Научная статья на тему 'Методы и аспекты изучения русского языка как родного в начальной школе'

Методы и аспекты изучения русского языка как родного в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
610
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родной русский язык / изучение родного языка / метод к изучению русского языка / начальная школа. / native Russian language / native language study / approaches to the Russian language study.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дилрабо Ахмедова

В статье поднята проблема выбора научных аспектов для изучения родного русского языка на первой ступени образования. Изучен курс «русского родного языка», определены его цели и задачи и предложен перечень научно-методических подходов его преподавания. Предложено изучение родного русского языка с позиции четырех научных аспектов: аксиологического, коммуникативно-деятельностного, лингвокультурологического и герменевтического. Сущность каждого из представленных аспектов проанализирована с позиции степени изученности, разработанности, целесообразности использования в начальной школе в теории и на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and aspects of learning Russian a sanative language in primary school

The article raises the problem of choosing scientific aspects for studying the native Russian language at the first stage of education. The course “Russian native language” has been studied, its goals and objectives have been determined, and a list of scientific and methodological approaches to teaching it has been proposed. The study of the native Russian language is proposed from the standpoint of four scientific aspects: axiological, communicative-activity, linguoculturological and hermeneutic. The essence of each of the presented aspects is analyzed from the standpoint of the degree of knowledge, elaboration, expediency of using in elementary school in theory and practice.

Текст научной работы на тему «Методы и аспекты изучения русского языка как родного в начальной школе»

Science Жамият ва инновациялар -

Общество и инновации -

Society and innovations

Journal home page:

https: //inscience.uz/index.php/socinov/index

through time and space

Methods and aspects of learning Russian a sanative language in

primary school

Dilrabo AKHMEDOVA !

Termez State University

ARTICLE INFO ABSTRACT

Article history: The article raises the problem of choosing scientific aspects

Received February 2021 for studying the native Russian language at the first stage of

Received in revised form education. The course “Russian native language” has been

20 February 2021 studied, its goals and objectives have been determined, and a list

Accepted 15 March 2021

Available online of scientific and methodological approaches to teaching it has

15 April 2021 been proposed. The study of the native Russian language is

proposed from the standpoint of four scientific aspects:

“Keywords; о axiological, communicative-activity, linguoculturological and

native Russian language, hermeneutic. The essence of each of the presented aspects is

native language study, analyzed from the standpoint of the degree of knowledge,

approaches to the Russian

language study, elaboration, expediency of using in elementary school in theory

and practice.

2181-1415/© 2021 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International

(CC BY 4.0) license (https: //creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

Boshlang‘ich maktabda rus tilini ona tili sifatida o‘rganish usullari

va jihatlari

ANNOTASIYA

Kalit so Zlar: Magolada ta’limning birinchi bosqichida rus tilini ona toli

rus tili ona till, sifatida o‘rganish uchun ilmiy jihatlarni tanlash muammosi

ona Ш o'rganish, : ko‘tarilgan. “Rus ona tili” kursi o‘rganilib, uning maqsad va

rus tilini o‘rganish usuli, ° - - ый - ли ae .

boshlang‘ich maktab. vazifalari belgilab olindi va uni o‘qitishning ilmiy-uslubiy

yondashuvlari ro‘yxati taklif qilindi. Ona rus tilini o‘rganish

toTtta ilmiy nuqtai nazardan taklif etiladi: aksiologik,

kommunikativ-faollik, lingvokulturologik va hermenevtik.

Taqdim etilgan jihatlarning har birining mohiyati boshlang‘ich

maktabda nazariya va amaliyotda o‘rganish, ishlab chiqish,

maqsadga muvofigligi darajasi nuqtai nazaridan tahlil gilinadi.

