Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 4. С. 396-402 Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 4, pp. 396-402
https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2023-2-4-396-402, EDN: MWELNT
Научная статья
УДК 796.035+378(470.45-25)
Возможности оптимизации оздоровительной работы в университете на основе взаимодействия кафедры физической культуры и студенческого спортивного клуба
Н. Д. Ткачеван, С. Ю. Максимова, В. А. Катренко
Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 400131, г. Волгоград, площадь Павших борцов, д. 1
Ткачева Надежда Дмитриевна, старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровья, tckacheva.nadezh@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0005-8482-3665
Максимова Светлана Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и здоровья, mal-msy@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5469-746X Катренко Виктория Александровна, председатель студенческого спортивного клуба «Импульс», katrenko.vika.9827@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-1633-0880
Аннотация. Освещается опыт взаимодействия кафедры физической культуры и здоровья и студенческого спортивного клуба Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ВолгГМУ). Целью статьи является раскрытие алгоритмов и ресурсов взаимодействия этих структурных подразделений вуза, описание возможностей оптимизации оздоровительной работы со студенческой молодежью. Материалы собраны на основе методов анализа и обобщения проведенной учебной, оздоровительной, спортивно-массовой работы. Приводится описание кадровых, материальных и финансовых ресурсов. Авторы обозначают ведущие функциональные возможности кафедры и спортивного клуба в ходе оптимизации оздоровительной работы.
Ключевые слова: кафедра физической культуры и здоровья, оздоровительная работа в вузе, студенческий спортивный клуб
Для цитирования: Ткачева Н.Д., Максимова С. Ю, Катренко В. А. Возможности оптимизации оздоровительной работы в университете на основе взаимодействия кафедры физической культуры и студенческого спортивного клуба // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 4. С. 396-402. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-4-396-402, EDN: MWELNT
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
The possibilities of optimizing health work at the university on the basis of interaction between the departments of physical culture and the student
sports club
N. D. TkachevaH, S. Yu. Maksimova, V. A. Katrenko
Volgograd State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 1 Fallen Fighters Square, Volgograd 400131, Russia
Nadezhda D.Tkacheva, tckacheva.nadezh@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0005-8482-3665 Svetlana Yu. Maksimova, mal-msy@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5469-746X Victoria A. Katrenko, katrenko.vika.9827@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-1633-0880
Abstract. The content of the article highlights the experience of interaction between the Department of Physical Culture and Health and the student sports club of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Volgograd State Medical University" ofthe Ministry of Health ofthe Russian Federation (VolgSMU). Its purpose isto revealthe algorithms and the resources of interaction between these structural units ofthe university, to describe the possibilities of optimizing recreational work with the students. The materials are collected on the basis of methods of analysis and generalization ofthe conducted educational, recreational and sports-mass work. The description ofthe human, material, and financial resources is given. The authors identify the leading functional capabilities ofthe department and the sports club in the course of optimizing health work.
Keywords: the department of Physical Culture and Health, health work at the university, student sports club For citation: Tkacheva N. D., Maksimova S. Yu., Katrenko V. A. The possibilities of optimizing health work at the university on the basis of interaction between the departments of physical culture and the student sports club. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 4, pp. 396-402 (in Russian). https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2023-2-4-396-402, EDN: MWELNT
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)
Введение
В рамках высшего образования обучающаяся молодежь должна получить не только багаж профессиональных знаний, но и сохранить и укрепить свое здоровье. Ориентация на здоровьесбережение должна прочно войти в ведущие установки будущей профессиональной деятельности обучающегося специалиста. Большая роль здесь отводится деятельности кафедры физической культуры и здоровья в вузе, призванной обеспечить формирование профессионально значимых двигательных умений и навыков, твердых установок здо-ровьесберегающей деятельности, потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день имеется большое количество научных фактов, подтверждающих эффективность этой работы [1-5]. Вместе с тем, актуальными и востребованными являются новые пути оптимизации оздоровительной работы в вузе [610]. Один из таких путей - деятельность студенческих спортивных клубов на базе высших учебных заведений. В июне 2013 г. на встрече с активистами студенческих спортивных подразделений вузов Президент Российской Федерации В. В. Путин поддержал инициативу создания Ассоциации студенческих спортивных клубов России (АССК), главной целью которой являлось развитие массового студенческого спорта и помощь в создании внут-ривузовских спортивных студенческих клубов, популяризации здорового образа жизни [11]. В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, наблюдается формирование волевых
качеств, социально значимых целевых установок, стремления достигать высокие результаты [12-15]. Отечественная и зарубежная практика показывает, что именно студенты задают основные тенденции и тренды развития физической культуры.
