Научная статья на тему 'Возможности обучения учащихся трудовой и профессиональной подготовке'

Возможности обучения учащихся трудовой и профессиональной подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
навыки / профориентация / общетрудовой / общенациональный / общекультурный / знания / первичный профессиональный / труд / сознание / социальный / национальный дух. / skills / vocational guidance / general labor / national / general cultural / knowledge / primary professional / labor / consciousness / social / national spirit.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назар Ашуров

Одна из важных задач – формирование и развитие у молодежи основных общих навыков, методов работы и трудовых навыков с начальных классов общеобразовательной школы. В общеобразовательных средних школах учащиеся получают отличные знания по основам технологического образования и профориентации. В образовательных учреждениях формируются образовательные, общие, национальные, культурные знания, базовое профессиональное образование, основные социально-трудовые отношения учеников. При подготовке молодых людей к трудовому процессу от них требуется сознательное и деловое отношение к своему рабочему оборудованию, людям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities for training students in labor and vocational training

One of the important tasks is the formation and development of basic general skills, methods of work and work skills among young people from the elementary grades of secondary schools. In general education secondary schools, students receive excellent knowledge of the basics of technology education and career guidance. In educational institutions, educational, general, national, cultural knowledge, basic vocational education, basic social and labor relations of students are formed. When preparing young people for the labor process, they are required to have a conscious and businesslike attitude to their work equipment, people.

Текст научной работы на тему «Возможности обучения учащихся трудовой и профессиональной подготовке»

Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations

Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index

Opportunities for training students in labor and vocational training

Nazar ASHUROV1

Denau Institute for Entrepreneurship and Pedagogy

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Article history:

Received March 2021 Received in revised form 20 March 2021 Accepted 15 April 2021 Available online 20 May 2021

Keywords: skills,

vocational guidance,

general labor,

national,

general cultural,

knowledge,

primary professional,

labor,

consciousness, social,

national spirit.

One of the important tasks is the formation and development of basic general skills, methods of work and work skills among young people from the elementary grades of secondary schools. In general education secondary schools, students receive excellent knowledge of the basics of technology education and career guidance. In educational institutions, educational, general, national, cultural knowledge, basic vocational education, basic social and labor relations of students are formed. When preparing young people for the labor process, they are required to have a conscious and businesslike attitude to their work equipment, people.

2181-1415/© 2021 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

Укувчиларнинг мехмат ва касбга тайёрлашда уцув машгулотларининг имкониятлари

_ АННОТАЦИЯ_

Калит сузлар:

куникма,

касбга йуналтириш,

умуммехнат,

умуммиллий,

умуммаданий,

билимлар,

бошлангич касбий, мехнат, онг, ижтимоий, миллий рух.

Ёшларни умумий урта таълим мактабларининг бошлангич синфлариданок; оддий умуммехнат куникмалари, иш-харакат усуллари ва мехнат ;илиш куникмаларини шакллантириб бориш ва ривожлантириш мухим вазифалардан хисобланади. Умумий урта таълим мактабларида укувчилар технологик таълими ва касбга йуналтириш фани асослари буйича мукаммал билим оладилар. Укув масканларида укувчиларнинг укув, умуммехнат, умуммиллий, умуммаданий билимлари, бошлангич касбий маълумотлари, дастлабки ижтимоий ва мехнат муносабатлари шакллантирилиб борилади. Ёшларни мехнат жараёнига тайёрлашда, уларнинг мехнат

1 Candidate of Pedagogical Sciences, Denau Institute for Entrepreneurship and Pedagogy, Denau, Uzbekistan.

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations Special Issue - 4 (2021) / ISSN 2181-1415

жих,озлари, кишилари билан онгли ва ишчан муносабатда булиши талаб этилади.