1 Lecturer at the department of Primary education, Termez State University, Termez, Uzbekistan.

|5аепсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - $ос1еу апа тпоуаНопз

Аим Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415

Методы и аспекты изучения русского языка как родного в

начальной школе

АННОТАЦИЯ

Ключевые слова; В статье поднята проблема выбора научных аспектов для

родной русский язык, изучения родного русского языка на первой ступени

изучение родного языка, образования. Изучен курс «русского родного языка»

метод к изучению р . у УР ру род ,

русского языка, определены его цели и задачи и предложен перечень

начальная школа. научно-методических подходов его — преподавания.

Предложено изучение родного русского языка с позиции

четырех научных аспектов: аксиологического,

коммуникативно-деятельностного, Лингвокультурологи-

ческого и герменевтического. Сущность каждого H3

представленных аспектов проанализирована с позиции

степени изученности, разработанности, целесообразности

использования в начальной школе в теории и на практике.

Обучения русскому языку как родному, появилась необходимость отбора

научных методов и аспектов в преподавании родного русского языка в школе, в

частности, на начальной образовательной ступени. Известно, что младшим

школьникам присущи возрастные и психологические особенности, что влияет и на

выбор педагогических подходов. Целями преподавания родного русского языка

являются совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой

интуиции; включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском

языке; первое знакомство с фактами родного языка; расширение представлений о

различных методах познания языка. Отметим, что ключевым словом является

воспитание, но не обучение. Выделенные цели формируют перечень научных

методов. Педагогическая наука в настоящее время оперирует широчайшим

спектром методологических аспектах. В их основе нами выделен аксиологический

аспект. Аксиология (дословно) - учение о ценностях. Педагогическая аксиология

(Н.А. Асташова, А.М. Булынин, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.) с точки зрения

изучения русского языка как родного рассматривает его ценность как культурного

феномена. Содержательное наполнение реализации аксиологического аспекта

означает изучение языковых явлений с позиции их значимости для воспитания и

развития личности (например, русские народные пословицы, поговорки, сказки).

А.Д. Дейкина выделяет две стороны при изучении русского языка как родного:

«Первая сторона - ценностное отношение к предмету, к культуре - основывается на

знаниях и представлениях и может быть освоена и рационально (осознаю,

понимаю), и эмоционально (чувствую). Вторая сторона касается чувств - чувства

любви к языку, культуре, которое возникает чувственным, эмоциональным путем

на фоне интереса к языку и культуре (там, где интересно, эмоциональное чувство

выше). Соединение двух сторон дает соединение образованности и

нравственности: зная родной язык и родную культуру, нельзя не оценить их, не

проникнуться к ним теплым патриотическим чувством» [1]. «Уроки родного

русского языка дают прекрасную возможность для воспитания ценностного

отношения к родной природе, способствуют обогащению словаря младших

389

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - $ос1еу апа тпоуаНопз

Аим Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415

школьников эмоционально-оценочной лексикой для описания природы, что,

несомненно, воспитывает у них отношение к языку как важной культурной

ценности» [2, С. 76].

Примером реализации аксиологического подхода может быть организация

школьных научно-практических конференций по русскому языку с использованием

национальной тематики. Выбор коммуникативно-деятельностного аспекта

(Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.П. Еремеева, Л.А. Ходякова, С.И. Львова,

Е.В. Архипова, Т.М. Воителева и др.) обусловлен изменением социальной функции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

языка в современном информационном обществе. Он становится средством

взаимодействия в информационном мире и инструментом достижения

коммуникативного успеха. Данный аспект означает организацию учителем

начальных классов межпредметного взаимодействия: русский язык - литературное

чтение. Ознакомление младших школьников с коммуникацией начинается на

уроках родного русского языка и продолжается на примерах художественных

произведений на уроках литературного чтения. Например, в сказке Э. Успенского

«Привет мартышке» переполох вызван тем, что вежливую фразу «передай привет»

мартышка понимает буквально в виде какого-то предмета и очень

разочаровывается, не получив его. И дело не только в плохом знании языка, но и в

этическом непонимании: по-детски эгоистичной мартышке радость доставляют

только материальные подарки. Мудрый удав объясняет истинное значение формул

вежливости: «Когда я передаю тебе привет, я делюсь с тобой хорошим

настроением». Урок родного языка становится уроком вежливости и доброты, во

время которого простодушная мартышка учится разделять чужую радость.