Основная часть
Организация и проведение оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в ВолгГМУ имеет глубокие исторические корни. Созданная в 1935 г. кафедра физической культуры и здоровья по настоящее время является ведущим спортивным коллективом в Волгоградской области и среди медицинских и фармацевтических вузов Министерства здравоохранения России. Кафедра объединяет 30 преподавателей, имеющих высшее физкультурное образование. Одна треть преподавателей имеет стаж работы на кафедре от 20 до 40 лет. Организация оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузе имеет свои традиции.
В декабре 2015 г. АССК России официально зарегистрировала образование студенческого спортивного клуба ВолгГМУ. В марте 2019 г. была проведена конференция по избранию актива клуба, разработано положение, определены цели и задачи функционирования. На основе онлайн-опроса среди преподавателей и студентов из 37 предложенных вариантов большинством голосов выбрано название клуба - «Импульс». Студенческий спортивный клуб был создан как общественная организация, без финансирования.
Отсутствие опыта работы у членов клуба по данному направлению стало толчком для обращения к преподавателям кафедры
физической культуры и здоровья за практической помощью в организации оздоровительной и спортивно-массовой работы среди студентов ВолгГМУ. В вузе появилось две структуры: одна, имеющая хорошие профессиональные знания и умения и финансовую поддержку, другая, имеющая большой молодежный задор, энтузиазм и амбиции. Актив кафедры принял решение приложить все усилия для воссоединения действий двух организаций по решению задач оздоровления студенческой молодежи. Алгоритм и функциональность такого взаимодействия представлен на рис. 1.
Анализ представленного рисунка позволяет увидеть, что оба структурных подраз-
деления вуза работают согласованно и взаимосвязанно, используя свои функциональные возможности. Такое согласованное действие позволяет более эффективно решать вопросы физкультурно-оздоровительной работы. Так, при решении задач укрепления здоровья обучающейся молодежи на кафедре целенаправленно ведется организованная учебная работа. Ее дополняет деятельность спортивного клуба, направленная на формирование команд по нестандартным видам спорта и средствам оздоровления. Это позволяет вовлечь большее количество студентов в физкультурно-массовую работу.
Деятельность кафедры Студенческий
физической культуры и спортивный клуб
здоровья Решаемые ВолгГМУ
задачи
1 г 1
Проведение регулярных Укрепление Формирование и
занятий ФК, контроль здоровья студентов- поддержка деятельности
индивидуальной и медиков, повышение спортивных команд,
самостоятельной их психофизической ■*— групп по различным
физкультурно- работоспособности и средствам оздоровления
оздоровительной работы активности
1 г ■
Формирование команд по Привлечение Проведение массовых
различным видам спорта. студентов-медиков к оздоровительных.
Проведение спортивных физкультурно- —^ рекреационных
соревновании различного спортивным мероприятии на уровне
уровня мероприятиям вуза, города, региона,
России
г 1 >
Формирование у Формирование у Освещение наилучшего
студентов способности студентов- медиков опыта и результатов
самостоятельной потребности в ЗОЖ деятельности студентов
физкультурно- и регулярных —► в социальных сетях,
спортивнои деятельности занятиях спортом интернет-каналах
(ее организации и
контроля)
Рис. 1. Алгоритм взаимодействия кафедры физической культуры и здоровья и студенческого спортивного клуба ВолгГМУ с целью оптимизации оздоровительной работы
Fig. 1. The algorithm of interaction of the Department of Physical Culture and Health and the Student Sports Club of VolgSMU
in order to optimize health work
Проводимые кафедрой соревнования различного уровня (куда допускаются студенты, имеющие высокий уровень спортивной подготовленности) дополняются физкультурно-массовыми и рекреационными мероприятиями, проводимыми спортивным клубом. Это позволяет привлечь к физкультурно-оздоровительным мероприятиям максимальное количество студентов вне зависимости от уровня их спортивной подготовленности и индивидуальных возможностей.
