Жамият ва инновациялар -
Общество и инновации -
Science
through time and space
Society and innovations
Journal home page:
https: //inscience.uz/index.php/socinov/index
System-active approach in the teaching of russian as a foreign
language in the principal types teaching of speech activity
Elvira SADIKOVA!
Termez state university
ARTICLE INFO ABSTRACT
Article history: The article discusses the educational systems of the country
Received February 2021 and the need to create effective learning systems, the use of
Received in revised form modern forms and methods of presenting educational material,
20 February 2021 the search for new pedagogical techniques and tools in teaching,
Accepted 15 March 2021
Available online
the problem of teaching Russian as a non-native language
acquires special significance and relevance in the context of a
15 April 2021
rapid update of information.
Keywords: 2181-1415/© 2021 in Science LLC.
approach, This is an open access article under the Attribution 4.0 International
system, (CC BY 4.0) license (https: //creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)
activity,
competence,
communication,
types of speech activity.
Nutq faoliyatining asosiy turlarini o‘rgatishda rus tilini ona tili
bo'Imagan til sifatida o‘qitishda tizim-faoliyat yondashuvi
ANNOTATSIYA
Kalit soZlar: Magolada mamlakatimizda ta’lim tizimlari va samarali o‘quv
yondashwy, tizimlarini yaratish zarurligi, o‘quv materialini taqdim etishning
faoliyat, zamonaviy shakllari va usullaridan foydalanish, o‘qitishda yangi
kompetensiya, pedagogik texnika va vositalarni izlash, rus tilini ona tili
mulogot, bo‘Imagan sifatida o‘qitish muammosi muhokama qilinadi,
nutg turlari. rus tili tezkor axborotni yangilash sharoitida alohida ahamiyat
kasb etmoqda.
1 Lecturer at the department of Russian linguistics, Termez state university, Termez, Uzbekistan.
Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - $ос1еу апа тпоуаНопз
Аим Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415
Системно-деятельностный подход в преподавании русского
языка как неродного при обучении основным видам речевой
деятельности
АННОТАЦИЯ
Ключевые слова: В статье рассматривается об образовательных системах
подход, страны и необходимости создания эффективных
система,
Деятельность систем обучения, использования современных форм и
компетенция, способов представления учебного материала, поиск новых
общение, педагогических приемов и средств в преподавании
виды речи. проблемы преподавания русского языка как неродного
приобретает особую значимость и актуальность в условиях
быстрого обновления информации.
В настоящее время в образовательных системах нашей страны, проблема
образования студентов становится чрезвычайно актуальной. В связи с этим
необходимо создание эффективных систем обучения, использование современных
форм и способов представления учебного материала, поиск новых педагогических
приемов и средств в преподавании русского языка как неродного. Поскольку
формирование профессиональной компетенции будущих специалистов происходит
на русском языке, многоаспектные проблемы преподавания русского языка как
неродного приобретают особую значимость и актуальность, тем более в настоящее
время в условиях быстрого обновления информации важно не только пробудить
интерес к накоплению знаний, расширению кругозора, но и раскрыть будущего
специалиста как Личность, способную удовлетворить свои образовательные
запросы. Обучение студентов практическому русскому языку представляет
двуединый процесс. С одной стороны, общепризнано, что необходим творческий
подход к преподаванию русского как неродного, с другой стороны -
индивидуализация обучения, предполагающая учет конкретных целей студентов и
его уровня владения языком, а также личностный подход к обучаемому, отношение
к нему не только как к объекту, но и субъекту обучения. Очевидно, что для
реализации этих требований в современной методике преподавания русского
языка как неродного необходимо определение методологических основ, среди
которых особенное место занимает такая категория, как подход. На примере
системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка как неродного
автор рассматривает обучение основным видам речевой деятельности студентов,
поскольку формирование профессиональной компетенции будущих специалистов
происходит на русском языке.
В современной ситуации глобальных изменений в образовании, нарастании
тенденций интеграции в образовательных системах разных стран проблема
образования студентов становится чрезвычайно актуальной. Это связано как с
реализацией Болонского процесса и нарастанием необходимости обеспечения
академической мобильности студентов, трансфера образовательных услуг, так и
проектированием образования студентов в условиях обучения. В связи
с этим необходимо создание эффективных систем обучения, использование
традиционных и современных форм, способов представления учебного материала,
409
Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - $ос1еу апа тпоуаНопз
Аим Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415
поиск новых педагогических приемов и средств преподавания русского языка
как неродного на филологическом факультете. Поскольку формирование
профессиональной компетенции будущих специалистов происходит на русском
языке, многоаспектные проблемы преподавания русского языка как неродного
приобретают особую значимость и актуальность, тем более в настоящее время в
условиях быстрого обновления информации важно не только пробудить интерес к
накоплению знаний, расширению кругозора, но и раскрыть будущего специалиста
как личность, способную удовлетворить свои образовательные запросы. Обучение
студентов практическому русскому языку представляет двуединый процесс.