Коммуникативно-деятельностный подход подразумевает ознакомление с русским

национальным речевым этикетом, который имеет некоторые особенности. Так, при

общении русские больше смотрят друг на друга, чем европейцы. В то же время

считается некультурным окинуть («смерить взглядом») собеседника. Не

рассматривать пристально человека - значит проявлять скромность, уважение к

нему. Русская улыбка не считается знаком вежливости. В национальной культуре

улыбка с открытыми зубами называется «оскалом», считается неприятной,

вульгарной. Важно, чтобы язык воспринимался младшими школьниками не только

как средство коммуникации, но и как «душа народа» (В.К. Кюхельбекер), ее главное

сокровище. Современный писатель А. Битов пишет: «Ничего более русского, чем

язык, у нас нет». По мысли В.В. Сагайдачной, «культурологический подход

(А.Д. Дейкина, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Г.М. Кулаева, Т.Ф. Новикова и др.)

определяет культурные закономерности становления образованности личности

как человека культуры и механизмы обретения обучающимися ценностной

ориентации и личностных смыслов» [3, С. 166].

Наличие лингвокультурологического материала в курсе родного русского

языка позволяет обучающимся воспринимать язык как явление национальной

культуры. К такому материалу относятся высказывания известных людей о

русском языке, фольклорные произведения, литературные произведения,

отражающие характерные особенности русского народа и русской культуры,

публицистика, отражающая историю родной культуры, и т. д. Герменевтика -

искусство понимания текста является неотъемлемой частью преподавания родного

русского языка. Начиная с младших классов, школьники работают над анализом

390

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - $ос1еу апа тпоуаНопз

Аим Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415

текста (в упрощенном варианте на уроках литературного чтения, при толковании

пословиц, разгадывании загадок на уроках русского языка). «Когда ученик

начальных классов читает текст, у него складывается его собственное

(поверхностное, неточное, но его) понимание содержания» [4, С. 34].

Задача учителя - мотивировать к увлекательному занятию понимания

текста, персонажей, уместности изобразительно-выразительных средств, мыслей,

чувств с позиции автора, умения задавать вопросы. Такой метод развивает образное

мышление и образную речь.

Знакомясь, например, с народными сказками, пословицами и т. д. нужно

много работать с этимологическими словарями для различения общего и

конкретного значения - смысла слова и определенной речевой ситуации. Название

сказки «Колобок» (как известно с детства, испеченный шар без рук и ног) берет

начало от старорусского корня «коло» - круглый, отсюда и русские слова «околица»,

«кольцо», «кольчуга». Слово «окно» произошло от слова «око» (глаз),

следовательно, в образном представлении наших предков окно - это глаз дома.

Работая с синонимическим рядом, например, печаль - грусть - тоска - скорбь,

можно объяснить учащимся оттеночные значения на этимологическом примере:

печаль (от слова «печь») - когда печет (жжет, горит) сердце; грусть (от слова

«грызть») - то, что грызет, не дает покоя; тоска (от слова «тесна», «теснить») -

теснота, стеснение в груди; скорбь (от слова «скрести») - физическое ощущение

душевной раны. Важно объяснить школьникам, что русский язык - образный язык,

каждое слово несет в себе образ, в то время как иностранные, заимствованные слова

можно назвать безобразными в связи с чужеродностью культуры. Поэтому не все

иноязычные слова «приживаются» в русском языке. Слово «авиатор» не смогло

укорениться, русское слово «летчик» (придуманное В. Хлебниковым), неся в себе

образ человека, который летает, успешно вытеснило заимствование. Слово

«аэроплан» нам знакомо, но, называя предмет для перелета, русский человек

выберет сложное слово «самолет», заключающее в себе образ машины, которая

летает сама. В русской культуре слово «красный» понимается не только как цвет, но

и как красота, жизнь (красная девица - красивая, красно солнышко - дающее жизнь,

весна-красна -начало жизни, лето красное - торжество жизни); слово «черный»

ассоциируется также не только с цветом, но и с темной стороной мира, со злом

(черный глаз - человек, желающий зла, дума черная - плохие мысли).

