новых прогрессивных экологических и инженерных технологий создает объективные условия для адаптации нерационально используемых земель [2]
Нерационально используемые территории занимают обширные площади в Москве (по предварительным расчетам, около 25,1 тыс. га в пределах МКАД) и размещаются в различных районах между функциональными зонами и планировочными элементами города.
На основании проведенных научно-проектных разработок классификации нерационально используемых территорий Москвы по признаку их образования и существующего состояния в городе, можно выявить несколько основных перспективных направлений в плане их возможного вторичного использования:
1. Заброшенные промышленные территории.
2. Прирельсовые территории и территории железных дорог.
3. Примагистральные территории.
4. Неиспользуемые территории на сложном рельефе.[1]
Проведем анализ, каким образом сегодня используются возможности вторичного использования этих территорий. В настоящее время уже накоплен большой опыт реновации некоторых промышленных территорий, которые не используются по своему прямому назначению. Промышленные здания и корпуса реконструируются под офисные, жилые и общественные помещения, либо разбираются и на их месте осуществляется новое строительство. Таким образом, первоначальная функция этих зданий и территорий полностью исчезает, и они наполняются новой, необходимой сегодня для города функцией.
В отличие от таких «лишних» для города промышленных территорий, прирельсовые и примагистральные территории для города необходимы. Их первоначальную функцию нельзя ликвидировать. Зато можно расширить спектр использования этих территорий, если над ними построить здание.
3/2009 ВЕСТНИК
Неиспользуемые территории на сложном рельефе можно освоить двумя способами - изменить рельеф и сделать его благоприятным для строительства, или построить здание, которое будет «перекрывать» неблагоприятный участок рельефа и иметь опоры на его благоприятных участках. Таким образом, если принимается решение участок на сложном рельефе перекрывать, то такое здание будет аналогичным, как и здание, перекрывающее железнодорожные пути или магистрали.
Помимо занятых территорий, которые имеют свою первоначальную функцию, иногда целесообразно перекрывать территории свободные от застройки, достигая, таким образом, не только вторичное использование городского пространства, но и формирование важного архитектурного и градостроительного акцента города, выявление архитектурной выразительности места и открытию видовых точек города.
Представим себе несколько возможных вариантов подобных зданий в любом мегаполисе:
1. Здание, расположенное над железнодорожными путями или сложным рельефом и имеющее опоры на прирельсовых или благоприятных территориях - «здание платформа»
2. Здание, расположенное над улицей или пешеходной зоной - «здание портал»
3. Здание, расположенное над территорией на неблагоприятном рельефе, над рекой или над улицей - «здание мост»
«Здание-платформа». Основные принципы, моделирование.
Земля под застройку в столице в таком дефиците, что застройщикам интересны даже такие сложные проекты, как застройка надпутевого пространства. Конечно, строительство на таких участках жилья, гостиниц, больниц и учебных заведений - не самое эффективное решение, так как обеспечить полную изоляцию от шума поездов и вибрации технически очень сложно. Можно действовать иначе: разместить над путями транспортные магистрали, стоянки, торговые, культурные и бизнес-центры - в общем, все те учреждения, которые могут находиться в зоне акустического дискомфорта, создаваемого железной дорогой.
Попробуем такое здание смоделировать. Если обратиться к решению платформы, поднятой над землей на расстояние, необходимое для беспрепятственного движения поездов, опоры которой расположены по краям крайних путей. В этих опорах необходимо расположить вертикальные коммуникации для людей и автомашин, через них должны осуществляться входы-выходы и въезды-выезды здания. В этом здании можно расположить автомобильный проезд и автостоянки, торговые и складские площади, спортивные залы, фитнес-центры и офисные помещения. Количество этажей зависит от требований заказчика и размера необходимых полезных площадей. Офисные помещения не нормируются по количеству инсоляции и естественному освещению, однако естественное освещение необходимо для нормального психологического состояния людей и их высокой работоспособности. Для этого можно предусмотреть световые колодцы, которые обеспечат естественным светом любые, или даже все помещения здания. Если устраивать офисные помещения только на последнем этаже здания, то можно обойтись фонарями.
Хочется заметить, что город получает эти площади не за счет сноса каких-либо зданий или сооружений, и не за счет застройки свободных территорий (которые часто уже
Рис.1 в. "Зданис-мост"
Расположение здания
Рис. 1 А, Б, В
3/2009 ВЕСТНИК
отсутствуют), а за счет дополнительного использования пространства над железнодорожными путями
«Здание - портал». Основные принципы, моделирование.