Возможности обучения учащихся трудовой и профессиональной подготовке

Одна из важных задач трудового воспитания - формирование и развитие с начальных классов общеобразовательной школы основных трудовых навыков, общих методов работы. В общеобразовательных средних школах учащиеся получают отличные знания по основам технологического образования и профориентации. В специализированных образовательных учреждениях даются общие знания, базовое профессиональное образование, основы социально-трудовых отношений.

При подготовке молодых людей к трудовому процессу от них требуется сознательное и деловое отношение к оборудованию, людям. Способность учеников создавать продукты труда и в данном процессе формировать такие качества, как умение экономить, изобретательность, предприимчивость, является основой их подготовки к работе и направлена на:

• воспитание чувства уважения к рабочему процессу и специалистам;

• ознакомление с основами современного производства, народного хозяйства, сферы услуг, строительства, связи, машин и народных промыслов;

• формирование общих трудовых знаний, навыков и умений, подготовку к участию в процессе труда;

• подготовку к различным профессиям в ходе образовательного процесса в рамках программы общеобразовательных школ и после окончания учебы.

Готовность детей от 6 до 16 лет к работе воспитывают в общеобразовательных школах, внешкольных образовательных учреждениях, семье, махалле, в ходе производственной и самостоятельной деятельности. Этот процесс включает ряд задач.

При реализации вопросов трудового обучения рассматриваются развивающие, воспитательные, педагогические, практические, производственные, творческие, профориентационные аспекты обучения и воспитания.

В настоящее время в задачи по подготовке школьников к работе входят:

АННОТАЦИЯ

Ключевые слова:

навыки,

профориентация,

общетрудовой,

общенациональный,

общекультурный,

знания, первичный

профессиональный,

Одна из важных задач - формирование и развитие у молодежи основных общих навыков, методов работы и трудовых навыков с начальных классов общеобразовательной школы. В общеобразовательных средних школах учащиеся получают отличные знания по основам технологического образования и профориентации. В образовательных учреждениях формируются образовательные, общие, национальные, культурные знания, базовое профессиональное образование, основные социально-трудовые отношения учеников. При подготовке молодых людей к трудовому процессу от них требуется сознательное и деловое отношение к своему рабочему оборудованию, людям.

труд, сознание, социальный, национальный дух.

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Бойе1у а^ тпоуайош Брейа! ¡ББие - 4 (2021) / ¡ББЫ 2181-1415

• формирование сознательного отношения к учебе и труду, обеспечение всестороннего умственного и физического развития;

• воспитание трудолюбия, этики, активной гражданской позиции, бережливости, творческого начала и стремления превратить работу в жизненную потребность;

• формирование конкурентоспособности, необходимой в условиях рыночной экономики, разумного подхода к использованию природных ресурсов, предметов и материалов;

• формирование общих трудовых навыков и умений, а также повышение знаний в области технических, технологических, строительных дисциплин, черчения, производства и ремесел.

В настоящее время подготовка молодежи к работе включает в себя трудовое воспитание, обучение и профориентацию, участие в производстве и освоении различных профессий. Основной формой трудового обучения учащихся общеобразовательных школ является технологическое образование, а также профориентация.

Задачи внедрения технологического образования в общеобразовательных средних школах заключаются в следующем: технологическое образование, преподаваемые в 1-4 классах, является основой начального профессионального образования, общего воспитания, умственного и физического развития учащихся. Школьники узнают о простых видах работы, рабочих процессах, основных инструментах, о том, как правильно выполнять простые действия. В частности, предмет включает в себя формирование основных рабочих навыков, таких как правильное планирование трудового обучения, упорядоченное обслуживание рабочего места, соблюдение правил безопасности, и преподается в сочетании с художественной работой.

Учащиеся 5-9 классов общеобразовательных школ развивают общие трудовые навыки и умения, профессиональные способности в соответствии с их интересами и талантами. Формируются качества, направленные на выбор профессии, общую культуру труда. Школьники знакомятся с различными секторами экономики, применяемыми в них технологиями, с основами ремесел. Разнообразие направлений трудовой деятельности дает возможность познакомиться с различными процессами производства, в том числе товаров народного потребления.

