Научная статья на тему 'Городской многофункциональный пешеходный мост. Роль и место в формировании современного городского контекста'

Городской многофункциональный пешеходный мост. Роль и место в формировании современного городского контекста Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1158
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ МОСТ НА ОСНОВЕ ИСКУССТВЕННОЙ ПЛАТФОРМЫ / THE CITY MULTIPURPOSE FOOT BRIDGE ON THE BASIS OF AN ARTIFICIAL PLATFORM / КРУПНЫЙ ГОРОД И ГОРОД МЕГАПОЛИС / A LARGE CITY AND A CITY A MEGACITY / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Плотникова Н.И.

Многофункциональный пешеходный мост над железнодорожными и автодорожными магистралями города новый безопасный тип сооружения транспортной инфраструктуры, соединяющий разрозненную городскую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CITY MULTIPURPOSE FOOT BRIDGE. A ROLE AND A PLACE IN FORMATION OF A MODERN CONTEXT

THE CITY MULTIPURPOSE FOOT BRIDGE. A ROLE AND A PLACE IN FORMATION OF A MODERN CONTEXT

Текст научной работы на тему «Городской многофункциональный пешеходный мост. Роль и место в формировании современного городского контекста»

ГОРОДСКОЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ МОСТ. РОЛЬ H МЕСТО В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДСКОГО КОНТЕКСТА

THE CITY MULTIPURPOSE FOOT BRIDGE. A ROLE AND A PLACE IN FORMATION OF A MODERN CONTEXT

Н.И. Плотникова N.I. Plotnikova

МАРХИ

Многофункциональный пешеходный мост над железнодорожными и автодорожными магистралями города - новый безопасный тип сооружения транспортной инфраструктуры, соединяющий разрозненную городскую среду.

The multipurpose foot bridge over railway and road highways of a city - new safe type of a construction of the transport infrastructure, connecting the isolated city environment.

Стандартный сценарий урбанизации города предусматривает увеличение плотности застройки и дорожной сети, развитие транспортных узлов, уменьшение озелененных пространств, разрывы в планировочных жилых районах и как следствие - дезинтеграция городских территорий, отсутствие полноценных рекреационных зон и пешеходных маршрутов. Как итог снижение качества городской среды. К сожалению, вектор развития города в сторону уплотнения изменить невозможно. Необходимо искать новые модели урбанизации, в которых дальнейшая концентрация городских функций будет не уменьшать, а увеличивать комфорт проживания людей в городе. Это возможно, если многочисленные коммунальные и промышленные зоны города накрыть многоуровневыми пешеходными мостами-платформами, верхний слой которых представляет собой непрерывный ландшафт, свободный от уличного транспорта. Внутри моста-платформы находятся все вспомогательные и сопутствующие пешеходному движению функции. Уровень земли остается за транспортом и сооружениями транспортной инфраструктуры.

Основной задачей предлагаемого проекта является создание городского многофункционального пешеходного моста его архитектурной планировки и застройки в структуре крупного города и города-мегаполиса на примере Москвы, повышение безопасности и комфорта пешеходных сообщений и является частью комплекса мероприятий, направленных на решение проблем организации движения транспорта.

Крупные города и города-мегаполисы - это административные центры областного и регионального уровней, тесно взаимодействующие с ближайшими областными населенными пунктами. Сосредоточение в таких городах мест массового приложения труда, а также центров культуры, научно-технического и общественного прогресса, развитой системы обслуживания привлекает население ближайших пригородов и регионов. Обратной стороной этой позитивной тенденции стала перезагрузка всех радиальных транспортных связей современного города и ближайшего пригорода в результате роста встречных потоков ежедневной трудовой миграции. Современная практика по-

1/2П11 ВЕСТНИК

_угогт_мгсу

казала, что для улучшения взаимосвязанного развития транспортных связей крупного города и его области, следует формировать в его центральной и периферийной части взаимосвязанные системы надземных сооружений, совмещенных с перехватывающими парковками или просто парковками, представляющие собой многофункциональные пешеходные мосты.

Как показывает исторический зарубежный и отечественный опыт проектирования и строительства подобных городских многофункциональных пешеходных мостов, а также экспериментальных разработок передовых ведущих архитекторов для создания такого рода сооружения требуется обязательное наличие трех элементов:

1. платформы или пролетного строения, которое охватывает препятствие;

2. опор, которые поддерживают платформу над препятствием;

3. архитектурной суперструктуры, которая является составной частью города.