Через освещение наилучшего опыта и результатов деятельности студентов по проблемам ЗОЖ в социальных сетях и интернет-каналах студенческий клуб формирует у обучающихся веру в свои силы и желание заниматься физической культурой и спортом.
В настоящее время спортивный клуб «Импульс» зарекомендовал себя как спортивная организация, объединяющая студентов и аспирантов очной формы обучения, которые любят спорт и ведут здоровый образ жизни.
Кафедра физической культуры и здоровья и студенческий спортивный клуб (ССК) имеют единую цель: содействовать воспитанию всесторонне развитых специалистов, готовых к высокой профессиональной деятельности, способных организовывать здоровый образ жизни себе и в своем окружении. Для этого оба структурных подразделения используют определенные ресурсы, позволяющие достичь желаемых результатов (рис. 2).
Высшее учебное заведение аккумулирует на своей площадке множество ресурсов. Основной из них, который помогает орга-
низовать массовую физкультурно-спортивную работу, - это человеческий ресурс. У кафедры физической культуры это студенты, которые посещают обязательные учебные занятия с первого по третий курсы, спортсмены, члены сборных команд университета по 15 видам спорта. У студенческого спортивного клуба -ребята, которые хотят получить свой первый спортивный опыт и, возможно, стать специалистами в разных областях физической культуры и спорта. Студенты-спортсмены, занимавшиеся до поступления в ВолгГМУ не культивируемыми в вузе видами спорта, имеющие желание продолжить свою спортивную карьеру и организовать работу таких секций под личным руководством. Примерами таких видов спорта являются велоспорт, туризм и киберспорт.
Одной из задач ССК является массовость проведения спортивных мероприятий. В этом направлении успешно используются учебные занятия по физическому воспитанию, которые проводятся в форме соревнований. Так, в 2022/23 учебном году совместными усилиями преподавателей и студентов были организованы и проведены: Всероссийский студенческий забег «Я горжусь» (1300 участников), Всероссийские соревнования «Человек идущий» (2300 участников), мероприятия, посвященные Всемирному «Дню здоровья» (800 участников), патриотическая акция «Бессмертный полк. Сталинград» (250 участников), сдача норм ВФСК ГТО (студенты вторых курсов 7 факультетов) и многие другие.
Материально-технический ресурс - это прежде всего спортивные площадки и трена-
Ресурсные Результат
возможности кафедры использования
и ССК
Кадровый, человеческий ресурс Проведение соревнований, спортивных и оздоровительных мероприятий различного уровня
Материально- Пополнение и расширение
технический ресурс материально-технической базы
Финансовый Участие в грантовых заявках,
ресурс конкурсах
Рис. 2. Результат использования ресурсных возможностей кафедры физической культуры и здоровья и студенческого спортивного клуба
Fig. 2. The result of using the resource capabilities of the Department of Physical Culture and Health and the Student Sports Club
жерные залы. ВолгГМУ имеет хорошую спортивную базу: физкультурно-оздоровительный комплекс «Волгомед» с крытым плавательным бассейном и тренажерными залами; специализированный игровой спортивный зал, тренажерные залы на кафедре физической культуры и здоровья, спортивный зал в главном корпусе университета, три тренажерных зала при каждом студенческом общежитии. В 2022 г. реконструирована открытая специализированная спортивная площадка. Все спортивные объекты доступны для студенческой молодежи как для регулярных занятий физической культурой, так и для проведения оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий во вне-учебное время.