В процессе технологического образования и профориентации, проводимой в старших классах общеобразовательных школ, формируются навыки работы с различными инструментами, оборудованием и приспособлениями, используемыми в профессиональной деятельности будущих специалистов. Дети получают представление о работе с механизированным и электрифицированным транспортом, технологические знания, навыки и умения, понимание необходимости соблюдения трудового законодательства, узнают об основах санитарно-гигиенических правил и инструкций.

Цели технологического образования и профориентации:

• учить школьников выполнять (решать) задачи, относящиеся к технологическим процессам, используемым в различных производствах, проводить

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations Special Issue - 4 (2021) / ISSN 2181-1415

эксперименты, пользоваться измерительными приборами и данными, проводить трудовое обучение;

• формировать у учеников любовь к знаниям и труду, прививать уважение к людям труда, воспитывать в духе общности и патриотизма;

• воспитывать в детях желание производить качественные товары народного потребления, конкурентоспособную продукцию, соответствующую требованиям рыночной экономики, научить их способам доставки готовой продукции потребителям, привить и развивать навыки бизнес-менеджмента, предпринимательства;

• прививать любовь к национальному духу, быту, традициям народа путем обучения народным промыслам в процесс технологического образования и профориентации; воспитывать их в духе уважения к национальным ценностям, историческим памятникам, богатому наследию народных мастеров;

Необходимо сделать так, чтобы в процессе технологического образования и профориентации использовались информационные и компьютерные технологии, современное оборудование, а само преподавание соответствовало современным требованиям и использовало лучшее из мирового опыта.

В проведении качественного и эффективного технологического образования и профессиональной ориентации неоценима роль школ, внешкольных учебных заведений, промышленных предприятий, деловых кругов и предпринимательских ассоциаций. Следует отметить важность взаимодействия образовательных учреждений с народными ремесленниками.

Задачей трудового воспитания является выработка у школьников сознательного и творческого отношения к труду. Это одна из главных качеств нравственного облика гражданина независимого Узбекистана. Рабочий и фермер, интеллигент и ученый не мыслят своей жизни без труда. Сам трудовой процесс характеризуется осознанным отношением к работе, пониманием полезности своей деятельности для общества, выполнением заданий с использованием передовых методов и современных технических средств.

Сознательное отношение к работе необходимо планомерно формировать в школьных мастерских. При выполнении домашних заданий ученики развивают такие качества, как добросовестность, навыки и умения, воспитывают бережное отношение к государственной собственности, формируют сознательное, творческое отношение к работе. Строго соблюдая трудовую дисциплину, школьники вырабатывают ответственность за порученное дело.

В процессе воспитания таких качеств, как сотрудничество и взаимопомощь, формируется человек новой формации. Поэтому технологическое образование и профессиональная ориентация организуются в средних школах в сочетании с выполнением учащимися других задач. Когда школьники вместе выполняют задания, они помогают друг другу, делятся идеями, консультируются.

Во время каникул необходимо контролировать работу учеников, анализировать, делать выводы, акцентировать внимание на положительных аспектах.

Использование в образовательном процессе различных приспособлений и механизмов, задействованных в современном производстве, позволит учащимися наглядно показать их эффективность в производстве качественных продуктов,

Жaмият ba иннoвaциялap - Oбщecтвo и иннoвaции - Society and innovations Special Issue - 4 (2021) | ISSN 2181-1415

To^a у yчaщиxcя пoвышaeтcя ypoвeнь oтвeтcтвeннocти 3a выпoлнeннyю paбoтy, в тaкжe oбecпeчивaeтcя кoнтpoль кaчecтвa пpoдyкции и cpoкoв выпoлнeния paбoт.