С одной стороны, общепризнано, что необходим творческий подход к
преподаванию русского как неродного, с другой стороны, индивидуализация
обучения, предполагающая учет конкретных целей студентов и его уровня
владения языком, а также личностный подход к обучаемому, отношение к нему не
только как к объекту, но и субъекту обучения. Очевидно, для реализации этих
требований в современной методике преподавания русского языка как неродного
необходимо определение методологических основ, среди которых особенно
занимает такая категория, как подход.
Подход в лингвистике чаще трактуется как общая теоретико-практическая
позиция, определяющая: стратегию и принципы обучения; тактику, методы и
приёмы обучения русскому языку (в данном случае русскому как неродному).
Номенклатура подходов филологического образования сегодня до конца не
определена. Современные методические подходы не противоречат в целом, а
дополняют друг друга. Относительно самостоятельные, где независимое
существование каждого из подходов, на самом деле, должно быть обусловлено его
ролью в общем учебном процессе на определенных основаниях, отражающих
иерархию отношений и связей. Кратко охарактеризуем каждый из подходов и
остановимся на системно-деятельностном подходе и его роли в лингвистике.
В качестве основных направлений в филологии определяют личностно-
ориентированный (А.А. Леонтьев, И.С. Якиманская идр.); деятельностный
(И.А.Зимняя, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, С.И. Львова и др.);
системный (В.А. Бухбиндер, И.Д. Салистра, В.В. Бабайцева, А.Л. Бердичевский,
А.Д. Дейкина, А.Н. Щукин и др.); когнитивно-коммуникативный (Е.С. Антонова,
Е.А. Быстрова, Б.А. Глухов, А.Н. Щукин, Е.И. Пассов, С.И. Львова, Л.Г. Ларионова и др.);
текстоцентрический (Е.А. Антонова, Е.А. Быстрова, Н.С. Болотнова, А.Д. Дейкина,
Н.А. Ипполитова, В.И. Капинос, С.И. Львова, Т.М. Пахнова и др.). В основе личностно
ориентированного подхода - признание уникальности каждого учащегося, как
личности, и индивидуальности его развития. Обучение учащихся разных
возрастных групп в аспекте личностно ориентированного подхода предполагает
организацию деятельности с учетом его индивидуального уровня,
интеллектуального, речевого и филологического развития. Формирование всех
видов компетенций (лингвистической, языковой, коммуникативной и
культуроведческой) осуществляется в процессе учебной коммуникации,
обеспечивая синтез лингвистического, речемыслительного и интеллектуального
развития обучающихся. Деятельностный подход состоит в формировании
компетенций учащихся и осуществляется в деятельности (учебной,
познавательной, коммуникативной и др.), которая представляет собой
410
|5аепсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - $ос1еу апа тпоуаНопз
Аим Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415
совокупность — побудительно-мотивационной, —аналитико-синтетической и
исполнительной фаз, где каждая состоит из действий и операций, которым
предшествует возникновение потребности, мотивов и постановка задач. Поэтому
обучение студентов должно сопровождаться формированием мотивов учебной
деятельности, научением их ставить перед собой цели и задачи собственной
деятельности, осуществлять рефлексивный контроль её процесса и результата, а
также в случае необходимости осуществлять коррекцию действий. Изучение
любого языка должно сопровождаться занимательностью, радостью преодоления
трудностей, различными эмоциями, в таком случае интерес к изучаемому языку
делается устойчивым и целенаправленным. Деятельность, по мнению
А.А. Леонтьева, выступает также как процесс, в котором порождается психическое
отражение мира в сознании человека и выхода индивида за пределы определенной
культуры в процессе взаимодействия с «чужой культурой», что является важным
условием в нашей работе [1, С. 9]. Можно считать, что деятельность представляет
синтез процессов, отношений, которые обусловливают развитие человека и
определяют его отношение с внутренним и внешним миром. М.Н. Вятютнев,
В.Г. Костомаров, Д.О. Митрофанова, 3.Ю. Сосенко, Е.М. Степанова, рассматривая
преподавание русского языка как иностранного, уточняют содержание
деятельности и анализируют структуру деятельности. В структуре деятельности
ученые выделяют следующие компоненты: познавательная сторона деятельности,
обеспечивающая формирование, хранение и функционирование необходимых
образцов, моделей реального мира; ценностно-ориентированная сторона
или целемотивационная, которая устанавливает отношение между
объектом и субъектом деятельности; операционно-инструментальная (или
преобразовательно-технологическая); коммуникативная, связанная с общением.