В целях соблюдения основных требований к проведению соревнований было принято решение определить соревнования, где ответственными являются преподаватели кафедры физической культуры и здоровья и мероприятия, которые будут проводиться под руководством студенческого актива ССК «Импульс». Студенческой молодежи было доверено провести внутривузовские мероприятия, носящие оздоровительный характер - такие, как всероссийская акция «Спортивное сердце», челлендж «Яблоко Здоровья в ВолгГМУ», пешая экскурсия в честь Дня Здоровья, майский велопробег ВолгГМУ, спартакиада среди студентов, проживающих в общежитиях, по 6 видам спорта.
Студенты ССК «Импульс» самостоятельно организовали поездки сборных команд университета на Всероссийские соревнования по спортивному туризму «Туриада Врача -2022», русской лапте и кикбоксингу. В летний период 2023 г. в оздоровительно-спортивном лагере ССК «Импульс» доверено проведение четвертой спортивной смены. Мероприятия, носящие спортивный характер: спартакиада «Первокурсник», межфакультетская спартакиада по 9 видам спорта, соревнования на Кубок ректора проводятся под руководством преподавателей кафедры физической культуры и здоровья. Также преподаватели отвечают за участие сборных команд университета в региональных и Всероссийских соревнованиях по видам спорта.
На высоком организационном уровне совместными усилиями в прошедшем учебном году проведены соревнования по 9 видам спорта, пошедшие в зачет Первой спартакиады медицинских и фармацевтических вузов России «Физическая культура и спорт - вторая профессия врача» Южного федерального
округа, и два финальных Всероссийских соревнования данной спартакиады по гиревому спорту и киберспорту.
Финансовый ресурс - это участие во множестве конкурсов и грантов.
В 2022/23 учебном году сотрудниками кафедры физической культуры и здоровья и студентами ССК «Медик» были реализованы гранты на сумму более 1,5 млн рублей. На поездки сборных команд университета на Всероссийские соревнования было затрачено более 1 млн рублей. В целях материальной поддержки 45 студентов-спортсменов и активистов ССК получали в каждом семестре прошедшего учебного года повышенную спортивную стипендию.
Преподаватели кафедры физической культуры и здоровья помогают активу ССК выстроить профессионально ориентированную работу, а не только любительскую деятельность, сделать студенческий клуб привлекательным и открытым. Кафедра физической культуры и здоровья и студенческий спортивный клуб совместно организуют взаимодействие с ректоратом университета: ежегодно проводится торжественное вручение золотых знаков ВФСК ГТО, прием ректора лучших выпускников-спортсменов и физкультурного актива ССК. Большое внимание преподаватели кафедры физической культуры и здоровья и информационный отдел ССК уделяют агитации и пропаганде занятий физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни. В этих целях используются средства массовой информации вуза; осуществляется освещение всех спортивно-массовых мероприятий, проводимых в ВолгГМУ, организовывается фото-и видеосъемка; создаются видеосюжеты; проводится информационная работа в социальных сетях. В процессе соревнований студенты берут интервью у тренеров, организаторов, участников и болельщиков мероприятий.
Для продвижения ССК ВолгГМУ в социальных сетях (ВКонтакте) используются специальные упоминания (хештеги), примеры таких упоминаний: #ССКВОЛГГМУ, #ССКИМПУЛЬС, «ССКВОЛГГМУФУТБОЛ, #FREEDOM и т. д. Совместная работа двух спортивных организаций позволила коллективу физкультуры ВолгГМУ в третий раз стать победителем Всероссийского смотра-конкурса среди медицинских и фармацевтических вузов России «Вуз здорового образа жизни», занять четвертое место среди 51 медицинского и фармацевтического вузов России по организации спортивно-массовой работы, занять второе
место во Всероссийском Открытом конкурсе среди образовательных организаций высшего образования и получить звание «Здоровый университет».
Заключение
В результате успешной деятельности кафедры физической культуры и здоровья и студенческого спортивного клуба на 30% увеличилось количество проводимых оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в которых приняло участие более 55% обучающихся в вузе. Совместная работа положительно повлияла на улучшение материально-технической базы для занятий спортом в университете. Коллективными усилиями достигнуты высокие показатели сотрудников и студентов ВолгГМУ во Всероссийских смотрах-конкурсах.