Пpи oбyчeнии ш^льни^в нeoбxoдимo cлeдить 3a чeтким pacпpeдeлeниeм oбязaннocтeй, чтoбы кaждый yчeник пoнимaл, чтo eгo личнaя paбoтa тecнo cвязaнa c paбoтoй дpyгиx ш^льни^в, и ecли oн дoпycтит нeбpeжнocть и нeдиcциплиниpoвaннocть, тoи в oбщeй paбoтe cтaнyт вoзникaть paзличныe пepeбoи и нeгaтивныe cитyaции.

Taк жe и oбщecтвe, ocнoвaннoм нa пpинципax pынoчнoй экoнoмики: пpoизвeдeннaя пpoдyкция мoжeт ocтaтьcя нeпpoдaннoй, и жизнeдeятeльнocти вceгo oбщecтвa бyдeт yгpoжaть кpизиc, нaнeceн бoльшoй мaтepиaльный и мopaльный уш^б.

Учитeль в бeceдax c yчeникaми нe дoлжeн oгpaничивaтьcя пpeдocтaвлeниeм инфopмaции o тoм, чтo нyжнo дeлaть и в кaкoй пocлeдoвaтeльнocти, c гакими инcтpyмeнтaми и пo гаким инcтpyкциям. Здecь вaжнo дocтижeниe выcoкoгo кaчecтвa кoнeчнoгo пpoдyктa. Вaжнoe знaчeниe имeeт и пpoцecc дocтaвки гoтoвoй пpoдyкции зaкaзчикy.

Heoбxoдимo пpививaть ш^льнигам тpyдoлюбиe и yвaжeниe к пpoфeccии. Этo пoлoжитeльнo cкaжeтcя нa ж пpoфeccиoнaльнoй opиeнтaции, oкaжeт бoльшoe oбpaзoвaтeльнoe вoздeйcтвиe. Ha этoм этaпe yчeники дoлжны paбoтaть в тecнoм coтpyдничecтвe c yчитeлeм, кoтopый opгaнизyeт paбoчий пpoцecc. В чacтнocти, вo вpeмя ypoкoв пopyчaeт yчeникaм paздaть пpeдмeты пpoизвoдcтвa и oбecпeчивaeт чиcтoтy и пopядoк нa paбoчeм мecтe.

Ш^льник, oтвeчaюший 3a oбopyдoвaниe, дoлжeн пpoвepить тeкyшee cocтoяниe инcтpyмeнтoв и пoмoчь дeжypным coбpaть иx в ^н^ ypoкa. Для этoй paбoты жeлaтeльнo oтбиpaть oтвeтcтвeнныx и aктивныx yчeникoв.

В пpoцecce тpyдoвoгo oбpaзoвaния и пpoфopиeнтaции шкoльники нaчинaют дpyжить и пoмoгaть дpyг дpyгy, yчaтcя coтpyдничecтвy, oтвeтcтвeннocти, нaчинaют пpeдъявлять взaимныe тpeбoвaния и кpитичecкиe выcкaзывaния в oтнoшeнии paбoты. Учитeль дoлжeн внимaтeльнo нaблюдaть 3a coзpeвaниeм и paзвитиeм этж oтнoшeний и пpaвильнo pyкoвoдить ими.

Рeзyльтaты oбyчeния зaвиcят нe толь^ oт coдepжaния ypoкoв, нo и oт иx opгaнизaции и кoнтpoля 3a paбoтoй шкoльникoв. Фopмиpoвaниe тавы^в дoлжнo ocyшecтвлятьcя и yкpeплятьcя пoэтaпнo.