Поэтому в качестве структурных компонентов деятельности определяется
познавательная сторона (мышление, с точки зрения психологии, есть познание) и
операционно-инструментальная сторона, в составе которой была выделена
коммуникация. Наиболее тесно с понятием «деятельность», «мышление», «речь»
соприкасается подход, который называется коммуникативным (Е.И. Пассов,
Н.И. Формановская); коммуникативно-деятельностным (И.А. Зимняя); личностно-
деятельностным (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев); речедеятельностным (А.Н. Щукин)
[2; 3. Несмотря на то, что ученые используют различные наименования, в качестве
основы они рассматривают общение. Развивая учение Е.И. Пассова, И.А. Зимней,
учёные уточняют, углубляют понимание подхода, основой которого является
коммуникация, представляющая речевое общение, включающее слушание или
чтениепонимание и воспроизведение прослушанного или прочитанного в
письменной или устной диалогической или монологической форме[4, С. 47]. В актах
коммуникации единицы культуры и языка, обладая самостоятельными
значениями, приобретают смыслы и значимости (5, С. 47]. Материалом для
занятий,построенных на основе коммуникации, должны становиться ситуации
реального общения, поскольку в актах коммуникации происходит постоянный
творческий процесс порождения значений, смыслов и значимостей, понимания их
и принятия адекватных решений,на что указывают А.Н. Щукин, М.И. Вятютнев.
По мнению Н.И. Формановской, коммуникативный подход вскрывает такие
411
Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - $ос1еу апа тпоуаНопз
Аим Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415
свойства языковых единиц, которые проявляются в общении, т.е. в
коммуникативных взаимодействиях партнеров в процессе обмена мыслями,
чувствами для решения важных жизненных задач.
Одним из первых лингвистов, положивших в основу изучения языка
понимание системных отношений между входящими в его состав элементами, был
родоначальник структурной лингвистики в Европе, шведский языковед
Ф. Де Соссюр, который писал: «Язык есть система, элементы которой образуют
целое, а значимость одного элемента проистекает только из одновременного
наличия прочих. В лингвистике «система определяется ..как известным
образом организованное, Т.е. упорядоченное иерархическое целое, обладающее
структурой... для выполнения определенных целей. Большинство существующих
определений языка сводится к его пониманию как системы, служащей целям
хранения и обмена информации в обществе и человеческом сознании, внутри
которой существует фонетическая, лексическая, морфологическая и др.
подсистемы. При этом каждая отрасль лингвистики уточняет общее понятие
системы применительно к своим задачам. Так, представители теории текста
считают системой каждый отдельный текст, а грамматисты в качестве подсистем
языка выделяют отдельные грамматические категории рода, числа, вида, падежа и
др. Таким образом, использование системно-деятельностного подхода при
обучении РКИ нацелено на развитие личности студентов, изучающих русский язык
как иностранный, что даёт возможность сделать процесс обучения эффективным,
творческим, а также помогает максимально облегчить усвоение традиционно
трудных для иностранцев разделов русской грамматики, а системность и
компактность описания грамматической системы русского языка формирует у
студентов системные знания, вследствие чего учит осмысленно воспринимать все
виды речевой деятельности в устной и письменной форме обучение через общение
(в нашем случае с совместной деятельностью преподавателя и студента), что
является важным условием в данной работе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
1. Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А.А. Леонтьев. М.: Наука,
1974. - С. 368.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.:
Просвещение. - 1991. - С. 222.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.
М.: Просвещение. - 1991. - С. 223.
4. Матухин Д.Л. Особенности обучения иноязычному общению студентов
нелингвистических специальностей на основе коммуникативного подхода // Вестн.
Томск. пед. ун-та. 2011. - № 6. - С. 55-58.
5. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного
(методические основы). М.: Рус. яз. - 1984. - С. 144.
412