При анализе цепочки арка - триумфальная арка - здание-арка (здание-портал), можно сделать следующие выводы:
1. арка - это вид несущей сводчатой конструкции различной формы, который применяется в различных частях здания (оформление проемов, стен, для мостов и т.д.).
2. триумфальная арка - это отдельно стоящее сооружение, через которое осуществляется проход или проезд. Для перекрытия этого прохода или проезда применяется арочная сводчатая конструкция, что и определяет название такого сооружения.
3. Триумфальные арки строились всегда в ознаменование какого-либо крупного события или важной победы, они являются неким монументом и, следственно, не являются зданием. Если представить себе здание, которое обладает некоторыми признаками триумфальной арки, но и имеет от нее ряд принципиальных отличий, то мы и получим здание-портал. В отличие от Триумфальной арки весь объем здания-портала эксплуатируется, назначение такого здания может быть разнообразным - жилое, общественное, административное, многофункционально здание и т.д. Непосредственно через «здание-портал» осуществляется проезд или некая другая функция, т.е. другая функция пронизывает здание.
Перекрытие пространства, используемого другой функцией, может быть не обязательно арочным. Возможны разные варианты конструктивных решений. Поэтому название «здание-портал», больше характеризует подобные здания, нежели «здание-арка», которое апеллирует к одному конструктивному решению.
Полученную модель здания-портала можно разбить на два самостоятельных элемента - платформу в верхней части здания и боковые опоры. Через опоры осуществляются вертикальные коммуникации, в них, помимо полезных площадей, необходимо располагать лестничные и лифтовые группы, вертикальные коммуникации вентиляционных и инженерных систем здания и т.д. Что касается верхней части здания-портала, то она представляет собой некую плиту или платформу и для нее также справедливы замечания, рассмотренные в части «здание-платформа». Количество этажей и величина пролета здания-портала определяются на основе характеристик функции, пронизывающей здание, возможностей участка и требованиями заказчика.
«Здание - мост». Основные принципы, моделирование.
Мосты играют очень значимую роль в жизни человечества. По всему миру воздвигнуто огромное количество мостов и мостовых сооружений. Часто в городах мосты выполняли не только соединительную функцию. Поскольку в городах, расположенных на двух сторонах реки, мосты являлись самым важным соединительным звеном, то поток людей через них был огромен. Это привлекало уличных торговцев, продавцов газет и превращало мост еще и в торговую, прогулочную улицу.
Если добавить мостам, помимо соединительных и транспортных, торговые, офисные, развлекательные функции и т.д., то можно получить такие сооружения, как «здания-мосты». Они добавят любому городу полезных площадей.
Модель «здания-моста» можно разбить на элементы - опоры и «тело моста». В опорах моста, традиционно, располагаются вертикальные коммуникации здания, лестнич-
ные и лифтовые группы и т.д. На опорах лежит непосредственно «Тело моста», которое представляет собой некую балку. Отличие его от простой несущей балки заключается в том, что все внутреннее пространство этой балки эксплуатируется.
«Здания-мосты» целесообразно располагать не только над реками - автомагистрали, железнодорожные пути, неблагоприятные участки рельефа, - пространства над этими территориями так же могут быть использованы городом с помощью модели «здания-моста».
Использование предлагаемых типов зданий в городской застройке связано с перекрыванием больших пролетов. С конструктивной точки зрения большие пролеты - задача сегодня решаемая. Существуют конструктивные разработки, которые позволяют осуществить подобные проекты.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что для любого современного крупного города характерна высокая плотность, компактность и насыщенность коммуникациями. Происходит постоянное усложнение всей функционально-пространственной системы города. Предлагаемые новые типы зданий: «здание-платформа», «здание-портал», «здание-мост» позволят вторично использовать городские территории, дадут ощутимый прирост полезных площадей и могут быть востребованы в любом крупном городе.
Литература:
1. Г.М. Агранович. Статья - «Проблемы освоения территорий современного города», советник РААСН. Журнал - «Архитектура и строительство Москвы" № 2-3 05.06.2003.
2. Маклакова Т.Г. - «Архитектура двадцатого века». Изд-во АСВ,2001.
Ключевые слова: «здание-платформа», «здание-портал», «здание-мост», вторичное использование территорий, новые типы зданий.
Рецензент: профессор МГСУ, к.т.н. Захаров A.B.