Бывaют cлyчaи, кoгдa yчeник пpи пepвoй нeyдaчe нaчинaeт дyмaть, что у нeгo ничeгo нe пoлyчитcя, и игнopиpoвaть дaльнeйшyю paбoтy. В ^^TOphix cлyчaяx нeгaтивныe пocлeдcтвия пepвoй нeyдaчи мoгyт быть вызвaны poдитeлями yчeникoв. Еcть poдитeли, кoтopыe cчитaют cвoиx дeтeй нecпocoбными к физичecкoй и твopчecкoй paбoтe, и cпeшaт вынecти нeoбocнoвaнныe cyждeния. Oни мeшaют yчитeлям и дpyгим cпeциaлиcтaм пpaвильнo oцeнивaть cпocoбнocти cвoиx дeтeй. В тaкиx cлyчaяx yчитeль дoлжeн пoлaгaтьcя тoлькo нa cвoй coбcтвeнный нayчнo-пcиxoлoгичecкий, пeдaгoгичecкий и пpoфeccиoнaльнo oбocнoвaнный aнaлиз дeятeльнocти yчeникa

Пeдaгoгaм нeoбxoдимo вocпитывaть у шкoльникoв caмoкpитичнocть и нeтepпимocть к coбcтвeнным нeдocтaткaм. К пpимepy, yчитeль ocмaтpивaeт гoтoвoe издeлиe и пpeдлaгaeт yчeникaм caмocтoятeльнo oцeнить em Oпыт paбoты пoкaзывaeт, чтo тaкoй мeтoд имeeт бoльшoe вocпитaтeльнoe знaчeниe.

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations Special Issue - 4 (2021) / ISSN 2181-1415

Регулярные занятия с учащимися по определению качества готовой продукции, выработка навыков самоконтроля учат школьников критически оценивать собственный труд.

Для этого учитель-тренер в перерыве или в конце урока, после анализа результатов работы, должен рассказать о прогрессивных методах производства. В ходе таких бесед желательно приводить примеры из жизни мастеров народно-прикладного искусства, или тех, кто работает на местных предприятиях, разъяснять ученикам, что в условиях рыночных отношений конкурентоспособными могут быть только качественные, красивые, долговечные изделия.

В современном мире, в связи с расширением производства, усложнением экономических отношений, ускорением научно-технического прогресса, дорога каждая минута рабочего времени, поэтому необходимость неукоснительного соблюдения производственного процесса и трудовой дисциплины следует начинать со школьного образования.

Для этого в процессе технологического образования и воспитания должны быть созданы благоприятные условия. Школьников необходимо обучать, используя такие методы, как объяснение, убеждение, поощрение, личный пример. Учителям нужно быть требовательными к своей работе.

При возникновении непонимания между учениками в ходе производственного обучения необходимо на положительных примерах показать, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Если ученики следуют систематическим и строгим требованиям учителя, то они в будущем будут четко и неукоснительно выполнять все правила производственного процесса. Они привыкают поддерживать ритм работы, держать в чистоте рабочее место, бережно относиться к инструментам.

Одним из важных условий подготовки школьников к самостоятельной работе является установление дисциплины и ее поддержание. Предъявляя последовательные требования к ученикам, учитель должен обладать сильной волей.

Необходимо воспитывать у школьников бережное отношение не только к обществу, но и к личности, формировать у них правильное отношение к общественной и личной собственности. Важно, чтобы они уважали людей труда, воспитывали волю и характер.

Один из наиболее эффективных способов воспитания у школьников осознанного отношения к социальной собственности - привлечение к ремонту производственных инструментов и оборудования. Учеников необходимо научить хранить различные материалы, быть осторожными с оборудованием, рабочей одеждой и т. д., воспитывать дисциплину и высокую культуру труда.

Одна из основных задач преподавателя-тренера - привить высокий уровень культуры труда в процессе подготовки школьников к работе по профессии. Школьникам нужно разъяснять правила взаимоотношений между людьми. Изящество труда начинается с производства простых вещей и проявляется непосредственно в процессе работы и в ее результатах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во время урока и внеклассных занятий педагог всегда должен подчеркивать красоту хорошо выполненной поделки, точность обработки деталей и рабочих движений ученика. В беседах со школьниками педагог должен вдохновлять на то,

Жaмият ba иннoвaциялap - Oбщecтвo и иннoвaции - Society and innovations Special Issue - 4 (2021) | ISSN 2181-1415

чтобы чecтный тpyд cтaл cтepжнeм eгo жи3ни, и этo дoлжнo cпocoбcтвoвaть фopмиpoвaнию нaвыкoв твopчecкoй paбoты.