Многофункциональный пешеходный мост не требует изменения транспортной схемы, он автоматически уже обеспечен всей транспортной инфраструктурой. Создание же подземного многофункционального комплекса-перехода обойдется дороже в несколько раз, поскольку он предполагает затраты на особенно прочный фундамент, систему снижения вибраций, шумоизоляцию и другие инженерные составляющие. При строительстве такого рода сооружения необходимо учитывать уровень залегания грунтовых вод, расположение коммуникаций уже существующих строений. Помимо этого, освоение подземного пространства под железнодорожными путями и автомагистралями требует специальных инженерных решений, так как движение тяжелых железнодорожных составов и автомобилей - это вибрация, шум и нагрузки на конструкции. Кроме того, технические сложности, повлекут за собой увеличение сроков строительства, а также трудности по согласованию документации, что существенно затянет реализацию проекта.

Генеральный и ситуационный план

Размещение сооружения многофункционального пешеходного моста в городе целесообразно над железнодорожными путями и над автомагистралями общегородского, а также районного и местного значения, в промышленно складских районах, в местах пересадки на городские виды транспорта, на участки примыкания к крупным жилым массивам, зонам отдыха и т.д. Такими характеристиками обладают две группы участков, которые технически трудно интегрируются в современную городскую ткань и являются в сегодняшней Москве крупнейшими труднопреодолимыми разделителями городских территорий.

I группа - территории расположены в центральной части города, прилегают к началам трасс девяти направлений Московской Железной Дороги, окружены с одной стороны существующим комплексом вокзала, с двух других жилой застройкой, с четвертой стороны - трассой скоростного окружного центрального шоссе (Третье транспортное кольцо). Параллельно началам трасс всех основных железных дорог берут начало все основные трассы автомобильных дорог города Москвы (рис.1).

1 участок - начало Савеловского направления Московской железной дороги;

2 - начало Ярославского и Горьковского направления Московской железной дороги;

3 - начало Курского направления Московской железной дороги;

4 - начало Рязанского направления МЖД;

5 - начало Казанского направления МЖД;

6 - начало Павелецкого направления МЖД;

7- начало Киевского направления МЖД;

8 - начало Смоленского направления МЖД.

Ив Ш -I:

Рис.1. Центральная часть города - пересечение центрального окружного шоссе, основных городских магистралей и трасс МЖД

II группа - территории расположены в периферийной части города, прилегают к трассам девяти направлений МЖД, окружены с одной стороны комплексом существующей остановочной железнодорожной станции, с двух других жилой застройкой, с четвертой стороны - трассой скоростного периферийного шоссе (Московская Окружная Автомобильная дорога) и находятся в непосредственной близости с началами ос-

1/2011 ВЕСТНИК

_мгсу

новных автодорожных и железнодорожных направлений регионального и федерального значения (Рис.2).

Рис.2. Периферийная часть города - пересечение основных городских магистралей и начало трасс регионального и федерального значения

1 участок - пересечение Савеловского направления МЖД с автодорожной трассой МКАД;

2 - пересечение Ярославского и Горьковского направления МЖД с автодорожной трассой МКАД;

3 - пересечение Курского направления МЖД с автодорожной трассой МКАД;

4 - пересечение Рязанского направления МЖД с автодорожной трассой МКАД;

5 - пересечение Казанского направления МЖД с автодорожной трассой МКАД;

6 - пересечение Павелецкого направления МЖД с автодорожной трассой МКАД;

7 - пересечение Киевского направления МЖД с автодорожной трассой МКАД;

8 - пересечение Смоленского направления МЖД с автодорожной трассой МКАД;

Между полосой отвода МЖД и жилой застройкой, вдоль трасс железных дорог

расположена территория, занятая промышленными объектами. Ширина всех территорий колеблется от 200 м вблизи трасс скоростных шоссе и до 360 м в месте приближения к существующему комплексу вокзала или остановочной железнодорожной станции. Границами непосредственно жилых зон являются с двух сторон транспортные радиальные улицы. В основном, застройка на прилегающей территории носит общественно-жилой характер и не имеет четко выраженного функционального назначения. В настоящее время пешеходное движение через трассы МЖД на всех выявленных участках территорий отсутствует или организовано по тротуарам, совместно с движением транспорта. Другие пешеходные связи между территориями, разделенными железной дорогой, отсутствуют (Рис.3).