Таких примеров огромное количество. В учебном пособии «Комплексный анализ

текста» Г.М. Первова представляет уровневый теоретический и практико-

ориентированный подход к литературоведческому анализу произведений детской

литературы для педагогов дошкольного образования и начальной школы. Она

отмечает, что «анализ художественного произведения, производимый совместно с

детьми, - это открытие нравственно-эстетических ценностей, развитие

способности к сопереживанию, сочувствию, пониманию позиции писателя,

это формирование культуры чтения и размышления о прочитанном» [5, С. 15].

Профессор Г.М. Первова отмечает, что «художественная литература не создает

своего специального языка, она использует весь лексический состав и возможности

стилистики для изображения мира и выражения мыслей и чувств» [5, С. 26].

391

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - $ос1еу апа тпоуаНопз

Аим Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415

Изучая художественные тексты, проводя их литературоведческий анализ,

младшие школьники наполняют свою родную русскую речь художественностью -

используют в общении сравнения, метафоры, метонимии, синекдохи, гиперболы,

литоты, аллегории, оксюмороны, перифразы и т. д. Более того, работа с текстом (его

чтение и анализ) способствует развитию и синтаксической оформленной речи

учащихся начальных классов: появляются многосложные конструкции, инверсии,

не собственно прямая речь, эпитеты, антитезы (чего так не хватает в современной

русской речи). Это доказывает целесообразность применения герменевтического

подхода для изучения родного русского языка. Успешность применения

перечисленных нами подходов в начальной школе, в первую очередь, зависит от

преподавателя, который осознает ценность и важность знания родного русского

языка, по-настоящему знает, любит и ценит богатство родной культуры. В этом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

случае он сможет реализовать не только цели, описанные выше, но и воспитать

гражданина и патриота, сформировать у младших школьников ценностное

отношение к родной культуре, языку и кего изучению.

Выводы об успешности применения представленных методов к изучению

родного русского языка связаны, в первую очередь, с преподавателями, которые

должны быть примером настоящего знания русского языка, любви к нему, осознают

и ценят богатство родной культуры.

Умело соединяя знания методики преподавания русского языка как родного

и русского как неродного, используя разные методы и приемы. Виды упражнений,

знания по педагогике и психологии, методические советы и рекомендации из опыта

коллег, сегодняшний учитель русского языка сам призван быть творцом новой

методики, искать свой, наиболее рациональный путь обучения русскому языку

[5, С.82-86].

Изучение родного языка должно способствовать формированию у учащихся

осознания себя как части русской культуры, формировать ценностное отношение

не только к языку, но и кего изучению.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Дейкина А.Д. Духовно-нравственное развитие учащихся средствами

русского языка Москва; Ярославль, 2008. - С. 11.

2. Волкова Т.Н., Смирнова Т.Ю. Воспитание ценностного отношения

школьников к русскому языку в процессе формирования их культурологической

компетентности // 2010. — № 2. - С. 75-77.

3. Сагайдачная В.В. Культурно-антропологический подход к проектированию

содержания школьного естественнонаучного образования // Педагогика и

психология, теория и методика обучения. 2008. - №72 (2). - С. 166-169.

4. Шеменева Н.С. Герменевтический подход на уроках русского языка //

Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 34-37. 5. Первова Г.М. Комплексный

анализ текста. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. - С. 150.

5. Махмадиева Г.С. А. Злободневные проблемы в преподавании русского

языка в условиях билингвизма // Методика обучения и воспитания и практика

2017/2018 учебного года. - 2018. - С. 82-86.

392

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.