В нaшeм oбшecтвe кpacoтa тpyдa нepaзpывнo cвязaнa c дyxoвными и мaтepиaльными cтимyлaми.

Выcoкaя кyльтypa тpyдa - нeoтъeмлeмoe кaчecтвo paбoтaюшиx людeй. Этoт пpoцecc дoлжeн быть пpopaбoтaн co ш^льнигами, пoлyчaюшими тexнoлoгичecкoe oбpaзoвaниe и пpoфeccиoнaльнyю пoдгoтoвкy, a тaкжe вo вpeмя пpeпoдaвaния дpyгиx oбшeoбpaзoвaтeльныx пpeдмeтoв. В пoнятиe кyльтypы тpyдa вxoдят ycлoвия тpyдa, кpacoтa, yдoбcтвo, paбoчий пpoцecc, кyльтypa oбpaшeния и тaк дaлee.

Дизaйн клaccoв, в кoтopыx пpoвoдятcя тeopeтичecкиe и пpaктичecкиe зaнятия, талич^ oбopyдoвaния и инcтpyмeнтoв (cтaнкoв) - вce дoлжнo вызывaть пpиятныe чyвcтвa. Выcoкoe кaчecтвo издeлий, изгoтoвлeнныx та кpacивoм и yдoбнoм oбopyдoвaнии, пpocтoтa в иcпoльзoвaнии, дoлгoвeчнocть и кpacoтa гoтoвoгo издeлия дoлжны yдoвлeтвopять людeй и дocтaвлять эcтeтичecкoe yдoвoльcтвиe.

Oбopyдoвaниe вceгдa дoлжнo быть oтpeгyлиpoвaнo и гoтoвo к paбoтe, a yчaш,иxcя cлeдyeт c paннeгo вoзpacтa пpиyчaть нocить yдoбнyю paбoчyю oдeждy.

ocoбeннocтeй oбyчeния тexнoлoгичecкoмy oбpaзoвaнию и пpoфeccиoнaльнoй opиeнтaции эти кypcы являются нaибoлee пoдxoдящeй cepиeй oбyчeния пo иcпoльзoвaнию нapoдныx пpoмыcлoв в cиcтeмe oбpaзoвaния. Этo cвязaнo c тем, что ocнoвнoe oбyчeниe в oблacти нapoдныx пpoмыcлoв ocyщecтвляeтcя вpyчнyю.

Ocнoвнaя чacть oбyчeния, тaкaя кaк пoдгoтoвкa paзличныx мaтepиaлoв к oбpaбoткe, гopячaя и xoлoднaя oбpaбoткa мaтepиaлoв, pe3^ и гибкa, плaниpoвaниe, измepeниe, oтдeлкa, шлифoвaниe, шлифoвaниe, пoкpacкa, пoдгoтoвкa пpoдyкции к yпoтpeблeнию (ocмoтp) выпoлняeтcя в нaциoнaльныx пpoмыcлax вpyчнyю.

Oбyчeниe изгoтoвлeнию пpeдмeтoв нaциoнaльнo-пpиклaднoгo иcкyccтвa пpoвoдитcя c иcпoльзoвaниeм pyчныx инcтpyмeнтoв. Для пoвышeния эффeктивнocти тexнoлoгичecкoгo oбpaзoвaния в ycлoвияx coвpeмeннoй pынoчнoй экoнoмики paбoтa ш^льни^в дoлжнa oцeнивaтьcя oбъeктивнo.