Рис.3. Начало Павелецкого направления МЖД

1/2011

ВЕСТНИК _мгсу

Все выявленные участки территорий характеризуются специфическими особенностями:

- прирельсовые территории - зоны отчуждения железных дорог. На них находятся объекты железнодорожного транспорта (сортировочные депо, хозяйственные дворы, склады и прочее);

- примагистральные территории - зоны отчуждения автомобильных дорог и магистральных улиц

и обладают многими отрицательными качествами, влияющими на прилегающие территории города:

- они являются мощнейшими труднопреодолимыми разделителями городских территорий - жесткая технология обуславливает наличие уклонов, требующих трассировки железной дороги в выемках или в настилах (Рис.4);

Рис.4. Начало Киевского направления МЖД

- перегоны, станции обслуживания и другие инженерно - технические объекты, расположенные на прирельсовых территориях, являющиеся источником шума и загрязнения и практически не имеют защиты от проникновения посторонних лиц, занимают значительные участки города, что ведет к их неэффективному использованию (Рис.5);

Рис.5. Начало Савеловского направления МЖД

- нехватка организованных пешеходных пересечений с улично-дорожной сетью и с железнодорожными линиями приводит к отсутствию безопасности пешеходов, а жилая застройка, размещаемая вдоль железнодорожных направлений, находится в зоне шумового дискомфорта, визуальные барьеры и, прежде всего, насыпи уродуют значительную территорию города (Рис.6).

Архитектурно-конструктивные решения

Городской многофункциональный пешеходный мост на основе искусственной платформы представляет собой протяженную пешеходную крытую улицу над железными и автомобильными дорогами с многочисленными павильонами, кафе, ресторанами, деловыми центрами, гостиницами, выставочными залами, офисами, автостоянками, а также другими вспомогательными помещениями, расположенными внутри искусственной платформы. Выбор объемно -планировочной схемы городского многофункционального пешеходного моста зависит от конкретной транспортно-градостроительной ситуации, с учетом объемов пешеходного движения и преобладающих направлений пешеходных потоков, устанавливаемых на основе натурных обследований, а также результатов прогноза динамики транспортных и пешеходных потоков, наземных и подземных остановочных пунктов городского транспорта.

Помещения на пешеходном мосту располагаются в несколько этажей (количество этажей назначается в зависимости от района строительства и застройки прилегающей территории), над железной дорогой или автомагистралью, по всей их ширине, на несущей платформе, опирающейся на опорные башни-входы. Опорные башни размещаются или вдоль дороги по обеим ее сторонам, или перпендикулярно по отношению к железнодорожному полотну, облегчая тем самым связь с платформами и выходами к основным остановочным пунктам городского наземного транспорта. Высота поднятия платформы над магистралью и ее ширина обеспечивают высотный габарит под ней не менее 5,25 м - для автодорог и 7,0 м - для железнодорожных путей. Структура многофункционального пешеходного моста Опорные башни- входы - часть сооружения, с инженерным обеспечением ( лестницы, лифты, подъемники, пандусы для инвалидов, воздуховоды, мусоропроводы и группой технических помещений ), поддерживающие пролетное строение. Размещаются преимущественно на тротуарах и находятся в непосредственной близости с остановочными пунктами общественного транспорта. Крайние опорные башни удобно совмещать с многоэтажными гаражами, гостиницей-отелем.

Блок технических помещений - группа помещений для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций, расположен на свободных площадях опорных башен-входов (венткамера, электрощитовая, насосная, помещение ввода водопровода, тамбур-шлюз, машинное помещение, шахта лифта, лестница, тепловой пункт, помещение для хранения уборочного инвентаря, помещение ввода канализации).

Рис.6. Начало Смоленбского направления МЖД

1/2011 ВЕСТНИК .у20!]_мгсу

Рис.7. Использование озеленения, вплоть до создания парков на крыше многофункционального

пешеходного моста (проект).

Перегон пешеходного моста (пролетное строение) - горизонтальный участок, по которому осуществляется пешеходное движение и связывает все выше и ниже перечисленные группы помещений в единую структуру и осуществляет связь между помещениями и вертикальными коммуникациями опорных башен в пределах одного этажа.

Блок помещений торговли, развлечения и сервиса, культурно - зрелищные - объекты различного функционального назначения для осуществления попутного обслуживания пешеходов.

а). Помещения для временного пребывания (кассовый зал, зал ожидания, вестибюль, сан. узел мужской и женский, комната пассажиров с детьми, камеры хранения, диспетчерская, помещение безопасности, комната персонала, комната отдыха, гостиница, отель (300 номеров);

б). Помещения культурно-зрелищного направления (ресторан, кафе, бар, художественные галереи, выставочный зал);

в). Помещения административно-бытового обслуживания - магазины-павильоны (цветы, сувениры, игрушки, косметика, парфюмерия, обувь, одежда, канцтовары, бытовая техника, посуда, сотовая связь, продукты, отделения банков, паркинг (открытый).