Список литературы
1. Алексанян Н. Г., Лесникова Г. Н. Роль физической культуры и спорта в воспитании активной жизненной позиции студентов в современном обществе // Инновационные научные исследования - 2022: психология и педагогика : сборник материалов IX международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 25 ноября 2022 г. М. : Научно-издательский центр «Империя», 2022. С. 19-23.
2. Ivanov V D. Self-monitoring in the process of physical education of students // Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2021. Vol. 6, № 3. P. 64-71. - https://doi. org/10.47475/2500-0365-2021-16310
3. Постольник Ю. А., Бубенцова Ю. А., Кашенков Ю. Б. Изменение эмоционального состояния студентов на основе модернизации процесса физического воспитания в высшем учебном заведении // Евразийский союз ученых. 2020. № 2-1 (71). С. 26-29.
4. Shokirov K. F. Physical education of students at a medical university // New Day in Medicine. 2021. № 1(33). P. 58-60.
5. Фоминых Ю. А. Степ-аэробика в оптимизации физического воспитания студентов // Проблемы физической культуры и спорта и пути их решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Киров, 27 мая 2016 г. / Вятский государственный университет. Киров: Общество с ограниченной ответственностью «Радуга-ПРЕСС», 2016. С. 272-274.
6. Шакирова Ю. В. Современные оздоровительные системы в физическом воспитании студентов с отклонениями в состоянии здоровья // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры : материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 45-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, Казань, 22 ноября 2019 г. Казань : Поволжская
государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2019. С. 1145-1149.
7. Васецкая Н. В.,ЛимонченкоА. С. Проблемы физического воспитания и спорта студентов // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 2. Физическое воспитание и спорт. 2021. Т. 61, № 2. С. 44-48.
8. Войнова Е. В. Актуальные проблемы воспитания выносливости студентов РУТ (МИИТ) в профессионально-прикладной физической подготовке будущих специалистов транспортной отрасли // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2021. № 1 (35). С. 27-36.
9. Актуальные проблемы физического воспитания студентов : материалы Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 28 апреля 2021 г. Чебоксары : Чувашский государственный аграрный университет, 2021. 612 с.
10. Казначеев В. А. Проблемы физического воспитания и организация физической подготовки студентов // Modern Science. 2021. № 11-2. С. 101-104.
11. Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года» от 21 ноября 2017 г. № 1007. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71726562/ (дата обращения: 23.07.2023).
12. Воложанин С. Е. Значение физической культуры в воспитании студенческой молодежи // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, № 3 (24). С. 6. https://doi. org/10.26795/2307-1281- 2018- 6- 3- 6
13. Седов И. А., Красильникова Ю. С., Егорова Л. Р., Логинова А. С. Мотивационный и волевой компоненты на занятиях физической культурой // Перспективы науки. 2023. № 4 (163). С. 211-213.
14. Занина Т. Н., Занина П. В., Кибенко Е. И. Физическая культура и спорт как важнейшая составляющая учебно-воспитательного процесса студентов высших учебных заведений // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: сборник материалов XXI Всероссийской научно-практической конференции, п. Новомихайловский, 24-29 сентября 2018 г. П. Новомихайловский : Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2018. С. 71-76.
15. Бабушкин Г. Д., Яковлев Б. П. Психология физического воспитания и спорта : учебник для бакалавров. Саратов : Вузовское образование, 2023. 846 с.
References
1. Aleksanyan N. G., Lesnikova G. N. The role of physical culture and sports in the education of students' active life position in modern society. Innovative scientific research 2022: Psychology and pedagogy: Collection of materials of the IX International scientific-practical conference, Moscow, November 25, 2022. Moscow, Scientific Publishing Center "Empire", 2022, pp. 19-23 (in Russian).
2. Ivanov V. D. Self-monitoring in the process of physical education of students. Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation, 2021, vol. 6, no. 3, pp. 64-71. https://doi.org/10. 47475/2500-0365-2021-16310
3. Postolnik Yu. A., Bubentsova Yu. A., Kashenkov Yu. B. Changing students' emotional state based on the modernization of the process of physical education in higher education. Eurasian Union of Scientists, 2020, no. 2-1 (71), pp. 26-29 (in Russian).