Изyчeниe тexнoлoгии пpoизвoдcтвa пpeдмeтoв нapoднoгo пpoмыcлa cpaвнимo c тpaдициoнным тexнoлoгичecким oбpaзoвaниeм в том cмыcлe, чтo мaтepиaльнo-cыpьeвoe oбecпeчeниe чacтo пpoиcxoдит 3a cчeт иcпoльзoвaния мecтныx мaтepиaлoв. Пpeпoдaвaниe дaннoй видa тpyдoвoй дeятeльнocти oтличaeтcя oт дpyгиx oбщeoбpaзoвaтeльныx пpeдмeтoв.

Пpeдмeт тexнoлoгичecкoгo oбpaзoвaния и пpoфopиeнтaции oтличaeтcя oт дpyгиx диcциплин тeм, чтo являeтcя интeгpиpoвaнным. Пoэтoмy в пpoцecce opгaнизaции этою oбyчeния yчaщиecя пpимeняют шиpoкий rae^p знaний, пoлyчeнныx пo oбщeoбpaзoвaтeльным пpeдмeтaм.

Сaмo этo oбpaзoвaниe oбъeдиняeт в cвoю cиcтeмy нecкoлькo нaпpaвлeний (пepepaбoткa paзличныx мaтepиaлoв, ceльcкoe xoзяйcтвo, пpoмышлeннocть, кyлинapия, гaз и т. Д.). Kaждaя и3 этиx oтpacлeй пpeдcтaвляeт coбoй oтдeльнyю oблacть пpoизвoдcтвeннoй дeятeльнocти, нe пoxoжyю дpyг нa дpyгa. Учитeля, шкoльники, инcтpyктopы, pyкoвoдитeли и дpyгиe дoлжнocтныe лицa, yчacтвyющиe в opгaнизaции тexнoлoгичecкoгo oбpaзoвaния и пpoфeccиoнaльнoй opиeнтaции мoлoдeжи, дoлжны xopoшo 3тать cпeцификy этиx ypoкoв.

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations Special Issue - 4 (2021) / ISSN 2181-1415

В результате анализа технологического образования и профориентации в общеобразовательных школах были выявлены следующие факторы:

1. При выборе содержания технологического образования и профессионального обучения, организуемого в средних школах, необходимо учитывать исторические, национальные, местные, региональные особенности. Обладая этими характеристиками, область народных промыслов полностью отвечает всем необходимым педагогическим требованиям.

2. В контексте технологического образования и профессионального обучения следует обратить внимание на изучение и обучение народным ремеслам, актуальность образования для жизни, близость к производству, практичность, простоту организации логистики.

3. Различные занятия по народным промыслам целесообразно организовывать на базе технологического образования и профориентации, так как они имеют ряд обобщающих черт.

4. Народные промыслы как яркий образец культуры материальных ценностей народов Востока, педагогические, дидактические, методологические, психологические аспекты изучения требуют особого анализа.

5. Изучение народных промыслов на базе технологического образования и профориентации требует обновления учебно-методического процесса в этой сфере. В то же время необходимо улучшить учебные программы и учебники по технологическому образованию и профессиональной ориентации в средних школах, обогатить их учебными пособиями, создать дидактические материалы в этой области и организовать демонстрации в классах.

6. Образовательные, моральные и этические возможности должны быть учтены в изучении народных ремесел в системе образования как одного из путей приобщения к национальным ценностям.

7. Внедрение национальных ценностей в систему образования, в частности, в процесс совершенствовании трудовой и профессиональной подготовки учащихся на примере народных промыслов, требует перестройки системы профессионального образования на основе национальных, исторических, местных региональная характеристика.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Ашуров Н.Р. Роль национальных ценностей в ориентации студентов на работу и профессию. - Т.: Саньат. 2006. - С. 35.

2. Ашуров Н.Р. Использование национальных ценностей во внешкольной деятельности // Журнал «Народное просвещение». - Ташкент. - 2005. - № 2. -С. 116-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.