Размещение опорных башен на участке строительства рекомендуется предусматривать с таким расчетом, чтобы не нарушить движения по существующим главным железнодорожным путям и иметь возможность перекрыть их типовыми железобетонными пролетными строениями по 19 метров. Сооружение последующих этажей ведется с созданной платформы. Несущая платформа сооружения представляет собой систему балок-стенок, объединенных плитами верхнего и нижнего перекрытия, и является пролетным строением моста. На нем размещаются торговые, складские помещения, объекты развлекательного, спортивного назначения и т.п. Шаг балок-стенок платформы назначается из условия восприятия нагрузок от выше расположенных этажей.

Для обеспечения свободной планировки залов на этажах в сооружениях многофункциональных мостов предусматриваются перекрытия, опирающихся на несущие стены без устройства колонн. Это позволит с помощью перегородок устанавливать размеры и форму помещений в зависимости от их назначения.

Технико-экономическая оценка проектного решения строительства городского многофункционального пешеходного моста

Основным достоинством подобного проекта будет являться возможность комплексного освоения и реорганизация территорий железных и автомобильных дорог в черте города, повышения эффективности их использования. Ожидаемый социально-экономический эффект от внедрения положений данной концепции в том, что:

- реконструкция или реновация выявленных территорий будет осуществляться в единой градостроительной программе в соответствии с планом развития крупного города и города-мегаполиса;

- интенсификация функционального использования прирельсовых территорий путем создания над путевым хозяйством многоуровневых пешеходных мостов даст дополнительные площади для размещения различных городских функций;

- повысится связанность прирельсовых и придорожных территорий, они перестанут разделять городскую структуру за счет пересечения пешеходами, а также полного или частичного перекрытия;

- совершенствуется транспортная структура города благодаря формированию единого инженерно-транспортного каркаса города;

- улучшится экологическое состояние, увеличится защита прилегающих районов от шума, вибраций и других вредных воздействий;

- увеличится безопасность и престижность территорий города;

- ожидаемый экономический эффект от реорганизации застройки и освоения надпутивого пространства выявленных участков прирельсовых и придорожных территорий в городе Москве на основе расчета «рыночной» и «затратной составляющей» стоимости городских земель составит приблизительно 6,2 млрд. долл. и 6,6 млрд. долл. соответственно;

- градостроительный эффект от размещения деловых, торговых и развлекательных функций в составе пешеходного многофункционального моста заключается в экономии территорий при увеличении плотности застройки до 40 - 80 тыс. м кв. общей площади на га, формировании крупных архитектурных ансамблей, повышении коммерческой прибыли от использования территории, создании ориентировочно 600 тыс. рабочих мест, организации городской среды;

1/2011 ВЕСТНИК _у201!_мгсу

- строительство многофункционального пешеходного моста позволит улучшить сферу обслуживания населения жилых районов. При этом основной технико-экономический эффект, учитывая дефицит территорий в крупном городе и городе-мегаполисе, достигается за счет двойного использования территории.

Литература:

1. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений.. - М., Архитектура-С, 2006

2. Московские городские строительные нормы. Пешеходные переходы вне проезжей части улиц. Объекты мелкорозничной торговли и сервиса в пешеходных переходах: МГСН 1.03-02.. -М., Госстрой России, 2003.

3. Мюррей П. Жилые мосты. Обитаемые мосты, прошлое, настоящее, будущее.. - Нъю- Йорк, 1996.

Literature

1. Gelfond A.L. Architectural designing of public buildings and constructions. - M, Architecture-C, 2006

2. The Moscow city building norms. Pedestrian crossings out of parts of streets. Objects trade and service in pedestrian crossings: МГСН1. - M, Gosstroy of Russia, 2003.

3. Living bridges. The inhabited bridge, past, present andfuture.. - New York, Prestel Munich

Ключевые слова: Городской многофункциональный пешеходный мост на основе искусственной платформы, крупный город и город мегаполис, транспортная инфраструктура

Keywords: the City multipurpose foot bridge on the basis of an artificial platform, a large city and a city a megacity, a transport infrastructure

Г.Москва, ул. Академика Анохина, д.7, кВ 336 8-499-726-16-05 (дом.) 8-903-141-03-83(моб.) geocontact@Mail.ru

Рецензент: Кандидат архитектуры, профессор Московского Архитектурного института В.П.

Климанов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.