4. Shokirov K. F. Physical education of students at a medical university. New Day in Medicine, 2021, no. 1 (33), pp. 58-60.
5. Fominykh Yu. A. Step-aerobics in optimization of physical education of students. In: Problemy fizicheskoj kul'tury i sporta i puti ih reshenija: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Kirov, 27 maja 2016 g. Vjatskij gosudarstvennyj universitet [Problems of physical culture and sports and ways to solve them: Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Kirov, May 27, 2016. Vyatka State University]. Kirov, Limited Liability Company "Raduga-PRESS", 2016, pp. 272-274 (in Russian).
6. Shakirova Yu. V. Modern health-improving systems in physical education of students with health disabilities. In: Problemy i perspektivy fizicheskogo vospitanija, sportivnoj trenirovki i adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: materialy Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvjashhennoj 45-letiju Povolzh-skoj gosudarstvennoj akademii fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma, Kazan', 22 nojabrja 2019 g. [Problems and prospects of physical education, sports training and adaptive physical culture: Materials of the All-Russian with international participation in a scientific and practical conference dedicated to the 45th anniversary of the Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, November 22, 2019]. Kazan, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism Publ., 2019, pp. 1145-1149 (in Russian).
7. Vasetskaya N. V., Limonchenko A. S. Problems of physical education and sports of students. Bulletin of Lugansk State Pedagogical University. Series 2. Physical Education and Sport, 2021, vol. 61, no. 2, pp. 44-48 (in Russian).
8. Voynova E. V. Current problems of endurance education of RUT (MIIT) students in professional-applied physical training of future specialists of the transport industry. Physical Education and Sports Training, 2021, no. 1 (35), pp. 27-36 (in Russian).
9. Aktual'nye problemy fizicheskogo vospitanija studentov: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-entsii, Cheboksary, 28 aprelja 2021 g. [Current problems of physical education of students: Materials of the International Scientific-Practical Conference, Cheboksary, April 28, 2021]. Cheboksary, Chuvash State Agrarian University Publ., 2021. 612 p. (in Russian).
10. Kaznacheev V. A. Problems of physical education and organization of physical training of students. Modern Science, 2021, no. 11-2, pp. 101-104 (in Russian).
11. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation "On approval of the concept of development of student sports in the Russian Federation for the period up to 2025", No. 1007 dated 21 November, 2017 (in Russian). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71726562/ (accessed July 23, 2023).
12. Volozhanin S. E. The importance of physical culture in education of students. Bulletin ofMinin University, 2018, vol. 6, no. 3 (24), pp. 6 (in Russian). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-6
13. Sedov I. A., Krasilnikova Yu. S., Egorova L. R., Loginova A. S. Motivational and volitional components in physical education classes. Science Prospects, 2023, no. 4 (163), pp. 211-213 (in Russian).
14. Zanina T. N., Zanina P. V., Kibenko E. I. Physical culture and sport as the most important component of the educational process of students of higher educational institutions. Innovatsionnye preobrazovanija v sfere fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma : sbornik materialov XXI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, p. Novomikhajlovskij, 24-29 sentjabrja 2018 g. [Innovative transformations in the field of physical culture, sports and tourism: Collection of materials of the XXI All-Russian Scientific-Practical Conference, Novomikhailovsky village, September 24-29, 2018]. Novomikhailovsky village, Rostov State University of Economics "RINH" Publ., 2018, pp. 71-76 (in Russian).
15. Babushkin G. D., Yakovlev B. P. Psihologija fizicheskogo vospitanija i sporta: uchebnik dlja bakalavrov [Psychology of physical education and Sports: Textbook for bachelors]. Saratov, University Education, 2023. 846 p. (in Russian).
Поступила в редакцию 24.07.2023; одобрена после рецензирования 29.07.2023; принята к публикации 20.08.2023 The article was submitted 24.07.2023; approved after reviewing29.07.2023; accepted for publication 20.08.2023